Машиностроение мира - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Машиностроение мира - страница №1/1




Машиностроение мира

РЕФЕРАТ по экономической географииТема: Машиностроение мираОценка: 5 Содержание 1. Определение отрасли, ее значение 3-4 2. Сырьевые ресурсы отрасли 4 3. Размещение отрасли 4 4. Мировое машиностроение в конце 80-х годов 4-10 5. Структура отрасли 10 6. Мировое машиностроение в конце 90-х годов 10 7. Автомобилестроение мира 10-11 8. Железнодорожное машиностроение мира 11 9. Судостроение мира 1110. Авиационная промышленность 1111. Электротехническая промышленность 1112. Станкостроение мира 1213. Сельскохозяйственное машиностроение мира 1214. Группировка стран по уровню развития машиностроения15. Распределение продукции машиностроения 12-1316. Использованная литература 14 1. Определение отрасли, ее значение Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющаяуровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, посколькуобеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население –предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин иоборудования. Для нее особенно характерно углубление специализациипроизводства и расширение ее масштабов. К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую»металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехахмашиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированныхпредприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварныхконструкций для машиностроения. В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение,включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевыхпроизводств (электронная и радиопромышленность, приборостроение,станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.);производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственноемашиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическоемашиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудноемашиностроение, химическое машиностроение, производство технологическогооборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственнойсферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин,военная техника и др.). Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить постадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку исборку. По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделятьтяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличаетсябольшим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью иэнергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритныхизделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребленияметалла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производствооборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднеемашиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей вгеографии не имеют. В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяютсяновейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, этоотрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника,роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли,которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- иавтотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производствооборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства ипромышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первойполовине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичныхотраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающейпромышленности. Большое значение приобретают в наше время новые формы сотрудничествамежду странами. Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая егозадача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечениекомплексной механизации и автоматизации производства, снабжениенароднохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населениясовременными потребительскими товарами. 2. Сырьевые ресурсы отрасли Основным конструкционным материалом в машиностроение является черныйметалл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. Вто же время, в современном машиностроении черные металлы все в большейстепени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также –композитами и пластмассой. Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью,определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в другихотраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие,нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелогомашиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовоки др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе –достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большоезначение имеют и потребители, которыми являются не только население, но идругие предприятия и даже отрасли. Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы:уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижениявеса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – засчет производства большей доли проката. 3. Размещение отрасли Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическимифакторами и прежде всего – наличием достаточно большого количестваквалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовойпродукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение,является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализацияоблегчает организацию массового производства, содействует болеерациональному использованию оборудования, повышению производительноститруда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развитияспециализации и кооперирования предприятий, в машиностроении являетсяавтопромышленность. 4. Мировое машиностроение в конце 80-х годов В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться вдесятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности неможет сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менееразличия между отдельными странами остаются еще очень большими, о чемсвидетельствуют данные таблицы 1, показывающие «кто есть кто» в мировом(зарубежном) машиностроение. Из первой колонки таблицы вытекает, что лидируют в мировоммашиностроении три страны – США, Япония и ФРГ. Они же имеют наиболее полнуюноменклатуру машиностроительного производства, включающую все или почти всеего подотрасли. (Из стран СНГ в лидирующую группу входит Россия). Кромеэтих стран в состав «первой десятки» входят также Франция, Великобритания,Италия и Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения,Китай, Канада и бесспорный лидер развивающегося мира в этой отрасли –Бразилия. Таблица 1 Производство машиностроительной продукции в мире в конце 80-х годов|Страна |Стоимость |Доля |Доля || |продукции, в |машиностроения |машиностроения|| |млрд. дол. |в стоимости |в стоимости || | |обрабатывающей |экспорта || | |промышленности,|страны, в % || | |в % | |США 289,1 36 48Япония 146,2 37 64ФРГ 76,638 48Франция 40,9 33 35Великобритания 32,5 32 36Италия 30,132 34Китай 24,726 16Канада 14,725 42Бразилия 13,924 15Испания 9,922 31Индия 9,3 26 10Швейцария 8,7 38 35Швеция 7,335 44Австралия 7,123 6Нидерланды 6,5 28 19Мексика 6,114 18Республика Корея 5,6 23 33Австрия 4,424 32Бельгия 4,3 23 26Финляндия 2,9 24 28Аргентина 2,816 16Дания 2,3 24 25Сингапур 2,149 38Норвегия 2,026 18Израиль 1,9 30 20Турция 1,8 15 5ЮАР 1,8 16 3Сянган 1,3 21 21Нигерия 1,2 10 3Новая Зеландия 1,0 17 6 Примечание: Без стран СНГ и Восточной Европы В составе «второй десятки» преобладают менее крупные страны ЗападнойЕвропы с характерной для них гораздо более узкой специализацией. В неевходит также Австралия, а из развивающихся стран – Индия, Мексика иРеспублика Корея, далее других продвинувшиеся по пути индустриализации. (Из стран Восточной Европы на этом уровне находятся Польша и Чехословакия).Наконец в «третьей десятке» экономически развитые страны и развивающиесястраны представлены поровну. Данные второй колонки таблицы существенно дополняют абсолютныепоказатели ее первой колонки. Хотя на их основе возможна своя группировкастран, ограничимся лишь констатацией того, что в большинстве развивающихсястран доля машиностроения в стоимости продукции всей обрабатывающейпромышленности не превышает пока 20 %. Данные третьей колонки косвенноотражают степень втянутости машиностроения в международное географическоеразделение труда. Наиболее высока она в Японии, США, ФРГ, Швеции, Канаде, анезначительна в Австралии, Новой Зеландии, Турции, ЮАР, Нигерии. Если интерпретировать данные таблицы 1 в территориальном плане,попытавшись положить их на карту, можно сформировать представление о трехглавных машиностроительных регионах мира. Ведущее место среди них по масштабам производства (30% мирового)занимает регион Северной Америки, включающий США, Канаду, Мексику. Онособенно выделяется по крупным ЭВМ, самолетам, ракетно-космической технике,причем в США почти половина всей машиностроительной продукции направляетсяна экспорт. Регион зарубежной Европы по размерам производства примерно равен регионуСеверной Америке и фактически делит с ним первое-второе места. В качествебесспорного лидера здесь выступает ФРГ, затем следует Франция,Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего намассовых видах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение ит. п. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в ФРГ.Но по экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первоеместо не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария. На третий регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азииприходится более 1/5 мирового машиностроения. Лидирует в нем Япония,которая по темпам роста этой отрасли опередила и США и зарубежную Европу.Еще в середине 50-х годов по стоимости машиностроительной продукции Япониянаходилась на уровне Италии, но к середине 60-х годов достигла уровня ФРГ иВеликобритании, а в середине 70-х годов намного его превзошла. Как вытекаетиз таблицы, в наши дни по общим размерам машиностроения в экспорте Япония –самая высокая в мире. Помимо Японии, в состав региона правомерно включить итакие «страны новой индустриализации» как Республика Корея, Сингапур, атакже Китай. В дополнение к таблице нельзя не сказать о том, что четвертыймашиностроительный регион мира образуют страны СНГ, отличающиеся большимобъемом производства и оборудования, но отстающие по развитию наукоемкихотраслей. Кроме отмеченных четырех главных регионов на машиностроительнойкарте мира видное место занимают Бразилия, Индия, Австралия. Таков в общих чертах региональный подход к теме. Но углублениязаслуживает и характеристика некоторых отдельных отраслей машиностроения. Это относится к станкостроению, как ведущей отрасли общегомашиностроения. Данные таблицы 2 позволяют подсчитать, что на пять ведущихстран производителей (Япония, ФРГ, СССР, США, Италия) по стоимостиприходилось 2/3 выпуска станков в мире. Добавим, что они же обеспечивалипочти 60% их экспорта и 45% импорта. Первое место по размерам экспортазанимала ФРГ, второе – Япония. Это относится к автомобилестроению и судостроению, как ведущим отраслямтранспортного машиностроения. Однако пути их развития в последнее времястали различаться довольно сильно. Автомобилестроение за последние десятилетия превратилось в одну изкрупнейших отраслей машиностроения, да и всей промышленности. Если передвторой мировой войной все страны производили примерно 4 млн. автомобилей вгод, а в 1950 году 10 млн., то в 70-х годах их выпуск превысил 30 млн., в80-х годах 40 млн., а в начале 90-х годов 45 млн. Из этого количестванемногим более 70% приходится на легковые автомобили, а остальное – нагрузовые и автобусы. В «первую десятку» стран по выпуску легковыхавтомобилей в 1993 году входили: Япония (9,7 млн.), США (5,7), ФРГ(4,4),Франция (2,6), Испания (1,8), Италия(1,5), Великобритания (1,2), РеспубликаКорея (1,2), Россия (0,9), Канада (0,9). Добавим, что во «вторую десятку»входили Бразилия, Мексика, Бельгия, Австралия, Турция, Аргентина, Польша,Чехия, ЮАР, Украина. По расчетам производство легковых автомобилей в мире в2000 году достигнет 40 млн. Резюмируя, можно утверждать, что к началу 90-х годов в мире сложилосьтри главных региона автомобильной промышленности: Западная Европа (33%) иЯпония (30%). Существенное различие между ними заключается в том, что в СШАавтомобильная работает почти исключительно на внутренний рынок, тогда как вЗападной Европе и особенно в Японии – на внешний. Таблица 2 Мировое станкостроение в конце 80-х годов|Весь мир, страны |Производство, в млрд.|Доля экспорта ко || |дол. |всей продукции, в %|Весь мир 43,0 …Япония 9,8 38ФРГ 7,9 63СССР 5,0 8США 3,3 29Италия 3,0 50Швейцария 1,8 88Великобритания 1,6 39Франция 1,0 44Тайвань 1,0 66Китай 0,8 …Испания 0,8 41Республика Корея 0,8 …Румыния 0,7 …Югославия 0,8 …Чехословакия 0,5 …Бразилия 0,5 …Швеция 0,4 …Канада 0,4 …Польша 0,3 … В судостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первуюполовину 70-х годов. Своего пика он достиг в 1975 году, когда на воду былиспущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн. бр.-рег. т. (Для сравнения:в 1950 г. – 3,5 млн., в 1960 г. – 8 млн.). Но затем эта отрасль вступила вполосу длительного спада и даже кризиса, вызванного прежде всего мировымэнергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. У в1980 году спуск на воду морских судов составил 13 млн. бр.-рег. т., т. е.всего за пять лет он сократился почти в три раза! К концу 80-х годов онуменьшился до 11 млн. бр.-рег. т. Производственные мощности мировогосудостроения в наши дни используются лишь на 40%. Одновременно произошли кардинальные сдвиги и в географии мировогосудостроения. До второй мировой войны главным ареалом развития этой отраслибыла Западная Европа, в которой особенно выделялась Великобритания,державшая мировое первенство в этой области с начала XIX века. Перед второймировой войной она одна спускала на воду половину всего мирового тоннажаморских судов. Крупным судостроением выделялись и другие страны ЗападнойЕвропы. Во всяком случае в 1950 году в «первую десятку» судостроительныхстран входили (без СССР): Великобритания, США, Япония, Швеция, Нидерланды,ФРГ, Дания, Италия, Норвегия, Канада. Достаточно сравнить этот перечень сданными таблицы 3, чтобы увидеть, что из старого состава ныне в «первойдесятке» остались только Япония (с 1956 года она на первом месте), ФРГ иДания. Великобритания оказалась во «второй десятке», а Италия, Норвегия иШвеция оказались оттесненными на 19, 20 и 21 места. Таблица 3 Судостроение мира в конце 80-х годов|Весь мир, страны «первой |Спуск на воду, в тыс. бр.-рег. ||десятки» |т. |Весь мир 10900Япония 4050Республика Корея 3200ФРГ 520Бразилия 450Тайвань 450Дания 380Польша 275Китай 255Югославия 250Финляндия 170 Главное новшество – начало «переселения» мировой судостроительнойпромышленности из экономически развитых стран в развивающиеся. Об этомнагляднее всего свидетельствует пример Республики Корея, которая еще вконце 80-х заняла в мировом судостроении «вторую строчку». Япония и Кореястали не только крупнейшими производителями, но и экспортерами морскихсудов; первая из них обеспечивает 40%, а вторая 33% мирового экспорта. Явная тенденция к увеличению доли развивающихся стран, и в особенностиНИС Восточной и Юго-Восточной Азии прослеживается и в выпуске массовойпродукции бытового назначения (см. таблицы 4, 5, 6). Еще в 1980 году первые пять мест в перечне стран-производителейрадиоприемников занимали Япония, США, СССР, ФРГ и Франция. Теперь же всеместа в «первой пятерке» принадлежат странам Восточной и Юго-ВосточнойАзии, выпускающим преимущественно дешевые транзисторные радиоприемники.Особенно сильный «рывок» за 80-е годы совершил Гонконг, гдерадиотехническую продукцию выпускают сотни фирм. Во многом аналогичная ситуация сложилась и в мировом производстве часов.До начала 70-х годов признанным лидером в этой области была Швейцария,выпускавшая примерно 100 млн. наручных часов в год. Но после изобретениякварцевых часов, часовая промышленность этой страны вступила в полосукризиса, а на первое место выдвинулась Япония. Затем Японию обогналГонконг, производящий самые простые и дешевые электронные часы, и теперь в«первой десятке» уже пять азиатских стран. Нужно, однако, иметь в виду, чтомногие здешние предприятия представляют собой филиалы японских ишвейцарских фирм, которые сохранили за собой производство более сложных идорогих часов. В «первой десятке» стран-производителей фотоаппаратовазиатские страны также занимают теперь пять мест. Таблица 4 Мировое производство радиоприемников в конце 80-х годов|Весь мир, страны «первой |Выпуск радиоприемников, в млн. ||десятки» |шт. |Весь мир 165Гонконг 30Китай 21Малайзия 21Сингапур 20Япония 17,5Республика Корея 10США 9,7СССР 9Бразилия 7,5ФРГ 6 Таблица 5 Мировое производство часов в конце 80-х годов|Весь мир, страны «первой |Выпуск часов, в млн. шт. ||десятки» | |Весь мир 750Гонконг 300Япония 270Китай 70СССР 40Швейцария 28США 24Республика Корея 12ФРГ 6Индия 4Австрия 4 Таблица 6 Мировое производство фотоаппаратов в конце 80-х годов|Весь мир, страны «первой |Выпуск фотоаппаратов, в млн. шт.||десятки» | |Весь мир 50Япония 16США 9Гонконг 6Китай 3СССР 2,7Великобритания 2,3ФРГ 2Республика Корея 1Бразилия 0,6Сингапур 0,5 5. Структура отрасли Высшие этажи машиностроения (тонкое, точное, прецизионноемашиностроение). Эта группа новейших отраслей включает электронную ирадиопромышленность, производство точных машин, станков, приборов иинструмента, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяетсянаименьшей металлоемкостью и наибольшей трудо- и наукоемкостью.Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработкеи сборке. Автостроение является типичным представителем среднего машиностроения,производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслейнародного хозяйства, специализированного по стадиям технологическогопроцесса, с развитым кооперированием и ориентацией основного производствана районы концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиесявысокой технической культурой. Автомобильная промышленность включает предприятия по производствуавтомобилей всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, атакже автомобильных, мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей изапасных частей. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования дляметаллургических предприятий, горношахтного, горнорудного, крупногоэнергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков икузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритныхизделий. Сельскохозяйственное машиностроение включает предприятия по производствусельскохозяйственных машин для механизации всех видов сельскохозяйственногопроизводства (обработка почвы, посев культур, сбор урожая), в том числе вживотноводстве. Тракторное машиностроение включает предприятия по производствутракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированныепредприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей ктракторам. 6. Мировое машиностроение в конце 90-х годов Машиностроение занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленностикак по числу занятых, так и по стоимости продукции. Свыше 90% всей машиностроительной продукции производят развитые страны. В мире сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ,Япония, Китай и новые индустриальные страны Азии. В странах «Большой восьмерки» и в Китае развиты все виды машиностроения.Небольшие страны Западной Европы специализируются на точном машиностроении,новые индустриальные страны – на трудоемких отраслях машиностроения, а вомногих развивающихся странах Африки, Юго-Западной Азии и Центральной Африкимашиностроение практически отсутствует. 7. Автомобилестроение мира 90% всех выпускаемых в мире автомобилей – легковые. Ежегодно в мире выпускается более 40 млн. легковых автомобилей.Крупнейшими производителями легковых автомобилей в мире являются: 1) Япония (8,5 млн. шт.); 2) США (6,8 млн. шт.) 3) Германия (4,4 млн. шт.) В десятку крупнейших производителей автомобилей входят также Франция,Испания, Южная Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания. Крупнейшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя,Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн(Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул(Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия). 8. Железнодорожное машиностроение мира. Железнодорожное машиностроение развито в США, Японии, Франции, Германии,Чехии, Польше, России, на Украине, в Китае и Индии. 9. Судостроение мира Странами – лидерами по производству судов являются: 1) Япония (40% мирового тоннажа судов) 2) Южная Корея (33% мирового тоннажа судов) 3) Германия Судостроение развито также в Бразилии, на Тайване, в Дании, Польше,Китае, США, Финляндии, России и на Украине. Крупнейшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иокогама,Нагасаки, Пусан, Гамбург, Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай, Балтимор,Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Николаев. 10. Авиационная промышленность Авиационная промышленность, ориентируясь на научную базу ивысококвалифицированные кадры, получила развитие только в экономическиразвитых странах. Крупнейшими производителями авиационной техники являютсяСША (Хьюстон, Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Россия, Франция (Париж и Тулуза),Германия (Штуггарт и Мюнхен), Великобритания (Лондон) и Италия (Турин). 11. Электротехническая промышленность Электротехническая промышленность и электроника в развитых странахопирается на развитую научную базу, высококвалифицированные трудовыересурсы и потребителя, а в новых индустриальных странах – на дешевыетрудовые ресурсы. Данная отрасль характеризуется многоотраслевойструктурой, однако, среди лидеров можно встретить довольно ограниченнуюгруппу стран, относящихся к разряду развитых или новых индустриальныхстран, а также Китай. По производству телевизоров (130 млн. шт.) мировыми лидерами являются: 1) Китай (25 млн. шт.) 2) Южная Корея (16 млн. шт.) 3) Япония (15 млн. шт.) По производству радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются: 1) Китай (свыше 50 млн. шт.) 2) Малайзия (более 20 млн. шт.) 3) Сингапур (20 млн. шт.) По производству часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают: 1) Китай (почти 400 млн. шт.) 2) Япония (около 300 млн. шт.) 3) Швейцария (25 млн. шт.) По производству стиральных машин выделяется Китай, магнитофонов –Япония, компьютеров – США и Япония, промышленных роботов – США, Германия иЯпония. 12. Станкостроение мира Мировое производство металлорежущих станков составило в конце 1990-хгодов более 1,2 млн. штук. Некогда будучи мирового станкостроения, Россияпрактически лишилась этой отрасли. В настоящее время по производствустанкостроительной продукции выделяются: 1) Япония (200 тыс. шт.) 2) Китай (150 тыс. шт.)А далее плотной группой следуют Германия, США, Италия, и Швейцария,производящие примерно по 100 тыс. станков. 13. Сельскохозяйственное машиностроение мира. Сельскохозяйственное машиностроение имеет потребительский факторразмещения и поэтому сосредоточено в главных сельскохозяйственных регионахмира. Развитые страны, добившиеся высочайшего уровня механизации сельскогохозяйства, сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяявнимание повышению ее качества и технологических возможностей, постепенноуступают свое лидерство развивающимся странам по абсолютным показателямпроизводства. В настоящее время по производству тракторов выделяются: 1) Япония (150 тыс. шт.) 2) Индия (100 тыс. шт.) 3) США (около 100 тыс. шт.) Лидирующее положение Японии объясняется ее специализацией напроизводстве мини-тракторов, а в остальных странах мира, как правило,производят средние и мощные тракторы. Таблица 7 14. Группировка стран по уровню развития машиностроения|Страны с |Страны со |Страны со |Страны, где ||высокоразвитым|среднеразвитым |слаборазвитым |машиностроение ||машиностроение|машиностроением|машиностроением|отсутствует ||м | | | |США БразилияМонголия Саудовская АравияКанада КитайИран ЛивияГермания Австралия Перу МадагаскарРоссия ИндияКуба СомалиФранция Аргентина Албания ИсландияШвеция МексикаИндонезия ЛаосИталия ЮАРАлжир Ботсвана Япония КореяЕгипет КонгоВеликобритания Испания Чили ПанамаШвейцария Португалия Ирак Коста-РикаАвстрия Ирландия Турция ГаитиГолландия Дания Заир ТунисБельгия НорвегияНигерия СуданПольша Финляндия Вьетнам СвазилендРумыния ГрецияТаиланд Непал 15. Распределение продукции машиностроения Почти ѕ продукции машиностроения перераспределяется между развитымистранами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволитьсебе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новыеиндустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения,предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшениюкачества выпускаемой продукции. Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределяетсяследующим образом: Япония ( США США ( Западная Европа Машиностроительный комплекс России, Украины и других стран СНГ, Китая,Индии, Бразилии работает преимущественно на внутренний рынок, а этозачастую приводит к производству продукции низкого качества. 16. Использованная литература1. География промышленности России. – М.; просвещение, 1990 год2. Новое в мире (Цифры и факты). – М.;«Дрофа»,1999 год3. Готовимся к экзамену (Экономическая география 9-11 классы). – М.; «ОЛМА- ПРЕСС», 2000год4. Учебник (Экономическая и социальная география мира). - М.; просвещение,1998 год5. География (3-х томник). – В.П. Максаковский.6. География мирового хозяйства. – М.; 1991. Стр. 114.