Лекция тема 1 Предмет социологии и ее место в системе общественных наук о бсуждена и одобрена - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема Что изучает теория государства и права – 1 час лекций 1 107.14kb.
Лекции по социологии Лекция Социология, ее место в системе научного... 5 1273.19kb.
Лекция 2 часа, семинар 2 часа. Место политической антропологии в... 1 61.45kb.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры 1 283.09kb.
Лекция тема №6. Психические расстройства позднего возраста. 1 231.88kb.
Лекция тема №16 розыскная деятельность следователя обсуждена и одобрена... 1 315.12kb.
- 3 694.43kb.
Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Арифметические... 1 97.38kb.
Лекция тема №2. Основы судебно-психиатрической экспертизы Обсуждена... 1 384.16kb.
Литература Тема Предмет и метод экономической социологии Литература... 1 82.17kb.
Тема № Предмет, задачи, основные категории и понятия теории статистики 7 1461.55kb.
Очерки материалистического понимания истории 9 2497.19kb.
- 4 1234.94kb.
Лекция тема 1 Предмет социологии и ее место в системе общественных наук о бсуждена - страница №2/2

Вопрос 5. Социология О. Конта.

Конт родился в южной Франции в городе Монпелье в католической чиновничьей семье, имевшей монархические взгляды. В 1814 году он поступил в парижскую элитную школу Scole polytechnique, где готовили чиновников высших рангов для системы общественного управления, в которой царили либеральные и республиканские идеи. В обучении особое внимание уделялось естественным наукам и математике. Его отношение к процессу познания было настолько серьезным, что казалось он хочет оправдать справедливость французской пословицы: «Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости». При этом молодой мыслитель был весьма самостоятелен в своих взглядах, не признавал навязываемых авторитетов, но уважал интеллектуальные и нравственные достоинства. Из-за этого он часто вступал в конфликты с начальством. Так один из таких конфликтов, послужил поводом к временному закрытию учебного заведения. Конту пришлось бросить учебу в 1816 году, когда школу из-за нестабильной обстановки закрыли. Конта отправили в Монпелье под надзор полиции. Ее открыли снова в 1830 году, и Конт получил там уже место преподавателя.

В промежуток с 1817 по 1824 год он был секретарем и помощником у Сен-Симона, сменив на этой должности известного историка Огюстена Тьерри. По началу отношения знаменитого учителя и молодого ученика складывались просто замечательно, даже начинают носить дружеский характер, но постепенно, как это бывает с великими личностями, если они близко сотрудничают – происходят разногласия и споры об авторстве и приоритетах. Со временем их отношения портятся и к 1824 году происходит полный разрыв.

В 1825 году состоялся брак О. Конта «по благородному расчету» с бывшей проституткой Каролиной Массэн. Он оказался не долговечным и был затем признан самим Контом самой серьезной ошибкой его жизни. Жена уходила от него несколько раз, что оказалось глубоким потрясением для социолога. В результате происходит серьезное психическое заболевание, и даже попытка самоубийства. Ценой невероятных внутренних усилий, придерживаясь сурового режима как умственной, так и физической деятельности, О. Конт все же выходит из кризиса. С 1829-го по 1842 г. он пишет главный труд своей жизни «Курс позитивной философии» в шести томах.3 Но влияние другой женщины Конт оценивал как истинно благодатное, её звали Клотильда де Во (он познакомился с ней за год до её смерти). Он страстно (и безответно) полюбил эту 30-илетнюю женщину и боготворил её до конца своих дней, прославив её в предисловии к своей 4-х томной работе «Система позитивной политики», также разработал посвященные ей особые ритуальные действа, которые неуклонно и тщательно исполнял.



В 1847 году он провозглашает Религию Человечества, 1848 году – создает Позитивистское общество, и последние годы жизни занимался разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. В 1851 году он лишился своей постоянной работы и жил после этого на гонорары за свои книги и на деньги, собираемые для него его друзьями. Свои серьезные жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительность, а чувство юмора и остроумие были ему чужды. Умер классик в окружении своих учеников.

Вопрос о подлинном создателе СОЦИОЛОГИИ остается спорным. Бесспорно, остается представление о Конте, как «крестном отце» социологии. Но блюстители чистоты научного языка подчеркивают «варварский» характер имени, которым была названа новорожденная наука об обществе (латинское слово «societas» - общество и греческое «логос» - учение).

Как мы отмечали выше, у нас уже не должно сложиться впечатления о том, что теории, выдвинутые О. Контом, являются представлениями исключительно самого О. Конта: на тот момент это была общая парадигма, присущая всем мыслителям на грани XVIII и XIX веков. Подобные схемы развития общества мы обнаруживаем и у его учителя Сен-Симона, и у Гегеля, и у Маркса, и у Вико. Давайте поясним, о чем здесь идет речь.

В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) О. Конт представляет и описывает свой знаменитый «Закон трех стадий эволюции общества». Хотя в воззрениях Клода Анри де Сен-Симона четко представлены три фазы исторической эволюции: 1) «феодализм и теология», 2) «легисты и метафизики», 3) «промышленность и опытные науки».4 Также как и у Конта у Гегеля, история развития человечества преследовала цель, которая заключалась в предварительном прохождении этапов до высшей стадии своего развития – «научной». Еще одно совпадение мы обнаруживаем в сравнении стадий развития общества (под разными углами) у Гегеля и Маркса, где мы обнаруживаем последнюю стадию - «подлинно-научное» состояние сознания общества, а различие мы наблюдаем в толковании этого «научного». В таком сходстве мы не вправе «обвинять» классика, тем более что с трудами Гегеля он познакомился в тот момент, когда «закон трех стадий» был разработан и положен в основу взглядов мыслителя.

Творчество О.Конта исследователями принято делить на три периода:

  1. Первый период с 1819 по 1828 гг. практически полностью совпадает с периодом сотрудничества с Сен-Симоном. Работы, которые были написаны в это время, впоследствии были включены в качестве приложения в IV том «Системы позитивной политики» (1854), как программные сочинения - «опускулы».

  2. Второй период с 1830 по 1842 гг. - зрелости. В это время на свет появляется знаменитый труд в шести томах «Курс позитивной философии», которые выходили соответственно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1941 и 1942 годах.

  3. В третий период с 1845 по 1857 гг. происходит пересмотр собственных позиций. В своих трудах «Система позитивной политики, и социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (1851), «Позитивистский катехизис» (1852), «Субъективный синтез» (1856) Конт обосновывает «субъективную» точку зрения и «субъективный метод», меняется теоретическая перспектива, он начинает рассматривать социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека, а не как раньше с его «естественным» характером социальных законов и необходимостью познания и подчинения им. Как говорил сам классик – «Променял карьеру Аристотеля на карьеру святого Павла…».

Теперь необходимо перейти к взглядам самого О.Конта на общество и его развитие. Прежде всего, необходимо отметить, что годы его становления как личности пришлись на нелегкий для Франции постреволюционный исторический период, характеризовавшийся и жестоким террором, и социальными взрывами, и подъемом мирового престижа страны, и его громким падением в 1814 году. Все это называется сейчас модным словосочетанием «общество в состоянии социальной трансформации». Человек, живущий в таком обществе, испытывает состояние внутреннего дискомфорта, основанного на общей социальной нестабильности и утрате существовавшей ранее системы ценностей и социальных ориентиров. Основным стремлением в такой обстановке будет естественное желание покоя, определенности, социального порядка и стабильности. Кстати, это является определяющим фактором всех переходных эпох, «смутных времен» и перестроек. Не случайно и О. Конт стремился к созданию такой новой науки, основанной на точных, практически естественнонаучных методах исследования общества, с помощью, которой возможно определение основных закономерностей развития общества и на основе этого достижение социальной стабильности. Он говорил о необходимости специальной науки, которая занималась бы обществом не наряду с другими вопросами, а специально, посвящая все внимание только ему. При этом, считая, что для того, чтобы состоялась новая наука как самостоятельное знание, ей нужно отказаться от философского метода познания и придумать свой собственный. Следовательно, при отсутствии своих методов в начале пути, социология должна взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ.5 К тому же ужасы Французской революции и ее общий социальный неуспех ставились современниками «в вину» принципам и идеям рационалистической философии ХVIII века, и новая наука стала своего рода реакцией научного мира на политическую умозрительность этой философии.

Огюст Конт придерживался принципа «порядок и прогресс», который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию - как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Огюст Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. При этом под социальной статикой он понимал изучение социальных институтов, таких как семья, малая социальная группа (например, трудовой коллектив), политическая партия или государство. Социальная динамика исследовала социальные процессы, то есть внутреннюю мобильность общества. Огюст Конт полагал, что можно законы физики и методы естественных наук использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию.6 Огюст Конт предложил свою систематизацию наук – так называемую «пирамиду наук». В основание этой пирамиды он положил математику, далее шли астрономия, физика, химия, биология. На вершине пирамиды Конт расположил социологию, которая имеет дело с наиболее сложным объектом исследования – обществом, и для получения истиной информации, в которой необходимо использовать данные и методологию всех нижерасположенных наук. Чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой. Огюст Конт предлагал так называемый позитивный метод (позитивизм) изучения общества, основанный на объективных наблюдениях, изучении конкретных социальных фактов и привлечении в общественную науку методологии естественных наук, в частности физики.

Это, по мнению ученого, давало возможность определить закономерности в общем ходе исторического развития, а затем применять знание этих закономерностей в области социального управления.

Огюст Конт попытался также дать свою интерпретацию всей прошлой истории развития человеческого общества. Он выделял три основные фазы (или стадии) в развитии общества:


Стадия развития


Теологическая


Метафизическая


Позитивная


Первопричина развития

Скрытые силы


Абстрактная сущность

Взаимоотношения явлений

Области науки

Теология

Математика

Социология

Руководитель


Священник (воинская элита)


Юрист (священство)


Ученый (руководители промышленности)

Общественная форма


Милитаризованная


Юридическая


Индустриальная


Тип социальной единицы

Семья


Государство


Народ





  • Теологическую (до 1300 года) – в ней основой знаний о жизни в обществе является вера в Верховное божество, высшие силы, единого Бога. Учителями жизни являются жрецы, священнослужители и вообще люди, обладающие способностью адаптации высшего знания на уровень обыденного сознания. Источниками знаний, соответственно, являются Священные книги, Святые писания и т.п. Люди соответственно в этой стадии верят сначала в фетиши (наделяют сверхъестественными силами предметы), затем в богов (создают пантеоны богов, функционально разделяя их сверхъестественные полномочия), и на конец в единого Бога (признают в качестве источника мироздания единое сакральное начало).

  • Метафизическую (1300 – 1800 гг.) - основой знания является рационализм, с его помощью умозрительно (т.е. путем отвлеченного обобщения) определяют общие законы социальной жизни. Достижения в области знаний совершаются философами, которые и составляют интеллектуальную элиту эпохи, а их умозрительные теоретические построения – своего рода «учебники жизни».

  • Позитивную – в эту эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское – «индустриалами». Этот этап предсказывается как неизбежный, но дальнейшая судьба его характеризуется довольно туманно. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами. Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском или политическом аспекте, но в «Системе позитивной политики» он все же указывает дату – 1860 – 1865 гг.

Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что позитивная наука должна отказаться от попыток постигнуть первые начала бытия и познания, к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения. Таким образом, позитивное знание и «положительная наука» противопоставляются в позитивизме традиционной философии как «метафизике». Ставится задача развить философию нового типа - позитивную философию.

К принципам позитивизма относят:

  1. Отказ от умозрительных заключений (каждое умозаключение должно быть основано на опыте, сугубо абстрактно-теоритические (метафизические) рассуждения неприемлемы.

  2. Опора на конкретные доказательства (любое заключение должно быль основано не теоретическим, а опытным путем).

  3. Отказ от оценочных суждений (в построении научной системы необходимо избавиться от субъективных оценок и опираться на факты).

  4. Принцип ВЕРИФИКАЦИИ (любое заключение должны быть принципиально проверяемо посредством опыта).

Подводя итог, отметим, что возникновение социологической науки относится к 30-м годам Х1Х века. Основателем и популяризатором социологии является французский ученый Огюст Конт. К объективным предпосылкам возникновения социологии можно отнести социальную, экономическую и научную; необходимо выделить также субъективную предпосылку, относящуюся к особенностям становления личности Огюста Конта. Пытаясь обосновать необходимость использования позитивного метода в гуманитарных науках, О. Конт строит «пирамиду наук», определяя ранг той или иной науки по сложности объекта исследования. Кроме того, он выделяет стадии исторического развития – теологическую, метафизическую и позитивную, предлагая новую классификацию истории развития человечества.

Таким образом, была ли у Конта наука следствием его утопии или, наоборот, утопия - следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, ясно одно: Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим: очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала. Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило.

Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». (Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это одни и те же сущности, развивающиеся одинаковым образом). Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций - традиции исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами «согласие» и «сплоченность»).

В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мистический «субъективный» метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.

В этическом аспекте важную роль в развитии социологии сыграло обоснование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял прежде всего в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображением и в громком призыве не «проклинать» и не «хвалить» социальные факты, а изучать их; тем самым он актуализировал применительно к социологии важнейший для научной этики тезис Спинозы: «Не смеяться, не плакать, а понимать». Правда, сам Конт в своей «субъективной» социологии и «позитивной политике» часто следовал противоположным принципам. Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, беспредпосылочного исследования, что позитивизм в социологии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала главной для профессии социолога.

Что касается значения Конта для институционально-организационной стороны развития социологии, то здесь можно говорить не о прямом, а лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации социологии при нем еще не наступило. Как говорил сам Конт, «колыбель не может быть троном». В его время социология находилась еще в колыбели. Нельзя сказать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась «на троне». Но в том, что она сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке, заслуга Конта, несомненно, велика.7




1 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: Академический Проспект; Альма Матер, 2009. С. 34


2 Таранов П.С. Эмоции ума. Книга всемирных рекордов интеллекта. В 2-х томах. – Симферополь: 1997. Т.2, С.303.

3 Зборовский Г.Е. История социологии: классический и современный этапы. Учебник для вузов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003. С.52.

4 История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е перераб. И доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. С. 27-28.

5 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: Академический Проспект; Альма Матер, 2009. С. 36.


6 При этом сам О.Конт в своей жизни не провел ни одного эмпирического исследования.

7 Семь лекций по истории социологии: учебное пособие / А.Б. Гофман –9-е изд. – М.: КДУ, 2008. С.100 -102.


<< предыдущая страница