Лекция Культурология как предмет - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Лекция Культурология как предмет - страница №1/3



Лекция 1. Культурология как предмет.

Культурология – раздел социогуманитарного знания, изучающий культуру как целостную систему, исследующий все многообразие культурных явлений, стремящийся дать научное описание различных форм и процессов культуры.

Культурология – наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, исторического развития, функционирования и трансформации культуры как системы, духовные и материальные ценности. Культурология - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре.

Причины появления культурологии как науки и как предмета. Возникновение культурологии как сферы научных поисков запрограммировано самой логикой научных знаний. Дело в том, что роль интеграции того или иного знания в истории брала на себя то философия, то социология, то философия культуры. Сегодня эту роль выполняет культурология.



Другая серьезная причина, способствующая появлению предмета или данной научной сферы это открытие разнообразных культурных миров. Дело в том, что долгое время человечество находилось в плену европоцентризма, что определялось достижениями европейской культуры. В настоящее время ученые приходят к выводу, что экономические успехи не являются показателем прогрессивного развития общества, подтверждается мысль Н. Бердяева, что человечество может обрести себя только в культуре, но никак не в экономике, и не в политике. В жизни общества примат принадлежит культуре (Н. Бердяев).

Следующая причина в особенности протекания мировых процессов на современном этапе. Глобализация является реальностью наших дней, она стирает границы, и стирает в определенном смысле культурные различия. Происходит разрушение нередко базовых структур национальных культур, уничтожение традиций, дискредитация обычаев, кроме того идет неприкрытая экспансия американской массовой культуры. В этих условиях многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного человека. Изучение культуры становится актуальным и необходимым.

Современная отечественная культурология сложилась в 60-80 гг., она получила импульс к интенсивному развитию в процессе демократизации и перестройки общества, когда в результате отмены предмета марксистско-ленинской философии возникла лакуна, которую нужно было заполнить.



Специфика культурологии как предмета. Ее местоположение на стыке наук. Ее концептуальная основа – интегративность и междисциплинарность. Как интегративная наука она стягивает в узел все гуманитарное образование.

Споры вокруг культурологии. Это – молодая наука. Многие сегодня склонны считать, что сегодняшняя культурология не имеет собственной системы, собственной культурной теории и свои теоретические концепции она заимствует из других наук, в частности из философии. Это не наука в классическом варианте – это допарадигмиальная наука. Парадигма – это своеобразная метанаука, возникающая в определенном междисциплинарном и проблемно-тематическом пространстве, объединяющая различные науки в единую систему.



Возникновение и развитие культурологической мысли.

1 этап. Хронологически – от 3 тыс. до н.э. до 17 столетия. Есть знания о культуре, но они не носят научного характера. В средние века они не отделяются от теоологии.

2 этап. 17-19 вв. знания о культуре приобрели научный характер, но всецело развивались в рамках философии.



Первым теоретиком культуры принято считать И.Г. Гердера – немецкого философа (1744-1803). Он является первопроходцем в полном смысле этого слова, он дал первое определение, обозначил проблемную зону, к культуре он относит язык, искусство, науку, религию, ремесла, государственное управление, семейные отношения. Гердер также попытался ответить на целый ряд вопросов и таким образом заложил первые теоретические представления о культуре и ее происхождении. Почему возникает культура? Нужда, потребности – вот, что лежит в основе культуротворческой деятельности человека.

Проблема культургенезиса. Все уходит в почву. Тип религии, экономических отношений, форма государственного устройства определяется тем, где расположена страна, т.е. географическими условиями.

Основные положения его теории культуры. Религия является самым древним элементом культуры. И она подчиняет все другие составляющие культуры. Роль религии чрезвычайно велика. Без нее ни один народ не вступил бы на путь культуры. Возникновение религии объясняется естественными причинами - она возникает вместе с возникновением самого человека. Человеческое воображение оживляет все, что видит, наполняет незримым существом, которого он боится и почитает. Но в религии проявляется высшая гуманность, возвышенный дух человечества.

«Религия – это упражнение сердца в его нравственном совершенствовании. Религия - наставница человечества, подающая людям совет, утешающая их в темной жизни с ее опасными лабиринтами. Все пороки все чаяния нашего рода человеческого религия слила в веру и свила венок бессмертия для человечества».

Важная составляющая культуры – язык. Язык – эта форма, в которую отливается душа народа. По его мнению, праязык был отлит в поэтическую форму, был тесно связан с магической практикой и религиозными обрядами и только затем человек начал говорить прозой. Богатство языка определяется наличием родственных слов, отражающих одно и то же действие. Арабский язык – чрезвычайно поэтичен и особенен в этом плане. Есть 50 синонимов для обозначения льва, 200 – для змеи, 1000 – для меча. Сама же логика развития языка связана с логикой развития человеческой деятельности.

Гердер выделяет два типа культур – культуру ученых и культуру народа. Народ не создан для обширных теоретических учений. Они не пойдут ему на пользу. Народ должен неустанно трудиться на благо своей Родины, семьи, овладевать добронравием, знанием основ религий и предписаний церкви.

Роль воспитания в формировании человеческой культуры. Человек становится человеком лишь благодаря воспитанию. «Человек – это искусно построенная машина, наделенная генетической предрасположенностью к полной жизни». Человек должен быть гуманным и миролюбивым. Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности. Но приходится признавать, пишет Гердер, что лишь у немногих богоподобный дух гуманности становится подлинным стремлением всей жизни. Разум целых народов пленен их звериным духом, истину ищут на самых нелепых путях. Красота и прямодушие подвержены порче от гнусности и небрежения. Достижима ли гуманность? Или творец ошибся, направив человека к этой цели? Богоподобная гуманность – это бутон, скрывающий внутри себя истинный облик человечества. Но пока человек лишь в начале пути, ибо усваивая дух гуманности, он вместе с семенами добродетели наследует и дурные нравы. Жизненный путь благородных людей нередко менее привлекателен для подражания, чем путь преступников. Гуманность – это цель истории человечества, его высшее предназначение». Прогресс заключается, таким образом, в идее гуманности. Именно начала гуманности отличают человека от животного, возвышают его. Цель существования человечества – полное торжество любви и разума.

«Письма к поощрению гуманизма» содержатся замечательные слова: «Общность без общего духа болеет и умирает. Отечество без тех, кто его любит, превращается в пустыню».

Основателем культурологии является американский антрополог Л.Уайт (1900 – 1975). Но впервые термин был предложен немецким химиком, нобелевским лауреатом Вильгельмом Оствальдом в своей речи «Система наук» в 1915 г., в которой он предложил создать науку о цивилизациях, которую предложил назвать культурологией. Но в широкий научный оборот термин вводит Л.Уайт, впервые в печати употребил это слово в 1939 г. В культуре он увидел новую область научных исследований и научных интерпретаций. Отвечает на вопрос, что же такое культура?

Во-первых, это совершенно особая сфера, и ее можно объяснить только в терминах самой культуры. Именно культура, а не общество является отличительным признаком человека. Научное изучение этого признака следовало бы назвать скорее культурологией, чем социологией. Обоснованию предмета Уайт посвятил свой труд « наука о культуре», опубликованный в 1949 г. «Объяснение культуры может быть только культурологическим – утверждал он. Наука о культуре еще молода, но многообещающа. Ей еще многое предстоит совершить, если только предмет ее изучения сохранится и продолжит свое движение – вперед и вверх». Уайт придавал огромное значение науке о культуре «Открытие культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической системой Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни» - писал он.

По его представлению, культура вырастает из культуры, в этом смысле она является самотворящимся организмом, одно рождает другое. Что бы мы не рассматривали – эволюцию математики или генеалогию парового двигателя – принцип интерпретации остается одним и тем же: культура вырастает из культуры.

В культуре как организованной целостности Уайт выделяет три подсистемы. Технологическую – сфера, которая характеризует отношения человека с природой, использованием им технических средств и орудий труда, тип жилищ и т.д.; Социальную – сфера общественных отношений, и соответствующих им типов поведения, включает также родственные и иные отношения – военные, экономические, религиозные и т.д.; Идеологическую сферу – куда входят идеи, верования, обычаи, различные виды знаний. Технологию как определяющий момент эволюции культуры Уайт разбивал на энергию и орудия.

В качестве основного начала культуры Уайт вводит понятие символа. Им она трактуется как клетка культуры. По мнению Уайта, существуют два различных научных подхода к изучению предметов и явлений. Если мы рассматриваем их во взаимосвязи с организмом человека, т.е. в соматическом контексте, то эти предметы и явления для нас предстают как поведение человека (я курю сигару, иду к теще, голосую на выборах и т.д.) и это есть предмет психологии. Если же мы будем рассматривать их во взаимосвязи с друг другом, независимо от поведения человека, т.е. в экстрасоматическом контексте, то эти явления и предметы станут для нас культурой – культурными элементами или культурными чертами, и мы займемся культурологией.

Культура в представлении Уайта, это поток взаимодействующих элементов; каждая культурная черта воздействует на другие и сама испытывает с их стороны также воздействие. Некоторые элементы могут устаревать и исключаются из этого потока, на смену им появляются новые, происходит в ходе движения их комбинация, синтез. Для понимания характера формирования разнообразного мира культур Уайт применяет системный подход, в рамках которого культура рассматривается как система, движущаяся в сторону все большей организации, дифференциации структуры, повышения уровня интеграции, увеличения концентрации энергии. Поэтому для него прогресс науки заключается в количестве вырабатываемой энергии на душу населения. При этом культура как система является полностью детерминированной, т.е. в ней четко прослеживаются причинно-следственные связи между ее подсистемами, в качестве которых выделяются технологические, социальные и идеологические.

Методологической основой энергетической теории Л. Уайта послужила идея нем. философа Оствальда о том, что история цивилизации есть история возрастания человеческого контроля над энергией. Отсюда по Уайту культура развивается вместе с возрастанием количества энергии, ежегодно вырабатываемой на душу населения (обуздываемой) и это есть основной закон эволюции культуры. По мере возрастания количества этой энергии человечество проходило свой исторический путь от дикости, от варварства к цивилизации. Первым источником энергии был сам человек, затем была обуздана солнечная энергия в результате неолитической революции, когда человек перешел к выращиванию растений и развитию скотоводства. Затем последовала эра освоения энергии ветра и воды. Произошла топливная революция – освоение каменного угля и, наконец, наступила эра атомного ядра. Итак, в истории общества он обнаруживает три революции, аграрная, топливная, термоядерная. В связи с этим необходимо указать, что критики более всего упрекали Уайта за технологический фактор. Уайт полагал, что в основе социокультурной динамики лежит закон преобразования энергии, который определяет сроки существования культуры, скорость социокультурной адаптации.

Итак, состояние культурологии на современном этапе. Для западной науки термин культурология не прижился, в западной традиции принято говорить больше как науке о культуре. Также сохраняется традиция изучать культуру в рамках социальной и культурной антропологии.

Культурная антропология как самостоятельная область научного знания возникла вначале 20 столетия. Ее основателем считается американский антрополог и этнолог Франц Боас (1852- 1942). В США на современном этапе культурную антропологию относят к общей науке о человеке, туда же входят биологическая антропология, доисторическая археология, историческое языкознание и др. Главная задача культурных антропологов – изучение человека ка творца и носителя культуры.



Социальная антропология. Термин был введен Дж. Фрезером (1854-1941). Наука занимается изучением социальных аспектов культуры человека, процесса становления человека как социального существа, роль различных социальных институтов и структур, влияющих на этот процесс. На протяжении длительного времени объектом этой науки были «примитивные общества», сейчас их становится все меньше и меньше. На современном этапе объектом изучения являются примитивные племена в условиях современной цивилизации и разработка практических рекомендации по их спасению. Однако как полагают ученые, социальная и культурная антропология сосредоточена на изучении этнического разнообразия традиционных культур и не дает представления о целостной культуре.

В нашей стране культурология начала внедряться в 1960 гг. Возникла необходимость заполнить лакуну, появившуюся в результате смены идеологической парадигмы. Это молодая наука, и она находится в процессе становления, поэтому ее контуры еще недостаточно ясны. Споры вокруг культурологии сохраняются. Ее упрекают в эклектике, неопределенности предмета исследования.

Культурология возникла в процессе интеграции гуманитарных наук. Взаимодействие наук – объективная тенденция современности. Культурология возникла на стыке наук, с которыми она сохраняет свои связи. Каждая из этих наук по-своему интересна и изучает культуру и углубляет представления о ней и дополняет его своими особыми открытиями (дать таблицу – она указана в приложении).

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, дает самое общее представление, раскрывает природу культуры.

Социология выявляет закономерности ее функционирования в обществе;

Психология дает возможность глубже понять механизм восприятия человеком ценностей культуры, становления его духовного мира;

Этнография дает понимание национально-этнической уникальности культуры народов мира;

История позволяет рассмотреть развитие культуры в прошлом;

Искусствознание раскрывает особенность художественной культуры.

Таким образом, каждая из наук рассматривает какой-то из аспектов культуры, но ни одна из них не изучает культуру в целом как способ жизни человека, не дает системных знаний о культуре. Это призвана сделать культурология, которая становится базовой дисциплиной. Перед собой ставит задачи осмысления культуры в ее реальной целостности, полноте и во всех конкретных формах, дать понимание ее строения, функционирования и развития. Культурология – системная рефлексия о культуре как целостности. Она включает в себя исторические, социологические, антропологические, философские, этнографические, религиозные, художественные и иные аспекты культуры. Культурология развивается как комплекс наук о культуре, каждая из которых имеет свою область исследования, категориальный аппарат, методы и эмпирическую базу. Возникновение и развитие этой области науки имеет важное значение, поскольку на современном этапе актуальной становится интеграция наук, в том числе и гуманитарных. Взаимодействие наук – объективная тенденция современности, границы между науками становятся прозрачными, что приводит к взаимопроникновению и сотрудничеству. В западной гуманитарной традиции проблемы культуры изучают целые комплексы наук – изучение культуры, культурного многообразия, межкультурного взаимодействия.

Еще одна особенность – «Современная культурология в широком смысле не может характеризоваться одним лишь атрибутом научности: в ней есть своя художественность и философичность, и своя политизированность, и широкая вариативная ассоциативность» (И.В. Кондаков). В этих словах выражен новый синкретизм культурологического знания, представленного множеством дискурсов, концептов и аспектов интерпретации социальной реальности.

Культурологическое знание не является монолитным. В его состав входят шесть взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свой предмет исследования и свои задачи:

1. История культуры – изучает процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов.

2. История культурологических учений. Раздел отражает процессы развития представлений о культуре.

3. Философия культуры – изучает наиболее общие культурологические проблемы. Отвечает на вопросы – что такое культура, каковы ее функции, по каким законам она развивается и т.д.

4. Социология культуры – исследует процесс функционирования культуры в обществе;

5. Культурная антропология – в рамках этой науки исследуется процесс адаптации человека к окружающей культурной среде, становление духовного мира человека;

6. Прикладная культурология – эта область преследует практические задачи и цели.

Основными компонентами предмета культурологии являются:

-онтология культуры (сущность культуры), дает многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функции и параметров;

- гносеология культуры – определяет основание культурологического знания и его место в системе наук;

-морфология культуры (морфе – форма) – определяет основные параметры ее функциональной структуры;

- культурная семантика – дает представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры;

- антропология культуры – дает представления о личностных параметрах культуры, о человеке как производителе и потребителе культуры;

- социология культуры – представления о социальной стратифицированности и пространственно- временной дифференцированности культуры, о культуре как системе правил игры и технологий социального взаимодействия;

- социальная динамика культуры – представления о развитии и динамике социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов;

-историческая динамика культуры – представления об эволюции форм социокультурной организации;

-прикладные аспекты культурологии – дают представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

В последние годы в России достаточно активно развивается теория культуры, социология и философия культуры.

Приложение к лекции (дополнительный материал).

Антропология – межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную, социальную эволюцию человека как особого вида и человеческого общества как особого типа социальной организации (г.о. дописьменные общества). Т.е. это наука о происхождении и эволюции человека. Термин антропология впервые употребил Аристотель в 4 в. до н.э. Как самостоятельная наука антропология сформировалась в 19 веке.

Структура антропологии в США в Великобритании

Физическая антропология физическая антропология

Археологическая антропология археологическая

Культурная антропология социальная антропология

Лингвистическая антропология

Антропология включает в себя следующие основные разделы: морфология, антропогенез, расоведение или этническая антропология.

Термин социальная антропология впервые употребил Джеймс Фрезер. Долгое время основным объектом изучения социальной антропологии считались т.н. примитивные общества. В настоящее время область исследования социальной антропологии значительно расширилась. Объектом изучения является человек, взятый в его социальном и природном окружении. Антропогенез – формирование человека, социогенез – развитие общества.



Л. Уайт рассматривал культуру как символическую реальность. Человек обладает уникальной способностью создавать символы. Вне символических значений предметы теряют ценность, только воплощенный символ придает им ценность. Символ – исходный элемент для понимания человеческого поведения и культуры. Уайт выделял три рода символов: идеи, отношения; внешние действия; материальные объекты.

Культура как целостная система, разделенная на три относительно автономные сферы.



  1. Технологическая – обеспечивает взаимосвязь с природой, способствует физическому выживанию человека;

  2. Социальная – отношения между людьми в хозяйственной сфере, политической и т.д., она определяет освоение человеком социальной сферы.

  3. Идеологическая или духовная - в ней представлены знания, верования, обычаи, обряды, устные и письменные тексты, мифы, фольклор. Эта сфера создает духовный мир человека.

Лекция 2. Понятие культуры.

Происхождение или этимология слова – означает возделывание, обработка. У Марка Туллия Цицерона в работе «Тускуланские беседы», написанной в 45 г. до н. э. приобретает расширительный смысл. Философ трактует слово в переносном смысле «совершенствование души, воздействие на человеческий ум». Это значение постепенно утверждается. Термин же культура стал употребляться как самостоятельное понятие с 18 века. Постепенно начинает складываться и научное понятие культуры. Первым теоретиком культуры по праву считается И.Г. Гердер. Он впервые дал

В 18 веке сложилось два подхода к определению термина культуры. С одной стороны немецкие просветители подчеркивали созидательный прогрессивный характер культуры. По их мнению, культура – это переход от более чувственного, животного состояния к общественному укладу. В животном состоянии культура отсутствует, с появлением же культуры осуществляется трансформация человечества от стадного характера существования к общественному, от неконтролируемого к организационно регулируемому от неконтролируемого к оценочно-рефлексивному. Вильгельм фон Гумбольдт подчеркивал, что культура есть господство человека над природой.

Французские просветители дали в своих трудах негативную оценку культуры, выделили культуру как нечто, явление, которое противостоит природной естественной среде. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от природы, поэтому с его точки зрения функция культуры – разрушающая. По его мнению, культурные народы – испорченные, морально развращенные по сравнению с «чистыми» первобытными людьми. Первобытный человек был счастлив. Изобретение орудий нарушило гармонию отношений с природой, положило конец естественному состоянию человека. Потом появилась частная собственность, общество разделилось на имущих и неимущих, возникло понятие «мое-твое», люди стали еще порочнее. Государство же и закон всегда стоят на стороне имущих. Руссо идеализировал дикаря, как существо, которое не знает частной собственности и других достижений прогресса. По его мнению, дикарь – существо добродушное, доверчивое и дружелюбное, а вся порча идет от культуры, ее достижений. Он подвергал критике культуру высших слоев общества и ей противопоставлял естество народной жизни. Сам он принципиально не носил кружевного белья, золотых украшений, снял шпагу, часы, золотое шитье, парик, заменил камзол костюмом грубого шитья. Полагал, что идеальное место для воспитания ребенка – природа и задача педагога – развить в ребенке заложенные в нем природные задатки. Руссо был демократом и республиканцем не только по убеждению, но и по образу жизни. Вольтер, получив книгу Руссо написал: «Получил Вашу книгу, направленную против человечества. Никогда не было потрачено столько ума, чтобы убедить нас снова стать зверьми. Когда читаешь Вашу книгу, хочется опять ходить на четвереньках».

Понимание термина культура на современном этапе. Характерно, что термин получает предельно широкую трактовку. Растет число определений, что становится признаком активизации научной мысли вокруг понятия культуры. По подсчетам американских антропологов Кребера и Клакхона вс 1871 г. по 1919 г. имелось 7 определений, с 1920 по 1950 – 157, на сегодняшний день насчитывается около 1000 определений. В своей книге «Культура. Критический обзор концепции и дефиниций» они сделали попытку классификации этих определений. Итак, они выделили несколько типов определений:



  1. Описательные – отличительная особенность этих дефиниций заключается в том, что описывается все то, что есть в культуре или что можно включить в культуру. Родоначальником такого определения является Э. Тайлор.

  2. Исторические – совершенно очевидно, что культура – продукт истории, историческое прошлое определяет культуру и культура развивается путем передачи приобретенного опыта от поколения к поколению, поэтому это социально унаследованный комплекс способов деятельности, убеждений, составляющих ткань нашей жизни (Э. Сепир).

  3. Нормативные – содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества. Две подгруппы – культура - это образ жизни; с другой стороны это материальные и духовные ценности любой группы людей.

  4. Психологические – три подгруппы: а) это процесс адаптации, поэтому адаптивные определения - совокупность приспособлений человека к природным условиям; б) дидактические – процесс научения человека, его воспитания, формирования поведения, которое не дано человеку от рождения и природы; в) формирование привычек культура есть формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества; г) психоаналитическое –

  5. Структурные или морфологические.

  6. Генетические – сущностные или определяющие культуру с точки зрения ее происхождения. Культура это мир артефактов, «вторая природа», подчеркивающие видовое свойство – искусственный характер. С другой стороны культура - надбиологическое явление, она не предается биологическим путем.

Культура – способ бытия человека, способ его самоосуществления и самопостроения. Культура – это сущностная характеристика человека, то, что отличает человека от животного.

В этой же группе выделяются определения семиотические, в которых акцент делается на то, что культура есть совокупность знаков и символов, интерпретируемых человеком и используемых им для сохранения и передачи информации.



Современная отечественная культурология использует термин в шести значениях.

1. Культура трактуется как совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

2. Уровень таких достижений в определенную эпоху у какого-либо народа, класса или общества. Уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.

3. Просвещенность, образованность, начитанность. Наличие определенных навыков поведения в обществе: воспитанность. Совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека.

4. Разведение, выращивание какого-либо растения, культивирование, обработка, возделывание.

5. Разводимое, культивируемое растение.

6. Микроорганизмы (или их совокупность), выращенные в лабораторных условиях к какой-либо питательной среде.

Понятие культура многозначное, смыслы, вкладываемые в это понятие.

1. Культура – содержательное наполнение совместной жизни людей.

2. Культура – биологически ненаследуемая информация, мир искусственно созданных людьми вещей.

3. Культура включает в себя предметный, мир вещей (материальная культура) и мир духовной культуры.

4. Культура содержит образцы человеческих отношений, способы восприятия, чувствования, мышления, поведения, выраженные в символической форме.

Итак, определение отличаются многозначностью и многомерностью, поэтому можно лишь согласиться с выводами многих культурологов о том, что краткой, емкой, точной дефиниций культуры устраивающей всех вряд ли может быть. В этом контексте важно определить принципы современных подходов к пониманию термина и наиболее точному определению смыслов, вкладываемых в это понятие.



Поскольку термин многозначен, острые вопросы возникают вокруг того, что понятие так содержательно расширилось, что утратило всякую определенность. За пределами его содержания осталась разве что девственная природа, которой рука человека еще не коснулась. При этом многие понимают ее ценностный характер, что культура есть, что то хорошее, положительно значимое и действительно ценное. Культурологи разводят понятие культура и антикультура. В таких случаях многие предпочитают говорить об антропологическом подходе и аксиоматическом. Сторонники первого подхода считают, что культура охватывает все, что отличает человеческого общества от животных, природы все стороны человеческого бытия. С этой точки зрения культура не является безусловным благом, в ней наряду с разумным, есть много неразумного, нерационального. Культура в этом смысле, хотя и означает отличие человеческого образа жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные проявления человеческой активности.

Аксиологический подход рассматривает культуру как мир высших духовных ценностей и таким образом сужает сферу культуры, отнеся к ней лишь позитивные результаты человеческой деятельности и исключает из нее такие явления как преступность, рабство, наркоманию, все, что связано с античеловеческой деятельность, направленной на разрушение, уничтожение не только предметов позитивной деятельности, но и самого человека. Такой подход также достаточно спорен, поскольку существует субъективность в определении, а что отнести к ценностям культуры.

Информационно-семиотический подход является наиболее четким и не вызывает столь многочисленных споров. Он дает возможность понять культуру как целостное образование и определяет ее сущность. Начало семиотики было положено американским философом Ч. Моррисом. В рамках семиотического подхода явления культуры рассматриваются как система знаков, как система коммуникации. Язык культуры – это совокупность всех знаков, способов вербальной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно-значимая информация. Человека отличает от животного как раз то, что он создает символы и знаки. Способность к символизации – отличительная способность человека. Сущность культуры – символическая деятельность, животные всегда живут только в настоящем, а человек непременно производит мысленную обработку полученных и отправленных символов, тем самым отвлекается от настоящего. Только в символическом мире человек обретает способность выходить за границы чувственного опыта и жить не только в настоящем, но в прошлом и будущем, может пребывать в любом пространстве и времени. Пять символических сфер культуры: миф, религия, наука и искусство, язык как наиболее жесткая символическая сфера.

Семиотический подход рассматривает культуру как совокупность текстов, в которых закодированы основные ценности, значения и смыслы культуры.

Синергетический подход - наука о самоорганизации системы, возникновения, поддержания, устойчивости и распада системных структур, использующие при изучении процесса изменчивости культурных систем, т.е. состояния системы в период возникновения, распада, транформаций.

Системный подход – как система, состоящая из отдельных подсистем. Исследование направлено на характеристику особенностей и устойчивости культуры как системы.

Аксиологический – как совокупность материальных и культурных ценностей.

Деятельностный – культура представляет собой способ деятельности, ее технологический контекст.

Лекция 3. Типология культуры.

Типология – раздел культурологии, посвященный классификации культур по различным основаниям. Основаниями могут быть различные параметры культуры, однако типология строится в двух основных пространства; применительно к совокупности локальных культур как целостных феноменов; и применительно к составу отдельных культур, т.е. типы выделяются внутри культуры, которые будут ее составляющими или составными элементами той или культуры.

В основу типологии могут быть положены следующие основания:



Историческое – культура античного времени, Возрождения, средневековая, нового и новейшего времени;

Формационное – первобытная, рабовладельческая, феодальная и т.д.;

Географическое – западная, восточная;

Тип поселения – сельская, городская, поселковая и т.д.

Этно-лингвистическое или национальное – этническая или национальная (французская, русская, немецкая и т.д.);

Религиозный – христианская, конфуцианская, мусульманская и т.д.;

Хозяйственно - экономическое – кочевническая, земледельческая, аграрная, индустриальная и постиндустриальная и т.д.

Социальное – народная, классовая, массовая и элитарная, молодежная, пожилых, пенсионеров и т.д. Внутри этой культуры можно выделить типы по принципам.

А) классовый принцип – крестьянская, буржуазная, пролетарская и т.д.;

Б) Гендерный – мужская, женская культура;

В) психологический – экстравертный, интравертный;

Г) вертикальный – высокая, срединная, низовая; (срединная культура – это культура большинства, доминирующий тип, обеспечивающий стабильность и своеобразие культурной жизни общества, предотвращающий опасность раскола общества и возникновение контркультуры);

Д) социльно-стратификационный - культура бедных и богатых, управляющих и подчиненных, коллективистская и индивидуалистская;

Политическое – революционная и реакционная;

По способам передачи - устная, письменная, экранная;

Структурное – материальная, духовная, базовая, субкультура и контркультура;

По сложности и уровню – профессиональная и обыденная, эзотерическая и профанная, авангардная и отсталая, традиционная и инновационная, модернистская и консервативная и т.д.;

Можно обнаружить соответствие и различные уровни между профессиональной и обыденной типами культур, которые выражаются следующим образом:

Экономика - общественное производство – домашнее хозяйство;

Политика - право, закон и обычаи;

Религия – богословие – народная вера;

Наука – философия и здравый смысл;

Техническая сфера – сложная техника – ремесло;

Художественная - Эстетика – обыденная культура;

Физическая – спорт профессиональный и любительские занятия.

Образовательные и культурные учреждения обеспечивают взаимодействия и связь между ними.



Типология культур по Ф.Ницше.

Типология построена на двух образах греческой мифологии.

В греческой мифологии Аполлон и Дионис олицетворяют противоположные начала. Аполлон – это небесное существо, сын Зевса, бог солнца и света, носитель божественного откровения («бог, вещающий истину, возвещающий грядущее»). Дионис же - олицетворение земного начала, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия и виноделия. Он - бог веселья радости, буйства. В книге Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» Аполлон это выражение порядка и покоя (полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога - творца образов), Дионис – избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство, т.е. иными словами с образом Аполлона связано чувство меры, гармонии, порядка, покоя, рационализма и индивидуализма в художнике, то с образом Диониса – чувство буйства, нарушение гармонии, ощущении хаоса, иррационализма, коллективизма, опьянения в хорошем смысле слова.

Как Аполлон, так и Дионис воодушевляют людей, рождая образы различного порядка. Это два начала в культуре – апполоническое и дионисическое, они прорываются из самой природы, без посредства художника-человека, человек же только подражатель и проводник, имеющихся в природе сил… каждый художник является только подражателем и при том либо апполоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец, одновременно художником опьянения и сна». И по Ницше, именно художники, сочетающие оба начала оказывают наибольшее влияние на людей. Однако сам Ницше на стороне Диониса.



Историческая типология по О. Шпенглеру и Н.Я Данилевскому.

Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет с вою собственную судьбу: У человечества нет никакой идеи, никакого плана… Вместо безрадостной картины всемирной истории … я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих на своем материале – человечестве собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнение, чувствование, собственную смерть». У Шпенглера первичной является душа культуры. В его понимании культура – символически выраженная система, в которой реализует себя соответствующая душа. «Культура как совокупность чувственно ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, преходящее; культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет». Т.е. по Шпенглеру основание культуры несводимо к разуму. В основе каждой культуры лежит душа, а культура – это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Душа каждой культуры уникальная и не может быть выражена рациональным способом. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований: « каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа принадлежит этой культуре». Для Шпенглера все культуры равноправны: каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры. «Феномен других культур говорит на другом языке. Для других культур существуют другие истины. Для мыслителя имеют силу либо все из них или ни одна из них».

Шпенглер останавливается на рассмотрении трех исторических культур: античной, европейской и арабской. Его интересуют две категории: отношение к пространству и отношение к времени.

Античный мир не знает пространства. Прасимвол этой культуры – ограниченное материальное тело, восприятие пространства – точечное. Греки не стремились строить гигантские сооружения, их строения невелики, обозримы, также невелики и их полисы. Мало привлекала греков и даль времен. У них не было летоисчислений, не было историй, воспоминаний, что проявлялось в акте сожжения мертвых, их существование замыкается в обозримом историческом времени, греки не заботились о сохранении документов. Увлечение греков – архитектура и особенно скульптура, зодчество. Здесь не было им равных. Все пропорции человеческого тела были рассчитаны до мелочей. Кисть руки – одна десятая часть человеческого роста, голова – одна восьмая, голова с шеей – одна шестая. Среди зодчих прославились Фидий, изготавливающий статуи богов и Поликлет – специализирующийся на изготовлении статуи людей. Заслуги греков в этой сфере необычайно велики. Архитектура и скульптура античности и на сегодняшний день остаются идеалами изысканного вкуса и совершенства художественных форм.

Соразмерность во всем, пропорция соблюдалась и в других сферах, прежде всего в языке. Греки ценили лаконичность, точность выражений. В Спарту пришли посланцы с острова Самос просить помощи, им нужна была мука. Они произнесли длинную и красноречивую речь. Спартанцы сказали в ответ – мы дослушали вас до конца, дослушав до конца, мы забыли начало, забыв начало не поняли конца. Самосцы оказались догадливы, пришли на собрание с пустым мешком и сказали – мешок есть, муки нет. Спартанцы оценили краткость речи, но сказали, достаточно было и двух слов.



Греки разговаривали с Богами, как с людьми, никогда не вставали на колени. По их глубокому убеждению, если Бог помогает в делах, с ним нужно делиться при всякой удаче. Первые плоды необходимо приносить Богу, поэтому перед каждым пиром несколько раз плескали вином наземь, когда ели, обязательно откладывали для Бога специально выпеченное печенье или медовую лепешку. Когда же о вере спрашивали ученых мужей, то греки отвечали: есть вера граждан, вера философа и поэта. Граждане говорили – Зевс –покровитель нашего города, которого мы должны чтить так-то, так- то и т.д.; философы изрекали – Зевс – это мировой закон, мировой порядок, вида и облика не имеющий; поэты – Зевс – небесный царь, то и дело сбегающий от своей небесной царицы к земным женщинам, то в виде быка, то в виде лебедя, и еще может в каком-нибудь другом виде, все правы, только не нужно эти вещи смешивать.

Европейская культура является воплощением фаустовской души. Она требует бесконечного пространства. Прасимвол этой культуры – бесконечность. Для европейцев характерно стремление выйти за пределы ограниченного пространства, отсюда жажда поиска новых земель, завоевания, крестовые походы, создание всемирной британской империи, магеллановское кругосветное путешествие – все это свидетельствует о безудержной тяге носителей этой культуры к расширению окружающего пространства. Это тяга проявляется и в научных изысканиях – европейцы изобретают телескоп и микроскопы, создавать корабли; это же качество проявляется и в религии – Бог бесконечен и вечен. Ему присуща бесконечная мудрость и бесконечное могущество. Наука строится также на идее бесконечности – математика бесконечно малых чисел, бесконечных рядов. Архитектура также выражает идею бесконечности – готические храмы своими острыми шпилями устремлены ввысь, в бесконечное пространство.

Время дорого для европейцев, оно должно быть заполнено, занято, за временем надо следить – часы на площадях, карманные часы – символы этой культуры.

Прасимвол арабской культуры – замкнутый мир пещеры, полный тайн и загадок, наполненный мерцающим таинственным светом, возбуждающий фантазии и рождающий мистическое настроение. Магическая душа этой культуры выражается в алгебре, астрологии, алхимии, мозаиках и арабесках, халифатах и мечетях, таинствах и священных книгах персидской, индийской, христианской религии.

Арабское время циклично, история в нем циклична, она вращается внутри раз и навсегда заданного круга и отсюда убеждение – в фатальности происходящего.

Шпенглер делает интересные замечания о китайской, египетской, русско-сибирской зарождающейся культуре. Египетская душа наполнена сакральными преставлениями, путь этой культуры - дорога путника, идущего по узкой и четко определенной тропе. Сфинкс – посредник между царством бога живых Ра и бога мертвых – Осириса.

Китайская культуре основывается на символе дао, что также означает буквально «путь, дорога», основной принцип даосизма – принцип недеяния, он воплощается в архитектуре, которая органично вписывается в пейзаж, не нарушая ее гармонии и естества.

Прасимвол русской культуры – бесконечная равнина, поэтому в русской картине мира нет вертикальной тенденции (холмообразный купол почти не выделяется на фоне ландшафта), душа русской культуры – братская любовь, соборность.

Н.Я.Данилевский предлагает цивилизационный подход к типологизации культур.

Типология П. Сорокина по способу восприятия и освоения мира.

По Сорокину, культура не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну главную ценностью. Именно ценность служит основой и фундаментом любой культуры. Важнейшие составные части такой интегрированной культуры взаимосвязаны и взаимозависимы, в случае изменения одной ее части остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации.

Питирим Сорокин (1889-1968) типологизирует культуру на основе ведущих представлений о мире и методах его описания, выделяя идеациональный, чувственный, идеалистический, эклектичный виды (два из них являются базовыми, два промежуточными). В основе каждой культуры или культурной эпохи лежит мировоззрение. В идеациональной культуре мироощущение направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта. По мнению Сорокина, есть истина веры, которая основана на переживании откровения и мистическом опыте. Все великие религии основаны харизматиками, наделенные божественным даром мистического опыта. И это имеет мало общего с обычным познанием через органы чувств и обычными рассуждениями. Религия открывает нам те аспекты реальности, которые остаются недосягаемыми для метода познания при помощи пяти чувств и разума. Такая система доминировала с 6 по 12 века в Европе. Искусство отражает это мировоззрение в наиболее полном объеме, и оно в этот период сплошь религиозно. Оно мало уделяет предметам материального мира, ибо цель такого искусства не развлекать, а приблизить верующего к Богу. Герои – Бог, архангелы, ангелы, святые и грешники, а также тайны мироздания, искупления и распятия. Это искусство анонимно.



Чувственная или сенситивная культура.

Для этого типа культуры характерна сенсорность, эмпиризм. Она отдает предпочтение изучению чувственного мира со всеми его физическими, химическими и биологическими свойствами. В этот период как никогда развиваются науки, эмпирическое знание. Естественные науки вытесняют религию, теологию и даже философию, возрастает число научных открытий, в 19 веке до 8527. В такой культуре материальные ценности становятся определяющими, начиная с богатства и кончая всеми ценностями, которые удовлетворяют физиологические потребности человека и обеспечивают его обыденный комфорт. Наука и философия пропитываются утилитарными ценностями – идет прогресс естественных и технологических знаний. Все, что не поддается практической проверке, отрицается, все, что допускает ее, приобретает достоинство научного и достоверного знания. В том же направлении развивается система образования – ее главная задача подготовить удачливых бизнесменов, ремесленников, инженеров, политиков. Чувственный мир живет настоящим, ее лозунг – лови день, захвати власть, цени популярность, славу и возможности текущего дня. Эта культура стала доминировать с 14 века, она господствует с 16 по 20 века. В искусстве героями становятся обычные люди – преступники, уличные мальчишки, проститутки, сумасшедшие, мошенники, лицемеры. Цель этого искусства – доставить удовольствие, по этой причине оно должно сенсационным, страстным, патетичным, чувственным.

Идеалистическая культура промежуточная. Она становится преобладающей в 13 веке и очень недолго. Она пытается примирить идеациональную и чувственную культуру, происходит гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (эпоха античности и Возрождения)

Эклектичная культура также промежуточная, но в ней основные типы мировоззрении во фрагментарном, эклектическом нагромождении и противостоянии друг другу.

Причину колебаний типов культуры, их волнообразного движения П. Сорокин видит в том, что ни одна из существующих систем истин не заключает в себе всю истину и не является ни целиком ошибочной, ни целиком истинной. Общества управляются либо истиной веры, либо истиной разума. Ни вера, ни разум не являются целиком ошибочными. Каждая из систем частично истинна и достоверна «излишне доказывать, по мнению Сорокина, что каждый источник познания, будь то чувства, разум или интуиция предоставляют валидное знание многосторонней действительности. Каждый источник познания адекватно раскрывает лишь определенные аспекты многообразной реальности: истина чувств дает знание о чувственных нерациональных аспектах объективной реальности, истина разума – ее рационального аспекта, истина интуиции – ее металогического и метачувственного аспектов.


следующая страница >>