Мари-Лаура Райан. Аватар повествования (рецензия Черил Николас) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Мари-Лаура Райан. Аватар повествования (рецензия Черил Николас) - страница №1/1

Мари-Лаура Райан. Аватар повествования (рецензия Черил Николас)
(Материал опубликован: Cheryl L. Nicholas. Avatars of story – by Marie-Laure Ryan // Journal of Communication. – December 2007. – Vol. 57, Issue 4. – pp.810–811)
Нарратология, или теория повествования, занимается изучением нарративных дивергенций и общностей, а также системных правил, которые обеспечивают эффективность обработки информации и качество конечного результата. Сложившуюяся в русле русского формализма и французского структурализма, нарратологию в течение долгого времени связывали с художественными произведениями. Однако, в последнее время, такие ученые как Мари-Лаура Райан утверждают, что электронные средства/гипермедиа являются совершенно новой и мало исследованной областью в развитии нарратологии. В своей книге Райан представляет убедительные доказательства тому, что нарратологию можно изучать в одном ряду с трансмедиа и другими междисциплинарными дисциплинами. Райан – независимый ученый, который является автором книг о нарративах и новых медиа-технологиях. Она пытается найти нечто общее в двух на первый взгляд совершенно разных понятиях: сапрессивных современных нарративных медиа-моделях и свободном антимодернистском флаксе. Её подход заключается в фокусировании на семиотических и прагматических действиях, которые лежат в основе промежуточного нарратива (mediated narrative).

Книга состоит из двух частей. Первая часть посвящена нарративным формам в старых медиа источниках (литература, кино, телевидение, картины). Во второй части исследуется интерактивный нарратив в цифровых медиа. В первой части Райан раскрывает понятия нарратива, медиа и формы, что является несомненным плюсом её книги. Она не ограничивается рамками метатеоритических исследований при определении этих трех базовых понятий. Единственное, что она упустила, так это роль аудитории, или интерактанта, которая является одним из основных компонентов нарратива. Хотя нельзя не отметить, что в последующих главах она опирается на эти понятия.

Также в первой части приводятся генерализованные выводы о художественной литературе, научной литературе и электронных медиа средствах. Райан сопоставляет Шоу Трумана с компьютерной игрой Survivor, чтобы показать связь фолк теорий с нарративным поведением в реальности. Кроме того, Райан эффективно использует такие нарративные стратегии как хроника (линейное изложение повествования), мимесис (описание), замысел (значения), для исследования темпоральности во время плейофф в соревнованиях по бейсболу (Cubs–Giants) в1989 году.

Во второй части, Райан касается интерактивной нарратологии в электронных средствах массовой коммуникации. Она исследует развитие сюжета (так называемое строение текста) и скрытые способы вовлечения читателя(modes of user involvement). Она детализирует данное понятие с помощью схем и уточнений, при этом мастерски обходит линейность и застой современной нарратологии. Кроме того, Райан тщательно исследует изменения, произошедшие за последние 25 лет в цифровом нарративе, чтобы понять прагматические отношения между контекстом и значением. Несмотря на то, что её позицию в отношении несопоставимости традиционной нарратологии и интерактивной текстуальностью нельзя назвать прочной, все-таки она верит в то, что у интерактивной нарративности будущее есть и во второй части она пытается развить эту мысль.

Райан проявляет большой интерес к изучению компьютерных игр в теоретическом плане. Она рассматривает различные пути развития нарратива в компьютерных играх, но склоняется к тому, что в перспективе нарратив в компьютерных играх только поспособствует развитию тактических умений и воображения у игроков. В заключении она объединяет старые и современные медиа источники с помощью постмодернистских нарративных методов, которые проникают и изменяют устоявшиеся иерархические нарративные структуры. Таким образом, она демонстрирует, как эти механизмы связаны с нашим восприятием художественной литературы и реальности.

Я рекомендую прочитать эту книгу, хотя у меня есть некоторые замечания к аргументам, приведенным автором. Например, она относит фотографию и кино лишь к средству выражения идей и продвижения товаров на рынок, не оказывающего в то же время влияния на политику и экономику. По моему мнению, такая трактовка выглядит незаконченной и несколько урезанной. Также использование автором гендерных местоимений выглядит, на мой взгляд, неуместно в связи с тематикой книги. Вызывает сомнения и её трактовка теории речевых актов относительно нарратива, которые она называет лишь монологами прошедших событий, не принимая при этом во внимание работу, проделанную учеными (например, символисты-интеракционисты и этнометодологисты). Они рассматривают нарратив как продуцированный и выработанный в результате общения между коммуникантами. Райан можно было бы воспользоваться надежными литературными источниками в этой области.

Райан пишет объективно и в то же время отстаивает свои взгляды, это сочетание мне особенно нравится в ее изложении теоретических моментов. Она как бы приглашает читателей на захватывающий поиск, преодолевая переплетающиеся друг с другом нарративные перспективы, начиная со структуралистов и сторонников теории речевых актов (Соссюр, Серль) и заканчивая постмодернистами (Бодрилад, Барт) и современными нарративистами (Генетт, Уайт). Так мастерски она выстраивает повествование в книге с тем, чтобы показать способность нарратологии работать с трансмедиа и междисциплинарными дисциплинами. Цели автора могут показаться недостижимыми, однако она делает очень многое для того, чтобы достичь той цели, которую она себе поставила. Её честолюбивые запросы указывают и на тип читателя, которого заинтересует её книга. К тому же язык перегружен жаргонизмами, поэтому это может оттолкнуть от её книги молодого ученого. Все же я считаю, что книга достойна всяческих похвал, в особенности за её амбициозность, приложенные усилия и тот вклад, который она внесла в область изучения нарратологии и современных медиа средств.
Черил Л. Николас

Пенсильванский государственный университет в Беркшире


Перевод подготовила:

Махонина Татьяна,



Воронежский государственный университет (Воронеж)