Лекции по курсу «Теория ценных бумаг» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Лекции по курсу «Теория ценных бумаг» - страница №17/18

Смородская П. ФСФР добавит нормативов. Для профучастников могут ввести особые требования1.


Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) намерена ввести четыре новых норматива по обеспечению финансовой надежности, которые будут обязательны для всех проф­участников, за исключением банков. Новые нормативы будут различаться в размере по видам деятельности проф­участников, как это сделано в единственном уже дей­ствующем нормативе — достаточно­сти собственных средств. По мнению экспертов, введение этого норматива приведет к значительному сокращению брокерских компаний, особенно в регионах.

В случае принятия нового законопроекта ФСФР профучастникам придется соответствовать уже не одному, а пяти нормативам, в числе которых достаточность собственных средств, ликвидность, финансовая устойчивость (надежность), долговая нагрузка на капитал, покрытие собственными средствами заемного капитала. «Мы будем стараться, чтобы законопроект был рассмотрен в первом чтении в начале следующего года», — сообщил РБК daily глава ФСФР Владимир Миловидов. Он также пояснил, что пять нормативов будут обязательными для всех участников. «Другое дело, что в зависимости от видов деятельности проф­участников нормативы будут различны. Не исключено, что мы также введем отдельные нормативы для участников в зависимости от того, работают ли они с неквалифицированными инвесторами», — говорит Владимир Миловидов. По его словам, в методике расчета нормативов предполагается использовать и наработки в банковской сфере, например это коснется норматива ликвидности.

Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев считает, что новые нормативы должны применяться не ко всему рынку в целом, а только к 10—15% участников, которые действительно берут на себя риски, регулируемые нормативами. «До 90% участников рынка ценных бумаг (поскольку круг их обязательств узок) избегают применения к себе пруденциальных нормативов. Такие участники ограничиваются тем, что подчиняются только нормативу по минимальному размеру собственных средств. И это соответствует мировой практике», — отмечает г-н Тимофеев.

Управляющий директор банка «Открытие» Евгений Данкевич считает, что в целом расширение нормативов для профучастников является абсолютно правильным, но он не исключил, что это может привести к сокращению их числа на рынке.

«Я не считаю, что эти нормативы направлены на уменьшение количества профучастников, — говорит Владимир Миловидов. — Я не убежден, что именно из-за ведения новых нормативов на рынке станет меньше профучастников, их станет меньше по другой причине — потому что они уже сейчас не соответ­ствуют требованиям действующего законодательства». Напомним, что на сегодняшний день в Минюсте на регистрации находится новый приказ ФСФР о повышении нормативов достаточности собственных средств проф­участников, который вызвал много негативных отзывов на рынке, особенно со стороны брокерских компаний.

Также в новой редакции законопроекта ФСФР предусматривается право регулятора устанавливать требования к порядку формирования и минимальному размеру компенсационных фондов. Напомним, что предложение о создании компенсационных фондов ФСФР выдвинула еще в начале года (см. РБК daily от 20 февраля). «Величина минимального размера фонда будет определяться нами в зависимости от количества членов СРО, а также в зависимости от минимального размера выплат пострадавшим», — пояснил Владимир Миловидов. В свою очередь Алексей Тимофеев отмечает, что создание фонда при СРО «является половинчатым и недостаточно эффективным решением: мелкие инвесторы должны рассчитывать на возможность выплат из госфонда, который в случае своего дефицита может рассчитывать на господдержку».


Смородская П. Брокеры будут жить по собственным средствам. Требования ФСФР обретают силу закона2

Брокерам, управляющим и депозитариям не стоит рассчитывать на ослабление требований к минимальному размеру собственных средств. Закон, проект которого вчера внесен в Госдуму, фиксирует нормативы на том же уровне, который ранее был установлен приказом Федеральной службы по финансовым рынкам и который его участники и антимонопольная служба считали завышенным. Если в законопроект не будут внесены поправки ко второму чтению, то из-за несоответствия новым требованиям с рынка может уйти до 20% профучастников, указывают эксперты.

Вчера в Госдуму был внесен законопроект, который вводит новую статью в закон "О рынке ценных бумаг", посвященную минимальному размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, управляющих компаний, доверительных управляющих, депозитариев, регистраторов, бирж). Документ внесен депутатами Госдумы Владиславом Резником и Юрием Исаевым, а также членом совета федерации Дмитрием Ананьевым. В законопроекте (есть в распоряжении "Ъ") показатели минимального размера собственных средств зафиксированы на том же уровне, на котором они устанавливаются приказом Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) с 1 июля 2011 года. Например, компания, ведущая дилерскую и/или брокерскую деятельности, должна будет обладать 50 млн. руб. собственных средств. Сейчас этот показатель составляет 35 млн. руб., а до 1 июля 2010 года был 5 млн. и 10 млн. руб. соответственно. "Очевидно, что профессиональные участники рынка ценных бумаг с низкой капитальной базой в сегодняшних условиях не способны конкурировать на рынке и расширять сферы своей деятельности",— говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Сейчас нормативы достаточности собственных средств устанавливаются приказом ФСФР. С 1 июля текущего года эти нормативы были существенно повышены. ФСФР еще не приступила к аннулированию лицензии профучастников из-за несоответствия новым нормативам, это случится после того, как компании сдадут отчетность за третий квартал, то есть в ноябре. Следующее повышение нормативов запланировано в приказе ФСФР на 1 июля 2011 года.

ФАС в августе, после того как ФСФР отказалась приостановить действие своего приказа, обратилась в правительство с предложением устанавливать нормативы достаточности собственных средств профучастников в федеральном законе. В антимонопольном ведомстве считают, что новые нормативы приведут к ограничению конкуренции на рынке ценных бумаг. Правительство дало поручение ФСФР обсудить этот вопрос с ФАС, Минфином и Минэкономразвития.

Глава ФСФР Владимир Миловидов поддержал внесенный в Госдуму законопроект. "Наша позиция состояла в том, что устанавливать нормативы собственных средств в законе необходимо в увязке с принятием закона о пруденциальном надзоре. Последний уже находится на согласовании в правительстве",— сообщил господин Миловидов.

По оценкам Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), более 20% профучастников прекратят свою деятельность из-за вступления в силу новых нормативов. Председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев поддержал установление нормативов собственных средств в законе. "Что касается размеров требований к собственным средствам, наша позиция остается прежней — они чрезмерные и несвоевременные. Эту позицию мы будем отстаивать при дальнейшем рассмотрении законопроекта",— говорит он.

На уменьшение нормативов в законопроекте рассчитывают и в заинтересованных ведомствах. "Внесение в Госдуму такого законопроекта уже можно рассматривать как шаг вперед, поскольку это предполагает публичную дискуссию по вопросу размера собственных средств",— говорит заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. "Мы считаем, что при регулировании собственных средств необходимо исходить из адекватности требований. Если установить нормативы слишком большими, как предусмотрено сейчас законопроектом, это может привести к существенному сокращению участников рынка, к ограничению конкуренции и, как следствие, к ухудшению положения инвесторов",— считает заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ростислав Кокорев. Кроме того, говорит он, необходимо на уровне закона предусмотреть и возможность уменьшения требования к собственным средствам профучастника в случае страхования ответственности последнего.

Возможность коррекции нормативов признает и автор законопроекта. "Ко второму чтению комитет с участием заинтересованных сторон будет внимательно и детально прорабатывать эти цифры, чтобы сделать их обоснованными",— говорит руководитель комитета по финансовому рынку Госдумы Владислав Резник.



Трифонов А. У ФСФР отняли лицензию1


Небольшая компания «Отраслевой фондовый центр» через суд вернула лицензию, аннулированную Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Такого не случалось уже несколько лет, говорят эксперты

Лицензия у «Отраслевого фондового центра» (ОФЦ) была аннулирована ФСФР в марте этого года в связи с «неоднократными, в течение одного года, административными нарушениями», в том числе закона о рынке ценных бумаг, закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, выявленных по результатам проверки. В 2008 г. ОФЦ продал несколько собственных объектов недвижимости, а также на время ремонта в основном офисе арендовал помещение для собственных нужд. Информация по данным сделкам не отправлялась в Росфинмониторинг, поскольку они проводились для собственных нужд и не связаны с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, объяснил гендиректор ОФЦ Александр Сионский. По таким операциям отчитываются другие субъекты закона о противодействии легализации, уточнил он. Однако ФСФР с доводами компании не согласилась и за неоднократные нарушения аннулировала все лицензии.

ОФЦ обратился в суд. Этим летом Московский арбитражный суд признал решение ФСФР «полностью незаконным», затем это подтвердил и Девятый арбитражный апелляционный суд. В результате незаконных действий ФСФР компания понесла существенные репутационные и материальные потери, в частности большую часть клиентской базы, сетует Сионский: «Клиентам сложно объяснить, что мы можем отбиться в суде, когда они видят приказ об отзыве». Оценивать материальные потери Сионский не стал, равно как и говорить о том, будет ли компания добиваться их компенсации от ФСФР.

Представитель ФСФР от комментариев отказался.

«Случаев, чтобы удалось отсудить лицензию, я не помню», — рассуждает предправления «Финама» Владислав Кочектков. Не помнит такого и зампредседателя совета директоров ПАРТАД Петр Лансков. «Аттестаты через суд люди возвращали, но не лицензии профучастника», — солидарен бывший руководитель ФСФР Олег Вьюгин. По его словам, даже если лицензию удалось вернуть, удар по бизнесу серьезный.

Раздел ответственности. Если ранее меры ответственности за нарушение данного законодательства применял исключительно Росфинмониторинг ко всем нарушителям вне зависимости от того, есть ли у них свои регуляторы, то с 24 января меру ответственности к кредитным организациям будет применять их регулятор – Банк России, к участникам рынка – ФСФР. А Росфинмониторинг станет наказывать нарушителей среди риэлторских компаний, компаний по приему платежей, ломбардов и других организаций, у которых нет своего регулятора, пояснил «Интерфаксу» начальник юридического управления Росфинмониторинга Павел Ливадный.

«Отраслевой фондовый центр». Инвесткомпания.

Акционеры – Виктория Шамликашвили (25,6%), ЗАО «Индивидуальный туристический сервис» (30,1%), ЗАО «Неохим» (28,9%).

Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.):

Выручка от дилерской деятельности – 243,2 млн руб.,

Выручка от брокерского бизнеса (и сдачи в аренду автомобиля) – 3,6 млн руб.,

Убыток – 87 млн руб.,

Активы – 332 млн руб.


Трифонов А. Средство от пустышек1


Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) не выдаст больше ни одной лицензии, пока не убедится, что компания существует не только на бумаге. Это вряд ли остановит мошенников, предупреждают эксперты

Министерство юстиции зарегистрировало ФСФР новый регламент лицензирования профучастников фондового рынка, рассказал руководитель службы Владимир Миловидов. Срок проверки увеличивается до 50 дней, из которых 30 отводится на проверку поданных документов, а 20 — на выездную проверку. Сотрудники ФСФР должны будут установить, есть ли у компании офис по указанному в заявке адресу, сидят ли в нем сотрудники — словом, убедиться, что компания существует не только на бумаге.

Ситуация с пустышками тяжелая, признавал Миловидов. По оценке руководителя ФСФР, до 30% компаний, имеющих лицензии, в реальности не работают на рынке ценных бумаг. Оценка предправления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексея Тимофеева скромнее — 10% компаний «не занимаются бизнесом, для которого получили лицензию».

Эти компании занимаются другим бизнесом: обналичиванием денег (для ухода от налогов и дачи взяток), отмыванием денег (в частности, тех самых взяток), надуванием капитала компаний для улучшения их отчетности (прежде всего — банков и страховщиков), наконец, просто мошенничеством (как в истории с так называемыми банками Матвея Урина, которые в итоге не нашли ни ценных бумаг, ни уплаченных за них денег, ни компании, которая их покупала).

Проверка ФСФР — действенная мера, согласны Тимофеев и замдиректора департамента ФБК Роман Кенигсберг. Но, спрашивают они, хватит ли у службы ресурсов на такие проверки? Ведь в надзорном блоке ФСФР, который занимается проверками всех (а не только профессиональных) участников рынка, работает 150-200 человек — в 2009 г. они провели 709 проверок, в том числе 246 выездных. А за 2010 г. ФСФР выдала около 500 лицензий.

Этот вопрос обсуждался, отвечает Миловидов, лицензии выдаются центральным аппаратом, но предлицензионный контроль будет осуществляться и региональными отделениями. Кроме того, после повышения требований к капиталу поток заявок на лицензии стал меньше. Так что служба должна справиться с проверками, заключает Миловидов.

Сможет ли ФСФР контролировать неизменность полученных данных — ведь можно все организовать так, что при регистрации условия будут выполнены, а через неделю компания исчезнет из офиса, сомневается Кенигсберг. Наверняка найдутся изобретатели, которые будут снимать офисы на 20 дней, согласен Миловидов. «Мы не можем запретить приход таких компаний на рынок, но сделать этот процесс более дорогим, а значит, менее выгодным — можем», — говорит глава ФСФР.

Выезд на место, конечно, может помочь, но это скорее полицейская функция, которая больше осложнит жизнь предпринимателям, чем мошенникам, полагает председатель совета директоров «Арбат капитала» Алексей Голубович. По его мнению, ФСФР следовало бы больше полагаться на анализ: учредителей (возможно, они регистрируют и ликвидируют слишком много компаний), сроков жизни компаний (возможно, они слишком короткие). И если лицензируемая компания попадает в список подозрительных, ее и надо проверять более тщательно.


Смородская П. Капитальная коррекция. ФСФР не потребует новых средств от дилеров и брокеров1

Новый глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий Панкин, возглавивший службу полтора месяца назад, принял первое решение, свидетельствующее о том, что фондовый регулятор кардинально меняет политику. Служба намерена отменить назначенное на 1 июля повышение минимального размера собственных средств для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это ужесточение требований к капиталу профучастников с прошлого года было причиной разногласий между ФСФР и участниками рынка, а также антимонопольной службой.

Вчера ФСФР опубликовала проект приказа об изменениях в нормативах достаточности собственных средств профучастников рынка ценных бумаг. Согласно документу, с 1 июля эти нормативы не будут повышены для компаний, имеющих лицензии на дилерскую и брокерскую деятельность, лицензию на управлению ценными бумагами (останется 35 млн руб. вместо запланированных 50 млн руб.), и для депозитариев (останется 60 млн руб. вместо 80 млн руб.). "Перед изменениями приказа о размере собственных средств нами велись интенсивные консультации с участниками рынка, поскольку этот вопрос последнее время находился на острие дискуссии",— заявил "Ъ" глава ФСФР Дмитрий Панкин.

Согласно проекту приказа ФСФР, отмена повышения требований к минимальному размеру собственных средств с 1 июля пока не коснется таких профучастников, как регистраторы, биржи, управляющие компании (всех, кроме дилеров, брокеров и депозитариев). "В планах службы отменить повышение требований к собственным средствам для всех категорий участников рынка, в связи с чем служба ждет откликов от профучастников",— заявил Дмитрий Панкин. Такой отклик уже готова дать Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). "Мы направим предложение в ФСФР не повышать нормативы для регистраторов. Кроме того, мы предложим при установлении нормативов использовать дифференцированный подход. Например, для тех регистраторов, которые не ведут реестры "голубых фишек", предусмотреть более низкие требования",— рассказал "Ъ" зампред совета директоров ПАРТАД Петр Лансков. Президент Национальной лиги управляющий Дмитрий Александров сообщил "Ъ", что, скорее всего, не будет просить ФСФР не повышать требования для управляющих компаний. "Бизнес управляющих компаний настолько дорогой, что для его нормального ведения средств нужно не меньше, чем устанавливает норматив ФСФР",— говорит он, отмечая при этом, что дальнейшее увеличение нормативов для управляющих компаний уже нецелесообразно. Зато господин Тимофеев считает, что даже сегодняшние требования к собственному капиталу дилеров и брокеров в размере 35 млн руб. чрезмерны, и порог необходимо снижать.

До сих пор ФСФР последовательно проводила политику консолидации отрасли за счет повышения требований к минимальному капиталу профучастников. На первом этапе ФСФР существенно повысила минимальные нормативы собственных средств профучастников с 1 июля прошлого года. По данным Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), в результате повышения минимальных нормативов достаточности капитала в прошлом году с рынка ушло порядка 560 компаний, причем, по мнению главы НАУФОР Алексея Тимофеева, "никакого положительного эффекта от этих действий не было".

Второй этап повышения должен был начаться 1 июля 2011 года, причем против этого решения выступали не только участники рынка, но и другие регуляторы и министерства. Так, в прошлом году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в ФСФР рекомендации отменить повышение нормативов, поскольку это проведет к сокращению числа участников рынка и ограничению конкуренции. ФСФР ответила, что "не считает целесообразным изменение или отмену нормативов". После этого ФАС обратилась в правительство с предложением устанавливать нормативы в федеральном законе, а не в нормативном акте ФСФР. Это предложение поддержали Минфин и Минэкономики. Такой законопроект был внесен в Госдуму и принят в первом чтении, однако затем продвижение документа остановилось в связи с начавшимся конфликтом между ФСФР и Минфином по разделу полномочий, результатом которого стала реорганизация ФСФР и смена главы службы на экс-заместителя министра финансов.

Приостанавливая вступление в силу нормативных актов ФСФР, закрепляющих минимальных размер собственных средств профучастников, Дмитрий Панкин планирует установить соответствующие нормативы в рамках федерального закона, застрявшего в Госдуме. "Полагаю целесообразным закрепить уровень размера собственных средств поправками к закону "О рынке ценных бумаг"",— заявил господин Панкин. К настоящему времени член Совета федерации Дмитрий Ананьев предложил поправки к законопроекту, в которых предполагается дифференциация профучастников при установлении нормативов не только по виду лицензии, но и по размеру рисков, которые они берут на себя. Так, например, для дилеров, которые не являются маркетмейкерами и андеррайтерами, предлагается установить норматив капитала всего в 1 млн руб. "Вопрос о возможности дифференциации размера собственных средств в зависимости от масштаба деятельности компаний заслуживает внимания",— поддержал идею господин Панкин.




<< предыдущая страница   следующая страница >>