Мартюкова Ирина Леонидовна учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория 2013-2014 учебный год пояснительная запи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе... 2 408.99kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 2 478.73kb.
Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная категория по учебному... 2 399.42kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса Учитель Брук Е. 1 153.34kb.
Махониной Татьяной Владимировной 2013-2014 учебный год пояснительная... 1 311.62kb.
Грузенко Светлана Евгеньевна, учитель немецкого языка, высшая категория... 2 1382.54kb.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория... 1 210.33kb.
Абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной категории по литературному... 1 403.51kb.
Хисамиева Альфреда Мунавировича 2012 2013 учебный год пояснительная... 1 163.33kb.
Рабочая программа (базовый уровень) по литературе в 10 классе на... 1 147.44kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Паломнические поездки в Чехию Тип тура 1 31.3kb.
- 4 1234.94kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель русского языка и литературы 1 квалификационная - страница №1/1


Принято c:\users\наталья\desktop\реквизиты рабочая программа.jpg

Педагогическим советом МБОУ «Никольская ООШ им. Н.М.Рубцова» протокол

от 29.08 2013 года №1


Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ «Никольская ООШ им. Н.М.Рубцова»

___________(Н.А.Воронина)


Утверждаю

Директор

МБОУ «Никольская ООШ

им. Н.М.Рубцова»

_________ (Ю.А.Шадрина)

Приказ


от 29.08.2013 года №150


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе Вологодского области в 8а, 9а классах.

Автор


Мартюкова Ирина Леонидовна

учитель русского языка и литературы

1 квалификационная категория
2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литература Вологодского области» разработана в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования «Литература Вологодского края» и программы «Литература Вологодского края» под редакцией И.В.Мовнар, С.Ю. Баранова.



Основные цели изучения литературы Вологодского области:

- дать разностороннее, систематизированное и показательное в историко-литературном аспекте представление о художественной словесности, связанной с Вологодским краем

- вписать литературу Вологодского края в контекст истории русской литературы, изучаемой по федеральным программам

- установить ценностные ориентиры в изучаемом материале

- расширить культурный кругозор учащихся

- включить литературу Вологодского края в активный духовный запас школьников

- способствовать созданию целостного, культурно значимого образа Вологодчины в сознании учащихся

-воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении ее культурного достояния

- формировать устойчивую личностную потребность в дальнейшем освоении культурного пространства родного края

- инициировать деятельность по литературному краеведению на территории Вологодской области

- способствовать повышению эффективности литературного образования .

Общая характеристика

Курс ориентирован на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности нашего региона. Включение этого курса в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в ее ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Изучение

этих произведений будет способствовать интеграции школьников в культурное пространство Вологодчины, укреплению духовных и социальных связей с ней.

Непременным условием успешной работы является постановка преподавания литературы Вологодского края на прочную филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную. На данный учебный предмет распространяются положения, зафиксированные в Федеральном стандарте основного общего образования по литературе (разделы «Требования к уровню подготовки», «Основные историко-литературные сведения», «Основные теоретико-литературные понятия», «Основные виды деятельности

по освоению литературных произведений»). На уроках литературы Вологодского края действуют те же методические принципы, что и при изучении курса «Литература» по федеральному базисному плану.

В программу включены авторы и произведения, отобранные с учетом принципов культурной репрезентативности, художественной состоятельности, воспитательной эффективности, а также особенностей восприятия учащихся 5, 8 и 9 классов. Для изучения предлагается материал, представляющий разные стадии и эпохи истории художественной словесности: устное народное творчество, литература Древней Руси, XIX и ХХ веков. При этом задача воссоздания единой, сквозной, хронологически последовательной истории литературы Вологодского края в программе не ставится. Согласно Федеральному стандарту, изучение словесности на историко-литературной основе начинается с 9 класса, при переходе к среднему (полному) общему образованию.



Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ОУ на изучение предмета «Литература Вологодской области» отведено в 8 а классе – 17 часов в 1 полугодии, в 9 а классе – 17 часов в 1 полугодии.

Учебник «Литература Вологодского края» под редакцией С.Ю.Баранова для 7-8 классов, 2012 г., для 9 класса 2013 г.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения литературы Вологодской области ученик должен знать:

- наиболее важные особенности художественной словесности региона;

- содержание изученных произведений фольклора и литературы;

- основные факты жизни и творчества К.Н.Батюшкова, А.Я.Яшина, В.П.Астафьева, Н.М.Рубцова, В.И.Белова;

- литературные места Вологодчины;

- не менее 5 стихотворений поэтов Вологодского края наизусть;

- предусмотренные региональным стандартом понятия;

Быть готовым применять к включенному в учебную программу материалу умения и навыки, названные в разделах «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений», и «Требования к уровню подготовки выпускников» (подразделы «Уметь» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни») федерального стандарта основного общего образования по литературе

Содержание учебного предмета

Материал отбирается в соответствии с установками федерального стандарта. При этом учитываются следующие его характеристики:

- региональная принадлежность (тематическая связь произведения с Вологодским краем, участие писателя в культурной жизни края)

- культурная значимость (важная роль автора, его творчества, данного произведения в культурной жизни региона)

- историко-литературная показательность (отчетливая выраженность в материале основных тенденций литературного процесса, характерных черт определенных периодов истории литературы)

-идейно-художественная состоятельность (соответствие произведений гуманистическому мировоззрению, нравственным принципам, основным эстетическим нормам)

- познавательная ценность ( присутствие в текстах сведений, описаний, суждений, способствующих расширению кругозора учащихся)

- жанрово-родовая репрезентативность (включение в изучаемый материал произведений, относящихся к разным литературным родам и жанрам)

- возрастное соответствие (доступность содержания, актуальность проблематики для учащихся определенного возраста)

- воспитательная направленность (наличие в изучаемом материале факторов положительного влияния на формирование личности учащихся)

- дидактическая целесообразность (наличие в материале возможностей для организации эффективного образовательного процесса).

Устное народное творчество

Легенды и предания, записанные на территории края. Произведения русского устного народного творчества в обработке вологодских писателей. (По 2 текста каждого жанра по выбору).



Древнерусская словесность

Жития вологодских святых : житие Кирилла Белозерского.


Литература 19 века

К.Н.Батюшков

3 стихотворения по выбору (например: «Счастливец», «К Дашкову», «Переход русских войск через Неман», «Песнь Гаральда Смелого», «Беседка муз»). 1 стихотворение о Батюшкове (например: П.А.Вяземский «К Батюшкову», О.Э.Мандельштам «Батюшков», А.А.Романов «Константин Батюшков в Париже»).



П.В.Засодимский. «Перед потухшим камельком»

А.В.Круглов. «Отверженный».

В.А.Гиляровский

2 произведения по выбору («Один из многих», «Мои скитания» - фрагменты)

Поэты и прозаики Вологодского края

3 произведения разных авторов по выбору (П.А.Межакова, Н.Ф.Бунакова, Н.А.Иваницкого, Ф.А.Арсеньева,)


Литература 20 века

Н.А.Клюев. «Рожество избы».

А.А.Ганин. «Был мрак и тишина».

В.Т.Шаламов. «Пава и дерево».

А.Я.Яшин. «Деревня Блудново», «Москва – Вологда».

В.Ф.Тендряков .«Весенние перевертыши».

С.С.Орлов

3 произведения по выбору («Его зарыли в шар земной», «Монолог воина с поля Куликова»; «Жаворонок»)



В.П.Астафьев. «Далекая и близкая сказка», «Звезды и елочки»

В.И.Белов

2 произведения по выбору «За тремя волоками», «Бухтины вологодские» - фрагменты.



Н.М.Рубцов

3 стихотворения по выбору («Русский огонек», «Душа хранит», «Привет, Россия», «Ночь на родине», «Ферапонтово»)



А.А.Романов

3 стихотворения по выбору («Смотрю опять», «Тетерев», «Русский язык», «Герасим», «За окном всю ночь кипело»)



О.А.Фокина

3 стихотворения по выбору («Как же ты пахнешь, родная земля», «Простые звуки родины моей», «Оратай», «Родник», «Храни огонь родного очага»)



Поэты и прозаики Вологодского края

3 произведения разных авторов по выбору ( В.С.Железняка, К.И.Коничева, А.В.Петухова)



Календарно - тематическое планирование 8 класс



Тема

Кол-во

часов


Виды деятельности

учащегося



Теория литературы

Развитие речи

Межпредметные связи,

краеведение



1

Несказочная народная проза. Легенды и предания Вологодского края

1

Составление плана вступительного слова учителя, выразительное чтение и обсуждение легенд и преданий

Легенда, предание

Словарная работа, наблюдения над лексическим составом произведений, письменные ответы на вопросы

Соотношение содержания преданий и легенд с исторической основой

2

Жанр былички на территории Вологодского края. Чтение и обсуждение быличек «Как девки на беседе сидели» (в записи Соколовых) и «Леший» ( в изложении Ф.Арсеньева)

1

Чтение быличек и обсуждение их содержания повопроса учителя, составление плана ответа на вопрос: «Каковы особенности былички как жанра устного народного творчества?»

Быличка

Словарная работа, устные ответы на вопросы учителя

Подготовка сценария литературного вечера «Литературные произведения по мотивам легенд, преданий, быличек».

3

В мире древнерусской словесности «Житие Кирилла Белозерского». Чтение и обсуждение произведения.

1

Составление плана вступительного слова учителя, чтение и обсуждение произведения.

Жанр древнерусской литературы. Жанровый канон, житие. Северная Фиваида, Православная церковь, духовная культура, Русский Север, монастырь.

Составление словаря «Жития Кирилла Белозерского»

Подготовка сценария, заочной экскурсии в Кирилло-Белозерский монастырь.

4

Образ Кирилла в житии и в произведениях древнерусского изобразительного искусства.

1

Подробный пересказ фрагментов жития. Сопоставление произведений разных видов искусства.

Жанр древнерусской литературы. Жанровый канон, житие. Северная Фиваида, Православная церковь, духовная культура, Русский Север, монастырь.

Подробный пересказ, составление плана и словарная работа

Организация встречи с искусствоведом или экскурсия в краеведческий музей

5

Устный журнал «Религиозные сюжеты, образы и переживания в творчестве поэтов Вологодского края»

1

Сообщения о поэтах, выразительное чтение, комментированное чтение

Религиозные сюжеты, образы, духовная поэзия, народный духовный стих, псалмы, апокрифические предания, евангельский сюжет.

Сообщения о поэтах, выразительное чтение, комментированное чтение. Подготовка культуроведческого комментария к произведениям «По страницам Священного Писания»

Литература и религия

6

Евангельский сюжет о рождении Христа в стихотворении С.П. Киснемского «Рождественская ночь» и А.А. Ганина «Был мрак и тишина»

1

Сопоставительный поуровневый анализ стихотворений

Религиозные сюжеты, образы, духовная поэзия, народный духовный стих, псалмы, апокрифические предания, евангельский сюжет.

Словарная работа, выразительное чтение, составление словаря стихотворений

Литература и религия

7

Историческая тематика в творчестве вологодских писателей. Чтение и обсуждение произведений С.С. Орлова «Монолог воина с поля Куликова» и В.С. Железняка «Петр на Сухоне»

1

Беседа по вопросам, устные сообщения учащихся, устное словесное рисование

Историческая тематика, историческая основа стихотворения, историческая новелла, обобщенный образ

Подготовка устных сообщений, участие в литературной беседе, построение устных монологических ответов, выразительное чтение.

Подготовка выставки книг на тему «Истрия Вологодского края»

8

В художественном мире стихотворения Н,М. Рубцова «Ферапонтово»

1

Поуровневый анализ поэтического текста

Лирика, лирический герой, композиция, тропы, фигуры, фонетические средства выразительности

Выразительное чтение, словарная работа, подготовка устных ответов

Подготовка сценария заочного путешествия в Ферапонтов монастырь

9

Нравственные уроки рассказа А.В. Круглова «Отверженный»

1

Композиционный пообразный и языковой анализ произведения. Сопоставление сюжетов рассказа и поэма Лермонтова «Беглец»

Рассказ, художественное произведение, этнографический очерк, образ-персонаж, пейзаж, сюжет.

Художественный пересказ, составление вопросов к сопоставительному анализу произведений

Конкурс на лучшую творческую работу о природе Вологодского края

10

Жизнь и нравы социального «дна» в рассказе В.А. Гиляровского «Один из многих». Смысл названия произведения.

1

Составление плана вступительного слова учителя о жизненном и творческом пути писателя, содержании и издательской судьбе сборника «Трущобные люди». Аналитическая беседа по содержанию, построение письменного высказывания «Смысл названия рассказа «Один из многих»»

Рассказ, социальная проблематика, образ-персонаж, смысл названия, стиль произведения

Составление словаря произведения, построение письменного высказывания «Смысл названия рассказа «Один из многих»»

Подготовка доклада «Традиции русского критического реализма в творчестве В.А. Гиляровского», сбор материала к устному журналу «Вологодский край в жизненном и творческом пути Гиляровского»

11

Чтение и обсуждение произведения В.Т. Шаламова «Пава и дерево». Образ кружевницы в рассказе.

1

Составление плана вступительного слова учителя о жизненном и творческом пути писателя, участие в аналитической беседе по содержанию рассказа. Характеристика образа персонажа по плану.

Рассказ, образ-персонаж, смысл названия и стиль произведения

Различные виды пересказа, аналитическая беседа

Очная или заочная экскурсия в дом-музей В.Т. Шаламова. Сбор рассказов о труде кружевниц Вологодского края.

12-13

А.В. Петухов. Сведения о писателе. Комментированное чтение повести «Дай лапу, друг медведь!»

2

Составление плана вступительного слова учителя о жизненном и творческом пути писателя. Комментированное чтение повести

Повесть, сюжетные линии, темы, образы-персонажи, особенности характеров, пейзаж, идейно-художественное своеобразие

Составление плана вступительного слова учителя о жизненном и творческом пути писателя. Комментированное чтение повести

Литература и экология

14

Темы дружбы, доверия и взаимопонимания в повести А.В, Петухова «Дай лапу, друг медведь!..»

1

Аналитическая беседа по тексту

Повесть, сюжетные линии, темы, образы-персонажи, особенности характеров, пейзаж, идейно-художественное своеобразие

Подробный и выборочный пересказы, построение устных монологических ответов

Подготовка библиографии на тему «Тема дружбы , доверия и взаимопонимания в творчестве писателей 20 века»

15

Жизнь природы и тема бережного отношения к ней в повести А.В, Петухова «Дай лапу, друг медведь!..»




Анализ эпизода, устное словесное рисование, выборочный пересказ

Повесть, сюжетные линии, темы, образы-персонажи, особенности характеров, пейзаж, идейно-художественное своеобразие

Устное словесное рисование, выборочный пересказ

Литература и экология

16

Бухтина как жанр устного народного творчества. Образ рассказчика в произведениях «Митькиныбухтины» К.А. Коничева и «Бухтины вологодские» В.И. Белова

1

Выразительное чтение, литературная беседа по текстам

Национальная культура, художественная литература как искусства слова, средства создания образа-персонажа. Бухтины как жанр УНТ. Образ рассказчика, язык персонажа

Конкурс на лучшее исполнение произведений

Подготовка сообщений на тему «Язык как средство характеристики образа персонажа»

17

В литературной гостиной «Родные слова»

1

Выразительное чтение, участие в литературной беседе и дискуссии «Как нам сохранить русский язык»

Говоры Вологодского края, национальная культуры, выразительные возможности народной речи, поэтическая образность

Выразительное чтение, участие в литературной беседе и дискуссии «Как нам сохранить русский язык»

Литература и русский язык.

Календарно - тематическое планирование 9 класс (17 ч.)



Тема

Кол-во

часов


Виды деятельности

учащегося



Теория литературы

Развитие речи

Межпредметные

Связи, краеведение



1

«Что за чудотворец этот Батюшков!» (жизненный и творческий путь поэта)

1

Составление тезисного плана лекции учителя, эвристическая беседа, выразительное чтение

Жизненный и творческий путь, жанры лирики

Аргументация своей точки зрения, выразительное чтение

Подготовка заочных экскурсий (Выставка изобразительного искусства «Батюшков и литераторы-современники». Памятные места Вологодского края, связанные с именем Батюшкова. Батюшков-художник)

2

В художественном мире стихотворения К.Н.Батюшкова «Беседка муз»

1

Аналитическая беседа, самостоятельный анализ стихотворения

Жанры лирики, романтизм, романтическоедвоемирие, лирический герой, композиция лирического произведения

Письменные ответы на вопросы, выразительное чтение, словарная работа

Подготовка заочных экскурсий

( Выставка изобразительного искусства «Батюшков и литераторы-современники». Памятные места Вологодского края, связанные с именем Батюшкова. Батюшков-художник)



3

«Любить отечество должно…» (Патриотические мотивы в произведениях К.Н.Батюшкова «К Дашкову», «Переход через Рейн»; исторический колорит в «Песни Гаральда Смелого»)

1

Аналитическая беседа, работа с ключевыми словами, анализ и интерпретация произведений, подготовка устного ответа на вопрос «Особенности звучания исторической темы в поэзии Батюшкова»

Послание, исторический сюжет, рефрен, романтизм, романтическое двоемирие, лирический герой, композиция

Словарная работа (выяснение значения слов:Гела, Дронтгейм, ловитва, пажить, секира, сеча), выразительное чтение, подготовка доклада «Жанр послания в лирике Батюшкова и Жуковского»

Связь литературных произведений с историческим временем, развитие представлений учащихся об историческом контексте

4

П.В.Засодимский. краткие сведения о писателе. Герои и проблематика рассказа «Перед потухшим камельком»

1

Комментированное чтение, характеристика образа-персонажа

Критический реализм, идейная направленность рассказа, композиция, проблематика, способы создания образа-персонажа

Словарная работа, устная характеристика образа-персонажа

Подготовка сообщения «П.В.Засодимский. писатель и его время»

5

Авторская позиция в рассказе П.В.Засодимского«Перед потухшим камельком»

1

Эвристическая беседа, подбор цитат для письменного ответа на вопрос: «Как вы понимаете смысл заглавия произведения?»

Авторская позиция, критический реализм, идейная направленность рассказа смысл заглавия

Выборочный пересказ, письменный ответ на вопрос: «Как вы понимаете смысл заглавия произведения?»

Подготовка сопоставительного анализа произведений А.С, Пушкина «Станционный смотритель» и П.В.Засодимского «На большой дороге»

6

Великая Отечественная Война в истории Вологодского края, в судьбах и творчестве писателей

1

Составление тезисного плана лекции, сообщения учащихся о писателях вологжанах, участниках Великой Отечественной Войны

Тема Великой Отечественной Войны, жанровое многообразие военной лирики и прозы, гуманизм, патриотизм

Подготовка устных сообщений, участие в литературной беседе, выразительное чтение

Сбор материалов для презентации «Великая Отечественная война в истории и культуре Вологодского края»

7-8

В литературной гостиной «Темы ВОВ в стихотворениях вологодских поэтов. Нравственные уроки произведений»

2

Прослушивание литературной композиции, обсуждение нового материала, устные ответы на проблемный вопрос.

Лирический герой, углубление и расширение понятия о лирическом сюжете и композиции лирического произведения, своеобразие поэтического языка

Выразительное чтение, беседа

Подбор произведений для сборника стихотворений поэтов вологжан о Великой Отечественной Войне

9

Идейно-художественное своеобразие произведения С.С. Орлова «Жаворонок»

1

Развернутый рассказ о литературных героях, устное словесное рисование, анализ ключевых эпизодов

Киносценарий как литературный жанр, композиция, ключевые эпизоды, образ-персонаж, кинематографические эффекты

Развернутый рассказ о литературных героях, устное словесное рисование, сопоставление произведения и его интерпретации

Литература и киноискусство (фильм режиссеров Н. Курихина и Л. Менакера по произведению Орлова «Жаворонок»

10-11

В.Ф.Тендряков.краткие сведения о писателе. Комментированное чтение повести «Весенние перевертыши»

2

Составление тезисного плана лекции , эвристическая беседа

Повесть, нравственная проблематика, способы создания образа персонажа

Комментированное чтение, составление вопросов

Литература и киноискусство (фильм режиссера Л. Аронова по повести)

12

Нравственная проблематика повести. Образ Дюшки Тягунова

1

Эвристическая беседа, характеристика образа по плану

Повесть, нравственная проблематика, способы создания образа персонажа

Словарная работа, выразительное чтение

Литература и киноискусство (фильм режиссера Л. Аронова по повести)

13

Тема первой любви в повести Тендрякова «Весенние перевертыши». Роль пушкинских мотивов в развитии темы

1

Литературная беседа, анализ эпизодов

Повесть, нравственная проблематика, способы создания образа персонажа

Выразительное чтение, участие в дискуссии

Подготовка сообщения «Роль пушкинских мотивов в развитии темы первой любви»

14-15

Устный журнал «Храни огонь родного очага» (тема родного дома и малой родины в творчестве поэтов вологжан)

2

Составление цитатного плана, литературная беседа

Лирический герой, своеобразие поэтического языка, поэтический образ

Выразительное чтение, устные ответы на вопросы

Произведения поэтов вологжан в музыке

16

Социальная и нравственная проблематика произведения В.И. Белова «За тремя волоками»

1

Рассказы о жизненно и творческом пути писателя, комментированное чтение, беседа по вопросам, составление вопросов

Двуплановость сюжетного развития, типичность образов персонажей, авторское отношение к персонажам, социальная и нравственная проблематика, роль описаний природы

Построение устных монологических высказываний, ответы на вопросы

Подготовка заочной экскурсии «Тема деревни в творчестве художников вологжан»

17

«Далекая и близкая сказка» В.П, Астафьева чтение и обсуждение рассказа

1

Эвристическая беседа, написание сочинения-рассуждения

Рассказ-воспоминание, образ-персонаж, авторская позиция, роль описаний природы, смысл заглавия

Написания сочинения-рассуждения «Нравственные уроки рассказа Астафьева «Далекая и близкая сказка»»




Материально-техническое обеспечение

  1. Портреты писателей и поэтов

  2. Презентации по жизни и творчеству поэтов и писателей.