Похожие работы
|
Курсовой проект по дисциплине " Теоретическая инноватика" Студент группы: 11 ин жарков - страница №1/3
![]() Министерство образования и науки РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородский государственный технический университет ИМ. Р. Е. АЛЕКСЕЕВА Факультет Экономики, менеджмента и инноваций Курсовой проект по дисциплине “ Теоретическая инноватика” Выполнил: Студент группы: 11 – ИН Жарков И.С. Руководитель: Ожерельева Н.К. Работа защищена с оценкой _ _ _ _ _ _ _ _ / _ _ _ _ _ _ _ _ _/ “_ _ _ ” _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2012 г. Н. Новгород 2012 г. Содержание Введение………………………………………………………………………………………….3
2.1 Состояние и характеристика инновационной деятельности в России…………….24 – 27 2.2 Методы поиска инновационных идей……………………………………………….28 – 35 2.3 Процесс разработки новых видов продукции на основе модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта…………………………………………………………………………………...36 – 38 2.4 Методы селекции конкурирующих предложений………………………………..............39 Заключение...……………………………………………………………………………………40 Список используемых источников…………………………………………………………….41 Приложение 1…………………………………………………………………………………...42 Приложение 2…………………………………………………………………………………...43 Введение В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения. Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукции и технологий в ведущих странах приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта. В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для успешной финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организации, становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных составляющих эффективной стратегии. Многие исследователи отмечают значительное повышение роли «технологического» фактора для экономического развития. Уровень развития инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей, инновационная активность компаний, участие в международной научно – технической кооперации – формируют основу устойчивого экономического роста, являются необходимым условием успешного участия страны в мировом разделении труда, определяют перспективы и влияют на темп развития экономической сферы. Ускоряющийся научно – технический прогресс, дифференциация рынков, требовательность потребителей товаров и услуг, появление новых конкурентов, особенно в условиях глобализации мировой экономики, вынуждает фирмы быстро реагировать и приспосабливаться к меняющейся внешней среде, разрабатывать инновационную стратегию. Инновационная деятельность – сложная динамическая система, охватывающая научные исследования, создание новых видов продукции, совершенствование оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планирование и финансирование инновационных проектов. Возросшая популярность перечисленных проблем, их теоретическая и практическая значимость, определили выбор темы, а также цели и задачи исследования. Целью работы является подробное ознакомление с понятиями «инновации» и «инновационной деятельности». Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить следующие задачи – дать определение понятия инноваций, показать роль государства в развитии инновационного процесса, отразить возможные источники финансирования инноваций, а также рассмотреть методическую базу, связанную с оценкой инновационного потенциала и конечно же рассмотреть проблемы развития инновационной деятельности. Тема «Инновация и инновационная деятельность» достаточно актуальна в настоящее время. Большой вклад в исследование теоретических и практических проблем инновационной деятельности внесли следующие отечественные ученые: Анисимов Ю.А., Бузько И.Р., Волков Ю.Г., Ковалев А.П., Львов Д.С., Овчинников В.Н., Палтерович Д. М., Яковец Ю.В.и других. Широко известны в России труды таких зарубежных специалистов в области исследования инноваций, как П. Друкер, Д. Крауфман, Б. Твист, Ф. Фостер, Е. Хьюз, А. Шелдон и др. 1.1 Основные понятия и терминология в инноватике Повышение инновационной и инвестиционной активности — важнейшая задача современной экономики государства. Инновационная деятельность, инновационные процессы — понятия, имеющие самые разнообразные и широкие толкования. Размытость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые научные достижения, новые технологии, новые фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки, проектные решения, порождаются бытовым представлением и смешиванием двух понятий: инновационное и новое. Широкое толкование инновационной деятельности как нового охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные приоритеты, порождает ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное, проектное, технологическое или инновационное развитие. Необходимо выделить приоритетное направление развития инновационной деятельности, не смешивая эту деятельность с научной деятельностью в области фундаментальных и прикладных исследований. Для повышения инновационной и инвестиционной активности необходимо развитие приоритетного направления — целевого создания специальной инновационно-инвестиционной сетевой инфраструктуры, распределенной по всем регионам страны. Научно-технический прогресс в целом состоит из двух составляющих:
Приоритетной для современного целевого развития является инфраструктура, которая использует уже существующие и проверенные знания, технологии, оборудование и обеспечивает с ответственностью за конечный результат создание (модернизацию) эффективных производств «под ключ». Основой (ядром) такой инновационно-инвестиционной инфраструктуры являются талантливые ученые-организаторы руководители инновационных проектов. Инфраструктура должна быть универсальной, конкурентоспособно реализующей развитие любых производств. Руководитель инновационного проекта находит, обосновывает и получает новый инновационный проект, структурирует развиваемое производство на подсистемы, формирует оптимальный набор составляющих технологий, создает временный коллектив контрагентов (соисполнителей), организует полный цикл реализации проекта «под ключ». Основные понятия и термины вводятся постепенно в ходе обсуждения и характеристики основных причин возникновения инноватики, ее основных целей, задач, а также разновидностей инновационной деятельности. Восприятие и понимание инновационной деятельности достигается в ходе рассмотрения ответов на вопросы: "почему?", "зачем?", "как?", "кем?". С учетом приведенных выше рассуждений и пояснений, принимая во внимание, совместно выработанное понимание сущности и основной цели инновационной деятельности, рассмотрим смысловое содержание основных терминов, применяемых в инноватике. Инновационная деятельность — обеспечение улучшения за счет использования (применения) существующих проверенных научно-технических достижений уровня развиваемой или создаваемой производственной системы, приводящей к производству продукции (товаров, продуктов питания, услуг) высокого спроса. Инновация как процесс — реализация инновационной деятельности. Инновация как результат — производственное достижение, повышающее эффективность производственной системы (предприятия) и, как следствие, приводящее к появлению на рынке дополнительной продукции высокого спроса. Инновационный проект — инновационный процесс, заданный целью, временем исполнения, ограниченными ресурсами и достигаемыми результатами. Инноватика — область (направление) научной деятельности, изучающая инновационные процессы, исследующая основные закономерности этих процессов и позволяющая ими эффективно управлять, т. е. охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. Инноватика — название нового направления высшего профессионального образования. Управление инновационным процессом (инновационным проектом) — формирование управляющих воздействий, обеспечивающих заданное поведение (протекание) инновационного процесса (проекта). Руководитель инновационного проекта (управляющий инновационного проекта, ученый-организатор, менеджер инноватики) — личность, принимающая решения при реализации инновационного проекта и отвечающая за конечный результат. Технология — совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности.
Ноу-хау (know-how) (буквально, «знаю, как») — секрет технологии производства. Обычно под ноу-хау понимается результат технического и технологического творчества, техническая информация, необходимая для производства, но не защищенная на уровне изобретений и патентов. Один из признаков ноу-хау — элемент секретности. Ее охрана отечественными законами (в отличие от зарубежных) не регламентируется и осуществляется в договорном порядке в соответствии с условиями лицензионных соглашений (лицензия — разрешение на использование). Инновационные технологии — набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность. Существуют следующие виды инновационных технологий:
В советское время внедрение было практически единственным официально признанным механизмом передачи научно-технических достижений в производственную сферу.
Жизненный цикл продукта (ЖЦП) — совокупность процессов, выполняемых с момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации этой продукции. CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта) — это система единой стандартной электронной документации и единой терминологии, сопровождающих продукт на протяжении его жизненного цикла и облегчающих обмен и взаимодействие различных проектировщиков и производителей. CALS-технологии — класс информационных технологий, направленных на обеспечение безбумажной поддержки жизненного цикла продукции. Логистика (древнегреческое слово, означающее непрерывное снабжение армии всем необходимым) — наука о взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом готовой продукции, о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального и соответствующего ему информационного потока. Логистика инноваций — это интегральный инструмент управления, применяемый к информационным, материальным и финансовым потокам в инновационном процессе. Инвестиции — помещение капитала, денежных средств в какое-либо предприятие, организацию, инновационный проект. По законодательству РФ инвестициями являются не только денежные средства и ценные бумаги, но и машины, оборудование, любое другое имущество, а также технологии, лицензии и другие интеллектуальные ценности. Инфраструктура — совокупность средств и систем, включая персонал, обеспечивающих создание, жизнеобеспечение и развитие соответствующего вида деятельности. Например, инфраструктура транспорта — дороги, заправочные станции, ремонтные мастерские и др. Инновационная инфраструктура — совокупность инновационных организаций, фирм, центров, включая персонал и связь между ними, обеспечивающая реализацию инновационных процессов (проектов). Инновационно-инвестиционная структура — структура (центр, фирма, компания, комплекс), объединяющая под единым управлением реализацию инновационных процессов и проектов и обеспечение инвестиций, необходимых для этой реализации. Инновационно-инвестиционная инфраструктура (сеть) – совокупность инновационно-инвестиционных структур (организаций, центров), включая сети связи между ними, обеспечивающая производство инновационно-инвестиционных услуг на соответствующей территории. Все основные понятия и терминология были взяты на сайте http://gendocs.ru из лекционного материала по инноватике. Тема лекции основные понятия и терминология в инноватике. 1.2 Виды классификации инноваций Классификация инновационных моделей утюгов
1.3 Жизненный цикл инноваций Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла. Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду. Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:
Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями. Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры). Основные стадии жизненного цикла нового продукта:
Жизненный цикл нового продукта (операции) показан на рис. 1 ![]() Рис. 1 Жизненный цикл нового продукта (операции) На стадии разработки нового продукта (см. рис. 1: разработка товара, подготовка производства) производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала. Стадия выхода на рынок (см. рис.1: выведение) показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов. Стадия развития рынка (см. рис.1: рост) связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом. Стадия стабилизации рынка (см. рис.1: зрелость) означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет. Стадия уменьшения рынка (см. рис.1: упадок) - это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта. Две последних стадии могут отсутствовать, т.к. они появляются при диверсификации рынка. Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п. Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию - стадию падения рынка. Стадия падения рынка - это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям. Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:
На стадии разработки новой операции и оформления ее в виде документа осуществляется работа по инициации, по поиску идеи, по разработке всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа. На этой же стадии осуществляется финансирование производителем всех затрат по разработке операции. Стадия реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения и распространения инновации. Стадия стабилизации рынка показывает насыщение рынка данной операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи. При рассмотрении жизненного цикла новой операции следует учитывать три момента.
- внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию; - на рынке, путем продажи операции другим хозяйствующим субъектам. Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической выгоды в виде снижения времени на проведение работы, экономии денежных средств и т.п. Целью продажи операции на рынке другим хозяйствующим субъектам является получение прибыли и поднятие своего имиджа. 3. Операции не патентуются, но представляют собой ноу-хау. Поэтому производитель операции может потерять монополию на операцию, не продав ее на рынке. Кроме того, работники других хозяйствующих субъектов могут сами разработать эту операцию, опираясь на какие-то элементы операции, взятые или украденные (промышленный шпионаж) у других хозяйствующих субъектов. Таким образом, можно сделать вывод, что жизненный цикл нового продукта - это продолжительность периода его существования от начальной формы (т.е. зарождения идеи) до выхода продукции из употребления и ее утилизации. Жизненные циклы инноваций будут различаться в зависимости от вида инновации. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла нового продукта определяются особенностями той или иной инновации. Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду. Развитие бизнеса многих предприятий базируется на четко выстроенном процессе управления жизненным циклом продукции. Недочеты в процессе управления жизненным циклом продукции ведут к целому ряду последствий, негативно сказывающихся на всей деятельности предприятия. Процесс управления жизненным циклом нового продукта должен быть клиентоориентированным. Это дает возможность предприятию выстраивать свои бизнес-процессы таким образом, чтобы соответствовать требованиям рынка и ожиданиям потребителей. Для того чтобы проанализировать перспективы развития предприятия, спланировать на определенный период выпуск или приобретение инноваций, а также для планирования качества самой инновации и анализа в будущем информации о том, на какой стадии жизненного цикла находится инновация и каковы ее перспективы на будущее, необходимо осуществлять проектирование жизненного цикла инновации. Чтобы определить, что такое проектирование жизненного цикла инновации, рассмотрим определение понятия «проектирование». В экономической научной и справочной литературе это понятие трактуется как процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Под проектированием можно понимать разработку проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления строительства, создания новых видов продукции и процессов. В ходе проектирования могут выполняться технические и экономические расчеты, схемы, графики, пояснительные записки, сметы, калькуляции и описания. Любая проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Международный стандарт ISO9000:2008 дает следующее определение проектирования: «Проектирование и разработка (design and development): совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или спецификации на продукцию, процесс или систему. Термины «проектирование» и «разработка» иногда используют как синонимы, а иногда - для определения различных стадий процесса проектирования и разработки в целом. Для обозначения объекта проектирования и разработки могут применяться определяющие слова (например, проектирование и разработка продукции или проектирование и разработка процесса). Таким образом, проектирование жизненного цикла инновации можно определить как процесс, переводящий требования потребителей в установленные характеристики инновационной продукции, результатом которого должен стать определенный план, содержащий описание стадий существования инновационного продукта, период времени, в течение которого этот продукт будет обладать активной жизненной силой и приносить производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду. При проектировании жизненного цикла инновации необходимо планировать качество будущего инновационного продукта. При этом планировать придется предполагаемое качество, т.е. качество еще не существующей в материальном воплощении продукции, связанное с предполагаемой потребностью, существующее лишь в нашем сознании. Такое планирование осуществляется на каждой стадии жизненного цикла инновации. Процесс превращения предполагаемого качества продукции в реальную связь с содержанием проекта ее создания. Значение проекта для производства высококачественной продукции определяется многими факторами, основными из которых являются следующие:
План жизненного цикла инновации (ЖЦИ) можно представить в виде таблицы (табл. 3.1). Выходы (результаты) каждой стадии необходимо планировать очень конкретно (подробно). Они могут быть как материальные, документальные, так и носить информационный характер. Например, для стадии проектирования и разработки продукции выходом может быть комплект технической документации (конструкторской и технологической) и опытный образец, а для стадии стабилизации рынка выходом может быть информация о доли рынка, о рентабельности продукции. Таблица 3.1 План жизненного цикла инновации
Такой план ЖЦИ можно считать планом по качеству для определенного инновационного продукта при условии, что основные показатели результативности и эффективности будут отражать требования к качеству инновационного продукта, либо при условии добавления в таблицу колонки, содержащей данные требования. Таким образом, проектирование жизненного цикла инновационной продукции позволяет предприятиям в дальнейшем анализировать соответствие действительного состояния продукции желаемому и вовремя корректировать жизненный цикл продукции. Такой анализ желательно проводить на каждой стадии жизненного цикла. Сегодняшний рынок требует от менеджмента большей динамичности. Главное слово в лексиконе успешного руководителя - «инновации». Наиболее успешна в рыночных условиях компания, избирающая инновационную стратегию, когда приоритеты выстраиваются от инноваций к качеству и затем издержкам. Новая продукция и услуги дают ей большие конкурентные преимущества, но при этом она должна сохранять высокий уровень обеспечения качества, иначе ее преимущества недолговечны. Оптимальный вариант для компании, ориентированной на инновации, - менеджмент качества уже во время маркетинга новой продукции, планирования и проектирования, а не только в процессе производства. Таким образом, выполнение вышеперечисленных условий позволит обеспечить качество инновационного продукта и конкурентное преимущество предприятию, выводящему инновационный продукт на рынок.
Процесс мышления связан с наличием изобретательности в решениях, направленных на создание как технологических, так и управленческих инноваций. Ведущее условие возникновения новых идей – применение различных подходов и их комбинаций для генерирования альтернативных предложений, их фиксации и последующей селекции. Метод мозгового штурма («брейнсторминг») представляет собой неструктурированный процесс генерирования идей, спонтанно предлагаемых участниками. Хотя данный процесс кажется со стороны беспорядочным, на самом деле это не так. Каждая последующая идея может быть уточнением или дополнением предыдущей, что улучшает его качество. Основные стадии метода мозгового штурма: - формулирование проблемы, - подбор экспертов (примерно 6…12 человек, среди которых не должно быть признанных авторитетов по обсуждаемой тематике), - фиксация выявленных идей. Не допускается критика или оценка выдвинутых предложений, поощряется их комбинирование и развитие в разных направлениях. При необходимости мозговой штурм может повторяться после перерыва. При обратном мозговом штурме новые идеи не выдвигаются, а производится анализ недостатков старых. Метод мозгового штурма – один из наиболее естественных при обсуждении проблем, затрагивающих всех. Он весьма эффективен при проведении совещаний и при неформальной работе в группе давно работающих вместе людей для преодоления деструктивной атмосферы. Но данный метод нередко используется участниками спонтанно, безо всяких формальностей и правил. Особенно часто наблюдается ожесточённая критика новых идей и отсутствие их фиксации. Формальный вариант мозгового штурма – совместное проведение его консалтинговой фирмой и организацией, которая пользуется её услугами. Мозговой штурм неприменим при официальной обстановке (заседания комитетов, на которых разбираются политические и персональные конфликты и разногласия или принимаются официальные решения).
1) объект разбивается на составные части, 2) для каждой из частей находятся альтернативные решения; 3) производится отсев нереальных сочетаний и селекция потенциальных решений. Поскольку возможно несколько иерархических уровней разбиения, с увеличением их числа количество теоретически возможных альтернативных вариантов инноваций катастрофически нарастает. Уже при выделении пяти составных частей с пятью альтернативными решениями по каждой получается 55=3125 вариантов. Поэтому важнейшее значение для данного метода имеет своевременный отсев нереальных сочетаний, что требует высокой квалификации исследователя и позволяет резко уменьшить число решений. Например, при рассмотрении возможных вариантов компоновочной схемы гидросамолёта заранее можно отбросить варианты с расположением двигательной установки под днищем корпуса и т. д. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – эвристический метод, основанный на системном подходе, что позволяет избавиться от недостатков бессистемного поиска решения путём проб и ошибок. Для этого в идеале должна использоваться база знаний (БЗ), являющаяся обобщением коллективного инновационного опыта, построенного на анализе результатов интеллектуальной деятельности. Основные стадии АРИЗ: - выбор задачи; - уточнение её условий; - аналитическая стадия; - предварительная оценка; - синтетическая стадия. АРИЗ должен постоянно совершенствоваться за счёт уточнения и дополнения БЗ. Дальнейшим развитием этого метода может быть создание систем искусственного интеллекта. Метод свободных ассоциаций заключается в записи ключевых для данной проблемы понятий, после чего к ним добавляются другие слова или фразы, фиксирующие новые повороты процесса мышления, благодаря чему возникает цепочка идей. Техника синектического метода (Гордон, США) основана на аналогиях, помогающих членам рабочих групп по-иному взглянуть на проблему. Выделяются 4 вида аналогий – прямые, личные (метод ассоциаций), символические и фантастические. В основу идей синектики положена гипотеза, предполагающая, что вероятность успеха в творческом решении проблемы возрастает с пониманием эмоционального и иррационального начал, роль которых важнее, чем у интеллектуального и рационального компонентов мышления. Метод инверсии означает противоположный общепринятому взгляд на проблему и её решение. Метод контрольных вопросов (анализ характеристик) основан на использовании контрольного списка предложений решения анализируемой проблемы, составленного в произвольной форме. Метод фокальных объектов заключается в том, что свойства одних предметов переносятся на другие. Матричное структурирование проблем – это систематизация поиска новых идей с помощью построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам продукции, а строки – её рыночным атрибутам (применение товара, география использования, круг потребителей…). следующая страница >> |