Лекция I. Польские земли в средние века и раннее новое время. Генезис польской государственности - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа Часть Раннее Новое время. Конец XV первая половина... 1 232.15kb.
Семинарские занятия по истории славянских стран в средние века и... 1 197.8kb.
Вариант 1 Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века... 1 172.94kb.
К рабочей программе 6 класс (Средние века) Понятие «средние века» 1 56.47kb.
Европа в раннее средневековье (iv-первая половина XI вв.) Понятие... 1 135.7kb.
Jozef Maczkiewicz “Katyn”. London 1988 приложение 3 – Польские военнослужащие... 2 882.28kb.
История холодного оружия 1 164.89kb.
Сербия в Средние века Содержание Сербские земли в VI — первой половине... 1 170.03kb.
6. медико-биологическое направление нового времени 1 259.95kb.
Конституционные документы Англии и Великобритании XVII – первой половины... 4 1758.75kb.
Лекция 3 42 физический взгляд на мир 42 Лекция 1 6 1771.77kb.
Китайгородский проезд, дом 7 1 164.25kb.
- 4 1234.94kb.
Лекция I. Польские земли в средние века и раннее новое время. Генезис польской государственности - страница №1/3

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЮЖНЫХ

И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ
ЛЕКЦИЯ I. ПОЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И

РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ.
Генезис польской государственности. Территория Польши с I тыс. была населена славянскими племенами – полянами, вислянами, мазовшанами, расселившимися между Лабой (Эльбой) и Одрой, издавна торговавшими янтарем с Римской империей. Большие группы укрепленных польских селений («гроды») появились с VII в. в Поморье, Мазовии, Силезии и Малой Польше. Грод с деревнями составлял ополе (общину), несколько общин составляли жупу во главе с жупаном, несколько жуп — племя, во главе которого стоял князь-воевода.

Принятие христианства. Первым исторически достоверным князем в Великой Польше был представитель династии Пястов Мешко I (960–992). В 966 г. он принял христианство по латинскому обряду, присоединил к своему княжеству Западное Поморье, большую часть Силезии и Малой Польши. Столицей Польши стал город Гнезно. В 1000 г. в Гнезно была основана отдельная польская митрополия.



Правление первых Пястов Дело создания польского государства продолжил сын Мешко Болеслав I Храбрый (992–1025), принявший титул короля, расширивший границы Польши до Балтийского моря и объединивший все польские племена. С 1025 г. Польша стала королевством с разветвленной системой укрепленных замков польской элиты, с городами, управлявшихся королевскими наместниками – комесами, позднее кастелянами. Тогда же сложилось польское дворянство – «рыцарство», к XIV веку превратившихся из пожалованных землевладельцев в родовое дворянство (шляхту), по наследству владевшую землей и крестьянами.

После смерти Болеслава I в стране начались смуты, его сын Мешко II (1025–1034) потерял часть земель, а его преемники перестали называться королями. И хотя правнук Болеслава Храброго Болеслав II (1058–1080) совершил несколько походов в Чехию, Венгрию и Поморье, а в 1069 и 1076 гг. на Русь, положительных результатов для Польши это не имело. В результате восстания, поднятого баронами, Болеслав II бежал в Венгрию. Ему наследовал брат Владислав I Герман (1080–1102), отказавшийся от титула короля и женившийся на сестре императора Генриха IV.

Его преемник Болеслав III Кривоустый (1102–1138) успешно воевал против поморян и отразил наступление немцев. Болеслав III Кривоустый перед смертью издал статут о престолонаследии, по которому Польша была разделена между его сыновьями. Этот акт знаменовал начало феодальной раздробленности, которая продолжалась до конца XIII в.

Немецкая колонизация. В XII–ХIII вв. с помощью немецкой колонизации происходило освоение пустовавших земель, получило распространено трехполье. Успешно развивались ремесло и торговля. Города добились особых привилегий. Образцом при этом служило приспособленное к польским условиям право немецких городов, прежде всего Магдебурга. Возникли цеховые ремесленные организации. В XIV в. купцы создали собственные гильдии.

В течение XII–XIV вв. в Польше оформились основные феодальные сословия. В XII в. рыцарство добилось превращения условного землевладения в наследственное, а со второй половины XIII в. стало получать иммунитетные грамоты и другие привилегии, на основе которых сложилось шляхетское право. Каждое из сословий пользовалось определенными привилегиями. Исключение составляло лишь крестьянство, которое попало в феодальную зависимость. В начале XII в. Польша стала дробиться на уделы, которых насчитывалось несколько десятков.



Феодальная раздробленность в Польше. Удельная раздробленность была закономерным этапом в развитии феодализма в Польше. Ускорив развитие производительных сил, она создала благоприятные условия для формирования сословий, подготовила экономические и политические предпосылки объединения польских земель. Однако раздробленная Польша не смогла дать отпор, когда зимой 1241 г. татарские орды двинулись на страну.

Положение польских княжеств ухудшилось и после появления на Балтике в 1226 г. Тевтонского ордена, который стал постепенно захватывать польские земли. К середине XIII в. политическая раздробленность польских земель стала тормозить и экономическое развитие страны. Предпосылками объединения являлись этническая общность польских земель, рост национального самосознания, единая церковная организация, начало складывания единого рынка.



Восстановление единого польского государства в XIV–XV вв. Борьбу за объединение польских земель, начатую в конце XIII в. великопольским князем Пшемыславом II (1257–1296), успешно продолжил Владислав I Локетек (1306–1333). Он распространил свою власть на Великую и Малую Польшу, перенес столицу в Краков и здесь в 1320 г. короновался. Однако процесс объединения польских земель и политической централизации еще долго оставался незавершенным. Годы царствования Владислава Локетека были наполнены длительными и безуспешными войнами с Тевтонским орденом и Чехией за польские земли.

Казимир III Великий (1333–1370) сумел укрепить и расширить полученное от отца королевство. В 1335 г. он заключил Вышеградский договор с чешским королем, прекратил борьбу с Тевтонским орденом, заключив с ним в 1343 г. Калишский договор. В то же время Казимир III Великий начал активную экспансию на восток и присоединил к Польше Галицкую землю, часть Волыни и Подолии. Внутренняя политика Казимира III была направлена на упрочение экономического положения страны.



Формирование сословной монархии. Восстановленное Польское государство начало оформляться как сословная монархия. В 1368 г. Казимиром III был составлен сборник законов, укрепивших центральную государственную власть – «Вислицкий статут». Статуты Казимира III усилили позиции шляхты и содействовали ее выдвижению на первое место в политической жизни государства.

Так стала складываться уникальная система сословных привилегий польской шляхты. Червиньский привилей (1422) гласил, что король не будет конфисковывать или захватывать имения шляхтича без судебного решения; Едльненский (1430) и Краковский (1433) привилеи устанавливали принцип личной неприкосновенности шляхты. Это выводило шляхту из-под юрисдикции короля и давало ей право выбирать свои собственные шляхетские суды. Особенно ограничил власть короля Нешавский привилей 1454 г.



Кревская уния. После смерти Казимира III Великого в результате борьбы за престол в 1384 г. польской королевой стала дочь венгерского короля Людовика Ядвига. Борьба с Тевтонским орденом вынуждала Польшу к тесному союзу с Великим княжеством Литовским. В 1385 г. в Кревском замке состоялись переговоры между польскими магнатами и литовским князем Ягайло. Поляки предложили ему польскую корону вместе с рукой наследницы престола Ядвиги, а Ягайло обязался принять католичество вместе со всеми своими подданными и способствовать возвращению отторгнутых от Польши земель. На этих условиях была заключена династическая польско-литовская уния, которая была закреплена в 1386 г. браком между Ядвигой и Ягайло, принявшим в качестве польского короля имя Владислава II (1386–1434). Так в Польше началось правление династии Ягеллонов.

Польша и ВКЛ в борьбе с Тевтонским орденом. Владения Тевтонского ордена простирались от Вислы до Нарвы, преграждая Польше и Литве выход к Балтийскому морю. В 1409 г. началась «Великая война» между Польшей и Литвой с одной стороны и Орденом с другой. Решающим ее сражением была Грюнвальдская битва (15 июля 1410), в результате которой военные силы Ордена были разгромлены. В 1411 г. в Торуни был подписан мирный договор. И хотя Тевтонский орден получил назад часть потерянных земель, его военная мощь и политический престиж были значительно подорваны.

Однако Торуньский мир не принес спокойствия. Стычки с Орденом продолжались. По-прежнему у Польши не было выхода к Балтийскому морю. В 1454 г. началась Тринадцатилетняя война, которая закончилась в 1466 г. поражением крестоносцев. Тевтонский орден признал себя вассалом Польши, которая по второму Торуньскому миру (1466) возвратила себе значительную часть своих земель и получила выход к Балтике.



Формирование фольварочно-барщинной системы. Конец XV – XVI в. – период расцвета польской экономики. Интенсивно развивалось сельскохозяйственное и ремесленное производство. Возникло новое производство бумаги. В металлургии и горном деле начинается переход к мануфактуре. Расширились торговые связи. Крупнейшими торговыми центрами страны стали Гданьск, Торунь, Варшава, Люблин и др. Рост городского населения вызывал увеличение спроса на хлеб и сельскохозяйственное сырье. Деревня в свою очередь стала покупать больше ремесленных товаров. Развитие товарных отношений способствовало расширению фольварков. Обеспечение фольварков рабочей силой происходило путем привлечения зависимого населения к исполнению барщины. Массовый переход к фольварочно-барщинной системе начался в Польше в конце XV в.

Формирование экономической системы, основанной на крепостном труде и господстве шляхты в обществе, влияло и на политическое развитие. Сложившаяся сословная монархия в Польше не стала ступенью к развитию абсолютизма, а привела к установлению шляхетской республики с избираемым монархом во главе. Шляхетская демократия характеризовалась ростом политической активности средней шляхты, которой удалось в борьбе за влияние и привилегии ограничить власть короля, потеснить духовных и светских магнатов, добиться фактического устранения из политической жизни страны мещанства, усилить крепостную зависимость крестьян.



Радомская конституция. Король Александр I (1501–1506) почти весь период своего кратковременного правления он был занят войной с Московским государством. Воспользовавшись военными затруднениями Александра, шляхта с целью дальнейшего ослабления политического влияния магнатов в 1505 г. добилась принятия на сейме в Радоме конституции, по которой король не имел права издавать какие-либо законы без согласия сената и посольской избы. Поэтому по своим первым словам конституция получила название «Nihil novi» (Ничего нового). В конституции содержалось также требование единогласия и принципа «либерум вето» в сейме. Радомская конституция завершила процесс оформления строя шляхетской демократии и польского сейма как высшего законодательного органа власти в стране.

Внешнеполитическое положение Польского королевства в первой половине XVI в. После смерти Александра на польский и литовский престол вступил его брат Сигизмунд I Старый (1506–1548). Он с 1507 г. вел неудачные войны с Москвой, которой в 1514 г. удалось вернуть Смоленск. В 1519 г. магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский, пытаясь избавиться от ленной зависимости и возвратить потерянные после Торуньского мира 1466 г. земли, также начал войну с Польшей. Польское войско опустошило орденские земли до самого Кенигсберга, но Сигизмунд вместо присоединения их к Польше согласился на превращение Ордена в светское государство (Прусское герцогство). В 1525 г. Альбрехт стал наследственным прусским герцогом, оставаясь при этом вассалом Польши.

Реформационное движение в Польше. Правление Сигизмунда II Августа (1548–1572) совпало с распространением реформационного движения в Польше. Основной силой реформационного движения стала средняя шляхта. Среди городской бедноты реформация не приняла широких размеров. Это объяснялось политической слабостью польских городов и засильем немецкого патрициата, которому не доверяли горожане-поляки. Большая часть крестьянства также оказалась в стороне от реформационного движения.

Реформация развивалась в основном в форме кальвинизма. Протестанты боролись за создание «дешевой» национальной церкви, отмену десятины, добивались участия духовенства в уплате государственных податей, ограничения деятельности церковного суда.

В последней трети XVI в. реформационное движение пошло на спад, поскольку шляхта, добившись некоторых успехов в борьбе с духовенством, начала отходить от движения, опасаясь распространения среди народных масс более радикальных реформационных течений. В борьбе против Реформации большую роль сыграли иезуиты, приглашенные в страну в 1564 г.

Начало Ливонской войны и образование Речи Посполитой. С середины XVI в. началась многолетняя борьба Польши, ВКЛ, Швеции, Дании и России за контроль над торговыми портами Балтийского моря, которыми владел Ливонский орден. Ливонская война явилась внешнеполитическим катализатором объединения Польши и ВКЛ в одно государство.На совместном сейме в Люблине 1 июля 1569 г. был принят акт об унии, который провозглашал объединение на равноправных основах Польши (Короны) и Великого княжества Литовского (Литвы или Княжества). Федеративная польско-литовская Речь Посполитая с этого момента должна была иметь общего короля, избираемого на сейме. Высшим органом законодательной власти становился общий сейм. Вводилась единая монета. Общей была и внешняя политика. Войны теперь велись сообща.

В то же время в Литве были сохранены государственные границы, центральные учреждения, отдельная администрация, собственная казна, суд и армия. Корона также сохранила внутреннюю автономию. На сейме 1569 г. было принято решение о включении в состав Короны украинских земель (Волыни, Брацлавского и Киевского воеводств), входивших до этого в состав Великого княжества Литовского.

В 1572 г. умер, не оставив наследника, Сигизмунд II Август – последний король из династии Ягеллонов. Отныне польские короли стали выбираться по принципу «вольной элекции». На польский трон был избран французский наследный принц Генрих Валуа (1573–1574), принявший при вступлении на трон специальные условия шляхты. После недолгого пребывания в Польше Генрих Валуа тайно бежал, чтобы занять французский престол. Но условия его избрания («Генриховы артикулы») были сохранены, что постепенно способствовало упадку, а затем и разложению политического строя Речи Посполитой.

Стефан Баторий на польском троне. В 1576 г. сейм избрал королем Речи Посполитой князя Трансильвании Стефана Батория (1576–1586). Он возглавил польские военные силы в продолжавшейся Ливонской войне, которая завершилась в 1582 г. Ям-Запольским мирным договором. По его условиям к Речи Посполитой отошла Лифляндия (Ливония). Курляндия еще раньше признала себя ленником Польши.

В годы правления Стефана Батория одержала первые значительные успехи контрреформация. На синоде 1577 г. были приняты постановления Тридентского собора, направленные против распространения реформационных учений. Новый польский король Сигизмунд III Ваза (1587–1632), воспитанник иезуитов, активно поддерживал контрреформацию. К середине XVII в. контрреформация окончательно победила.



Брестская церковная уния. В 1596 г. в Бресте был созван церковный собор, на котором была провозглашена уния православной и католической церквей. Униатская церковь признавала своим главой папу и подчинялась его власти. Горожане и крестьяне Украины и Беларуси в большинстве своем активно сопротивлялись введению унии и передаче православных церквей и монастырей униатскому духовенству. Большую роль в борьбе с унией сыграли православные церковные братства, а также часть украинской и белорусской шляхты, оставшейся верной православию. Эта борьба привела к тому, что в конце царствования Сигизмунда III была частично восстановлена православная церковная иерархия на землях Украины и Беларуси.

Войны Речи Посполитой с Россией, Швецией и Турцией в первой половине XVII в. Этот период в истории Речи Посполитой был отмечен большой внешнеполитической активностью, но заметных успехов она не принесла. Сигизмунд III был втянут в войну со Швецией (1600–1629), оказал политическую поддержку претендовавшему на московский престол Лжедмитрию I. В 1609 г., воспользовавшись появлением второго самозванца (Лжедмитрия II), Сигизмунд III начал войну с Российским государством. После изгнания польских войск в 1612 г. и новой неудачной попытки в 1617–1618 гг. захватить Москву польское правительство вынуждено было заключить Деулинское перемирие (1618), по которому Речь Посполитая получила Смоленск, Новгород-Северский и Чернигов. Лишь позднее, после новой войны с Москвой (1632–1634), будучи уже польским королем, Владислав IV (1632–1648) отказался от претензий на российский престол, но продолжая именоваться шведским королем, вновь объявил войну Швеции, в результате которой Речь Посполитая потеряла Лифляндию.

Во время правления Сигизмунда III продолжалась война Речи Посполитой с Турцией и Крымом. Турецкая агрессия была приостановлена в 1621 г., когда в битве под Хотином турецкое войско было разбито и вынуждено отступить, а Речь Посполитая избежала турецкого нашествия.



Освободительная война украинского народа. Богдан Хмельницкий. С конца XVI в. главной силой, препятствовавшей внутренней стабильности Речи Посполитой, стало украинское казачество. Казаки бежали в Запорожскую Сечь, и на притеснения со стороны Речи Посполитой отвечали восстаниями. Меры, предпринятые Владиславом IV Вазой (1632–1648) для обуздания казаков, попытки превратить их в крепостных крестьян вызывали сопротивление. В 1635, 1637 и 1638 гг. вновь разразились мощные восстания.

В 1648 г. началась освободительная война украинского народа за освобождение от польского гнета, принявшая затяжной характер. После многочисленных сражений польских армий и казацких войск под началом Богдана Хмельницкого в октябре 1653 г. Россия, сначала на правах автономии, приняла Украину в свой состав. Начавшаяся в этом же году русско-польская война была закончена только в 1667 г. Андрусовским мирным договором. По его условиям Речь Посполитая лишалась Левобережной Украины и Смоленщины, Киев переходил России на четыре года, но остался за ней навсегда.



Агрессия Швеции и Турции во второй половине XVII в. Воспользовавшись сложной обстановкой летом 1655 г., Швеция напала на Речь Посполитую и вскоре заняла почти всю ее территорию. На борьбу со шведским нашествием поднялся польский народ, изгнавший захватчиков. В январе 1660 г. был заключен Оливский мирный договор, по которому Швеция отказывалась от претензий на Речь Посполитую, но договор закрепил за Швецией часть Ливонии.

Во второй половине XVII в. в правление короля Яна Казимира (1648–1668) центральная исполнительная власть в Польше была расстроена. В 1668 г. польский король Ян Казимир отрекся от престола. Королем был избран слабый правитель и ничтожный политик Михаил Вишневецкий (1669–1673), при котором своевластие шляхты в государстве превратилось в анархию. Его преемнику Яну III Собескому (1674–1696) удалось остановить турецкую военную экспансию.

В 1672 г. Турция начала против Речи Посполитой войну, которая закончилась Журавенским миром. По его условиям Речь Посполитая уступила Турции Подолию и часть Правобережной Украины. Вскоре турецкое правительство начало активные боевые действия против Австрии, и в 1683 г. турецкая армия вторглась в ее пределы и осадила Вену. Подписанный в апреле 1683 г. польско-австрийский договор предусматривал совместные действия против турок. Верный договору Ян Собеский под стенами Вены разбил турецкую армию. В результате этой войны (1683–1699) по условиям Карловицкого мира Речь Посполитая вернула Подолию и часть Правобережной Украины.

При Яне Собеском произошел перелом в польско-русских отношениях. Был заключен «Вечный мир» (1686), который, подтверждая условия Андрусовского перемирия, закрепил границу между Речью Посполитой и Россией. С этого времени в борьбу с Турцией включилась и Россия, в 1695–1696 гг. Петр I совершил Азовские походы. В 1699 г. был заключен Преображенский договор с Россией о совместной борьбе против Османской Турции. Ценой помощи России в борьбе с турками было включение в условия мира статьи о защите интересов православного населения Речи Посполитой, на основании которой на протяжении всего XVIII в. Россия вмешивалась во внутренние дела этого государства.



Речь Посполитая в Северной войне. После смерти Яна Собеского на троне Речи Посполитой утвердилась Саксонская династия. Это были ставленники России Август II (1697–1733) и его сын Август III (1734–1763). В ходе Северной войны, в которую была втянута Речь Посполитая, ее территория стала ареной борьбы между Россией и Швецией. В 1702 г. Варшава и Краков были заняты шведскими войсками Карла XII. По Альтранштадскому договору (1706) Август II отказался от польской короны в пользу ставленника Швеции Станислава Лещинского, но победа русской армии в Полтавской битве (1709) вернула ему польский престол.

Так право польской шляхты на свободное избрание королей стало иллюзией, и судьбу трона Речи Посполитой решали сильные соседи. В 1719 г. Петр I и прусский король Фридрих Вильгельм договорились о контроле над усилением королевской власти в Польше. В 1732 г. к этому договору присоединилась Австрия. Внутреннюю жизнь Польши контролировали два магнатских дома – Потоцких и Чарторыйских, и их влияние в Польше успешно использовала иностранная дипломатия, все активнее вторгавшаяся в политическую жизнь Речи Посполитой.



Попытки реформ. В 40-х гг. XVIII в. в Речи Посполитой начался процесс экономического подъема, чему способствовало прекращение длительных войн, ограничение междоусобиц, улучшение конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынке, появление в экономике капиталистических отношений. Все большую роль приобретают мануфактуры. Возникают первые банки. Формируется общенациональный рынок. На фоне экономического оживления в стране передовые представители магнатов и шляхты все больше осознавали необходимость реформирования государственного строя, который стал угрозой самостоятельному существованию Речи Посполитой. Движение за реформы возглавили магнаты Чарторыйские, однако попытки реформ носили ограниченный характер и не затронули основ государственного устройства.

Разделы Речи Посполитой. В 1764 г. российская дипломатия, используя свое влияние в Речи Посполитой, возвела на престол Станислава Августа Понятовского (1764–1795). В этом же году пользовавшаяся большим политическим влиянием в стране партия Чарторыйских при поддержке короля провела ряд реформ. В 1766 г. под давлением русского и прусского правительств, опиравшихся на реакционные круги магнатов и шляхты, реформы были отменены. Варшавский договор 1768 г., сохранявший основные законы Речи Посполитой – выборность короля, «либерум вето», монопольное право шляхты на управление страной, землевладение и т. д. делал Россию гарантом «Кардинальных прав», устанавливая ее фактический протекторат.

В ответ на это в 1768 г. под лозунгом защиты католицизма и шляхетских привилегий образовалась Барская конфедерация, направленная против короля Станислава Понятовского и усиления российского влияния. Несмотря на первоначальные успехи, к 1772 г. конфедерация была разгромлена русскими войсками.

В 1772, 1793, 1795 гг. состоялись разделы территории Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией. Речь Посполитая прекратила свое существование как самостоятельное государство. Ее история стала частью чужих государств.
ЛЕКЦИЯ II. ЧЕШСКИЕ И СЛОВАЦКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ.
Древняя Чехия. Древнейшими обитателями территории, заселенной в настоящее время чехами, было кельтское племя боев, поэтому и страна получила название Богемия. В V–VI вв. нашей эры территория Чехии была заселена уже славянскими племенами. Наиболее многочисленным племенем были чехи. По реке Мораве к самому Дунаю жили племена моравов, этнически и лингвистически родственные чехам и словакам.

Впервые чешско-моравские племена объединились в VII в., что во многом было связано с необходимостью борьбы с кочевниками-аварами. Во главе этого союза племен стал Само (623–658), после смерти которого союз распался.

К IX в. основной отраслью хозяйства у западнославянских племен, населявших Чехию, Словакию и Моравию, было земледелие. Данные археологических раскопок свидетельствуют о развитом ремесле. Достигнутый к IX в. уровень разделения труда повлек за собой развитие обмена. Торговые пути соединяли этот регион со всей Европой. Такому уровню развития производительных сил обычно соответствует период разложения родового строя, возникновения феодальных отношений.

Великая Моравия. Существенное значение для возникновения раннефеодального государства в Моравии имела внешняя опасность, главным образом нападения франков. Административная, военная и судебная власть в раннефеодальной монархии – Великоморавской державе принадлежали князю, опиравшемуся на военную дружину. К началу IX в. объединение моравских племен почти закончилось. Ядром государства стали собственно Моравия и Западная Словакия.

В 863 г. по приглашению великоморавского князя Ростислава (846–870) в Моравию прибыли Кирилл и Мефодий. Братья разработали славянскую азбуку и перевели на славянский (старославянский) язык богослужебные книги. Так в Моравии возникло богослужение на славянском языке и самостоятельная церковная организация по византийскому образцу, развивалась славянская письменность. Это обеспечивало Моравии религиозную независимость от Восточнофранкского государства и открывало славянам доступ к византийской культуре.

Однако в 70-х гг. немецкое влияние усилилось. В 871 г. в Моравии стали править два франкских маркграфа. Народное восстание 872 г. восстановило независимость Моравии. В 874 г. был заключен мир, сохранявший за нею внутреннюю самостоятельность, однако моравский князь Святополк (870–894) признал себя ленником Людовика. Произошли коренные изменения и в церковной политике. Богослужение на славянском языке почти прекратилось, население было вовлечено в орбиту католической культуры.

Святополк разделил власть между сыновьями. Князем Великой Моравии стал старший, Моймир II (894–906), но сохранить государство в его прежних границах ему не удалось. Паннонию опустошили кочевники-венгры; противоречия внутри державы привели к отделению от нее Чехии, затем лужицких, силезских и польских земель. В начале X в. под ударами кочевников-мадьяр и вследствие внутренних противоречий Великоморавская держава распалась.

Великая Моравия была древнейшим западнославянским государством, сыгравшим важную роль в борьбе с агрессией немецких феодалов. Распад государства повлиял на судьбы многих народов. Паннонские славяне были ассимилированы венграми, лужицкие сербы – порабощены немцами, словаки оторвались от наиболее близких им по языку и культуре чехов и на целое тысячелетие вошли в состав Венгрии.

Чешское княжество. Династия Пржемысловичей. Государственная консолидация чешских племен осуществлялась путем постепенного подчинения их власти одного князя. Болеслав I (935–967) из рода пражских князей Пржемысловичей подчинил большинство чешских племен и распространил свою власть на северо-западную Словакию, Моравию и Силезию. При его преемнике Болеславе II (967–999) границы государства расширились до рубежей Киевской Руси. В 973 г. Болеслав II основал Пражское епископство и уничтожил последних поборников феодальной анархии, завершив консолидацию страны.

Княжество Пржемысловичей развивалось в обстановке постоянной борьбы с Германской империей. Немецким феодалам не удалось подчинить Чехию полностью, но в 1041 г. Бржетислав I (1037–1055) все же вынужден был присягнуть на верность императору Генриху III. С этого времени Чехия вошла в состав Германской империи. Бржетислав I вел активную внешнюю политику; воевал против Венгрии, в 1038 г. совершил поход на соседнюю Польшу. Его преемники продолжали эту борьбу за лидерство в регионе. Центральная власть постепенно укреплялась, и в 1158 г. королевский титул стал наследственным в чешской династии. Дальнейшему укреплению государства мешали распри между Пржемысловичами. Особенно усилились они в последней четверти XII в.



Словакия в составе Венгерского королевства. Венгерское завоевание прервало процесс образования словацкой народности, привело к ее частичной мадьяризации. Южные и западные земли Словакии являлись наиболее развитой частью венгерского раннефеодального государства. Основой экономики было земледелие. Внутри Венгрии словаки не имели автономии, что мешало их экономическому, политическому и культурному развитию. В Х–ХII вв. в Словакии шел процесс развития феодальных отношений. Формы повинностей в Словакии были тяжелее, чем в Чехии: феодалы могли продавать и безнаказанно убивать отроков.

Немецкая колонизация. В XII–XIV вв. в Чехии и Словакии происходило активное освоение земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, расширение ремесленного производства. Он сопровождался притоком иностранцев, главным образом немцев. Сельская колонизация – это не только приток чужеземных поселенцев, а и освоение новых земель. Приток немцев в Чехию прекратился в XIV в., а в Словакии продолжался вплоть до XVII в. Городская колонизация привела к созданию новых немецких городских центров, к изменению структуры существовавших ранее городов, где власть захватил немецкий патрициат. Колонизация вела к немецкому засилью, оттеснению чехов и словаков на положение низшего слоя общества.

Социально-экономическое развитие. В XIII–XIV вв. в Чехии осуществляется переход к денежной ренте. Чтобы заинтересовать крестьян в освоении новых земель, феодалы признавали за крестьянами наследственное право на землю. Личная свобода крестьян в XIII–XIV вв. расширяется. В то же время в деревне усиливается процесс имущественной дифференциации.

В результате отделения ремесла от земледелия появляются новые и расширяются старые города. Однако единого внутреннего рынка еще не существовало. В городах развивается цеховая система ремесленного производства. В 1300 г. была введена чеканная монета. С развитием экономики меняется и социальная структура общества, появляется новый слой населения – горожане. Привилегированным классом остается шляхта. С XIII в. в Чешском государстве получает самостоятельность духовное сословие.



Феодальная раздробленность Чехии. В результате экономических и социальных сдвигов в Чехии в конце XII–XIII в. установилось новое соотношение политических сил. Феодальная раздробленность была здесь непродолжительной и неглубокой. Экономические интересы феодалов заставляли их поддерживать центральную власть. Сплочения сил феодалов требовала и внешняя опасность. Политической стабилизации Чехии конца XII – начала XIII в. в значительной мере способствовало ослабление Германской империи. Пржемысл I (1197–1230), воспользовавшись этим обстоятельством, добился укрепления позиций своей страны в рамках империи. Но одновременно Пржемыслу пришлось пойти на уступки церкви.

Восстановление единого государства. В период правления Пржемысла II (1253–1278) Чехия еще более усилилась. Экономическое развитие страны позволило королю осуществить ряд важных внешнеполитических мер, расширить свои владения. Во внутренней политике Пржемысл II опирался на города, борясь против панов за усиление центральной власти. Но в борьбе с Рудольфом Габсбургом Пржемысл потерял австрийские и словенские земли и сам погиб.

В конце XIII в. чешский король Вацлав II (1278–1305) захватил польские земли и в 1300 г. короновался польской короной. Образовалось Польско-Чешское государство, но уже в 1305 г. Польша отделилась от Чехии. После прекращения династии Пржемысловичей (1306) Чехия как лен Священной Римской империи была передана Яну Люксембургскому (1310–1346).На чешском троне утвердилась династия Люксембургов (1310–1437).



Чехия в период правления Карла I (IV). Особенного расцвета Чехия достигла при короле Карле I (IV) Люксембургском (1346–1378), который являлся одновременно и императором Священной Римской империи. Его внутренняя политика была направлена на поддержку чешской экономики. Это было время роста городов и развития ремесла. Успешно развивалось сельское хозяйство. Карл IV предоставил ряд привилегий городскому патрициату. Он стремился ограничить влияние цехов, жестоко подавлял волнения ремесленников.

Карл укрепил власть короля, опираясь на патрициат и церковь. В 1344 г. было учреждено самостоятельное Пражское архиепископство, что способствовало более прочному объединению страны. Однако прямое подчинение чешской церкви папской курии повело к эксплуатации страны Римом. Ограничить власть феодалов Карлу не удалось, однако он расширил свою власть, усилив централизацию страны. Будучи избран германским императором, Карл в 1356 г. подтвердил независимость Чешского королевства. В его правление сложилась просуществовавшая до XVII в. территория тесно связанных между собой земель чешской короны: Чехия, Моравия, Верхняя и Нижняя Лужицы, Силезия.

Карл способствовал развитию чешской культуры. В 1348 г. он основал университет в Праге, который до сих пор называется Карловым университетом. При нем активно шло каменное строительство в столице Чехии, она стала одним из красивейших городов Европы.

Словакия в XIII–XIV вв. В экономике Словакии XIII–XIV вв. также наблюдаются значительные перемены. В результате внутренней колонизации осваивались новые земли. Развиваются такие города, как Братислава, Нитра и Трнава, Кощице. Возникают горные города. Заинтересованные в добыче полезных ископаемых, венгерские короли поддерживали горные города привилегиями.

С начала XIV в. Словакия стала центром европейской транзитной торговли. Политическое развитие происходило в условиях феодальной раздробленности, усилившейся после пресечения венгерской династии Арпадов. Словакия стала уделом одного феодала, что способствовало в значительной мере изолированности от Венгрии и расширению связей с Чехией.



Предпосылки реформационного движения в Чехии. К концу XIV в. социально-экономическое положение Чехии стало ухудшаться. Увеличилась денежная рента, возросли барщинные повинности крестьян, были ограничены права их свободного переселения. Усилились противоречия в городах между объединенными в цеха ремесленниками и патрициатом. Поскольку среди городского патрициата было много немцев, конфликты приобретали национальную окраску. Особенностью назревавшего конфликта была и его антикатолическая направленность. Католическая церковь являлась крупнейшим земельным собственником в стране. Моральное разложение духовенства, засилье немцев вызывали активный протест народа.

Деятельность Яна Гуса. Реформаторское движение началось с критики духовенства. Идеологом чешской реформации стал ректор Пражского университета Ян Гус (1371–1415). Деятельность Яна Гуса, его сторонников и последователей способствовала созданию широкой оппозиции католической церкви. Реформационное движение в Чехии вызвало протест в католической Европе и Ватикане. В 1414 г. Ян Гус был вызван папой на Констанцский собор и по приговору собора сожжен на костре как еретик (1415).

Казнь вождя реформации вызвала новый подъем в чешском обществе. 30 июля 1419 г. началось восстание в Праге. Гуситское движение вступило в период вооруженной борьбы, в ходе которой завершилось размежевание социальных сил внутри гуситов на «чашников» и «таборитов» (умеренное и радикальное крыло).



Гуситские войны. Распространение реформационных идей угрожало католической Европе, поэтому борьба с «чешской ересью» стала неотложной задачей католических государей. К тому же во время восстания в Праге умер чешский король Вацлав IV (1378–1419). Наследником чешского трона был его брат венгерский король и Римский император Сигизмунд Люксембургский, ярый католик, которого гуситы не могли принять как своего короля. Его претензии на чешскую корону были одним из поводов для начала крестового похода против гуситской Чехии.

Грозящая опасность заставила чашников и таборитов забыть разногласия, существовавшие между ними, и объединиться для защиты страны. Во главе объединенных военных сил чашников и таборитов встал талантливый полководец Ян Жижка. Под его руководством натиск крестоносцев был отбит. Несмотря на военные успехи, силы восставшей Чехии ослабевали. Значительная часть участников стала переходить из таборитского лагеря в более умеренный.



Однако гуситское движение нанесло удар католической церкви. Она лишилась былой политической власти и вынуждена была пойти на компромисс. Соглашение между католиками и чашниками было заключено на церковном соборе, проходившем вначале в Базеле, а затем в Праге в 1433 г. («Пражские компактаты»). Было секуляризовано церковное имущество, прекратилось взимание десятины; горожане также освободились от церковных поборов, получили представительство в сейме. Гуситское движение способствовало подъему национального самосознания, расцвету чешского языка и культуры. Выросла политическая роль шляхты, утвердились политические позиции городского сословия, города разбогатели, расширилось их самоуправление.

Стабилизация Чешского королевства. После окончания гуситских войн борьбу за укрепление и централизацию государства возглавил избранный королем чешский гетман Иржи из Подебрад (1458–1471). Опираясь на мелкое и среднее дворянство и верхушку бюргерства, он провел реформы, способствующие развитию городов и торговли. По технике сельскохозяйственного производства Чехия находилась на уровне передовых стран Европы. В сельском хозяйстве углублялась специализация. Чешские феодалы чаще прибегали к найму. Высокими темпами развивалась промышленность, особенно горное дело и металлургия. К концу XV в. Чехия утвердилась как сословная монархия. В 1478 г. в сейме был принят закон, лишавший крестьян права перехода.

Словакия в борьбе за венгерскую корону. Произошли изменения и в Словакии. В середине XV в. Словакия стала ареной династической борьбы между Габсбургами, Ягеллонами, чешскими и венгерскими магнатами. Феодальная борьба привела к ухудшению положения народа, что вылилось в 40–60-е гг.в антифеодальное движение. В конце XV в. в Венгрии утвердилась на престоле династия Ягеллонов, при которой произошло укрепление политической власти венгерских магнатов в Словакии.

Включение Чехии в состав владений Габсбургов. Победа Турции при Мохаче (1526) увеличила угрозу со стороны турок и для Чехии. В этой битве погиб чешско-венгерский король Людовик (1516–1526), не оставив наследника. Чешским королем стал эрцгерцог австрийский Фердинанд Габсбург. С этого времени чешские земли (до 1918) стали составной частью монархии Габсбургов. Фердинанд I Габсбург (1526–1564) попытался добиться ограничения роли сейма и самоуправления городов, признавал только католицизм и не считался с протестантизмом. Чешские города открыто выступили против Фердинанда I.

«Кровавый сейм». 19 марта 1547 г. чешский сейм принял 57 статей, содержащих требования к королю, создал временное правительство и решил собрать земское ополчение для защиты государства и народных прав. Первое открытое выступление чешского народа против Габсбургов было жестоко подавлено. Решения «Кровавого сейма» в августе 1547 г. уничтожили политические права чешских городов, лишили их голоса в сейме, управление городами и цехами было отдано под надзор королевских чиновников.

Правление Габсбургской династии поставило Чехию в условия, неблагоприятные для развития ее государственности и национальной культуры. Это стало обнаруживаться уже к концу XVI в. Однако и под властью Габсбургов Чехия пока продолжала оставаться самостоятельным государством, соединенным с другими землями Австрийской монархии только династической унией.

Во второй половине XVI в. в чешских землях началась контрреформация. Габсбурги призвали в Чехию орден иезуитов, а в 1561 г. было восстановлено Пражское архиепископство. Католическая церковь способствовала укреплению политической власти Габсбургов и онемечиванию Чехии. Это привело к возникновению широкой протестантской оппозиции. В конце XVI – начале XVII в. политические противоречия обостряются. В 1618 г. чешские сословия подняли восстание против Габсбургов. В 1620 г. состоялась битва у Белой Горы, в которой восставшие были разбиты силами габсбургской коалиции. Чехия окончательно утрачивает свою независимость.

Чехия в Тридцатилетней войне. На протяжении Тридцатилетней войны (1618–1648) чешские земли были одной из территорий, где велись военные действия. Длительное время Чехия не могла оправиться от постигшего ее разгрома и упадка. В то же время Габсбурги приступили к политическим преобразованиям в Чехии. В 1627 г. был издан «Обновленный земский устав», который устанавливал наследственное преемство чешского престола Габсбургской монархией, а король получал абсолютную власть. Права сейма были ограничены до минимума. У городских магистратов было отнято право распоряжаться имуществом и доходами городов. Немецкий язык получил равные права с чешским. Католицизм был объявлен государственной религией. Протестанты были объявлены вне закона. Массовая эмиграция протестантов привела к дальнейшему падению ремесла и сельского хозяйства в Чехии.

Словакия в составе Австрии. Коронация Фердинанда I венгерской короной (1526) означало присоединение Словакии к Австрийской империи. В словацких городах усилился немецкий патрициат, значительная часть земли перешла в руки австрийской знати. Одновременно с австрийским еще более тяжелым стало венгерское иго. В южной части Словакии, которую в 1562 г. заняли турки, условия для жизни словаков были еще тяжелее, чем в габсбургской Венгрии. Лишь в результате австро-турецкой войны 1683–1699 гг. турецкое господство в Южной Словакии было ликвидировано. По условиям Карловицкого мира (1699) подтверждалось, что Словакия в составе Венгерского королевства входит в Габсбургскую империю.

В экономическом отношении Словакия в составе империи Габсбургов находилась на средневековом уровне и являлась аграрно-сырьевым районом империи. Быстрый рост фольварков и развитие барщинной системы приводили к усилению крепостного гнета. В середине XVIII в. в Словакии возникают первые мануфактуры, однако распространения они не получили, а в 1771 г. правительство запретило открытие новых предприятий, что превращало Словакию в рынок сбыта австрийских и чешских товаров.



Реформы Марии Терезии в Чехии. Проведением реформ Габсбурги стремились укрепить империю, объединить ее на основе уничтожения всех особенностей областей, приспособить общественно-политический строй к развивающимся капиталистическим отношениям.

Австрийский император Карл VI (1711–1740) в 1720 г. утвердил так называемую «Прагматическую санкцию», согласно которой все его владения объявлялись неделимым и нерасторжимым целым. Реформами Марии Терезии (1740–1780) были ликвидированы остатки самостоятельности чешских земель. В 1749 г. были созданы общие для австрийских и чешских земель административные органы власти. Все управление фактически сосредоточилось в руках императорских чиновников, была введена общеземская подать, создано единое постоянное войско. Чехия лишалась своего отдельного бюджета и собственного войска. Немецкий язык был объявлен официальным языком Габсбургской монархии. После мощного восстания крестьян в 1775 г. Мария Терезия издала новый патент для Чехии и Моравии, по которому в зависимости от зажиточности крестьян устанавливалась точно фиксированная барщина.

Преобразования способствовали промышленному прогрессу. Развитие мануфактуры требовало свободных рабочих рук. Иосиф II (1780–1790) в 1781 г. отменил личную крепостную зависимость крестьян, а в 1789 г. издал патент о повинностях. Еще более настойчиво он проводил политику централизации государства. При нем началось прямое гонение на чешский язык. Чешские школы были уничтожены. Чехия стала вновь объектом немецкой колонизации.

ЛЕКЦИЯ III. БОЛГАРСКИЕ И МАКЕДОНСКИЕ ЗЕМЛИ

В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
Первое Болгарское царство. В начале VI в. на территорию Балканского полуострова началось проникновение славянских племен. У них уже сложилось имущественное неравенство, формировалась знать. В VII в. возникают племенные объединения, наиболее прочным из которых оказался союз семи племен.

Во второй половине VII в. развитие славянской государственности в восточной части Балканского полуострова было осложнено появлением из Северного Причерноморья тюркских племен, которых принято называть протоболгарами. Протоболгары, кочевники-скотоводы подверглись влиянию более высокой славянской культуры. У них стали складываться феодальные отношения, основанные на землевладении. Постепенно шел процесс ассимиляции протоболгар славянами. Попытки Византии подчинить протоболгар и славян окончились неудачей. Но как славяне, так и протоболгары нуждались в объединении для борьбы Византией. Мирным договором, заключенным в 681 г. с ханом Аспарухом, Византия признала существование нового государства, которое вошло в историю под названием Первого болгарского царства (681–1018).



Социально-экономическая организация. В VII–IX вв. развитие ремесла, начавшего отделяться от сельского хозяйства (гончары, кузнецы, строители), было еще незначительным. Основной массой населения были свободные земледельцы. Продолжало существовать рабство, но рабы мало использовались в производстве. В начале IX в. пленных уже не обращали в рабство. Незавершенность процесса феодализации сказывалась в характере болгарского войска (народное ополчение), в неразвитости системы обложения, слабости государственного аппарата.

Отношения с Византией. Основные события политической жизни страны определялись ее взаимоотношениями с Византией, которая тщетно пыталась воспользоваться борьбой различных слоев знати, чтобы подчинить себе Болгарию. За двадцать лет (с 757 г.) в Болгарию было предпринято девять походов. Болгарские правители стремились упрочить свое государство и расширить его территорию за счет византийских провинций, населенных славянами. При хане Круме (803–815), первом болгарском законодателе, Болгария, укрепившаяся в результате победы прогрессивной группы феодалов, разгромила Аварский каганат, захватила его земли до реки Тисы, и предприняла попытку захвата Константинополя. Преемники Крума присоединили Паннонию и часть Македонии.

В середине IX в. Болгария – мощное государство на Балканском полуострове. Эти успехи были достигнуты благодаря усилению центральной власти в Болгарии. Хан, проводя политику централизации государства, стремился опереться на феодалов. «Законы хана Крума» карали нарушителей права частной собственности.



Принятие христианства. Принятие при князе Борисе (около 865 г.) христианства укрепило международное положение Болгарии, усилило господствующие позиции складывавшегося землевладельческого класса (болярства), ускорило этническое объединение населения Болгарии. Протоболгары к концу IX в. окончательно растворились в славянской массе, славянский язык стал языком церкви, письменности и государства. Принятие христианства способствовало значительному культурному подъему Болгарии. К концу IX в. в Болгарии уже сложились основные классы феодального общества. Основными формами эксплуатации были отработочная рента и натуральная рента. Происходило отделение ремесла от сельского хозяйства и образование феодального города. Широко развивалась торговля, способствовавшая распространению денежного обращения.

Распространение богомильства. Рост эксплуатации зависимых крестьян, усилившейся под влиянием длительных и тяжелых для Болгарии войн с Византией, явился причиной появления в I половине X в. движения в форме религиозной ереси – богомильства. Богомильство было формой сопротивления крестьян против феодального государства и эксплуатации. Выражалось оно в отказе признавать какие-либо власти и выполнять повинности, отрицании богатства. Не отвергая христианства, оно направило удар против церкви, критиковало ее организацию и обрядность.

Войны царя Симеона (865–927) против Византии привели к значительному увеличению территории Болгарии, что отразилось в новом титуле Симеона – «царь болгар и греков». Была провозглашена независимость болгарской церкви от константинопольского патриарха. Правление Симеона совпало со временем расцвета славянской культуры, письменности и литературы.



Начало феодальной раздробленности. Военно-административное объединение захваченных Симеоном земель, населенных греками, сербами, албанцами, было непрочно, и уже при его преемнике царе Петре (927–969) начался распад царства (в 930 г. временно отошли земли по реке Струме, в 931 г. отпала Сербия). Почти непрерывные войны подорвали экономику страны. Развитие феодальных отношений способствовало росту центробежных стремлений феодалов и в самой Болгарии. От нее отделилось Западно-Болгарское царство.

В 969 г. в северной Болгарии появились дружины киевского князя Святослава. В ответ на это византийский император Иоанн Цимисхий двинулся с войском в Болгарию. Разбив киевского князя Святослава и принудив его покинуть Болгарию, Иоанн Цимисхий присоединил северо-восточную часть страны к Византии (972). Усилившиеся раздоры между крупными феодалами ослабляли государство. Лишь с установлением в Западно Болгарском царстве личной власти царя Самуила (997–1014) упрочилась центральная власть. В 995 г. начались военные действия против Византии, завершившиеся поражением болгар в битве при Сперхее (996). Наступление Византии привело к разгрому болгарских войск (1014). В 1018 г. Византия окончательно подчинила Болгарию.



Болгария под властью Византии. В результате византийского завоевания болгарский народ оказался под двойным гнетом – собственных феодалов и византийских феодалов и администрации. Экономическое развитие Болгарии замедлилось. Болгарская церковь была вновь поставлена в зависимость от константинопольского патриарха. Особенно быстро росло землевладение византийской знати. Замена в 1040 г. натуральной подати с крестьян денежным налогом явилась поводом к восстанию Петра Деляна. Усилилось богомильское движение (ряд восстаний богомилов и павликиан в 80-х гг. XI в.), для борьбы с которым созывались, начиная с XII в., церковные соборы.

Второе Болгарское царство. Крупное восстание против византийского господства (1185–1187), возглавленное братьями Петром и Асенем, привело к свержению иностранного ига и созданию, нового болгарского государства, вошедшего в историю под названием Второго болгарского царства (1187–1396). Столицей его вначале был объявлен г. Великий Преслав, впоследствии столицей стало Тырново.

Феодальные отношения в Болгарии достигли в этот период полного развития. Существовала феодальная иерархия: царь – великие боляре – малые боляре. Крупные феодалы имели свои дружины. Крупным земельным собственником была также церковь. Феодальный иммунитет юридически закреплял власть боляр над населением принадлежащих им владений. Основной категорией крестьян были парики, известны отроки. Небольшое количество свободных крестьян сокращалось. Наиболее распространенной формой феодальной ренты была натуральная. Со второй половины XIII в. в связи с ростом барской запашки стала возрастать отработочная рента. Усиление эксплуатации крестьян вело к обострению внутренних противоречий (движение богомилов, восстание Ивайло (1277–1280).



Развитие городов, ремесла и торговли. В это время в Болгарии быстро развивались города (к середине XIII в. их насчитывалось до 70), ставшие центрами ремесла и торговли. Во внешней торговле господствующая роль принадлежала Дубровнику, получившему от болгарских царей Ивана и Михаила Асеней право свободной торговли на всей территории Болгарии. Велась также торговля с Италией (договоры с Венецией 1352 г. и с Генуей 1387 г.), Византией, Польшей, Галицкой Русью.

Большой ввоз иностранных товаров отрицательно сказывался на развитии болгарского ремесла. Наличие в городах многочисленных иностранных торговцев, участие в городском управлении феодалов и духовенства препятствовало созданию сильного бюргерского слоя. Города не смогли стать опорой царской власти в борьбе за централизацию государства против усилившейся тенденции феодального распада (убийство болярами царей Асеня и Калояна).

Процесс феодальной раздробленности замедлился при Иване Асене II, когда Болгария достигла ряда военных успехов (победа над войсками Эпира в 1230 г., присоединение в том же году Македонии и Албании). Болгария при царе Иване Асене II (1218–1241) снова становится ведущим государством Юго-Восточной Европы, начавшим чеканить свою медную, серебряную и золотую монету.

Восстание Ивайло. Во второй половине XIII в. Болгария подвергается нападениям монголо-татар, византийцев и мадьяр. В 1277 г. на севере Болгарии начинается народное восстание во главе с Ивайло, отряды которого дважды разбивают татар. В начале 1278 г. под Тырново армия Ивайло разбила войско царя Константина Асеня (1258–1277), Ивайло женился на его вдове, византийке Марии, и был провозглашен царем. Ему удалось еще раз разбить татар и византийцев, но в результате сложной дипломатической борьбы он был убит в ставке татарского хана Ногая. Болгария разделилась на несколько феодальных владений: Тырновское и Видинское царства, независимую Черноморскую область, которыми управляли династии Тертеров и Шишманов.

Османское завоевание. В конце XIV в. болгарские земли попали под власть сербского короля Стефана Душана. После его смерти Балканский полуостров был завоеван турками. Последние государи Восточной и Западной Болгарии Иоанн Шишман и Иоанн Страшимир с 1393 по 1398 год потеряли Тырново, взятый приступом войсками султана Баязета, Видин, восточные и западные болгарские земли. Шишман III, Срашимир и болгарский патриарх были взяты в плен, и страна окончательно стала турецкой провинцией. К 1396 г. Болгария была завоевана Османской империей, в составе которой находилась почти 500 лет.

Турецкое завоевание принесло балканским народам страшные опустошения. Многие села и города были уничтожены. Значительная часть населения была уведена в рабство. Плодородные долины были заняты турками. Местное население постепенно перемещалось с юго-востока на северо-запад, уходило в малодоступные горы и леса. Султаны организовали переселение турок из Малой Азии. Больше всего турок поселилось в Болгарии и Македонии. В Сербии, Боснии и Герцеговине они жили главным образом в городах. В целом турки на Балканском полуострове составляли этническое меньшинство. Однако это был господствующий слой, проводивший политику ассимиляции.



Административно-политическое положение болгарских земель под властью Турции. Турецкие завоеватели распространили на территории Болгарии турецкую военно-ленную систему. Вся земля была объявлена государственной. Часть ее была роздана в ленное владение турецким феодалам – спахиям, обязанным нести военную службу, и соответственно доходу от своего лена снаряжать и посылать на военную службу определенное число всадников. Болгарские боляре, покорившиеся новой власти, влились в господствующий класс Османской империи. Но позднее феодалы-христиане постепенно либо перешли в ислам, либо были лишены своих наследственных владений. Крестьяне (райя) наряду с натуральной рентой феодалу (десятина), позднее также и отработки, обязаны были платить множество налогов государству (всего до нескольких десятков названий).

Кризис военно-ленной системы. Со второй половины XVI в. начался распад военно-ленной системы. Завоевательные войны привели к усилению крупных феодалов. Обедневшие ленники стали уклоняться от военной службы, их владения теряли свой прежний характер. В связи с военными неудачами Османской империи со второй половины XVII в. спахии теряли такой источник дохода, как военная добыча. Они стали требовать от крестьян отбывания барщины, заменять натуральный налог денежным. Это приводило к разорению целых деревень. Правительство все чаще использовало даровой труд населения. Все это привело к застою в сельском хозяйстве, отставанию от Западной Европы, где уже утверждались капиталистические отношения.

Завоевание привело к упадку ремесла и торговли. Многие города были разрушены, другие стали крепостями или административными центрами. Население городов заменялось турецкими колонистами. Города приобретали восточный облик. Бесчисленные пошлины мешали развитию ремесла и торговли. Даже горное дело, в процветании которого была заинтересована турецкая армия, пришло в упадок. С XVI в., испытывая недостаток в продуктах ремесленного производства, турецкие феодалы стали покровительствовать иностранным купцам, особенно дубровницким. Началось оживление и собственного ремесла. В XVII–XVIII вв. в города начался прилив славянского населения. Ремесленники были объединены в цехи, подчиненные туркам.



Положение славянской церкви. Завоеватели лишили самостоятельности болгарскую, македонскую, сербскую и боснийскую церкви и подчинили их константинопольскому патриарху, который был не только духовным главой православного населения, но и осуществлял по отношению к нему некоторые административные и политические функции. Греческая церковь стала служить более прочному подчинению славянских народов туркам. В богослужении и школе стал утверждаться греческий язык. Греческое духовенство преследовало и свои цели, проводя ассимиляторскую политику, вызывало ненависть местного населения.

Борьба против турецкого господства. Борьба славянских народов против турецкого господства началась сразу же после завоевания. Она принимала различные формы. Одной из них были массовые переселения и бегство в малодоступные районы, отказ принять мусульманство и выполнять феодальные повинности. Высшей формой сопротивления были вооруженные выступления. Они вылились в гайдуцкое движение. Гайдуки были организованы в дружины (четы), возглавляемые воеводами. Гайдуцкое движение переплеталось с массовыми крестьянскими восстаниями.

В течение XV–XVI вв. вспышки восстаний быстро гасли, так как турецкая военная машина действовала еще бесперебойно. С конца XVI в. началась более организованная борьба. В немалой степени она была связана с войнами центрально-европейских государств с Османской империей. Попутно Габсбурги стремились утвердить свое господство на Балканском полуострове. Австрия поощряла восстания славянских народов, если они содействовали ее военным планам.

С середины XVII в. в Болгарии усиливается надежда на помощь России, чей политический авторитет в Европе значительно возрос. В 1686 г. произошло новое восстание в Тырнове. Заговор был раскрыт. Не смотря на помощь России, восстание было потоплено в крови.

Все восстания в Болгарии в конце XVI – начале XVIII в. потерпели неудачу. Основной их движущей силой были крестьяне. Из-за экономической отсталости страны в ней еще не начала формироваться буржуазия, которая бы возглавила национально-освободительную борьбу. Восстания носили локальный характер. Их руководители, происходившие из уцелевших семей болгарских землевладельцев, не могли выработать программу, которая стала бы общенародной. Россия была еще не готова к решающей схватке с Турецкой империей, а балканская политика Австрийского государства имела свои планы.



Македония в VII–XI вв. К VII в. Македония, как и вся восточная часть Балканского полуострова, была заселена различными славянскими племенами, являющимися общими предками современных македонцев и болгар. Славяне Македонии вели длительную борьбу с Византией, в ходе которой славянские племена объединялись в союзы, носившие временный и непрочный характер.

В IX в. Македония подверглась нападению хана Крума. Выходцы из Македонии, Кирилл и Мефодий, основали славянскую письменность, ставшую основой развития славянской культуры. В IX в. Македония вошла в состав Болгарского государства, в частности Западно-Болгарского (рубеж X–XI вв.) и Второго Болгарского (XI–XIII вв.) царств. В составе Болгарского царства македонские славяне, приняли христианство.



Македония под властью Византии (XI–XIII вв.). В 1018 г. Македония, входившая в состав Западно-Болгарского царства, была захвачена Византией. В период Византийского господства в Македонии многократно поднимались восстания против усиливающегося феодального гнета и поборов в пользу Византийской империи: восстание Петра Деляна (1040), Георгия Войтеха (1072) и др. Социальное угнетение вызвало в Македонии рост богомильского движения.

В XIII в. Македония распалась на ряд феодальных владений, и ее разрозненные части, отпавшие от Болгарии, входили в состав различных государственных образований (Эпирской деспотии, Византии). В середине XIV в. Македония была завоевана сербским королем Стефаном Душаном, а после распада его государства раздробилась на мелкие уделы. Многократные переходы македонских земель от одного государства к другому превращали ее в область столкновения различных политических и культурных влияний. Тем не менее, македонцы оставались наиболее близкими населению Болгарии по культуре, являясь частью болгарской народности.



Македония под властью Османской Турции. В конце XIV – начале XV в. территория Македонии была завоевана турками-османами и вошла в состав их империи. Социальный гнет дополнился национальным и религиозным господством завоевателей. Османское владычество еще более увеличило этническую пестроту населения. Население Македонии составляли греки, славяне, говорившие на местных диалектах южнославянских языков, турки, албанцы, влахи. Установление турецкой военно-ленной системы привело к резкому хозяйственному и культурному упадку Македонии.

В конце XVIII – начале XIX в. в Македонии начинается процесс национального Возрождения, имеющий ряд особенностей. Несмотря на пестроту национального состава Македонии, этот процесс длительное время проходил здесь в русле греческого национально-освободительного движения. Греки в этот период представляли собой наиболее развитый в экономическом, социальном, культурном отношении национальный элемент на Балканах, в том числе и в Македонии.



Роль православной церкви в сохранении славянской культуры. Центрами просвещения и развития славянской культуры оставались православные монастыри в Македонии (Заграфский, Хилендарский и др.).

Немалую роль в распространении греческого влияния в процессах национальной самоидентификации македонского населения сыграла Константинопольская патриархия, особенно после упразднения в 1767 г. последней болгарской Охридской архиепископии.

Константинопольская патриархия являлась носителем греческого языка и греческих византийских традиций, на протяжении веков она была проводником политики «эллинизации» в районах сферы своего идеологического и культурного влияния. В результате многие представители македонских славян, не вполне осознавая свою национальную и этническую принадлежность, считали себя греками, а их дети учились в греческих школах.
ЛЕКЦИЯ IV. ЮГОСЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ.
Начало сербской государственности. В VII в. в основном завершается начавшийся еще в VI в. процесс расселения славянских племен на Балканском полуострове. Этническая карта территории югославян после завершения славянского переселения отличалась большой сложностью, дробностью и изменчивостью. В VШ–XI вв. существовали два сербских государственных объединения – Рашка (на северо-западе современной Сербии) и Дукля (на территории современной Черногории), частично находившиеся в зависимости от Византии. Сербский народ внутри страны всегда сохранял полную национальную независимость. В IX в. сербы приняли христианство в славянском, кирилло-мефодиевском виде, принесшее и свой особый алфавит – кириллицу, которой сербы пользуются до сих пор.

Королевство Неманичей. Крупное сербское государство было создано в XII в. при великом жупане Рашки Стефане Немане (1159–1195), ставшем основателем первой сербской правящей династии. Тогда же сложилось и сербское дворянство, а бывшие жупаны стали знатью страны. В 1217 г. «Српска земля» стала королевством со столицей в Белграде, а сын основателя династии Неманей Стефан Первородный (1195–1224) венчался уже как король. В 1220 г. было создано и сербское архиепископство; первым архиепископом стал брат Стефана Первовенчанного Савва, позднее «святой патрон» Сербии, герой преданий сербского народа. В XIV в. сербские архиепископы были провозглашены патриархами.

Расцвет Сербии пришелся на правление Неманича Стефана Душана (1331–1355). Стефан разгромил войска венгерского короля Карла, напавшего на Сербию, на юге завоевал часть византийских земель и в 1346 г. стал титуловаться «саром сербов и греков». Известен его «Законник» 1349 г., ставший основным законом Сербии.



Начало османской экспансии на Балканах. После смерти Стефана Душана Сербия начала распадаться на самостоятельные княжества. Турки, уже продвигавшиеся на Балканы, 26 сентября 1371 г. на берегу реки Марицы нанесли сербскому войску сокрушительное поражение. В бою погиб и король Вукашин. 15 июня 1389 г. сербские войска и их союзники, боснийцы и венгры, во главе с князем Лазарем, были разгромлены превосходящими силами турок во главе с Мурадом I на Косовом поле. Попавший в плен раненый князь Лазарь был казнен.

После поражения сербско-боснийского войска Сербия и другие южнославянские земли были захвачены турками. И хотя отдельные сербские князья стремились удержаться у власти, продолжалось это только до 1459 г., когда султан Мухаммед прекратил это мнимое самостоятельное существование Сербского государства. Словенцы и хорваты надолго попали под власть империи Габсбургов, Черногория, в которой правили Балшичи, а позднее Черноевичи, была частично завоевана турками в 1496 г. Власть османов здесь ограничивалась уплатой дани турецкому султану. После разгрома венгров в битве у Мохача в 1526 г. Сербия полностью стала частью Османской империи.

В XVI в. великий визир Османской Порты Мехмед Соколович, по происхождению серб из Герцеговины, восстановил сербскую церковь. В сербских монастырях появились типографии, печатавшие сербские книги. В горах, недоступных туркам, господствовали сербские гайдуки, организованные в народное войско. Для Сербии была характерна эмиграция населения в северные районы. Сопротивление сербского народа было так велико, что на протяжении турецкого господства ислам не смог прочно обосноваться в Сербии.

Сербия в австро-турецких и русско-турецких войнах XVII–XVIII вв. В 1688 г. австрийская армия изгнала турок из Венгрии, вошла в Сербию, заняла Белград, Ниш и Призрен, но под давлением турецких войск была вынуждена уйти назад. Вместе с австрийцами в Венгрию эмигрировало и много сербов, опасавшихся мести со стороны турок.. Австро-турецкая война 1716–1718 гг. закончилась Пожарвацким миром, по которому северная Сербия с Белградом перешла под власть Австрии. Но это не принесло существенного облегчения населению. Поэтому во время следующей австро-турецкой войны 1737–1739 гг. сербы слабо поддерживали Габсбургов, которые вынуждены были вновь уступить туркам Белград с областью.

С середины XVIII в. ведущая роль в борьбе с Турцией перешла к России. Победа России в двух русско-турецких войнах второй половины XVIII в. способствовала подготовке условий для освобождения сербов от османского ига. Конец XVIII в. ознаменовался подъемом антитурецкой борьбы. В 90-е годы XVIII в. сербское население Белградского пашалыка добилось от турецких властей некоторых уступок (широкая автономия, расширение прав местного сербского самоуправления), создавших предпосылки для развития товарно-денежных отношений, за восстановление Сербского государства.



Черногория в VII–XV вв. Черногорские земли, в начале н. э. входившие в состав Римской империи и в VII в. заселенные славянами, носили названия Дукля, Зета, с XV в. – Черногория.

С конца XII в. по 1366 г. черногорские земли входили в состав Сербии как провинция, предоставляемая в удел ближайшим родственникам великих жупанов. После смерти Стефана Душана и разгрома Сербии в Косовской битве Зетская жупа стала самостоятельной и управлялась наследственными жупанами Балшичами (1356–1421), и Урноевичами, (1430–1499).



Черногория под властью Османской Порты. В 1499 г. Зета вошла в составе Османской империи; Урноевичи ушли в неприступные Черные горы, официально включенные в состав Порты под именем Скутарийского санджака. Турция не смогла распространить на черногорские земли военно-ленную систему. Венеция захватила побережье, отрезав Черногорию от моря.

Турки овладели плодородными равнинами, и черногорцы были вынуждены заниматься главным образом скотоводством. Крошечные участки земли, расположенные среди каменистых гор, не могли удовлетворить потребности населения в хлебе. Ремесло развивалось также слабо. Темпы развития феодальных отношений и до османского ига были медленными. Личной зависимости крестьяне не знали. Сравнительно крупным землевладельцем была лишь православная церковь. Во время господства Османской империи собственно османских владений здесь не было. Земля находилась в собственности задруг, лесные угодья и пастбища использовались на общинных началах.



Борьба черногорцев за независимость в XVI–XVIII вв. В 1513 г. Черногория была выделена в самостоятельный санджак, во главе которого стал перешедший в ислам Скендербег Черноевич. После его смерти в 1523 г. она входила в состав соседних санджаков, но не признавала турецкой власти. В конце XVI – начале XVII в. местные жители не раз наносили поражения турецким отрядам. Горцы сохранили племенную автономию, а после ухода последнего зетского жупана в Венецию, создали горную республику во главе с владыками – черногорскими митрополитами.

В 1685 г. Черногория в союзе с Венецией добилась фактической независимости от Турции, не признанной, однако, султаном. Маленькая Черногория, успешно сопротивлявшаяся туркам, в обстановке борьбы с ними европейских держав, стала играть важную роль в международных отношениях на Балканском полуострове. Священная лига втянула ее в войну с Османской империей. Черногорские земли, несмотря на ряд побед, часто подвергались опустошениям со стороны турок. Этому способствовали потурченцы и межплеменная рознь.

В это время остро встал вопрос о более прочном объединении страны. В 1703 г. после антитурецкого восстания в Черногории, возглавленного митрополитом Негошем, черногорские мусульмане («потурченцы») переселились в Турцию, а их земля перешла к крестьянским общинам и к церкви. Владыко Данило Негош (1697–1735) провел в стране важные реформы, в результате которых было достигнуто известное единство страны. Во внешней политике Данило Негош стал ориентироваться на Россию.

Политические связи с Россией. С 1715 г. черногорские митрополиты стали получать постоянные субсидии от России, понимавшей стратегическое значение Черногории. С 1767 по 1774 гг. в Черногории правил Степан Малый, выдававший себя за российского императора Петра III. После удачных войн с Турцией 1792 и 1796 годов Черногория во главе с владыкой Петром I Негошем (1781–1830) особым фирманом султана 1798 г. была признана независимым княжеством.

Словения в V–XV вв. С VI в. словенские племена (до 623) подчинялись Аварскому каганату. В VII в. территория Словении входила в состав государства Само, центром которого находился в Богемии. Правление Само началось около 623 г. и продолжалось до 658 г.

После смерти Само и распада его государства славене-хорутане и словене-краинцы, создавшие государство Карантанию, после длительной борьбы с аварами, во второй половине VIII в. были вынуждены на началах вассальной зависимости войти в состав государства франков. При Карле Великом было создано новое вассальное словенское княжество в Паннонии во главе с князем Коцелом (860–874), после смерти которого часть словенских земель в виде Дулебского графства отошла к баварскому королю. На словенских землях было создано несколько пограничных графств-марок.

Во второй половине VIII в. в период правления Коцела (861–874) на словенских землях Кирилл и Мефодий начали распространение христианства по византийскому обряду. В 894 г. земли Паннонии со словенским населением были заняты венграми, постепенно ассимилировавшими местное население. В Карантании, входившей в это время в одно с Баварией герцогство, началась немецкая колонизация. Остальные словенские земли лишь в конце X в. объединились с Карантанией, образовав новое герцогство в составе Германской империи – Великую Карантанию. В середине XI в. Великая Карантания распалась.

Общественные отношения в Словении. Рано установившееся иноземное господство привело к тому, что местная знать в Словении почти не сохранилась. Много земель захватило немецкое духовенство. Господствующий класс сложился в основном из немцев, подчинивших основную массу коренного населения. Весьма пагубные последствия имели участившиеся во второй половине XV в. нападения турок.

Экономический прогресс XIII–XV вв. выразился в развитии городов, возникших в основном в горнорудных районах, на перекрестках торговых путей из Европы, на побережье Адриатического моря. В приморской части словенских земель, находившихся под властью Венеции, города имели широкое самоуправление. Рост экономического могущества Штирии, Крайны и Каринтии привлекал центрально-европейские государства. В середине XIII в. они попали под власть чешского короля Пржемысла II Отакара.



Словенские земли и Габсбурги. К концу XIII в. Габсбургам удалось захватить Штирию. К XV в. их власть распространилась на большую часть Словении. С развитием турецкого наступления на Центральную Европу словенские земли превращались в своего рода вторую, после «Военной Границы», оборонительную линию Габсбургской империи.

Несмотря на то, что словенцы лишились самостоятельности еще в VIII–IX вв. и подвергались все возрастающей германизации, они упорно боролись за сохранение своей культуры и языка. Этому способствовало реформационное движение, начавшееся в словенских землях в XVI в. Конец XVI в. отмечен началом контрреформации. В начале XVII в. под давлением контрреформации сословное собрание приняло постановление, обязывающее всех дворян перейти в католичество. Подавление крестьянских движений и победа католицизма отрицательно сказались на развитии страны. Только во второй половине XVIII в. в Словении начались сдвиги в хозяйстве и общественных отношениях.



Хорватия в VII–XIV вв. В VII в. хорватские земли были заселены славянскими племенами, занявшими бывшие провинции Римской империи – Далмацию и Паннонию. В конце VIII в. двенадцать хорватских племен после длительной и упорной борьбы попали в зависимость от государства франков.

Первое государство на территории Хорватии было создано князем Томиславом в IX в. В 925 г. оно стало королевством, которым в течение 200 лет правила династия Терпимировичей. Во второй половине IX в., когда сюда начало проникать богослужение на славянском языке, христианство получило широкое распространение. Томислав же ориентировался на римскую курию, что привело к укреплению в стране католицизма.

С 1102 г. хорватские земли вошли в состав Венгерского королевства, получившего выход к Адриатическому морю. В XII–XVI вв. на территории Хорватии происходил рост сельскохозяйственного производства. В хлебопашестве распространение получила трехпольная система обработки земли, интенсивно развивалось виноградарство, значительную роль играло и скотоводство.

В X–XII вв. Дубровник, Задар, Сплит и др. города превратились в значительные центры ремесла и торговли, а в XIII–XIV вв. достигли расцвета. Далматинцы славились как искусные моряки. Переход под власть Венгрии еще более способствовал расцвету далматинских городов. В XIII–XIV вв. большая часть Далмации состояла из самоуправляющихся городских коммун, но население городов не было однородным, что приводило к социальным конфликтам.

По мере усиления эксплуатации со стороны нобилей происходили вспышки восстаний. На рубеже XII–XIII вв. в Далмации распространяется богомильство. Несмотря на принадлежность к Венгрии, в административном отношении Хорватия оставалась обособленной от собственно венгерских земель и управлялась наместниками. В политическом отношении страна была раздробленной. В первой половине XIII в. страна подверглась вторжению монголо-татар.


следующая страница >>