страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Мастер-план Развитие системы фитосанитарной безопасности в Республике Казахстан в - страница №1/1
![]() 10.08.2013 ЕСЭДО ГО (версия 7.13.5) Копия электронного документа верна. МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Мастер-план Развитие системы фитосанитарной безопасности в Республике Казахстан в 2013-2020 гг. Астана, 2013 г. Паспорт
В соответствии с поручением Главы государства данным в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 151 утверждена Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020» (далее – Программа). В целях достижения обозначенных в Программе задач и показателей, а также конкретной реализации мероприятий в сфере фитосанитарной безопасности, разработан данный мастер-план. Фитосанитарная безопасность является элементами структуры стратегической продовольственной безопасности страны. Показатели распространения карантинных, особо опасных и вредных организмов являются, основными показателями, характеризующими фитосанитарное благополучие страны. Учитывая, что сельское хозяйство является важным сектором экономики страны, а по производству зерна Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины и экспортирует не менее 70% урожая, фитосанитарной благополучие страны имеет большую роль. Экспорт пшеницы является одним из главных источников валютных поступлений в экономику республики. В стране развивается овощеводство, бахчеводство, садоводство, на юге республики при искусственном орошении дают высокие урожаи хлопчатник, сахарная свекла, табак, рис. Повсеместные и усиливающиеся угрозы, исходящие от карантинных, особо опасных и вредных организмов, для сельхозтоваропроизводителей, растительного биоразнообразия и естественных мест обитания, а также экосистем остаются главной проблемой для службы защиты и карантина растений республики. Постоянно идентифицируются новые вредные организмы, или известные вредные организмы все больше распространяются и наносят ущерб в связи с изменениями в торговле и климате. Учитывая вышеизложенное одним из приоритетных направлений является реализация задач развития системы фитосанитарной безопасности.
На территории Республики Казахстан распространены 14 видов карантинных, 11 видов особо опасных вредных организмов. В целях обеспечения фитосанитарной безопасности необходимо своевременное проведение мониторинга за развитием и распространением карантинных, особо опасных и вредных организмов, составление прогноза их распространения с применением современного оборудования, определение координат их распространения для проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов распространения карантинных вредных организмов и по борьбе с вредными и особо опасными организмами. Так, на сегодняшний день прогнозируемая площадь распространения карантинных организмов на 2013 год составляет 164,1 тыс. га, в том числе карантинных вредителей - 24,1 тыс.га, карантинных сорняков и болезней - 140,0 тыс. га. Прогнозируемая площадь распространения особо опасных вредных организмов составляет 6073,598 тыс.га, из них вредителей и грызунов – 3891,398 тыс. га, болезней – 2182,2 тыс. га. Действующая структура фитосанитарной безопасности: Согласно Законам Республики Казахстан «О карантине растений» и «О защите растений» в государственную систему обеспечения карантина и защиты Республики Казахстан входят: 1.Правительство Республики Казахстан; 2.Уполномоченный орган в области защиты и карантина растений; 3.Государственные учреждения по обеспечению карантина растений:
4.Республиканское государственное предприятие по обеспечению карантина растений с фитосанитарными лабораториями и фумигационными отрядами. Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе МСХ РК с его территориальными подразделения (далее КГИ в АПК МСХ РК) – является ведомством Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, осуществляющим контрольные и надзорные функции в области фитосанитарной безопасности. КГИ в АПК МСХ РК имеет территориальные подразделения областного и районного, а также фитосанитарные контрольные посты на внешней границе Таможенного союза и на железнодорожном и авиационном транспорте. Кроме того, имеются государственные учреждения КГИ в АПК МСХ РК:
РКЛ имеет центральную лабораторию в г. Астана, 4 зональных филиалов (Алматы, Семей, Тараз, Актобе) и 5 лабораторий при фитосанитарных контрольных постах (Достык, Коргас, Калжат, Актау, Сары-Агаш). Имеются 2 интродукционно-карантинных питомника (далее - ИКП):
ИКП плодово-ягодных культур расположен в Талгарском районе Алматинской области, ИКП зерновых культур – в Шортандинском районе Акмолинской области с филиалом в Карасайском районе Алматинской области. В функции интродукционно-карантинных питомников (далее - ИКП) входит выявление в импортном посадочном и семенном материале скрытого заражения карантинными объектами и другими особо опасными вредными организмами. Республиканский методический центр фитосанитарной диагностики и прогнозов выявляет очаги распространения особо опасных организмов, вредных организмов и карантинных объектов и определяет границы их распространения, филиалы данной организации располагаются в 14 областях и 160 районах республики. Республиканское государственное предприятие «Фитосанитария» осуществляет локализацию и ликвидацию очагов распространения карантинных объектов, при этом данные виды деятельности относятся к сфере государственной монополии, а также обеззараживание подкарантинной продукции, в том числе фумигацию. Ключевые проблемы развития системы фитосанитарной безопасности: 1. Устаревшие методы и недостаточный уровень проведения мониторинговых мероприятий и лабораторных экспертиз по определению видового состава карантинных объектов. Государственные учреждения, осуществляющие функции в области фитосанитарной безопасности не достаточно оснащены, отсутствует современное оборудование позволяющее проводить исследования на наличие болезней растений, недостаточно автотранспортных средств для обследователей. При проведении мониторинговых мероприятий используются дневники наблюдений, заполняемые обследователями, что затрачивает рабочее время, когда как возможно использование определенного программного обеспечения разработанного для данных целей. Имеющие государственные учреждения не имеют интегрированной информационной системы с КГИ в АПК МСХ РК. 2. Отсутствие систематического анализа фитосанитарного риска (АФР). АФР - процесс оценки биологических или других научных и экономических данных с целью определения, вероятности распространения, акклиматизации вредного организма и риск нанесения ущерба, степени фитосанитарных мер, принимаемых против него. Однако на сегодняшний день, данная работа не проводится на должном уровне. Так, в Республике Казахстан отсутствуют АФР разработанные в соответствии международными стандартами на карантинные вредные организмы, не определены зоны свободные от вредных организмов, с низкой численностью, и подверженные опасности. Такое разделение зон позволило бы сократить время проведения обследований, так определение зон распространения того или иного карантинного вредного организма не требует ежегодных мониторинговых обследований на его наличие, а позволит проводить контрольные обследования по установлению границ зоны его распространения для принятия фитосанитарных мер. Кроме того, сократит оформление фитосанитарных документов (карантинных и фитосанитарных сертификатов), так как не потребует проведения лабораторных экспертиз подкарантинной продукции выращенной в зонах свободных от карантинных объектов.
Главной целью развития системы фитосанитарной безопасности является снижение коэффициента угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов. Основным индикативным показателем, характеризующим ожидаемое изменение фитосанитарного благополучия страны, являются показатель площади распространения карантинных и особо опасных вредных организмов, площадь проведения химических обработок и ее эффективность. Коэффициент угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов рассчитывается по формуле: ![]() Kвр– вероятность распространения; Sп - прогнозируемая площадь распространения; Sоб - площадь химических обработок; ЭФобmin– минимальная эффективность обработки (по договору); ЭФоб– фактическая эффективность обработки
Основными задачами для достижения цели является: 1) усовершенствование механизма проведения государственных мероприятий в области фитосанитарной безопасности; 2) оснащение государственных учреждений в области фитосанитарной безопасности; 3) внедрение безопасных методов борьбы против основных вредителей хлопчатника, овощных, плодовых, виноградника и других культур. 4) пересмотр компетенции местных исполнительных органов в области фитосанитарной безопасности 5) пересмотр ответственности за нарушение законодательства в области фитосанитарной безопасности.
Период реализации состоит из двух этапов: Первый этап реализации (2013-2015 годы) предусматривает внесение изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан в области фитосанитарной безопасности, разработка необходимых нормативов, частичное оснащение государственных учреждений в области фитосанитарной безопасности. Второй этап реализации (2016-2020 годы) предусматривает развитие системы фитосанитарный безопасности, внедрение новых методов и повышение уровня проведения мониторинговых мероприятий и лабораторных экспертиз по определению видового состава карантинных объектов. Ожидаемые результаты реализации задач: - снижение коэффициента угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов к 2020 году до 0,88; - осуществление систематического анализа фитосанитарного риска в соответствии международными стандартами; - определение зон свободных от вредных организмов, с низкой численностью, и подверженных опасности; - сокращение сроков оформления фитосанитарных и карантинных сертификатов из зон свободных от вредных организмов; - объединение государственных учреждений (ГУ Республиканская карантинная лаборатория, ГУ Интродукционно-карантинных питомник зерновых культур, ГУ Интродукционно-карантинный питомник плодово-ягодных культур) по обеспечению карантина растений и наделение необходимыми функциями. - достижение положительного эффекта для развития земледелия (садоводства, овощеводства, хлопководства и др.) и увеличение экспортного потенциала Республики Казахстан.
изменение действующей структуры фитосанитарной безопасности; 5.проведение систематического анализа фитосанитарного риска; усовершенствование механизма проведения государственных мероприятий в области фитосанитарной безопасности, в том числе порядка формирования запаса пестицидов (ядохимикатов); усовершенствование механизма оформления и выдачи фитосанитарных и карантинных сертификатов; пересмотр списка особо опасных вредных организмов и карантинных объектов, борьба против которых проводится за счет государственного бюджета; доработка единой интегрированной информационной системы в области фитосанитарной безопасности с охватом государственных учреждений КГИ в АПК МСХ РК.
1) разработка и утверждение нормативов оснащенности государственных учреждений КГИ в АПК МСХ РК; 2) оснащение современным оборудованием лабораторий по исследованию вредителей, сорняков и болезней растений; 3) усовершенствование методов проведения лабораторных экспертиз; 4) внесение изменений и дополнений в квалификационные требования работников государственного учреждения по обеспечению карантина растений с целью усиления кадрами с наличием научной степени.
1) разработка и утверждение нормативов для внедрения биологического метода борьбы против основных вредителей овощных, плодовых, виноградника и других культур; 2) разработка и утверждение постановление Правительства Республики Казахстан об удешевлении сельхозтоваропроизводителям стоимости затрат на приобретение биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений. В данном направлении начата работа, уже разработаны и утверждены нормативы для внедрения биологического метода борьбы против основных вредителей хлопчатника, планируется разработка нормативов для внедрения биометода против основных вредителей овощных, плодовых, бахчевых культур, виноградника. 4. Пересмотр компетенции местных исполнительных органов в области фитосанитарной безопасности:
6.Пересмотр ответственности за нарушение законодательства в области фитосанитарной безопасности: 1) определение ответственности за неправомерность действий государственных инспекторов по карантину и защите растений; 2) ужесточение ответственности за нарушение законодательства в области фитосанитарной безопасности физических и юридических лиц, с определением размера наложения административного взыскания. 7.План мероприятий по реализации мастер-плана, включающий требуемые объемы финансирования
|