Литература учебная программа для специальности 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины «Специальный курс по изучению аутентичных... 1 65.24kb.
Учебная программа для направления специальности 1-31 03 01 Математика... 1 60.51kb.
Учебная программа для специальности: 1-23 01 13 «Историко-архивоведение» 2 403.13kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 316.83kb.
Программа «Романские языки сопоставительное изучение» 1 272.71kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Национальная специфика литератур... 1 102.51kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине архитектурные памятники санкт-петербурга... 1 237.49kb.
Зав кафедрой «Иностранные языки-3» 1 44.34kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 235.41kb.
Учебная программа для специальности: ( рабочий вариант) 1-310306-... 1 183.02kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ Для самостоятельной... 1 248.58kb.
От составителей 19 4450.56kb.
- 4 1234.94kb.
Литература учебная программа для специальности 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием - страница №1/2

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Cкорины»

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

__________________ И. В. Семченко

(подпись)

__________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-_____________/р.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебная программа для специальности

1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков)

(1-02 03 06 – 02 Немецкий язык. Английский язык)

Факультет иностранных языков


Кафедра немецкого языка
Курс 3 – 4

Семестр 6 – 7

зачет 6 семестр

Лекции 40 часов


экзамен 7 семестр

Семинарские

занятия 26 часов

Всего аудиторных

часов по дисциплине 66 часов
Всего часов по Форма получения

дисциплине 156 часов высшего образования дневная

Составила Т.В. Друк, преподаватель
2011
Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы,

утвержденной ___ _______2011 г.,

регистрационный номер УД - _______________/баз.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры немецкого языка

____ _________ 2011 г., протокол № ____

Заведующий кафедрой


к.ф.н.,доцент _______________ Н. И. Ефремова
Одобрена и рекомендована к утверждению

методическим советом факультета иностранных языков


____ _________ 2011 г., протокол № ____
Председатель, старший преподаватель
____________________ Ж. М. Поплавская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины обязательного компонента «Зарубежная литература» для специальности 1-02 03 06-02 Немецкий язык. Английский язык

разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Образовательными стандартами республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность.

1 -02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден и введен в действие Министерством образования Рес­публики Беларусь 2008 - 09 -01);

1-02 03 06 Иностранный язык (немецкий) (ут­вержден и введен в действие Министерством образования Республики Бела­русь 2008 - 09-01).

Типовые учебные планы специальностей

1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден 10.06.2008, регистрационный № А02 -058/тип.);

1-02 03 06 02 Иностранный язык (немецкий) (утвержден 29.08.2008, регистрационный № А02 -062 - 1/тип.);

Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени образования (утверждено Министерством образования Респуб­лики Беларусь 21 декабря 2010)

Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, современная концепция организации самостоятельной работы студентов.

Целями дисциплины обязательного компонента «Зарубежная литература» яв­ляются



изучение

- общих тенденций и закономерностей развития литературы Германии от ее зарождения до настоящего времени;

- основных литературных направлений и их особенностей;

- определений и признаков основных литературных жанров;



овладение

- приемами тематического, композиционного и жанрового анализа художественного текста.

- навыками интерпретации художественного произведения.

Достижение основных целей обучения предполагает решение следую­щих частных задач, направленных на формирование у студентов способно­сти:

- воспринимать художественный текст как совокупность историко-культурных лингвостилистических, литературных реалий, философских, эстетических и этических концепций;

- различать литературные направления, роды, виды и жанры произведений;

- выделять особенности сюжета, тему и идею, а также эстетические функции художественного произведения.

В результате изучения дисциплины обязательного компонента «Зарубежная литература» студент должен:



Знать:

- периодизацию национального и мирового литературного процесса, литературные направления и их отличия, творчество отдельных писателей в его развитии;

- основы литературоведения и литературоведческую терминологию;

- роды, виды и жанры литературных произведений, особенности их языка и стиля, системы художественных образов;

- основные принципы анализа художественного текста.



Уметь:

- определять идейный замысел автора, проблемно-тематическую характеристику произведения и его место в конкретном литературном направлении;

- проводить лингвистический анализ художественного текста;

- осуществлять филологическую интерпретацию художественного произве­дения.

Курс «Зарубежная литература» состоит из разделов:

1. Художественный текст и его особенности.

2. Зарождение немецкой литературы.

3. Эпоха Возрождения.

4. Эпоха Просвещения.

5. Эпоха Романтизма и Реализма.

6. Период экспрессионизма в литературе.

7. Новый период в литературе.

8. Новейший период в немецкой литературе.

Изучение данной дисциплины связано с курсами «Анализ письменного текста», «Стилистика немецкого языка», «Практика устной и письменной речи» и «Аналитическое чтение».

Дисциплина обязательного компонента «Зарубежная литература» изучается студентами 3-го и 4-го курсов специальности 1-02 03 06-02 Немецкий язык. Английский язык.

На изучение учебной дисциплины отводится 66 часов, из них на лекции – 40 часов, на семинарские занятия – 26 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1 Художественный текст и его особенности


Тема 1.1 Художественный текст

Художественный текст как совокупность историко-культурных, лингвостилистических, литературных реалий, философских, эстетических и этических концепций

Роды, виды и жанры художественных произведений: эпос, рассказ, краткая история, роман, новелла, сказка, легенда, сказание, шванк, романс, анекдот, эпиграмма, сатира, басня, пословица, баллада, элегия, гимн, ода, песня.

Виды и жанры драматических произведений: драма, трагедия, комедия.

Тема 1.2 Особенности языка и стиля художественного произведения

Индивидуальный стиль писателя. Формы презентации и типы повествования, тональность и образы произведения. Роль заглавия и эпиграфа. Идейный замысел автора.

РАЗДЕЛ 2 Зарождение немецкой литературы
Тема 2.1 Немецкая литература от истоков до XV века

Поэзия родового общества как отражение крестьянской жизни. Родовая знать и культ Водана. Прославление героев. Хвалебные и героические песни. Перевод библии епископом Вульфилой. Мерзебургские заклинания.Песнь о Хильдебранде. Устное творчество древних германцев: скальды, руны. Сохранившиеся памятники древнегерманского фольклора.

Эдда. Господство латыни (900-1050 гг.) в связи с усилением влияния церкви.

Становление немецкоязычной письменности. Первые переводы. Угасание немецкоязычной народной поэзии. Литература на латинском языке в период с 900 до 1050 года. Возникновение рыцарской литературы в последней трети 12 в. «Песнь о Нибелунгах».


Тема 2.2 Истоки и расцвет куртуазной литературы

Общественно-исторические условия. Клюнийская реформа. Монашеские ордены. Поэзия благочестия. Отрицание мирской жизни и ее критика в легендах. Куртуазная литература. Идеалы духовно-рыцарских орденов и их отражение в произведениях куртуазной литературы. Особенности куртуазной лирики. Классическая куртуазная лирика. Эпическая поэзия. Раннекуртуазная эпическая поэзия. Классическая куртуазная эпическая поэзия: артуровский цикл. Гартман фон Ауэ, Готфрид Страсбургский, Вольфрам фон Эшенбах. Раннегородская поэзия.

Миннезанг как особая ветвь рыцарской литературы. Миннезингеры (Вальтер фон дер Фогельвейде, Дитмар фон Айст, Кюренберг, Генрих фон Морунген и др.) Творчество Конрада Вюрцбургского.

Истоки Ренессанса и гуманизма. Творчество Готфрида Страсбургского. Духовная литература: переводы Библии, проповеди, легенды, «Пляски смерти». Основные черты раннебюргерской литературы 14 и 15 веков. Дидактическая и сатирическая поэзия.

Мейстерзанг. Творчества Ганса Закса. Зарождение драмы. Светская драма, фастнахтшпиль и латинская гуманистическая драма. Многообразие малых эпических форм: шванк, «Тиль Уленшпигель», басня, новелла.
РАЗДЕЛ 3 Эпоха Возрождения
Тема 3.1 Эпоха Возрождения и 30-летняя война

Влияние эпохи Возрождения на развитие немецкой литературы.

Возникновение и развитие гуманизма. Выдающиеся гуманисты Иоханн Рейхлин, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский. Литература Реформации. Перевод Библии Лютером и его 95 тезисов. Продолжение развития бюргерской литературы и её участие в движении Реформации.

Зачинатель бюргерской сатиры Себастиан Брант и его «Корабль дураков».

Тема 3.2 Барокко как литературное направление в Германии (1600-1700 гг.)

Излюбленные темы литературы барокко. Главные представители литературы барокко (Гриммельсгаузен, Грифиус, Логау, Опиц, Флемиг). Характерные мотивы творчества и особенности стиля этих писателей. Культурно-исторический роман, пастораль, плутовской роман. Гуманисты как вдохновители Возрождения в Германии.

Сатира на «дураков» как наиболее популярный жанр немецкого гуманизма.

Эразм Роттердамский и его «Похвальное слово глупости».


РАЗДЕЛ 4 Эпоха Просвещения
Тема 4.1 Литература эпохи Просвещения

Влияние философии разума и энциклопедических знаний на литературу данной эпохи. Лейбниц как философский вдохновитель Просвещения в Германии.

Виднейшие представители литературы эпохи Просвещения в Германии (Иоганн Готшед, Бодмер, Геллерт, Бюргер, Клаудиус, Лихтенберг).

Творчество Лессинга как представителя новой просветительской немецкой литературы. Наиболее значительные произведения Лессинга («Минна фон Барнхельм»(1767), «Гамбургская драматургия»(1767-1768), «Лаокоон» (1766), «Эмилия Галотти» (1772), «Натан Мудрый» (1779).


Тема 4.2 Пиетизм, рококо и сентиментализм. Литература «Бури и натиска» (1767-1785/90 гг.).

Цели и задачи литературы пиетизма. Язык, стиль и значение «Мессиады» Клопштока. Своеобразие литературы сентиментализма в Германии. Основные представители «Бури и натиска» (молодые Гёте и Шиллер, Максимилиан Клингер, Готфрид Бюргер, Ленц).

Наиболее значительные произведения «Бури и натиска» (И.В.Гёте «Гетц фон Берлихингер», И.В. Гёте «Страдания молодого Вертера» (1774), Ф.Шиллер «Разбойники» (1781), Ф.Шиллер «Коварство и любовь» (1784), И.В. Гёте «Фульский король» (1774).

Тема 4.3 Творчество И.В. Гёте и Ф.Шиллера.

Идеал гармонии и красоты в литературном творчестве. Античность как воплощение совершенства в произведениях классиков. Основные признаки совершенного произведения в представлении классиков.

Наиболее значительные произведения классиков: И.В.Гёте «Ифигения в Тавриде» (1781), «Дон Карлос» (1787), драма «Эгмонт» (1788), «Торквато Тассо» (1789), баллады «Ученик чародея», «Кладоискатель», «Бог и баядера», эпос «Герман и Доротея» (1797), роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796), «Рейнеке Фукс» (1794), величайшее произведение – трагедия «Фауст» (1808);

Баллады Шиллера «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли», «Кубок», «Перчатка», произведения «Валленштейн» (1799), «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804).

Штюрмеры как борцы за общественно-политические свободы, против княжеского деспотизма, притеснителей и тиранов. Своеобразие героев в произведениях штюрмеров. Молодые Гёте и Шиллер как наиболее выдающиеся представители «Бури и натиска».


РАЗДЕЛ 5 Эпоха Романтизма и Реализма
Тема 5.1 Период романтизма и критический реализм

Направленность романтизма против Просвещения и классики. Средневековье – образец для романтиков. Лирика – основная форма самовыражения романтиков.

Влияние натурфилософии Шеллинга на развитие романтизма в Германии. Мотив голубого цветка и ночи в произведениях романтиков. Основные признаки произведений романтиков. Наиболее известные представители романтизма (Иозеф Эйхендорф, Амадей Гофман, Адальберт Шамиссо, Клеменс Брентано, Новалис, Людвиг Тик, Вильгельм Гауф, Людвиг Уланд, Арндт, Кернер, братья Гримм). Противоречия в воззрениях романтиков.

Период между романтизмом и реализмом. Бидермейер (1815-1850). Время обывателей и филистеров, политического бездействия, стремления к покою и уюту.

Противоречие между идеализмом представителей литературы этой эпохи и усиливающимся экономическим и техническим прогрессом, между идеалом и действительностью. Отражение в произведениях авторов этого времени признаков романтизма и реализма.
Тема 5.2 Группа «Молодая Германия». Литература буржуазного реализма

Основные представители группы «Молодая Германия» (Карл Гуцков, Рудольф Винбарт, Теодор Мундт, Генрих Лаубе, Людвиг Берне).

Критика политического и социального положения в Германии и призыв к реформации. Литература как средство политической агитации и социальной критики

Основные черты буржуазного реализма и его наиболее известные представители Вильгельм Раабе («Голодный пастор», «Тайна», «Аптека», «Лесной великан»), Теодор Шторм («Иммензее», «Поле Поппеншпелер», «Всадник на белой лошади»). Теодор Фонтане и его знаменитые общественные социальные романы «В лабиринте», «Эффи Брист», «Штехлин».

Великий немецкий писатель-юморист Вильгельм Буш («Макс и Мориц»).

Немецкий натурализм и его наиболее известный представитель Герхарт Гауптман, его произведения «Перед восходом солнца», «Ткачи», «Возчик Геншель», «Флориан Гейер», «Железнодорожный сторож Тиль», «Потонувший колокол», «Перед заходом солнца», «Бобровая шуба», «Михаэль Крамер», «Роза Бернд», «Крысы».


РАЗДЕЛ 6 Период экспрессионизма в литературе
Тема 6.1 Литература «Рубежа веков» (конец XIX – начало XX вв.)

Первый крупный семейный роман Томаса Манна «Будденброки» (1901), новелла «Тонио Крюгер» (1903), новеллы «Тристан» и «Смерть в Венеции».

Романы крупного немецкого социального критика Генриха Манна «Земля обетованная»(1890), «Учитель Гнус» (1905).

Экспрессионизм как порождение бурных социальных потрясений, пережитых Германией в первой четверти 20-го века. Отличие экспрессионизма от импрессионизма. Резкие диссонансы, патетика, гротеск, напряженная динамичность, присущие литературе экспрессионизма. Пессимизм, ощущение грядущей катастрофы, конец мира, страх перед войной в произведениях экспрессионистов. Апокалипсис, судный день – излюбленные темы экспрессионистов. Стремление к изменению человека и общества.

Творчество молодого Готфрида Бенна как наиболее нигилистически и деструктивно настроенного экспрессиониста.
Тема 6.2 Экспрессионизм в литературе

Наиболее значительный и продуктивный писатель немецкого экспрессионизма Георг Кайзер («Граждане из Кале» (1914), трилогия «Коралл»).

Период высшего подъема экспрессионизма. Эрнст Толлер и его произведения (драма «Превращение» (1919), «Человек-масса» (1921). Стихотворения Стефана Гейма «Война», «Вечный день».

Романы Альфреда Дёблина «Валленштейн», «Горы, моря и гиганты» (1924).

Австрийский поэт экспрессионизма, предшественник сюрреализма Франц Кафка (поэт экзистенциализма).
Тема 6.3 Литература декаданса

Литература декаданса. Основные факторы, определившие развитие немецкой литературы на рубеже столетий. Декадентские течения в немецкой литературе и их виднейшие представители.

Импрессионизм и его отличие от экспрессионизма. Творчество Томаса и Генриха Манна на рубеже столетий.

Излюбленные темы в творчестве экспрессионистов. Наиболее значительные представители экспрессионизма.


РАЗДЕЛ 7 Новый период в литературе
Тема 7.1 Литература 20 века (1918-1945).

Веймарская республика и её влияние на литературу. Новый способ отображения действительности. Преобладание в литературе репортажей, сообщений о фактах, статистики, рекламы, цитат из Библии, комбинаций, вырезок из газет, текстов песен, техники и монтажа. Новые формы романа со своеобразной техникой монтажа. Психологические рассказы, памфлеты.

Роман Альфреда Дёблина «Берлин. Александерплатц». Сатирические романы Эриха Кестнера «Фабиан. История моралиста» (1931), «Исчезнувшая миниатюра», «Трое в снегу».

Курт Тухольский и его политико-сатирические романы «Замок Грипсхольм» (1931), «Рейнсберг».

Роман Томаса Манна «Волшебная гора» и его новелла «Марио и волшебник».
Тема 7.2 Театральная жизнь Германии.

Творчество драматурга Карла Цукмейера.

Драматургия Б. Брехта. Произведения Брехта «Ваал» (1919), «Барабаны в ночи», «Что тот солдат, что этот» (1926), «Трехгрошовая опера» (1928), поучающие пьесы Брехта «Святая Иоанна Скотобоен», «Высшая мера» (1930).

Ганс Каросса и его основные произведения «Детство» (1922), «Тайны отрочества» (1936), «День молодого врача», «Врач Гион» (1931).


Тема 7.3 Литература эмиграции (1933-1945).

Причины эмиграции. Сожжение книг в Германии. Литература эмиграции на службе антифашистской пропаганды. Бескомпромиссное отрицание национал-социализма.

«Внутренняя» эмиграция. Исторические романы, воспоминания, надежда и отчаяние в литературе. Исторический роман Г. Манна «Юность короля Генриха IV» (1935) и «Зрелость короля Генриха IV» (1938).

Характеристика творчества других представителей эмигрантской литературы (Лион Фейхтвангер, Бертольт Брехт, Леонгард Франк, Вилли Бредель, Анна. Зегерс, Клаус Манн).

РАЗДЕЛ 8 Новейший период в немецкой литературе

Тема 8.1 Новейший период. Литература ФРГ и ГДР.

Факторы, определившие развитие немецкой литературы вплоть до 1960 г. (литература возвратившихся писателей-эмигрантов, литература внутренней эмиграции, произведения писателей – участников войны). Возвратившиеся эмигранты (Карл Цукмейер).

Внутренняя эмиграция (Гюнтер Вайзенборн «Подпольщики»). Писатели – участники войны (Вольфганг Борхерт), преданное поколение (Вернер Бергенгрюн, Готфрид Бенн).

«Группа 47». Генрих Бёлль и его романы «Где ты был, Адам?», «И не сказал ни единого слова», «Дом без хозяина»,

Произведение Гюнтера Грасса «Местная анестезия» (1969).


Тема 8.2 Литература ГДР.

Фазы развития литературы в ГДР. Первая фаза – 1945/49 гг. Антифашистские, демократические настроения. Влияние старшего поколения: Анна Зегерс, Эрвин Штриттматтер, Луис Фюрнберг.

Вторая фаза – с 1950 до конца 50-х гг.

Схематизированное изображение действительности, характеров: Бруно Апиц, И.Бехер, Криста Вольф.


Тема 8.3 Литература ФРГ 60 –70-х годов

Герман Кант и его роман «Актовый зал» (1965).

Произведение Гюнтера де Бройна «Буриданов осел» (1968).

Обращение к индивидууму, личности. Романы Зигфрида Ленца «Урок немецкого языка», «Образец», «Краеведческий музей».

Роман Мартина Вальзера «Падение» (1973). Реалистическая проза Габриэлы Воман «Посредственные люди» (1978).

Творчество Э.М. Ремарка («Триумфальная арка», «Время жить, время умирать», «Черный обелиск», «На западном фронте без перемен», «Три товарища»).


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Примерный перечень семинаров

  1. Роды, виды и жанры художественных произведений

  2. Памятники немецкой литературы и письменности

  3. Куртуазная литература

  4. Литература эпохи Возрождения

  5. Литература эпохи Просвещения

  6. Литературное течение «Буря и натиск»

  7. Творчество И.В. Гёте и Ф. Шиллера - классиков немецкой литературы

  8. Литература «Рубежа веков»

  9. Экспрессионизм в литературе Германии

  10. Эмигрантская литература

  11. Послевоенная литература ФРГ

  12. Литературный процесс в ГДР


Рекомендуемые формы контроля

1. Терминологический диктант.

2. Рефераты.

Рекомендуемые темы рефератов

1. Немецкая литература средних веков.

2. Романтизм в немецкой литературе.

Рекомендуемая литература
Основная
1 Бётхер, К. История немецкой литературы. От истоков до 1789 г. Т. 1 / К. Бётхер, Г.Ю. Геердтс. – М., 1985. – 352 с.

2 Бётхер, К. История немецкой литературы. 1789 – 1895. Т. 2 / К. Бётхер, Г.Ю. Геердтс. – М., 1986. – 344 с.

3 Бётхер, К. История немецкой литературы. 1895 – 1985. Т. 3 / К. Бётхер, Г.Ю. Геердтс. – М., 1986. – 464 с.

4 Букаев, А. И. История немецкой литературы. Ч.1 / А. И. Букаев. – Мн., 1980. – 218 с.

5 Букаев, А. И. История немецкой литературы. Ч.2 / А. И. Букаев. – Мн., 1981. – 220 с.

6 Букаев, А. И. История немецкой литературы. Ч.3 / А. И. Букаев. – Мн., 1982. – 223 с.

7 Grabert, W. Geschichte der deutschen Literatur / W. Grabert, A. Mulot, H. Nürnberger. – München, 1981. – 432 S.

8 Ried, G. Wesen und Werden der deutschen Dichtung / G. Ried. – München, 1972. – 428 S.

9 Hoffman, F. G. Grundlagen, Stile, Gestalten der deutschen Literatur. Eine geschichtliche Darstellung / F. G. Hoffman, H. Rösch. – Frankfurt/Main, 1967. – 380 S.
Дополнительная
1 Hankamer, P. Deutsche Gegenreformation und deutsches Barock. Die deutsche Literatur im Zeitraum des 17. Jahrhunderts. Bd. 2 / P. Hankamer. – Stuttgart, 1947. – 546 S.

2 Hettner, H. Geschichte der deutschen Literatur im achtzehnten Jahrhundert. Bd. 1 / H. Hettner. – Berlin, 1961. – 625 S.

3 Mehring, F. Aufsätze zur deutschen Literaturgeschichte / F. Mehring. – Frankfurt/Main, 1972. – 448 S.

4 Rieck, W. Johann Christoph Gottsched. Eine kritische Würdigung seines Werkes / W. Rieck. – Berlin, 1972. – 200 S.

5 Rothmann, K. Deutschsprachige Schriftsteller seit 1945 in Einzeldarstellungen / K. Rothmann. – Stuttgart, 1992. – 403 S.

6 Rothmann, K. Kleine Geschichte der deutschen Literatur / K. Rothmann. – Stuttgart, 1992. – 360 S.

7 Schneider. F. J. Die deutsche Dichtung der Aufklärungszeit / F.J. Schneider. – Stuttgart, 1948. – 368 S.
ПРОТокол согласования учебной программы по дисциплине «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» специальности С другими дисциплинами специальности


Название дисциплины, специальности которой требуется согласование

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой (с указанием даты и номера протокола)







Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте протокол №__ от __ ____ 20




















дополнения и изменения к учебной программе

по изучаемой учебной дисциплинЕ

на ___/____ учебный год


№№

п/п


Дополнения и изменения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры немецкого языка (протокол № ____ от __________ 20___ г.)


Заведующий кафедрой ___________________ Н.И. Ефремова

к.ф.н., доцент


утверждаю

Декан факультета иностранных языков

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

к.п.н., доцент _________________________ Л.С. Банникова



Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебная программа для специальности

1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков)

(1 – 02 03 06 – 02 Немецкий язык. Английский язык)

2011
Составитель:



Т. В. Друк — преподаватель кафедры немецкого языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины


Рецензенты:

И.Н. Пузенко — заведующий кафедрой белорусского и иностранных языков УО «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого», кандидат филологических наук, доцент

С.И. Сокорева — заведующий кафедрой английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат педагогических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой немецкого языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 20__);
Методическим советом факультета иностранных языков

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 20__);

Ответственный за редакцию: Т.В. Друк

Ответственный за выпуск: Т.В. Друк
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины обязательного компонента «Зарубежная литература» для специальности 1-02 03 06-02 Немецкий язык. Английский язык

разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Образовательными стандартами республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность.

1 -02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден и введен в действие Министерством образования Рес­публики Беларусь 2008 - 09 -01);

1-02 03 06 Иностранный язык (немецкий) (ут­вержден и введен в действие Министерством образования Республики Бела­русь 2008 - 09-01).

Типовые учебные планы специальностей

1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден 10.06.2008, регистрационный № А02 -058/тип.);

1-02 03 06 02 Иностранный язык (немецкий) (утвержден 29.08.2008, регистрационный № А02 -062 - 1/тип.);

Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени образования (утверждено Министерством образования Респуб­лики Беларусь 21 декабря 2010)

Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, современная концепция организации самостоятельной работы студентов.

Целями дисциплины обязательного компонента «Зарубежная литература» яв­ляются



изучение

- общих тенденций и закономерностей развития литературы Германии от ее зарождения до настоящего времени;

- основных литературных направлений и их особенностей;

- определений и признаков основных литературных жанров;



овладение

- приемами тематического, композиционного и жанрового анализа художественного текста.

- навыками интерпретации художественного произведения.

Достижение основных целей обучения предполагает решение следую­щих частных задач, направленных на формирование у студентов способно­сти:

- воспринимать художественный текст как совокупность историко-культурных лингвостилистических, литературных реалий, философских, эстетических и этических концепций;

- различать литературные направления, роды, виды и жанры произведений;

- выделять особенности сюжета, тему и идею, а также эстетические функции художественного произведения.

В результате изучения дисциплины обязательного компонента «Зарубежная литература» студент должен:



Знать:

- периодизацию национального и мирового литературного процесса, литературные направления и их отличия, творчество отдельных писателей в его развитии;

- основы литературоведения и литературоведческую терминологию;

- роды, виды и жанры литературных произведений, особенности их языка и стиля, системы художественных образов;

- основные принципы анализа художественного текста.



Уметь:

- определять идейный замысел автора, проблемно-тематическую характеристику произведения и его место в конкретном литературном направлении;

- проводить лингвистический анализ художественного текста;

- осуществлять филологическую интерпретацию художественного произве­дения.

Курс «Зарубежная литература» состоит из разделов:

1. Художественный текст и его особенности.

2. Зарождение немецкой литературы.

3. Эпоха Возрождения.

4. Эпоха Просвещения.

5. Эпоха Романтизма и Реализма.

6. Период экспрессионизма в литературе.

7. Новый период в литературе.

8. Новейший период в немецкой литературе.

Изучение данной дисциплины связано с курсами «Анализ письменного текста», «Стилистика немецкого языка», «Практика устной и письменной речи» и «Аналитическое чтение».

Дисциплина обязательного компонента «Зарубежная литература» изучается студентами 3-го и 4-го курсов специальности 1-02 03 06 -02 «Немецкий язык. Английский язык».



На изучение учебной дисциплины отводится 66 часов, из них на лекции – 40 часов, на семинарские – 26 часов, на самостоятельную управляемую работу студентов – 8 часов.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ пп

Наименование темы

Лек-ции

Практич

Семинар.

Лабораторн.

СУРС

Всего

1.1

Художественный текст

2




2







4

1.2

Особенности языка и стиля художественного произведения

2













2

2.1

Немецкая литература от истоков до XV века

2




2







4

2.2

Истоки и расцвет куртуазной литературы













2

2

3.1

Эпоха Возрождения и 30-летняя война

2




2







4

3.2

Барокко как литературное направление в Германии (1600 - 1700 гг.)

2













2

4.1

Литература эпохи Просвещения

2




2







4

4.2

Пиетизм, рококо и сентиментализм. Литература «Бури и натиска» (1767 – 1785/90 гг.)

2













2

4.3

Творчество И.В. Гёте и Ф. Шиллера

2













2

5.1

Период романтизма и критический реализм

2













2

5.2

Группа «Молодая Германия». Литература буржуазного реализма







2




2

4

6.1

Литература «Рубежа веков» (конец XIX –начало XX вв.)

2




2







4

6.2

Экспрессионизм в литературе







2




2

4

6.3

Литература декаданса

2













2

7.1

Литература 20 века (1918 – 1945)

2




2







4

7.2

Театральная жизнь Германии







2




2

4

7.3

Литература эмиграции (1933 –1945)

2




2







4

8.1

Новейший период. Литература ФРГ и ГДР

2




2







4

8.2

Литература ГДР

2




2







4

8.3

Литература ФРГ 60 –70-х годов







2




2

4




ВСЕГО часов

32




26







66


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 1 Художественный текст и его особенности


Тема 1.1 Художественный текст

Художественный текст как совокупность историко-культурных, лингвостилистических, литературных реалий, философских, эстетических и этических концепций

Роды, виды и жанры художественных произведений: эпос, рассказ, краткая история, роман, новелла, сказка, легенда, сказание, шванк, романс, анекдот, эпиграмма, сатира, басня, пословица, баллада, элегия, гимн, ода, песня.

Виды и жанры драматических произведений: драма, трагедия, комедия.

Тема 1.2 Особенности языка и стиля художественного произведения

Индивидуальный стиль писателя. Формы презентации и типы повествования, тональность и образы произведения. Роль заглавия и эпиграфа. Идейный замысел автора.

РАЗДЕЛ 2 Зарождение немецкой литературы
Тема 2.1 Немецкая литература от истоков до XV века

Поэзия родового общества как отражение крестьянской жизни. Родовая знать и культ Водана. Прославление героев. Хвалебные и героические песни. Перевод библии епископом Вульфилой. Мерзебургские заклинания.Песнь о Хильдебранде. Устное творчество древних германцев: скальды, руны. Сохранившиеся памятники древнегерманского фольклора.

Эдда. Господство латыни (900-1050 гг.) в связи с усилением влияния церкви.

Становление немецкоязычной письменности. Первые переводы. Угасание немецкоязычной народной поэзии. Литература на латинском языке в период с 900 до 1050 года. Возникновение рыцарской литературы в последней трети 12 в. «Песнь о Нибелунгах».


Тема 2.2 Истоки и расцвет куртуазной литературы

Общественно-исторические условия. Клюнийская реформа. Монашеские ордены. Поэзия благочестия. Отрицание мирской жизни и ее критика в легендах. Куртуазная литература. Идеалы духовно-рыцарских орденов и их отражение в произведениях куртуазной литературы. Особенности куртуазной лирики. Классическая куртуазная лирика. Эпическая поэзия. Раннекуртуазная эпическая поэзия. Классическая куртуазная эпическая поэзия: артуровский цикл. Гартман фон Ауэ, Готфрид Страсбургский, Вольфрам фон Эшенбах. Раннегородская поэзия.

Миннезанг как особая ветвь рыцарской литературы. Миннезингеры (Вальтер фон дер Фогельвейде, Дитмар фон Айст, Кюренберг, Генрих фон Морунген и др.) Творчество Конрада Вюрцбургского.

Истоки Ренессанса и гуманизма. Творчество Готфрида Страсбургского. Духовная литература: переводы Библии, проповеди, легенды, «Пляски смерти». Основные черты раннебюргерской литературы 14 и 15 веков. Дидактическая и сатирическая поэзия.

Мейстерзанг. Творчества Ганса Закса. Зарождение драмы. Светская драма, фастнахтшпиль и латинская гуманистическая драма. Многообразие малых эпических форм: шванк, «Тиль Уленшпигель», басня, новелла.
РАЗДЕЛ 3 Эпоха Возрождения
Тема 3.1 Эпоха Возрождения и 30-летняя война

Влияние эпохи Возрождения на развитие немецкой литературы.

Возникновение и развитие гуманизма. Выдающиеся гуманисты Иоханн Рейхлин, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский. Литература Реформации. Перевод Библии Лютером и его 95 тезисов. Продолжение развития бюргерской литературы и её участие в движении Реформации.

Зачинатель бюргерской сатиры Себастиан Брант и его «Корабль дураков».

Тема 3.2 Барокко как литературное направление в Германии (1600-1700 гг.)

Излюбленные темы литературы барокко. Главные представители литературы барокко (Гриммельсгаузен, Грифиус, Логау, Опиц, Флемиг). Характерные мотивы творчества и особенности стиля этих писателей. Культурно-исторический роман, пастораль, плутовской роман. Гуманисты как вдохновители Возрождения в Германии.

Сатира на «дураков» как наиболее популярный жанр немецкого гуманизма.

Эразм Роттердамский и его «Похвальное слово глупости».


РАЗДЕЛ 4 Эпоха Просвещения
Тема 4.1 Литература эпохи Просвещения

Влияние философии разума и энциклопедических знаний на литературу данной эпохи. Лейбниц как философский вдохновитель Просвещения в Германии.

Виднейшие представители литературы эпохи Просвещения в Германии (Иоганн Готшед, Бодмер, Геллерт, Бюргер, Клаудиус, Лихтенберг).

Творчество Лессинга как представителя новой просветительской немецкой литературы. Наиболее значительные произведения Лессинга («Минна фон Барнхельм»(1767), «Гамбургская драматургия»(1767-1768), «Лаокоон» (1766), «Эмилия Галотти» (1772), «Натан Мудрый» (1779).


Тема 4.2 Пиетизм, рококо и сентиментализм. Литература «Бури и натиска» (1767-1785/90 гг.).

Цели и задачи литературы пиетизма. Язык, стиль и значение «Мессиады» Клопштока. Своеобразие литературы сентиментализма в Германии. Основные представители «Бури и натиска» (молодые Гёте и Шиллер, Максимилиан Клингер, Готфрид Бюргер, Ленц).

Наиболее значительные произведения «Бури и натиска» (И.В.Гёте «Гетц фон Берлихингер», И.В. Гёте «Страдания молодого Вертера» (1774), Ф.Шиллер «Разбойники» (1781), Ф.Шиллер «Коварство и любовь» (1784), И.В. Гёте «Фульский король» (1774).

Тема 4.3 Творчество И.В. Гёте и Ф.Шиллера.

Идеал гармонии и красоты в литературном творчестве. Античность как воплощение совершенства в произведениях классиков. Основные признаки совершенного произведения в представлении классиков.

Наиболее значительные произведения классиков: И.В.Гёте «Ифигения в Тавриде» (1781), «Дон Карлос» (1787), драма «Эгмонт» (1788), «Торквато Тассо» (1789), баллады «Ученик чародея», «Кладоискатель», «Бог и баядера», эпос «Герман и Доротея» (1797), роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796), «Рейнеке Фукс» (1794), величайшее произведение – трагедия «Фауст» (1808);

Баллады Шиллера «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли», «Кубок», «Перчатка», произведения «Валленштейн» (1799), «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804).

Штюрмеры как борцы за общественно-политические свободы, против княжеского деспотизма, притеснителей и тиранов. Своеобразие героев в произведениях штюрмеров. Молодые Гёте и Шиллер как наиболее выдающиеся представители «Бури и натиска».


РАЗДЕЛ 5 Эпоха Романтизма и Реализма
Тема 5.1 Период романтизма и критический реализм

Направленность романтизма против Просвещения и классики. Средневековье – образец для романтиков. Лирика – основная форма самовыражения романтиков.

Влияние натурфилософии Шеллинга на развитие романтизма в Германии. Мотив голубого цветка и ночи в произведениях романтиков. Основные признаки произведений романтиков. Наиболее известные представители романтизма (Иозеф Эйхендорф, Амадей Гофман, Адальберт Шамиссо, Клеменс Брентано, Новалис, Людвиг Тик, Вильгельм Гауф, Людвиг Уланд, Арндт, Кернер, братья Гримм). Противоречия в воззрениях романтиков.

Период между романтизмом и реализмом. Бидермейер (1815-1850). Время обывателей и филистеров, политического бездействия, стремления к покою и уюту.

Противоречие между идеализмом представителей литературы этой эпохи и усиливающимся экономическим и техническим прогрессом, между идеалом и действительностью. Отражение в произведениях авторов этого времени признаков романтизма и реализма.
Тема 5.2 Группа «Молодая Германия». Литература буржуазного реализма

Основные представители группы «Молодая Германия» (Карл Гуцков, Рудольф Винбарт, Теодор Мундт, Генрих Лаубе, Людвиг Берне).

Критика политического и социального положения в Германии и призыв к реформации. Литература как средство политической агитации и социальной критики

Основные черты буржуазного реализма и его наиболее известные представители Вильгельм Раабе («Голодный пастор», «Тайна», «Аптека», «Лесной великан»), Теодор Шторм («Иммензее», «Поле Поппеншпелер», «Всадник на белой лошади»). Теодор Фонтане и его знаменитые общественные социальные романы «В лабиринте», «Эффи Брист», «Штехлин».

Великий немецкий писатель-юморист Вильгельм Буш («Макс и Мориц»).

Немецкий натурализм и его наиболее известный представитель Герхарт Гауптман, его произведения «Перед восходом солнца», «Ткачи», «Возчик Геншель», «Флориан Гейер», «Железнодорожный сторож Тиль», «Потонувший колокол», «Перед заходом солнца», «Бобровая шуба», «Михаэль Крамер», «Роза Бернд», «Крысы».


РАЗДЕЛ 6 Период экспрессионизма в литературе
Тема 6.1 Литература «Рубежа веков» (конец XIX – начало XX вв.)

Первый крупный семейный роман Томаса Манна «Будденброки» (1901), новелла «Тонио Крюгер» (1903), новеллы «Тристан» и «Смерть в Венеции».

Романы крупного немецкого социального критика Генриха Манна «Земля обетованная»(1890) , «Учитель Гнус» (1905).

Экспрессионизм как порождение бурных социальных потрясений, пережитых Германией в первой четверти 20-го века. Отличие экспрессионизма от импрессионизма. Резкие диссонансы, патетика, гротеск, напряженная динамичность, присущие литературе экспрессионизма. Пессимизм, ощущение грядущей катастрофы, конец мира, страх перед войной в произведениях экспрессионистов. Апокалипсис, судный день – излюбленные темы экспрессионистов. Стремление к изменению человека и общества.

Творчество молодого Готфрида Бенна как наиболее нигилистически и деструктивно настроенного экспрессиониста.
Тема 6.2 Экспрессионизм в литературе

Наиболее значительный и продуктивный писатель немецкого экспрессионизма Георг Кайзер («Граждане из Кале» (1914), трилогия «Коралл»).

Период высшего подъема экспрессионизма. Эрнст Толлер и его произведения (драма «Превращение» (1919), «Человек-масса» (1921). Стихотворения Стефана Гейма «Война», «Вечный день».

Романы Альфреда Дёблина «Валленштейн», «Горы, моря и гиганты» (1924).

Австрийский поэт экспрессионизма, предшественник сюрреализма Франц Кафка (поэт экзистенциализма).
Тема 6.3 Литература декаданса

Литература декаданса. Основные факторы, определившие развитие немецкой литературы на рубеже столетий. Декадентские течения в немецкой литературе и их виднейшие представители.

Импрессионизм и его отличие от экспрессионизма. Творчество Томаса и Генриха Манна на рубеже столетий.

Излюбленные темы в творчестве экспрессионистов. Наиболее значительные представители экспрессионизма.


РАЗДЕЛ 7 Новый период в литературе
Тема 7.1 Литература 20 века (1918-1945).

Веймарская республика и её влияние на литературу. Новый способ отображения действительности. Преобладание в литературе репортажей, сообщений о фактах, статистики, рекламы, цитат из Библии, комбинаций, вырезок из газет, текстов песен, техники и монтажа. Новые формы романа со своеобразной техникой монтажа. Психологические рассказы, памфлеты.

Роман Альфреда Дёблина «Берлин. Александерплатц». Сатирические романы Эриха Кестнера «Фабиан. История моралиста» (1931), «Исчезнувшая миниатюра», «Трое в снегу».

Курт Тухольский и его политико-сатирические романы «Замок Грипсхольм» (1931), «Рейнсберг».

Роман Томаса Манна «Волшебная гора» и его новелла «Марио и волшебник».
Тема 7.2 Театральная жизнь Германии.

Творчество драматурга Карла Цукмейера.

Драматургия Б. Брехта. Произведения Брехта «Ваал» (1919), «Барабаны в ночи», «Что тот солдат, что этот» (1926), «Трехгрошовая опера» (1928), поучающие пьесы Брехта «Святая Иоанна Скотобоен», «Высшая мера» (1930).

Ганс Каросса и его основные произведения «Детство» (1922), «Тайны отрочества» (1936), «День молодого врача», «Врач Гион» (1931).


Тема 7.3 Литература эмиграции (1933-1945).

Причины эмиграции. Сожжение книг в Германии. Литература эмиграции на службе антифашистской пропаганды. Бескомпромиссное отрицание национал-социализма.

«Внутренняя» эмиграция. Исторические романы, воспоминания, надежда и отчаяние в литературе. Исторический роман Г. Манна «Юность короля Генриха IV» (1935) и «Зрелость короля Генриха IV» (1938).

Характеристика творчества других представителей эмигрантской литературы (Лион Фейхтвангер, Бертольт Брехт, Леонгард Франк, Вилли Бредель, Анна. Зегерс, Клаус Манн).

РАЗДЕЛ 8 Новейший период в немецкой литературе

Тема 8.1 Новейший период. Литература ФРГ и ГДР.

Факторы, определившие развитие немецкой литературы вплоть до 1960 г. (литература возвратившихся писателей-эмигрантов, литература внутренней эмиграции, произведения писателей – участников войны). Возвратившиеся эмигранты (Карл Цукмейер).

Внутренняя эмиграция (Гюнтер Вайзенборн «Подпольщики»). Писатели – участники войны (Вольфганг Борхерт), преданное поколение (Вернер Бергенгрюн, Готфрид Бенн).

«Группа 47». Генрих Бёлль и его романы «Где ты был, Адам?», «И не сказал ни единого слова», «Дом без хозяина»,

Произведение Гюнтера Грасса «Местная анестезия» (1969).


Тема 8.2 Литература ГДР.

Фазы развития литературы в ГДР. Первая фаза – 1945/49 гг. Антифашистские, демократические настроения. Влияние старшего поколения: Анна Зегерс, Эрвин Штриттматтер, Луис Фюрнберг.

Вторая фаза – с 1950 до конца 50-х гг.

Схематизированное изображение действительности, характеров: Бруно Апиц, И.Бехер, Криста Вольф.


Тема 8.3 Литература ФРГ 60 –70-х годов

Герман Кант и его роман «Актовый зал» (1965).

Произведение Гюнтера де Бройна «Буриданов осел» (1968).

Обращение к индивидууму, личности. Романы Зигфрида Ленца «Урок немецкого языка», «Образец», «Краеведческий музей».

Роман Мартина Вальзера «Падение» (1973). Реалистическая проза Габриэлы Воман «Посредственные люди» (1978).

Творчество Э.М. Ремарка («Триумфальная арка», «Время жить, время умирать», «Черный обелиск», «На западном фронте без перемен», «Три товарища»).



следующая страница >>