Личность Сандро Боттичелли в контексте эпохи Возрождения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Личность Сандро Боттичелли в контексте эпохи Возрождения - страница №1/1




Личность Сандро Боттичелли в контексте эпохи Возрождения

Международный Университет Отделение прикладных и гуманитарных наук РЕФЕРАТ Тема: Личность Сандро Боттичелли в контексте эпохи Возрождения. студента 2-ого курса Борисова Николая 21группа ОГЛАВЛЕНИЕ|Италия в XIV — XV веках. | ||Искусство эпохи Возрождения. |3-5 ||Сандро Боттичелли. Детство. Годы ученичества. |5-7 ||Первые работы. |7-9 ||Близ семьи Медичи. |9-10 ||Последние произведения. |10-13||Заключение. |13-14| Италия в XIV — XV веках. Италия. В эпоху возрождения (14- 15 в.в.) Италия являлась одной изнаиболее развитых стран Европы. За сто лет до этого итальянские городаотстояли свою независимость в борьбе с войсками германских императоров.После падения династии Гогенштауфенов окончательно утвердилась фактическаянезависимость Италии от империи. Однако временное объединение части городов для борьбы с империей непривело к уменьшению экономической и политической раздробленности Италии. В 14 веке южную часть Апеннинского полуострова занимало Неаполитанскоекоролевство. Значительная часть Центральной Италии входило в Папскуюобласть. ее правителем являлся папа римский, хотя в течение большей части14 века папы проживали во Франции. В Центральной Италии также располагались республиканские города-государства Сиена, Пиза и Флоренция. Наиболее крупными государствамиСеверной Италии были Миланское герцогство, республика Генуя на побережьеЛигурийского моря, которая владела островом Корсика, и Венеция стерриторией на Апеннинском и Балканском побережьях Адриатического моря.Менее значительными были феодальные владения герцогства Савойя,маркграфства Монферрато, Салуццо и Фриуль. С середины 13 века в Италии началось освобождение крестьян открепостной зависимости. В некоторых областях Италии в результатеэкономического подъема, связанного с развитием городов, была сломленаполитическая власть феодалов. Эти города-государства воспользовались своимивозросшими политическими правами для проведения на подвластной имтерритории освобождение крестьян от крепостной зависимости. Однако далеко не во всех областях Италии произошло освобождениекрестьян. Освобождение крестьян в широких масштабах не проводилось ВНеаполитанском королевстве, Пьемонти, Монферато, Савойе и Фриуле, Папскойобласти и Миланском герцогстве. По этой причине в Италии вспыхиваликрестьянские восстания. Первой крестьянской войной в Западной Европе быловосстание пол предводительством Дольчино в 14 - 16 в.в. В 1382 году вСеверной Италии вспыхнуло новое восстание крестьян. Оно произошло в Савойе.В историю оно вошло как восстание “тукинов”. В следствие этого быласокращена барщина. Сеньорам запрещалось добровольное обложение крестьян. Вгородах также вспыхивали восстания. Самое известное произошло во Флоренциии носит имя восстание “чомпи”. Но несмотря на все потрясения в наиболее экономически развитых городахИталии появилась мануфактура, возникли новые формы учета и банковскихопераций. Широкое распространение получила двойная итальянская бухгалтерия,которая явилась основой современной бухгалтерии, а также перевод денег повекселю. Итальянские города вели обширную торговлю со странами ЗападнойЕвропы, Восточного Средиземноморья и Азии, а также с генуэзскими ивенецианскими торговцами. В 14 - 16 веках Италия не представляла собой сильного государства и неимела сильной королевской власти. Экономические развитые города -государства Италии являлись между собой конкурентами, и ожесточенносоперничали на внешнем рынке. Их интересы сталкивались как на восточном таки на западноевропейских рынках. Эти города вели беспощадную войну друг сдругом на суше и на море. Одна из самых крупных войн была между Венецией иГенуей. На протяжении всего средневековья итальянский юг находился под властьюфранцузских и арагонских правителей. Это обособляло Юг Италии от остальныхрегионов страны препятствовало воссоединению. Централизации Италиипрепятствовали и походы германских императоров. Это был периодраздробленности. После подавления восстания чомпи во Флоренции установиласьдиктатура нескольких богатых семейств. В конце 14 и в начале 15 веков воглаве республики стояли богатые роды Альбицци, Уццано и Строцци. С 1434года к ним присоединились и крупнейшие банкиры Италии — Медичи. ВскореМедичи полностью захватили власть во Флоренции. Но Флоренция была неодинока, в других итальянских городах также возникали тирании, которые ещеболее усилили раздробленность. Между тиранами постоянно вспыхиваликонфликты. Но несмотря на это в Италии очень хорошо было развито искусстводипломатии. Этому способствовало и то, что в Италии находилась резиденцияпапы — центр католичества, с бесчисленными международными связями исношениями. Приемы итальянской и особенно венецианской дипломатии оказалисильнейшее влияние на дипломатию складывавшихся в это время в Европемонархий Испании, Англии, Франции, Швеции и Австрии. Искусствоэпохи Возрождения. То, что принято называть Возрождением, было утверждениемпреемственности великой античной культуры, утверждений новых идеалов.Результатом вступления Западной Европы на новый путь в экономическом иполитическом развитии были весьма важные перемены во всей культурной жизни.Возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучениепамятников античной культуры, развивались искусства и светскоемировоззрение, слабившее духовный диктат церкви, возникли литературы нановых современных языках и появился профессиональный театр. Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явления казалисьвозрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших вантичном мире, особенно у греков. Сам термин “Возрождение” возник какследствие убеждения, что только через возрождение античной культуры послетяжелого средневековья можно прийти к истинному познанию и изображениюсамой природы. Быстрое развитие торговли обусловило интерес к тем отраслямэкспериментальной науки, которые имели непосредственное отношение кпередвижениям на дальние расстояния. Результатом этого были значительныедостижения в области корабельного дела. В области кораблестроения такимдостижением было создания португальцами каравеллы — небольшого парусногосудна, способного при лавировании двигаться против ветра. Использованиекомпаса, систематические сводки географических сведений, составление картмира предварили великие географические открытия ХV века. Образование общества европейских картографов на острове Майоркаспособствовало созданию многочисленных энциклопедий всевозможныхпрозаических и поэтических “картин мира”. Наряду с чисто географическимисведениями в этих энциклопедиях имелись интересные замечания по ботанике,астрономии, математике и медицине, давались сведения о целебных травах, обиноземных обычаях, об охоте и т. д. Искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни и шедеврыего вызывают подлинно народное ликование. В эпоху средневековья художниксчитался ремесленником, его место было на низших ступенях социальнойиерархии, а личность стушевалась перед заказчиком. Во времена Возрождения,когда человеческая личность была высоко вознесена во всеобщем сознании,творческая индивидуальность художника стала привлекать внимание всех, ктоинтересовался его творчеством. Культура Возрождения нашла свое выражение прежде всего в произведенияхитальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Отсюда — специфическийхарактер эпохи Возрождения в Италии и то громадное значение, какое имелиискусства в это время. Большинство представителей живописи, скульптуры иархитектуры являлись интеллигенцией, которая сложилась в обстановке богатыхгородов Италии и работала по заказам богатых горожан. Художники Возрождения славили земную красоту. Но в отличии идеаловантичного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличиваютчеловека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его личнымкачествам и воле. В этом заключается основное величие эпохи Возрождения,совершившей переворот в сознании людей. Боттичелли. Ликующая красота и победоносная сила искусства Леонардо даВинчи, Микеланджело, Рафаэля, венецианских мастеров и, позже, выдающихсяхудожников барокко в течение более чем трехсот лет заслоняла творчествоБоттичелли. Лишь в середине прошлого столетия английские художники сноваобратили на Боттичелли внимание ценителей искусства. Это трехвековое замалчивание не было случайным. В романский иготический периоды от художника не требовалось умения реальновоспроизводить действительность, то есть, воплощать в картину сложившийся ввоображении образ, следуя законам видения материального мира. Но позже, впериод Раннего Возрождения, когда формировался талант Боттичелли, усилияхудожников были направлены к утверждению именно такого видения внешнегомира. Боттичелли в молодости тоже попал под власть этих стремлений, новскоре отошел от них и постепенно превратился в поэта плоскостной линии.Боттичелли создавал свои проникновенные видения помощью средств, которые вего пору казались уже отжившими. Поэтому он был забыт, и по этой же причиневновь открыт в нашу эпоху вместе с красотами романского и готическогоискусства. Европейское искусство последующих времен, стремящееся кхудожественной передаче реальной действительности, признало в СандроБоттичелли одного из своих предшественников. Детство. Годы ученичества. Сандро Боттичелли родился в 1445 году воФлоренции, в семье кожевника по имени Мариано в Ванни Филиппепи. В годыдетства Боттичелли семья жила в доме неподалеку от церкви Оньисанти, окнакоторого выходили на то самое кладбище, где в 1510 году художник обрелвечный покой. Боттичелли никогда не был женат и не имел самостоятельной мастерской.После смерти отца главой семьи стал старший брат Сандро, зажиточныйбиржевой делец, которого из-за плотной, круглой фигуры прозвали“Боттичелло” (бочонок); это прозвище унаследовал потом и Сандро. Мальчиксначала учился ювелирному делу, так как один из братьев уже был ювелиром.Став живописцем, он сохранил на всю жизнь профессиональнуюдисциплинированность, необходимую для ювелира, и его рисунок, пожалуй,напоминает иногда извилистый узор металлической ювелирной нити. Боттичеллибыло 15 или 16 лет, когда он поступил в обучение к флорентийскому живописцуфра Филиппо Липпи. В конце 60-х годов этот художник работал над большойфреской собора в Сполетто. После его долгого отсутствия и смерти,Боттичелли, который к этому времени уже усвоил технику фресковой живописи,принял в свою мастерскую Верроккьо. Повседневная жизнь юного художника быланасыщенна искусством. Вместе со старшими, уже заслужившими признаниехудожников и молодыми товарищами он присутствовал на погребении великогоДонателло, а раньше видел, как работал этот гений Ренессанса. Из великихмастеров он, вероятно, знал не только Донателло. Первый учитель Боттичелли,несомненно, рассказывал ему также о Мазаччо, которого в молодости он могеще видеть за работой, о фра Беато Анджелико и о многих других талантливыххудожниках, с которыми он вместе вырос. Обучение юного Боттичелли шло традиционным путем. Он копировал рисункимастера. В мастерской Вероккьо судьба свела его с Леонардо да Винчи,который был на несколько лет моложе его. Их общий учитель Вероккьо был нетолько живописцем и скульптором, но и выдающимся геометром, ювелиром имузыкантом. Однако в этой среде, насыщенной разнообразным искусством,Боттичелли остался тем, кем был — живописцем. Насколько известно, он даже и не пытался заняться каким-нибудь инымвидом искусства или наукой, как, например, Леонардо да Винчи. Что касаетсяархитектуры. то она интересовала лишь как объект изображения, необходимыйпри построении задних планов картин. еще в ранней молодости Боттичеллиприобрел опыт в писании портретов. В эту эпоху в Италии портрет был дляживописца как бы испытанием мастерства. В пору молодости Боттичелли молодыефлорентийские художники восхищались тонко написанными пейзажами голландскихмастеров и сами в своих картинах стремились к углублению пространства,изображая холмистые дали или помещая главные фигуры на фоне зовущих в дальморских просторов. Боттичелли в своих ранних картинах тоже пытается создатьиллюзию глубины, но позже, по мере того, как в его произведениях ведущаяроль переходит к линии, пространство как бы сужается и дали исчезают из егоработ. Таковы были условия, в которых развивался талант молодого Боттичелли. Первые работы. Уже в первых произведениях художника его толькоскладывающаяся индивидуальность преобразует по своему образу и подобию всёто, чему он научился. Перед Боттичелли стояла задача олицетворять силу,страсть и страдание. В ранних картинах ( “Возвращение Юдифи из лагеряОлферна”, “Св. Себастьян”, “Сила”) Боттичелли мы видим не бури, сокрушающиетело и душу, а погруженные в самосозерцание просветленные образы. В них нечувствуется ни страстных порывов, ни напряжения физических сил, видна лишьтрогательная спокойная красота изящных тел и внимательная углубленностькротких взглядов. Ярче всего проявляется одухотворенность образовБоттичелли в его мадоннах. Он не следует примеру обоих своих учителей ивообще художников того времени. изображающих мадонну счастливо улыбающейсяматерью, которая даже в беспокойной обстановке погружена в созерцаниесвоего ребенка и наслаждается его физической близостью. В одной из первыхсвоих известных картин Боттичелли подчеркивает неземной характер сцены ,помещая по средневековому удлиненную фигуру мадонны на фоне сверкающегоореола. В другой картине он изображает мадонну на архитектурном фоне, но издесь композиция аллегорична: маленький Иисус поднимает благославляющуюруку, тогда как Мария прикасается к винограду и колосьям, символизирующиммистический смысл тайной вечери. Христос у Боттичелли не дитя несколькихмесяцев, а ребенок спаситель; взгляд матери затуманен предчувствиеможидающих ее сына страданий. На примере этих картин видно, что у Боттичелли из-под влияния школыпробивается прирожденная восторженность и религиозность, унаследованная отсемьи. Его художественные устремления ведут к игнорированию тех приемов иметодов, пользоваться которыми он научился в окружении Липпи и Верроккьо икоторые сначала стимулировали и его творчество. Художник очень умелопользуется светотенью как моделирующим средством, но решительно отвергаетглубокие тени, которые как раз в наибольшей степени способны передатьощущение телесности и пространства. Нарочитое пренебрежение к законамперспективы часто приводит к тому, что молодому Боттичелли не удаетсясвязать задний план с фигурами переднего плана. За это его упрекаетЛеонардо да Винчи. Особенности формирования личности Боттичелли надо объяснять самимукладом жизни семьи его отца, многодетного кожевника. Боттичелли очутился ватмосфере, совершенно отличной от той, которую порождал патриархальныйуклад глубоко религиозной семьи, в которой он воспитывался и жил. Егомадонны с удлиненными телами напоминают иконы и скульптуры средневековья.Религиозной восторженностью Боттичелли, навеянной домашним воспитанием,объясняется и использования им настоящего, сверкающего золота для созданияиллюзий “райского света, тогда как его учителя употребляли в подобныхслучаях лишь краску. Все это доказывает, что корни искусства молодогоБоттичелли надо искать не столько во влиянии его двух учителей, сколько вотпечатке, наложенном на него старинной атмосферой отцовского дома, скоторым художник и позже постоянно поддерживал связь и под влияниемкоторого прошла вся его жизнь. Очевидно помимо робости и физическойслабости, были еще какие-то причины, мешавшие Боттичелли найти своенастоящее место между семьей, где он жил, и блестящим обществом, где онработал. Даже будучи на службе у Медичи и у папы, он не мог отрешиться отвпечатлений своего детства. И, живя между этими двумя мирами,размалывающими его личность, Боттичелли творил волшебную красоту при помощилинии — излюбленного им средства художественного выражения. Близ семьи Медичи. За исключением двух лет, проведенных в Риме,начиная с середины 70-х годов и до конца ХIV столетия, Боттичелли работалто для одной, то для другой ветви семьи Медичи, каждый раз попадая в иноеокружение. При дворе Медичи Боттичелли очутился среди лучших живописцев,ученых и вообще избранных представителей духовной жизни той эпохи. ЛоренцоМедичи, прозванный великолепным, и сам был выдающимся поэтом. Нов глубинешироких масс средних слоев флорентийцев, заслоненных блеском духаитальянского Возрождения, накапливалось недовольство, которое послужилоблагодатной почвой для мистических и видений пламенного доминиканскогомонаха — Савонаролы. Его страстные проповеди увлекли и семью Боттичелли.Без учета влияния Савонаролы, ненавидевшего “светское” искусство, вряд лиможет быть понятно творчество Боттичелли в старости. Живя в кругу своейсемьи, художник до конца своих дней оставался средним флорентийцем, и какмы видели, уже в его ранних произведениях тлел тот огонек, которыйпревратил в пламя сожженный на костре монах. Но пока еще далек момент ,когда изможденный проповедник с черными, горящими глазами провозгласитХриста владыкой Флоренции; пока еще Медичи крепко держат власть в своихруках. Главные вожаки разгромленного заговора Пацци были повешены на окнахгородской управы, и написать под этими окнами фигуры казненных былопоручено именно Боттичелли. После изгнания Медичи эти фрески былиуничтожены. В период с 1475 по 1485, то есть в возрасте от 30 до 40 лет,Боттичелли пишет ряд прекрасных картин с изображением Мадонны, в том числе“Поклонение волхвов” и “Мадонна дель Магнификат”. “Поклонение волхвов” былоодной из любимейших ренессанских тем, дававших возможность художникусосредоточить в картине всю пышность и великолепие эпохи. Евангельскаялегенда о подношении даров новорожденному Христу тремя волхвами не толькоиспользовалась Боттичелли как повод для того, чтобы показать праздничноезрелище богато разодетой толпы; в этой традиционной теме он открыл новуюсторону — возможность рассказать о мире человеческих переживаний. Егокартина строится так, что в группировках, движениях и жестах фигур,столпившихся вокруг Марии с младенцем, зримо передаются самые различныеоттенки живого чувства — от спокойного, почти холодного любопытства добурного волнения почти горячей любви К концу 70-х годов образы Боттичелли, сохраняя еще крепкуюреалистическую основу , приобретают утонченную одухотворенность ивзволнованную поэтичность, которые решительно выделяют его среди всехфлорентийских живописцев. И уже тогда его поэтический идеал, так полновыраженный в “Весне”, получает свою трагическую двойственность. “Весна” Боттичелли — одно из первых в европейской живописипроизведений чисто светского содержания, картина, в которой гуманистическаякультура Возрождения с ее увлечением античностью впервые нашла такоенепосредственное, хотя и очень своеобразное отражение. Картина Боттичели посамому своему назначению, казалось бы, должна была перекликатьсяпраздничными триумфами, устраиваемые Медичи для увеселения народа. Однако вней мало жизнерадостного и ее образы проникнуты каким-то грустнымбеспокойством. В 1480 году Боттичелли написал в церкви Оньисанти фреску “Св.Августин”, которая принесла ему почетное признание: папа Сикст IV поручилему вместе с Гирландайо и Розелли расписать Сикстинскую капеллу. Вместе сдругими флорентийцами Боттичелли работал изо дня в день в капелле. Онтрудился взволнованный, с подъемом, польщенный почетным заказом,собственноручно работая над каждым сантиметром стены. По желанию папы живописцы должны были расписать стены капеллы сценамииз Нового и Ветхого завета, подобранными таким образом, чтобы онивосславляли папский трон — самого папу . На долю Боттичелли прошлись трифрески больших размеров. Кроме того им написаны по меньшей мере семь фресокиз цикла “Папы — мученики”. После фресок , выполненных по заказу Ватикана, Боттичелли пишет ещедве, на этот раз на свободно избранный им сюжет, без каких-либо предписанийсо стороны заказчика. Эти фрески с их сжатым простым построением, в которыхчувствуется взволнованность художника, сосредоточившего свои силыисключительно на образах, оставляют впечатление более благородное, чеммногофигурные росписи Сикстинской капеллы. На одной из этих фресокизображен жених в обществе муз — покровительниц свободных искусств, а навторой невеста среди легких девичьих фигур, олицетворяющие главныедобродетели. В этих образах, выступающих на нейтральном фоне, Боттичелли впоследний раз достигает ни чем ни нарушаемой гармонии: уже наступил 1486год и мистицизм проповедей Савонаролы начинает вносить смущение в умыфлоринтийцев. В это время Боттичелли пишет несколько алтарных образов: “Мадонна натроне со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом”, “КоронованиеМарии”, “Саломея”, ”Видение св. Августина”. Во всех этих картинах естьнечто общее: с одной стороны они напоминают картинки из священной истории,среди которых прошло детство Боттичелли, с другой — все они написанынепривычными для него яркими красками и своей повышенной эмоциональностьюкак бы уже принадлежат к будущему. В конце этого периода он пишет алтарный образ “Благовещение”. В этомпроизведение всё строится на преувеличение и контрасте. Преувеличенаодухотворенность фигур, преувеличены их стремительные движения, ихбеспокойные драпировки. Линия связывающая обе фигуры, уже не отличаютсяплавностью, характерной для прежнего Боттичелли. В картинах, написанных Боттичелли в 80-е годы, легко заметитьобуревающее его внутреннее беспокойство, которое неспособна большесдерживать даже дисциплинированность его мастерства. Последние произведения. В последних работах старого мастерачувствуется отчаяние человека, покинутого и беспомощного. Он с еще большейнастойчивостью возвращается к живописным приемам минувших времен. С ледянойсухостью он отрекается от революционных завоеваний молодости, от законовперспективы, от силы светотени, передающей пластичность. Его фигуры почтине дают тени, линии становятся беспокойными. Боттичелли аккуратновычерчивает линии и с усердием записывает до последнего миллиметра заднийплан, чтобы только избежать бурных эмоций, связанных с самим сюжетом. Этот последний период начинается произведением под названием“Покинутая”, предвещающим всю глубину приближающейся трагедии. Передзапертой дверью в толстой каменной стене рыдает покинутая женщина, ееодежда разбросана на лестнице, словно ее швырнули ей вслед. Человек,раздавленный безнадежностью в этой бездушной, безжизненной среде,несомненно духовный автопортрет самого Боттичелли. Несколько лет спустяБоттичелли пишет картину “Клевета”. Поруганная справедливость, темнаяфигура клеветника, невинный, которого волокут за волосы, какие-то фигуры изпреисподней, нашептывающие что-то злое в уши судье. После сожжения Сованоролы на костре, около 1500 года, Боттичеллинаписал две потрясающие картины на тему “Положение во гроб”, а также“Рождество” и “Распятие”, не считая нескольких настенных росписей,выдержанных в старинном стиле. Еще раз — последний в жизни художника — вспыхивает творимая имкрасота в картине “Рождество”. По краю золотого неба, раскрывшегося надхлевом, проходят в тихом парящем хороводе 12 ангелов в развивающихсяодеждах. Под навесом Мария преклоняет колени перед маленьким Иисусом. Вкартине нет ни античных развалин, ни парадного шествия горделивых Медичи.Одетые в одинаково бедную одежду, стоят на коленях волхвы и пастухи. Напервом плане три спустившихся с неба ангела обнимают трех паломников. Присравнение одной только этой картины с творениями, написанными на ту же темув молодости, бросается в глаза перелом, совершившийся в душе художника.Нарушены все перспективные и масштабные соотношения: фигуры переднего изаднего плана имеют одинаковую величину; члены святого семейства поразмерам вдвое крупнее остальных фигур. Из надписи на греческом языке,написанной под картиной: “Эту картину написал я, Александр, в конце 1500года в пору постигшего Италию несчастья”. Считающаяся последней в творчестве Боттичелли картина — “Распятие”тоже исполнена тревоги за любимую художником Флоренцию. Мария Магдалинаобнимает подножие креста. За фигурой ангела, избивающего льва, из земливырывается пламя. Видны поднимающиеся из пламени дьявол и меч. На другомкраю картины — освещенная солнцем Флоренция, над которой бог-отец в знакпокровительства городу поднимает библию, в то время, как с неба падают щитыс изображением креста. Заключение. Последние пять лет своей жизни Боттичелли совсем неработал. По словам Микеланджело: “Он бросил живопись, а так как другихисточников дохода не было, то жил в нищенских условиях... . СандроБоттичелли умер 17 мая 1510 года. Творчество Боттичелли полно противоречий, но через произведенияВысокого Ренессанса оно оказало влияние на всю европейскую живопись,несмотря на то, что слава его в течение нескольких веков была погребена взабвении. До конца жизни Боттичелли скорбел о своем городе Флоренции и вообще обИталии, и стремился защитить их на свой лад — своим искусством. Список литературы. 1. Всемирная история: в 24-х Т.Т.9. Начало Возрождения. Мн.1996г. 2. История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. - М. Наука, 1992г. 3. Боттичелли. Дьюла Ласло.-Будапешт. Атэнэум, 1962г. 4. Сандро Боттичелли. В. Гращенков. М. ИЗОГИЗ, 1960г. 5. История Европы . Ф. Делуша. Минск. В.Ш.1992г.