Лев Николаевич Гумилев Зигзаг истории Работы по Хазарии – 1 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лев Николаевич Гумилев Открытие Хазарии (историко-географический... 8 2400.87kb.
Лев Николаевич Гумилев Сказание о хазарской дани Работы по Хазарии – 8 1 322.64kb.
Лев Николаевич Гумилев Выбор веры Работы по Хазарии – 7 1 61.6kb.
Лев Николаевич Гумилёв От Руси к России. Очерки этнической истории 12 3912.47kb.
Лев Николаевич Гумилев Величие и падение Древнего Тибета Работы по... 3 703.12kb.
Лев Николаевич Толстой Война и мир. Том 2 Война и мир – 2 Лев Николаевич... 16 5427.5kb.
Лев Николаевич Толстой Война и мир. Том 3 Война и мир – 3 Лев Николаевич... 17 5850.4kb.
Лев Николаевич Толстой Война и мир. Том 1 Война и мир – 1 Лев Николаевич... 16 5337.43kb.
Лев Николаевич Толстой работы И. Н. Крамского. 1873 г 1 610.56kb.
Тема научно-исследовательской работы 1 124.86kb.
100 лучших книг для купчино 1 Толстой Лев Николаевич – «Война и мир» 1 51.73kb.
Лев Николаевич Гумилев Сказание о хазарской дани Работы по Хазарии – 8 1 322.64kb.
- 4 1234.94kb.
Лев Николаевич Гумилев Зигзаг истории Работы по Хазарии – 1 - страница №6/7


Губительный фантом
Поставим вопрос так: что общего между исмаилитством, карматством, маркионитским павликианством, манихейским богумильством, альбигойством и некоторыми вывихами тамплиеров? По генезису верований, догматике, эсхатологии к экзотике — ничего. Но есть одна черта, роднящая эти системы — жизнеотрицание, выражающееся в том, что истина и ложь не противопоставляются, а приравниваются друг к другу. Из этого вырастает программа человекоубийства, ибо раз не существует реальной жизни, которая рассматривается либо как иллюзия (тантризм), либо как мираж в зеркальном отражении (исмаилизм), либо как творение сатаны (манихейство), то некого жалеть — ведь объекта жалости нет, и незачем жалеть — Бога не признают, значит, не перед кем держать ответа — и нельзя жалеть, потому что это значит продлевать мнимые, но болезненные страдания существа, которое на самом деле призрачно. А если так, то при отсутствии объекта ложь равна истине, и можно в своих целях использовать ту и другую.

Надо отдать должное средневековым людям: они были последовательны и потому их речи звучали очень убедительно. Действительность подчас была столь ужасна, что люди готовы были броситься в любую иллюзию, особенно в такую логичную, строгую и изящную. Ведь войдя в мир фантасмагорий и заклинаний, они становились хозяевами этого мира или, что точнее, были в этом искренне убеждены. А то, что им ради этого ощущения свободы и власти над окружающими надо было плюнуть на крест, как тамплиерам, или разбить на части метеорит Каабы, как карматам, их это совершенно не смущало. Правда, встав на этот путь, они отнюдь не обретали личной свободы. Наоборот, они теряли даже ту, которую они имели в весьма ограниченных пределах, находясь в той или иной позитивной системе. Там закон и обычаи гарантировали им некоторые права, соразмерные с несомыми обязанностями. А здесь у них никаких прав не было. Строгая дисциплина подчиняла их невидимому вождю, старцу, учителю. Но зато он давал им возможность приносить максимальный вред ближним. А это было так приятно, так радостно, что можно было и жизнью пожертвовать.

И ведь не только бедствия и обиды приводили неофитов в негативные системы. В средние века люди часто жили плохо, но не везде и не всегда. Бурные периоды сменялись спокойными, но обывательская затхлость мирной сельской жизни действовала диалектическим путем и создавала последствия, противоположные предпосылкам. Когда пассионарного юношу кормили досыта, но запрещали ему что-либо делать, он искал применения своим затаенным силам и находил их в проповеди отрицания, не обращая внимания на то, что поставленная перед ним цель — фантазия. Сказка и миф рождались повседневно. Против них были бессильны строгие выводы науки и практические прогнозы действительности: в I тысячелетии они увлекали людей всех стран, кроме Руси и Сибири, где антисистемы не сложились.

В отличие от борьбы за политическое преобладание внутри одной большой системы, и даже столкновений между разными системными целостями, здесь имела место истребительная война. Французские манихеи были слишком похожи на французских католиков для того, чтобы они могли ужиться в одном ареале, ибо развивались те и другие в противоположных направлениях. Сталкиваясь, они вызывали аннигиляцию той самой материи, которую они считали не Божиим творением, а мировым злом. И так они вели себя везде: в Византии, Иране, Центральной Азии и даже в веротерпимом Китае. Поэтому гонения на них были повсеместны, а их сопротивление, часто весьма активное, придало раннему средневековью ту окраску, которая просвечивается через видимую историю столкновений государств и становления этносов. Наличие двух несовместимых психологических структур в то время было явлением глобальным. Оттого так мало памятников искусства осталось от этой эпохи.

То, что манихеи к концу XIV в. исчезли с лица Земли, не удивительно, ибо они, собственно говоря, к этому и стремились. Ненавидя материальный мир и его радости, они должны были ненавидеть и саму жизнь; следовательно, утверждать они должны были даже не смерть, ибо смерть — только момент смены состояний, а анти-жизнь и анти-мир. Туда они и перебрались, очистив Землю для эпохи Возрождения. Неудача их была только в том, что они не смогли забрать с собою всех людей, проведя их через мученичество, далеко не всегда добровольное. Правда, они старались, и не их вина, что жизнеутверждающее начало человеческой психики устояло против их натиска, благодаря чему история народов не прекратила своего течения.

Отсюда видно, что манихейские общины могли существовать лишь при наличии позитивной творческой культуры и за счет создаваемых ею ценностей. Эта антисистема как бы паразитировала в телах тех этносов, куда она проникала, разрушала их и гибла вместе с ними.

В Хазарии антисистема продержалась 150 лет, но гибель ее едва ли была случайной. Никто не живет одиноко, а развития природных этносов, связанных с ландшафтами своей страны, никакая антисистема не остановит. То, перед чем любая антисистема пасует, — это жизнь с выделением свободной энергии, способной производить работу.

Иранская ветвь иудеев принесла хазарам принципы маздакизма, согласно которым злом была объявлена вся неразумная, т. е. стихийная природа, включая эмоции самого человека. Добром был объявлен разум, хотя именно разуму свойственны заблуждения. Византийская ветвь привнесла навыки экстерриториальности, т. е. отсутствия прямых контактов с природными ландшафтами. И обе они проявили нетерпимость к своему этническому окружению, с которым считались лишь постольку, поскольку это было практически необходимо. И тогда против них поднялись и люди, и природа.

Судьбу господствовавшего класса Хазарии, совпадавшего с господствовавшим этносом, разделили аборигены страны, за исключением тех, которые успели выселиться на Дон или укрыться на «гребне» — горном хребте Дагестана, за Тереком. Волжские хазары оказались в наихудшем положении, так как кормивший их ландшафт опустился под волны Каспийского моря. Если в III в. уровень Каспия стоял на абсолютной отметке минус 36 м, то в конце XIII в. он достиг абсолютной отметки минус 19 м, т. е. поднялся на 17 м. Для крутых берегов Кавказа и Ирана это большого значения не имело, но для пологого северного берега, где помещалась Хазария, эта трансгрессия стала катастрофой. «Нидерланды» превратились в «Атлантиду». Цветущие сады, пастбища, деревни — все было залито водой, из которой торчали только сухие вершины бэровских бугров, где ранее находились хазарские кладбища.

Хазарам пришлось покинуть затопленную страну, а без привычного, родного ландшафта этнос рассыпается розно. Так и рассыпались хазары в великом городе Сарае, столице всей Западной Евразии. Но зато они там избавились от темного света антисистемы.

Однако не только этническую целостность потеряли хазары. Темный свет унес у них в межгалактические бездны то, что кажется неотъемлемым — память, или, говоря строго научно, этническую традицию. Потомки хазар забыли о том, что они были хазарами, а потомки хазарских евреев забыли о той стране, где жили и действовали их предки. Последнее понятно: для иудеев низовья Волги были не родиной, а стадионом для пробы сил; поэтому вспоминать о трагической неудаче для них не имело практического смысла. Вот по этим-то причинам Хазария стала страной без исторических источников: письменных, вещественных и этнографических, т. е. зафиксированных в обрядах и верованиях. А поскольку до XX в. любая история основывалась на сборе и критике источников, то история Хазарии и не могла быть написана.

Наше время ознаменовалось могучим сдвигом в области научной методики: появился системный подход, при котором внимание исследователя перенесено с элементов исследования на связи между ними. Эта методика позволила привлечь данные, казалось бы, далекие от темы изучения и тем самым заполнить пробелы истории Восточной Европы. Благодаря системному методу появилась возможность избавиться от мифотворчества — болезни науки, возникающей при недостаточности сведений о сюжете, когда не изученные разделы темы заполняются измышлениями историка. Хазарскую историю эта болезнь не раз постигала и продолжает постигать.

Недавно вышла книга, в которой хазары названы «тринадцатым коленом (племенем) Израиля».197 Историю столь удивительного феномена автор преподносит так, что комментарии уместны по ходу изложения содержания книги. Дадим их в сносках.

Автор упоминаемой книги полагает, что примерно с VII по XII в. от Черного моря до Урала и от Кавказа до сближения Дона с Волгой распространилась полукочевая империя, в которой обитали хазары — народ тюркского происхождения[прим. 64]198.

К сведению автора: древние евреи, будучи монолитным этносом, представляли собой антропологическое разнообразие. Выходцы из Ура Халдейского имели шумерийский тип: низкорослые, коренастые с рыжеватыми волосами и тонкими губами. Негроидную примесь дало пребывание в Египте. Семиты — высокие, стройные, с прямым носом и узким лицом — это примесь древних арабов — халдеев. Большинство же евреев — арменоидный тип, преобладавший в Ханаане, Сирии и Малой Азии, именно тот, который ныне считают еврейским. Это расовое разнообразие указывает лишь на сложность процесса еврейского этногенеза, но не имеет отношения к этнической диагностике, ибо этнос и раса — понятия разных систем отсчета.199 Занимая жизненно важный стратегический проход между Черным и Каспийским морями, они играли важную роль в кровавых событиях Восточно-Римской империи[прим. 65]200. Они были буфером между грабителями-степняками и Византией[прим. 66]201. Они отбили арабов и тем предотвратили завоевание исламом Восточной Европы. Они пытались сдержать вторжение викингов в Южную Русь и к византийским границам[прим. 67]202.

Где-то около 740 г.[прим. 68]203 царский двор и правящий военный класс обратились в иудаизм[прим. 69]204. О мотивах этого необычного события ничего не известно[прим. 70]205. Вероятно, это давало преимущество для маневрирования между соперничавшим христианским и мусульманским «мирами»[прим. 71]206 (т. е. культурно-политическими целостностями или суперэтносами).

К X в. появился новый враг: викинги, скоро ставшие известными как русы[прим. 72]207. Хазарский бастион Саркел был разрушен в 965 г., но центральная Хазария осталась нетронутой[прим. 73]208, однако государство хазар пришло в упадок[прим. 74]209.

Насчитав 12 принципиальных и недиспутабельных ошибок, скорее сознательных заблуждений, можно прекратить дальнейшее изложение содержания книги. Да ведь не тайны историографии темных и давних времен интересовали автора. Главное — это связь истории хазар с последующей судьбой иудаизма.


1 Конрад Н. И. Старое востоковедение и его новые задачи. — В кн.: Запад и Восток. М., 1966.

2 Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927.

3 Соловьев В. С. Три разговора. СПб., 1901.

41

Моисей Хорейский в «Истории Армении» упоминает, что между 193 и 213 гг. «толпы хазар и баслов (барсилов), соединившись, прошли через ворота Джора (Дербентский проход)… перешли Куру и рассыпались на сю сторону ее» (цит. по: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с.115). М. И. Артамонов полагает, что упоминание хазар в столь раннее время — анахронизм (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 131), однако оснований для сомнений не приводит. Принимая сведения источника, констатируем, что во II в. хазары обитали в низовьях Терека и Сулака На Волгу они распространились позднее не через сухие степи, а по берегу Каспийского моря, стоявшего тогда на отметке минус 36 м, т. е. на 8 м ниже, нежели в XX в. (см.: Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий. — «Вестник ЛГУ», 1964, N 6, вып. 1, с. 83–95, N 24, вып. 4, с. 78–88).

542

Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II.

642

Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II.

72

Термин «тюрк» имеет три значения. Для VI–VIII вв. это маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи (эль) и погибший в середине VIII в. Эти тюрки были монголоиды. От них произошла хазарская династия, но сами хазары были европеоиды дагестанского типа. Для IX–XII вв. тюрк — общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяров, русов и славян. Это культурно-историческое значение термина не имеет касательства к происхождению. Для современных востоковедов «тюрк» — группа языков, на которых говорят этносы разного происхождения.

83

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

923

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., «Наука», 1967.

1035

История Дагестана. Т. I M., 1967.

113

Дербент был окончательно оккупирован арабами в 685–686 ГС и отделился от халифата в X в вместе с Ширваном/

124

У Захария названы «красные» (см. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962, т I, с 138).

1331

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

1431

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

1531

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

1641

Куник А, Розен В. Известия Ал-Берки и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878, т. I.

173

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

183

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

195

Когда в 627 г. тюркюты и хазары совместно с византийцами осаждали Тбилиси, грузины вынесли на стену города тыкву и нарисовали на ней лицо джабгу-кагана: вместо бровей — тонкие черточки, подбородок голый, редкие волосы на усах, ноздри — шириной в локоть, и кричали: «Вот царь ваш!».

20 Гумилев Л. Н. Соседи хазар. — «Страны и народы Востока», 1965, вып. IV.

21 Гумилев Л. Н. Хазарские погребения в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI.

22 Гумилев Л. Н. Кочевнические погребения в дельте Волги. — «Доклады ВГО. Отделение этнографии», 1968, вып. 6.

236

Хуннами принято называть тюркоязычный этнос Центральной Азии, а гуннами — смесь группы хуннов, пришедших во II в на берег Волги и Урала, и местных угров (Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, N 3) (как название «хазары» унаследовали потомки хазар и тюркютов).

247

Библия как исторический источник подвергалась критике, установившей, что даже Пятикнижие обращено к двум разным божествам Элоим — «Единственные» (мн. ч. от «Элои») — и Яхве — проявлявшемуся в огненных смерчах (Редер Д.Г. История древнего мира. М., 1970, с. 172). Значит, и этнос был вначале сложносоставным. Евреи, став монолитным этносом, представляли собой антропологическое разнообразие. Выходцы из Ура халдейского — шумерийский тип: низкорослые, коренастые, с рыжеватыми волосами и тонкими губами. Негроидную примесь дало пребывание в Египте. Семиты — высокие, стройные, с прямым носом и узким лицом — это результат смешения с древними арабами халдеями. Большинство же евреев — арменоидный тип, преобладавший в Ханаане, Сирии и Малой Азии, именно тот, который ныне считают еврейским Это расовое разнообразие указывает лишь на сложность процесса еврейского этногенеза, но не имеет отношения к этнической диагностике, ибо этнос и раса — понятия разных систем отсчета.

2557

Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922.

268

Македония входила в Персидскую державу в 490–465 гг. до н. э., и в этот краткий период ее уроженцы служили царю Артаксерксу.

2757

Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922.

2857

Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922.

295

Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919.

309

На этом фоне было создано обновленное иудейское вероучение. В I в были составлены два варианта Талмуда: иерусалимский и вавилонский, а во II–III вв возникла Каббала, т с «полученное по преданию учение» Согласно Каббале, Бог, «наскучив одиночеством», решил создать себе равных Мир и люди — его эманация; назначение их — совершенствование до уровня Божества, причем идет перевоплощение душ Бог им не помогает, ибо «помощь» — это позорный хлеб, подачка Они сами должны достичь совершенства (см.: Лъоренсте Х.А Критическая история испанской инквизиции. Т. II, М., 1936, примеч. 3, с. 535–536).

3110

«Их внутреннее — да проклянет их Господь — противоположно внешнему, слова противоположны делам» (Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.-Л., 1949, с.188. Примеч. 339).

32 Салодухо Ю.А Движение Моздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине VI в. н. э. — «Вестник древней истории», 1940, N 3–4, с. 131–145.

3311

Описание быта этой ветви евреев см. 11, с 17 Кембриджский аноним считает их евреями колена Симонова, позабывшими веру предков, (см:. Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932, с. 25).

345

Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919.

355

Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919.

3649

Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946.

37 Куликовский Ю. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки. — В кн.: Византийский временник. Т. 21 (1–2). СПб., 1914, с. 1–14.

3849

Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946.

3949

Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946.

4049

Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946.

4157

Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922.

4257

Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922.

4349

Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946.

4412

Ши'ат Алий — партия Алия, или «пристрастные».

4545

Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II.

465

Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919.

4713

Авторство текста приписано известному хронисту и врачу Иосифу б Иегошуа Га-Когену, жившему в XVI в, но имевшему в своем распоряжении более ранние рукописи.

4814

И. Берлин полагает, что именно это событие заставило евреев покинуть Хазарию и перебраться на Запад (см.: Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919, с. 79).

4915

Основания для датировки, которые привел М. И. Артамонов, противоречивы. В описании набега хазар на Закавказье под предводительством Булана упомянуты путь в Д-р алам, «под которым видят Дарьял», и город Ардвил, т. е. Ардебиль (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 269). М. И. Артамонов сопоставил этот набег с вторжением хазар в Азербайджан в 731 г, когда хазары, после некоторых успехов, были разбиты арабами. Это не соответствует рассказу об удаче Булана. Затем арабы захватили у хазар «знамя в виде медного изображения» (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 215), чего не могло быть у иудеев. Наконец, предводителем хазар был сын кагана — Барджиль, а отнюдь не иудей, как и мать его — ханша Парсбит («тигриная морда» — (см.: Древнетюркский словарь. Л., 1969). Видимо, следует предпочесть более раннюю дату — 718 г., что не противоречит известным и установленным фактам. Равно и путь Булана истолкован неточно Дар алам — буквально «врата мира» (перс-араб.) — это не Дарьял, а Дербент — буквально «запертая дверь» (перс.). В 718 г. эта крепость была освобождена хазарами от арабов.

503

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

51 Jeschurun. Vol. XI, N 9110. Berlin, 1924.

5270

Szyszman S. Ou la conversion du Roi Khazar Bulan a-t-elle eu Lieu? Hommage a Andre Dupon — Sommer. Paris, 1971.

5369

Szyszman S. Le roi Bulan et la probleme de la conversion des Khazars. — «Ephemerides Teological Loganienses», T. 33, Bruges, 1957.

5416

Об этом указе упоминают хронографы Феофан (ed. Bonnae, I, 617) и Кедрен (ed. Bonnae, I, 793); (см.: Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919, с. 76).

5517

Бабек, вождь хуррамитов, завязал союз с императором Феофилом около 830 г. (см.: Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, с 199) Но попытка объединить маздакизм с иконоборческим православием, предпринятая тогда же, успеха не имела.

561

Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972.

575

Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919.

5818

Предположение М И Артамонова о принадлежности Обадии к хазарской знати иудейского исповедания находится в противоречии со всеми фактами, приведенными самим же М. И. Артамоновым (см.: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 280 и след).

5938

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.

6019

Критический разбор версий «обращения» хазар см:. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 268–273.

6120

Философская интерпретация термина восходит к Филону Александрийскому В Талмуде Шехина отождествляется с божеством Одетая в темные одежды, она бродит по земле, оплакивая Иерусалимский храм и горе своих детей, рассеянных среди народов Иосиф имел в виду, скорее, мифологическое, нежели философское значение слова «Шехина».

6238

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.

6321

Цит. по: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 324, так как здесь приведен сравнительный анализ смысловых оттенков трех параллельных переводов.

643

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

65 Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3.

663

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

673

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

68 Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3.

698

Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968.

7044

Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

7145

Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II.

7222

Харадж — государственный налог.

7345

Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II.

7437

Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.

7513

Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров. — В кн.: Россия и Азия, СПб., 1876.

7631

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

7731

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

7823

Место этого города не установлено (см.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962, с. 161).

79 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

8031

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

8131

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

8231

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

8331

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

8450

Плетнева С.А. Хазары. М., 1976.

85 Руденко С. Н. Культура хунну и Ноиннулинские курганы. М.-Л, 1962.

8624

Ваза из Сентмиклошского клада Музей истории искусств. Вена/

87 Гумилев Л. Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI.

887

Биджиев X. X., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища. — В кн.: Археология Северного Кавказа. VI Круп-новские чтения в Краснодаре: Тезисы докладов. М., 1976.

8925

«Верховный глава их исповедует веру еврейскую, той же веры равным образом как Иша (царь), так и военачальники и вельможи, которые состоят при нем, прочие же хазары исповедуют религию, сходную с религиею турок (мадьяр. — Л.Г.)» (Хволъсон Д.А Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста (Ибн-Руста). СПб., 1869, с 17).

90 Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров. — В кн.: Россия и Азия, СПб., 1876.

9155

Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Л, 1943.

9226

Якут свидетельствует, что хазары были христианами и мусульманами, а частично язычниками, только немногие исповедовали иудаизм (см.: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 280) Димашки указывает, что хазарские воины были мусульманами, а горожане — иудеями (см.: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 280), но, по-видимому, он имеет в виду только население столицы.

939

Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896.

9427

Если говорить о религиозной доктрине павликиан, то бросается в глаза их различие с манихеями, сходство с древними гностиками и крайне отрицательное отношение к маздакизму и иудаизму. Но теологические тонкости, которые волновали умы богословов, были чужды и непонятны массам, задачей которых была война против Византии. Для противопоставления себя православию было достаточно общепонятного признания материи не творением божьим, а извечным злым началом. Этот тезис роднит павликиан с манихеями и катарами, однако происхождение доктрины от утраченного трактата Маркиона наложило на их идеологию неизгладимый отпечаток. Павликиан, как и манихеев, нельзя считать христианами, несмотря на то что они не отвергали Евангелия. Павликиане называли крест символом проклятия, ибо на нем распят Христос, не принимали икон и обрядов, не признавали таинства крещения и причащения и все материальное почитали злом. Будучи последовательными, павликиане активно боролись против церкви и власти, прихожан и подданных, сделав промыслом продажу плененных юношей и девушек арабам. Вместе с тем в числе павликиан встречалось множество попов и монахов-расстриг, а также профессиональных военных, руководивших их сплоченными, дисциплинированными отрядами. Удержать этих сектантов от зверств не могли даже духовные руководители. Жизнь брала свое в том случае, если лозунгом борьбы было отрицание жизни. И не стоит в этих убийствах винить Маркиона, который в богословии был филологом, показавшим принципиальное различие между Ветхим и Новым Заветами. В идеологическую основу антисистем могла быть положена и другая концепция.

9528

Каган (тюрк) — суверенный государь. Буквально: «великий» на сиу-дакотском языке (wakan) (см.: Каримуллин А Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими, 1976, с 16, 28, с 123–125).

9629

Людовик имел в виду остатки этноса подлинных аваров (обров), уцелевшие после поражения, нанесенного им франками в 795 г. Эти авары продолжали жить в Паннонии под властью собственного кагана еще в середине IX в. (Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896, т. V, с. 432).

97 Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968.

9830

«…поляне, яже ныне зовомоя Русь» (Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I, с. 21). Автор поясняет, что Русь — новое историческое явление, сменившее распавшийся племенной союз полян (Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968, с. 163–64).

99 Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. с лат. и коммент. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.

1008

Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968.

10142

Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II.

1028

Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968.

10356

Тьерри О. Избранные сочинения. М, 1937.

1049

Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896.

10560

Хенниг Р. Неведомые земли. М, 1961.

1069

Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896.

1073

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

108 Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3.

109 Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Средней Азии. — «Народы Азии и Африки», 1966, N 4, с. 85–94.

110 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос: IV). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 1, с. 62–71.

111 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века. (Ландшафт и этнос: V). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 3, с. 81–90.

11231

Сын болгарского эльтебера был заложником у хазар, а «дочерей хазарский царь требовал себе в гарем» (Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг., с. 141).

11337

Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.

1143

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

11537

Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.

11645

Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II.

11744

Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

11832

Гурган — от персидского слова «гург» — волк; это древняя Гиркания, по-арабски — Джурджан.

11944

Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

12033

Они названы «аджам», т. е. «не-мусульмане» (Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963, с. 199).

12148

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966.

12244

Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

12366

GroussetR. L'Empire des Steppes. Paris, 1960.

12437

Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.

12537

Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.

12637

Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.

12764

Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор становления Древнерусского государства. — В кн.: Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970.

12834

Соловьев СМ. История России с древнейших времен.

12934

История Византии. В 3-х тт. М., 1967.

13044

Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

13135

Василий Македонянин был армянин, переселившийся в Македонию. Эпоха Македонской династии была временем преобладания армян при дворе и в управлении/

13236

Русь в узком смысле включала три города Киев, Чернигов и Переяславль.

13338

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.

13437

Об этой войне подробно рассказывает Кембриджский аноним, еврейский автор XII в Несмотря на аморфность повествования, достоверность событий подтверждается историческим анализом (см… Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3, с. 168).

13538

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.

13642

Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II.

13762

Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

13832

Зайцев А. К. Черниговское княжество. — В кн.: Древнерусские княжества X–XI вв. М., 1975.

139 Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3.

1405

Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919.

14138

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.

14242

Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II.

14362

Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

14438

Лихачев Д. С. оспаривает это мнение, опираясь на заключение в 945 г. договора, выгодного для Руси. Однако, по его же уточнению, Игорь был убит осенью 944 г. (Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. II. с. 288, 295), следовательно, договор был заключен уже с правительством Ольги, после крутого поворота в политической ориентации.

14539

Разбор гипотез о походах русов на Каспий см.: Артамонов М. И. История хазар, с. 374–380. Критику предложенных гипотез см.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани.

14640

В поздних летописях это слово персонифицируется в имя собственное — «старейшина Гостомысл» (см… Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. II, с. 214), значение термина — симпатизирующий иноземцам.

<< предыдущая страница   следующая страница >>