Лекция тема 1 Понятие и сущность эстетики. Предмет эстетической культуры сотрудников овд - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Лекция тема 1 Понятие и сущность эстетики. Предмет эстетической культуры сотрудников - страница №1/1



Министерство внутренних дел российской федерации Краснодарский университет
кафедра ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

философии и социологии

полковник полиции

Л.В. Карнаушенко

«08» октября 2012 г.

Лекция
тема 1


Понятие и сущность эстетики. Предмет эстетической культуры сотрудников ОВД


обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

протокол № 3

от «08» октября 2012 г.



Подготовила:

старший преподаватель кафедры, полковник полиции

____________ Е.В. Рябченко



Краснодар

2012

лекция
Специальности: 031001.65 - Правоохранительная деятельность

Дисциплина: Эстетическая культура сотрудника ОВД

Тема № 1. Понятие и сущность эстетики. Предмет эстетической культуры сотрудников ОВД
Основное содержание темы
Основные цели лекции:

  1. Формирование у слушателей базовых представлений об эстетике, необходимых для дальнейшего усвоения знаний.

  2. Формирование у слушателей базовых представлений о предмете эстетика и эстетической культуре.

  3. Формирование у слушателей умения анализировать проблемы эстетического воспитания личности.

Объем времени, отводимый на лекцию: 2 часа
План занятия
Введение

Основные вопросы лекции:

  1. Эстетический аспект правоохранительной деятельности.

  2. Предмет и значение эстетики.

  3. Структура эстетики как науки.

Заключение

Рекомендуемая литература



Введение

«Красота спасет мир», вдумаемся в эти слова великого русского писателя. Что это? Очевидная истина или парадокс? Красота, созданная человеком, сохраненная временем, красота рукотворная, воплотившая в себе стремление человека к совершенству, прекрасное в природе, гармония мироздания...

Хочется надеяться, что пророчество Достоевского сбудется - красота спасет мир, но спасет Лишь в том, случае, если человек воспримет и оценит эту красоту. Умение видеть, слышать, ощущать прекрасное, наслаждаться им, способность преображаться под его воздействием не являются врожденными человеческими свойствами. Заложенные природой потенциальные способности к восприятию прекрасного требуют развития, совершенствования, 'причем Постоянного, целеустремленного, осно­ванного на внутренней потребности.

«Эстетическое освоение мира является необходимой ступенью развития духовной культуры каждого человека. Но особенно важно это для тех, кто находится в сложной, неспокойной обстановке, чья профессиональная деятельность связана с постоянной опасностью, риском, преодолением негативных явлений, противостоянием злу, насилию, противоправному поведению. Именно в таком положении находятся сотрудники ОВД призванные обеспечивать социальную стабильность и правопорядок Люди, вынужденные по долгу службы постоянно общаться с различными «группами риска», с лицами, неустойчивыми в нравственном отношении и подчас далекими от культуры, а потому подверженными так называемой профессиональной деформации, остро нуждаются в «духовной пище», в восстановлении морального потенциала, гармонизации личности".

Эстетика как наука об эстетическом в природе, обществе, материальном ч духовном производстве, об их общих принципах творчества по законам красоты, о генезисе, закономерностях развития и функционирования эротического сознания, прежде всего искусства как специфической формы отражения действительности, несомненно, является фундаментальной и общетеоретической основой юриста.

В условиях обновления жизни нашего общества, формирования цивилизованных норм общения людей, помимо нравственного воспитания, большое значение должно уделяться эстетической культуре человека, способной изменить отношение каждого из нас друг к другу, порученному делу и обществу в целом.



1. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эстетическая культура является органической частью культуры (наций, общества в целом) по освоению мира, в процессе которого производятся, сохраняются, распространяются, обмениваются и потребляются общественно значимые материальные и духовные ценности, а также совокупность самих этих ценностей, опредмечивающих творческую деятельность людей.

Во-первых, истопником развития всей (материальной и духовной) культуры общества является активная деятельность.

Деятельность (материальная и духовная) производит культуру, дает ей реальное бытие, сама ' же культура анализируется и функционирует только в деятельности.

Во-вторых, культура существует в двух основных формах: в форме предметов, готового результата человеческой, деятельности (орудия труда, книги, произведений искусства, т.е.: материальные и духовные ценности, в которых воплощен уровень интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития человека) и в форме активно проявляющих себя человеческих способностей (культура мышления, чувств, труда, поведения человека)

В-третьих, культура включает в себя деятельность целого ряда социальных институтов) направленную на сохранение, распространение и освоение людьми материальных и духовных ценностей.

В-четвёртых, и это самое важное, действительным содержанием культуры является процесс исторического развития всех творческих сил и способностей человека, воплощающихся во всем богатстве и многообразии материальных и духовных ценностей. С этой точки зрения культура - это не только производство «сознания» в его абстрактных формах, а формирование самого человека как общественного, и универсального творящего существа, как деятельного субъекта над силами природы, степень свободы человека, его гуманизации; она является показателем того, насколько сам человек; стал человеком, а действительность - социально сформирцванной действительностью. Такова сущность, понятия, «культура». Отмеченные ее родовые или общие признаки являются исходными при анализе любого кон­кретного вида культуры и присущи эстетической культуре в целом, позволяют понять ее сущность.

Культура - сложная и динамическая система. Она состоит из множества органически взаимосвязанных между собой1 подсистем - видов культуры. В соответствии с основными сферами; жизни и деятельности людей выделяют четыре, взаимосвязанных части культуры: материальную, политическую, духовную и физическую культуру.

Каждая из этих основных частей культуры имеет, в свою очередь, сложное строение, включая целый ряд элементов. Так, духовная культура, являясь составной частью культуры в целом, представляет собой весьма сложную и многогранную систему и включает в себя правовую; научную, нравственную, художественную и эстетическую культуру.

Понять специфику, своеобразие того или иного вида культуры, его место в общей системе, значит выявить, какие стороны, качества, атрибутные свойства единой родовой сущности он воспроизводит в человеке. Какие же качества, свойства воспроизводит в обществе и человеке эстетическая культура, каково ее социальное, положение и назначение?

Эстетическая культура, будучи одной из подсистем культуры общества, представляет собой сложную систему, основными компонентами которой являются: эстетическое сознание, эстетическая деятельность, совокупность эстетических ценностей, создаваемых и используемых обществом на данном этапе его развития, а также социальные институты, занимающиеся сохранением, распространением эстетических ценностей, обеспечением их духовного потребления народом.

Субъектом эстетической культуры является общество в целом, класс, группа, личность. Обмен, культурными ценностями - это и есть процесс обмена, взаимообогащения сущностными силами.

Культура, - это определенная степень, мера формирования и реализации социальных сущностных сил человека в его многообразной общественной деятельности. Обмен сущностными силами включает в себя:

а) обмен эстетическими знаниями, идеями;

б) навыками, умениями, практическим опытом по преобразованию действительности по «законам красоты»

в) взаимодополнение и развитие эстетических способностей в процессе


социальной деятельности

г) распространение информирование, эстетических потребностей;

д) взаимный обмен и развитие эстетических чувств, вкусов, идеалов.
Эстетическая деятельность, эстетическое сознание, эстетические

ценности и социальные институты по производству, распространению и усвоению народными' массами этих ценностей в своем единстве и взаимосвязи составляют в .целом эстетическую культуру общества. Она неразрывно связана с другими частями и видами культуры (материальной, политической, нравственной и т.п.), развивается в тесном единстве с ними. Эстетическая культура общества проникает в культуру быта, поведения и служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. ибо в каждом из них присутствуют эстетические моменты. Поэтому эстетическую культуру можно рассматривать и как. особую самостоятельную сферу культуры, и как «срез» всех, остальных ее сфер.

В этой «Двойственности" эстетической культуры и состоит, очевидно, секрет ее особого места и функциональной важнейшей роли в общем состоянии общества. Будучи выражением развития всеобщих универсальных сил, человека, его способностей преобразовывать мир по законам красоты, эстетическая культура, с одной стороны, направлена на формирование эстетически развитой личности, эстетического отношения человека ко всей окружающей его действительности (природе, людям, предметной среде, быту, поведению, спорту и т.п.). С другой стороны, пронизывая все виды культуры, она побуждает к творчеству в любой сфере жизни реализуя свою цель, эстетическая культура способствует осуществлению, развитию других видов культуры. И чем полнее реализуется ее первая функция, тем более процесс эстетического развития человека способствует осуществлению и развитию других видов культуры. И чем полнее реализуется ее первая функция, тем более процесс эстетического развития человека способствует идейно-политическому, трудовому, (профессиональному), правовому, нравственному и физиче­скому развитию человека, формированию всесторонне развитой личности. Все это делает эстетическую культуру одним из важнейших, факторов интеграции всей культуры.

Эстетическая культура личности - составная часть эстетической культуры общества. Вместе с тем от последней она отличается неповторимой индивидуальностью, соединяя в себе черты общего и единичного. По своему происхождению она является результатом творческого освоения человеком эстетических ценностей общества, а также способов деятельности, направленных на их создание освоение человеком всего богатства эстетических ценностей является методом формирования им своей индивидуальности, универсальной способности преобразовывать мир по законам красоты.

Эстетическая культура личности имеет сложное строение и, устанавливая ее основное элементы, необходимо исходить из того, что строение эстетической культуры общества определяет структуру эстетической культуры личности, В эстетической культуре личности можно выделить два основных звена (блока):

а) индивидуальное эстетическое сознание;

б) эстетическая деятельность по освоению и созданию эстетических и
художественных ценностей.

Каждый из этих блоков, в свою очередь, состоит из определенных, взаимосвязанный между собой элементов. Так, эстетическое сознание представляет собой единство чувственно-эмоциональной, и рациональной сфер личности. К первой из них относятся эстетические чувства, оценки, потребности, вкусы, идеалы, ко второй - эстетические знания, идеи, взгляды, которые в своем единстве с чувственно-эмоциональной! сферой образуют .новое качество - эстетическое убеждение личности.

Чувственно-эмоциональная сфера эстетического сознания формируется под непосредственным воздействием эстетических и художественных ценностей, эстетических отношений человека к действительности и составляет ценностно-нормативную сторону эстетической культуры личности. Место и роль этих компонентов в эстетической культуре личности чрезвычайно велики. Они определяют характер эстетических отношений человека ко всей окружающей деятельности, активизируют сознание, направляют и стимулируют деятельность, регулируют поведение личности, гармонизируют ее духовный мир и отношения с обществом и коллективом, укрепляют веру в прекрасное, вырабатывают иммунитет к эстетически и нравственно чуждым и вредным поступкам, людей.

Рациональная сфера эстетического сознания складывается в основном в результате, освоения эстетического опыта посредством понятий, категорий эстетики» искусствоведения и других наук. Знания об эстетических качествах труда, природы, быта, искусства выполняют ряд важнейших функций в ходе формирования эстетической культуры. Они способствуют теоретическому оформлению вкусовых предпочтений, оценок, убеждений и служат одной из теоретических основ научного мировоззрения личности.

Следующим блоком эстетической культуры личности является эстетическая деятельность. Как и эстетическая деятельность всего общества, она пронизывает предметно-практический, духовно-практический'» духовно-теоретический .способы освоения человеком мира и представляет собой эстетические аспекты труда, быта, спирта, общественно-политической, правовой, нравственной и художественной деятельности. Одним из специфических видов эстетической деятельности, личности является художественное творчество, которое составляет художественную культуру. Эстетическая деятельность характеризует степень и способ развития способностей, потребностей и дарований личности во, всех фирмах художественной деятельности, степень ее подготовки к этой деятельности, участие в создании и освоении ценностей искусства, в организации художественной деятельности. Художественная культура личности включает , в себя: 1) духовную деятельность по освоению художественных ценностей; 2) степень и уровень развития художественного сознания (художественно-образного мышления, художественного восприятия, чувств, вкусов, потребностей, взглядов, идеалов); 3-) духовно-Практическую ' деятельность в различных видах и формах самодеятельного и профессионально-художественного, творчества, направленную на создание художественных ценностей.

Эстетическая культура личности, как, некое целое, представляет собой совокупность всех вышеназванных элементов, которые органически связаны друг с другом и образуют определенную систему. Эта целостность эстетической культуры .личности. Появляется в гармоничном развитии и уравновешенности всех составляющих элементов. Однако значимость каждого из них будет различной в зависимости от ведущего вида деятельно­сти человека. Развитие всех элементов эстетической культуры: является одним из важнейших факторов формирования личности и одним из способов повышения эффективности любого вида труда.

Таким образом, понятие эстетическая культура личности» выражает синтезирующую, качественную и количественную характеристику эстетического развития личности: меру освоения отдельными индивидом, высших эстетических ценностей общества, степень развития 'всех элементов; эстетического сознания личности, ее потребностей, способностей и идеалов. Структура эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел тождественна общей структуре содержание, степень развития. Тех или иных элементов, характер связи их между собой), определяется особенностями их профессиональной деятельности, общения, окружающей социальной и пред­метной среды, а также системой эстетического образования, мерой приобщения сотрудников к достижениям эстетической. Культуры общества. «Трансформация» культуры общества и эстетической культуры сотрудников связана с характером их жизнедеятельности.

Эстетическая культура является необходимым условием и одним из путей формирования активной жизненной позиции, творческого отношения к деятельности.

Взаимосвязь между уровнем эстетической культуры и степенью социальной активности личности позволяет сделать вывод о большом значении эстетической Культуры для формирования творческого отношения к правоохранительным задачам, стоящим перед работниками милиции. Активная жизненная позиция эстетически развитого сотрудника проявляется в борьбе за" красоту межличностных отношений, культуру поведения, за гармоничные взаимоотношения между человеком и социальной и природной средой. В связи, с этим главная задача эстетического воспитания работника милиции заключается в выработке у него эстетического отношения к различным общественным явлениям и фактам (политическим, правовым, моральным), умения противостоять тому, что уродует мир подлинных человеческих чувств, что мешает осуществлению прав и свобод личности.

Важную роль эстетическая культура играет и в таком виде милицейской деятельности, как общая и индивидуальная профилактика, являющаяся в настоящее время генеральной линией в борьбе с правонарушениями. В профилактической деятельности большое значение имеет, воспитательная работа с населением, совершенствование методов убеждения работников милиции. Всей своей деятельностью милиция должна активно содействовать воспитанию у граждан высокой сознательной дисциплины, уважения к законам и правилам общежития, чувства ответственности перед обществом за свои поступки. Прежде всего, сотрудники милиции должны положительно воздействовать на недисциплинированных людей мерами убеждения. Метод убеждения широко используемый в индивидуально-профилактической работе милиции, основывается на; специальных приемах воздействия на эмоциональную сферу человеческого сознания. В профилактической деятельности общение с людьми хотя и опосредовано социальной ролью работника милиции, тем не менее его воспитательный эффект невозможен без учета личностного фактора, эстетической культуры.

В настоящее время для профилактической деятельности работников милиции .характерны однообразные средства и методы воздействия' на личность (как правило, преобладают шаблонные ролевые действия и отсутствуют личностные эмоционально-эстетические моменты), что значительно снижает социально-воспитательный эффект. Эстетическая культура общения, объединяющая методы и средства рационального и эмоционального воздействия на личность, безусловно, способствует повышению такого воспитательного эффекта.

Эстетическая культура работника милиции, являясь элементом его профессионального мастерства, не только помогает правильной оценке различных общественных явлений, событий и фактов, но в определенной мере дополняет и усиливает некоторые оценочный аспекты: политический, правовой, моральный. В этом смысле эстетическая культура стимулирует деятельность работника милиции по охране общественного» порядка, государственных интересов и благосостояния граждан,,

В заключение необходимо отметить, что нет такой сферы жизни, в которой бы не могла проявиться созидательная роль эстетических начал. Формирование эстетической культуры личности сотрудника органов внутренних дел тесно взаимосвязано с реализацией ее творческих возможностей, и, как мы могли убедиться, от наличия эстетических начал в труде в немалой степени зависит его творческая наполненность.
2. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ
Эстетика - наука об эстетическом в действительности, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности, человека, об общих законах развития искусства как специфической формы отражения и преобразования мира. Слово «эстетика» греческого, происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика изучает всю совокупность эстетических переживаний и чувств, эстетических отношений человека к действительности, в том. числе и искусство, как наиболее яркую форму проявления этих отношений. Эстетика изучает как эстетические чувства, вкусы, эстетические идеалы человека, так и эстетические стороны самой действительности, и их отражение в искусстве.

Эстетика - философская дисциплина, так как изучает одну из форм общественного сознания - эстетическое, художественное освоение действительности. Эстетика зародилась, в глубокой древности в результате потребности осмысления художественной практики, которая проявлялась в искусстве и других видах человеческой деятельности. Эстетика изучает различные проявления эстетического (Прекрасное, возвышенное, героическое и т. д.) в действительности и искусстве, сферы проявления эстетического и особенности эстетической деятельности.

Эстетическое в действительности выступает как выразительная форма, предметов и явлений. Конкретная; чувственно воспринимаемая вещь обладает для человека двоякой ценностью. С одной стороны, она необходима практически, удовлетворяет определенную материальную потребность человека как орудие труда, предмет потребления (например, инструмент, пища, одежда, жилье и т. п.). С другой стороны, в форме любого, предмета (в его структуре, окраске, фактура, размере, конфигу­рации, облике) отражены его качественные свойства - природные (организованность его частей, полнота, выражения особенностей его вида и рода, степень и уровень его развития) и социальные (мастерство создавшего его человека, соответствие исполнению замысла мастера, гармоническое соотношение с другими, находящимся с ним в ансамбле предметами).

Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Впервые его ввел в обиход немецкий философ эпохи Просвещения Александр Готлиб Баумгартен (1714-1762). Вслед за Лейбницем он выделял три сферы духовного мира человека: разум, волю, чувство. Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой. Баумгартен, по точному выражению М. С. Кагана, уравнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой. Баумгартен положил начало традиции сведения чувственного восприятия к характеристике двух явлений — пре­красного и искусства как сфере наивысшего проявления красоты. Но искусство и прекрасное издавна были предметом изучения философов. Именно поэтому эстетике не два с половиной века, а два с половиной тысячелетия.

Под выразительностью формы, образующей эстетическое свойство явления, мы понимаем способность формы наилучшим образом выявить и раскрыть его множественные стороны.

В самой действительности содержатся объективные основы для эстетического подхода к ее явлениям, т. е. для оценки этих явлений с точки зрения соответствия их форм и содержания, с точки зрения степени полноты воплощения в предметах, вещах, организмах их меры, в количестве -качества, во внешнем облике - организованности, целесообразности, закономерности. Каждый конкретный предмет, каждое индивидуальное явление, каждая вещь выступают как эстетический объект, которому прису­щи определенные реально существующие свойства, могущие быть воспринятыми как эстетические.

На основе эстетического отражения и познания действительности формируется и эстетическое отношение к ней. Красота вызывает эстетическое наслаждение, безобразие порождает чувство отвращения. Таким образом, эстетическое отношение к действительности имеет явно выраженный оценочный характер. Предмет эстетического отношения оказывает определенное оценочно окрашенное эмоциональное воздействие на человека («притяжение» или «отталкивание», удовольствие или неудовольствие).
1. Социальная природа эстетического отношения

Эстетика не останавливается на констатации объективности эстетических сторон жизни как предмета эстетического познания и отношения, а показывает, что и познание и отношение возникают только в человеческом обществе и являются исторически обусловленными. В эстетическом отношении человека к действительности выражается природа самого человека, социальные условия его жизни, уровень его культурного развития. Совершенствование духовной жизни людей позволяет различать в вещах и явлениях качества, доставляющие эстетическое наслаждение: все то, что вызывает в человеке чувство гордости за свою способность к творчеству прекрасных предметов, ощущение полноты и радости жизни, яркости и ценности человеческой личности.

Эстетическое отношение человека к действительности зарождается в труде и развивается в связи с трудовой деятельностью. В процессе трудовой деятельности человек преобразует природу, а это преобразование невозможно без отражения, познания мира в единстве его сущности и его многообразных проявлений, вне познания меры, присущей предметам реальной действительности. Реализуя в создаваемых вещах свой замысел, свои цели и планы, человек применяет к сделанному им критерий совершенства или несовершенства и испытывает чувство удовольствия не только от того, что созданные им вещи удовлетворяют его материальные потребности, но и от того, что в этих вещах воплощены его мастерство, способность к творчеству, степень овладения им законами природы.

Развитие производства, социальной жизни, научно-технической и художественной практики человечества создает все расширяющиеся возможности для эстетической деятельности.

Для активного эстетического освоения мира всеми членами общества необходимы благоприятные социальные условия для каждого, и главным из таких условий является свобода от всех видов и форм социального (классового и национального) подавления личности, от ограничения ее интересов и стремлений узким кругом чисто потребительских, грубо утилитарных целей.
2. Эстетическое сознание

Историческое развитие человека, развертывание его практической деятельности, а также социальные условия формирования эстетического отношения человека к действительности влияют на характер и содержание эстетического сознания общества, класса, личности.

Общественное сознание, отражающее общественное бытие, складывается из идеологии и общественной психологии, оно выступает в виде обыденного и теоретического систематизированного сознания, состоит из системы определенных форм. В общественное сознание входят политические и правовые, нравственные и религиозные, научные и философские взгляды и теории. Одной из форм общественного сознания является и эстетическая форма сознания, включающая в себя эстетическое чувство, эстетические потребности, эстетические вкусы и взгляды, эстетические идеалы.

Эстетическое сознание специфично: в нем особенно большую роль играют эмоциональное отражение действительности, образное и конкретное мышление; оно отчетливо оценочно по своей природе. Психологические стороны эстетического сознания занимают большое место в его структуре. Это не значит, что эстетическое сознание отделено от идеологии. Напротив, оно является одной из ее форм, но эстетическое отражение мира всегда обязательно сопряжено с переживаниями, эмоциями. Сами эстетические идеи необходимо эмоционально окрашены.

Рассмотрим некоторые составные части эстетического сознания.

Эстетические чувства и потребности. Эстетическое чувство – это способность человека переживать получаемые им эстетические впечатления и сами эти переживания, волнение, испытываемое человеком при восприятии возвышенного, радость наслаждения красотой, эмоции, вызываемые трагическим и комическим в жизни и искусстве. Эстетическое чувство выступает как своеобразное чувство качества вещей и явлений. Хотя красота воспринимается чувствами как выразительная форма, но предстает перед нами как форма содержательная. Поэтому эстетическое чувство, соотнося форму с сущностью, назначением и функцией самого предмета, играет важную роль. Оно действует в «сотрудничестве» с мышлением и раскрывает перед нами некоторые существенные стороны вещей.

Эстетическое чувство порождает и разнообразные эстетические потребности. В потребностях задатки, заложенные в эстетическом чувстве, получают свою конкретизацию. Как и всякие человеческие потребности, эстетические потребности имеют объективную основу. Они возникают на почве конкретной человеческой деятельности и в то же время стимулируют ее дальнейшее развитие, являются побудительными причинами. Но выступая как общественная необходимость и определяясь сущностью общества, эстетическая потребность каждого отдельного человека обуславливается уровнем его личного развития, в том числе и уровнем развития его эстетического чувства, характером его собственного участия в той или иной деятельности. Таким образом, потребность исходит и из того, что уже существует, и из того, чего еще не хватает для большей полноты и многосторонности этого существования. Без эстетического чувства нет эстетической потребности, но если эстетическое чувство выражает способность личности к эстетическому восприятию и изменению мира, то эстетическая потребность есть шаг к реализации этой способности, она понимается как потребность в определенном эстетическом наслаждении, как осознание необходимости определенных действий в той или иной конкретной сфере труда, общения с природой, взаимоотношения с другими людьми, художественного творчества с целью получения эстетической радости, эстетического удовлетворения.

Эстетическое чувство и эстетические потребности тесно связаны в эстетическом сознании с эстетическими вкусами, взглядами и идеалами, в которых находят дальнейшее отражение эстетические стороны действительности и под влиянием которых совершается эстетическая деятельность людей.

Эстетический вкус. Характеризуя эстетические вкусы как составную часть эстетического сознания и относящихся к социально-психологической сфере последнего, следует сразу же сделать важную оговорку. И эстетические потребности человека, и эстетический вкус, и даже эстетическое чувство в развитом эстетическом сознании не просто испытывают на себе влияние идеологической стороны этого сознания, но буквально «пронизанных» идеями, вырабатываемыми в процессе творческой деятельности, и во многом даже обусловлены эстетическими взглядами и теориями, связаны с эстетическим идеалом [2, с. 10]. В этом смысле ни эстетические потребности, ни эстетические вкусы не принадлежат исключительно социально-психологическому уровню общественного сознания. Однако эстетическое чувство, эстетические потребности и эстетические вкусы можно рассматривать преимущественно как социально-психологические явления, прежде всего потому, что они возникают и зарождаются именно на уровне социальной психологии и первоначально являются фактами повседневного, обыденного сознания.

Эстетический вкус по своей сущности выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. В нем воплощается эстетическое отношение общества и индивида к конкретным явлениям природы и общества, к продуктам эстетической деятельности в плане их положительной и отрицательной эстетической оценки. Правда, механизм вкуса является не единственным механизмом эстетической оценки, но это механизм весьма важный и существенный. Его функции в системе эстетического сознания неодно­значны. Вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действительности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты.

Суждения о вкусе содержат оценку тех или иных предметов и явлений: красивых или некрасивых, гармоничных или дисгармоничных, совершенных или несовершенных. Опираясь на эти суждения, человек предпочитает окружать себя нравящимися ему вещами, стремится к созерцанию отобранных им для восприятия произведений искусства; эстетический вкус влияет на выбор той или иной среды для общения, ландшафтов для прогу­лок, новых стран и городов для путешествий.

Реализуя эстетическое отношение к действительности, эстетический вкус выступает также и в виде нормы: в нем программируются эстетические оценки новых, ранее неизвестных, только что возникающих явлений, как в сфере жизни, так и в сфере искусства. Каждое новое поколение в начале своего духовного развития получает в качестве наследства систему опреде­ленных вкусов и руководствуется ими в эстетической оценке жизненных и художественных явлений. Вместе с тем, даже преодолевая старые эстетические вкусы и нормы, общество сохраняет то объективное начало, \ которое существовало в них, обеспечивая преемственность эстетического } развития.
3. Эстетические взгляды и теории

Как и всякая форма общественного сознания, эстетическое сознание включает в себя как социально-психологический, так и идеологический уровень. Если к социальной психологии относятся чувства, настроения, переживания людей, то к идеологии, относятся систематизированные, теоретически оформленные идеи, взгляды и концепции. Эстетическое сознание на идеологическом уровне проявляется в формах эстетических взглядов, теорий и концепций, в виде эстетического идеала.

Эстетические идеи, взгляды, теории входят как составная часть в мировоззрение той или иной социальной группы, определенных классов, зачастую являются компонентами различных философских систем. Систематизированное выражение эстетки

Эстетические взгляды отражают в теоретико-логической форме эстетические потребности общества, обобщают практику эстетической деятельности и формируют представление о сущности прекрасного, об эстетическом отношении человека к действительности и природе эстетического чувства, об основных типах и формах эстетического познания и преобразования мира.


Эстетический идеал

Высшим проявлением эстетического сознания является эстетический идеал, который характеризует представление о совершенстве предметов и явлений действительности, о прекрасном образе жизни людей, о гармоническом человеке. В эстетическом идеале содержатся как обобщение уже реально существующих эстетических свойств природной социальной действительности, так и предвидение той цели, к достижению которой^ должна привести эстетическая действительность общества. В словах Н.Г. Чернышевского «прекрасна жизнь, какой она должна быть по нашим понятиям», по сути дела, дается определение эстетического идеала [2, с. 28].

Эстетический идеал является высшим продуктом эстетического сознания, его реализации посвящены все типы эстетической деятельности. Особенно важную роль в воплощении эстетического идеала играет искусство, поскольку оно создает художественно-образные модели совершенной действительности и совершенного человека. Отсюда вытекает синтезирующий характер эстетического идеала. Выражая на каждом этапе исторического развития общества различное содержание, обусловленное различием интересов и целей этого общества, эстетический идеал в то же время сохраняет объективно-прогрессивные стороны, заключенные в содержании эстетического сознания в прошлом. Этим достигается преемственность в развитии эстетических идеалов человечества.

3. Структура этики как науки. Структура эстетики как науки, обобщающей проявления эстетического в природе, материальной деятельности, разнообразных областях духовной жизни, в быту, в сфере досуга и обладающей определенной суммой понятий (понятийным аппаратом), очерчивает круг основных проблем, исследуемых эстетикой:

1) эстетические чувства, взгляды, вкус, идеал (то есть эстетическое


сознание);

2) разработка определенных категорий эстетики, которые раскрывают в наиболее общем виде эстетические отношения человека к действительности;

3) выявление взаимосвязи отношений эстетического сознания к объективной реальности, влияния их друг на друга.

Наиболее полно законы эстетического освоения мира проявляются в искусстве, и мы будем рассматривать эстетику, прежде всего как науку oj сущности и законах искусства.



Основная литература


  1. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2008.

  2. Бычков В.В. Эстетика. М. 2006.

  3. Гришин А.А., Пылев С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников ОВД. М., 2008.

  4. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  5. Дружинин А.А. Эстетика. М., 2006.

  6. Золкин А.А. Эстетика. М., 2007.

  7. Киященко Н.И. Эстетика – философская наука. М., 2004.

  8. Овинникова Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика. Р-н-Д., 2007.

  9. Радугин А.А. Эстетика. М., 2006.

  10. Тарасов Ю.Н. Этика. Эстетика. М., 2007.

  11. Юстина А.В. Практическая эстетика. М., 2005.

  12. Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2006.


Дополнительная литература


  1. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.

  2. Борев Ю.Б. Эстетика: отношение к действительности. Р-н-Д., 2004.

  3. Бычков В.В. Эстетика. М. 2006.

  4. Дзикевич С.А. Практическая эстетика. М., 2004.

  5. Заховаева А.В. Искусство: социально-философский анализ. М., 2005.

  6. Мартынов В.В. Эстетика. М., 2007.

  7. Радугин А.А. Эстетика. М., 2006.