Лекция тема 1 Предмет социологии и ее место в системе общественных наук о бсуждена и одобрена - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема Что изучает теория государства и права – 1 час лекций 1 107.14kb.
Лекции по социологии Лекция Социология, ее место в системе научного... 5 1273.19kb.
Лекция 2 часа, семинар 2 часа. Место политической антропологии в... 1 61.45kb.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры 1 283.09kb.
Лекция тема №6. Психические расстройства позднего возраста. 1 231.88kb.
Лекция тема №16 розыскная деятельность следователя обсуждена и одобрена... 1 315.12kb.
- 3 694.43kb.
Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Арифметические... 1 97.38kb.
Лекция тема №2. Основы судебно-психиатрической экспертизы Обсуждена... 1 384.16kb.
Литература Тема Предмет и метод экономической социологии Литература... 1 82.17kb.
Тема № Предмет, задачи, основные категории и понятия теории статистики 7 1461.55kb.
Очерки материалистического понимания истории 9 2497.19kb.
- 4 1234.94kb.
Лекция тема 1 Предмет социологии и ее место в системе общественных наук о бсуждена - страница №1/2

Министерство внутренних дел российской федерации Краснодарский университет

кафедра ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

философии и социологии

полковник полиции

Л.В. Карнаушенко

«___»_____________2012 г.

Лекция


тема 1

Предмет социологии и ее место в системе общественных наук

обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

протокол №

от « » ________ 2012 г.



Подготовил:

зам. начальника кафедры к.социол.н.

подполковник полиции

____________ Е.О. Кубякин



Краснодар

2012

лекция

Специальности: 050407.65-Педагогика и психология девиантного поведения



Дисциплина: Социология

Тема № 1. Предмет социологии и ее место в системе общественных наук

Основное содержание темы

Основные цели лекции:

  1. Формирование у слушателей базовых представлений о социологии, необходимых для дальнейшего усвоения знаний.

  2. Формирование у слушателей базовых представлений о предпосылках возникновения социологической науки.

  3. Формирование у слушателей умения анализировать проблемы социализации личности.

Объем времени, отводимый на лекцию: 2 часа

План занятия

Введение

Основные вопросы лекции:

  1. Объект, предмет, методы и функции социологии.

  2. Взаимодействие социологии с другими науками.

  3. Предпосылки возникновения социологии

  4. Структура социологического знания.

  5. Социология Огюста Конта.

Заключение

Рекомендуемая литература

Вопрос 1. Объект, предмет, методы и функции социологии.

Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов. Социология – молодая наука, которая активно развивается, разделяется на все новые направления. Социология – слово, состоящее из латинского «социос»- общество, общественный и греческого «логос» - знание, наука, то есть это наука или учение об обществе. Однако это буквальный перевод термина «социология», ведь есть и другие науки, изучающие общество. К ним можно отнести и социальную философию, и политологию, и культурологию, и юридические науки. Отличием социологии, имеющей свой предмет исследований, является рассмотрение общества как среды человеческой деятельности, как совокупности потенциальных возможностей (средств, способов) для реализации личности, социальной группы либо общества как целого. В самом приближенном представлении социологию можно охарактеризовать как теорию, исследующую закономерности человеческой деятельности, ограниченной уровнем развития окружающей социальной среды. Однако это недостаточно точное определение. Для того, чтобы дать явное определение предмета науки (кстати, не только социологии), необходимо определить и систематизировать предпосылки ее возникновения и утверждения в системе знания, в данном случае – знания гуманитарного.

В общем и целом можно определить, что социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества как целого. Движущих сил развития общества. Она касалась, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества.

Социология - это сложный процесс исследования жизни современного общества. Знание закономерностей этого процесса помогут увидеть многообразие окружающего социального мира, откроют новые возможности для принятия жизненно важных решений.

Курс учебной дисциплины «Социология» дает возможность познакомиться с основными закономерностями и формами регуляции социального поведения, научиться выделять и анализировать особенности социальных групп и общностей, овладеть основами социологического исследования, приобрести навыки социологического мышления. Изучение социологии позволяет человеку анализировать свою жизнь в контексте общественных явлений и событий, увидеть индивидуальные проблемы как часть общесоциальных процессов.

С древнейших времен человек задавался множеством вопросов, касающихся не только его существования в физическом, природном мире, но и внутри коллектива себе подобных. Почему люди объединяются в племена, поселения, общности, группы? Что заставляет их сотрудничать или враждовать между собой? В чем заключаются причины разделения на богатых и бедных? Как можно управлять такими огромными массами людей, как например, население страны?

Поиск ответов на эти и многие другие вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свои взгляды на человека и общество, в котором он живет. Уже в те далекие времена люди пытались осмыслить общество, выразить свое отношение к нему; пытались объяснить свое поведение и повседневную жизнь посредством теоретических моделей (напр., Платон, Аристотель).

Действительно, нет другой науки об обществе, так тесно соприкасающейся с жизнью людей, как социология. Ее интересуют экономика и политика, быт и досуг, образование и наука, семья, трудовой коллектив, преступления, крупные общественные движения и многое другое. Интересы социологии многогранны, как многогранна и сама общественная жизнь.

Благодаря тому, что социология является не только наукой, но и своеобразным способом мышления, способом изучения людей, она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы с самых разных точек зрения, исследуя многочисленные срезы связей и отношений между людьми. Социология активно внедряется в основные сферы общественной жизни. Она изучает учебу, работу, быт, свободное время, общественную деятельность. Нет ни одной социальной группы, которая не находилась бы в фокусе внимания социологов.

Итак, как видно приведенного выше определения, объектом социологического познания является общество. Но выделение понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к обоснованию научного статуса социологии, равно как и любой другой науки, лежит в различии ее объекта и предмета.

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью.

Правильный выбор предмета и объекта исследования для социологии имеет принципиальное значение, так как, с одной стороны, он очерчивает круг изучаемых проблем, а с другой — выступает структурообразующим моментом, который определяет характеристики средств и методов наблюдения, теоретический строй знания и одновременно методологический статус дисциплины в целом, ее место и роль в научной системе.

Предмет и объект исследования в методологии рассматриваются как единый и почти нерасчленимый комплекс. Они дополняют друг друга. Дополнительность возникает в результате неотделимости трех элементов познания: субъект, объект и условия наблюдения.

Специфика науки определяется не методом и даже не объектом, а ее предметом. Большинство научных методов нейтральны по отношению к данной науке. Наблюдением, как методом сбора информации, пользуются психологи, социологи, экономисты, физики, культурологи и другие специалисты. То же самое можно сказать об эксперименте и опросе. Все они междисциплинарны и общенаучны. Мы уже знаем, что объект может быть один, а теорий много. На человека как на объект изучения одинаково внимательно смотрят философы, психологи, социологи, антропологи, педагоги и другие специалисты, но каждый под своим углом зрения. А угол зрения определяется предметом исследования. Иначе говоря, предмет – это определенный аспект, сторона объекта, взятая данной наукой в качестве главной. В человеке психолога интересует его внутренний мир, его душа, врача – тело, социолога – совокупность социальных качеств и так далее. А философ или культуролог найдут свой угол зрения.

Использование объекта (людей, транспорта, предметов быта или труда) не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на тот объект, который она больше всего изучает. И еще: назвав объект, нельзя сказать, что он только или исключительно физический, социологический, антропологический и тому подобное.

Использование метода, будь то анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент, анализ статистики или теоретический анализ, не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на перечисленные методы. Любая из них может пользоваться описанием и измерением, даже философия, которая имеет дело с самыми высокими абстракциями и самыми общими закономерностями. Все стремятся к точному измерению объекта, но делают это, выбирая наиболее соответствующий своему предмету метод сбора и обработки данных.

Предмет науки – модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой – условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами. Он отражает специфику соответствующей науки. Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований, т.е. с помощью понятий мы описываем социальную реальность, а проблемы указывают на темы эмпирических исследований.

Итак, предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном.

1.На всеобщем уровне социология – это наука об обществе.

2.На частном уровне социология – это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп и функционировании социальных институтов. Когда мы начинаем расшифровывать, что такое большие социальные группы и институты, то обязательно всплывают все другие фундаментальные категории социологии: статусы и роли, социальные структуры, социальная стратификация и т.д. Итак, если мы расшифровываем частное определение социальных групп и институтов, у нас всплывают другие фундаментальные категории, которые описывают эти два понятия. Таким образом, на частном уровне мы выявляем предмет социологии как взаимосвязанную систему основных понятий.

3. На единичном уровне мы получаем очень широкое определение социологии как совокупности всех тем эмпирических исследований. При помощи этого тематического перечня проводимых исследований мы определяем, насколько полно описана социальная реальность, на что был направлен исследовательский интерес ученых, какова плотность достигнутых результатов.

Объектом социологии мы буме считать - объективную реальность (под которой обычно понимается определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней).

Методы социологии.

Прежде, чем кратко остановиться на рассмотрении этого вопроса, хотелось пояснить, что основные характеристики и объяснения связанные с методами социологических исследований будут даны в параграфе № 10. Социология в своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и другие. Но, кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:



  • Наблюдение – т.е. непосредственное наблюдение за поведением человека или людей в определенной ситуации, с фиксацией результатов. В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной процедуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

  • Социальный эксперимент – разновидность углубленного, аналитического социологического исследования и, одновременно, как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия эксперимент имеет большую научную и практическую ценность. В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определенных критериев их выбора. В качестве таких критериев выступают, прежде всего, характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрены требованиями и условиями эксперимента. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость: изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

  • Опрос – представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение каждой анкеты; ситуацией опроса, его условиями, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента над предложенными ему вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами: анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию.

  • Социометрия – это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Все начинается (естественно, после разработки программы исследования) с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целые выяснения взаимоотношений между ними. Критерий должен быть индикатором взаимоотношений. Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет.

  • Изучение документальных источников – один из широко применяемых и эффективных методов в эмпирической социологии. Отражая духовную и материальную жизнь общества, документы передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют развитие всех выразительных средств, и, прежде всего, структуру языка. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, групп населения и общества в целом. Поэтому документальная информация представляет большой интерес для социологов, которые в ходе исследования изучают огромное количество разного рода документов: государственные и правительственные акты, статистические сборники и материалы переписей, ведомственные документы, художественные произведения и научные публикации, прессу, речи политических лидеров, письма представителей различных слоев населения.


Функции социологии.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет.

Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является теоретико-познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем, на выполнение социального заказа.

В рамках данной функции выделяют:

а) Функцию социального контроля, исполнение которой предполагает, что социологические исследования дают информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.

б) Прогностическая функция. Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.

И, следовательно, социолог способен прогнозировать ход развития социального процесса.

в) Функция социального планирования. Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Это касается разработки целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов и т.д. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.



Идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. История свидетельствует, что в большинстве социальных революция и реформ именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические идеи Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии. Труды Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо сыграли преобразующую роль во Франции. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России и в СССР. Расистская идеология стала основой нацизма и Третьего рейха в Германии.

Просветительская (образовательная) функция. Социология – это мощный инструмент самопознания общества, средство просвещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии и задуматься над своим собственным бытием.

Но, кроме уже названного, социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае речь идет о гуманистической функции социологии.

Все большее место в жизни российского общества занимают вопросы национальных и межнациональных отношений. Необходимо выяснять причины обострения межнациональных отношений, правовые и экономические формы сепаратизма и предоставлять властным структурам, прежде всего федеральным, пути решения этих проблем.

Вывод: Важна роль социологии в решении проблем преступности, которая стала в России общенациональной бедой. Общество ждет от социологической науки серьезных исследований причин преступности, ее эволюции в ходе социально-экономических реформ, практических рекомендаций по профилактике преступности и совершенствованию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Вопрос 2. Взаимодействие социологии с другими науками.

На схеме приведены в качестве примеров некоторые существенные области социального поведения, которые помимо социологии изучаются и более конкретными специальными науками. Общность предметов исследования иногда осложняет проведение границ между этими науками, хотя они и рассматривают эти предметы с различных исходных пунктов и точек зрения, причем у социологии они зачастую шире, чем у других наук.



Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество — настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество. Совокупность наук, изучающих один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединена между собой логическими связями, общими понятиями и методами, представляя собой своего рода систему, которую можно назвать междисциплинарной матрицей.

Социология сравнивается часто с такими близкими к ней науками, как социальная психология и психология. Ранее уже говорилось о различиях и сходствах соответствующих предметов исследования, в дополнение приведем краткую характеристику данного вопроса.


  • Психология изучает, прежде всего, индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида.

  • Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой.

  • Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе.

  • На следующей схеме представлено место социологии среди наук, при этом «точкой отсчета» является философия.

Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи. В содружестве с другими, родственными ей, дисциплинами - психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией - она образует подсистему системы научного знания - социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами. В практической сфере, скажем в области управленческого консультирования, от выпускника социологического факультета часто требуется знание также основ психологии (тестирование личных и деловых качеств персонала фирмы) и экономики (определение цены рабочей силы, производительности труда, затрат на обучение персонала и др.).

Изучение междисциплинарной структуры знания необходимо в тех случаях, когда выделяется предмет науки, его специфика и отличие от предмета других наук.

В отличие от других наук социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии новая дисциплина  социальная психология - описывает человека в непосредственном окружении. Она изучает взаимодействие людей в малой группе. Но социальный психолог не способен предсказать смену правящих режимов или исход политической борьбы партий.

Этими проблемами занимается политическая наука (так ее именуют за рубежом, у нас же называют политологией; в дальнейшем будут использоваться оба термина). Политология добилась многого, но она не в силах предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, колебания спроса и предложения на рынке, динамику цен. Эти вопросы находятся в компетенции экономики.

В настоящее время еще не сложилось окончательного мнения о том, куда именно отнести социологию - в разряд социальных или гуманитарных наук. С одной стороны, социологию, наряду с психологией, социальной психологией, экономикой, политологией, а также антропологией и этнографией относят к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

Однако социология имеет много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислять в разряд гуманитарного знания, что соответствует не только отечественным, но и мировым, прежде всего европейским, традициям.

По всей видимости, социологию следует отнести к наукам с двойным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина. Двойной статус отражается и в понимании сущности предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, об объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтов. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не наследственностью и не физиологией, как для генетика или медика, а культурным контекстом, т.е. традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.

Кроме социальных и гуманитарных дисциплин существуют дисциплины естественные и технические. Физика, химия и биология относятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.

Возникшая позже других наук, социология вбирает в себя их понятия и конкретные результаты, статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории. Так всегда происходит с вновь возникающими науками. Молодым наукам свойственно постоянно обновляться и обогащаться за счет тех дисциплин, которые сформировались раньше. Так происходило раньше и происходит сейчас. Философия древнее физики, и последняя взяла у нее многие фундаментальные понятия: материя, вещество, атом, причина, сила и др.

Из философии в социологию пришли такие категории (наиболее общие понятия), как «общество», «ценности», «индивид», «прогресс», «развитие» и другие. Из сферы театральной жизни пришел термин «роль», а из юриспруденции – «статус»; из экономической отрасли знания – понятия «капитал», «деньги», «прибыль», «рента», «товар» и др. Социологи разработали и собственные понятия – «социализация», «девиантность», «делинквентное поведение», «интеракция» и т.д.

Социология не оперирует таким тонким инструментом, как эксперимент, не использует приборы. Она имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений.

На наш взгляд, категории, которые характеризуют сущность и содержание социологической науки, можно подразделить на несколько групп.

Первая группа связана с анализом объекта социологии, а также с характеристикой связей (взаимосвязей) социологии с общенаучными представлениями о мире. Поэтому социологу предстоит знать точки зрения на общество, государство, классы, нации (компетенция общенаучной теории) и на гражданское общество и его структуру (компетенция теоретико-методологических основ науки).

Вторая группа категорий охватывает большую совокупность понятий, трактующих и объясняющих предмет социологии. Во-первых, всего того, что связано с характеристикой сознания (индивидуальное, групповое, общественное), с его видами (политическое, экономическое, нравственное, религиозное и т.д.), с его структурой (знание, убеждение, ценности, мотивы, установки и т.д.), с его специфическими характеристиками (общественное мнение, массовое сознание).

Во-вторых, это понятия, характеризующие реальное поведение (действия) людей, что предполагает его дифференциацию и интерпретацию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Это относится к видам поведения (деятельности) людей, их взаимосвязям с сознанием (социальное настроение) и между собой. Такой подход предполагает анализ как позитивных, так и негативных видов деятельности. В-третьих, в понятийном аппарате нуждается и заключительный компонент предмета социологии: условия, в которых реализуются (или не реализуются) сознание и поведение людей. Поэтому понятия макро-, мезо- и микросреды, социальной инфраструктуры - это такой набор, без которого трудно понять всю сложность социального мира.

Третья группа категорий касается субъектов реального сознания и поведения: индивида, социальной группы (слоя), класса. Значительное место занимают особые группы субъективного действия - народности, народы, этносы. Многие понятия связаны с семьей. Сюда относятся также группы отклоняющегося поведения.

Четвертая группа касается инструментов социологического познания, тем более что они весьма специфичны по сравнению с другими социальными науками. Здесь важна как совокупность методологических категорий (программа, гипотезы, сценарий и т.д.), так и методов (наблюдение, опрос, контент-анализ, интервью, эксперимент и т.д.). Специфичными предстают перед читателями проблемы обработки социологической информации, ее анализа, интерпретации полученных результатов.

Пятая группа - это категории и понятия, углубляющие наши представления о функциях социологии. Но если первая из них - теоретико-познавательная – коррелирует с аналогичным аппаратом других групп, то управленческая функция выдвигает ее в число познаваемых огромное количество явлений и процессов, таких как предвидение, прогнозирование, проектирование, планирование, программирование, социальные технологии и т.д.

И, наконец, особо следует сказать о тех понятиях, которые одновременно служат и социологии, и другим самостоятельным отраслям научного знания. Так, у социологии имеется много родственных понятий с демографией (миграция, продолжительность жизни, здоровье и т.д.), с социальной психологией (общение, эмоции, самочувствие и т.д.), с политологией (власть, электоральное поведение и т.д.).

Вывод: категории и понятия социологии имеют свои границы, и чтобы не превращать их перечисление в бесконечность, следует руководствоваться вышеназванными соображениями.
Вопрос 3. Предпосылки возникновения социологии.
С древнейших времен людей волновали не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции (Платон, Аристотель, Полибий), мыслители Средневековья (Аврелий и Аквинский) и Нового времени (Макиавелли, Монтескье, Руссо) и др. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.

Термин «социология» ввел в научный оборот Огюст Конт (1798-1857) в многотомной работе «Курс позитивной философии», опубликованной им в 1830-1842 гг. Под социологией ученый понимал теоретическую науку об обществе, опирающуюся на биологию и медицину, и занимающую первое место в классификации наук. Однако в данном случае для нас интересен вопрос, почему именно в этот период появляется потребность в такой науке. Иначе говоря, каковы предпосылки ее возникновения? На наш взгляд, можно выделить экономическую, социальную и научную предпосылки. Но не будем забегать вперед и начнем по порядку…



Среди прочих одной из первых мы выделим экономическую предпосылку возникновения социологической науки. Ознаменовавшийся в конце ХVIII – начале ХIХ веков переход от цехового к фабричному производству и утверждение в Западной Европе (да и в Америке) капиталистического способа производства и рыночной системы распределения, материальных благ. По своей сути это время триумфа естествознания, его идеалом является опытное «позитивное» знание, наука не знает границ, естественно-научному знанию подвластно все, в том числе мораль, право и общественное устройство – все то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.1

Россия тоже не отставала от запада и её открытия были не менее значимы для всего сообщества. Приведем несколько примеров:

  • А.М.Бутлеров - работы в области изучения химического состава и строения органических тел;

  • Д.И. Менделеев - открытие периодической таблицы, работы в самых различных областях знания;

  • П.Л. Чебышов - заложил начало петербургской
    математической школы;

  • А.Г. Столетов - изучение фотоэлектрических явлений;

  • П.Н. Яблочков - изобретатель дуговой лампы, «свечи Яблочкова»;

  • А.Н. Лодыгин - создание ламп накаливания;

  • А.С. Попов - изобретение в 1895 г. радиоприемника;

  • К.А.Тимирязев - проблемы фотосинтеза, агрономии;

  • И.М. Сеченов - физиология и психологи;

  • И.И. Мечников - защитные свойства организма;

  • А.Ф. Можайский, исследования в области дирижаблестроения, аэродинамики;

  • К.Э. Циолковский - исследования в области ракетных двигателей занимался;

  • Н.Н. Бернадоса и Н.С. Славянова - исследования в области электросварки;

  • М.О. Доливо-Добровольского - исследования в области электродвигатели;

  • Д.К.Чернова исследования в области – металлургия;

  • С.О. Макарова исследования в области – кораблестроение;

  • В 1839 г. благодаря усилиям В.Я. Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом.

  • П.Л. Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на
    Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

В 1834 г. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.

Но вернемся к Европе. Буржуазное общество требовало от гуманитарных наук иных знаний. Действительно, для организации производства и реализации продукта на рынке только денег (капитала) недостаточно. Необходима социальная информация о рынке рабочей силы (есть ли специалисты, способные произвести новый товар?) об уровне доходов населения как потенциальных покупателей товара или пользователей определенной услугой (смогут ли оплатить такой товар?), о социально-культурных, политических и других особенностях региона, в котором предполагается производить или/и реализовывать товар, так как это тоже влияет на успех дела. Конечно, можно на практике опираться на собственную интуицию, и это может принести успех, однако механизм интуиции сродни механизму творчества, и, к сожалению (а может и к счастью) им владеют лишь единицы. Необходимо признать, что ничтожно малые доли процента человечества имеют способности к интуитивному познанию действительности. Однако, это не означает, что процесс производства остановится и экономика замрет. Для большинства участников процесса производства и даже для его организаторов вполне возможно обойтись без интуитивных методов познания социально-экономических процессов; достаточно использовать анализ и синтез – распространенные логические операции, которые используются уже в первом классе общеобразовательной школы. Проще говоря, вначале необходимо проанализировать имеющуюся информацию в интересующей вас области деятельности (будь это производство, финансы, расследование преступления и т.д.), а затем отобрать (синтезировать) те способы и методы работы, которые наиболее часто приносят положительный результат. Таким образом возможно определить законы или общие закономерности определенного вида деятельности и предложить их к использованию на практике. В этом и состояла научная предпосылка возникновения социологической науки - отсутствие в конце ХVШ – начале ХIХ веков гуманитарной науки, способной получать с помощью своей методики конкретные знания о социальных объектах и процессах, которые было бы возможно применить в практической деятельности. Для становления социологии, особенно прикладных исследований, особое значение имело использование количественных методов и вообще числовых показателей для изучения социальных явлений. Числовые данные являются, вероятно, наиболее объективным способом описания объектов и процессов окружающей нас реальности и поэтому только они могут стать исходным материалом для научных выводов. Не случайно существует мнение, согласно которому «в любой науке ровно столько науки, сколько в ней математики…».2

Как уже говорилось, слово «социология» появилось впервые в работах О. Конта, однако это не означает, что он изобрел эту науку. Его талант проявился в правильном и своевременном обобщении, систематизации тех научных данных и результатов социальных исследований, которые были проведены ранее его предшественниками. Среди тех, кто пытался осмыслить происходящие в Европе социальные процессы, можно назвать Жан-Жака Руссо (1712-1778), Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825), Шарля Монтескье (1689-1755), Вольтера (1694-1778) и других выдающихся философов, в чьих работах был осуществлен глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений, определено изменение социальной структуры общества на рубеже веков и роли личности как деятельного участника исторического процесса. Под влиянием Великой французской революции в начале ХIХ столетия во Франции, да и во всей Западной Европе происходило формирование гражданского общества со всеми его качественными и количественными характеристиками, такими, например, как изменение количества (увеличение) социальных классов, слоев и прослоек общества. Поэтому третьей, социальной предпосылкой возникновения социологии является появление новых общественных групп со своими экономическими, политическими и культурными особенностями и интересами. С их появлением социальные отношения все более усложнялись; стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в деятельности государственного управленческого аппарата выявили комплекс проблем общественного развития, требующих конкретного решения.

Вывод: необходимо было найти методологию изучения множественных разнонаправленных и ускоряющихся социальных процессов, которая давала бы верную социальную информацию.

Вопрос 4. Структура социологического знания.

Говоря о структуре социологии, следует отметить, что она представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по трем основаниям: по содержанию, т.е. по специфике изучаемого объекта, по форме (по методам и источникам получения), и по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социологии можно выделить три основных аспекта: 1) содержательный; 2) формальный; 3) функциональный.

С точки зрения того, что изучается, выделяют предметную социологию, объектом исследования которой выступает общество (во всем его богатстве и разнообразии), и метасоцио-логию, акцентирующую внимание на изучении самой социологической науки (определении ее специфики, места в системе социальных и гуманитарных наук, разработке исследовательских методов, выявлении закономерностей процесса исторической эволюции и т.д.). Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня:



Первый уровень - фундаментальные общесоциологические теории (теоретическая социология). Они возникают на базе социальной философии и включают в себя проблемы теоретического осмысления наиболее общих вопросов строения и функционирования общества: формирование социальных структур, социального развития, процессы интеграции и дезинтеграции в обществе, проблемы изучения личности. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, его сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. На этом уровне осуществляется взаимосвязь с другими науками: философией, политологией, историей, культурологией, психологией, экономикой и др. В рамках теоретической социологии осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов.

Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.



Второй уровень - частные социологические теории (т.е. «теории среднего ранга»), представленные в социологии целой серией специальных (отраслевых) дисциплин, изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальной реальности: экономику, труд, политику, право, культуру, религию, семью и т.д. Их теоретико-методологический базис - общесоциологическая теория.

Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единичными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

1) знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или кому-либо). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального.

2) знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.



Третий уровень - конкретные социологические исследования различных социальных явлений и процессов («социография»). Их непосредственным теоретическим фундаментом выступают частные социологические теории в соответствующих исследовательских областях.

По уровню научного обобщения, т.е. по методам и источникам получения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию.



Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности, т.е. законов, управляющих ею. Эмпирическая - на познание внешних проявлений этой реальности. Кроме того, теоретики в качестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории и умозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологией, отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпирики основывают свои выводы на фактах, на результатах проведенных исследований. Эмпирический уровень - это уровень фактов, мнений, личностных данных, их обобщения и формирования первичных теорий.

Различается и характер получаемого ими знания. Теоретическая социология дает причинное объяснение фактов на базе установленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая - стремится дать как можно более точное описание собранных данных.

С точки зрения целевого назначения получаемого знания различают фундаментальную и прикладную социологию.

Фундаментальная социология направлена на приращение научного знания, прикладная социология - на получение практического результата, решение конкретной социальной задачи. Фундаментальная наука занимается построением глобальных концепций, которые объясняют, почему мир устроен так, а не иначе. Прикладная наука призвана решать конкретные проблемы, например, объяснить, почему в данном регионе избиратели отдали предпочтение именно данному кандидату. Наряду с этими уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.

Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. Например, группа – это люди, объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация. Государство – это также группа, рассматриваемая на социетальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматривается отношение государства с другим государством.

Итак, своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.



следующая страница >>