Литературная гостиная «Я, конечно, вернусь » - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Литературная гостиная «Я, конечно, вернусь » - страница №1/1

Литературная гостиная

«Я, конечно, вернусь...» (по творчеству В.С. Высоцкого, посвященная 75-ти - летию со дня рождения)

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с личностью, поэтическим и песенным творчеством поэта, помочь осмыслить феномен популярности автора; уяснить значение его творчества для сегодняшнего дня.


Оформление: стенд с фотоматериалами, выставка книг, компьютерная презентация, гитара, свечи, цветы.
Эпиграф:

Не поминайте ни добром, ни лихом, Зажгите молча тонкую свечу.


И пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.

Ирина Руднева



Учитель: Сегодня, 25 января мы пригласили вас на эту встречу, чтобы вспомнить с любовью и болью в душе…
В этот день 75 лет назад родился Владимир Семенович Высоцкий – поэт, актер, бард, сочинитель и исполнитель песен, простой человек, и на самом деле, звезда ХХ в

Учитель: Владимир Высоцкий ушел из жизни в самом расцвете своих творческих сил. Его популярность в нашей стране была поистине грандиозной. Он работал в одном из лучших театров страны, был известнейшим актером, а его песни звучали в каждом доме России: и в маленьких рыбацких поселках, и в общежитиях больших заводов, и в студенческих клубах, и за колючей проволокой лагерей, и на дачах высокопоставленных чиновников.
У Высоцкого был огромный талант понимать суть вещей. Герои его песен — подводники и альпинисты, уголовники и заключенные, спортсмены и солдаты, пограничники и летчики. Высоцкий пел про то, чем живет и о чем думает народ, и потому был истинно народным певцом современной России. За свою короткую жизнь Владимир Высоцкий успел сделать неправдоподобно много. Немало его прекрасных песен останется навсегда в русской культуре.
ПЕСНЯ


Чтец: Не поминайте ни добром, ни лихом, Зажгите молча тонкую свечу.
И пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыки чуть-чуть. Не надо слов ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал:
Такие люди тишины достойны.
За нас за всех он криком откричал.

2-й чтец:
Годовщина, годовщина!
Встречи горькая причина.
Наступила тишина —
Помяни его, страна.
Годовщина, годовщина.
Не свеча и не лучина,
Не лампадный фитилек —
В пепелище уголек...
Годовщина, годовщина.
Это новая морщина
На моем живет лице
Будто память о певце.
Годовщина, годовщина,
И тоска неистощима.
И несется над Москвой
Хриплый голос твой живой.
Звучит песня Высоцкого « :
Учитель: Трудно не узнать этот голос и манеру исполнения песен. Высоцкий! Он возвращается к нам вновь и вновь в своих песнях, в воспоминаниях... Высоцкий! Высь в его фамилии и героизм в его жизни. Он ворвался в российскую жизнь в начале 60-х и очень быстро стал понятен людям и дорог им.
Чтец: Ну вот, исчезла дрожь в руках,
Теперь - наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх
Навек, навек, —
для остановки нет причин —
Иду, скользя...

И в мире нет таких вершин,


Что взять нельзя!
Среди нехоженых путей
Один — пусть мой,
Среди невзятых рубежей
Один — за мной!
А имена тех, кто здесь лег,
Снега таят...
Среди непройденных дорог
Одна — моя!

Звучит песня Б. Окуджавы “О Володе Высоцком”.


Чтец: Подлинные поэты все знают о себе наперед и в точных бесстрашиых словах описывают, что и как случится. И откуда Высоцкий знал, предчувствовал свою судьбу. Будто сам загадал и сам отгадал.

(Звучит песня “Кони привередливые”).




Учитель: Высоцкий знал о себе все. Но что мы знаем о поэте Высоцком.
Наше сегодняшнее мероприятие — не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в себя боль и совесть нашего времени.

Пессимист: Я не любитель песен, но слышал некоторые в исполнении Высоцкого. Что же такого особенного спел и сделал он, если стал баловнем неслыханной прижизненной славы, предметом всеобщего восторга и поклонения, любимцем народа?


Ведущий: А вы послушайте его.

(звучит фрагмент песни....)




Пессимист: Что-то типа блатной песни.


Ведущий: Да, первые песни Высоцкого — дань времени. Он сочинял и пел так называемые «дворовые», городские песни и они принесли Высоцкому определенную пользу в смысле поиска формы, поиска простого языка в песенном изложении, удачного слова, строчки.
Пессимист: Хорошо, это все про песни, а ты мне о нем самом расскажи, и я сразу же увижу — по чести ли слава.


Учитель
: Хорошо, товарищ пессимист, сейчас расскажем
Чтец: Родился В.С. Высоцкий в Москве 25 января‚1938 года. Жил то с матерью—переводчицей немецкого языка, то в семье отца—профессионального военного. Вторая жена отца Евгения Степановна больше других поощряла поэтические пробы мальчика. Мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала сына.
Чтец: Из воспоминаний отца поэта : “Володя рос мальчиком добрым, честным, учился легко, хотя неровно, много проказничал. Обладал абсолютным музыкальным слухом, хорошо знал французский, говорил по - немецки. Среди сверстников выделялся феноменальной памятью. Писать стихи начал с 9 класса, но никому их не читал стеснялся. Что меня в нем поражало, так это умение трудиться. Бывало Володя спал по 4 часа в сутки”.


Чтец: Отрочество Владимира Высоцкого прошло в Большом Каретном переулке. Здесь он многое повидал, подсмотрел героев многих стихов и песен. Позднее — где бы ни жил — стремился в Каретный
( Слайд на экране, чтение стихотворения «На Большом Каретном»)

Чтец: Когда Володя окончил 10-й класс, он довольно решительно заявил: хочу в театральный. Но родители были против, и он вместе с другом поступает в Московский Инженерно-строительный институт. Недолго проучился там, всего полгода, уходит из института, и сдает экзамен в театральное училище. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа с пометкой одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет».
    Незадолго до успешного окончания школы-студии , рассказывал сам Высоцкий, он «услышал песню Булата Окуджавы и тогда понял, что такая манера – свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию. Делает ее более выразительной и доходчивой».

Галиев «Скалолазка»


Чтец: В 42-летнюю жизнь Высоцкого вместилось очень многое:
предвоенная и военная Москва, эвакуация в Оренбургской области, послевоенная Германия, учеба в строительном институте и школе—студии МХАТА, работа в столичных театрах, роли в 30 кинофильмах и радиоспек— таклях, пластинки за рубежом и миллионы магнитной ленты дома.
Чтец: География выступлений Высоцкого -. от Архангельска до Навойи, от Вильнюса до Владивостока. Его песни слушали в Венгрии и Болгарии, во Франици и в Германии, в Канаде и США. Им создано более 600 стихотворений, свыше 400 из которых дошли до нас как песни. Высоцкий был поэтом, композитором и просто хорошим человеком.
Оптимист: Вы все о Владимире Высоцком в прошедшем времени говорите, а ведь он жив, он и сейчас поет, как и тогда, более 25 лет назад. Поет во времени, выстреливая убийственным своим сарказмом по адресатам: лгунам и казнокрадам, предателям и лицемерам. Его голос не дает успокоения, он будоражит, он заставляет жить лучше.
Пессимист: Недостатки общественного и политического строя обсуждали, обличали многие поэты, облекая все в красивейшую литературную оболочку, а тут мало того, что хрипун, так и песни какие-то заземленные.


Оптимист: Вот из-за таких пессимистов, да глухих к правде людей Высоцкий и охрип, он же «старался, чтобы услышали. Пел, как кричал? Потому что что-то в нем кричало»


Учитель: Авторская песня, поэт—бард — мы сейчас часто слышим эти слова, но не все знают что термин “авторская песня” принадлежит Высоцкому. Пел Высоцкий очень выразительно, эмоционально, даже театрально. Но у поэта более 200 стихотворений, не спетых им. Мы знаем его как певца, видели его в кино. А теперь настало время читать его стихи. Это поможет открыть в его поэзии много нового, неожиданного, прекрасного. Высоцкий пел в разных аудиториях. Конечно, его принимали не все, а уж понимали тем более. Одни благотворили, другие— ненавидели. А сам поэт признавался:
Не привыкать глотать мне горькую слюну.
Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну.
(Звучит фрагмент песни «Охота на волков”)


Чтец:
Несмотря на запрет, на объявленную открытую войну, Высоцкий был неизменно верен себе:
И песню напишу, и не одну
И в песне той кого—то прокляну,
Но в пояс не забуду поклониться
Всем тем, кто написал, что б я не смел ложиться!
Пусть чаша горькая - я их не обману.

(звучит фрагмент песни «Канатоходец»)




Чтец: “По канату, как нерв”, вслед за Маяковским, взвалив на свои плечи ношу врачевателя общества, прошел свою короткую (всего 42 года), но яркую жизнь “не по проволоке над ареной, он по нервам, нам по нервам прошагал”.
Чтец: Высоцкий был свободным в несвободном обществе, ему было больно за Родину, которую он любил.


Пессимист: Ценил, любил, а вот чего же не любил поэт-песенник?


Ведущий: Он, как и его герой Гамлет, презирал насилие и ненавидел бессилье. Любимой ролью в театре у Высоцкого был Гамлет. В стихотворении «Мой Гамлет» он напишет:
Я прозревал, глупея с каждым днем,
И - прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нем
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Все постигал: недвижность и движенье, Но толку нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.
(Запись песни «Я не люблю»).
Чтец : Актер Михаил Ульянов вспоминает: «Песни Высоцкого... чем объяснить их феноменальную, неслыханную славу? Их все слушали, их все пели, пели для себя, но никто не мог их исполнять. Только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню. Песни Высоцкого становились горьким, глубоким раздумьем о жизни».


Чтец : Поэт Роберт Рождественский говорил: «Песни Высоцкого наполнены правдой жизни. Кажется даже, что и пел-то он не песню, а правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций, правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду своего времени. И получается, что говорил и пел он то, о чем жаждали сказать и спеть (да не сумели) обыкновенные люди. Пел не только о них, но еще и — за них, от их имени. Потому люди называли его своим».
Пессимист: Что ж его стихи и песни были направлены против негодяев, зарвавшихся начальников, их лакеям, трусам и предателям? Ну, а где же патриотизм, любовь ? Я в поэзии ценю прежде всего это, а у Высоцкого таких стихов нет, одна сплошная сатира!

Оптимист: Творчество Высоцкого разнопланово. Есть у него удивительные стихи о России, необыкновенно нежные и пронзительные – о любви!
Песня Н. А. Вичева
Чтец: Вы правы, поэзия Высоцкого проникнута большой любовью к Родине и пропитана музыкой. Поэт мечтал о лучшей доле для своей Родины.
(Учащиеся читают стихотворение “В куски разлетелась корона . . «Песня о России»
Чтец: Но есть в стихах поэта и другой мир — прекрасный мир любви и романтики. Страна Любви - Великая Страна.

(Звучит стихотворение “Баллада о любви”, “Баллада о коротком счастье» и звучит фрагмент песни “Лирическая”).




Чтец: Стихи действительно хороши. Большинство их он посвятил прекрасной женщине Марине Влади.

Это про нее, про Марину Влади, Высоцкий писал: «Маринка, слушай, милая Маринка, кровиночка моя и половинка…». Это в нее много лет был влюблен Высоцкий заочно, посмотрев к/ф «Колдунья», а когда увидел ее воочию, то понял, что это уже навсегда.

                                СЛАЙД 14 «С Мариной»
    Зная друг друга только по рассказам друзей и фильмам, в которых снимались, они как будто ждали этой встречи. И она произошла. В 1967 году Марина Влади приехала в Москву на фестиваль и попала на репетицию спектакля «Пугачев», где Высоцкий играл одну из главных ролей.
                                 СЛАЙД 15 «Пугачев»

    Марина была потрясена силой, отчаянием, необычайным голосом актера и…признанием в любви,

                                СЛАЙД 16 «на корабле»
  Чтец:  Они поженились в 1970 г., друзья устроили им великолепное свадебное путешествие на теплоходе «Грузия», в царской каюте, обитой голубым бархатом, которое запомнится навсегда.
    Они жили в разных странах, он в СССР, она во Франции, и только Марина имела возможность приезжать в Советский Союз, она вступила в КПФ, она разговаривала с Брежневым, когда он приезжал во Францию, и только это способствовало получению виз по первому запросу и ее частым поездкам к мужу в Россию. Шесть лет Марина Влади делала все возможное и невозможное, чтобы Владимир Высоцкий, получил визу на поездку за границу, в Париж, где она жила и работала. Ведь он так мечтал о свободных от цензуры концертах, о путешествиях на край земли.

Галиев «Она была в Париже»


Учитель: При жизни стихи Высоцкого не печатали да и поэтом не считали. Слав ему не слагали. Больше критиковали, запрещали петь, чаще травили — гнали, как могли,— к переднему краю. И лишь после смерти поняли, что был он большой талант. Поэзия Высоцкого — это состояние души.
(звучит песня «Беда»)
Учитель: По особому лукавству стихов всегда можно узнать: это Высоцкий. Даже казалось бы простенькие шуточные песни содержат «второй слой», подтекст.

Сценка «Диалог у телевизора» (Галиев , Бирюкова)


Пессимист: Да, убедили, что как поэт и певец он был талантлив. А каким он был человеком, товарищем?


Оптимист: Был Володя общительным, открытым, доброжелательным, трудолюбивым, ненавязчиво интересным, с огромным чувством юмора.


Пессимист: Ангел, да и только. А ведь говорят, что он дебоширом, скандалистом и жены его не выдерживали.


Чтец: Он был человеком со своими достоинствами и недостатками. Ему было многое дано от Бога, энергия била через край, но очень часто он чувствовал одиночество, находясь среди друзей, как когда- то Пушкин и Есенин, не мог приложить свой талант и силу при их избытке. Мало что знали о происходящем в душе у поэта даже очень близкие люди, и он срывался, уходил от реального мира в мир зыбкий и иллюзорный.
Учитель: Мы рассказали сегодня лишь маленькую часть из биографии Высоцкого. И у многих из вас, я думаю, появились вопросы. Вы хотели бы их задать?

Учитель: Тогда мы приглашаем вас на нашу небольшую прессконференцию, где эксперты попробуют ответить на ваши вопросы.
1Вопрос из зала: Когда именно и как появились первые песни Высоцкого?
Высоцкий начал исполнять свои песни в дружеских компаниях в начале 60-х годов, а с 1965 года — на публичных вечерах и концертах. Записываться же Высоцкий стал примерно с 1973 года на магнитофоне «Спалис» у друга Акимова. При этом каждая его песня имела пять-шесть вариантов. Сам Высоцкий, говоря о своих первых опытах исполнения стихов под гитару, называет своего учителя и друга Булата Окуджаву: «Гитара появилась так: вдруг я однажды услышал магнитофон, тогда они были совсем плохие, магнитофоны, — это был Булат. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу, тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка. И если это не ложилось на этот ритм, я тут же менял ритм и увидел, что даже работать это помогает, то есть даже сочинять — с гитарой».


2 Вопрос: Я слышал, что при жизни Владимира Высоцкого не издавались его книги и стихи, хотя на спектакли и концерты попасть было невозможно?
Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, и за короткое время Высоцкий приобрел всенародную популярность, но одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. При этом запрет на его пластинки, книги, журнальные публикации был негласным. Высоцкий болезненно переживал такую опалу. Полное молчание по радио, телевлевидению и в газетах, а между тем в стране нет, пожалуй, ни одного дома, где почти каждый не слушал бы Высоцкого... Поэт с горечью говорил: «Они делают все, чтобы я не существовал как личность. Просто нет такого — и все». Бесконечные отказы в публикации стихов изматывали поэта. Как вспоминает мать поэта, Нина Максимовна Высоцкая, она стала свидетелем одного телефонного разговора. Владимиру позвонили из редакции и сказали, что стихи напечатать не могут.
— Ну что ж, — ответил он в трубку, — извините за внимание.
Потом отошел к окну, постоял немного и вдруг резко сказал:
— А все равно меня будут печатать! Хоть после смерти, но будут! (13, 63)
Слова Высоцкого оказались пророческими. Сегодня мы видим сотни изданий лирики и прозы Высоцкого.


3Что не нравилось официальным властям в творчестве Высоцкого? Почему оп подвергался таким гонениям?
Нельзя сказать, что Высоцкого громко бранили, его последовательно душили молчанием. Дело в том, что он был непримиримым противником какого бы то ни было застоя: социального, духовного, нравственного, творческого. Он высвечивал темные стороны человеческого бытия, заставляя увидеть в своих отрицательных персонажах «сильных мира сего».
4 вопрос. Что нового внес Высоцкий в жанр авторской песни?
Неповторимость лирики Высоцкого заключается прежде всего в накале романтизма, в исповедальном характере его стихотворений. Определяя свою задачу как поэта, певца-исполнителя собственных песен, Высоцкий говорил: «Расчет в авторской песне только на одно — на то, что вас беспокоят так же, как и меня, какие-то проблемы, судьбы человеческие, что нас с вами беспокоят одни и те же мысли и точно так же вам рвут. душу или скребут по нервам какие-то несправедливости, горе людское...» В этой способности сопереживать и заключалась сила воздействия песни Высоцкого
5 Вопрос Высоцкий за 20 лет творческой деятельности написал много стихотворений, играл в театре, постоянно снимался в кино, выступал с концертами, будучи тяжело больным, даже за несколько дней до смерти. Как это можно объяснить?
Надо сказать, что Высоцкий был человек огромной трудоспособности, он совершенно не щадил себя. Три-четыре часа сна в сутки — в лучшем случае. А в остальное время — репетиции в театре, съемки в кино, записи радиоспектаклей, бесконечные концерты и гастроли, а по ночам стихи, которые не давали ему покоя. Он писал в любую свободную минуту: в дороге, во время кратковременного отдыха, во время встречи с друзьями, в машине. Ему казалось, что кто-то скупо отсчитал ему часы, и он многого не успеет.
Предчувствие смерти постоянно тревожило Высоцкого на протяжении последних лет жизни. «И дожить не успел, мне допеть не успеть» — известные строки из песни «Кони привередливые». Высоцкий боялся не успеть сказать людям то, ради чего он жил. В своем творчестве, как человек и как поэт, Высоцкий руководствовался принципом своего личного, духовного присутствия в мире. Через себя, через свою боль Высоцкий выражал чувства многих людей:
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу.
О том, насколько ответственно и требовательно относился Высоцкий к себе, можно судить по записям концертов последних лет. Когда не мог петь, он читал свои стихи, отвечал на вопросы зрителей.
6 вопрос: В чем причина преждевременной смерти Высоцкого и каковы ее обстоятельства?
Последние полгода жизни Высоцкий был уже тяжело болен и прекрасно знал (он был человек мужественный), что из круга этой болезни вырваться трудно, почти невозможно...
Нервные перегрузки, больное сердце. Умер Высоцкий от остановки сердца. Причиной смерти, указанной в медицинском свидетельстве, стала острая сердечная недостаточность (обширный инфаркт).

Чтец .
Погиб поэт. Так умирает Гамлет,
Опробованный ядом и клинком.
Погиб поэт. А мы вот живы, — нам ли
Судить о нем, как встарь, обиняком?
Его словами мелкими не троньте
Что наши сплетни суетные все!
Судьба поэта — умирать на фронте,
Мечтая о нейтральной полосе.
Чтец. Где нынче вы его единоверцы,
Любимые и верные друзья?
Погиб поэт — не выдержало сердце:
Ему и было выдержать нельзя.
Чтец: Толкуют громко плуты и невежды
Над лопнувшей гитарною струной.
Погиб поэт, и нет уже надежды
Что это просто — слух очередной.
Теперь от популярности дурацкой
Ушел он за иные рубежи.
Тревожным сном он спит в могиле братской,
Чтец .Своей былинной не растратив силы,
Лежит певец, набравши в рот воды,
И голос потерявшая Россия
Не понимает собственной беды.
А на Земле — июльские капели
И наших жизней тлеющая вить.
Но сколько песен все бы мы ни пели,
Его нам одного — не заменить..

( В конце звучит песня Розембаума “Отслужи”, зажигаются свечи. )

Владимир Высоцкий - На Большом Каретном

— Где твои семнадцать лет?


— На Большом Каретном.
— Где твои семнадцать бед?
— На Большом Каретном.
— Где твой черный пистолет?
— На Большом Каретном.
— Где тебя сегодня нет?
— На Большом Каретном.

Помнишь ли, товарищ, этот дом?


Нет, не забываешь ты о нем!
Я скажу, что тот полжизни потерял,
Кто в Большом Каретном не бывал.
Еще бы ведь…

— Где твои семнадцать лет?


— На Большом Каретном.
— Где твои семнадцать бед?
— На Большом Каретном.
— Где твой черный пистолет?
— На Большом Каретном.
— Где тебя сегодня нет?
— На Большом Каретном.

Переименован он теперь,


Стало все по новой там, верь-не верь!
И все же, где б ты ни был, где ты не бредешь —
Нет-нет, да по Каретному пройдешь.
Еще бы ведь…

— Где твои семнадцать лет?


— На Большом Каретном.
— Где твои семнадцать бед?
— На Большом Каретном.
— Где твой черный пистолет?
— На Большом Каретном.
— Где тебя сегодня нет?
— На Большом Каретном. 

 В куски
Разлетелась корона,


Нет державы, нету трона, -
Жизнь, Россия и законы -
Все к чертям!
И мы -
Словно загнанные в норы,
Словно пойманные воры, -
Только - кровь одна с позором
Пополам.

И нам
Ни черта не разобраться,


С кем порвать и с кем остаться,
Кто за нас, кого бояться,
Где пути, куда податься, -
Не понять!
Где дух? Где честь? Где стыд?!
Где свои, а где чужие,
Как до этого дожили,
Неужели на Россию
Нам плевать?!

Позор
Всем, кому покой дороже,


Всем, кого сомненье гложет -
Может он или не может
Убивать!
Сигнал!
И по-волчьи, и по-бычьи,
И - как коршун на добычу, -
Только воронов покличем
Пировать.

Эй, вы!
Где былая ваша твердость?


Где былая ваша гордость?
Отдыхать сегодня - подлость!
Пистолет сжимает твердая рука.
Конец! Всему конец!
Все разбилось, поломалось, -
Нам осталось только малость -
Только выстрелить в висок иль во врага.

 

Чтец .


Погиб поэт. Так умирает Гамлет,
Опробованный ядом и клинком.
Погиб поэт. А мы вот живы, — нам ли
Судить о нем, как встарь, обиняком?
Его словами мелкими не троньте
Что наши сплетни суетные все!
Судьба поэта — умирать на фронте,
Мечтая о нейтральной полосе.

Чтец. Где нынче вы его единоверцы,
Любимые и верные друзья?
Погиб поэт — не выдержало сердце:
Ему и было выдержать нельзя.

Чтец: Толкуют громко плуты и невежды
Над лопнувшей гитарною струной.
Погиб поэт, и нет уже надежды
Что это просто — слух очередной.
Теперь от популярности дурацкой
Ушел он за иные рубежи.
Тревожным сном он спит в могиле братской,

Чтец .Своей былинной не растратив силы,
Лежит певец, набравши в рот воды,
И голос потерявшая Россия
Не понимает собственной беды.
А на Земле — июльские капели
И наших жизней тлеющая вить.
Но сколько песен все бы мы ни пели,
Его нам одного — не заменить..