Литература Класс: 11 «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности со - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Литература Класс: 11 «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в - страница №1/1

Предмет: литература

Класс: 11

«Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности солдатской»

К. Симонов

Аннотация проекта: Проект посвящён изучению героизма простого русского солдата в годы Великой Отечественной войны. Работая над реализацией проекта, обучающиеся 11 класса сопоставят два произведения художественной литературы Ю. Бондарева «Горячий снег» и В. Кондратьева «Сашка», сделают вывод: борьба за Родину - это и есть одно из важных качеств военного поколения, которое представляется а образах главных героев произведений Ю. Бондарева и В. Кондратьева. Писатели раскрыли лучшие черты мировосприятия солдата: мужество, ум, бодрость духа в самых критических положениях, выносливость, трудолюбие и глубочайшая вера в победу.

Основополагающий вопрос: «Война ради славы или ради жизни на земле?»

Учебные предметы: литература, история.

Участники проекта: учащиеся 11б класса.

Дидактические цели проекта.

  • Развитие творческих коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской деятельности, умение самостоятельной работы с художественной литературой, расширение кругозора, эрудиции.

  • Воспитание чувства патриотизма, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Методические задачи.

  • Активизировать познавательную деятельность обучающихся.

  • Организовать индивидуальную и групповую работу школьников.

  • Учить анализировать, сопоставлять, обобщать, решать проблемы, работать с художественными текстами, фильмами, делать выводы.

Проблемные вопросы:

  • Что мы знаем о людях, прошедших войну?

  • Что помогло им: голодным и раненым, с одним патроном в винтовке идти в бой против многочисленного врага?

  • Только ли при помощи оружия смогли они отстоять свою жизнь и свободу?

  • Был ли самоотверженный героизм, и самопожертвование ради жизни на земле?

  • Почему надо вспомнить о народном подвиге, хранить вечный огонь битвы «не ради славы, ради жизни на земле»?

Темы ученических исследований:

  • Русский солдат на экранах фильмов.

  • «Город, опаленный в бою».

  • «Стойкость, победившая смерть».

Этапы работы над проектом.

  1. Мозговой штурм первый урок 10 минут.

  2. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез, решения проблем. Первый урок 10 минут.

  3. Выбор творческого названия проекта.

  4. Обсуждение плана работы учащихся в группе.

  5. Обсуждение источников информации.

  6. Самостоятельная работа учащихся.

  7. Презентация результатов исследования.

В поддержку проекта:

  • Роман Ю. Бондарева «Горячий снег».

  • Повесть В. Кондратьева «Сашка».

  • Слайдовая презентация по произведениям Ю. Бондарева «Горячий снег» и В. Кондратьева «Сашка».

  • В конце урока определить те нравственный качества, которыми обладал на войне русский солдат, завоевавший победу. (В ходе урока делается запись).

Вывод.

Авторы показали удивительные характеры русских солдат и создали произведения глубокого идейно-художественного содержания. Созданные ими обаятельные образы солдат, воплотили лучшие человеческие качества. Ум, смекалка, нравственная определённость героев проявляются так непосредственно, открыто, что сразу вызывают к ним доверие, сочувствие и понимание читателя. Они постоянно в действии, в движении, многое видят вокруг себя, думают, размышляют. Но как трудно ни было бы им, ни разу не засомневались они в победе, понимали, что не научились ещё воевать, как следует ни командиры, ни рядовые. И что учёба эта на ходу, в боях идёт по самой их жизни. Но солдаты всё вынесли и одержали Великую Победу.



Ход урока:

(Презентация работ проекта)

  1. Организационный момент.

  2. Вызов. Фрагмент фильма.

Учитель: Что мы знаем о людях, прошедших войну? Что помогло им: голодным и раненым, с одним патроном в винтовке идти в бой против многочисленного врага? Только ли при помощи оружия смогли они отстоять свою жизнь и свободу? Был ли самоотверженный героизм, и самопожертвование ради жизни на земле? Именно эти вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем уроке, раскрывая характер героя романа Ю. Бондарева «Горячий снег» и повести В. Кондратьева «Сашка». Наша задача – ответить на главный проблемный вопрос проекта «Почему надо вспомнить о народном подвиге, хранить вечный огонь битвы «не ради славы, ради жизни на земле»?

  1. Осмысление.

Учитель: На основании изученного материала сопоставьте события, изображенные в художественных произведениях.

(В романе «Горячий снег» показано решающее сражение войны, битва под Сталинградом, сутки смертельного противостояния, после которого начался путь русских солдат на Берлин. Изображая артиллерийскую батарею, которая приняла на себя удар танкового корпуса Манштейна, выдержала яростный натиск и почти вся погибла. Писатель сумел раскрыть в участниках битвы такие качества, присущие человеку, которые определили не только итог этого страшного боя, но и исход всей войны.

В повести В. Кондратьева «Сашка» показаны события, которые происходили осенью 1941 года на Ржевской земле. Они длились почти 15 месяцев. Потери в Ржевской битве были огромные. Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор. Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, он изобразил в повести «Сашка». Изображая рядового солдата на войне, Кондратьев стремился отдать дань уважения самоотверженному ратному труду солдату на войне.)

Учитель: Из приведённых на слайде слов и словосочетаний выберите те, которые объединяют герои этих произведений.


  • Жизненный идеал.

  • Обязанность.

  • Любовь.

  • Ненависть.

  • Дружба.

  • Преданность.

  • Предательство.

  • Призрение.

  • Эгоизм.

  • Всеобщая объединённость.

(У этих людей разные характеры и жизненные идеалы, но у них одна беда – война, одна обязанность – защищать Родину. И они чувствуют эту всеобщую объединённость, сопричастность своей жизни к судьбе всего народа. Война поставила перед этими, в сущности, мальчиками такие задачи, которые не могли быть посильны всем, но каждый стремился к их решению.)

  • Защита работы «Русский солдат на экранах фильмов».

  • Защита работы «Город, опалённый в бою».

  • Защита работы «Стойкость, победившая смерть».

  1. Конкретизация изученных произведений.

Учитель: Рассмотрим, какими чертами характера обладают герои данных произведений.

- Какой тип человека и командира вы считаете наиболее приемлемым в тех условиях, в которых оказались главные герои роман Ю. Бондарева «Горячий снег» Кузнецов и Дроздовский? Докажите своё мнение.

- Заполните таблицу, отметив принципиальную разницу характеров Дроздовского и Кузнецова.

Кузнецов

Дроздовский







(У героев мы отмечаем несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, рассудительному Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Крайне важно, что все связи Кузнецова с людьми, и прежде всего с подчинёнными ему людьми, истинны, содержательны и обладают замечательной способностью развития. Они на редкость не служебны – в отличие от подчёркнуто служебных отношений, которые так строго и упрямо ставит между собой и людьми Дроздовский. Во время боя Кузнецов сражается рядом с солдатами, здесь он проявляет своё хладнокровие, отвагу, живой ум.)

Учитель: Каким представил В. Кондратьев своего героя в повести «Сашка»?

- Назовите эпизоды, зачитайте отрывки из художественного произведения, где раскрывается характер Сашки.

- Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками? И почему он возвращается в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? Как это характеризует Сашку?

- Рассмотрим, как ведут себя герои романа Ю. Бондарева «Горячий снег» во время боя. Обратимся к Сталинградским событиям.

- Сопоставим поведение Кузнецова, когда он решает послать Уханова во время бомбёжки снять прицелы с орудий, и Дроздовского, который посылал на верную смерть Сергуненкого.

- Обратимся к описанию боя (гл.2, 12).

- Какие действия Уханова, Чубарикова, Касымова открыли Кузнецову «узнанное» в то мгновение «братство» и как это чувство определило всё его последующее поведение?

- Как вы считаете, поступок Сашки по отношению к ротному можно назвать подвигом?

- Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе – это возникшее между Кузнецовым и Зоей любовь. Что мы знаем о Зое?

(Обманувшись по началу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам, как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих. Личность Зои познаётся в напряжённом, словно наэлектризованном пространстве, которое почти неизбежно возникает в окопе с появлением женщины. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения. Но её доброты, её терпения и участливости достаёт на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, её главные события, её суровую, жестокую реальность женским началом, лаской и нежностью.

Война, её жестокость и кровь, её сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие сроки марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается всё это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре – так мало времени проходит – Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слёз лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слёз».)

- Как характеризует Дроздовского отношение его к Зое Елагиной?

- Как вы понимаете смысл фразы: «У войны не женское лицо»?

- Каждый автор проводит своего героя через испытания любовью. Это классический приём в русской литературе. Как проходит через эти испытания герои Бондарева?

- А как проходит Сашка испытание любовью?

(С достоинством проходит герой и испытание любовью. Страницы, посвящённые рассказу о первой любви Сашки, наполнены лиризмом, удивительной нравственной красотой. Юноша готов понять, а значит, и простит даже то, что ему предпочли другого. Он готов перетерпеть любую боль. А боится только одного – лжи и жалости.)

- Какие истины начали открываться Дроздовскому после пережитого боя?

(Но не даром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского честного котелка.)

- Зачитайте размышления Сашки, когда он вёл немца в штаб. Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой он человек?

(Одной из ключевых в повести является сцена, когда Сашка берет в плен немца. У него нет к нему вражды, чувство, которое испытывает герой, скорее можно назвать жалостью. Вот каким его видит Сашка: «Был он вроде бы Сашкин одногодок, лет 20-22. Курносый и веснушчатый, на вид прямо русский». Привыкший брать на себя ответственность, уверенный в правоте своего дела, беззаветно верящий в справедливость, Сашка убеждает немца, что на его Родине пленных не расстреливают: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Автор подробно описывает путь главного героя в штаб, куда должен он был доставить немецкого солдата. За всё стыдно Сашки: за не похороненные тела русских бойцов, за примитивность военного снаряжения, за поведение комбата. «Обросший, со спутанными волосами, лезшими ему в лоб, в расстегнутой гимнастерки, согнутый, с отвисшей нижней губой и черными кругами около глаз, необычный и страшноватый».

- Таким описывает его автор. Конечно, Сашка сочувствует командиру, потерявшему близкого человека, но, по его убеждению, ни кто не имеет право ставить личное горе выше воинского долга. И Сашка понимает, что жизнь этого молодого и курносого немца находиться в его руках. Перед Сашкой выбор: поступить по совести и не выполнить приказ командира или, не нарушив присягу, расстрелять немецкого солдата и тем самым спасти собственную жизнь. И мы ни минуты не сомневаемся, что решит герой).

- Представим, а как бы повел себя Дроздовский в данной ситуации?

- На войне перед смертью все ровны: и рядовой солдат, и генерал. Обладая нравственными ценностями, человек поступает так, как ему подсказывает совесть. К каким истинам приходит генерал Бессонов после всех событий боя?

- Что объединяет лейтенанта Кузнецова и командующего армией генерала Бессонова?

(Разделённые несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели – не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежности к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов.)

- Как вы объясните смысл романа «Горячий снег»? Какое художественное средство использовано в названии романа? А почему автор использовал именно это художественное средство? (Жизнь и смерть, война и мир не совместимы).

- Почему В. Кондратьев назвал своё произведение «Сашка»?

- Что объединяет эти два произведения?

- Какие нравственные ценности утверждает автор в своём произведении?

(В этих произведениях воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия: мужество, ум, бодрость духа в самых критических положениях, выносливость, трудолюбие и глубочайшая вера в победу.)



  1. Домашнее задание: напишите сочинение - размышление в жанре эссе «В чём проявляется русский характер солдата на войне?».