30 января 2014 г.
КИНОЛЕКЦИЯ «ДОМ В БАЮН ГЕДЕ: ТРИ ИСТОРИИ О МАРГАРЕТ МИД И КИНО»
«Точка отсчета» визуальной антропологии («фотографической этнографии»), определение ее статуса в науке и СМИ были связаны с именем Маргарет Мид. Исследования Маргарет Мид и Грегори Бейтсона на Бали и в Новой Гвинее, во время которых они активно использовали кинопленку, можно назвать первым научным проектом в области визуальной антропологии и открытием принципиально нового вида информации, не дублирующего вербальную, а предлагающего новые для науки возможности отображения действительности. Маргарет Мид впервые был поставлен ряд важных вопросов о сочетании научности и художественности (искусство или наука?), о поиске художественности внутри события, о кино как способе культурной коммуникации.
Лекцию прочитает Нина Антонова, аспирант Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, участник волонтерской группы Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник»
Во время лекции будут показаны фильмы:
ТРАНС И ТАНЕЦ НА БАЛИ
22 мин, США, 1952
Режиссеры: Грегори Бэйтсон, Маргарет Мид
Антрополог Грегори Бейтсон и этнограф Маргарет Мид, известные как теоретическими построениями, так и блестящими полевыми исследованиями, в конце 1930-х годов сняли во всех подробностях ритуальный балийский танец с кинжалами на сюжет бесконечной битвы между ведьмой (вестником смерти) и драконом (защитником жизни). В ходе танца участники впадают в транс, сопровождающийся конвульсиями, и с силой втыкают кинжалы (крис) себе в грудь, но если транс достаточно глубок, ран не остается, а помощники затем относят танцующих (мужчин и женщин) во двор храма, где их приводят в сознание святой водой.
ДЖЕРО ВСТРЕЧАЕТ ИКЕТУТ НА БАЛИ
12 мин, Бразилия, 2011
Режиссеры: Кармен Риаль, Мириам Гросси
Мы предложили Джеро, нашему балийскому шоферу, посетить деревню ДесаБаюнГеде. Ему было незнакомо это место, где выдающиеся антропологи Маргарет Мид и Грегори Бейтсон проводили исследования в 1939 – 1940 гг. Маргарет Мид описала БаюнГеде как «уединенную мирную деревушку на вершине горы», которая была выбрана «по счастливой случайности». Поездка в это деревню, ставшую отправной точкой в истории визуальной антропологии, преподнесла нам множество сюрпризов.
20 февраля 2014 г.
КИНОПОКАЗ «ОБРЯД НЬЮМБА НТОБУ: СВАДЬБА ЖЕНЩИН»
28 мин, Швеция-Танзания, 2004
Режиссеры: Ларс Йоханссон, Анна Сабельстром
Фильм о том, как женщина «выходит замуж» за женщину в деревне Киагата в районе Мусома северо-западной Танзании. В одной из наиболее патриархальных общин Танзании многие девушки решают связать себя узами брака с пожилой женщиной, а не с мужчиной – такой традиционный институт известен как ньюмбантобу. Гомосексуализм здесь ни при чем. Пожилой женщине нужны наследники мужского пола и кто-то, кто позаботится о ней в старости. Молодой женщине свободно разрешается вступать в связь с мужчиной, который станет отцом ее детей, без прав на них или их мать. Девушки идут на это, так как боятся ежедневных побоев со стороны мужа. В итоге получаются семьи из одних женщин.
Ларс Йоханссон 16 лет проработал в Танзании в области лесничества, управления естественными ресурсами, земельной политики, развития села и местной прессы. Командировался в Кению, Эритрею, Индию, Непал, Лаос и Швецию как консультант в этих сферах. Работал как независимый журналист, фотограф и режиссер. С1998 г. в основном занимается созданием видео с участием местного населения – инструментом в распространении знаний об управлении естественными ресурсами и городском развитии
Приглашенный эксперт: Марина Львовна Бутовская, доктор исторических наук, профессор, зав. сектором кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН
http://www.youtube.com/watch?v=ojGWu6NW-Bo
27 марта 2014 г.
КИНОЛЕКЦИЯ «ХРОНИКИ ОДНОГО ЛЕТА И ЗАРОЖДЕНИЕ CINEMAVERITE»
В 1961 году с выходом фильма Жана Руша и Эдгара Морана «Хроники одного лета» мировое научное сообщество обратило внимание на кажущийся до этого исключительно развлекательным жанром кинематограф. Социолог Эдгар Морен ввел в обращение термин cinemaverite для обозначения фильмов, снятых без участия нанятых актеров, павильонов, сценария, часто с ручной камеры и в соответствии с принципами строгого невмешательства в снимаемые события со стороны режиссера и съемочной группы.
Техника стала настоящим прорывом в сравнении с устоявшейся «голливудской» схемой производства фильмов, но что отличало пионеров cinemaverite от традиционных документалистов? Почему техника была подхвачена режиссерами Новой волны для сьемки художественных фильмов? Что, в конце концов, имели в виду Руш и Моран, когда снимали свой фильм-манифест «Хроники одного лета», и можно ли найти его следы в современном кино? Этим и другим историям будет посвящена лекция, предшествующая показу фильма.
Лекцию прочитает Мария Силкина, участник волонтерской группы Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник»
ХРОНИКИ ОДНОГО ЛЕТА
85 мин, Франция, 1961
Режиссеры: Жан Руш, Эдгар Моран
Лето 1960-го. В соавторстве с социологом Эдгаром Мораном Жан Руш пытается выяснить у молодых парижан их концепцию счастья. Несколько героев перед камерой дают откровенные интервью касательно своих взглядов на современное устройство общества и свое место в нем.
24 апреля 2014 г.
КИНОПОКАЗ «ПРОКЛЯТИЕ ЕЖА»
91 мин, Румыния-Англия-Германия, 2004
Режиссеры: ДумитруБудрала, Чилла Като
В течение целого года авторы фильма следуют за большой и очень бедной цыганской семьей из Южных Карпат. Цыгане кочуют с гор в равнинные деревни, где продают самодельные товары, чтобы достать еды и денег. Зимой ничего больше делать не остается
Думитру Будрала изучал экономику в Бухарестском университете, окончил курсы документального кино INSAS в Брюсселе. Основатель и президент Румынского Фонда визуальной антропологии и международного фестиваля документального кино «AstraFilmFestival». Автор многих документальных фильмов.
Приглашенный эксперт: Ксения Трофимова, кандидат философских наук, религиовед, уже несколько лет ее исследования посвящены религиозной культуре цыган на Балканах
Особое событие: открытие фотовыставки «АМАРИ МАХАЛЛА» – ЗАРИСОВКИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЦЫГАН В БАЛКАНСКИХ ГОРОДАХ
«Амаримахалла» – зарисовки повседневной жизни цыган в балканских городах. Цыганская махала – это мозаика образов, наполненное движением пространство, где в тесных улицах создаются, сплетаются бесчисленные жизненные истории. Смех, плач, жаркие споры, музыка – доносящиеся отовсюду звуки махаллы, без которых ее просто невозможно представить. А фотографии – лишь мгновения в этом движении. Их герои – старики и дети, ремесленники и музыканты, пасторы и шейхи... (Белград – Ниш – Скопье – Сараево / 2009 − 2013.).
29 мая 2014 г.
КИНОЛЕКЦИЯ «СЕМЕЙНАЯ КИНОХРОНИКА ДЛИНОЙ В 50 ЛЕТ: ДЖОН МАРШАЛЛ И ПРОЕКТ КАЛАХАРИ»
Короткая зарисовка про уходящую культуру охотников-собирателей Калахари переросла в архив из двух миллионов футов кинопленки, тысяч часов видео, множества короткометражных и 5 полнометражных фильмов. В 2009 году коллекция, не имеющая аналогов в истории кино, получила статус охраняемой Юнеско за документирование наследия особой важности. Об этом и о других работах автора коллекции, американского антрополога Джона Маршалла, будет рассказано в лекции.
Лекцию прочитает Игорь Горбунов, участник волонтерской группы Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник»
СЕМЬЯ КАЛАХАРИ
64 мин, США, 1951−2001
Режиссер: Джон Маршалл
«Семья Калахари» – серия фильмов из пяти частей, запечатлевшая жизнь семьи бушменов с 1951 по 2000 год. Эти некогда независимые охотники-собиратели переживают переселение с родной земли, возвращение на родину и хаос войны. И когда, наконец, появляется надежда на окончание апартеида и установление независимости Намибии, глава семьи берется восстановить традиционную общину и вернуть свои исконные земли. В рамках лекции будет показан один из фильмов серии Калахари.
26 июня 2014 г.
КИНОПОКАЗ «ПОСЛЕДНИЕ ОБРЯДЫ ДОСТОПОЧТЕННОГО ГОСПОДИНА РАИ»
47 мин, США-Индия, 2007
Режиссер: Джайясинхджи Джала
Это фильм о кремации давнего жителя священного города Варанаси. Снятый по просьбе семьи Раи, он является детальным и тактичным исследованием индусских обрядов кремации на священных берегах реки Ганг в историческом кремационном гхате Хариш Чандра. Без навязчивого текста, но с заголовками и субтитрами, фильм позволяет зрителю видеть, слышать и испытывать все, что сказано плакальщицами, священнослужителями и основными специалистами по кремации, выполняющими этот заключительный для индуса обряд перехода. Акцентируя внимание на том, что смерть является частью повседневной жизни, фильм показывает взаимодействие людей с их богами, животными и непосредственно со священной рекой.
Доктор Джаясинхи Джала является доцентом антропологии в Университете Темпл (Филадельфия), где занимает должности директора Медиа-лаборатории визуальной антропологиии, директора курсов по визуальной антропологии. Занимается интерпретацией культуры посредством кинофильма с 1970-х гг. За время своей карьеры доктор Джала выступил в качестве режиссера, оператора или монтажера более 15 этнографических фильмов, посвященных культурам Индии и Соединенных Штатов, а также различным проблемам визуальной антропологии.
Приглашенный эксперт: Светлана Рыжакова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, доцент Российского государственного гуманитарного университета.
Начало показов и лекций – в 20.00
Стоимость билетов – 100 руб.
Место проведения – кинокафе «Звезда» (м. «Курская», ул. Земляной вал, д. 18/22)