Литература Введение Термин «национальная безопасность» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Литература Введение Термин «национальная безопасность» - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
КАФЕДРА

КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Дисциплина: Конституционное право России



Л Е К Ц И Я

ТЕМА № 27: «Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации»



Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры

Протокол № 2

от “ 17 ” сентября 2012 г.





Подготовила:

доцент кафедры

к.ф.н., доцент

Кузовлева Г.В.



КРАСНОДАР

2012

ПЛАН
Введение



  1. Исторический аспект понятия национальной безопасности

  2. Методология исследования национальной безопасности

  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

  4. Безопасность современной России

Заключение

Литература

Введение
Термин «национальная безопасность» появился в последние десятилетия XX века. Для обозначения общественной защищенности жизненно важных общественных отношений во всех сферах человеческой деятельности применялись другие термины, такие как внутренняя и внешняя безопасность, государственная безопасность и многие другие. Все они между собой различаются по объекту безопасности, но в целом прямо или косвенно характеризуют такое явление как национальная безопасность.

Повышенный интерес современного российского общества заключается в том чтобы разобраться в сущности самого социального явления как безопасность, увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными ценностями и интересами. Понять роль и функции государства в создании безопасных условий жизни гражданского общества, о взаимоотношениях общества и государства, полномочиях общества в обеспечении безопасности личности и государства.

Россия за всю свою многовековую историю накопила огромный опыт обеспечения национальной безопасности

Деятельность общества и государства по обеспечению национальной безопасности ограничивалось в основном в создании условий для духовного и материального благополучия людей. Такая деятельность продолжалась до конца XIX в. Но уже в XVII в. в общем комплексе задач выделялась деятельность государства по обеспечению внешней и внутренней безопасности. К началу XX в. наиболее глубокую теоретическую проработку получила внешняя безопасность (как один из видов национальной безопасности). Внутренняя безопасность в силу различных идеологических и политических причин, до последнего времени оставалась теоретически довольно слабо разработанной. Она, как правило, привязывалась к какой-либо сфере безопасности государства: политической, экономической, социальной, оборонной.

Актуальность темы данной лекции обусловлена практическими задачами реформирования России, выработкой новой политики обеспечения национальной безопасности, отвечающей жизненно важным интересам россиян и учитывающей новые международные реалии. Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче – обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.

За годы "перестройки" и последнего десятилетия реформирования России общественное мнение россиян не пришло к единству во взглядах на национальные ценности, интересы и цели Российской Федерации в постиндустриальную эпоху общественно-политического развития.

В настоящее время общественное мнение россиян о национальной безопасности дифференцированно. В основе каждого мнения лежат различные основания, начиная с религиозных убеждений и заканчивая идеологическими убеждениями которые остались даже после развала С.С.С.Р.. Но все мнения на каком бы основании они не строились приходят к одному и тому же выводу что в данный момент национальная безопасность должна быть одной из приоритетных задач государства.

Экономическая отсталость и неэффективность реформистской деятельности правительства замедляют формирование общественного мнения россиян о национальной безопасности, базирующейся на безусловной ориентации на общенациональные ценности, интересы и цели Российской Федерации, на жизненно важные интересы личности, общества и государства.

Целью данной лекции является анализ современной безопасности в Российской федерации, перспективы её развития а также исследование основных направлений деятельности государства в сфере безопасности



  1. Исторический аспект понятия национальной безопасности

Без понимания термина национальная безопасность и без знания его развития, государство не сможет обеспечить себя и граждан в нем проживающих полной защищенностью от всех видов угроз.

Впервые термин «в интересах национальной безопасности» прозвучал из уст президента США Теодора Рузвельта в 1904 году, в обращении к Конгрессу в связи с Панамским кризисом. Однако национальная безопасность как политическое понятие гораздо старше, чем сам термин. Она возникла одновременно с государством, и об ее надежности заботились многие властители, политики, государственные деятели. При этом речь шла исключительно о безопасности государства как основного инструмента защиты граждан – о личности или гражданском обществе тогда просто не думали. О защите государства как об основной обязанности граждан говорили в свое время Сократ, Платон, Конфуций, киевские князья - Святослав Игоревич, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, флорентиец Никколо Макиавелли, отец монархического авторитаризма француз Арман Жан дю Плесси – герцог де Ришелье, американский революционер Джордж Вашингтон и английский консерватор лорд Уинстон Черчилль. «Забота о самосохранении есть самая важная из забот государства» - утверждал Жан Жак Руссо в своем трактате «Об общественном договоре». Очень образно сказал о необходимости государства стоять на страже духовных и материальных основ безопасности в своем политическом завещании государственный канцлер России Карл Вильгельм Нессельроде. Он говорил о необходимости заняться «…развитием своих нравственных и материальных сил. Эта внутренняя забота является первою нуждою страны, и всякая внешняя деятельность, которая могла бы тому препятствовать, должна быть тщательно устранена»

Долгое время безопасность как сфера деятельности была предметом скорее практики государственного управления, а не объектом теоретической науки.

Изучать национальную безопасность начали совсем недавно, примерно в середине сороковых годов XX века. Первыми структурами, взявшимися за системное изучение предмета, были финансовые и разведывательные аналитические службы – с очень конкретной спецификой научной направленности. Главным в их деятельности было обеспечение защиты собственных военно-политических интересов.

С появлением угроз глобального масштаба – в первую очередь атомного оружия – стала очевидной необходимость формирования глобальных систем безопасности, способных определить, сформулировать и обеспечить условия для выживания всего человечества и сохранения цивилизации.

В XXI веке человечество вступило в радикально изменившиеся геополитические условия. В течение последних лет произошло крушение биполярной системы международных отношений, в которой поддерживался определенный баланс сил, позволявший сохранять общую международную безопасность. В мировом развитии возобладали две взаимоисключающие тенденции:


  • - первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами, в становлении многополярного мира;

  • - вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права, формирование однополярного мира, обеспечивающего выживание «золотого миллиарда» за счет природных ресурсов и населения других стран.

Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются также качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Понимание национальной безопасности как защищенности жизненно важных интересов характерно и для официальных документов США по стратегии национальной безопасности. Национальная безопасность, исходящая из национальных интересов, определяется множеством факторов и условий, поэтому они не могут трактоваться законом. И эта практика в каждом государстве своя: в США – национальные интересы определяются ежегодном посланием Президента Конгрессу, в Великобритании – речью Королевы в парламенте.

Национальные интересы как ключевое понятие безопасности используется в США с явно идеологической целью - «прикрыть» активную и агрессивную защиту национальных интересов по всему миру весьма респектабельной риторикой обеспечения национальной безопасности.

США стремятся стать мировым лидером, установить новый однополярный «мировой порядок» и их национальные интересы простираются в Каспийском регионе, Персидском заливе, в Афганистане и т.д. Интерес вполне понятный и оправданный - любая страна в идеале заинтересована этого достичь, другой вопрос – какими средствами. Но абсурдно считать, что препятствование США легитимными, законными средствами и способами в достижении «мирового лидерства» есть покушение на национальную безопасность Соединённых Штатов. Скорее Америка, реализуя свои глобальные интересы посредством подкупа политических элит, силового давления и даже бомбардировок, покушаются на национальную (и военную) безопасность других стран, в том числе и России. Ведь, по мнению Дж. Коллинза, национальная безопасность - это «...искусство и наука об использовании государственной мощи в любых условиях для достижения желаемой степени и формы контроля над противостоящей стороной посредством угроз, силы, непрямого давления, дипломатии, хитрости и любых других средств и тем самым обеспечения интересов и целей национальной безопасности». По логике Дж. Коллинза получается, что любое государство, сопротивляющееся попыткам США установить над ним контроль, угрожает национальной безопасности американского государства. Представляется, что в отечественные документы подобные формулировки попали вследствие их некритического заимствования из весьма идеалогизированных американских «первоисточников».

Таким образом, определение безопасности через защищенность интересов противоречиво по смыслу. Защиту даже жизненно важных интересов далеко не всегда можно относить к обеспечению безопасности. Особенно это касается соперничества заинтересованных субъектов за ограниченные объемы жизненно важных для них ресурсов, ценностей, если последние законно принадлежат другим собственникам.

В недалеком прошлом военная опасность со стороны США и стран НАТО для СССР носила многоцелевую направленность. После распада Советского Союза и резкого ослабления военного могущества России эта опасность со стороны НАТО сохраняется, однако, ее направленность теперь изменилась. США и НАТО поддерживают напряженность военно-политических отношений с Россией, но при этом ставят избирательные цели - продолжать ослабление обороноспособности нашей страны, не допускать Россию в военные союзы, воспретить доступ к новым военным технологиям, закрыть для нее рынки вооружения, ограничить военное влияние России на страны ближнего зарубежья и т.д.

Ускорение процесса вовлечения восточно-европейских стран в НАТО, втягивание их в антироссийские акции (Босния и Герцеговина, военные действия против Югославии из-за проблемы Косово) убедительно показывают подлинное лицо НАТО, и особенно США, в отношениях с Россией.

Распад Советского Союза и появление на его территории новых государственных образований резко и во многом изменили геополитическое положение регионов России. Это выразилось в увеличении числа приграничных ее субъектов. В СССР из 76 республик, краев и областей приграничными были 29, теперь их около 50 субъектов Российской Федерации. Из 6 крупных геоэкономических регионов только Волго-Вятский не имеет прямого выхода к государственной границе. В результате ощутимыми для России стали три геополитических вызова: со стороны Запада, готового потеснить Россию с ее европейских границ; со стороны Востока, стремящегося вовлечь в сферу своего влияния не только близкие ему республики Средней Азии, Кавказа, но и соответствующие автономии, входящие в состав Российской Федерации; со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона, готового к «мирной колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири. Что же касается Севера, по мнению ученых-североведов, только восьми странам выпало счастье прилегать к Арктике – поистине Олимпийской вершине земли. Кто владеет Арктикой, владеет всем миром.

На смену опасности глобального уничтожения, характерной для периода холодной войны, пришли международный терроризм и организованная преступность, воинствующий сепаратизм и межэтнические противоречия, незаконный оборот оружия, наркотиков и другие негативные явления, которые наблюдаются во всех приграничных регионах России. Международное сообщество и отдельные государства оказались не готовыми к эффективному противостоянию этим опасностям. Более того, появилась тревожная тенденция, когда внешние силы пытаются «поиграть» на региональных проблемах, что приводит к крайне негативным последствиям для национальной безопасности.

Серьезную угрозу национальной безопасности на современном этапе представляет информационное противоборство, которое усиливается с продвижением НАТО на Восток. Несмотря на официальные систематические заявления о миролюбии и партнерстве, против России и ее армии, рядом стран ведется нарастающая информационно-психологическая деятельность, в том числе и через российские средства массовой информации, с целью подрыва морального духа войск и деморализация населения. В этой связи Государственная Дума Российской Федерации приняла заявление «О недопустимости использования российских средств массовой информации в психологических операциях Организации Североатлантического договора». Это касается информационной империи «Медиа-Мост» (НТВ и региональная ТВ-сеть, «Эхо Москвы», газеты «Известия», «Сегодня», «Общая газета», журнал «Итоги»). Наполеон высоко оценивал возможности средств идеологического воздействия, говоря, что «три враждебные газеты опаснее 100 тысяч вражеского войска».

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В свете всего выше изложенного можно дать определение национальной безопасности и концепции национальной безопасности:


      • Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

      • Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

  1. Методология исследования национальной безопасности

Сегодня к проблемам национальной безопасности обращаются представители не только социологии, политологии, экономики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структурные и функциональные компоненты общей социальной системы национальной безопасности. Среди них – философы, историки, психологи, демографы, экологи, юристы, биологи и др.

Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный подход к исследованию национальной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднозначно и противоречиво развивающейся социальной действительностью. Комплексное исследование национальной безопасности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только отдельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление социальных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих.

Изучение национальной безопасности требует нового категориального аппарата и комплексного исследования проблем безопасности, применения современных методов сбора и анализа информации.

Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опасности, политика обеспечения национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности. Диалектический сплав структурных компонентов этой системы олицетворяет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отношений личности, общества и государства в их деятельности по созданию условий существования и устойчивого развития.

В реформирующейся России именно защита национальных ценностей, интересов и целей, правильный выбор национальных способов и путей является главным условием обеспечения национальной безопасности.

Сложность исследуемых процессов и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и сила влияния эволюционных процессов на параметры системы национальной безопасности стремительно растут по мере исторического развития. Это определяет необходимость выработки цельной системы корректных и научно обоснованных прогностических методов исследования, оценки состояния и перспектив развития национальной безопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз национальным ценностям, интересам и целям Такая система прогностических методов позволила бы снять социальную и экономическую напряженность, предотвратить наступление крупномасштабных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших и сложнейших проблем современности. Их важность настолько велика, что все методы, средства и инструменты, применение которых может помочь их решению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности.

До 1997 г. в России не было единого документа, отражающего концепцию национальной безопасности. Вместо него государство и общество полагались на некий синтез программных заявлений государственных и партийных деятелей, которые отражали национальные ценности, интересы и цели, а также угрозы им.

В настоящее время в Российской Федерации активно дорабатывается Концепция национальной безопасности (схема приведена в Приложении 1).

В процессе разработки концепции, политики и стратегии национальной безопасности их авторы должны придерживаться единого понимания национальной цели, национальных ценностей и интересов.

Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю национальную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как идеальный результат деятельности, удовлетворяющий устремления, подавляющего большинства россиян. Если такая формулировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстракции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспечения национальной безопасности. Исчезает и смысл реального целеполагания, как руководства при выборе одного из альтернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения национальной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих совокупность социальных ценностей и жизненно важных интересов личности, различных социальных групп, общества в целом, и самого государства.

Несмотря на плюрализм социальных интересов, справедливо утверждать, что жизненно важные интересы личности, социальных групп и государства вполне определены и немногочисленны. Кроме того, каждый из нас несет в себе собирательный образ всех россиян, как единого народа. И тот, кто руководит государством и обществом, не может игнорировать национальную самобытность и национальные цели и интересы общества. Хотя и неразумно сегодня ожидать, что провозглашение руководством неких национальных целей вызовет единодушную поддержку, однако, руководитель должен стремиться к национальному консенсусу. В настоящее время общество могло бы поддержать такую национальную цель, как безопасность и благосостояние народа (духовное и материальное).

Национальные интересы могут быть охарактеризованы как осознание потребностей трех компонентов нации – личности, общества и государства. Потребности объективно возникают в различных сферах жизнедеятельности людей, среди которых можно выделить шесть групп интересов:


  • экономические (внешние и внутренние);

  • политические (внешние и внутренние);

  • социальные (внутренние);

  • экологические (внутренние);

  • оборонные (внешние и внутренние);

  • информационные (внешние и внутренние).

Эти группы интересов проявляются на трех уровнях внутри страны – федеральном, региональном и местном. Они взаимосвязаны и часто наслаиваются друг на друга. При защите их целесообразно использовать все способы и ресурсы обеспечения национальной безопасности.

В первую очередь подлежат защите государством и обществом высшие жизненно важные интересы нации. В зарубежной политологии их часто называют "интересами выживания нации". К ним относятся: защита национальной независимости (суверенитета), территориальной целостности и конституционного строя; конституционные права и свободы человека, возможность продолжить свой род и развиваться, личная и имущественная безопасность, здоровая среда обитания человека; реальное функционирование структур гражданского общества, функционирование механизмов контроля над государством, условия для духовного и материального благосостояния (без этого нация "скатывается" к тоталитарному государству и постепенно деградирует, что ведет к политической нестабильности и, в конечном счете, может привести к "умиранию" государства). Группы лиц, институты и отдельные личности могут иметь свои собственные интересы (групповые, профессиональные, корпоративные и т.д.).

Жизненно важные интересы и национальные ценности являются наиболее стабильными элементами системы национальной безопасности. В то же время необходимо иметь в виду, что в российском политическом процессе не было и нет какого-либо институционально закрепленного способа определения иерархии социальных интересов. Нет плана реализации интересов, который оставался бы неизменным при смене руководства страны и в котором бы были провозглашены национальные интересы в конкретных регионах и сферах жизнедеятельности. Руководитель должен весьма внимательно отражать комулятивный, интерактивный и динамичный процесс выражения национальных интересов. Он должен тонко реагировать на смену нюансов, личностей, предрасположенностей и, конечно же, политики. На стратегическом уровне планирования внутренней безопасности руководитель должен стремиться к выявлению и определению интересов региона (субъекта Федерации), но учитывать при этом национальные интересы. Это также можно отнести к отраслевому (ведомственному) планированию. Посредством политического процесса региональные и ведомственные интересы согласуются.

Поскольку лица, определяющие политику, делают упор на различные интересы, определяют разные приоритеты во внутренней и внешней политике или придают новое толкование старым социальным интересам и приоритетам, то концепция, политика и стратегия национальной безопасности должна строиться на совокупности жизненно важных интересах личности, общества и государства, т. е. на национальных интересах.

Определение ресурсов (материальных, интеллектуальных и духовных) национальной безопасности – необходимое условие для формулирования стратегий национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества. Ресурсы обеспечивают защиту национальных интересов посредством достижения целей (в сферах безопасности, на различных уровнях обеспечения безопасности). Поэтому их распределение невозможно без иерархии жизненно важных интересов. Я предлагаю в ранг национальных интересов, кроме высших жизненно важных интересов личности, общества и государства, ввести категории "первоочередных" и "второстепенных" интересов.

Изучение альтернативных вариантов политики обеспечения национальной безопасности позволяет лицам директивного уровня определить возможные последствия каждого варианта, с точки зрения первоочередности реализации интересов. Концепция же национальной безопасности должна указать, что должно быть осуществлено, чтобы были соблюдены приоритеты в национальных интересах.

Варианты политики обеспечения национальной безопасности ограничиваются внутренними и внешними факторами. Эти факторы создают среду, в которой известные силы либо действуют в одном направлении с национальными интересами, либо вразрез с ними. Поэтому при формировании политики национальной безопасности важно проанализировать совпадающие с национальными интересами интересы других государств, выделить конфронтационные с другими государствами интересы России, учесть тенденции во внутренней и внешней среде. Такой анализ позволит спрогнозировать тенденции развития внутренней и внешней ситуации, в которой будет осуществляться политика обеспечения национальной безопасности. Например, тенденции развития экономически могут повлиять на внутренние приоритеты в такой же степени, в какой влияют результаты переговоров по разоружению на уровни стратегических сил.

Имея набор предполагаемых тенденций, можно оценивать альтернативные варианты политики обеспечения национальной безопасности и соответствующие им стратегии. Понятие вариантов политики обеспечения национальной безопасности является концептуальным и предполагает последующие действия по достижению национальной цели. Указанная политика проводится в поддержку высокоприоритетных национальных интересов, определенных концепцией национальной безопасности (интересов выживания нации и "первоочередных" жизненно важных интересов личности).

Политика реализуется через стратегию обеспечения национальной безопасности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Политика определяет основные направления, движение к достижению национальной цели, а стратегия, выраженная в конкретных государственных актах, представляет собой подробные варианты действий государственных органов с указанием ресурсов и конкретных мер, необходимых для реализации политики. Государственные органы в осуществляемых ими программах выражают политику в области обеспечения национальной безопасности.

Каждое федеральное учреждение на основании политики обеспечения национальной безопасности, выраженной концептуально, разрабатывает ряд программ для непосредственной реализации каждого направления политики. Эти программы должны быть тщательно скоординированы между министерствами и иными ведомствами, чтобы обеспечить синергетический характер осуществления программы. Любые недостатки, дефекты или сбои в межведомственной координации осуществления программы ведут к разбазариванию бюджетных ресурсов России, а также к тому, что элементы различных программ начинают наносить вред друг другу.

Стратегию обеспечения национальной безопасности можно определить как науку сосредоточения и использования различных средств и ресурсов страны для достижения национальных целей в конкретных сферах жизнедеятельности. Она выражается, как это было отмечено выше, в различных государственных актах, которые определяются политикой обеспечения национальной безопасности и является содержанием действий для Президента РФ, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации. Они говорят им о том, что они должны делать и что они должны стремиться заполучить от государственных органов власти и управления субъектов Российской Федерации, а также от общества для обеспечения и защиты национальных интересов в соответствии с концепцией, политикой и стратегией национальной безопасности.

Определение элементов национальных политик и стратегий других государств имеет прямое отношение к национальной безопасности России. Однако многие аспекты внутренней и внешней политики связаны с национальной безопасностью лишь опосредованно. В целом определение элементов внутренней и внешней политики, которые имеют отношение к национальной безопасности, находятся под значительным влиянием природы возникающих проблем и характера осуществляемой стратегии. Как правило, напрямую вопросы национальной безопасности затрагивают деятельность силовых структур, министерства иностранных дел, министерства торговли и экономического развития, министерства энергетики, министерства налогов и сборов, а также некоторых агентств и служб РФ.

Стратегия обеспечения национальной безопасности напрямую зависит от бюджета страны. Для оценки бюджетных последствий следует производить общую оценку бюджетных и финансовых условий на среднесрочную перспективу (5-10 лет). Цель бюджетного и финансового анализа состоит в том, чтобы обрисовать для Президента РФ возможные экономические и бюджетные последствия стратегий национальной безопасности, которые ему предстоит утвердить.

Разработка любой стратегии обеспечения безопасности включает четыре основных этапа:



  • изучение обстановки;

  • определение конкретных задач;

  • "проигрывание" различных вариантов стратегии;

  • определение необходимых сил, средств и ресурсов.

1. Изучение обстановки предполагает анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние национальной безопасности. Главным ориентиром для разработчиков стратегии служит национальный интерес Защита национальных интересов является стержнем стратегии. Соответственно, ясное и краткое определение национальных интересов будет первым шагом к изучению обстановки. Естественно, что интересы изменяются. Потребность государства, общества в реализации того или иного интереса с течением времени может полностью утрачивать свою злободневность. Тем не менее, в качестве основы для разработки любой стратегии на краткосрочный либо среднесрочный период (5-10 лет) интересы должны быть четко идентифицированы и ясно изложены. Интересы отражают национальные ценности страны и служат важнейшими побудительными мотивами поведения людей. Интересы выражаются в качестве желаемого конечного состояния или условии, т.е. осознанных потребностей. Формулировки интересов не должны включать предполагаемые действия или желаемые цели, а лишь констатировать главное искомое конечное состояние, без уточнения характера или способа действия. Уточнение характера действия превратит "интерес" в "цель".

Например, национальный интерес может быть изложен так:



  • суверенитет и территориальная целостность;

  • независимость экономики;

  • политическая стабильность;

  • технологическая независимость;

  • согласованность действий федерального центра и регионов.

Когда национальные интересы четко зафиксированы в Концепции национальной безопасности, разработчику стратегии национальной безопасности остается проанализировать факторы, тенденции и события, влияющие на национальные интересы в этой сфере жизнедеятельности. Факторы среды безопасности должны конкретно рассматриваться применительно к национальным интересам России, на которые они влияют. При этом следует делать упор на группу факторов анализируемой сферы безопасности.

После анализа факторов, определения направленности их влияния на национальную безопасность, выявляются угрозы интересам.

В военной стратегии дополнительно определяют ресурсные возможности страны, ее сильные стороны, по сравнению с потенциальным противником.

Анализ среды, факторов и угроз национальным интересам позволяет оценить ситуацию в каждой сфере безопасности.

2. вторым шагом является определение конкретных задач, которые, возможно, придется решать, чтобы защитить оказавшиеся под угрозой интересы и поддержать политику обеспечения национальной безопасности в данной сфере безопасности.

При определении задач надо учитывать, что каждая задача должна относиться к конкретному интересу, задачи должны ограничивать анализируемой сферой безопасности, региона, деятельности и функции и, кроме того, надо выделить задачи, которые можно решить лишь на межведомственном уровне. Решение задач будет зависеть от ответа на вопрос "что необходимо сделать на конкретном отрезке времени при наличии ограниченных ресурсов".

3. "Проигрывание" различных вариантов стратегий представляет собой логический процесс перехода от одного варианта стратегии к другому, опираясь на ранее разработанные стратегии, подставляя в них изменения среды, факторов, угроз. При моделировании вариантов стратегий, нельзя руководствоваться отраслевыми (ведомственными) интересами. Оптимальным решение может быть лишь тогда, когда оно учитывает имеющиеся средства, ресурсы и временные ограничения. Стратегия должна быть четко изложена, чтобы служить руководством при планировании, а также ориентиром для сил и органов, обеспечивающих безопасность в конкретной сфере жизнедеятельности.

Разработанная стратегия может считаться верной, если прослеживается четкая связь между национальными целями, интересами, задачами и ресурсами.

4. На четвертом этапе рассчитываются силы и средства для реализации выбранной стратегии.

Все три документа – концепция, политика и стратегия национальной безопасности – должны быть взаимосвязаны и работать на национальные цели, опираться на имеющиеся ресурсы (материальные и интеллектуальные). Национальные цели должны служить реализации национальных интересов. Каждой цели должны соответствовать сформулированные политика и стратегия обеспечения национальной безопасности. Некоторые цели могут служить для удовлетворения нескольких национальных интересов, а определенные ресурсы могут поддерживать несколько стратегий. Политика и стратегия обеспечения национальной безопасности должны быть легитимными, вызывать доверие у народа, а также доверие и понимание у наших партнеров и союзников, у мировой общественности.

Разработка научных методов исследования национальной безопасности особенно актуальна для России в условиях ее реформирования, выбора путей развития, усиливающихся угроз самому существованию нации.

Ежегодная убыль населения России составляет 750 тыс. человек1. Серьезную угрозу представляет экономическая слабость России, слабость государства и неразвитость гражданского общества2.

О духовном кризисе российского общества свидетельствуют социологические исследования, проведенные Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в марте-апреле 2000 г. Большинство опрошенных респондентов отмечают снижение у россиян таких качеств, как доброжелательность, душевность, искренность, бескорыстие, уважение к женщине и старшим, готовность помочь друг другу. Одновременно социологи отмечают усиление у россиян проявлений агрессивности, цинизма3.

В международном плане не оправдались расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных отношений России с окружающим миром; по целому ряду параметров нынешние военные и политические установки НАТО не совпадают с интересами национальной безопасности Российской Федерации, а порой и прямо противоречат им4.

Разработка средств научного анализа национальной безопасности основывается на ряде концептуальных положений, определяющих общий подход к исследованиям социальных явлений.

Средствами формального анализа, основанными на схематизации в рамках формальных систем с фиксированным смыслом понятий и строгими правилами оперирования внутри этих систем, изучается "простое" в реальных социальных явлениях и процессах. "Сложное" в социальных явлениях и процессах изучается гуманитарными методами, основанными на интуиции, на понятиях и терминах, имеющих расплывчатый смысл. Между "простым" и "сложным" нет неподвижной границы. Формальные методы анализа и прогноза реальных явлений постоянно совершенствуются, превращают сложное в простое, делают это сложное доступным для понимания не только специалистов, экспертов, но и любых достаточно грамотных людей, сумевших овладеть соответствующей технологией формального анализа. Этот процесс превращения сложного в простое, движения границы между сложным и простым в сторону сложного проявляется внешне как "отвоевывание" математикой у гуманитарных сфер исследования все новых областей, как проникновение математики во все новые сферы исследования.

В то же время в любом явлении, процессе, предмете имеются одновременно и простые, и сложные стороны. Какая сторона явления или процесса в данный момент существенна, зависит от того, что мы хотим, имея дело с этим явлением или процессом, какой стороной мы к этому явлению обращены.

Проблемы исследования национальной безопасности связаны с прогнозами развития геополитической структуры, развития экономики, вооруженных сил государств, их научно-технического потенциала, внутриполитической обстановки в них. Все эти процессы являются сложными и комплексными, их исчерпывающий прогноз современными средствами формального анализа невозможен. В то же время в течение этих процессов есть "простые" стороны, которые можно прогнозировать средствами формального анализа. Примерами "простых" сторон обсуждаемой проблемы являются макроэкономические процессы (изменение с течением времени таких величин, как: валовой национальный продукт, темп инфляции, учетные ставки, доходы различных групп населения и т. д. в зависимости от экономической политики правительства – налогов, государственных расходов, в зависимости также от характера экономических взаимоотношений государств и т.д.), которые сейчас уже можно попытаться прогнозировать с помощью математических моделей, процессы вооруженной борьбы с применением обычного оружия. В основе моделей таких процессов лежат балансы соответствующих, вовлеченных в них, материальных средств.

Этих простых сторон у любого сложного явления много, они образуют сложную структуру, в основе их изучения лежат различные формализации и математические методы. Когда все эти простые стороны в совокупности эквивалентны исходному процессу, то это означает, что данный процесс поддается изучению и прогнозированию с помощью средств формального анализа. В большинстве случаев это не так, и тогда изучение и прогноз данного процесса осуществляется, в конечном счете, с помощью специалистов, имеющих гуманитарную ориентацию. В какой мере при изучении общественно-политического процесса существенны его "простые" стороны, которые могут быть изучены формальными средствами, зависит от характера этого процесса. В какой мере эксперты при анализе общественно-политического процесса, при его прогнозе, при принятии решений используют результаты исследования формальными методами его "простых" сторон, зависит от общего развития науки и культуры, от образованности и культуры экспертов, от развития фундаментальной науки, математического моделирования, информатики и имеющихся в ней инструментов, от того, в какой мере средства формального анализа уже проникли в считающиеся гуманитарными сферы деятельности, наконец, от общественного мнения, от отношения к науке. национальный безопасность противоборство российский

Другими словами, рациональным при изучении сложных комплексных общественно-политических процессов, характеризующих национальную безопасность, является сочетание (адекватное рассматриваемым проблемам) средств гуманитарного и формального анализа. Средства формального анализа выступают при этом как инструменты анализа и прогноза. Здесь необходимо отметить, что неправильное использование инструментов в любой сфере деятельности приносит не пользу, а вред, и тем больший, чем мощнее инструмент. Неквалифицированное использование средств формального анализа в таком вопросе, как национальная безопасность, способно поставить государство на грань катастрофы. Использование этих средств вовсе не облегчает жизнь принимающим решение, как об этом иногда думают, а существенно усложняет ее, требуя от них другого, на порядок более высокого уровня образованности, культуры, владения различными инструментами, способности понимать и интерпретировать результаты исследования с применением средств формального анализа.




  1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Так при определении роли России в мировом сообществе в Концепции акцентируется внимание на две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации. 5

4.Безопасность современной России
С окончанием "холодной войны" среда безопасности не изменилась в лучшую сторону. Эпоха революций в политике, экономике, технологии продолжается и сегодня. Успех демократии по всему миру, рост новых глобальных торговых отношений, расширение сети глобальных коммуникаций, прорывы в информационных технологиях существенно повлияли на внешнюю и внутреннюю среду безопасности всех без исключения стран, привели к трансформации угроз национальной безопасности. Старые страхи, вызываемые угрозами "холодной войны", сменились новыми страхами перед лицом новых угроз: угрозой международной преступности и международного терроризма, опасностью распространения оружия массового поражения, опасностью национальной ненависти, опасностью агрессии со стороны государств, поддерживающих терроризм. С точки зрения национальной безопасности, XXI в. представляется более неопределенным, чем период "холодной войны".

В период "холодной войны" сохранение суверенитета государства, его конституционного строя, территориальной целостности были главными интересами государственного уровня стран-членов НАТО и Варшавского Договора. Силы, ведущие идеологическую борьбу, стремились к уничтожению самого образа жизни противоборствующих сторон. Поэтому проникновение буржуазной идеологии, с одной стороны, или коммунистической идеологии, с другой стороны, в общественное сознание считалось основной угрозой национальной безопасности, а сохранение идеологических догм государства – основополагающим национальным интересом. В качестве вспомогательных рассматривались интересы, способствовавшие укреплению обороноспособности государства и снижению уязвимости от внешней военной угрозы. На основе таких представлений была выстроена биполярная система международной безопасности, наложившая отпечаток на всю систему международных отношений в XX в.

В настоящее время Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции:

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Военная политика проводится на основании положений, разработанных в военной доктрине государства.

Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В Военной доктрине конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

В разделе «Военно-политические основы» характеризуются военно-политическая обстановка, основные угрозы и обеспечение военной безопасности, а также военная организация государства.

Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, для сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена, благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.

Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.

Российская Федерация не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.

Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.

В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.

Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.

Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане Российской Федерации участвуют в обеспечении военной безопасности в порядке, установленном федеральным законодательством.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками осуществляют руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Министерство обороны Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, разработку концепций строительства и развития других войск, заказы на вооружение и военную технику для них, разрабатывает с участием соответствующих федеральных органов исполнительной власти концепцию развития вооружения, военной и специальной техники и федеральную государственную программу вооружения, а также предложения по государственному оборонному заказу.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, координирующим деятельность и организующим взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по выполнению задач в области обороны.

Управления главнокомандующих (командующих) видами (родами) Вооруженных Сил Российской Федерации (войск) осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов) Вооруженных Сил Российской Федерации (войск), их оперативной и мобилизационной подготовки, технического оснащения, подготовки кадров, обеспечивают управление войсками (силами) и их повседневную деятельность, развитие системы базирования и инфраструктуры. Управления военных округов (оперативно-стратегические командования) осуществляют управление межвидовыми группировками войск (сил) общего назначения, а также планирование и организацию мероприятий по совместной с другими войсками, воинскими формированиями и органами подготовке к обеспечению военной безопасности в установленных границах ответственности с учетом их задач и единой системы военно-административного деления территории Российской Федерации.

Для управления коалиционными группировками войск (сил) согласованным решением органов государственной власти стран - участниц коалиции создаются соответствующие объединенные органы военного управления.

В целях централизованного руководства обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляется единое стратегическое и оперативное планирование применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в интересах обороны, программно-целевое планирование военного строительства, предусматривающее разработку долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных (4-5 лет) и краткосрочных (1-2 года) документов.

В военной доктрине рассматриваются военно-стратегические и военно-экономические основы, предусматривающие характер войн и вооруженных конфликтов, основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, военно-экономическое обеспечение военной безопасности, международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Заключение


Специфика изучения национальной безопасности, как открытой динамичной социальной системы, имеет ряд особенностей, среди которых - высокие требования к достоверности знания, выбору средств научного анализа, методик и процедур научного исследования.

Национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.

Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства - обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам.

Отечественная система обеспечения национальной безопасности остро нуждается в разработке научно методических основ своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения национальной безопасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.


Литература
Основная литература:


  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. - М.: Юрист, 2007.

  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 6-е изд. – М.: НОРМА, 2007.

  3. Безруков А.В. Конституционное право России: курс лекций. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012.

  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

  5. Конституционное (государственное) право России: Учебник/ под ред. М.Б. Смоленского. – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Академцентр: Дашков и К, 2009.


Дополнительная литература:


  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. 2-е изд. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2009.

  2. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. – М., 2006.

  3. Борисова М.М. Конституционно-правовой статус субъекта РФ: монография. – М.: Юрлитинформ, 2010.
  4. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008.


  5. Гравина А.А. Конституционные принципы судебной власти РФ: монография. – М.: Юриспруденция, 2011.

  6. Дмитрикова Е.А., Колошинская Н.В. Конституционное право России: Кратк. курс лекций. – СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.
  7. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. – М.: Норма, 2007.


  8. Зенин С.С. Конституционно-правовое регулирование публичных слушаний в РФ: монография. – М.: Юрлитинформ, 2012.

  9. Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

  10. Проблемы науки конституционного и административного права: сборник научных трудов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2011.

  11. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие. – М.: Юриспруденция, 2011.

  12. Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. – 2-е издание, доп. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

  13. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М.: Норма, 2007.

  14. Энциклопедический словарь терминов и понятий российского законодательства/ сост.: Н.Г. Деменкова, М.С. Игнатова. – М.: Юрлитинформ, 2010.



1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Какую Россию мы строим?" //Независимая газета. 2000. №28. Ст. 22-26

2 Там же

3 Независимая газета. 2000. №13

4 Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. 2000. 11 июля.

5 Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации".