Летия Священномученика Гермогена Духовный и гражданский подвиг святителя Гермогена - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Летия Священномученика Гермогена Духовный и гражданский подвиг святителя Гермогена - страница №1/1



Муниципальные историко-тематические чтения

памяти 400-летия Священномученика Гермогена



Духовный и гражданский подвиг

святителя Гермогена
Выполнил Скорлупкин Д.,

ученик 9 Б класса Ильинской средней школы

Руководитель: Сидорова О.В., учитель истории МБОУ Ильинской СОШ

Ильинское 2012



Содержание



Введение


3

Подвиг святителя Гермогена

3

Заключение


5

Список источников и литературы

6


Введение
В октябре 1612 года Второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского старосты Кузьмы Минина не только освободило Москву от иноземных захватчиков, удержавшихся в русской столице больше двух лет, но и ознаменовало окончание Смуты, поставившей Россию на грань духовной и государственной катастрофы.

Смутное время стало сильнейшим потрясением для России. По подсчётам историков за годы Смуты в стране объявилось семнадцать самозванцев, двое из которых представляли особую опасность для развития государственности России. Лжедмитрий I сумел захватить власть и усидеть на троне 11 месяцев. Лжедмитрий II, Тушинский вор, почти два года осаждал столицу государства. Поход на русские земли польского короля Сигизмунда III, избрание боярами на московский престол его сына королевича Владислава, в решающей степени стали «плодом русской интриги» - Семибоярщина становится правительством национальной измены. Призвав на помощь шведов, боярская власть вместе с избавлением от Тушинского вора получила открытую интервенцию воевавшей со Швецией Речи Посполитой. Традиционная властная верхушка оказалась неспособной сохранить и защитить национальные интересы России, часто предавая их или разменивая на сиюминутные выгоды. Но патриоты России смогли объединиться и сохранить суверенитет страны.

Прошло четыреста лет. От того далекого времени в народной памяти сохранилось три славных имени: гражданина Кузьмы Минина, воеводы Дмитрия Пожарского и крестьянина Ивана Сусанина. Имя патриарха Гермогена незаслуженно забыто. А ведь именно благодаря ему была сохранена не только свобода земли русской, но и спасена душа народа - православная вера.

В своей работе мы поставили цель – выяснить, каким образом удалось патриарху сплотить патриотов страны в борьбе с иноземными врагами и самозванцами. Для этого мы познакомились с литературой по данной тематике, обратились к Интернет-ресурсам. Отобрав и систематизировав материал, пришли к соответствующим выводам.


Подвиг святителя Гермогена
Деятельность патриарха Гермогена началась в Казани в конце XVI века, в царствование Иоанна Грозного. В 1587 г. святитель Гермоген принял иноческий чин и был назначен настоятелем казанского Спасо-Преображенского монастыря, а еще через два года он был уже митрополитом казанским. И с этой поры святитель Гермоген, в качестве первого архипастыря одного из важнейших окраинных городов, получил возможность влиять на дела государства.

Он занимался миссионерской деятельностью - распространял и укреплял православие в Казани и казанском крае.

В годы Смуты, с воцарением Лжедмитрия святитель Гермоген становится одним из первых, кто поднял голос в защиту православия и народности. И уже тогда с достаточной яркостью определился общегосударственный характер этой защиты. После гибели самозванца и воцарения Василия Шуйского святитель Гермоген был вызван в столицу. Собор русских архипастырей избрал его всероссийским патриархом, ему было тогда уже семьдесят лет. Будучи по тем временам глубоким старцем, Святитель Гермоген в Смутное время междуцарствия боролся не только с врагами православия, но и с самим междуцарствием. Вместе со всей русской землей он искал для неё царя и хотел царя русского, всеми силами сопротивляясь той партии, которая указывала на иностранных претендентов. Уже тогда он намечал в цари Михаила Федоровича Романова. Но когда польская партия стала брать верх, святитель Гермоген вынужден был согласиться с кандидатурой королевича Владислава, но с обязательным условием принятия им православия. Однако условие было отвергнуто.

Зимой 1610 г. Гермоген призвал москвичей в Успенский собор и, объяснив им положение дел, прямо запретил присягать польскому королю. А вскоре святитель решился открыто призвать свою всероссийскую паству к походу против угнетавших Россию иноземцев. Он стал посылать по городам грамоты, в которых просил городских жителей, чтобы те, не мешкая, по зимнему пути, «собрались все в сбор со всех городов, шли к Москве на литовских людей». Грамоты эти были направлены в Рязань к Ляпунову, одному из руководителей Первого ополчения, в Нижний Новгород, в Суздаль, Владимир и другие города. Началось то брожение, которое привело потом к подвигу Минина и Пожарского, в ходе которого была освобождена Москва и Россия от иностранных интервентов.

Московские изменники, осведомившись об этой деятельности патриарха, разорили патриарший двор, а его людей взяли под стражу. Святитель был заточен в мрачную и тесную келью Чудова монастыря и мог влиять на происходящее благодаря двум своим помощникам - Пахомову и Мосееву. Они ухитрялись пробираться к патриарху «в тесноту», в подземелье Чудова монастыря, принимали от него грамоты и развозили их по городам.

Со второй половины 1611 года Смутное время достигло своего наибольшего напряжения: пожар и бои с поляками на улицах Москвы, появление новых претендентов на российский престол, среди которых сын Марины Мнишек, жены Лжедмитрия, разраставшееся брожение в городах, отсутствие единого лидера в лагере патриотов. С новой силой зазвучал из монастырского подземелья голос святителя Гермогена. Он обращался к мятежникам: «…Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается и вопиёт к Богу кровь невинных. На кого вы поднимаете оружие? Не на Бога ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не своё ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания пока, есть время, чтобы не погибнуть».

Патриарх Гермоген мученически принял смерть от голода и холода в заключении 17 февраля 1612 г., исполнив до конца свой долг духовного вождя. Его дело было продолжено Троице – Сергиевой лаврой, Дионисием и Авраамием Палицыным, а затем Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Завершилось оно воцарением на русском престоле подлинно русского, всенародного царя (избранного Земским собором) молодого Михаила Федоровича Романова.

Память о героических днях Смутного времени сохранилась в образе патриарха Гермогена, который личным примером идейно сплачивал патриотов страны в борьбе с врагами Отечества.

Останки святителя Гермогена покоятся в московском Успенском соборе. Царь Михаил Федорович поставил в этом соборе вблизи места погребения святителя особый шатер. В 1913 г., в трехсотлетие Дома Романовых, патриарх Гермоген был по предложению Николая II причислен к лику святых. Около гробницы святителя совершилось немало чудес. И по сей день к нему с молитвам обращаются для обретения силы в дни смут и невзгод.

Заключение
Патриарх Гермоген, являясь человеком влиятельным, в годы Смуты сумел весь свой авторитет направить на объединение патриотических сил страны вокруг нового правителя – царя Михаила Федоровича Романова. Своим личным примером, рассылая грамоты, обращённые как в адрес мятежников, так и в адрес патриотов, он смог сплотить россиян под национальными знамёнами.

Историк Н.М. Карамзин называет Гермогена «бессмертным», митрополит Макарий – «бессмертным не только в истории России, но и церкви: он по преимуществу спас родину и веру в самую критическую минуту их жизни, когда им угрожала крайняя опасность подчиниться власти Польши и иезуитов, потерять свою самобытность». Историк С.М. Соловьёв назвал Гермогена «Человеком с твердым характером, готовым страдать за свои убеждения, за правду и неприкосновенность вверенного ему дела; он был совершенно в уровень своему высокому положению в бурное Смутное время».



Благодарные потомки чтят святителя Гермогена, как святого. В юбилейную дату – 400-летие со дня мученической смерти, вспоминают о его духовном и гражданском подвиге.

Список источников и литературы


  1. Беляева С.М. Патриарх Гермоген/ http://samlib.ru/b/beljaewa_s_m/germogen.shtml

  2. Богданов А. Непреклонный Гермоген // Наука и религия. 1993. № 2, 3, 4.

  3. Гермоген (Патриарх Московский)/ /Википедия/http://ru.wikipedia.org/wiki

  4. Красильников А.М. Жертва трагедии смуты: Патриарх Гермоген: Жизнь и духовный подвиг во имя Отечества // Военно-исторический журнал. 1998. № 6. с. 58-64.

  5. Морозова Л.Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. 1994. № 2. с. 160.

  6. Официальный сайт Московского Патриарха. http://www.patriarchia.ru/db/text/547832.html

  7. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI – XVII вв. М., 1995.

  8. Святитель Ермогень // Нива. 1913. № 19. с. 376-380.

  9. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990. с. 291-332.