Литература для педагога Литература, рекомендуемая обучающимся и родителям - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература для учителя 231 Литература для обучающихся 233 13 3297.53kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Самостоятельная работа по курсу Рекомендуемая литература Методические... 3 1095.64kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Примерной программы по литературе для 10 класса общеобразовательных... 3 1618.01kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» 2 341.87kb.
Литература для учителя Литература для ученика 8 3390.06kb.
Литература для учителя Литература для ученика 4 832.05kb.
Литература для самостоятельного чтения 10 класс русская литература... 1 45.37kb.
Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 2 539.09kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 9А 2 326.62kb.
Роман Шабанов я не люблю кофе, ты же знаешь (драматическая история... 1 130.71kb.
- 4 1234.94kb.
Литература для педагога Литература, рекомендуемая обучающимся и родителям - страница №1/2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Согласовано: Утверждаю:

на заседании Директор МБОУ ДОД ДДТ

научно-методического совета ____________Шуптиева Е.А.

протокол № _____ от _________ г.

Председатель НМС___________________



Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Юный исследователь»

«Сюжеты и образы древнерусской иконописи»

культурологическая направленность

(рассчитана на 4 года для детей 13-17 лет)


Автор – педагог дополнительного

образования высшей категории

Климентова Л.Я.

Батайск


2013

Оглавление


  1. Пояснительная записка

  2. Тематический план 1 года обучения

  3. Тематический план 2 года обучения

  4. Тематический план 3 года обучения

  5. Тематический план 4 года обучения

  6. Содержание программы

  7. Методическое обеспечение программы

  8. Методический блок

  9. Диагностический блок

  10. Дидактический блок

  11. Индивидуальная работа в культурологическом объединении «Юный исследователь».

  12. Темы сообщений 1 года обучения

  13. Темы рефератов 2 года обучения

  14. Темы докладов 3 года обучения

  15. Темы докладов 4 года обучения

  16. Контрольные вопросы и тесты

  17. Литература для педагога

  18. Литература, рекомендуемая обучающимся и родителям.


Пояснительная записка
Занятия в культурологическом объединении «Юный исследователь» ведутся по авторской программе «Сюжеты и образы древнерусской иконописи».
Новизна:

1) знакомство с местом иконы в истории и культуры России носит интегративный характер и связано с освоением комплекса гуманитарных знаний;

2) направленность на систему непрерывного образования «школа – ВУЗ».
Актуальность программы обусловлена потребностью воспитания нового поколения на основе духовно – нравственных ценностях отечественной культуры. В Концепции духовно-нравственного воспитания подчеркивается культурообразующая роль православия в культуре России и отмечается, что традиционные ценности являются основой духовно-нравственного воспитания школьников.

Педагогическая целесообразность проявляется в том, что программа коррелируется со школьным курсом ОПК, дополняет и углубляет его.


Цель программы: приобщение к истокам отечественной культуры через чувственную, художественную форму иконописи.
Задачи:

1) воспитательные: формирование эстетического вкуса, нравственности, патриотизма)

2) развивающие: приобретение навыков исследовательской деятельности посредством подготовки сообщений, написания рефератов, докладов

3) образовательные, культурно-просветительские: освоение исторических, культурологических, эстетических и духовно-нравственных знаний


Отличительные особенности данной программы от аналогичных, уже существующих

Направленность на формирование исследовательской деятельности, способствующей активизации творческого мышления. Творческая исследовательская деятельность учащихся может быть похожа на деятельность ученого-исследователя, но не адекватна ей. Для учащегося исследовательская деятельность это, прежде всего получение новых для него знаний и умений.

Успех включения учащихся в творческую деятельность зависит от мотивации учащихся. Для формирования внешней мотивации используется принцип наглядности: знакомство с презентациями, экскурсии в храмы и монастыри Дона.

Формирование внутренней мотивации является условием успешного пути от незнания к знанию. Работа в объединении, в первую очередь, ориентирована на переход от мотивации по результату (ориентация на результаты деятельности: выступление на конференциях, получение дипломов), к мотивации по процессу (заинтересованность самим процессом деятельности).


Основные принципы программы

Организация исследовательской деятельности учащихся невозможна без учетов принципов последовательности, временного развития, разнообразия и постоянного совершенствования. Принцип последовательности предполагает учитывать соотношение тематики с возрастом учащегося. Учитывая возраст учащегося, способность к абстрактному мышлению, принципы внутренней мотивации, временного развития, разнообразия и постоянного совершенствования, программа рассчитана на 4 года обучения.

1 год обучения рассчитан на учащихся 7-8 классов
2 год обучения рассчитан на учащихся 9 классов
3 год обучения рассчитан на учащихся 10 классов
4 год обучения рассчитан на учащихся 11 классов
Поскольку основной обучения в учреждениях дополнительного образования является принцип добровольности и обучение в объединении проходит в индивидуальной форме, то соотнесение возраста учащегося с годом обучения подвижно и относительно условно. Так, на первый год обучения могут записаться учащиеся в диапазоне от шестого до девятого классов. Выход из этой ситуации осуществляется в формировании индивидуальных календарно- тематических планах на каждого обучающегося. Индивидуальный календарно-тематический план формируется на каждый месяц и основывается на тематическом плане года обучения, на материалах модуля «Индивидуальная работа в культурологическом объединении «Юный исследователь» и учета общего уровня подготовки учащегося, его индивидуальных особенностей и успехов в освоении программы.

Учащиеся 7 и 8 классов работают с учебной литературой, научно-популярными изданиями, проводят небольшие исследования, которые оформляются в виде сообщений, эссе, аннотаций на книгу или статью.

Исследовательская работа старшеклассников имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой рефератов и докладов на научно-практических конференциях, конкурсах различного значения: областного, всероссийского, международного.

Способы определения результативности. Формами выявления результативности обучения являются:

тесты,

оценка домашних заданий,



устные выступления,

подготовка письменных сообщений, рефератов, докладов.

выступление на конференциях «Отечество», ДАНЮИ, участие в неделе науки факультета философии и культурологии ЮФУ, всероссийских конкурсах и конференциях.

При написании реферата у учащихся формируется умение в сжатой форме излагать основную информацию на основе ее смысловой переработки. При подготовке доклада учащиеся учатся видеть проблему, формулировать цели, задачи, актуальность исследования, приобретают навык публичного выступления. Тематика рефератов и докладов связана с русской иконой, ее местом в истории России, работами отечественных философов и культурологов.


Занятия в объединении "Юный исследователь" развивают самостоятельность мышления, инициативность. Научно-исследовательская работа в форме рефератов и докладов формирует у учащихся навыки исследовательской деятельности, выступления перед аудиторией, формируют устойчивый интерес к отечественной культуре, способность к самореализации личности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

“Сюжеты и образы Древнерусской иконописи”

культурологического объединения

«Юный исследователь» 1 год обучения



Содержание





Количество часов

1. Что такое икона?


2


2. Корни Древнерусской иконописи.

4

3. Отличие иконы от картины.

4

4.Основные элементы иконографии Богородицы.

2

5 Казанская икона Богородицы

4

6.Донская икона Богородицы

2

7.Донская икона Богородицы и Куликовская битва

4

8.Иконы Достойно Есть и Всецарица

4

9.Иконы Иверская и Троеручица

4

10. Основные элементы иконографии Спасителя

2

11. Спас Нерукотворный

2

12. Икона Рождество Христово

4

13.Икона Крещение Господне

4

14.Икона праздника Преображение

2

15.Икона праздника Вознесение.

2

16.Икона Господь Вседержитель.

2

17.Владимирская икона Богородицы.

4

18.Икона Сергия Радонежского

4

19. Икона Николая Чудотворца.

4

20.Икона Серафима Саровского.

4

21. «Троица» Андрея Рублева

4

Экскурсионные поездки для знакомства

с архитектурой и иконостасами храмов Батайска.

1.Вознесенский храм с. Койсуг.

2


2.Троицкий храм г. Батайска.

2



Итого


72





Тематический план

“Сюжеты и образы Древнерусской иконописи”

культурологического объединения

«Юный исследователь» 2 год обучения

Содержание



Количество часов

1Духовные основы иконы

2.Символика языка иконы

3. Связь иконы с историческими событиями

4.Казанская икона Богородицы и День народного единства

5.Владимрская икона Богородицы в Истории России

6.Державная икона Богородицы

7.Символизм, эстетика, духовное значение иконы Спас в Силах

8.Нравственные уроки иконы Рождество Христово

9. Символизм и духовное значение икон Спас Нерукотворный, Господь Вседержитель

10. Почитание Донской иконы Богородицы на Дону.

11.Сергий Радонежский – основатель Троице – Сергиевой Лавры.

12. Иконы Богородицы “Достойно есть” и Взыскание погибших”.

13. Уроки доброты в иконе Серафима Саровского.

14. Икона преподобномученицы Елизаветы.

15.Икона Павла Таганрогского на Донской земле.

16. Художественное значение Древнерусской иконы.

Экскурсионные поездки для знакомства

с архитектурой и иконостасами храмов Батайска и

Ростова-на-Дону.


1.Ростовский кафедральный собор Рождества Богородицы.

2.Храм во имя преп.Серафима Саровского.

3.Посещение источника Серафима Саровского.


Итого

Тематический план“Сюжеты и образы Древнерусской иконописи” культурологического объединения

«Юный исследователь» 3 год обучения

1.Истоки древнерусской иконописи

2.Духовные основы иконы

3.Владимирская икона Богородицы – образец Византийской иконописи

4.Нравственное значение иконы господь Вседержитель

5.Казанская икона Богородицы- символ воинской славы.

6.Нравственные уроки иконы Рождество Христово

7.Икона Рождество Христово и смысл жизни человека

8.Нравственное значение иконы Сретение Господне

9.Икона Достойно Есть Вознесенского храма Койсуга

10.Особенности системы художественно – выразительных средств иконы.

11.Женский монастырь во имя «Иверской иконы Богородицы»

в г. Ростове-на-Дону.

12.Мужской монастырь во имя Донской иконы Богородицы в Старочеркасске.

13. Смысл жизни в иконе праздника «Воскресение»

14 Уроки милосердия в иконе преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары

15. Икона святителя Димитрия Ростовского.

16. «Троица» Андрея Рублева – высочайшее достижение отечественной и мировой культуры.

17. Художественное и нравственное значение иконы в отечественной культуре.

Экскурсионные поездки для знакомства

с архитектурой и иконостасами храмов Донской земли
1.Посещение Иверского монастыря в г. Ростове –на - Дону и Иверского источника

2.Посещение Донского монастыря в г. Старочеркасске.

3.Посещение Вознесенского собора в Новочеркасске
Итого

Тематический план «Сюжеты и образы древнерусской иконописи» культурологического объединения

«Юный исследователь» 4 год обучения

1.Духовные основы иконы

2.Символизм и эстетика иконы.

3.Символизм и эстетика икон Богородицы и Спасителя

4.Духовные и нравственные заветы святителя Димитрия Ростовского.

5.Русская икона и западноевропейская религиозная живопись.

6.Натурализм как средство иконографии западноевропейской религиозной живописи.

7. Живописный стиль в русской иконе 18-19веков.

8.Причины забвения древнерусской иконописи

9. Иконография православных праздников

10. Иконостас. Особенности деисусного ряда классического русского иконостаса

11.Икона в современном мире

12.Васнецов о духовном, художественном и нравственном значении русской иконы

10.Исследовательская деятельность

Задания во время экскурсий

1. Сравнить иконостас Вознесенского храма Койсуга и собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова – на –Дону

2.Выявить особенности иконы Тайной Вечери в храме Серафима Саровского Ростова на Дону и Тайной Вечери преп. Андрея Рублева

3. Выявить особенности иконостаса храма во имя Пресвятой Троицы г. Батайска



Итого

4

4



4

4

4



4

4

4



4
4

4

4


4

4

4



4

3

3



2

72

4

6



4
2

4

2



4

2

4



4
4
4
4

4
4


4
4
4

4
72

2

2

6



4

4

4


4

4

6



4

6

6


10
4
4
2
72



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ”

Введение. Говоря об исконно русской культуре нельзя не упомянуть искусство иконописи. Это уникальное культурное наследие наших предков не имеет себе аналогов. Богатство, содержательность, насыщенная красота русской иконы прославила ее на весь мир. В древней Руси икона была такой же классической формой изобразительного искусства как в Египте - рельеф, в Древней Греции - скульптура, а в Византии - мозаика.

Иконопись - самовыражение русской духовности. Эта глубокая историческая связь с исконно русским культурно-этническим своеобразием вызывает интерес к иконе в наши дни, когда происходит возвращение к утраченным ценностям, их реставрация. Своеобразие русской иконы проявляется в том, что она отражать жизнь духовную, поднимает в человеке дух.

Западноевропейская религиозная живопись считает, что искусство должно быть точным повторением того, что человек видит в окружающем мире. Зеркало - это прототип художника. Но древнерусское искусство не принадлежит к этому типу. Эмблема русского искусства – свеча, которую художник зажигает и вносит в мир, побеждая тьму, озаряя окружающие предметы, направляя к высокой цели разум и волю человека.
Цель данного курса - познакомить обучающихся в художественно-образной форме с национальными особенностями отечественной культуры, дать культурологические знания, способствующие формированию нравственности, патриотизма, эстетического вкуса.
Задачи курса - последовательное освещение истории развития древнерусской иконы, её стиля, языка, отличия иконы от картины, место и роль иконы в истории и культуре России.


Что такое икона

“Икона” - греческое слово, в переводе означает “образ”, “изображение”. Уже с глубокой древности слово “икона” стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим Слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Икона - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов и церковных праздников.



Корни древнерусской иконописи
Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним представление о том, что задача живописи - это воплотить в образе христианское вероучение. Христианству на Руси чуть более 1000 лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Русь, принимая христианство от Византии, получила как образец православного искусства непревзойденный шедевр - икону Богородицы, которая потом стала называться “Владимирская”.

Расцвет русской иконы в ХIV веке

Х1У век принес Руси большие перемены. Духовное возрождение и преподобный Сергий Радонежский. Куликовская битва 1380 г.. Расцвет иконописи, освобождение от ученической зависимости. Простота и выразительность новгородской иконописи. Зрелость иконописи в творчестве Андрея Рублева.



Причины забвения древнерусской иконы

Реформа Петра 1, отринувшие культурное наследие Древней Руси. Построение русской иконописи на новых, западно-европейских принципах. Потемнение икон как следствие живописной техники. Сохранение художественной системы иконописания в крестьянском иконописании с центрами Палех, Холуй.



Возрождение интереса к древнерусской иконе
Интерес к древнерусской культуре и иконописи в 19 веке. Коллекция А. В. Морозова, И. С. Остроухова, Третьякова. Новые способы расчистки икон. В. М. Васнецов о художественном и духовном значении. Октябрьская события 1917 года. Признание атеизма в качестве государственного мировоззрения. Закрытие храмов, уничтожение икон. Возрождение интереса к национальной культуре в послевоенные годы. Возвращение икон в музейные экспозиции 60-80 годы. Восстановление храмов в 90-е годы, возвращение икон в храмы.

Признание Древнерусской иконы как величайшего образца мировой живописи. Древнерусская икона как живое, бесценное наследие, дающее художникам импульс для творческого поиска.



Отличие иконы от картины

Внутренние отличия картины от иконы:
1.Картина - художественный образ, созданный фантазией художника. Икона - слово о Боге, высказанное языком линий и красок.

2.Индивидуальность, живописная манера картины. Каноничность иконы. Иконописание не самовыражение, а форма служения Богу

3.Эмоциональность картины как чувственной формы познания мира. Бесстрастность кисти иконописца Восприятие иконографических символов на духовном уровне

4. Картина - средство общения с автором. Икона - средство Богообщения.


Внешние отличия иконы от картины:
1. Подчеркнутая условность изображения. Изменение пропорций. Двухмерность фигур. Пейзаж уступает место фону.

2. Использование “обратной” перспективы как средства передачи изливания Божественного мира в земной мир.

3. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур как символ святости.

4. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Символика белого, красного, синего как средство передачи Божественного и человеческого.

Картина - веха на пути эстетического развития. Икона - веха на пути духовного развития.

Техника иконописи
Техника станковой живописи. Доска (сосновая или липовая), холст (поволока), “левкас” - слой белого шлифованного грунта из гипса и мела, покрытие золотом. Нанесение контуров рисунка и красочного слоя (темпера). Нанесение защитного слоя (закрепителя) - олифы, лака. Обрамление иконы. Декоративное украшение иконы с использованием золота, серебра, драгоценных камней. Существование шитых окладов из различных тканей.

Иконы Иисуса Христа:

Спас нерукотворный и Пантократор
Спас Нерукотворный. Предание о прижизненном изображении Спасителя на плате (убрусе) и исцелении больного проказой царя Авгаря. Перенесение иконы в 944 году в Константинополь и установление в честь этого праздника “Спаса” 19 августа. Духовное содержание иконы “Спас Нерукотворный” - это воплощение Сына Божия для спасения страждущего человечества.

Господь Вседержитель - Пантократор. Характерной особенностью является изображение благословляющей руки Иисуса Христа и раскрытой или закрытой книги. Огрудное и поясное изображение Спасителя. Кресчатый нимб и соотношение красного и синего цвета в одежде. “Спас Вседержитель” Андрея Рублёва.


Владимирская икона Богородицы
Владимирская икона Богородицы - образец Византийской иконописи, подаренный Юрию Долгорукому в начале 12 века. Перенесение иконы Андреем Боголюбским во Владимир. Перенесение в 14 веке в Москву и установление празднования иконы 8 сентября в память избавления от Тамерлана. 6 июля – празднование иконы в память о свержении татарского ига. Спасение Москвы от нашествия Махмет Гирея и установление дня празднования иконы – 3 июня. Нахождение иконы в Третьяковской галерее.
Донская икона Богородицы.
Именование иконы в память о Куликовской битве. Победа над Мамаем – начало исторического освобождения Руси. Донская икона и освобождение Москвы от татар в 1591г. Основание в 1592 г на месте, где во время битвы находилась Донская икона Богородицы, Донского монастыря в Москве. Установление празднования иконы 1 сентября. Почитание Донской иконы казаками. Донской монастырь в Старочеркасске: страницы истории. Нахождение иконы в Третьяковской галерее.
Иконы Богородицы

Достойно есть“ и “Взыскание погибших “


Иконография иконы “Достойно есть”. Предание о названии иконы в честь песнопения Богородице. Нахождение иконы на горе Афон в Греции. Почитание иконы в Вознесенском храме села Койсуг.

Иконография иконы “Взыскание погибших”. Предание о прославлении иконы в У1 веке в г. Адане. Появление списков и прославление иконы в России в ХУ11 веке. Судьба иконы во время французского нашествия 1812 г. Нахождение иконы в Москве в храме в честь Воскресение Словущего. История сохранения золотого оклада иконы в 1975 г. Празднование иконы 18 февраля.



Казанская икона Богородицы
Обретение иконы в Казани в 1579 году. Икона и ополчение князя Дмитрия Пожарского в 1612 году. Установление празднования иконы – 4 ноября, в память об освобождении Москвы от поляков. Казанские соборы в Москве и Петербурге. Основание Казанского собора в Москве в 1636 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Казанский собор в Петербурге – памятник воинской славы. Отношение М. Кутузова и донского казачества к Казанской

иконе Богородицы. Разрушение Казанского собора в Москве в 1936 году и его восстановление в 90 годы ХХ века. Казанская икона в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Награждение митрополита гор Ливанских Илию Сталинской премией. Дар митрополита Илии Казанской иконе Богородицы.



Иверская икона Богородицы
Иконография иконы.Тип иконографии иконы – Путеводительница. Время гонения на иконы в Византии (8-9 вв.) Обретение иконы в Иверском монастыре на Афоне. Появление списка иконы в Москве в 1648 г. Иверская часовня в Москве. Иверский монастырь в Ростове-на-Дону. Иверская Монреальская икона в Канаде.

Икона преподобного Сергия Радонежского
Элементы иконографии. Сергий Радонежский и Куликовская битва, положившая начало самостоятельности и своеобразию развития Руси. Сергий Радонежский – основатель Троице - Сергиевой лавры. Историк В. Ключевский о духовно- нравственном наследии преподобного Сергия.
Икона

Николая чудотворца
Особенности иконографии, связанные с событиями 325 года. Провидение, доброта, помощь нуждающимся, чудотворение – основные черты Николая чудотворца. Почитание св.Николая в западной и русской культуре. Никольские храмы на Руси.

Иконы праздников

«Рождество Христово» и «Крещение Господне».
Духовный смысл иконы - тайна Боговоплощения. Рождество Христово и новая эра. Одномоментность композиции иконы: мудрецы, следующие за Вифлеемской звездой, ангелы, сообщающие радостную весть пастухам, купание младенца. Рождественская елка и колядки.

Иконография иконы: Иисус Христос в Иордане, Иоанн Креститель, Дух Святой в виде голубя. Обычай выпускать голубей во время освящения воды.



Икона

Воскресение Христово
Композиция иконы: в центре Иисус Христос, протягивающий руки Адаму и Еве, по сторонам изображение ветхозаветных пророков, изображение горок символизирует небесный мир. Пасха - праздников праздник и торжество из торжеств. Куличи и крашенки.
Иконы праздников

«Вознесение» и «Преображение»
Иконография иконы, символика света и цвета. Композиция иконы: в центре Иисус Христос на облаке славы, по сторонам ангелы, ниже Богородица, окруженная апостолами. Особенности престольного праздника в Вознесенском храме с.Койсуг.

Композиция иконы «Преображение»: в центре горы Фавор Иисус Христос в белых одеждах, слева пророк Илия, справа пророк Моисей, внизу фигуры апсотолов, ослепленные светом. Белые одежды как символ божественного света. Стихотворение Б.Пастернака «Преображение». Спас - народное название праздника Преображение.


Икона

Серафима Саровского
Иконография иконы. Чудо в жизни маленького Прохора – будущего Серафима. Серафим Саровский в судьбе Мотовилова, Языкова и Хомякова. Страницы жизни Серафима Саровского на иконе. Прославление Серафима Саровского при Николае 11. Роль Серафимо-Дивеевского монастыря в наши дни. Серафимовский источник в Ботаническом саду Ростова-на-Дону.
Икона преподобномученицы

Елизаветы Федоровны.
Иконография иконы. От принцессы Эллы к великой княгине. Красота физическая и душевная. Создание Марфо-Мариинской обители в Москве после гибели мужа. Отказ покидать Россию в 1917 году. Мученическая кончина в 1918 году. Прославление за рубежом и в нашей стране. Ростовское общество сестер милосердия имени преподобномученицы Елизаветы.
«Троица»

Андрея Рублева
Иконография «Троицы» Андрея Рублева. Ветхий завет о явлении трех ангелов Аврааму. Изображение трех ангелов, вписанных в круг как символ вечной, нераздельной и неслиянной Троицы и жертвенной любви Бога к человеку. Цветовое созвучие сияющих красок «Троицы», рождающих ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты. «Троица» как высочайшее достижение отечественной и мировой культуры.
Икона

Павла Таганрогского
Элементы иконографии. Дворянское происхождение, блестящее образование и духовный подвиг. Прославление святого в г. Таганроге в 1999 году. Свидетельства заступничества святого в наши дни.
Икона

святителя Димитрия Ростовского
Иконография иконы: омофор, клобук, жезл, нимб. Указ Елизаветы о присвоении Темерницкой крепости имени св.Димитрия Ростовского. Св.Димитрий – небесный покровитель Ростова-на-Дону. Просветительская деятельность св.Димитрия, создание жития святых на русском языке. Образовательные Димитриевские чтения в Ростове-на-Дону. Памятник св.Димитрия на Соборной площади.
Духовное, художественное и нравственное значение иконы в отечественной культуре
Древнерусская икона - живое, бесценное наследие, дающее художникам постоянный импульс для творчества. В. М. Васнецов писал о том, что древние живописцы создали подлинную живопись как игру красок с высокой техникой и живописным эффектом.

«Мы должны гордиться нашей древней иконой», - писал Васнецов. Древнерусская икона открывает пути современному искусству, в котором предстоит воплотиться многому из того, что было заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога. Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи.

Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, она дошла до нас, не утратив своего уникального колорита, являя собой художественную историческую и духовную ценность отечественной культуры.



Методическое обеспечение программы «Сюжеты и образы древнерусской иконописи»

Программа обеспечена авторскими методическими комплексами:



  1. Казанская икона Богородицы в истории России

  2. Казанская икона Богородицы и День народного единства

  3. Иван Ильин о семье в православной культуре

  4. Троице – Сергиева Лавра в культуре России

  5. Икона и ее язык

  6. Владимирская икона Богородицы в истории России

  7. Иконы богородицы в русской поэзии



МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


  1. Характеристика используемых образовательных технологий

Занятия проводятся с использованием таких технологий, как технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения, коммуникативно-диалогового обучения, проблемно-поисковые.

При организации занятий в рамках дифференцированного и индивидуализированного обучения мы учитываем следующие особенности данной технологии: адресность построения педагогического процесса (подготовка занятия и его проведение осуществляется с учетом индивидуальных особенностей конкретного ученика), индивидуализацию процесса обучения (индивидуальная работа с каждым учащимся). Данная технология реализуется нами средствами внутренней (учет социально-психологических, социально-личностных, экзистенциально-личностных фактор, влияющих на эффективность усвоения учебной информации конкретным учеником) и внешней дифференциации (учет познавательных интересов, образовательных потребностей конкретного ученика, его способности к исследовательской деятельности), а также мониторингом качества занятия.

При организации кружковых занятий в рамках коммуникативно-диалоговых технологии деятельность учащихся строится как обсуждение проблем, поиск и аргументация, оценка и принятие решения. Эти технологии позволяют сделать знания не просто более осознанными, но и личностными. При этом формируется речевая, дискуссионная и рефлексивная культура учеников. При анализе исторических, искусствоведческих текстов используется проблемная дискуссия, дискуссия-диалог между педагогом и учащимся.

Одними из наиболее востребованных в процессе реализации данной программы явились так называемые проблемно-поисковые технологии обучения, общими характерными чертами которых являются их направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного cодержания обучения; постановка ученика в позицию исследователя, первооткрывателя; столкновение учащегося с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворенности имеющимися представлениями, потребности разрешить противоречие; их рефлексивная деятельность как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане; последовательность в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления в решении проблем.


  1. Методические рекомендации по самостоятельной работе учащихся

Самостоятельная работа учащихся – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность учащихся, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя.

Одним из видом самостоятельной работы учащихся при изучении «Сюжеты и образы древнерусской иконописи» является реферат.

Реферат (от лат. reffere – докладывать, сообщать) – это краткое изложение в письменном виде, а затем в форме публичного выступления результатов самостоятельного изучения какой-либо проблемы. Он включает в себя – в зависимости от выбранной темы, целей и задач исследования – обзор первоисточников, историко-психологической и научно-теоретической литературы, искусствоведческой, в том числе и специальной периодической. Реферат представляет собой сокращенное отображение реферируемого произведения. Главным его достоинством является по возможности точное воспроизведение предмета реферирования. Если же при подготовке реферата автор хочет выразить свои мысли, то он должен с помощью тех или иных приемов (например, путем заключения в скобки указания своих инициалов) отличить их от содержания реферируемого произведения.

Реферирование - процесс свертывания, уплотнения информации, имеющейся в том или иной научном тексте, с целью получения краткого, сжатого содержания, предназначенной для этого статьи, главы книги, монографии и т.д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой и информации, чтобы неизбежные при реферировании потери информации в минимальной степени коснулось важных и существенных сведений, содержащихся в тексте. Тема реферата избирается учащимся самостоятельно или вместе с преподавателем, в последнем случае тема реферата, выбранная учащимся, в обязательном порядке обговаривается с преподавателем.

Основной целью работы над рефератом является приобретение навыка библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с различными источниками по той или иной теме и грамотного письменного изложения. Задачей реферирования является подробное изучение выбранной проблемы, с возможностью дальнейшего исследования данного вопроса при написании исследования. Реферат должен способствовать формированию навыков исследовательской работы, умения критически мыслить, анализировать, сравнивать, формировать суждения, классифицировать и делать самостоятельные выводы. Объем реферата определяется содержанием первоисточников и может колебаться от 10 до 20 машинописных листов.

Композиционно (строение, соотношение и взаимное расположение частей работы) текст реферата также может быть различным. Общая структура любого реферата должна состоять из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы реферата, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса в частности. Также в введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов). В этой части реферата может быть дан перечень ключевых слов, т.е. слова и словосочетания, выражающие понятия существенные для понимания данной проблемы.

Основная часть реферата. В ней передается содержание изученных первоисточников по данной проблеме. При необходимости (если, например, в работе затрагивается ряд проблем), данная часть работы может содержать несколько глав.

В заключении учащийся приводит собственные выводы по материалам изученных первоисточников, высказывает аргументированное согласие или несогласие с позицией или точкой зрения авторов. Учащемуся необходимо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению работы. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, грамотно; с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.

Текст работы должен быть распечатан на компьютере (или машинопись) на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги через два интервала (1,5 интервала в текстовом процессоре Word 6/7 for Windows 95/98). Широко используемыми шрифтами являются Times New Roman Cyr – кегль №14. Формат бумаги А4 (210х297), размер левого поля – 35 мм, верхнего – 15 мм, правого – 10 мм, нижнего – 20 мм. Реферат должен быть выполнен общим объемом не менее 15-20 машинописных листов. Допускается незначительное изменение темы реферата при согласовании новой темы с преподавателем. Титульный лиcт оформляется следующим образом: указание учебного заведения, темы реферата, наименования объединения (кружка), номер ФИО исполнителя, ФИО руководителя кружка.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Каждая глава (раздел) начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим структурным составляющим работы: введению, заключению, списку использованных источников и др.

Расстояние между названием главы и последующим текстом (названием пункта) должно быть равно трем интервалам. Расстояние между названием пункта и текстом – 2-3 интервала. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовки располагаются посередине строки. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается.

Список литературы, используемой в работе, оформляется следующим образом. По каждому литературному источнику даются фамилии и инициалы авторов. Название работы. – Место издания: Название издательства, год издания. – Количество страниц. Если приводится статья, то указывается фамилия и инициалы автора, название статьи и через две косые линейки (//) название сборника или журнала. - Год издания. - Номер (Например, Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972.-165 стр.; Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения //Педагогика. 1997. №4, стр.11-17.).

При цитировании текста первоисточника или научно-теоретической работы, статьи необходимо цитату заключить в кавычки и сделать ссылку на источник. Если цитирование текста повторяется неоднократно, то при первой ссылке следует сделать оговорку, а затем рядом с цитатой в скобках проставлять только страницы источника. В ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания, страница. Возможно иное оформление цитирования. После цитаты ставится квадратная скобка, где проставляется номер источника в списке литературы, после запятой указывается страница в источнике, с которой взята данная цитата. Цитирование без ссылок на источник недопустимо.

Одним из видов самостоятельной работы учащихся является составление тезауруса или словаря, раскрывающего смысл используемых терминов (дескрипторов). Дескриптор – наиболее существенное понятие в виде слов или словосочетаний, обладающее семантической устойчивостью и контрастностью, основной носитель учебной информации в информационной модели обучения. Это может быть базовое понятие, умение, навык, порция учебного материала. Предметный словарь составляется учащимся, по какой – либо выбранной самостоятельно или указанной преподавателем теме курса.

Образец заполнения терминологического словаря

Педагогический термин Содержание Автор термина Источник сведений (наименование источника, изд-во, год, стр.)
3 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ИЗУЧАЕМЫХ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ»

• АССИСТ (лат.- присутствующий) – состав для нанесения тонких линий сусального золота на поверхность живописного слоя.

• БАГОР - темнокрасный или вишневый цвет. Составлен из нескольких красок для написания мафория Богородицы.

• БАКАН – краска темно-красного цвета, имеющая органическое происхождение.

• БАСМА (тур.- отпечаток) – тонкая пластинка из золота или серебра с тисненным узором. Элемент украшения иконной доски, а также книжных переплетов.

• ВЕЛУМ (фран.- ткань большого размера; лат. – парус) – в иконографии: ткань красного цвета перекинутая с одного архитектурного сооружения на другой. Символизирует связь Ветхого и Нового Заветов, а также показывает, что действие происходит внутри помещения.

• ГИМАТИЙ (греч.- плащ) – прямоугольный кусок ткани в виде плаща. Атрибут одежды ветхозаветных и ранних христианских персонажей.

• ДВИЖКИ – светлые тонкие линии, моделирующие выпуклые части лица.

• ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО – живопись одежды, архитектуры, пейзажа за исключением ликов и открытых частей тела.

• ЕЛЕУСА (греч. – милующая) – умиление – тип иконографии Богородицы.

• ЖИВОПИСЬ – 1.Техника создания изображения с помощью красок.

2.Вид изобразительного искусства.

• ЖИТИЙНАЯ ИКОНА – икона, центральная часть которой окружена по сторонам небольшими изображениями – клеймами. Клейма отражают значительные события.

• ЗОЛОЧЕНИЕ – покрытие листовым (сусальным) золотом или серебром частей поверхности иконы: нимба, фона, детали одежды.

• ЗНАМЕНИЕ (слав. – чудо, знак с выше) – иконография Богородицы.

• ИКОНА (греч.- образ, изображение) – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, ангелов, святых, церковных праздников.

• ИКОНОГРАФИЯ – описание и классификация установленных видов иконных изображений.

• ИКОНОПИСНЫЙ КАНОН – совокупность определенных принципов иконописи.

• ИКОНОПИСЬ – вид церковной живописи.

• ИКОНОСТАС – перегородка с иконами между алтарем и центральной частью Храма.

• КИОТ (греч. – ковчег) – деревянные застекленные ящики в которых хранятся иконы.

• КЛАВ (лат. – полоса) – нашивная вертикальная полоса на хитоне знак различия римских граждан. Клав в иконографии – символ чистоты и совершенства.

• КЛОБУК (слав.- шапка) – часть одежды монахов – покрывало одеваемое на головной убор.

• ЛЕВКАС – белая грунтовая основа для иконной и стенной живописи.

• МАФОРИЙ (греч.– покрывало) – большой четырехугольный плат, покрывающий голову и укутывающий всю фигуру.

• МОЗАИКА – изображение, созданное при помощи разноцветных кусочков камней или смальты, которые закреплены особым раствором.

• НИМБ (лат. – облако) – условное изображение сияния вокруг головы.

• ОДИГИТРИЯ (греч. – путеводительница) – тип иконографии Богородицы.

• ОКЛАД - декоративное украшение иконы. Изготавливается из различных металлов, в том числе из золота и серебра. Богато орнаментируется с использованием драгоценных камней. Оклад закрывает всю поверхность иконы, за исключением ликов и рук. Состоит из венца, который находился на месте нимба, рамы, покрывающей поля иконы, ризы, покрывающей одежды, фона и даты. Существуют шитые оклады из различных тканей.

• ОЛИФА (лат. - масло) - растительное масло, приготовленное особым способом: прокипяченное и очищенное от примесей. В иконописании используется в качестве защитного слоя.

• ОМОФОР (греч. - наплечник) - длинная полоса из ткани с нашитыми крестами. Принадлежность архи¬ерейского облачения, полагаемая на плечи поверх других одежд.

• ОПИСЬ - в личном письме - прорисовка темной краской контуров лика, рук и других открытых частей тела.

• ОПУШЬ - узкая полоса, проходящая по периметру иконной доски. Опушь служит своеобразной живопис¬ной рамкой, обрамляющей икону и выполняется цве¬том, контрастным к цвету поля иконы.

• ОРАНТА (греч. - Молящаяся) - один из основных типов иконографии Божией Матери. Характерная особенность - воздетые в молении руки Богородицы (адорации жест) и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери.

• ОРАРЬ (греч. - смотреть, стеречь, оберегать) - при¬надлежность облачения диакона. Узкая длинная лента с каймой по краям. Символизирует благодать началь¬ной степени священства.

• ПАВОЛОКА (русск. - пелена, покрывало) - ткань, наклеенная на лицевую сторону иконной доски с целью предохранения доски от растрескивания и деформа¬ции.

• ПАНТОКРАТОР (греч. - всесильный) - Вседер¬житель.

• ПАРСУНА (от искажен, лат. персона - личность) - термин, обозначающий особый вид светского порт¬рета в России на рубеже XVI - XVII веков. Парсуны имеют некоторые стилистические черты, присущие иконописанию, но в целом отличаются примитивно¬стью рисунка и живописи.

• ПЕЙЗАЖ - 1. В иконописании: изображение приро¬ды - горок, растений, архитектуры. 2. Жанр изобра¬зительного искусства.

• ПЕРЕВОД - способ нанесения рисунка на иконную доску, при котором контуры будущей иконы перено¬сятся с бумаги при помощи оттиска.

• ПЕРСПЕКТИВА - способ изображения пространства и предметов на плоскости. Перспектива может быть линейной и цветной. В цветовой перспективе чем предмет удаленнее от переднего плана, тем он менее яркий. Линейная перспектива - проекция трехмер¬ного предмета на двухмерную плоскость - подразде¬ляется на прямую и обратную. В прямой перспективе параллельные линии сходятся в точке на линии гори¬зонта, а в обратной — расходятся. Для иконописания характерна именно обратная перспектива

• ПОДОКЛАДНИЦА - икона, на которой детально на¬писаны только те части, которые не закрыты окладом. Подобные иконы были широко распространены в XIX - XX веках.

• РИЗА- 1. См. оклад. 2. Обобщенное название одеж¬ды иконного персонажа. 3. Бытовое название верхней богослужебной одежды.

• РОСКРЫШЬ - в иконописании — первоначальное равномерное распределение красок на иконе.

• РОСПИСЬ - в доличном письме— прорисовка по роскрыши темными красками складок одежды, архитек¬турных элементов и деталей пейзажа.

• РЯСА - верхняя повседневная одежда священников и монашествующих.

• САККОС (древнеевр. )- верхнее богослужебное обла¬чение архиерея.

• СВИТОК – древняя форма книги в виде длинного листа писчего материала свернутого в трубочку.

• СМАЛЬТА – изготовленное по особой технологии цветное стекло, которое используют для выполнения мозаик.

• СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО – тончайшие листки золота для работ по золочению иконы.

• ТАБЛЕТКА (франц. - картина) – название икон написанных на холсте с двух сторон.

• ФРЕСКА (итал. – свежий, сырой) – живопись красками по свеженанесенной сырой штукатурке.

• ФРЯЖСКОЕ ПИСЬМО – стиль иконописи в России второй половины 18 века, свормировавшейся под влиянием западноевропейской живописи.

• ХИТОН (греч.) – верхняя одежда в виде рубахи.

• ЧЕПЕЦ – женский головной убор, надеваемый под мафорий. В иконографии Богоматери имеет синий и зеленый цвета.

• ЭНКАУСТИКА (греч.- выжигаю) – связующее вещество восковых красок. В широком значении энкаустика – древнейшая техника живописи, характерной особенностью которой является нанесение красок в разогретом состоянии.

• ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА – краски, связующим веществом которых служит яичный желток. Диагностический блок


следующая страница >>