Лекция политология как наука - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Лекция политология как наука - страница №1/3

ЛЕКЦИЯ 1. Политология как наука.

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, во II-I тысячелетиях до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан прежде всего с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. В работе "Политика", полной житейской и политической мудрости, он писал: "Желанно, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства".

Учитывая огромные заслуги Аристотеля в развитии политической мысли, его нередко называют родоначальником, отцом политической науки. Однако это не совсем так, поскольку становление политологии - длительный процесс, в котором соседствуют истина и заблуждение, глубокие проникновения в сущность политических явлений и поверхностные, исторически ограниченные и прямо ошибочные суждения, например утверждение Аристотеля о неполитичности рабов по своей природе.

Политические исследования Аристотеля, как и его предшественников, еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями. Впоследствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Так, произведения Цицерона "О республике" и "О законах" уже не содержат каких-либо общефилософских или религиозных рассуждений.

Свое дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Мил-ля, Токвиля, Маркса, Энгельса, Ленина и других мыслителей.

Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии17, другие же - преимущественно американские авторы - датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки18.

В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце XIX - начале XX в. сам термин "политическая наука" получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд "Элементы политической науки".

В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.
В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX - начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания "марксистско-ленинской политической науки" и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти.

Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе обществознания, оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической государственности.
Политология- наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.

Предмет политологии ещё не формировался.


  1. Политология лишь одна из наук о политике и поэтому она должна заниматься институционно государством или устройством и деятельностью государства.

  2. Политология и политическая социология являются синонимами => предмет политологии:

    • люди;

    • идеи;

    • институты.

Люди структурно организованы в социальные группы. Идеи потребности и интересы выражают социальные группы.

Институт - государство, реализующее интересы и потребности людей.

  1. Политология – интеграционная наука, объединяющая разные дисциплины; политическая география, которая так или иначе описывает политику.

Основные разделы содержания политики:

  1. Политическая культура и политическое сознание.

  2. Субъекты политики (социально активная личность и разнообразные социальные группы).

  3. Политические институты (государство, политические партии и общественно-политические организации).

  4. Внутриполитические и межгосударственные отношения.

  5. Политический процесс – реальные факторы и явления внутри политики.

Политика – появился термин лишь на определенном этапе развития общества. Вне политики нет государства, а вне государства нет политики. С появлением государства пришли некоторые изменения; на смену родственным отношениям пришли групповые.

Группы общества:



  • управляющие;

  • управляемые.

Таким образом, политика – взаимодействие управляющих и управляемых групп.

Политика – область в основном целенаправленных отношений социальных групп между собой по поводу использования институтов публичной власти (т.е. государства) в целях реализации своих властнозначимых запросов и потребностей.

Структурные элементы политики:

  1. политические отношения – выражают устойчивый характер взаимодействий социальных групп между собой, а также с институтом власти;

  2. политическое сознание – выражает принципиальную зависимость общественной жизни от осознанного отношения людей к своим властнозначимым запросам и потребностям;

  3. политические организации – характеризуют роль институтов публичной власти как центр управления общественным процессом.

Эти элементы с одной стороны придают политике ценность, с другой – внутренние источники развития самой политики.

Методы политологии.


I группа – общелогические методы.

  • анализ;

  • синтез;

  • дедукция;

  • индукция (полная и неполная).

II группа – методы, ориентированные на получение первичной информации о политических факторах.

  • анкетирование;

  • опрос;

  • анализ аргументов;

  • и т.д.

III группа – эмпирические методы

Знания – либо ориентируются на особый подход к явлениям, либо – на специфическую интерпретацию тех или иных явлений.

  • метод социологический (зависимость с окружающей средой, с политикой);

  • системный метод (позволяет проанализировать политику в системе, т.е. это отдельные элементы, которые работают как целостность);

  • субстанциональный метод (позволяет выявить первоосновы политики (чаще всего это власть));

  • исторический метод (позволяет выявить зависимость прошлого, настоящего, будущего).

Функции политики.


Ф. Дебре считает, что важнейшая функция политики – это сохранение стабильности социума. Д. Истон полагает – это авторитарное приписывание ценностей тем или иным явлениям.

  1. выражение властнозначимых интересов всех групп из слоев общества;

  2. политика призвана рационализировать возникающие противоречия и пустить их в русло цивилизованного диалога гражданина и государства;

  3. управление и руководство политическими и общественными процессами;

  4. обеспечение целостности общественной системы;

  5. своеобразная человекотворческая функция, позволяющая сформировать личность, как самостоятельное социально-активное существо (социально-активных в обществе около 10% в нормальное время; если эта цифра увеличилась, то это кризис, при котором люди очень недовольны; если уменьшилась – апатия, что означает, что люди разуверились во власти, «недоверие»);

  6. обеспечение преемственности социального развития и общества, и самого человека.

Если политика выполняет свои функции, то это успешная политика.
ЛЕКЦИЯ 2. История политической науки.

Философско-этическая концепция политической мысли древнего мира.



Политика:

  1. мифо-религиозный характер – любое государство, любая власть от Бога;

  2. философско-этический характер – (5 в. до н.э.) все происходит в рамках дисциплины, которую рационально пытаются объяснить; проблемы этики (добра, зла,…);

  3. религиозно-этический характер – (средние века) всё связано напрямую с Богом;

  4. попытка отделить политологию – (новое время) новый метод рассмотрения политики. Политика должна изучать реальные явления, а не воображаемые ситуации (II пол. 19 в.).

В 1857г. в США была создана I кафедра политической истории и политической науки. В 1886 г. появилась I политическая школа. В Европе политология появилась на рубеже 19-20 вв. В России в 1991 г.
Периоды развития классической мысли:

I. Классификация по К. Дайчу:

  1. этап философский (5 в. до н.э. – гражданская война в США)

  2. этап эмпирический (гражданская война в США – начало II мировой войны)

  3. рефлексит (40 гг. 20 в. – до наших дней). Критическое переосмысление уже накопленных знаний.

II. Западная традиция (классификация европейской политической мысли):

  1. этап философско-этнический (5 в. до н.э. – 4 в. до н.э.)

Характерно:

    • рассмотрение государства как высшего воплощения разума;

    • огромное внимание проблемам лучшей жизни, которая связана с лучшими формами государства;

  1. этап религиозно-этнический (5 в. н.э. – 15 в н.э.)

Характерно:

    • большое внимание проблемам государства и проблемам лучшей жизни, но и государство и лучшая жизнь связаны с Богом;

  1. этап гражданский (16-18 вв.) (Включая этап буржуазной революции)

Характерно:

    • человек творит свою судьбу сам => идея архицентризма;

    • попытки объяснить происхождение государства; наиболее значимая концепция «Общественного договора», а с ними связана теория естественных прав человека:

    • государство – некая универсальная система, служащая для защиты и безопасности людей:

  1. этап социальный (19-20 вв.)

Характерно:

    • упор не на отдельного человека, а на социальную группу (этнос… -> все человечество в целом); в рамках социальной группы, которой вы принадлежите, формируются те качества, которые характерны этой группе; личность – первичный субъект политики и его интересы выше, чем интересы государства;

    • начиная с 19 в. государство начинает вмешиваться в экономику;

    • большое внимание проблемам эволюции, проблемам разрастания государства; идея примирения общества и государства; государство, появившись, пытается подчинить себе общество;

    • концепция правового государства.


ЛЕКЦИЯ 3. Политика и власть.

Власть и политика тесно связаны.



Марксистский подход к власти:

  1. Власть – это всегда господство.

  2. Власть всегда опирается на организованную силу.

  3. Власть всегда носит классовый характер.


Либерально-демократический или позитивный подход: автор М.Вебер

Власть – асимметрия отношений. Это возможность одного субъекта влиять на другого.

Принуждение: - использование силы

- насилие.

Использование силы – ориентация на страх, которая допускается в законе.

Насилие – использование страха теми, кто по закону этого права не имеет.


Основания власти – те средства, которые используются для воздействия на объекты власти для достижения своих целей.

Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. "Власть может быть определена как реализация намеченных целей", - пишет Бертран Рассел52. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле говорят, например, о власти над природой.

2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "политической энергией". Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению, "добровольному рабству" - других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения.

Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московиси, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование-подчинение.

4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направленных на реализацию ее коллективных целей53. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

6. Реляционистские (от французского слова "relation" - отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами
Ресурсы власти – потенциальные основания власти, те средства, которые ими не используются, или используются недостаточно.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
I критерий классификации власти – тип носителя власти – власть государственная, партийная, чиновничья и т.д. Любой личный акт всегда носит нормативный характер.
II критерий классификации власти – антропологический принцип или человеческий фактор. Выявление того основного, что вызывает желаемое поведение. Основано на:


  1. страх;

  2. убеждение;

  3. интерес;

  4. чувство.

Легитимность власти – (термин появился в начале 19 в.) признание данной власти как внутри (страны) гражданского общества, так и на международной арене.

Легитимность – социально-культурная характеристика власти. Возникает только на определенном этапе развития общества и базируется на том или ином типе политической культуры, которая существует в данной власти.

Существует 2 критерия:


  1. Либерально-демократический. Лишь та власть легитимна, которая формируется на основе демократии.

  2. Прагматический или политический резонанс. Если власть сохраняет стабильность и целостность общества, но не сформирована на демократических процедурах, то такая власть может считаться легитимной.

Типы легитимной власти (по Веберу):

  1. Традиционный – характерен для дипломатических обществ. Как правило, передается по наследству (монархия, племена,…). Базируется патерналистической культуре.

  2. Рутинный (или рационально-легальный) – характерен для буржуазных государств. Власть базируется на основе выбора. Как правило, старые властные структуры или заменяются, или чаще дополняются новыми структурами. Культура – активистская.

  3. Харизматический (от греч. «благодать») – характерен для государств, находящихся на стадии модернизации. Основан на отсутствии демократических основ. Нужен лидер, обладающий большой харизмой (сверхчеловек с огромными возможностями).

Уровни легитимности власти:

  1. идеологический – легитимность власти опирается на тот или иной тип социализации общества. Тесно связан с элитой. Если элита выполняет свои функции в обществе, то и власть достаточно легитимна;

  2. структурный – характерен для стран с устоявшимися политическими структурами. Власть признается легитимной, а носитель власти автоматически легитимностью не обладает. Носитель власти должен постоянно доказывать свою легитимность;

  3. персоналистический или личностный – близок к харизматическому типу. Выбор человека рассматривается как личный выбор (эмоциональный выбор).



ЛЕКЦИЯ 4. Социальные субъекты политики.

Элита – привилегированный слой, осуществляющий функцию управления обществом.

Факторы существования элиты:

  1. социальное и психологическое неравенство людей;

  2. объективный закон разделения труда, требующий профессионального занятия трудом управленческим;

  3. высокая общественная значимость труда управленческого;

  4. широкие возможности использования труда управленческого для получения разного рода социальных привилегий;

  5. невозможность тотального контроля над элитой и, как следствие, возможности для злоупотребления;

  6. пассивность широких масс населения.

Классификация, типология элиты:

  1. - правящая элита;

- контрэлита или оппозиционная элита;

  1. Выделяют 3 уровня элиты:

- высшая элита, принимающая решения для всего общества;

- средняя элита;

- административная элита (чиновники).

Система формирования элиты:

Система Гильдии

Антрепренерская система

Наиболее близка к этой системе система в Японии

Наиболее ярко выражена в Америке и в настоящее время в России

Характерные черты систем

  • закрытость системы, т.е. вышестоящие слои элиты формируются из нижестоящих слоев той же самой элиты;

  • множество формальных требований к претендентам;

  • узкий круг селектората, т.е. тех, кто отбирает претендентов;

  • воспроизводство уже существующего типа лидерства.

  • открытость системы, возможность продвижения существует для представителей любой соц. группы;

  • наличие небольшого кол-ва формальных требований к претендентам;

  • наличие широкого круга селектората;

  • высокая степень конкуренции;

  • высокая значимость личностных качеств претендента;

Эффективность элиты зависит во многом от выбора системы формирования.



Субъект политики- индивиды, социальные слои и организации, принимающие непосредственное и более или менее сознательное участие в политической жизни.

Классификация субъектов политики:

  1. -бессознательные участники политического процесса (это люди, разочарованные в политике, и люди, не понимающие политику);

- полусознательные участники политического процесса (это люди, знающие свое место и назначение, но за рамки свои не выходят);

- активные сознательные участники политического процесса (это люди, использующие для своих целей институциональные механизмы; в нормальном обществе их около 10%).

Здесь критерий – «осознанное участие в политике».


  1. - социальный (индивиды и социальные слои);

- институциональный (государство, партии, массовые общественные организации, СМИ и церковь).


следующая страница >>