Литературное чтение (4 класс) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа: «Литературное чтение 4 класс» 1 97.83kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 2 417.41kb.
Рабочая программа по литературному чтению Предмет: литературное чтение... 5 1461.19kb.
Литература Литературное чтение 1 класс (16 таблиц с держателями) 1 27.8kb.
Алейского района алтайского края 1 341.07kb.
Рассказ. 2 Сказка. 3 Былина. 4 Басня. Продолжи определение. 1 34.82kb.
Литературное чтение 3 класс. Путешествие в Литературную страну 1 31.21kb.
Интегрированный урок литературного чтения, опк и краеведения Тема... 1 63.95kb.
Рабочая программа по учебному предмету «литературное чтение» 1 273.73kb.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 1 85.62kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в общеобразовательном... 1 301.25kb.
«Модернизация выставочных технологий на примере выставки «5 московская... 1 290.26kb.
- 4 1234.94kb.
Литературное чтение (4 класс) - страница №1/1

Литературное чтение

(4 класс)
Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков чтения в 4 классе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, таки приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста;

2) приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями (наоснове интереса к чтению);

3) развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;

4) знакомство через литературу с миром человеческих отношений; формирование личности.

Предлагаемая в данной программе система чтения реализуется по серии книг «В одном счастливом детстве» Учебная программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии,красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ какобщий язык искусства в целом и литературы в частности.

Программа четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевойформы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Программа составлена из расчета 102 часов (3 часа в неделю), в том числе:

- на проведение проверочных работ – 10 ч.;

- написание сочинений – 3 ч.;

- проведение библиотечных уроков – 2ч.;

- проведение уроков внеклассного чтения- 10 ч.
Содержание курса

Содержание предмета «Литературное чтение» для 4 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:



Произведения современной детской литературы разных жанров (8 ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.



У истоков русской детской литературы (20ч).

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.



Детская литература XIX в. (38ч).

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (70ч).

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.



Тематическое планирование


п/п

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Уроки

На практические

работы

Контрольные (проверочные) работы

1.

Раздел 1. Любимые книги

8

6




2

2.

Раздел 2. У истоков детской русской литературы

20

16




4

2.1.

Древнерусская литература.

10

9




1

2.2.

Литература для детей XI-XVIII веков.

10

7




3

3.

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается…

38

34




4

3.1.

Литература XIX века.

8

8







3.2.

Литературная сказка.

10

8




2

3.3.

Произведения о природе.

12

12







3.4.

Произведения о животных.

8

6




2

4.

Раздел 4. XX век. Новые встречи со старыми друзьями.

39

38




1

4.1

Детская литература 20-х годов.

19

19







4.2.

Детские журналы 20-30-х годов.

20

19




1

5.

Детская литература 30-50-х годов.

10

10







6.

Детская литература 60-90-х годов.

21

19




2

6.1.

Сказочные миниатюры.

11

10




1

6.2.

Молодые детские писатели

10

9




1

ИТОГО:

136

123




13



Примерная тематика сочинений
1 Сочинение – миниатюра «Как мне запомнилось это лето»

2 Сочинение «Добро в твоем сердце»

3 Сочинение «Что я представляю, когда слушаю музыку»

4 Сочинение о весне

5 Сочинение «По страницам русских сказок»

6 Сочинение «Мой дом»

7 Сочинение «Моя сказка»
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, поставлены конкретные задачи контролирующей деятельности: наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;


использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для 4 класса



Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

4

60

75

90



Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки


Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль

прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;


- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.


Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть в 4-м классе -1страница учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

к концу 4 класса
Обучающиеся должны уметь:

  • правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать незнакомый текст целыми словами;

  • соблюдать темп чтения 90 слов в минуту;

  • подробно, выборочно пересказывать прочитанный текст с использованием приемов устного рисования, иллюстраций;

  • устанавливать последовательность действий в произведении;

  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

  • сопоставлять слова, близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте.

Обучающиеся должны знать:

  • 8-10 стихотворений наизусть;

  • приемы устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира;

  • средства художественной выразительности.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).



Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную , подтекстовую , концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.



Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.


Учебно-методическое обеспечение (основное):

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева. В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Части 1 и 2. -М.: Баласс,2009.

2. Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс:-М.: Баласс,2009.

3. Бунеева, Е. В., Яковлева, М. А. Уроки чтения по книге «В океане света». - М.: Баласс, 2008.



Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1. Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева. В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Части 1 и 2. -М.: Баласс,2009.

2. Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс:-М.: Баласс,2009.


Календарно – тематическое планирование



урока

общая



урока

в

теме

Тема урока.

Элемент расширения или углубления темы

( с новой строки)

УУД

Дата








1 книга

Раздел I. Любимые книги. 7 часов

Аудирование (слушание) Уметь воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова.
Уметь воспринимать и понимать эмоционально-нравственных переживаний. Уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.


Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста




1

1

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера».




2

2

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника». Глава I.




3

3

Е. Велтистов «Приключения Электроника». Герои картины.




4

4

Е. Велтистов «Приключения Электроника».

Экранизация произведения. Соотнесение героев книги и кино.






5

5

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».




6

6

Проверочная работа №1. «Любимые книги».




7

7

Вн.чт. Книги о ребятах-сверстниках.










Раздел II. У истоков русской детской литературы. 17 часа




8

1

Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов», Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой».




9

2

Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки».




10

3

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Югра – древняя земля.




11

4

«Поучение» Владимира Мономаха детям. «О поселянине и медведице».




12

5

Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Стихи Савватия, Симеона Полоцкого.




13

6

Древнерусская литература XI – XVII веков».




14

7

Проверочная работа №2. «Древнерусская литература XI – XVII веков».




15

8

Вн.чт. Книги о книгах.




16

9

Путешествие 2. Конец XVII века. «Детские годы Багрова-внука».(глава I)

Понимать содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.







17

10

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова».




18

11

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Составление текста-описания портрета героя.




19

12

Статьи Н. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума».




20

13

Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального» ребёнка в рассказе А. Шишкова.




21

14

Проверочная работа №3 «Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI – XVII»




22

15

Вн.чт. «Писатели о себе» (автобиографические книги)




23

16

«Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI – XVII». Составление устного текста.




24

17

Р.р. Сочинение по разделу «Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI – XVII»










Раздел III. XIX век. 30 часов




25

1

Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. Крылов «Слон и Моська».




26

2

И.А. Крылов. Басни. Выразительное чтение по ролям. Портрет героев, описание.




27

3

Первая русская литературная сказка А. Погорельский «Чёрная курица».

Выразительное чтение. Жанр: басня. Находить биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения





28

4

А. Погорельский «Чёрная курица». Характеристика героев литературной сказки.

Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста




29

5

А. Погорельский «Чёрная курица».

Задумка и выдумка автора.



Определить тему, главную мысль произведения. Различие жанров произведений.






30

6

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей




31

7

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» части 1-7




32

8

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» части 8-16.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений




33

9

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Литературная викторина по главам сказки.




34

10

Вн.чт. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде».




35

11

В. Жуковский «Спящая царевна».

Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка




36

12

В. Жуковский «Спящая царевна». Стиль автора, признаки сказок.




37

13

Литературные сказки. Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского.

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них.




38

14

В. Даль «Война грибов с ягодами». Хантыйская сказка «Саннынгатэ».

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка




39

15

Проверочная работа № 4. «XIXвек».




40

16

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

Понимание содержания литературного произведения

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них.






41

17

С. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».




42

18

Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева. Ю. Шесталов «Назови по имени».




43

19

Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе.

Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой- веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения




44

20

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Знакомство с текстом. Выразительное чтение.

Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана.




45

21

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Знакомство с текстом. Выразительное чтение.




46

22

Путешествие 7 . Школа в Ясной Поляне. Учебные книги.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.




47

23

А. Толстой «Как ходят деревья». Синий ветер послания.

Главная мысль. Жанр. Элементы




48

24

К. Ушинский. Знакомство с автором.




49

25

К. Ушинский «»Столица и губернский город.




50

26

К. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога».

Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом




51

27

К. Ушинский «Наше Отечество».

Словарное богатство русского языка. Составление плана




52

28

Обобщение по разделу «XIX век».







53

29

Проверочная работа № 5. «XIX век».




54

30

Вн.чт. Произведения А.П. Чехова для детей.

Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний










2 книга

Раздел IV. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (18 часов)







55

1

Путешествие 8. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» Главы 1,4

Уметь отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.




56

2

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» Главы 1,4

Восприятие и понимание их эмоционально- нравственных переживаний



57

3

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» Глава 8

Осознанное, правильное, выразительное чтение.




58

4

Путешествие 9. Петроград 1923 год. Редакция «Воробья».

Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения




59

5

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин».

Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний




60

6

К. Чуковский «Телефон», стихи Д. Харриса. Полезные советы.

Правильность чтения. Вы разительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста




61

7

Вн.чт. « Современные чудаки».

Выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного).

Анализ произведений, их сравнение.






62

8

Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С. Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем».

Использовать статьи литературных критиков.




63

9

С.Я. Маршак. Заметки автора.




64

10

Вн.чт « Современные детские журналы».




65

11

Е. Шварц «Два брата». Глава 1-8. Основная мысль текста, составление плана.

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний




66

12

Е. Е. Шварц «Два брата». Глава 1-8. Основная мысль текста, составление плана.

Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ.




67

13

Шварц «Два брата».




68

14

Б. Галанов «Книжка про книжки».




69

15

А. Толстой «Фофка», «Кот сметанный рот».




70

16

М. Пришвин «Изобретатель».




71

17

С. Маршак «Сила жизни».




72

18

Проверочная работа №6. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями».










Раздел 5. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30-50-х ГОДОВ (14 часов)




73

1

Путешествие 11. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке и о Симе, который тонкий».




74

2

А. Барто «Снегирь». А. Тарханов «Рябиновый пир».

Различие жанров произведений: стихотворения. Выразительное чтение




75

3

Ю. Олеша «Три Толстяка».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.






76

4

Ю. Олеша «Три Толстяка». Составление плана, устный краткий пересказ.




77

5

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом».




78

6

Путешествие 12. Р. Фраерман «Гайдар и дети».

Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа




79

7

А. Гайдар «Тимур и его команда». Глава 1-2

Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний




80

8

А. Гайдар «Тимур и его команда». Глава 3-4. Портрет героев. Описание.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию.

Уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;



чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.




81

9

А. Гайдар «Тимур и его команда». Основная мысль текста.

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях, о произведении. Пересказ текста




82

10

Путешествие 13. Н. Носов «Федина задача».




83

11

В. Драгунский «Что любит Мишка».

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного




84

12

Вн.чт. Юмористические рассказы Ю. Сотника, В. Драгунского.

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение.




85

13

Стихи А. Барто. Юмор или сатира?




86

14

Вн.чт. В. Голявкин, И. Пивоварова.










Раздел 6 . ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-х ГОДОВ (16 часов)







87

1

Путешествие 14. Стихи Б. Заходера, Е. Благининой, Ю. Коринца.

Эмоциональная окрашенность речи





88

2

Стихи И. Токмаковой, Б. Сапгира. Ю. Шесталов «Здравствуй, журавль».

Выразительное чтение. Жанр: небылица




89

3

Стихи Э. Мошковской, Э. Успенского.

Эмоциональная окрашенность речи




90

4

Стихи С. Чёрного, В. Долиной.

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста




91

5

Миниатюры Г. Цыферова.

А. Тарханов «Янка».



Уметь анализировать художественные средства языка.




92

6

Стихи Н. Матвеевой.

Стихи о нашей тайге.






93

7

Вн.чт. Любимые стихи.

Поэты Югры.






94

8

Проверочная работа №7. «Юмористические рассказы».




95

9

С. Козлов «Снежный цветок»

Понимание содержания произведения: тема, главная мысль




96

10

Путешествие 15. К. Драгунская «Крайний случай». Разные случаи.

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения




97

11

К. Драгунская «Ерунда на постном масле!».

Чтение и формулирование вопросов к автору.




98

12

Т. Собакин «Цвет ветра», «До будущего лета», «Самолёт».

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного




99

13

Обобщение по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями».




100

14

Проверочная работа №8. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями».




101

15

Вн.чт. «О чём можно, о чём хочется читать».




102

16

Путешествие по «океану света».