Курсовой проект по дисциплине " Теоретическая инноватика" Студент группы: 11 ин жарков И. С - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовой проект по дисциплине: «Теория автоматического управления»... 1 184.23kb.
Контрольная работа По Дисциплине: Спецтехника. Вариант 5 Студент... 1 237.05kb.
Контрольная работа по дисциплине: «Право» Тема: «Президент рф» студент... 1 368.74kb.
Курсовая работа по учебной дисциплине: Информатика на тему: Компьютерная... 1 239.08kb.
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика... 1 303.05kb.
Курсовой проект «Технологический проект горячего цеха столовой при... 3 546.35kb.
Курсовой проект по то. Исходные данные для ср (КП) 1 101.22kb.
Контрольную работу по дисциплине «История». Контрольная работа 2 606.46kb.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине... 1 275.3kb.
Курсовой проект по теме: «Средневековье» учитель истории Султанова Л. 1 199.79kb.
Отчет по курсовой работе по дисциплине «Маркетинговые коммуникации» 4 482.28kb.
Ядерный контроль выпуск #38 (321), 2007 13 декабря – 19 декабря 2 569.19kb.
- 4 1234.94kb.
Курсовой проект по дисциплине " Теоретическая инноватика" Студент группы: 11 ин жарков - страница №1/3

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Нижегородский государственный технический университет ИМ. Р. Е. АЛЕКСЕЕВА

Факультет Экономики, менеджмента и инноваций

Курсовой проект

по дисциплине “ Теоретическая инноватика”


Выполнил:

Студент группы: 11 – ИН

Жарков И.С.

Руководитель:

Ожерельева Н.К.

Работа защищена

с оценкой _ _ _ _ _ _ _ _


/ _ _ _ _ _ _ _ _ _/

“_ _ _ ” _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2012 г.


Н. Новгород 2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3



    1. Основные понятия и терминология в инноватике………………………………….….4 – 8

    2. Виды классификации инноваций………………………………………………….......9 – 11

    3. Жизненный цикл инноваций…………………………………………………………12 – 17

    4. Процесс генерирования идей…………………………………………………………18 – 21

    5. Моделирование инноваций в российской и зарубежной практике………………..22 – 23

2.1 Состояние и характеристика инновационной деятельности в России…………….24 – 27 2.2 Методы поиска инновационных идей……………………………………………….28 – 35 2.3 Процесс разработки новых видов продукции на основе модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта…………………………………………………………………………………...36 – 38 2.4 Методы селекции конкурирующих предложений………………………………..............39

Заключение...……………………………………………………………………………………40

Список используемых источников…………………………………………………………….41

Приложение 1…………………………………………………………………………………...42



Приложение 2…………………………………………………………………………………...43

Введение

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения.
Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукции и технологий в ведущих странах приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта.
В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для успешной финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организации, становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных составляющих эффективной стратегии. Многие исследователи отмечают значительное повышение роли «технологического» фактора для экономического развития. Уровень развития инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей, инновационная активность компаний, участие в международной научно – технической кооперации – формируют основу устойчивого экономического роста, являются необходимым условием успешного участия страны в мировом разделении труда, определяют перспективы и влияют на темп развития экономической сферы.
Ускоряющийся научно – технический прогресс, дифференциация рынков, требовательность потребителей товаров и услуг, появление новых конкурентов, особенно в условиях глобализации мировой экономики, вынуждает фирмы быстро реагировать и приспосабливаться к меняющейся внешней среде, разрабатывать инновационную стратегию. Инновационная деятельность – сложная динамическая система, охватывающая научные исследования, создание новых видов продукции, совершенствование оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планирование и финансирование инновационных проектов. 
Возросшая популярность перечисленных проблем, их теоретическая и практическая значимость, определили выбор темы, а также цели и задачи исследования.
Целью работы является подробное ознакомление с понятиями «инновации» и «инновационной деятельности». Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить следующие задачи – дать определение понятия инноваций, показать роль государства в развитии инновационного процесса, отразить возможные источники финансирования инноваций, а также рассмотреть методическую базу, связанную с оценкой инновационного потенциала и конечно же рассмотреть проблемы развития инновационной деятельности.
Тема «Инновация и инновационная деятельность» достаточно актуальна в настоящее время. Большой вклад в исследование теоретических и практических проблем инновационной деятельности внесли следующие отечественные ученые: Анисимов Ю.А., Бузько И.Р., Волков Ю.Г., Ковалев А.П., Львов Д.С., Овчинников В.Н., Палтерович Д. М., Яковец Ю.В.и других. Широко известны в России труды таких зарубежных специалистов в области исследования инноваций, как П. Друкер, Д. Крауфман, Б. Твист, Ф. Фостер, Е. Хьюз, А. Шелдон и др. 

1.1 Основные понятия и терминология в инноватике

Повышение инновационной и инвестиционной активности — важнейшая задача современной экономики государства.

Инновационная деятельность, инновационные процессы — понятия, имеющие самые разнообразные и широкие толкования. Размытость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые научные достижения, новые технологии, новые фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки, проектные решения, порождаются бытовым представлением и смешиванием двух понятий: инновационное и новое.

Широкое толкование инновационной деятельности как нового охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные приоритеты, порождает ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное, проектное, технологическое или инновационное развитие.

Необходимо выделить приоритетное направление развития инновационной деятельности, не смешивая эту деятельность с научной деятельностью в области фундаментальных и прикладных исследований.

Для повышения инновационной и инвестиционной активности необходимо развитие приоритетного направления — целевого создания специальной инновационно-инвестиционной сетевой инфраструктуры, распределенной по всем регионам страны.



Научно-технический прогресс в целом состоит из двух составляющих:

  1. составляющей научных достижений (результатом являются новые знания, технологии, оборудование);

  2. составляющей производственных достижений — инноваций, результатом являются улучшенные характеристики производства новых товаров или услуг, созданного с использованием уже полученных и проверенных научных достижений, знаний, технологий, оборудования.

Приоритетной для современного целевого развития является инфраструктура, которая использует уже существующие и проверенные знания, технологии, оборудование и обеспечивает с ответственностью за конечный результат создание (модернизацию) эффективных производств «под ключ».

Основой (ядром) такой инновационно-инвестиционной инфраструктуры являются талантливые ученые-организаторы руководители инновационных проектов. Инфраструктура должна быть универсальной, конкурентоспособно реализующей развитие любых производств. Руководитель инновационного проекта находит, обосновывает и получает новый инновационный проект, структурирует развиваемое производство на подсистемы, формирует оптимальный набор составляющих технологий, создает временный коллектив контрагентов (соисполнителей), организует полный цикл реализации проекта «под ключ».

Основные понятия и термины вводятся постепенно в ходе обсуждения и характеристики основных причин возникновения инноватики, ее основных целей, задач, а также разновидностей инновационной деятельности. Восприятие и понимание инновационной деятельности достигается в ходе рассмотрения ответов на вопросы: "почему?", "зачем?", "как?", "кем?".



С учетом приведенных выше рассуждений и пояснений, принимая во внимание, совместно выработанное понимание сущности и основной цели инновационной деятельности, рассмотрим смысловое содержание основных терминов, применяемых в инноватике.

Инновационная деятельность — обеспечение улучшения за счет использования (применения) существующих проверенных научно-технических достижений уровня развиваемой или создаваемой производственной системы, приводящей к производству продукции (товаров, продуктов питания, услуг) высокого спроса.

Инновация как процесс — реализация инновационной деятельности.

Инновация как результат — производственное достижение, повышающее эффективность производственной системы (предприятия) и, как следствие, приводящее к появлению на рынке дополнительной продукции высокого спроса.

Инновационный проект — инновационный процесс, заданный целью, временем исполнения, ограниченными ресурсами и достигаемыми результатами.

Инноватика — область (направление) научной деятельности, изучающая инновационные процессы, исследующая основные закономерности этих процессов и позволяющая ими эффективно управлять, т. е. охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности.

Инноватика — название нового направления высшего профессионального образования.

Управление инновационным процессом (инновационным проектом) — формирование управляющих воздействий, обеспечивающих заданное поведение (протекание) инновационного процесса (проекта).

Руководитель инновационного проекта (управляющий инновационного проекта, ученый-организатор, менеджер инноватики) — личность, принимающая решения при реализации инновационного проекта и отвечающая за конечный результат.

Технология — совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности.

  • В более широком смысле термин «технология» распространяют на приемы формирования информационной продукции, разнообразных услуг, включая организационные технологии, позволяющие оптимизировать (улучшать) организационную структуру предприятия. Например, технологии создания систем управления качеством на предприятии.

Ноу-хау (know-how) (буквально, «знаю, как») — секрет технологии производства. Обычно под ноу-хау понимается результат технического и технологического творчества, техническая информация, необходимая для производства, но не защищенная на уровне изобретений и патентов. Один из признаков ноу-хау — элемент секретности. Ее охрана отечественными законами (в отличие от зарубежных) не регламентируется и осуществляется в договорном порядке в соответствии с условиями лицензионных соглашений (лицензия — разрешение на использование).

Инновационные технологии — набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность.

Существуют следующие виды инновационных технологий:

  1. Внедрение — инновационная технология, при которой инновационный процесс осуществляется самим разработчиком или владельцем научно-технического достижения. Недостатки технологии проистекают из того, что разработчик (изобретатель) далеко не всегда обладает талантом и опытом ученого-оргнизатора, инноватора.

В советское время внедрение было практически единственным официально признанным механизмом передачи научно-технических достижений в производственную сферу.

  1. Консалтинг (буквально, консультирование) — инновационная технология, поддерживающая этап выбора стратегии и планирования инновационной деятельности. Консалтинговые фирмы проводят исследования рынка, бизнес-планирование. Такие фирмы процветают на Западе, но в России еще не получили должного распространения: основанные на зарубежном опыте совместные и отечественные консалтинговые фирмы еще не накопили опыта и авторитета.

  2. Передача технологий или трансфер технологий — инновационная технология, обеспечивающая реализацию инновационных проектов за счет передачи освоенной технологии в иную предметную или географическую сферу. Трансфер подразумевает наличие источника технологии (университет, научный институт, технологический центр, фирму и т. д.), наличие получателя технологии (обычно крупная, средняя или малая промышленная компания) и присутствие расположенных между ними каналов передачи и сил поддержки, регулирующих возникшие проблемы (инновационный центр или инжиниринговая фирма).

  3. Обучение — инновационная технология, обеспечивающая кадровое сопровождение инновационных процессов, вплоть до создания малого предприятия. Технология реализуется фирмами, специализирующимися в этом виде инновационной деятельности (инкубаторами, технопарками, инновационными центрами).

  4. Инжиниринг — комплексная инновационная технология, наиболее полно охватывающая все этапы инновационного процесса (проекта): предпроектное обследование предприятия и рынка, бизнес-планирование, разработку проекта и комплектную поставку оборудования, кадровое сопровождение, наладку оборудования и сдачу объекта «под ключ», сервисное сопровождение. Реализуется инжиниринг специализированными или универсальными инновационными центрами и фирмами, включая компании системного инжиниринга.

  5. Реинжинupинг — комплексная инновационная технология, предусматривающая комплексное совершенствование и переоснащение действующего промышленного предприятия, включая обучение персонала, с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. В первую очередь обеспечивается освоение средств автоматизации проектирования и подготовки производства, а также средств автоматизации управления предприятием.

  6. Создание гармонично благополучных территорий — наиболее сложная и масштабная инновационная технология, предусматривающая реализацию в определенном регионе комплекса взаимоувязанных инновационных проектов, обеспечивающих в конечном итоге повышение экономического, экологического и социального благополучия населения развиваемой территории. В СПбГТУ эта технология получила название «Создание гармонично благополучных территорий (ладземель)».

  1. Модифицирующие инновации (процессы) ведут к определенным, но не очень значительным улучшениям конечного продукта, производственного процесса или процедуры. Обычно позволяют быстрее и дешевле достичь немного лучших результатов. Характерны для любой отрасли промышленности, реализуются в основном усилиями заводских технологов и других специалистов.

  2. Улучшающие инновации (процессы) обеспечивают значительные улучшения и преимущества, но не базируются на принципиально новых научно-технических достижениях. Обычно связаны с освоением новых моделей продукции, например, автомобилей, бытовой техники и т. д. Реализуются улучшающие инновации, прежде всего, усилиями отраслевых и заводских конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.

  3. Интегрирующие (комплексные) инновации реализуются за счет использования оптимального набора ранее накопленных и проверенных в мировой практике научно-технических достижений (знаний, технологий, оборудования). Интегрирующие инновации обеспечивают наиболее эффективное вложение средств в производственную деятельность, исходя из потребностей рынка. Реализуются такие инновации специалистами инноватики, учеными-организаторами, руководителями инновационных проектов, опирающимися на помощь инновационных или инновационно-инвестиционных структур: фирм, центров. Характерный пример результатов интегрирующих инноваций — новая бытовая техника с программным управлением, обладающая высоким спросом: стиральные машины, микроволновые печи, электрические кофейники и т. д. Эти изделия аккумулируют достижения механики, электротехники, электроники, инженерной психологии и т. д.

  4. Прорывные (базисные) инновации — инновации, в основе которых лежат фундаментальные научные достижения. Они позволяют выполнить ранее недоступные функции новым способом (продукция нового поколения). К прорывным инновациям первой половины XX века можно отнести использование изобретения двигателя внутреннего сгорания в автомобилестроении, создание электроэнергетики на базе фундаментальных достижений электротехники, развитие радиосвязи и телевидения. К прорывным инновациям более позднего времени относится создание атомной энергетики, развитие вычислительной техники и оптоэлектроники, создание локальных и глобальных вычислительных сетей.

Жизненный цикл продукта (ЖЦП) — совокупность процессов, выполняемых с момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации этой продукции.

CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта) — это система единой стандартной электронной документации и единой терминологии, сопровождающих продукт на протяжении его жизненного цикла и облегчающих обмен и взаимодействие различных проектировщиков и производителей.

CALS-технологии — класс информационных технологий, направленных на обеспечение безбумажной поддержки жизненного цикла продукции.

Логистика (древнегреческое слово, означающее непрерывное снабжение армии всем необходимым) — наука о взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом готовой продукции, о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального и соответствующего ему информационного потока.

Логистика инноваций — это интегральный инструмент управления, применяемый к информационным, материальным и финансовым потокам в инновационном процессе.

Инвестиции — помещение капитала, денежных средств в какое-либо предприятие, организацию, инновационный проект. По законодательству РФ инвестициями являются не только денежные средства и ценные бумаги, но и машины, оборудование, любое другое имущество, а также технологии, лицензии и другие интеллектуальные ценности.

Инфраструктура — совокупность средств и систем, включая персонал, обеспечивающих создание, жизнеобеспечение и развитие соответствующего вида деятельности. Например, инфраструктура транспорта — дороги, заправочные станции, ремонтные мастерские и др.

Инновационная инфраструктура — совокупность инновационных организаций, фирм, центров, включая персонал и связь между ними, обеспечивающая реализацию инновационных процессов (проектов).

Инновационно-инвестиционная структура — структура (центр, фирма, компания, комплекс), объединяющая под единым управлением реализацию инновационных процессов и проектов и обеспечение инвестиций, необходимых для этой реализации.

Инновационно-инвестиционная инфраструктура (сеть) – совокупность инновационно-инвестиционных структур (организаций, центров), включая сети связи между ними, обеспечивающая производство инновационно-инвестиционных услуг на соответствующей территории.

Все основные понятия и терминология были взяты на сайте http://gendocs.ru из лекционного материала по инноватике. Тема лекции основные понятия и терминология в инноватике.


1.2 Виды классификации инноваций
Классификация инновационных моделей утюгов




Признаки

Группы инноваций

1

глубина новизны

  • базисные

  • улучшающие - Утюг PHILIPS GC3540 ( двойная очистка от накипи)

  • псевдоинновации

2

выход на рынок

  • лидеры/ преактивные - Утюг PHILIPS GC3540 (подошва – Steam Glide (спец. расположение паровых отверстий))

  • последователи/ реактивные - Утюг PHILIPS GC4740 (подошва – Steam Glide Plus)

3

конкурентоспособность

  • стратегические/ преактивные - Утюг PHILIPS GC3540 (мощность (2300 Вт), вес-1.4, емкость для воды-300мл, подошва – Steam Glide (спец. расположение паровых отверстий), распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (40 г/мин), паровой удар (120 г), двойная очистка от накипи, противокапельная система, термонасадка)

  • адаптирующие/ реактивные - Утюг BOSCH TDA3630 (мощность (2300 Вт), вес-1.5, емкость для воды-290мл, подошва – Palladium-glissee (спец. керамическое покрытие, позволяющее гладить во все стороны без изменений качеств скольжения), распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (35 г/мин), паровой удар (100 г), спец. катредж от накипи, противокапельная система, автоотключение)

4

по характеру нововведения

  • продуктовые – все модели

  • технологические - Утюг TEFAL FV4680 (подошва – Ultragliss Diffusion(спец. покрытие, которое отличается высокой прочностью и специальными пазами, из-за которых вес утюга при глажке кажется меньшим))

  • нетехнологические - Утюг BOSCH TDA8391 (термонасадка, встроенная лампа, радиоприемник)

5

масштаб изменений

  • новое поколение - Утюг PHILIPS GC2710 (вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (30 г/мин), паровой удар (90 г))

  • новый род - Утюг PHILIPS GC3540 (подошва – Steam Glide (спец. расположение паровых отверстий))

  • новый вид - Утюг BOSCH TDA3630 (спец. катредж от накипи, автоотключение)

  • новый вариант - Утюг BOSCH TDA8391 (встроенная лампа, радиоприемник, встроенный ультрофиолетовый бактерицидный нагреватель)

6

охраноспособность

  • изобретения - Утюг PHILIPS GC4740 (уникальная система ионизации пара IonicDeep Steam)

  • промышленные образцы - Утюг BOSCH TDA8391 (встроенная лампа, радиоприемник)

  • полезные модели - Утюг PHILIPS GC4740 (запатентованный паровой носик Steam Tip)

  • товарные знаки

7

сроки разработки и реализации

  • долгосрочные

  • среднесрочные - Утюг PHILIPS GC4740 (запатентованный паровой носик Steam Tip, уникальная система ионизации пара IonicDeep Steam)

  • краткосрочные - Утюг POLARIS PIR2446AK (мощность (2400 Вт), вес-1.4, емкость для воды-330мл, подошва – керамическая, распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (25 г/мин), паровой удар (70 г), самоочистка от накипи, спец. система защиты от накипи)

8

по созданию

  • собственные - Утюг PHILIPS GC3540 (подошва – Steam Glide (спец. расположение паровых отверстий))

  • совместные

  • приобретенные

9

по затратам

  • крупнозатратные - Утюг BOSCH TDA8391 (мощность (2400 Вт), вес-1.7, емкость для воды-300мл, подошва – Ceranium Glissee (эмалированное покрытие, имеющее специальное расположение отверстий и паровых каналов для более эффективного пароувлаженения), распылитель воды, , вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (30 г/мин), паровой удар (85 г), катридж от накипи, противокапельная система, автоотключение, термонасадка, встроенная лампа, радиоприемник, встроенный ультрофиолетовый бактерицидный нагреватель)

  • среднезатратные - Утюг PHILIPS GC4740 (мощность (2600 Вт), вес-1.6, емкость для воды-350мл, подошва – Steam Glide Plus, распылитель воды, , вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (50 г/мин), паровой удар (170 г), катридж от накипи, противокапельная система, автоотключение, термонасадка, запатентованный паровой носик Steam Tip, уникальная система ионизации пара IonicDeep Steam)

  • низкозатратные - Утюг BOSСH TDA2340 (мощность (2000 Вт), вес-1.7, емкость для воды-220мл, подошва – INOX (оболочка из прочной нержавеющей стали и легкий алюминий, обладающий высокой теплопроводностью), распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (20 г/мин))

10

по результативности

  • высокорезультативные - Утюг PHILIPS GC4740 (мощность (2600 Вт), вес-1.6, емкость для воды-350мл, подошва – Steam Glide Plus, распылитель воды, , вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (50 г/мин), паровой удар (170 г), катридж от накипи, противокапельная система, автоотключение, термонасадка, запатентованный паровой носик Steam Tip, уникальная система ионизации пара IonicDeep Steam)

  • среднерузультативные - Утюг BOSCH TDA3630 (мощность (2300 Вт), вес-1.5, емкость для воды-290мл, подошва – Palladium-glissee (спец. керамическое покрытие, позволяющее гладить во все стороны без изменений качеств скольжения), распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (35 г/мин), паровой удар (100 г), спец. катредж от накипи, противокапельная система, автоотключение)

  • низкорезультативные - Утюг PHILIPS GC2710 (мощность (2000 Вт), вес-1.2, емкость для воды-300мл, подошва – антипригарная, распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (30 г/мин), паровой удар (90 г))

11

по степени риска

  • высокорисковые - Утюг PHILIPS GC4740 (мощность (2600 Вт), вес-1.6, емкость для воды-350мл, подошва – Steam Glide Plus, распылитель воды, , вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (50 г/мин), паровой удар (170 г), катридж от накипи, противокапельная система, автоотключение, термонасадка, запатентованный паровой носик Steam Tip, уникальная система ионизации пара IonicDeep Steam)

  • среднерисковые - Утюг PHILIPS GC3540 (мощность (2300 Вт), вес-1.4, емкость для воды-300мл, подошва – Steam Glide (спец. расположение паровых отверстий), распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (40 г/мин), паровой удар (120 г), двойная очистка от накипи, противокапельная система, термонасадка)

  • низкорисковые - Утюг PHILIPS GC2710 (мощность (2000 Вт), вес-1.2, емкость для воды-300мл, подошва – антипригарная, распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (30 г/мин), паровой удар (90 г))

12

финансова поддержка

  • государственные

  • бюджетные

  • частные - Утюг BOSCH TDA3630 (мощность (2300 Вт), вес-1.5, емкость для воды-290мл, подошва – Palladium-glissee (спец. керамическое покрытие, позволяющее гладить во все стороны без изменений качеств скольжения), распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (35 г/мин), паровой удар (100 г), спец. катредж от накипи, противокапельная система, автоотключение)

  • собственные

13

по отношению к существующей системе

  • замещающие - Утюг BOSCH TDA3630 (спец. катредж от накипи)

  • рационализирующие

  • расширяющие - Утюг PHILIPS GC2710 (мощность (2000 Вт), вес-1.2, емкость для воды-300мл, подошва – антипригарная, распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (30 г/мин), паровой удар (90 г)

  • открывающие

14

по месту в технологической цепочке

  • на входе

  • в производстве - Утюг PHILIPS GC4740 (мощность (2600 Вт), вес-1.6, емкость для воды-350мл, подошва – Steam Glide Plus, распылитель воды, , вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (50 г/мин), паровой удар (170 г), катридж от накипи, противокапельная система, автоотключение, термонасадка, запатентованный паровой носик Steam Tip, уникальная система ионизации пара IonicDeep Steam)

  • на выходе

15

по возможности коммерциализации

  • для внешнего рынка - Утюг BOSCH TDA3630 (мощность (2300 Вт), вес-1.5, емкость для воды-290мл, подошва – Palladium-glissee (спец. керамическое покрытие, позволяющее гладить во все стороны без изменений качеств скольжения), распылитель воды, вертикальное отпаривание, функция пароувлажнения (35 г/мин), паровой удар (100 г), спец. катредж от накипи, противокапельная система, автоотключение)

  • для внутреннего рынка


1.3 Жизненный цикл инноваций

Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:



  • концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность, как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития;

  • концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;

  • концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).

Основные стадии жизненного цикла нового продукта:


  1. разработка нового продукта;

  2. выход на рынок;

  3. развитие рынка;

  4. стабилизация рынка;

  5. уменьшение рынка;

  6. подъем рынка;

  7. падение рынка.

Жизненный цикл нового продукта (операции) показан на рис. 1

http://i5.rae.ru/mono/112/image006.jpg 

Рис. 1 Жизненный цикл нового продукта (операции)

На стадии разработки нового продукта (см. рис. 1: разработка товара, подготовка производства) производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок (см. рис.1: выведение) показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка (см. рис.1: рост) связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Стадия стабилизации рынка (см. рис.1: зрелость) означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка (см. рис.1: упадок) - это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Две последних стадии могут отсутствовать, т.к. они появляются при диверсификации рынка.

Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию - стадию падения рынка.

Стадия падения рынка - это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:



  1. разработка новой операции и ее оформление в виде документа;

  2. реализация операции;

  3. стабилизация рынка;

  4. падение рынка.

На стадии разработки новой операции и оформления ее в виде документа осуществляется работа по инициации, по поиску идеи, по разработке всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа. На этой же стадии осуществляется финансирование производителем всех затрат по разработке операции.

Стадия реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения и распространения инновации.

Стадия стабилизации рынка показывает насыщение рынка данной операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи.

При рассмотрении жизненного цикла новой операции следует учитывать три момента.



  1. Операция реализуется в форме законченного документа, описывающего всю процедуру выполнения данной операции.

  2. Операции реализуются в двух направлениях:

- внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;

- на рынке, путем продажи операции другим хозяйствующим субъектам.

Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической выгоды в виде снижения времени на проведение работы, экономии денежных средств и т.п. Целью продажи операции на рынке другим хозяйствующим субъектам является получение прибыли и поднятие своего имиджа.

3. Операции не патентуются, но представляют собой ноу-хау. Поэтому производитель операции может потерять монополию на операцию, не продав ее на рынке. Кроме того, работники других хозяйствующих субъектов могут сами разработать эту операцию, опираясь на какие-то элементы операции, взятые или украденные (промышленный шпионаж) у других хозяйствующих субъектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что жизненный цикл нового продукта - это продолжительность периода его существования от начальной формы (т.е. зарождения идеи) до выхода продукции из употребления и ее утилизации.

Жизненные циклы инноваций будут различаться в зависимости от вида инновации. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла нового продукта определяются особенностями той или иной инновации.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Развитие бизнеса многих предприятий базируется на четко выстроенном процессе управления жизненным циклом продукции. Недочеты в процессе управления жизненным циклом продукции ведут к целому ряду последствий, негативно сказывающихся на всей деятельности предприятия. Процесс управления жизненным циклом нового продукта должен быть клиентоориентированным. Это дает возможность предприятию выстраивать свои бизнес-процессы таким образом, чтобы соответствовать требованиям рынка и ожиданиям потребителей.

Для того чтобы проанализировать перспективы развития предприятия, спланировать на определенный период выпуск или приобретение инноваций, а также для планирования качества самой инновации и анализа в будущем информации о том, на какой стадии жизненного цикла находится инновация и каковы ее перспективы на будущее, необходимо осуществлять проектирование жизненного цикла инновации.

Чтобы определить, что такое проектирование жизненного цикла инновации, рассмотрим определение понятия «проектирование». В экономической научной и справочной литературе это понятие трактуется как процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Под проектированием можно понимать разработку проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления строительства, создания новых видов продукции и процессов. В ходе проектирования могут выполняться технические и экономические расчеты, схемы, графики, пояснительные записки, сметы, калькуляции и описания.

Любая проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Международный стандарт ISO9000:2008 дает следующее определение проектирования: «Проектирование и разработка (design and development): совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или спецификации на продукцию, процесс или систему. Термины «проектирование» и «разработка» иногда используют как синонимы, а иногда - для определения различных стадий процесса проектирования и разработки в целом. Для обозначения объекта проектирования и разработки могут применяться определяющие слова (например, проектирование и разработка продукции или проектирование и разработка процесса).

Таким образом, проектирование жизненного цикла инновации можно определить как процесс, переводящий требования потребителей в установленные характеристики инновационной продукции, результатом которого должен стать определенный план, содержащий описание стадий существования инновационного продукта, период времени, в течение которого этот продукт будет обладать активной жизненной силой и приносить производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

При проектировании жизненного цикла инновации необходимо планировать качество будущего инновационного продукта. При этом планировать придется предполагаемое качество, т.е. качество еще не существующей в материальном воплощении продукции, связанное с предполагаемой потребностью, существующее лишь в нашем сознании. Такое планирование осуществляется на каждой стадии жизненного цикла инновации.

Процесс превращения предполагаемого качества продукции в реальную связь с содержанием проекта ее создания. Значение проекта для производства высококачественной продукции определяется многими факторами, основными из которых являются следующие:



  • качество и конкурентоспособность инновационной продукции, которая будет изготавливаться и поставляться потребителю на основе проекта;

  • сроки разработки проекта;

  • возможность на его основе быстро подготовить и развернуть в нужных количествах производство новой конкурентоспособной продукции;

  • четкое оформление документов, входящих в состав проекта, обеспечивающее единообразное понимание, быструю и качественную подготовку и развертывание производства продукции;

  • бюджет проекта, величина которого зачастую влияет на такие параметры проекта, как сроки вывода продукции на рынок и качество инновационной продукции.

План жизненного цикла инновации (ЖЦИ) можно представить в виде таблицы (табл. 3.1).

Выходы (результаты) каждой стадии необходимо планировать очень конкретно (подробно). Они могут быть как материальные, документальные, так и носить информационный характер. Например, для стадии проектирования и разработки продукции выходом может быть комплект технической документации (конструкторской и технологической) и опытный образец, а для стадии стабилизации рынка выходом может быть информация о доли рынка, о рентабельности продукции.

Таблица 3.1 План жизненного цикла инновации

Наименование инновации: _______________________________

Стадии ЖЦИ

Планируемые сроки

Выходы (результаты)

Основные показатели результативности и эффективности

Должностное лицо, ответственное за отслеживание хода выполнения стадии

начало стадии

завершение стадии

 

 

 

 

 

 

Такой план ЖЦИ можно считать планом по качеству для определенного инновационного продукта при условии, что основные показатели результативности и эффективности будут отражать требования к качеству инновационного продукта, либо при условии добавления в таблицу колонки, содержащей данные требования.

Таким образом, проектирование жизненного цикла инновационной продукции позволяет предприятиям в дальнейшем анализировать соответствие действительного состояния продукции желаемому и вовремя корректировать жизненный цикл продукции. Такой анализ желательно проводить на каждой стадии жизненного цикла.

Сегодняшний рынок требует от менеджмента большей динамичности. Главное слово в лексиконе успешного руководителя - «инновации». Наиболее успешна в рыночных условиях компания, избирающая инновационную стратегию, когда приоритеты выстраиваются от инноваций к качеству и затем издержкам. Новая продукция и услуги дают ей большие конкурентные преимущества, но при этом она должна сохранять высокий уровень обеспечения качества, иначе ее преимущества недолговечны.

Оптимальный вариант для компании, ориентированной на инновации, - менеджмент качества уже во время маркетинга новой продукции, планирования и проектирования, а не только в процессе производства.

Таким образом, выполнение вышеперечисленных условий позволит обеспечить качество инновационного продукта и конкурентное преимущество предприятию, выводящему инновационный продукт на рынок.

1.4 Процесс генерирования идей

 Процесс мышления связан с наличием изобретательности в решениях, направленных на создание как технологических, так и управленческих инноваций. Ведущее условие возникновения новых идей – применение различных подходов и их комбинаций для генерирования альтернативных предложений, их фиксации и последующей селекции.



Метод мозгового штурма («брейнсторминг») представляет собой неструктурированный процесс генерирования идей, спонтанно предлагаемых участниками. Хотя данный процесс кажется со стороны беспорядочным, на самом деле это не так. Каждая последующая идея может быть уточнением или дополнением предыдущей, что улучшает его качество.

Основные стадии метода мозгового штурма:

-         формулирование проблемы,

-         подбор экспертов (примерно 6…12 человек, среди которых не должно быть признанных авторитетов по обсуждаемой тематике),

-         фиксация выявленных идей.

Не допускается критика или оценка выдвинутых предложений, поощряется их комбинирование и развитие в разных направлениях. При необходимости мозговой штурм может повторяться после перерыва. При обратном мозговом штурме новые идеи не выдвигаются, а производится анализ недостатков старых.

Метод мозгового штурма – один из наиболее естественных при обсуждении проблем, затрагивающих всех. Он весьма эффективен при проведении совещаний и при неформальной работе в группе давно работающих вместе людей для преодоления деструктивной атмосферы. Но данный метод нередко используется участниками спонтанно, безо всяких формальностей и правил. Особенно часто наблюдается ожесточённая критика новых идей и отсутствие их фиксации.

Формальный вариант мозгового штурма – совместное проведение его консалтинговой фирмой и организацией, которая пользуется её услугами.

Мозговой штурм неприменим при официальной обстановке (заседания комитетов, на которых разбираются политические и персональные конфликты и разногласия или принимаются официальные решения).

Морфологический анализ (Ф. Цвикки, Швейцария) является, как и предыдущий метод, одним из важнейших инструментов генерирования инноваций. Его применение заключается в проведении структурного анализа объекта:

1) объект разбивается на составные части,

2) для каждой из частей находятся альтернативные решения;

3) производится отсев нереальных сочетаний и селекция потенциальных решений.

Поскольку возможно несколько иерархических уровней разбиения, с увеличением их числа количество теоретически возможных альтернативных вариантов инноваций катастрофически нарастает. Уже при выделении пяти составных частей с пятью альтернативными решениями по каждой получается 55=3125 вариантов. Поэтому важнейшее значение для данного метода имеет своевременный отсев нереальных сочетаний, что требует высокой квалификации исследователя и позволяет резко уменьшить число решений.

Например, при рассмотрении возможных вариантов компоновочной схемы гидросамолёта заранее можно отбросить варианты с расположением двигательной установки под днищем корпуса и т. д.



Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – эвристический метод, основанный на системном подходе, что позволяет избавиться от недостатков бессистемного поиска решения путём проб и ошибок. Для этого в идеале должна использоваться база знаний (БЗ), являющаяся обобщением коллективного инновационного опыта, построенного на анализе результатов интеллектуальной деятельности.

Основные стадии АРИЗ:

-         выбор задачи;

-         уточнение её условий;

-         аналитическая стадия;

-         предварительная оценка;

-         синтетическая стадия.

АРИЗ должен постоянно совершенствоваться за счёт уточнения и дополнения БЗ. Дальнейшим развитием этого метода может быть создание систем искусственного интеллекта.



Метод свободных ассоциаций заключается в записи ключевых для данной проблемы понятий, после чего к ним добавляются другие слова или фразы, фиксирующие новые повороты процесса мышления, благодаря чему возникает цепочка идей.

Техника синектического метода (Гордон, США) основана на аналогиях, помогающих членам рабочих групп по-иному взглянуть на проблему. Выделяются 4 вида аналогий – прямые, личные (метод ассоциаций), символические и фантастические.

В основу идей синектики положена гипотеза, предполагающая, что вероятность успеха в творческом решении проблемы возрастает с пониманием эмоционального и иррационального начал, роль которых важнее, чем у интеллектуального и рационального компонентов мышления.



Метод инверсии означает противоположный общепринятому взгляд на проблему и её решение.

Метод контрольных вопросов (анализ характеристик) основан на использовании контрольного списка предложений решения анализируемой проблемы, составленного в произвольной форме.

Метод фокальных объектов заключается в том, что свойства одних предметов переносятся на другие.

Матричное структурирование проблем – это систематизация поиска новых идей с помощью построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам продукции, а строки – её рыночным атрибутам (применение товара, география использования, круг потребителей…).

следующая страница >>