М., Просвещение, 2011 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
М., Просвещение, 2011 - страница №1/1



1.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.


Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;

  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Музыка в жизни человека.

30 ч.

35 ч.

14 ч.

13 ч.

4 ч.

4 ч.

2.

Основные закономерности музыкального искусства

60 ч.

66 ч.

2 ч.

17 ч.

24 ч.

23 ч.

3.

Музыкальная картина мира.

30 ч.

34 ч.

17 ч.

4 ч.

6 ч.

7 ч.

4.

Резерв.

15 ч.



















ИТОГО:

135 ч

135 ч

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч

3. Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.



4. Описание места учебного предмета.

В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.



5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального образования.

3 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки



обучающихся

Домашнее задание

Дата



















план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

«Россия – Родина моя»

1

Мелодия — душа музыки

1

- П. Чайковский симфония № 4,2 часть. «Все начинается со школьного звонка», В.Суслова.

Знать понятия: мелодия, симфония.

Уметь внимательно слушать классическую музыку, определять ее характер

Прочитать стихи о Русской природе

I




2

Природа и музыка (романс). Звучащие картины

1

- «Благословляю вас леса», П Чайковский, А. сл. Толстого. - «Звонче жаворонка пенье», Н. Римского-Корсаково, сл.А.Толстого. - «Романс» Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель».

Знать понятия: романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Раскрасить рисунки, изображающие родную природу с. 5 (рабочая тетрадь)

I




Продолжение табл.

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава

1

-«Радуйся, Росско земле». Кант на заключение Ништадного мира (1721 г.). Неизвестный автор 18 век. - «Орле Российский». Кант в честь Павловской победы. Неизвестный автор 18 век.

-«Марш Лейб-гвардии Преображенского полка».

- «Солдатушки, бравы ребятушки» стар.солдат.песня.


Знать понятия: кант, песенность, маршевость, интонации музыки и речи.

Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш)

Найти современные песни о героических событиях истории нашего Отечества.

I




4

С.ПрокофьевКантата «Александр Невский»

1

- «Величание святому благоверному и великому князю Александру Невскому». - С.Прокофьев кантата «Александр Невский»: хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском».

Знать понятия: кантата, набат, вступление.

Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание.

Вспомнить длительности.

I




5

Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна...

1

- Опера «Иван Сусанин», М.И. Глинка: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам.

- Ария и речитатив Сусанина, Хор «Славься».



Знать понятия: опера, хоровая сцена, певец-солист.

Уметь определять и сравнивать характер настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Нарисовать главного героя оперы «Иван Сусанин»

I




День, полный событий

6

Образы природы в музыке. Утро

1

-«Утро», Э.Григ (1 класс диск №1).-«Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.Чайковского(диск 1,2 класс)

Знать понятия: песенность, повтор, лад, тембр.

Уметь делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными средствами.

Выполнение рисунка на тему рассвета, утренней тишины.

II




7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек

1

-«Болтунья» С.С.Прокофьев, сл. А.Барто. - «Петя и волк» С.Прокофьев, симфоническая сказка. - «Джульетта девочка», С.Прокофьев из балета «Ромео и Джульетта».

Знать понятия: выразительность, изобразительность, контраст.

Уметь определять на слух основные жанры музыки.

Прочитать стихотворение А.Барто, как актер, от лица Болтуньи.

II




8-9

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер

1

-«С няней» сл. автора из цикла «Детская» М.П.Мусоргского. -«Нянина сказка», «Сказочка» П.И.Чайковского.

Знать понятия: мелодия, соло.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Вспомнить стихи об игрушках.

II




«О России петь – что стремиться в храм»

10

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

-«Аве, Мария!», Ф.Шуберт, сл. В.Скотта. -«Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения», С.Рахманинова. -«Скажи художник», М.Протасова, сл. Н.Бромлей.

Уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий.

Придумать ритмический рисунок.

II




11

Древнейшая песнь материнства.

1

-«Мама», В.Гаврилина, сл. Шульгиной. – «Мама» итальянская песня, Ч.А. Биксио, сл.Б. Керубини.-«Снежная песенка»,Д. Львова-Компанейца.

Знать понятия: древнейший

Уметь правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками.

Вспомнить стихи о маме.

II




12

Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!



















13

Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир

1

- «Вербочки», слова А.Блока, музыка А.Гречанинова, Р.Глиэра.

- «Осанна», Э.Ллойд Уэббер. Из рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда». «Снежная песенка», Д.Львова – Компанейца.



Знать понятия: величание, старинные распевы

Уметь петь легко, свободно, соблюдать четкую дикцию.

Выучить текст песни с.50 (учебник)

III




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

14

Святые земли Русской

1
















15

«О России петь, что стремиться в храм…»

1
















16

Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе

1

- «Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова.

- «Вторая песня Баяна», М.Глинка из оперы, «Руслан и Людмила» (1действие).

- Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.

- «Подарки», В. Шаинского, слова М. Пляцковского.



Знать понятия: былина, певец-сказитель, гусли.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Вспомнить былину о Добрыне Никитиче.

III




17

Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель...

1

-«Третья песня Леля», «Туча со громом сговаривалась» (3 действие).

- «Волшебный смычок» норвежская народная песня.

- Масленичные русские народные песни.


Знать понятия: былинный напев.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Вспомнить былину о Садко.

III




18

Сказочные образы в музыке

1

Образ Леля из оперы «Снегурочка». Н.А. Римского-Корсакова,

Знать понятия: меццо-сопрано

Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

Вспомнить масленичные русские народные игры, забавы.

III




19

Народные традиции и обряды. Масленица.

1

Масленичные русские народные песни.

Знать понятия: повтор, символ масленицы, контраст, сопоставление, народный стиль.

Уметь понимать народную музыку.

Выучить мелодию-скороговорку с.66 (учебник)

IV




В музыкальном театре

20-21

Опера «Руслан и Людмила»

2

- Речитатив и ария Руслана (2 действие),увертюра.

- «Каватина Людмилы» (1 действие).

- Сцена Наины и Фарлама. Рондо Фарлама (2 действие).

- «Проводы зимы»,Н.Римский-Корсаков, слова И.Устюжанина.



Знать понятия: Сцена из оперы, баритон, каватина, ария, сопрано.

Уметь проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Вспомнить начало эпилог поэмы «Руслан и Людмила».

IV




22

Опера «Орфей и Эвридика»

1

-«Хор фурий» (2 действие)

- «Мелодия» (2 действие).

- «Веснянка» украинская народная песня, обр. А.Луканина.


Знать понятия: опера, миф, лира.


Нарисовать рисунок по теме «Лира Орфея»

IV




23

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу.

2

-Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» (из пролога).

-Ария Снегурочки «Люблю и таю» (4 действие).

- Шествие и каватина царя Берендея.

- «Звук музыки»,Р. Роджерс, слова М.Цейтлиной.



Знать понятия: опера, ария, сопрано, шествие, каватина.

Уметь петь напевно, легко, не форсируя звук, на ценном дыхании, следить за четкой дикцией.

Вспомнить сказку А.Островского «Снегурочка». Выучить текст песни.

IV




24

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко»

1
















25

Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу

1

-«Интродукция». – «Вальс». – «Кода и финал 1-го действия». –«Звуки музыки», Р.Роджерс, слова М.Цейтлиной.

Знать понимать творчество П.Чайковского.

Уметь определять на слух основные жанры музыки.

Подобрать и раскрасить соответствующий характер персонажей с.18 (рабочая тетрадь)

IV




26

В современных ритмах.

1

- «Звуки музыки», Р. Роджерс, слова М.Цейтлиной. - Мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», А.Рыбаков. – «Мы дружим с музыкой», И.Гайдн, слова П.Синявского.

Знать понятия: мюзикл, современные интонации, ритм.

Понимать особенности мюзикла.

Выучить текст песни Р.Роджерса «Звуки музыки».

V




В концертном зале


27

Музыкальное состязание (концерт)

1

- «Концерт №1 дл фортепиано оркестром» (финал) П.Чайковский. – «Мы дружим с музыкой», И.Гайдн, слова П.Синявского. – «Музыкант-турист», Ю.Чичков, слова И. Белякова.

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, концерт.

Уметь делать разбор музыкального произведения, понимать средства музыкальной выразительности.

Подготовить творческий номер.

V




28

Музыкальные инструменты (флейта).

Музыкальные инструменты (скрипка)

1

- «Шутка», И.С. Бах – «Петя и волк», симфоническая сказка С.С. Прокофьева. – «Музыкант- турист», Ю.Чичкова, слова И.Белякова.

- «Мелодия», П.Чайковский. - «Каприс» №24, Н.Паганини. Для скрипки соло. - «Волшебный смычок», норвежская народная песня. – «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, слова И. Белякова



Знать понятия: деревянно-духовые музыкальные инструменты.

Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание.

Знать понятия: скрипач, виртуоз,




Нарисовать рисунок по теме «Флейта »

Нарисовать рисунок по теме «Скрипка Н.Паганини»



V




29

Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт».

1

- «Утро». -«В пещере горного короля». - «Танец Анитры». - «Смерть Озе». - «Песня Сольвейг», из сюиты «Пер Гюнт».

Знать понятия: сюита, тема, вариационное развитие.

Уметь определять на слух основные жанры музыки.

Нарисовать рисунок по теме «Приключения Пер Гюнта»

V




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»


30

«Героическая симфония». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.

1

- «Героическая симфония», 2 часть финал, Л. Бетховен. - «Музыкант-турист», Ю. Чичкова, слова И.Белякова. - «Всюду музыка живет», Я. Дубравин, слова В.Суслова.

Знать понятия: оркестр, финал, вариации.

Уметь размышлять о музыке, определять характер, средства музыкальной выразительности.

Не задано

VI




31

Мир Л-В. Бетховена

1
















32

Джаз – музыка ХХ века.

1

- «Я поймал ритм», Дж. Горшвин, из мюзикла «Безумная девочка», слова А. Гершвина. - «Колыбельная Клары», Дж. Гершувин. Из оперы «Порги и Бесс» (1 действие). - «Чудо музыка», Д.Кабалевский, З.Александровой.

Знать понятия: песенность, танцевальность, лад.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Придумать ритмический рисунок.

VI




30

Люблю я грусть твоих просторов. Г.В.Свиридов.

1

-«Весна. Осень. Тройка», Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». - «Снег идет», Г. Свиридов. Из маленькой кантаты «Снег идет», стихи Б. Пастернака

Знать понятия: кантата, хор, симфонический оркестр.

Уметь правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам

Подобрать стихи о русской природе.


VI




33

Сходство и различие музыкальной речи.

Мир Прокофьева

1

-Симфоническая сюита «Ала и Лоллий» (1-я часть). - «Шествие солнца», С.Прокофьев, из Скифской сюиты «Ала и Лоллий» (4-я часть).

Знать понятия: фортепианная, симфоническая, вокальная музыка

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Нарисовать рисунок по теме «Шествие солнца»

VI




34

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

1

Симфония № 40 (1 и 4 часть), В.Моцарт. – Симфония №9 (финал), Л.Бетховен.

Знать понятия: опера, симфония, песня.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Выполнить задания в рабочей тетради на с.26-27.

VI