«Летнее чтение» Исполнители: учащиеся 7-х классов Руководители - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Летнее чтение» Исполнители: учащиеся 7-х классов Руководители - страница №1/1



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Талицкий городской округ МОУ «Троицкая СОШ №5».

Творческо - исследовательский проект

«Летнее чтение»

Исполнители:

учащиеся 7-х классов



Руководители:

библиотекарь высшей категории

Черёмушкина Людмила Яковлевна,

учитель литературы высшей категории

Чернова Вера Николаевна

Талица 2010

2

ОГЛАВЛЕНИЕ



1.Введение ……………………………………………………………………………………3

2. Глава 1.

Роль летнего литературного чтения в формировании

читательской культуры учащихся.……………………………………………………………7

1.1. О летних программах чтения для детей и подростков в мировом читательском сообществе……………………………………………………………………….........................7

1.2. Формирование читательской самостоятельности и развитие интереса к чтению….9

3. Глава 2

Проект «Летнее чтение» - дорога в удивительный мир книги……………………………12

2.1. Аннотация к проекту «Летнее чтение»………………………………………………………………………...12

2.2. Этапы реализации проекта................................................................................................13

4. Глава 3

Заключение………………………………………………………............................................16

Список литературы.............................................................................................................17

Приложения.......................................................................................................................18

3

Введение.

В настоящее время разрабатывается целый ряд социальных программ и проектов, направленных на изменение сложившегося отношения к детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и нахождение более эффективной формы их социализации. Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам.

Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна - социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психо-социально-педагогической адаптации детей и подростков.

В данных условиях необходимо активизировать деятельность библиотек образовательных учреждений по оказанию библиотечно-библиографической и информационной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и их семьям, педагогам, работающим с данной категорией обучающихся, для приобретения опыта получения и использования информации.

Сегодня чтение, читательская грамотность и культура чтения высоко оцениваются мировым сообществом: 2003-2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи в различных отраслях достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения, и где акцент в ней сделан на чтение детей и юношества.

Россия всегда была одной из самых читающих стран в мире. Чтение считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности. Однако в последние годы наблюдается сокращение числа читающих людей и, в первую очередь, детей и молодежи.

Падение интереса подростков и юношества к свободному чтению вызывает беспокойство. Обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи личности с окружающим миром.
Большинство детей в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья, увеличивается число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение четких нравственных ориентиров.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга.

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью

4
литературы, специально созданной для детей. Именно детская и юношеская литература питают ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

В современной школе, в том числе и нашей, существует проблема социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети из неблагополучных семей подвержены негативному влиянию улицы. Они страдают от безответственного отношения родителей к выполнению своих обязанностей, обделены теплом, участием. Такие дети особенно нуждаются в дополнительной опеке и внимании. Помочь таким детям – первоочередная задача воспитателя, учителя, библиотекаря.

Особую группу составляют больные дети, находящиеся на домашнем обучении. Такие дети по причине ослабленного здоровья не могут осваивать общеобразовательную программу по литературе в полном объёме. Преподавательский состав нашей школы, обучающий таких детей, в содружестве с библиотекарями ежегодно разрабатывает индивидуальные рабочие программы, в которых учитываются и характер заболевания ребёнка, и уровень его интеллектуальных способностей, и личностный интерес. С этими детьми сотрудники БИЦ проводят индивидуальные занятия, систематически отбирается литература для общего развития и внеклассного литературного чтения. Наравне с другими учащимися они являются читателями библиотеки.

Работая с такими детьми, узнав их ближе в процессе совместной деятельности, мы пришли к выводу, что именно эти дети нуждаются в дополнительном внимании, именно им необходима помощь старших наставников.

Дети и  подростки в силу своего возраста не могут ответственно относиться к формированию своих взглядов по отношению к   будущей нравственной жизни. Печатное слово было и остается главным учителем и воспитателем детей.

Поэтому одной из целей деятельности БИЦ МОУ «Троицкая СОШ №5» является привлечение к чтению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обучение правильному чтению с пониманием смысла прочитанного, формирование читательской культуры учащихся. Если этой деятельностью не заниматься профессионально, то ученик никогда не будет творческой личностью. Именно в детстве надо искать ключи к проблемам, определяющим читательский статус страны.

Несколько лет назад сотрудниками БИЦ и преподавателем литературы Черновой Верой Николаевной была разработана образовательная программа "Летнее чтение". За годы работы по этой программе мы убедились, что её реализация положительно влияет на развитие культуры чтения у учащихся, меняется отношение к библиотеке, к книге и чтению. Поэтому в 2009 году было принято решение обобщить опыт совместной деятельности и осуществить проект «Летнее чтение».

Выявив злободневную для нашей школы проблему «Снижение интереса детей к чтению, отсутствие занятости детей в летнее время», мы наметили следующие цели и задачи своей совместной деятельности. Цели проекта: повышение мотивации чтения, воспитание информационной культуры учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.



5

Образовательная: развитие у такой категории читателей интереса к творческой работе через применение современных образовательных технологий – метод проекта.

Воспитательная: воспитание личностных качеств ребёнка, социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формирование объективного отношения ученика к современному миру на литературных произведениях.

Задачи проекта:

  • совершенствовать навыки работы с различными источниками информации;

  • повышать интерес учащихся седьмых классов, находящихся в трудной жизненной ситуации, к творческой, исследовательской работе;

  • осуществлять самореализацию учащихся в проектной деятельности;

  • формировать коммуникативные навыки учащихся;

  • помогать учащимся адаптироваться к социуму своего класса.

  • привлекать к активному летнему чтению детей, находящихся на домашнем обучении.

Библиотека Троицкой СОШ №5 является одним из компонентов педагогической системы школы. Работа библиотеки строится на сотрудничестве педагогов и библиотекарей посредством использования библиотечно-информационных ресурсов, внедрения в практику работы с детьми инновационных технологий. Поэтому метод проектов нашел широкое применение в практике работы нашей библиотеки с детьми, нуждающимися в дополнительном внимании.

По определению Полат Е.С., метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проект ориентирован на самостоятельную деятельность читателей – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки

способствует:


  • росту познавательной активности читателей;

  • раскрытию творческого потенциала;

  • формированию самостоятельности и ответственности; стимулированию самореализации;

  • улучшению качества знаний;

повышению мотивации учащихся к чтению;

6


  • созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем, учителем и учащимися.

Использование метода проектов направлено на следующий практический результат:

  • повышается уровень мотивации учащихся к чтению художественной и публицистической литературы;

  • формируется читательская культура учащихся;

  • повышается качество чтения (читатель знает, что читать; ориентируется в огромном мире литературы);

  • совершенствуется умение адекватного восприятия художественного произведения;

  • развивается креативное мышление учащихся (Например, в процессе работы над проектом «Летнее чтение» был выявлен очень отрадный факт. Ученик 7 «В» класса, который в 2008-2009 учебном году имел низкие оценки по литературе, работая над презентацией «Читая Пушкина», показал высокий уровень креативного мышления. Его работа, представленная на конференции, была особо отмечена компетентным жюри и товарищами. Повысилась успеваемость ученика по литературе.)

Конечный продукт проекта:

  • внешний результат проекта – электронные презентации детей, которые будут применяться в практике работы учителя и библиотекаря.

  • внутренний результат –приобретённый опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.


7

Глава 1.

Роль летнего литературного чтения

в формировании читательской культуры учащихся.

1.1. О летних программах чтения для детей и подростков в мировом читательском сообществе.

Исследования конца 90-х годов свидетельствуют о том, что значительная часть детей не любит читать. Мировое сообщество рискует стать обществом "вторично неграмотных" людей. Социологи отмечают у подростков падение престижа чтения и смещение чтения на второе-пятое место в досуговой деятельности. Отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением во многом зависят от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки  в жизни ребенка с самого раннего возраста. Она должна играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем  надо успеть стать в детстве.

Большое внимание  уделяют библиотекари досугу детей и подростков в летнее время. Важно, чтобы и летом ребенок был занят полезным делом. При подготовке и проведении летних мероприятий  учитываются интересы ребят, их возрастные особенности, социальный статус. В мировом читательском сообществе накоплен большой опыт организации летних программ чтения для детей и подростков.

Подтверждает это и опыт организации летних программ чтения для детей и подростков, получивших признание в США в числе активных методов привлечения в библиотеки. Например, программа Публичной библиотеки Сент-Луиса (США). Библиотекари Сент-Луиса, сочиняя свою программу, исходили из того, что детей привлекает спорт. “Запишись в Летний клуб чтения Публичной библиотеки Сент-Луиса. Это весело! Это просто! Это такая команда, где каждый играет и каждый выигрывает”.
Правила игры: В блокноте каждый зарегистрированный игрок отмечает прочитанные книги…».

В Гастингсе (небольшом курортном городе на южном побережье Англии) выбрали другую метафору. Чтение книг сравнивается с морским погружением.
Такое объявление могли видеть читатели библиотеки:
“Нырните в вашу библиотеку этим летом и присоединяйтесь к океанским приключениям, летней литературной игре.

Уже больше тридцати лет в пригороде Парижа Пти-Кламар существует “Круглая библиотека” (названная так по форме ее здания). На ее базе общественная организация “Радость чтения” создала “библиотеку без стен”. Каждую среду утром в один и тот же час,

8

в одном и том же месте, неподалеку от детской песочницы, развертывается “библиотека без стен”. Библиотекари ставят два короба с заранее подобранными книгами. Едва завидев библиотекарей, дети бросают игру, и сама собой возникает библиотека.



В России стала традиционной для всех региональных детских библиотек работа с книгой во время летних каникул по Программам летних чтений. Вот названия некоторых программ летнего чтения библиотек России:

«Остров Читалия на планете Лето»;

"Лето с книгой»;

«Лето у книжной полки»;

"У книжек нет каникул".

Методические рекомендации по проведению Программы летнего чтения «На природу – и читай!», подготовленные Департаментом библиотек штата Вермонт могут быть полезны для всех библиотек мира:



      • Программа должна быть простой. Персонал должен использовать рабочее время на то, чтобы помочь детям найти нужные материалы и получить удовольствие от прихода в библиотеку, а не для назидания и слежки за соблюдением ими правил.

      • Правила должны быть обоснованными и простыми. Вы же не хотите, чтобы они помешали кому-нибудь принять участие в программе?

      • Если Вы используете стимулы соревновательности, помните: слишком жесткий конкурс может привести к стрессу или обернуться разочарованием.

      • Для одного ребенка прочесть одну книжку и получить от нее удовольствие – такое же достижение, как для другого – прочесть 25

книг. Обязательно пригласите на заключительный праздник всех, кто прочел хотя бы одну книгу.

      • Дайте возможность каждому ребенку пережить удовлетворение от своих успехов и почувствовать желание продолжать.

      • Никогда не присуждайте призы за число прочитанных КНИГ. Если Вы хотите поговорить об этом, не выделяйте никого. Назовите общее число книг, прочитанных группой.

9

1.2. Формирование читательской самостоятельности и развитие интереса к чтению.

А.Н.Толстой говорил: «Читать должно быть интересно». Чтение – это диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше.

Основная наша задача – воспитание у детей любви к книге, воспитание талантливых читателей. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.

Основными направлениями нашей деятельности с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаем:



  • воспитание любви к чтению и изучению литературы;

  • формирование потребности читать настоящую литературу;

  • воспитание литературного вкуса;

  • создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;

  • становление типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой).

  • привлекать к активной читательской деятельности учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Конечно, ребёнка можно заставить читать, взывая к чувству долга и ответственности. Но перед нами встала проблема: как разнообразить свою деятельность, инновационно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал ученикам интересен сам по себе. Прежде всего, нужно было создать условия, в которых сформировался бы интерес к чтению вообще и к летнему чтению в частности.

Необходимо было выявить, какая литература актуальна, важна и значима для каждого ребёнка. Это было сделано путём анкетирования детей, родителей, а также в ходе собеседования. На родительских собраниях обсуждались следующие вопросы:



  1. Что любят читать ваши дети?

  2. Присутствует ли чтение вслух в вашей семье как форма проведения досуга?

  3. Обсуждается ли прочитанное в вашей семье?

В соответствии с этим на итоговом уроке в конце учебного года учащимся был предложен список книг не только для обязательного прочтения, но и с учётом интересов каждого ребёнка. Чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир, показала, что от чтения можно испытывать

10

удовольствие. После такой книги человек начинает читать. Кроме того, был налажен контакт с родителями, что позволяло нам обрести в их лице необходимых и надёжных помощников, воспитывающих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.



Проводились экскурсии в библиотеку, приглашались на уроки литературы работники библиотеки с различными беседами о классической и о современной литературе, делался обзор школьных новинок. Всегда принимали активное участие в Неделе детской книги: инсценирование отрывков, выполнение заданий на развитие качественной стороны восприятия детей, проведение различных конкурсов.

Развитию читательского восприятия и вкуса способствовали сочинения ребят, направленные на рефлексию читательского опыта: «Моя домашняя библиотека», «Чтение в нашей семье», «Моя любимая книга», «Советую прочитать…». Много проводилось конкурсов выразительного чтения, где ребятам удавалось показать своё понимание и восприятие художественного текста. Победителей награждали грамотами и призами.

Много времени понадобилось для того, чтобы научить учащихся вести читательские дневники, которые дают учителю возможность длительного наблюдения за чтением ученика, за его литературным развитием. Ученики получают возможность написать о своём мнении, сформировать свою точку зрения, видеть главное за деталями. Важно было, чтобы они сами осознали полезность ведения читательских дневников и потребность общения с ним, как с собеседником.

Каждый учебный год дети общались с книгами всё более и более самостоятельно, творчески. Это нас радовало. Мы научились понимать, когда ученик действительно не хочет ничего делать, а когда просто не может. И тогда на помощь приходил наш профессионализм.

Современный урок литературы – это сочетание известных методов и приёмов обучения с целью создания устойчивой мотивации при помощи эмоционального воздействия на чувства и духовный мир школьника. Создаётся психологическая комфортная обстановка на уроке для совместного творчества, чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой. С каждым классом путь приобщения к книгам разный. Важен этап первоначального восприятия текста, когда ребята вчитываются в художественное слово, чтобы оно раскрыло свои тайны. Используется работа детей в малых группах. Интерактивность, открытость к общению обретают сегодня большое значение, создаются полилоговые формы общения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Это мощный двигатель познавательного процесса.

Для формирования интереса к чтению и изучению литературы проводятся разнообразные формы уроков:



  • Урок – диспут

  • Урок рекомендации произведения

11

  • Урок – праздник

  • Урок – эссе

  • Урок – конференция

  • Интегрированный урок

  • Библиотечный урок

С удовольствием учащиеся выступают на конференциях, где имеют возможность рассуждать, спорить, Логически выстраивать свои доводы. Читательские конференции разнообразят занятия, способствуют развитию самостоятельности, кругозора, повышают общую мотивацию к учению.

В последнее время для поддержания устойчивого интереса к чтению стали активно применять метод проекта в своей практике. Это внесло свежую струю, активизировало ребят, число читающих возросло. Искать информацию, подбирать иллюстрации и, наконец, создать презентацию ученикам стало интересно.

Летние каникулы – это время, когда ученик сам планирует свой день, продумывает свою занятость. Мы должны помочь ему правильно распорядиться временем, научить ценить его, задуматься о целесообразности своих летних планов. Летнее чтение должно стать важной частью досуговой деятельности во время каникул. Роль учителя–словесника и библиотекаря – заставить душу трудиться и летом.

12

Глава 2



Проект «Летнее чтение» - дорога в удивительный мир книги.

Читающие дети – читающая Россия.

2.1. Аннотация к проекту «Летнее чтение».

Проект предназначен для учащихся 7-х классов. В творческий проект включены подготовительная и исследовательская работа учащихся 7-х классов, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи старших. Как результат деятельности широко представлены презентации учащихся о летнем художественном чтении по рекомендательному списку учителя.



Читая Пушкина.

Мир литературы.

Книги, прочитанные летом.

Книги, научившие жизни.

Вечные страницы.

Книги - мои друзья.

Путешествие по книгам.

Учимся у книг.

Летние страницы.

Также предложена вниманию учащихся презентация зав.библиотекой Черёмушкиной Л.Я. «Мир в книге. Книга в мире».

В ходе реализации проекта учащиеся, работая по- одному и группами, знакомятся с содержанием книг, биографией авторов, читают критическую литературу, пишут отзывы о прочитанном. У них расширяется кругозор, приобретаются навыки критического мышления, развивается литературная речь. В итоге учащиеся научатся самостоятельно добывать информацию, перерабатывать её, представлять в виде собственной презентации. Кроме того, они приобретут опыт работы в группе. У них сформируется интерес к творчеству писателей, к художественной литературе в целом. Конечным продуктом проекта является конференция, на которой подводятся итоги совместной исследовательской деятельности учителя, зав. библиотекой и учащихся.

13

Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность поможет учащимся ответить на основные вопросы проекта: 1.Что нам даёт чтение художественной литературы? 2. Почему классическая литература носит название «классической»?



3. Как понять слова Платона «Книга - немой учитель»?

Тип проекта:

  • По доминирующей деятельности учащихся: творческий, информационный.

  • По предметному содержанию: предмет литература.

  • По продолжительности: май-октябрь.

Методические цели.

  1. Сформировать у учащихся интерес к чтению художественной литературы.

  2. Совершенствовать у учащихся навыки приобретения знаний из различных источников информации, используя новые информационные технологии.

  3. Использовать проектную методику учителя и исследовательскую деятельность учащихся для совершенствования навыков анализа текста художественного произведения.

  4. Формировать критическое мышление учащихся и вырабатывать навык самостоятельного оценивания художественного произведения.

  5. Сформировать группы учащихся и нацелить их на творческую деятельность.

Дидактические цели.

1. Привлечь внимание учащихся к чтению художественной литературы.

2. Научить учащихся видеть в художественных деталях литературного произведения проявление мысли писателя.

3.Прививать навыки самостоятельной учебной деятельности и самоорганизации.

4. Пробудить интерес к анализу художественного произведения.

5. Научить учащихся представлять информацию в виде презентации.



2.2. Этапы реализации проекта.

  • Подготовительный этап.

Осознав актуальность обозначенной проблемы, мы решили представить работу по формированию читательского интереса учащихся в форме исследовательско – информационного проекта «Летнее чтение». Учащиеся были ознакомлены с темой проекта и рекомендательным списком литературы. Были сформированы группы учащихся для совместной работы с учётом психологической совместимости, с учетом характера их межличностных отношений. Особое внимание было уделено детям с проблемами в семье, с ослабленным здоровьем, подверженным
14

негативному влиянию улицы, с пониженной мотивацией к чтению. Были выбраны руководители, которые должны были координировать работу в группах.

Творческая группа в составе преподавателя, библиотекаря и руководителей групп составили план совместной деятельности.


  • Исследовательский этап.

Работа началась с проведения рекомендательных бесед и представления презентаций для учащихся. Учащиеся приступили к исследовательской деятельности, к поиску информации. Группа проводила отбор найденной информации и её систематизацию. Обсуждались подобранные к презентации иллюстрации, отбирались нужные. Продумывалась структура презентации. Библиотекарь и учитель корректировали работу учащихся, проводили консультации. Работа в группах воодушевляла юных исследователей. Они, чувствуя самостоятельность и ответственность, проявляли инициативу и творческий подход.

В итоге учащимися было создано 9 исследовательско- информационных презентаций.



  • Конференция.

В течение полутора месяцев велась совместная исследовательская работа библиотекаря, учителя и учащихся, результаты этой деятельности были подведены на конференции «Летнее чтение», которая стала Праздником любителей книги. На ней присутствовали учащиеся 7-х классов, преподаватели, гости. Для подведения итогов проделанной работы было выбрано жюри.
План проведения конференции.
1.Вступительное слово. (Чернова В.Н.)

2.Презентация «Мир в книге. Книга в мире». (Черёмушкина Л.Я.)

3.Конкурс презентаций учащихся 7-х классов, созданных по следам летнего литературного чтения:

Читая Пушкина.

Мир литературы.

Книги, прочитанные летом.

Книги, научившие жизни.

Вечные страницы.

Книги - мои друзья.

Путешествие по книгам.

Учимся у книг.

Летние страницы.

4.«Что даёт нам чтение».(Беседа с учащимися. Чернова В.Н.)

15

5.«До новых встреч с книгой».(Читательские планы на будущее. Черёмушкина Л.Я.)



6.Подведение итогов конференции «Летнее чтение».

В ходе конференции 22 ученика рассказывали о книгах, которые они прочитали летом, высказывали своё мнение, давали книгам свою читательскую оценку. Представляли презентации. Остальные участники конференции слушали, отгадывали кроссворд, составленный Викой Ренц по книге Д.Дефо «Робинзон Крузо», участвовали в беседе, которую проводила преподаватель литературы Чернова Вера Николаевна, также рассказывали о тех книгах, которые они читали летом. Во время выступлений чаще других звучали фамилии таких авторов: В.Каверина, Н.В.Гоголя, Экзюпери, Д.Дефо, А.Погорельского, А.С, Пушкина, М.Горького, И.С.Тургенева. Звучали имена литературных героев, отрывки из текстов художественных произведений. Представленные презентации были содержательными, правильно оформленными и интересными.

К конференции была оформлена Книжная выставка с наиболее популярными художественными произведениями. Были представлены лучшие читательские дневники учащихся 7-х классов. Конференция открывалась «Библиотечной песней», в ходе конференции звучали музыкальные иллюстрации к художественным произведениям.

Ученические презентации и художественное чтение было оценено компетентным жюри.



  • Рефлексивный этап.

После проведения конференции наступил этап рефлексии и для руководителей проекта, и для учащихся. Была составлена циклограмма Черёмушкиной Л.Я., в которой отразилась степень самостоятельной работы учащихся, степень направляющей работы библиотекаря и учителя, степень совместной исследовательской деятельности.

Учителем Черновой В.Н. была составлена Аналитическая записка о проделанной работе, содержание которой отражено в Заключении(глава 3).

Был смонтирован фоторепортаж с конференции. Снимки свидетельствуют о масштабе мероприятия, о количестве участников и гостей. Фоторепортаж вошел в коллекцию «События года».

Учащиеся 7-х классов писали отзыв о проведённой конференции, а участники проекта – самоанализ (эссе о своих переживаниях), составили самооценку. Отдельные учащиеся (те, кому удались отзыв и эссе) оформили публицистические статьи, которые были напечатаны в школьной газете «Калейдоскоп».

16

Глава 3

Заключение.

Важнейшая задача, стоящая перед системой образования, - это развитие интеллектуального потенциала учащихся. Особая роль в решении этой задачи отводится организации проектной и научно-исследовательской деятельности учеников. От учителя, библиотекаря во многом зависит степень вовлечения учащихся в научные исследования. На уроках, факультативах, дополнительных занятиях, во внеурочное время велась нами кропотливая совместная работа с учащимися в рамках проекта «Летнее чтение». Ребята учились форматированию навыков исследования, обработке данных, учились вести дискуссию по теме своего исследования, отстаивать личную позицию, развивалась их речь.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Это задача личностно-ориентированной педагогики. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развития личности в современном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса с различным контингентом учащихся, в том числе и с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В ходе реализации проекта было отмечено следующее:



  1. Развиваются познавательные умения и навыки учащихся.

  2. Формируется умение ориентироваться в информационном пространстве.

  3. Учащиеся учатся самостоятельно конструировать свои знания.

  4. Развивается критическое мышление.

  5. Именно исследование материала аккумулирует творческий потенциал учащихся.

  6. Оказывается мощное привитие интереса к литературе как к науке.

  7. Формируются личностные качества: трудолюбие, инициативность, творческий подход.

  8. Приобретаются коммуникативные навыки и умения (работа с библиотекарями, индивидуальная работа с учителем, работа детей в группе).

  9. Совершенствуются навыки проектирования и научных исследований как у учеников, так и у руководителей проекта.

Проектная и научно – исследовательская деятельность в школе - это полезная альтернатива классно-урочной системе. Работая над проектом, ученик получает возможность реализовать свой индивидуальный, творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, кроме того, такая деятельность приносит огромное удовлетворение ученикам, видящим результаты своего труда. Ученикам, находящимся в трудной жизненной ситуации оказывается моральная и психологическая поддержка. Тесное общение во внеурочное время с библиотекарем, учителем, одноклассниками (работа в группе) помогает им справиться с личными проблемами.

17

Список литературы.

1. Азгальдов Э. Библиотека без стен? Это не совсем метафора /Э. Азгальдов / / Библиотека. – 1998. – № 5. – С. 64.


2. “Аркадий Гайдар” в Берлине // Калейдоскоп / Автор-составитель О. В. Андреева.-1994.-Вып. 3(7).-С. 11-12.
3. Великая машина времени, или Чтение сквозь века // Калейдоскоп / Автор-составитель О. В. Андреева. – 2000. – Вып. 19. – С. 17-21.
4. Диянская Г. Приходите к нам / Г. Диянская // Библиотека. -1998. – № 7. – С. 74-76.
5. Мяэотс О. Как приблизить прошлое к современности / О. Мяоэтс // Библиотека.-2002.-№8.-С. 14.
6. Мяоэтс О. Прекрасен замок фантазии: Интернациональная библиотека в Стокгольме/О. Мяоэтс //Библиотека. -2002.- №5. -С. 88-89.
7. Мяоэтс О. “Прочтешь книжку – вот твои родители обалдеют!” / О. Мяоэтс/ / Библиотека. – 2001 .-№ 2. – С. 45-48.
8. МазнякН. Шляпа волшебника: Три библиотеки ДаниииЛуизиана / Н. Мазняк, Н. Андреева // Библиотека. – 1997. – № 2. – 59-60.
9. “Откопай сокровище” // Калейдоскоп /Автор-составитель О. В. Андреева. -2000.-Вып. 19-С. 2-16.
10. “Погружаемся...” // Калейдоскоп / Автор-составитель О. В. Андреева. -1998.-Вып. 2 (18).-С. 31-35.
11. Пройдите “сверхдистанцию”! // Калейдоскоп / Автор-составитель О. В. Андреева. – 1993. – Вып. 2. – С. 16-17,
12. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. -СПб.:Изд-воРНБ,2001.-112с.
13.Такой вид спорта: чтение // Калейдоскоп / Автор-составитель О. В. Андреева.-1998.-Вып. 1(17).-С. 15-21.
14. Требби Д. Собираем вместе писателей и читателей // Читающий мир и мир чтения: Материалы межд. конференции 23-24 июня 2002. – СПб., 2002.
15. “Ты уже прочитал?” // Калейдоскоп / Автор-составитель О. В. Андреева. -1994.-Вып. 4 (8).-С. 14-15.
16. .Уилльямс А. Секция чтения ИФЛА: взгляд в будущее // Читающий мир и мир чтения: Материалы межд. конференции 23-24 июня 2002. – СПб., 2002.
17. Чтение в парке // Калейдоскоп / Автор-составитель О. В. Андреева. -1997.- Вып.2(16).-С.27.
18. Stadtbibliothek Gutersloh Lebendich-Tagtaglich. – Gutersloh, 1994. – S. 45-46.
18

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 Паспорт проектной работы.

Название проекта: ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ

Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности учащихся: творческий, информационный, исследовательский

  • по предметному содержанию: предмет литература

  • по продолжительности: май-октябрь

Проблема: снижение интереса детей к чтению, проблема занятости детей в летнее время.

Цели проекта: повышение мотивации чтения, воспитание информационной культуры учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Образовательная: развитие у такой категории читателей интереса к творческой работе через применение современных образовательных технологий – метод проекта.

Воспитательная: воспитание личностных качеств ребёнка, социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формирование объективного отношения ученика к современному миру на литературных произведениях.

Задачи проекта:

  • совершенствовать навыки работы с различными источниками информации;

  • повышать интерес учащихся седьмых классов, находящихся в трудной жизненной ситуатции к творческой, исследовательской работе;

  • осуществлять самореализацию учащихся в проектной деятельности;

  • формировать коммуникативные навыки учащихся;

  • помогать учащимся адаптироваться к социуму своего класса;

  • привлекать к активному летнему чтению детей, находящихся на домашнем обучении.

Актуальность данного проекта:

Работа над данным проектом предполагает использование методов обучения, которые обеспечивают:



  • активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в процессе работы над данным проектом;

  • развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

  • приоритетное нацеливание на развитие информационной культуры учащихся.

Состав учащихся: учащиеся седьмых классов.

Режим работы: использование учебных часов (библиотечных уроков, уроков литературы). Внеклассное чтение учащихся. Работа в школьной библиотеке. Работа в детской поселковой библиотеке.

Представление проекта: конференция «Летнее чтение».

Конечный продукт проекта:

  • внешний результат проекта – электронные презентации детей, которые будут применяться в практике работы учителя и библиотекаря.

  • внутренний результат –приобретённый опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.


Приложение №2



Приложение №3 План работы над проектом «Летнее чтение»


№ п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

1

Создание рабочей группы

12 мая

Чернова В.Н.

2


Составление плана


14 мая

Чернова В.Н., Черёмушкина Л.Я.

3


Проведение рекомендательных бесед по книгам

15-16 мая

Чернова В.Н.,

Поротникова Н.В.



4

Проведение рекомендательных обзоров литературы

19 мая

Черёмушкина Л.Я.,

Поротникова Л.Я.



5

Проведение презентации-обзора «Авторы – лауреаты литературной премии «Заветная мечта».

20 мая

Черёмушкина Л.Я.

6

Проведение рекомендательной беседы «Советует одноклассник»

22 мая

Ренц Виктория

ученица 6 «Б»класса



7

Подготовка рекомендательного списка литературы «Летнее чтение»

24 мая

Чернова В.Н.

8

Оформление книжных выставок:

«Книги нашего детства»,

«Вечные страницы»,

«О смелых и отважных»,

«Советуют одноклассники».


май-октябрь

Черёмушкина Л.Я., ученики

9

Проведение бесед о прочитанном.

май-октябрь

Черёмушкина Л.Я.

10

Чтение и обсуждение книг.

май-октябрь

Ученики седьмых классов.

11

Заполнение читательских дневников.

май-август

Ученики седьмых классов.

12

Оформление отзывов на книги.

1-10

сентябрья



Ученики седьмых классов.

13

Проверка читательских дневников.

7-11 сентября

Чернова В.Н.

14

Определение состава творческих групп.

7-11 сентября

Чернова В.Н.

15

Организационный сбор творческих групп.

14 сентября

Чернова В.Н., Черёмушкина Л.Я.,

ученики седьмых классов.



16

Работа творческих групп над созданием презентаций по следам летнего литературного чтения.

15сент. –

10 окт.


Ученики седьмых классов.

17

Консультации по оформлению презентаций.

15 сент.-

10окт.


Чернова В.Н.,

Черёмушкина Л.Я.



18

Подготовка к проведению конференции

«Летнее чтение».



15 сент.-

10окт.


Чернова В.Н.,

Черёмушкина Л.Я.,

ученики седьмых классов.


19

Проведение конференции «Летнее чтение»

16 окт.

Чернова В.Н.,

Черёмушкина Л.Я.,



20

Подготовка публицистических заметок для школьной газеты «Калейдоскоп»

17-20

октября


Чернова В.Н., Кашина Н.В.


Приложение №4 СПИСОК УЧАСТНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП.


П/П


Фамилия, имя.

1

Слепухин Александр

2

Исаков Стас, Соколов Артём

3



Ренц Виктория

4

Бахшиев Нурлан, Валеев Леонид

5


Забирова Ольга, Ефремова Виктория

6


Бабанова Ольга,

Закожурникова Елизавета, Лушникова Мария



7

Шнюкова Екатерина, Ламбина Ксения

8


Николаева Виктория, Ляпина Алёна, Зайцева Анна

9

Прасолов Валерий, Самохвалов Павел

Большинство детей, указанных в списке, находятся в трудной жизненной ситуации ,нуждаются в дополнительном внимании и опеке взрослых наставников. У одних – это проблемы в семье, у других – конфликт в классном коллективе, третьи подвержены негативному влиянию улицы. Им трудно найти своё место в социуме, завоевать уважение одноклассников, добиться успехов в обучении. Для некоторых учащихся их собственные родители не помощники в становлении личности. Более того, дела и проблемы детей их не интересуют. Ребёнок предоставлен сам себе.

Наша задача – привлечь к работе над проектом «Летнее чтение» именно таких учащихся, заинтересовать их работой, помочь справиться с личными проблемами, повысить самооценку. Именно художественная книга помогла нам сделать это. А проектная деятельность привлекла новизной деятельности и возможностью проявить свои индивидуальные творческие способности, которые заложены в каждом ребёнке.


п/п


Название

Авторы

класс

О Ц Е Н К А

итог

Оформление

Содержание

Речевая

грамотность



Представле-

ние


1

Читая Пушкина

Слепухин

Александр



7 «В»
















2

Летние странички

Исаков Стас, Соколов

Артём


7 «А»
















3

Книги, нау-

чившие


жизни

Ренц

Виктория


7 «Б»
















4

Мир

литера-туры



Бахшиев

Нурлан,


Валеев

Леонид


7 «В»
















5

Книги – мои

друзья


Забирова Ольга,

Ефремова


Виктория

7 «А»
















6

Книги,

прочитан-ные

летом


Бабанова

Ольга,


Закожур-никова

Елизавета.

Лушнико-ва

Мария


7 «Б»
















7

Путешест-вие

по

книгам




Шнюкова

Екатерина,

Ламбина

Ксения


7 «Б»
















8

Вечные

страницы


Николаева

Виктория,

Ляпина

Алёна,


Зайцева

Анна


7 «В»
















9

Учимся у

книг



Прасолов

Валерий,


Самохвалов

Павел



















Приложение №5 Лист для оценивания работ, представленных на конкурс электронных презентаций

Приложение №6



Приложение №7

План написания отзыва на прочитанную книгу


  1. Написать автора и название книги

  2. Как произошла твоя встреча с этой книгой (автором)? Расскажи об этом, если считаешь это интересным

  3. О чем книга? Где и когда происходят события? Перескажи сюжет так, чтобы было понятно тем, кто не читал этой книги

  4. Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление? Почему?

  5. Обрати внимание на то, каким языком написана книга, что показалось необычным?

  6. Подумай, в какой форме ты будешь писать свой отзыв: письмо автору, письмо в издательство, статья в газету или журнал, просто сочинение

Совет: пиши искренне, избегай штампов.