Личностного развития и социализации - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект программы воспитательной работы 2 573.41kb.
Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение... 1 594.4kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Проблема социализации и индивидуализации... 1 44.08kb.
Решение приоритетных задач 1 22.33kb.
Участие педагога-психолога гоу лицей №1580 Вязовец Наталии Валентиновны... 1 22.34kb.
Урока английского языка «австралия» группа 14 «Повар, кондитер» 1 101.6kb.
Автономная некоммерческая образовательная организация «Центр повышения... 1 88.07kb.
Анализ методической работы за 2012-2013 учебный год 4 1077.25kb.
Цель программы: обеспечение целостного развития личности ребенка... 1 139.43kb.
Приглашение на тренинг личностного роста по методу мюррей 1 38.31kb.
Программа воспитания и социализации 2 392.29kb.
1. История как гуманитарная наука «Отцом истории» 3 742.46kb.
- 4 1234.94kb.
Личностного развития и социализации - страница №1/2

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 11 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года, Примерной программы по истории для 10-11 классов (2008 год) с использованием авторской программы по истории под ред. Волобуева О.В., Клокова В. А. (2010 год). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории.



Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Цели:

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся.

  • Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе.

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

В процессе изучения курса истории учащиеся должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

  • анализировать исторические явления, процессы, факты;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  • определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

Задачи:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;

  • формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;

  • обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

Учебно-методический комплект:

1. О.В.Волобуев, В.А.Клоков «Россия и мир»» 11 кл. – М. Просвещение, 2008

2.«Тематическое» планирование и методические рекомендации к учебнику О.В.Волобуев, В.А.Клоков «Россия и мир»» 11 кл. – М. Просвещение, 2008

Программа курса истории «Россия и мир» 11 класса рассчитана на 63 часа, 2 часа в неделю.

Преобладающей формой текущего контроля знаний по истории являются тестовые задания, а также исторические диктанты, работа по индивидуальным карточкам и устный (фронтальный) опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся

1.Называть:

- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;

- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.

- место, обстоятельства, участников событий;

- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;

- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;

- известных полководцев, участников военных событий.

2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

3. Показывать на исторической карте:

- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;

- промышленные центры, крупнейшие стройки;

- места военных сражений.



4. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).

5. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.

6. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.

7. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.

8. Соотносить факты и общие процессы и явления:

- изменения политического строя России в ХХ в.;

- внутренней и внешней политики;

- модернизации, индустриализации;

- развития общественной мысли, художественной культуры.

9. Выделять характерные, существенные черты:

- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;

- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХв.;

- внешней политики, наиболее значительных военных событий.



10. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.

11. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.

12. Сравнивать: - развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;

- темпы и характер модернизации в России и других странах;

- политические режимы в России и других странах.

13. Излагать суждения о причинах и последствиях:

- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;

- Гражданской войны;

- прихода большевиков к власти;

- установления однопартийной системы;

- утверждение тоталитарного режима и культа личности;

- победы в ВО войне;

- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;



- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен к. 80-х – начала 90-х гг.

14. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.

15. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Тематический план по курсу истории «Россия и мир»

Наименование раздела

Количество часов

Введение

1

1. Россия в начале ХХ века

7

2. Мировая война. Революционные потрясения

11

3. Мир в межвоенный период

3

4. Социалистический эксперимент в СССР

6

5.Вторая мировая война

10

6. Биполярный мир и «холодная война»

4

7. СССР и социалистические страны Европы

6

8. Запад и «третий мир» во второй половине ХХ века

2

9. Россия в современном мире

7

10. Духовная жизнь

5

11. Итоговое повторение

1

ИТОГО

63

Календарно-тематический план по курсу истории «Россия и мир»

Наименование раздела

Тема урока

часы

Дата проведения

план

факт

Введение

1










1. Особенности изучаемого периода

1







1. Россия в начале ХХ века

7










2. Новые тенденции в развитии общества

1







3. Первая российская революция

1







4. Начало парламентаризма

1







5. Российское общество и реформы

1







6.окончание первой российской революции

1







7. Россия в системе мирового рынка и международных союзов

1







8. Повторительно-обобщающий урок «Россия в начале ХХ в»

1







2. Мировая война. Революционные потрясения

11










9. Первая мировая война

1







10. Россия в Первой мировой войне

1







11. Февральская революция 1917 года

1







12. Большевики приходят к власти

1







13. Причины и особенности гражданской войны в России

1







14. Гражданская война в России

1







15. Создание Российской Федерации

1







16. Образование СССР

1







17. Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе










18. Мировой экономический кризис

1







19. Повторительно-обобщающий урок «Мировая война. Революционные потрясения»

1







3. Мир в межвоенный период

3










20. Великая депрессия в мировой экономический кризис

1







21. Тоталитарные режимы в Европе

1







22. Модернизация в странах Востока

1







4. Социалистический эксперимент в СССР

6










23. Советская страна в годы НЭПа

1







24. Особенности модернизации в СССР

1







25. Советская экономическая модель

1







26. Внешняя политика СССР в 20-30 годы

1







27. Внешняя политика СССР в условиях роста военной угрозы

1







28. Повторительно-обобщающий рок «Социалистический эксперимент в СССР»

1







5.Вторая мировая война

10










29. Агрессия гитлеровской Германии

1







30. СССР накануне Великой Отечественной Войны

1







31. Начало Великой Отечественной Войны

1







32. Коренной перелом в ходе войны

1







33. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

1







34. Наш край в годы Великой Отечественной войны

1







35. Победа антигитлеровской коалиции

1







36. Итоги второй мировой войны

1







37. Повторительно-обобщающий урок «Вторая мировая война»

1







38. Контрольная работа по теме «Вторая мировая война» (сочинение-рассуждение)

1







6. Биполярный мир и «холодная война»

4










39. Начало противостояния

1







40. Раскол Европы

1







41. Мир на грани ядерной войны

1







42. От разрядки к полному противостоянию

1







7. СССР и социалистические страны Европы

6










43. Послевоенное восстановление хозяйства

1







44. СССР: от Сталина к началу десталинизации

1







45. Хрущев Н.С.: реформаторство и утопизм

1







46. Кризис «развитого социализма»

1







47. Социализм в Восточной Европе

1







48. Повторительно-обобщающий урок «СССР и социалистические страны Европы»

1







8. Запад и «третий мир» во второй половине ХХ века

2










49. Общественно-политическое развитие Запада в 40-60х годах

1



















50. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

1







9. Россия в современном мире

7










51.СССР в период «перестройки»

1







52. «Новое мышление» и окончание «холодной войны»

1







53. Крах социализма в Восточной Европе

1







54. Становление новой России

1







55. РФ: новые рубежи в политике и экономике

1



















56. Мир на пороге ХХ1 века

1







57. Повторительно- обобщающий урок «Россия в современном мире»

1



















10. Духовная жизнь

5






















58. Научно-технический прогресс

1







59. Основные тенденции развития мировой художественной культуры

1







60. Российская культура «серебряного века»

1



















61. Культура России от соцреализма к свободе творчества

1







62. Художественная культура второй половины ХХ века

1































63. Итоговое повторение

1







Итого:

63




Содержание программы курса истории «Россия и мир»

Введение (1 час)

1. Россия в начале ХХ века (7 часов)

Страны Запада: характерные черты общества и экономического развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферия индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества в России. Идейные течения, образование первых политических партий в России.

Предпосылки, причины, этапы революции. Русско-японская война. Радикализация общественного движения. Формы революционной борьбы. Выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деяельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Реформа политического строя. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Революционные партии: социал-демократы и социалисты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Лидеры и цели партий. Начало российского парламентаризма: I Государственная дума

Программа правительства П. А. Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Основные направления аграрной реформы. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Непоследовательность реформаторского курса.

Внутренние и внешние факторы экономического подъема — развитие сельского хозяйства успехи промышленности -» достижения экономического развития России -» показатели отставания от стран Запада положение России в мировой экономике и торговле - дальневосточная политика царского правительства -» русско-японская война — причины мирового конфликта -» Россия и Тройственный союз — англо-французское соглашение 1904 г. - англо-русское соглашение 1907 г.

Модернизация, индустриальное общество, новый либерализм, экономическая депрессия, большевики, меньшивики, социаисты-революциолнеры

Революция, социальный антагонизм, апогей, экспроприация, Совет рабочих депутатов, «Булыгинская дума, эсеры, энесы, бойкот, кадеты, октябриты, черносотенцы, парламентаризм

А. Г. Булыгин; П. Н. Милюков; В. М. Чернов; А. В. Пешехонов; А. И. Гучков; А. И. Дубровин; С. А. Муромцев.

окончание первой российской революции.

Вильгельм II.



2. Мировая война. Революционные потрясения (11 часов)

Геополитическая обстановка накануне войны. Причины войны. Планы России, ее союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия в 1914 году. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915—1917 годов. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Выход России из войны. Окончание Первой мировой войны.

События февраля—марта 1917 г.: падение монархии, отречение Николая II. Образование Временного правительства. Формирование Советов. «Послефевральский» политический режим. Создание правительственной коалиции, политические кризисы. А. Ф. Керенский. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. Курс большевиков на социалистическую революцию. Поход Л. Г. Корнилова на столицу, «корниловщина». Большевизация Советов.

Временное правительство и национальный вопрос — национальная программа большевиков — идея мировой революции и национальный вопрос — принципы создания Российской Федерации - советская власть и национальные правительства — установление советской власти в Закавказье — национально-государственные образования на территории бывшей Российской империи -этапы создания СССР — предпосылки объединения советских республик — два подхода к объединению — один результат.

Последствия Первой мировой вой-iiu — Парижская мирная конференция — цели держав-победительниц - Версальский договор с Германией - Советская Россия и Антанта — Коминтерн — Социнтерн — революция в Германии -» Веймарская республика - революция в Венгрии — неудачное восстание рабочих в Гамбурге - новые государства на карте Европы - национальные противоречия в послевоенной Европе.


«план Шлиф-фена»; мобилизация; Антанта; Тройственный союз; центральные державы; империалистический характер войны; позиционная война; Восточно-Прусская операция; инфляция; милитаризация экономики; Прогрессивный блок; сепаратный мир; «14 пунктов».

март 1918 г. — сепаратный Брестский мир правительства большевиков с Германией, поражение России и ее выход из мировой войны.


Г. Принцип; Франц Фердинанд; П. К. Ренненкампф; А. В. Самсонов; А. А. Брусилов; В. Вильсон; П. Гинденбург; Э. Людендорф; Ф. Фош.


российская революция 1917 года; Временное правительство; амнистия; Учредительное собрание; коалиционное правительство; «корниловщина»; парламентская демократия; диктатура пролетариата в форме Советов; политическая доктрина; рабочий контроль; саботаж; «классовые враги»; «враги народа»; «контрреволюционеры слева»; «мировая революция».

23 февраля 1917 г. — начало российской революции;

2 марта 1917 г — отречение Николая II от престола;

24—25 октября 1917 г. — победа вооруженного восстания большевиков в Петрограде;

25—27 октября 1917 г. — II съезд Советов;

6 января 1918 г.— разгон Учредительного собрания большевиками.


Г. Е. Львов; Н. С. Чхеидзе; Николай II; П. Н. Милюков; А. Ф. Керенский; Л. Г. Корнилов; В. И. Ленин; Л. Б. Каменев; Г. Е. Зиновьев; Л. Д. Троцкий; Я. М. Свердлов.


Брестский мир; Комитет членов Учредительного собрания (Комуч); «демократический» период Гражданской войны; заградительные отряды; однопартийная система; сепаратизм; «красные»; «белые»; «зеленые»; «военный коммунизм».

1917 — 1922— Гражданская война в России;


А. Г. Железняков; Л. Д. Троцкий; В. И. Ленин; А. В. Колчак; А. И. Деникин; С. В. Петлюра; П. Н. Врангель.


федеративное государство; право наций на самоопределение; план «автономизации»; унитарное государство.

30 декабря 1922 г. — образование СССР;

январь 1924 г. — II Всесоюзный съезд Советов, утверждение Конституции СССР.
В. К. Винниченко; М. И. Калинин; И. В. Сталин; В. И. Ленин.

3. Мир в межвоенный период (3 часа)

Послевоенная стабилизация — новый этап научно-технических достижений — финансовые «пирамиды» — принципы экономического либерализма — мировой экономический кризис 1929 г. — глубина и масштаб кризиса — особенности Великой депрессии — неудачные попытки борьбы с кризисом методами экономического либерализма — сущность «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта — мероприятия, проводившиеся в рамках «Нового курса» — итоги политики «Нового курса» — меры, предпринятые правительством Великобритании — мероприятия Народного фронта во Франции.

Кризис традиционных и либеральных ценностей европейцев -• коммунистическая альтернатива - антидемократическая альтернатива — сущность тоталитаризма и его черты - причины прихода к власти фашистов - мероприятия фашистского правительства Б. Муссолини причины прихода к власти нацистов - программа НСДАП - первые мероприятия нацистов -экономическая политика национал-социалистов -социальная политика нацистов — идеология нацизма -установление диктатур в странах Европы.

Место Советской России в мировой истории причины перехода к НЭПу -» сущность НЭПа — мероприятия НЭПа — особенности НЭПа -» результаты и противоречия НЭПа ликвидация неграмотности -» создание «советской интеллигенции» - советский быт -» содержание внутрипартийной борьбы за власть — конфликт «Сталин — Троцкий» — причины победы Сталина в борьбе за власть конфликт «Сталин — Каменев, Зиновьев».

политика изоляционизма; Лига Наций; репарации; III Коммунистический Интернационал (Коминтерн); Социалистический Интернационал (Социнтерн).

1919г. Версальский мирный договор;

— образование Лиги Наций;

— создание Коминтерна;

— Веймарская республика в Германии;

— образование и поражение Венгерской советской республики.




Великая депрессия; экономический либерализм; массовое производство; финансовая «пирамида»; «Новый курс»; США; девальвация; дефицит бюджета; золотой стандарт валюты; Народный фронт.

1929—1933 гг. — мировой экономический кризис, Великая депрессия;


Ж. Клемансо; Д. Ллойд Джордж; В. Вильсон; В. Орландо; Ф. Эберт; К. Либкнехт; Р. Люксембург; М. Хорти; Э. Тельман.

Г. Форд; Г. Гувер; Ф. Д. Рузвельт; Дж. Р. Макдональд; Л. Блюм.

Тоталитарный режим; тоталитаризм; фашизм; оппозиционные партии; автаркии; расизм; антисемитизм; реванш; нацизм; пропаганда; политика; «ариизации» экономики; авторитарный режим.

О. Шпенглер; Б. Муссолини; Ф. Франко; А. Гитлер; Й. Геббельс; Ю. Пилсудский.




«новая экономическая политика»; продналог; хозрасчет; «нэповские метаморфозы»; «ножницы цен»; кооперация; «культурная революция»; советская интеллигенция.

1921 г. — введение НЭПа наХсъезде РКП(б).


: В. И. Ленин; патриарх Тихон; И. В. Сталин; Л. Д. Троцкий; Л. Б. Каменев; Г. Е. Зиновьев; Н. И. Бухарин; В. М. Молотов; К. Е. Ворошилов; В. В. Куйбышев.

4. Социалистический эксперимент в СССР (6 часов)

Теоретические предпосылки модернизации - практические предпосылки модернизации - особенности модернизации 1920—30-х гг. в СССР — мероприятия социалистической модернизации - влияние единовластия И. В. Сталина на методы и темпы модернизации - источники социалистической модернизации - коллективизация сельского хозяйства - тезис Сталина об обострении классовой борьбы и его последствия -» сущность командно-административной системы — экономика хронического дефицита -» успехи форсированной индустриализации — кризис сельского хозяйства -ликвидация «правого уклона» в партии - культ вождя -» оценка деятельности И. В. Сталина в период социалистической модернизации - новая ментальность советского народа - марксизм-ленинизм — новая религия -* массовые общественные организации - эффективность коммунистической пропаганды - Конституция СССР 1936 года - советская бюрократия - классовый тоталитаризм в СССР.

Внешняя изоляция Советской России -* внешнеполитические задачи большевиков — цели и результаты Генуэзской конференции -* Рапалльский договор Советской России и Германии -* экономическое и военно-техническое сотрудничество СССР и Германии — план Дауэса — Локарнская конференция — полоса признания Советской России -» взаимосвязь внутренней и внешней политики СССР -* пакт Бриана — Келлога — советско-китайский конфликт 1929 года — агрессия Японии в Китае -* военная помощь СССР Китаю советско-японские вооруженные конфликты у озера Хасан и реки Халхин-Гол — Коминтерн и раскол рабочего движения в Европе - возрождение военной мощи Германии — опасность для СССР кризиса Версальско-Вашингтонской системы -* политика советского руководства по укреплению безопасности в Европе - франко-советский договор 1938 года -гражданская война в Испании и ослабление позиций СССР и Коминтерна -* Антикоминтерновский пакт — оформление агрессивного блока -* политика Англии и Франции по «умиротворению» агрессора — провал переговоров между Англией, Францией и СССР -* пакт Молотова — Риббентропа и его оценка.

5.Вторая мировая война (10 часов)

Причины Второй мировой войны, ее характер, условия, в которых она началась;

Периодизация Второй мировой войны, критерии, которые положены в ее основу; различные подходы в этом вопросе в современной исторической науке;

ход военных действий в начальный период Второй мировой войны в Европе и Северной Африке;

причины военных успехов фашистской Германии в реализации стратегии «блицкрига» в ходе агрессии в Европе.

Ошибки в подготовке страны к войне -меры советского руководства по переводу экономики и общества в режим военного времени - последствия массовых репрессий для обороноспособности СССР - «зимняя» война «добровольное» вхождение в СССР Эстонии, Латвии и Литвы возвращение Бессарабии - последствия территориального расширения СССР для военно-стратегического положения страны.



План «Барбаросса» — начало германского «блицкрига» против СССР - фактор «вождя» в начале Великой Отечественной войны - мобилизация - Совет по эвакуации - крах операции «Тайфун» — контрнаступление Красной Армии под Москвой - провал других зимних и весенних наступательных операций Красной Армии планы Германии в летней кампании 1942 г. - стратегические просчеты советского командования и провал харьковской наступательной операции — приказ № 227 бои за Сталинград - неудачи итало-германских войск в Северной Африке — вступление Японии и США в мировую войну - советско-британское сотрудничество Атлантическая хартия -завершение создания Антигитлеровской коалиции.

Контрнаступление советских войск под Сталинградом - операция «Цитадель» преднамеренные оборонительные действия советских войск - танковое сражение под Прохоровкой — коренной перелом - победа англичан в Северной Африке -» переход Италии на сторону Антигитлеровской коалиции — победа США на море — Тегеранская конференция - трансформация сталинского режима превосходство военной промышленности СССР - массовый труд женщин и детей в советской промышленности и сельском хозяйстве -восстановление патриаршества - черты сталинского режима - партизанское движение - оккупационная политика Германии на советских территориях - власовцы - методы партизанской борьбы.

Наступательные операции Красной Армии и союзников в Европе в 1944 году. Конференции лидеров Антигитлеровской коалиции. Завершение войны в Европе. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги Второй мировой войны.


план Дауэса; Рейнский гарантированный пакт; демилитаризованная зона; ратификация; пакт Бриана — Келлога; плебисцит; Антикоминтерновский пакт; «ось Берлин — Рим — Токио»; аншлюс; политика «умиротворения агрессора».

1928 — заключение пакта Бриана — Кел-лога;

1936 г. — оформление военного блока —«Антикоминтерновский пакт» Германии, Италии и Японии; 1938 г.— военный конфликт между СССР иЯпонией в районе озера Хасан;

1938 г.— аншлюс Австрии Германией и Мюнхенское соглашение;

1939 г— военный конфликт между СССР и Яонией у реки Халхин-Гол (Монголия);

23 августа 1939 г.— пакт Молотова-Риббентропа.


И. С. Конев; Д. Эйзенхауер И. Б. Тито; Ш.деГолль; Г.Трумэн

Г. В. Чичерин; Ч. Да-уэс; Чан Кайши; Пу И; Г. К. Жуков; А. Гитлер; Ф. Франко; В. М. Молотов; И. Риббентроп.




Стратегическая инициатива; сателлиты; государства-агрессоры; молниеносная война; «странная война»; «битва за Англию»; этнос; линия Керзона.

геополитические интересы; «линия Маннергейма»; «зимняя» война.

28 сентября 1939 гдоговор о дружбе и границах СССР и Германии;

август 1940 г — включение в составСССР Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Северной Буковины.
: К. Г. Маннергейм; С. К. Тимошенко.


план «Барбаросса»; план «Ост»; Совет по эвакуации; Ставка Верховного Главнокомандования; операция «Тайфун»; штрафные батальоны; оборонительный период Великой Отечественной войны; Атлантическая хартия; Антигитлеровская коалиция; ленд-лиз.

июль 1941 г — подписание соглашения о военном союзе СССР и Великобритании;

30 сентября — декабрь 1941 г. — битва за Москву;

декабрь 1941 —апрель 1942г. — контрнаступление советских войск под Москвой;

7 декабря 1941 г. — атака Японией американской военно-морской базы Пёрл-Харбор, вступление США и Японии во Вторую мировую войну;

1 января 1942 г— подписание Декларации Объединенных Наций, завершение создания Антигитлеровской коалиции;

лето—осень 1942 г— наступательная операция Германии на юге СССР и бои за Сталинград.
Г. К. Жуков; К. К. Рокоссовский; А. И. Еременко; В. И. Чуйков; М. С. Шумилов; Э. Роммель.


коренной перелом; операция Уран»; операция «Цитадель»; преднамеренная оборона; •большая тройка»; второй фронт; «Большая земля»; партизанское движение.

июнь 1942 г— победа американского флота над японскими авианосными соединениями у атолла Мидуэй;

19 ноября 1942 г. контрнаступление советских войск под Сталинградом;

2 февраля 1943 г. май 1943 г— капитуляция итало-германских войск в Тунисе;

5 июля — 23 августа 1943 г.— Курская битва;

28 ноября — 1 декабря-1943г. — Тегеранская конференция,


Н. Ф. Ватутин; Р. Я. Малиновский; А. М. Василевский; П. А. Ротмистров; Л. Б. Монтгомери; А. А. Власов; П. К. Пономаренко; С. А. Ковпак; А. Ф. Федоров.


операция «Багратион»; операция Оверлорд»; «линия Зигфрида»; движение Сопротивления; движение «Свободная Франция»; сверхдержава; деколонизация; Организация Объединенных Наций.

1944 г.— крупнейшие наступательные операции Красной Армии, освобождение территории СССР и начало освобождения Европы от фашизма;

июня 1944г.— высадка англо-американских войск в Нормандии (Северная Франция), открытие второго фронта;

февраль 1945 г.— Крымская (Ялтинская) конференция «большой тройки»; 8-9 мая 1945 г— капитуляция Германии, завершение Великой Отечественной войны;

8 августа 1945 г. — советское правительство объявило войну Японии;

6 и 9 августа 1945 г. — атомные бомбардировки США

Хиросимы и Нагасаки;
2 сентября 1945 г. — капитуляция Японии, завершение Второй мировой.

Г. Трумэн; И. В. Курчатов; А. Д. Сахаров; Ким Ир Сен; Д. Макартур.



6. Биполярный мир и «холодная война» (4 часа)

Суть «холодной войны» -» внешнеполитические цели США и СССР -» направления «холодной войны» -* план Маршалла и его последствия для Европы -» Берлинский кризис 1948—1949 гг. и раскол Германии - образование НАТО - создание ядерного оружия и СССР - план «Дрогнхют» — рост военной мощи СССР — геополитическое положение США — геополитическое положение СССР - Корейская война 1950—1953 годов.

Причины нормализации отношений СССР с Западом «мирное наступление» СССР - препятствия для нормализации отношений между сверхдержава-i ми -* Берлинский кризис 1961 года Карибский кризис выбор «социалистической ориентации» странами «третьего мира» -» геополитические интересы США и СССР -» интересы развивающихся стран -* Вьетнамская война.

Г. М. Маленков, Н. С. Хрущев; Д. Эйзенхауэр; Ф. Кастро; Дж. Кеннеди Р. Никсон.




биполярный мир; «холодная война»; Восток и Запад; политико-экономическая экспансия; «экспорт коммунизма»; гонка вооружений; план Маршалла; Организация Североатлантического договора (НАТО); консенсус; Организация Варшавского Договора (ОВД); просоветский режим; ядерное противостояние; удар возмездия; геополитическое положение; региональное соперничество; «третий мир»; демаркационная линия.

1946 г— речь У. Черчилля в Фултоне с призывом объединить усилия США и Великобритании в борьбе против СССР; 1949 г. — формирование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), образование Организации Североатлантического договора (НАТО); 1950—1953 гг. — Корейская война; 1955 г. — создание Организации Варшавского договора (ОВД);

1957 г. — запуск СССР первого искусственного спутника Земли.

Берлинский кризис; Карибский кризис; межконтинентальные баллистические ракеты; ядерный фактор» сдерживания; эскалация вооруженного конфликта; «окно уязвимости» обороны; принцип нераспространения ядерного оружия; развивающиеся страны; раны «социалистической ориентации»; региональные конфликты; «вьетнамский синдром».

1961 г. — Берлинский кризис;

1962 г. — Карибский кризис;

1963 г. — договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой между СССР и США;

1968 г. — договор СССР, США и Великобритании о нераспространении ядерного оружия;
1964—1973 гг. — Вьетнамская война.

7. СССР и социалистические страны Европы (6 часов)

Причины и сущность «разрядки» - достижения «разрядки» в области ракетно-ядерных вооружений - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) - «евроракетный» кризис» вступление войск СССР в Афганистан — «Афганский» синдром -» идеологическая борьба.

СССР после войны — причины быстрого восстановления экономики -» уровень жизни населения —• послевоенные надежды советских людей - новый виток сталинских репрессий -» борьба за власть после смерти И. В. Сталина -» основные направления и черты реформ - XX съезд КПСС -» программа строительства коммунизма - достижения реформ — «оттепель» выступление рабочих в Новочеркасске -» продовольственные трудности и их причины -» отставка Н. С. Хрущева.

Смена ориентиров внутренней политики -» сущность номенклатуры -* «диктатура номенклатуры» -* ближайшее окружение Л. И. Брежнева -» сущность экономической реформы А. Н. Косыгина, причины неудачи -» экономическое отставание СССР от Запада -* сырье и ВПК — основа экономики СССР -• проблемы аграрного сектора -» концепция «развитого социализма» -» реальность «развитого социализма» демократическая идеология -» начало правозащитного движения — А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын за что боролись диссиденты?

Л. И. Брежнев; Ю. В. Андропов; А. А. Громыко; М. А. Суслов; Д. Ф. Устинов; К. У. Черненко; А. Н. Косыгин; А. А. Галич; В. С. Высоцкий; А. Д. Синявский; Ю. М. Даниэль; А. Д. Сахаров; А. И. Солженицын.

Факторы, способствовавшие приходу к власти коммунистов — противоречия развития стран Восточной Европы — образование ФРГ и ГДР — кризисы в Восточной Германии — влияние XX съезда КПСС на страны Восточной Европы выступления рабочих в Польше, антикоммунистическое восстание в Венгрии - «оттепель» в Восточной Европе, либерализация в Чехословакии - ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию -+ «доктрина Брежнева».

югославская модель социализма; «Пражская весна»; либерализация общественной жизни; «доктрина Брежнева».

1953 г. — восстание в ГДР против просоветского режима;

1956 г.— кризис в Польше, подавление советскими войсками восстания в Венгрии;

1968 г. — «Пражская весна», ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

В. Ульбрихт; В. Гомулка; И. Надь; Я. Кадар; А. Дубчек.

8. Запад и «третий мир» во второй половине ХХ века (3 часа)

Факторы превращения США в сверхдержаву — этнорасовые проблемы — борьба с бедностью — левые партии после войны — концепция демократического социализма — консерваторы после войны -* усиление роли государства в европейских странах — идеи Дж. Кейнса — источники «благосостояния» — «государство благосостояния» во Франции — ФРГ — феникс, возродившийся из пепла — социальная гармония и материальное процветание — истоки кризиса «государства благосостояния».

Новый этап НТР -> сущность НТР -» «Общество потребления» -+ роль интеллектуального труда -» роль образования в условиях НТР -» НТР и экологические проблемы -* безработица -* «Новые наемные рабочие» -» НТР и угроза личной свободы -» разочарованное поколение — от «благосостояния» к бунтам и террору - движения протеста в США -* движение «зеленых» -* энергетический кризис 1973 года -* кризис «государства благосостояния» -* политика неоконсерватизма -* от индустриального общества к постиндустриальному.

Ликвидация колониальной зависимости. Прозападная модернизация в Южной Азии. I, Япония и «новые индустриальные страны».Влияние ислама на развитие стран Азии и Африки. Идеи социализма в «третьем мире». Особенности Латинской Америки. Латинская Америка во второй половине XX века.




этнорасовые отношения; расовая сегрегация; программа «Новых рубежей» Дж. Кеннеди; дискриминация; концепция демократического социализма; «государство благосостояния»; дефицитное финансирование; стандарт жизни; «новые бедные».

1957 г. — отмена в США расовой сегрегации в образовании;

1963 г. — убийство президента США Дж. Кеннеди.
Г. Трумэн; Ф. Д. Рузвельт; Д. Эйзенхауэр; Дж. Кеннеди; Л. Джонсон; К. Аденауэр; Дж. Кейнс; Ш. де Голль; Л. Эрхард; В. Брандт; Г. Шмидт.


научно-техническая революция; энергетический и сырьевой кризис; стандартизация; «общество потребления»; глобальная экологическая катастрофа; «новые наемные рабочие»; «новые левые»; левацкая идеология; движение «зеленых»; эмбарго; социальное иждивенчество; неоконсерватизм; монетаристская политика.

май 1968 г. — массовые выступления молодежи в Париже;


М. Л. Кинг; Р. Никсон; М. Тэтчер; Дж. Картер; Р. Рейган; Г. Коль.


Развивающиеся страны; Движение неприсоединения; религиозный экстремизм; догматы конфуцианства; синтоизм; «новые индустриальные страны»;авторитарный режим; вестернизация; исламская революция; политика «большого скачка» и «культурной революции» в Китае; модель «казарменного социализма»; «третий путь» развития; национальный социализм; «доктрина Монро»; «банановая республика»; политика импортозамещения.
К. Эттли; М. Ганди; Дж. Неру; И. Ганди; Р. Ганди; М. Р. Пехлеви; Р. Хомейни; Мао Цзэдун; Дэн Сяопин; М. Каддафи; X. Мубарак; Г. А. Насер; А. Садат; Ф. Кастро; С. Альенде; Д. Ортега; А. Пиночет.

9. Россия в современном мире (9 часов)

Экономические преобразования периода «перестройки». Гласность и эволюция государственного строя.. «Новое мышление» и окончание «холодной войны».. Кризис власти — два президента.. Август 1991 года: революционный поворот истории.. Распад СССР и создание СНГ. М. С. Горбачев; Л. Д. Сахаров; А. Н. Рыбаков; В. С. Гроссман; А. И. Солженицын; Б. Н. Ельцин; Г. X. Попов; Р. Рейган; Дж. Буш-Старший; Г. И. Янаев; В. С. Павлов; Р. И. Хасбулатов; Л. \\. Руцкой; Л. М. Кравчук; С. С. Шушкевич.

курс на радикальное реформирова-1 ние общества -» «шоковая терапия» 1992 года -* первые результаты реформ 1992 года -* радикально-реформаторский ] и эволюционный подходы к преобразованиям в России -»Г конфликт двух ветвей власти — конфликт подходов к про-! ведению реформ — президентская или парламентская pec-1 публика? — конфликт Кремль— Белый дом — вооруженные столкновения в Москве в октябре 1993 года — победа исполнительной власти -» правая часть политического спектра накануне выборов 12 декабря 1993 года — левые и их предвыборные программы мажоритарная и пропорциональная системы выборов в России - итоги выборов 12 декабря 1993 года.

Особенности принятия Конституции РФ 1993 года - характер государственного строя России -* президентская республика -» итоги деятельности правительства за 1992—1998 годы — новые экономические проблемы -» этнополитические конфликты на постсоветском пространстве — самопровозглашенная республика Ичкерия — сепаратизм в Татарстане — Федеративный договор 1992 года и его значение — «этническая война» в Закавказье -* наведение «конституционного порядка» в Чечне и российско-чеченские соглашения в Хасавюрте — выборы в Государственную Думу 1995 года — первые выборы президента Российской Федерации -» кризис августа 1998 года -» правительственный кризис -» резкая дифференциация российского общества: «новые русские» и маргинальные группы -* идеологическая поляризация общества -* отрицательные и положительные последствия кризиса 1998 года -* аптитеррористическая операция 1999 года -* результаты выборов в Государственную Думу 1999 года -* президентские выборы 2000 года -* проблемы, стоявшие перед Российской Федерацией в 2000 году - итоги правления В. В. Путина и правительства РФ за 2000—2002 годы.




Основные понятия: «ускорение» социально-экономического развития; «перестройка»; «отложенный» спрос населения; гласность; социализм «с человеческим лицом»; политический плюрализм; политика «нового мышления»; общечеловеческие ценности; «парад суверенитетов»; референдум; Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП); конфедерация; Содружество Независимых Государств (СНГ).

1985— 1991 гг. — период «перестройки» в СССР;

1987 г. —договор СССР и США о ликвидации ракет среднего радиуса действия;

1989 г. — Съезд народных депутатов СССР,

вывод советских войск из Афганистана;

1990—1991 гг. — роспуск Варшавского Договора,

прекращение «холодной войны»; 1991 г. — противостояние ГКЧП и Белого дома, прекращение деятельности КПСС; 7—8 декабря 1991 г. — прекращение существования СССР, образование Содружества Независимых Государств (СНГ).

«шоковая терапия»; либерализация цен («свобода цен»); ваучерная приватизация; прези- ' дентская и парламентская республики; мажоритарная система выборов; пропорциональная система выборов; партия вождистского типа; электорат.

2января 1992г.— начало проведения в России ради-] кальных экономических реформ, «шо- ! ковая терапия»;

октябрь 1993 г. — вооруженное столкновение в Москве 3 в ходе политического кризиса.
Б. Н. Ельцин; Г. А. Яв-линский; Е. Т. Гайдар; В. С. Черномырдин; А. В. Руцкой; ] Г. А. Зюганов; В. В. Жириновский.


«галопирующая» инфляция; Федеральное Собрание; этнополитический конфликт; «этническая война»; маргинальные группы; «вертикаль» власти; бездефицитный бюджет; дефолт; право вето; гиперинфляция; криминализация промышленности и торговли; этно-кратические тенденции.

1992 г. — подписание республиками Россий-

ской Федерации Федеративного договора; 12 декабря 1993 г. — принятие на референдуме Конституции Российской Федерации; 1994 г. — операция российских войск по на-

ведению «конституционного порядка» в Чечне; август 1998 г. — финансовый кризис в России; август 1999 г. — антитеррористическая операция

российских войск в Чечне.
А. И. Лебедь; С. В. Кириенко; Е. М. Примаков; С. В. Степашин; В. В. Путин; М. М. Касьянов; Ю. М. Лужков; И. М. Хакамада; Б. Е. Немцов; Д. Дудаев; А. Масхадов.

10. Духовная жизнь (10 часов)

причины духовного кризиса русской интеллигенции в начале XX века -»духовные искания выхода из кризиса -* новый расцвет культуры России - Россия — главный центр мировой культуры -* «Русские сезоны» — синтез жанров -* отношение русской интеллигенции к национальной культуре -* «Мир искусства» — синтез европейской и национальной традиций — причины появления и сущность стиля модерн * особенности модерна в русской архитектуре -* декадентство — символизм, футуризм и акмеизм — модернизм в литературе -» футуризм абстракционизм — русский авангард.

Теория относительности А. Эйнштейна — планетарная модель атома Э. Резерфорда и Н. Бора квантовая механика В. Гейзенберга и М. Борна -» международный характер развития науки XX века новые знания о космосе -» гипотеза о расширении Вселенной А. А. Фридмана — открытия русского ученого И. П. Павлова — антибиотики -» от теории наследственности к генной инженерии -* теория психоанализа 3. Фрейда — ноосфера.

Успехи в развитии железнодорожного транспорта -* автомобилестроение и авиастроение -» атомная и ядерная бомбы -* атомная энергетика -* достижения в ракетостроении -* Ю. А. Гагарин и Н. Армстронг - судьба научно-исследовательского комплекса «Мир» -* радио и телевидение -* кибернетика -» ЭВМ -» глобальная компьютерная сеть

Сущность авангардной культуры — основные направления в живописи, литературе, театральном искусстве, киноискусстве -* жанр «фамильных» эпопей - драма «потерянного поколения» писатели-антифашисты -* «немой заговорил» -» вклад русских композиторов в мировое музыкальное искусство -» вклад США — джаз и мюзикл -* русский балет на Западе -* рок-музыка и «Битлз» — предпосылки появления массовой культуры -» элитарная и массовая культуры -* шоу-бизнес.


«серебряный век» русской культу синтез; «Русские сезоны»; антрепренёр; •»Мир искусства»; модерн; декадентство; символизм; футуризм акмеизм; абстракционистское направление в изобразительном искусстве; супрематизм.Литература — А. А. Блок; А. Белый; В. Я. Брюсов; Н. С. Гумилев; А. А. Ахматова; В. В. Маяковский; А. П. Чехов; И. А. Бунин; М. Горький

Музыка — А. К. Глазунов; С. В. Рахманинов; А. Н. Скрябин; Ф. И. Шаляпин

Театральное искусство —К. С. Станиславский; В. Э. Мейерхольд; М. Н. Ермолова; В. Ф. Комиссаржевская; С. П. Дягилев
Изобразительное искусство — Л. С. Бакст; А. Н. Бенуа; Б. М. Кустодиев; Е. Е. Лансере; К. А. Сомов; В. А. Серов; К. С. Петров-Водкин; Н. К. Рерих; М. В. Нестеров; К. С. Малевич; В. В. Кандинский Архитектура — Ф. И. Шехтель.


псевдореализм; «социалистический реализм»; военная проза «нового образца»; деревенская проза; единое пространство российской культуры; фольклор урбанистической эпохи; конструктивизм; «сталинский» неоклассицизм.

Литература — Д. А. Фурманов; И. Э. Бабель; Д. С. Мережковский; С. А. Есенин; Б. Л. Пастернак; М. А. Булгаков; М. А. Шолохов; Б. П. Катаев; М. М. Зощенко; А. Н. Толстой; А. А. Фадеев; И. Г. Эренбург; А. Т. Твардовский; В. С. Гроссман; К. М. Симонов; Б. А. Ахмадулина; А. А.'Вознесенский; Е. А. Евтушенко; Р. И. Рождественский; В. П. Астафьев; В. Г. Распутин; В. М. Шукшин

Музыка — Л. А. Русланова; К. И. Шульженко; Л. О. Уте-сов; С. С. Прокофьев; Д. Д. Шостакович; А. Г. Шнитке; Р. К. Щедрин; Б. Ш. Окуджава; С. Т. Рихтер; С. Я. Лемешев

Театральное искусство — О. Н. Ефремов; Ю. П. Любимов; В. С. Высоцкий

Изобразительное искусство — М. Б. Греков, В. И. Мухина, П. Д. Корин, Э. И. Неизвестный

Архитектура — А. В. Щусев; К. С. Мельников
Киноискусство — С. М. Эйзенштейн; Г. В. Александров; Л. П. Орлова; Н. К. Черкасов; Н. С. Михалков.


теория относительности; революция в естествознании; планетарная модель атома; квантовая механика; космология; генная инженерия; психоанализ; ноосфера.

мегаполис; информационные и компьютерные технологии; кибернетика; микроэлектроника

1954 г. — первая в мире экспериментальная

атомная электростанция в Обнинске; 12 апреля 1961 г. — полет Ю. А. Гагарина на космическом корабле «Восток»; 21 июля 1969 г. — высадка американцев Н. Армстронга и Э. Олдрина на поверхность Луны с корабля «Аполлон-11»; 2000 г— Нобелевскую премию по физике получил академик Ж. Алферов (вместе с американцами Г. Кремером и Дж. Кил-би)
А. Эйнштейн; Э. Ре-зерфорд; Н. Бор; В. Гейзенберг; М. Борн; А. А. Фридман; И. П. Павлов; 3. Фрейд; В. И. Вернадский; Т. де Шарден.

И. И. Сикорский; шенгеймер; И. В. Курчатов; Я. Б. Зельдович; Ю. Б. Ха-pinou; Э. Теллер; А. Д. Сахаров; С. П. Королев; В. фон Браун; К). Л. Гагарин; А. Шепард; А. А. Леонов; Н. Армстронг; (норыкин; Н. Винер; Ж. И. Алферов.




авангардизм; сюрреализм; абстрактное искусство; реалистическое искусство; жанр «фамильных» эпопей; электронная психоделика; плюралистическая художественная культура; рок-музыка; массовая культура; элитарная культура; «бульварные» газеты.

Литература — Л. Арагон; Ф. Гарсия Лорка; Дж. Джойс; Ф. Кафка; М. Пруст; У. Фолкнер; А. П. Платонов; В. В. Набоков; Дж. Голсуорси; Р. Роллан; Э. М. Ремарк; Э. Хемингуэй; Л. Фейхтвангер; Г. Гарсия Маркес

Театральное искусство — С. Беккет; Э. Ионеско

Киноискусство — И. Бергман; Р. Поланский; А. Хичкок; А. А. Тарковский; М. Скорцезе; Ф. Феллини

Изобразительное искусство — П. Пикассо; А. Матисс; М. Шагал; С. Дали
Архитектура — Ш. Э. Ле Корбюзье; А. Гауди

11. Итоговое повторение (1 час)

Пояснительная записка

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года, Примерной программы по мировой художественной культуре для 10-11 классов (2008г.) с использованием авторской программы по истории под ред. Рапацкой Л. А.. (2008г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры.

В старших классах школы предоставлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретённые знания, умения и навыки, а главное – выработать представление о целостных художественных моделях мира.

Наиболее приоритетными становятся, во-первых, углублённое изучение важнейших этапов исторического развития мировой культуры, мотивация причин выдвижения на первый план одного из видов искусства, «прорастание» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Во-вторых, постижение закономерностей смены художественных эпох, стилей и направлений. Главным системообразующим принципом на данном этапе является понятие о художественном стиле. Шедевры искусства и имена их выдающихся творцов также изучаются в общем контексте художественных стилей и направлений.



Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Задачи:


  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях.

Учебно-методический комплект:

  1. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. М: ВЛАДОС, 2008год

  2. Энциклопедия «Искусство», «Шедевры мировой архитектуры», «История развития западноевропейского искусства», серия журналов «Государственная Третьяковская галерея», «История искусства».

Программа мировая художественная культура рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Преобладающей формой текущего контроля знаний по мировой художественной культуре являются тестовые задания, работа по индивидуальным карточкам и устный (фронтальный) опрос.



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:



Знать, понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой музыкальной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре:

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:

  • выбора путей культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.


следующая страница >>