Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. Нижний Тагил 2013 г пояснительная записка рабочая программа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Шероватова Нонна Александровна учитель начальных классов п. 1 373.75kb.
Феоктистова Елена Николаевна учитель истории и обществознания высшей... 2 354.51kb.
Абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной категории по литературному... 1 403.51kb.
Садовникова Ольга Владимировна учитель начальных классов Троицк 2013... 1 245.89kb.
Патрахина Елена Александровна 2013 г. Тобольск пояснительная записка... 3 901.39kb.
Воротникова Ирина Николаевна преподаватель теоретических дисциплин... 3 874.46kb.
Петрова Елена Михайловна, учитель биологии (фио) 2013 год пояснительная... 2 664.6kb.
Минеева Елена Николаевна методист высшей квалификационной категории... 1 274.56kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса Учитель Брук Е. 1 153.34kb.
Архиповой Еленой Алексеевной Всего часов: 68 часа Срок реализации... 2 643.53kb.
Михнева Людмила Анатольевна Саввушка, 2013 пояснительная записка... 1 134.36kb.
Программа дисциплины «Производные финансовые инструменты и реальные... 2 314.57kb.
- 4 1234.94kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. Нижний Тагил - страница №1/3



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36
Принята на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 36 (протокол № 1 от 30.08.2013 г.)

Утверждена _______________________

И.Б.Козина, директор МБОУ СОШ № 36

Приказ № 150 от 30.08.2013 г.

Рабочая программа по учебному предмету

«Искусство (МХК)»

на 2013 – 2014 учебный год




Классы10А,11А (общеобразовательные)
Составитель: Лель Ольга Александровна,

учитель первой квалификационной категории



г. Нижний Тагил

2013 г


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (МХК)» предназначена для 10-11 классов, изучающих данный учебный предмет, входящий в Федеральный компонент учебного плана школы, на базовом уровне в течение 2-х лет обучения. Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по учебному предмету «Искусство (МХК)», разработанной Емохоновой Л.Г., к.и.н, старшим научным сотрудником Института социологии РАН, доцентом кафедры культурологии ФГБОУ ВПО «Российской академии музыки им. Гнесиных».

Распределение учебного материала в рабочей программе обусловлено двумя факторами:



  • Во-первых, учебный предмет «Искусство (МХК)» - это предмет обобщающего характера, который учащиеся изучают во II концентре на уровне среднего общего образования. Это предполагает, что многое учащиеся уже знают, изучая искусство в основной школе.

  • Во-вторых, значительный объем информации по мировой культуре необходимо изложить за 68 учебных часов (по 34 учебных часа за каждый год обучения). Поэтому материал в рабочей программе распределен по территориальному принципу. Выделены наиболее значимые культурные ареалы. Русская культура включена в контекст мировой, что позволяет постоянно их сопоставлять.

В рабочей программе полностью соблюдена авторская (Л.Г.Емохоновой) логика исторического линейного развития от первобытности до постмодернизма, что также создает основу для сравнительного анализа и «межвременного» диалога различных культур.
В подборе и распределении материала в рабочей программе учебного предмета соблюден главный принцип преподавания учебного предмета «Искусство (МХК)», отраженный в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) в редакции 2004 года с изменениями - принцип культурных доминант. Мировоззренческие особенности, художественные идеи, сама атмосфера эпохи выявляются путем анализа одного — двух шедевров архитектуры, изобразительного искусства, музыки, театра, литературы. Такой подход дает учащимся методический инструментарий для самостоятельного распознавания и анализа произведений искусства, принадлежащим различным эпохам и художественным стилям.

Европейская культура изучается сквозь призму больших стилей, художественных направлений и течений. Акцент делается на особенностях мировосприятия в каждый конкретный период, в основе которого лежит пространственно-временной вектор. Именно пространственно-временные ориентиры позволяют смоделировать картину мира.


Материал рабочей программы соотнесен с вопросами и заданиями из Рабочей тетради, а также обширным иллюстративным рядом и музыкальными фрагментами из CD и DVD.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Искусство (МХК)»:

  • Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • Освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Основное назначение рабочей программы учебного предмета «Искусство (МХК)» - определить комплекс основных характеристик образования учащихся 10-11 классов, организационно-педагогических условий, объема, содержания, планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.

Предлагаемая рабочая программа по учебному предмету «Искусство (МХК)» для 10-11 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:




Нормативно-правовые документы Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ
  • Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);

  • «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);


  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 03.06.2008 г., 31.08.2009 г., 19.10.2009 г., 11.11.2011 г., 24,31.01.2012 г.;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Искусство (МХК)» (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 03.06.2008 г., 31.08.2009 г., 19.10.2009 г., 11.11.2011 г., 24,31.01.2012 г.);

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями от 20.08.2008 г., 30.08.2010 г., 03.06.2011 г., 01.02.2012 г.;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;

  • Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

Нормативно-правовые документы Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области

  • Закона Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 г. № 78-03;

  • Постановления Правительства Свердловской области от 05.09.2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

  • Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений Свердловской области».

Нормативно-правовые документы управления образования Администрации города Нижний Тагил

      • Приказа управления образования Администрации города Нижний Тагил «О продолжительности учебного года и каникул в образовательных учреждениях города Нижний Тагил в 2013-2014 учебном году».

Локальные акты

МБОУ СОШ № 36



      • Лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 12970 от 17.03.2011 г.);

      • Свидетельства о государственной аккредитации, выданного Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 5741 от 10.05.2011 г.);

      • Устава МБОУ СОШ № 36;

  • Программы развития МБОУ СОШ № 36;

  • Основной образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы).

Основные формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Реализация рабочей программы учебного предмета «Искусство (МХК)» в 10-11 классах предполагает использование учителем специализированного учебно-методического комплекса. Учебный комплект по предмету (базовый уровень) школы включает учебник для 10-го класса с CD и рабочей тетрадью, учебник для 11 класса с DVD и рабочей тетрадью, книги для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков для 10, 11 классов, книги по культуре мировых религий, входящие в серию «Библиотечка МХК». УМК выпущен Образовательно-издательским центром «Академия» и включен в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в 2013-2014 учебном году.




Программа

Учебник

Методические пособия

Дидактические

пособия


Контрольные материалы

Л.Г. Емохонова

Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2007



10 класс

Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2008

Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2008

Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Диск с иллюстративным материалом к учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», 2009 год.



Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

11 класс

Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2009

Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Диск с иллюстративным материалом к учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», 2009 год.



Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009


Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.

Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф. Грек, А. Рублев). Ансамбль московского Кремля.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор - как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох.

Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б. Растрелли); живопись (П.-П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен).

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский).

Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (В. ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л. Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство.

Культурные традиции родного края.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по годам обучения


Год обучения

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы

10 класс –

I год обучения

34 учебных часа

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)

Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние обра­зы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: ми­ровое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как спо­соб иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — вос­произведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осири­су. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славян­ские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первич­ного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусст­ва. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геомет­рический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (14 ЧАСОВ)

Месопотамия (1 час)

Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-Менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кир­пич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобра­зительного искусства.


Древний Египет (2 часа)

Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовоз­рождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Сар­кофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.


Древняя Индия (2 часа)

Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и свя­щенной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Куль­товые сооружения буддизма как символ космоса и божествен­ного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддий­ской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фреско­вая роспись пещерных храмов Аджанты.


Древняя Америка (1 час)

Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой ар­хитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — про­образ храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.


Крито-микенская культура (1 час)

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.


Древняя Греция (4 часа)

Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция гре­ческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афи­ны в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологиче­ской, эстетической программы афинского Акрополя. Скульп­тура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней класси­ки. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометриче­ского стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина грече­ской пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Ме­нада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурно­го декора. Пергамский алтарь.


Древний Рим (2 часа)

Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основ­ные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Ав­густ, Константин Великий.


Раннехристианское искусство (1 час)

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Кон­станции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)

Византия и Древняя Русь (8 часов)

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитек­турная символика крестово-купольного храма. Порядок разме­щения декора. Космическая, топографическая, временная сим­волика крестово-купольного храма и его стилистическое мно­гообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Пре­ображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном деко­ре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в ико­нописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благове­щенского собора Московского Кремля. Московская школа ико­нописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигород­ского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национально­го единения русских земель. Эволюция московской архитек­турной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансам­бле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский со­бор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Цер­ковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые роспи­си на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.


Западная Европа (4 часа)

Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Ар­хитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла

Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый де­кор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического хра­ма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Пари­же. Григорианский хорал. Основные этапы развития готиче­ского стиля. Региональные особенности готики. Франция: со­бор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёль­не, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вест­минстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова (2 часа)

Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Ан­тичный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смер­ти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Се­вере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (3 ЧАСА)

Китай (1 час)

Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологиче­ских и религиозно-нравственных представлений Древнего Ки­тая.


Япония (1 час)

Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.


Ближний Восток (1 час)

Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооруже­ний. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульман­ского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.



11 класс –

II год обучения

34 учебных часа

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)
Возрождение в Италии (5 часов)

Гуманистическое видение мира как основа культуры Воз­рождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «иде­ального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Ис­целение тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донател­ло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Вы­сокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Но­вая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живопи­си и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика поздне­го Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «стро­гого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».


Северное Возрождение (4 часа)

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнаваль­ный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живо­писный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Карти­на «Четыре апостола». Светский характер французского Ренес­санса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном ис­кусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: траге­дия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)
Барокко (4 часа)

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур­ге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живо­пись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклоне­ние имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Ру­бенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».


Классицизм (1 час)

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитекту­ре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Фран­ции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

(8 ЧАСОВ)
Рококо (1 час)

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Му­зыкальные «багатели» Франсуа Куперена.



Неоклассицизм, ампир (5 часов)

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Люд­виг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Пари­же. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптур­ный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампи­ра. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Пом­пеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в опер­ном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразитель­ные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Рус­лан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музы­ке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

Романтизм (2 часа)

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опе­ра «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтиз­ма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзоти­ка и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)
Реализм (3 часа)

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похоро­ны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Соци­альная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сирот­ка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в му­зыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».



Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са­ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Ку­пальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пей­заж с павлином».



Модерн (2 часа)

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — ха­рактерная черта русского модерна в живописи. Валентин Алек­сандрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Евро­пы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (5 ЧАСОВ)
Модернизм (4 часа)

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живопис­ной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Крас­ный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Саль­вадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитек­тура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Проко­фьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмит­рия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленин­градская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Констан­тина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Не­мировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броне­носец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркест­ра».
Постмодернизм (1 час)

Постмодернистское мировосприятие — возвращение к ми­фологическим истокам. Новые виды искусства и формы синте­за. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасид­ский Дюшан».




Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения учебного предмета «Искусство (МХК)» на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Учебно-тематический план




Тема

Количество часов


МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 10 класс (34 часа)


1

Художественная культура Первобытного мира

3

2

Художественная культура Древнего мира

14

3

Художественная культура Средних веков

14

4

Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века

3

Итого

34


МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 11 класс (34 часа)


1

Художественная культура эпохи Возрождения

9

2

Художественная культура XVII века

5

3

Художественная культура XVIII —первой половины XIX века

8

4

Художественная культура второй половины XIX —начала XX века

7

5

Художественная культура XX века

5

Итого

34


следующая страница >>