Курсоваяработ а по русскому языку тема: «Формирование экологических понятий на уроках русского языка» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое пособие по русскому языку для работы на уроках русского... 2 461.12kb.
Руководство по русскому языку для «иноземцев» «Книга русского языка» 1 135.69kb.
Одним из ведущих лингвометодических принципов в обучении русскому... 1 132.12kb.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория... 1 210.33kb.
Задания и ответы для проведения второго (очного) этапа олимпиады... 3 521.14kb.
Тема Личностно ориентированные методы на уроках 2 419.74kb.
Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка Божко Ольга... 1 114.13kb.
Тесты по Русскому языку. Подготовка к выпускным экзаменам. Dvd задачный... 1 15.3kb.
Справка по итогам административных срезовых контрольных работ 1 91.15kb.
Тесты по русскому языку 7 кл. Литература. Схемы Таблицы. Контрольные... 1 116.97kb.
Формирование познавательной самостоятельности у школьников на уроках... 1 43.69kb.
Весенние красавицы 1 44.57kb.
- 4 1234.94kb.
Курсоваяработ а по русскому языку тема: «Формирование экологических понятий на уроках - страница №1/5




ШГПИ

КАФЕДРА «Педагогики и методики начального образования»

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕМА: «Формирование экологических понятий

на уроках русского языка»



студентки 3 курса (3х летки)


заочного отделения

4 группы


Сазоновой Елены Николаевны
Научный руководитель: ассистент

кафедры педагогики и методики

начального образования

Радыгина Елена Михайловна



Шадринск 2001

Содержание:


Введение____________________________________________3

Глава 1. Экологические проблемы в теории педагогики и в учебно-воспитательном процессе школ__________6



    1. Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу_____________________________6

    2. Значение и состояние экологии в системе учебно-воспитательной работы школ_________________10

    3. Нравственно-экологические проблемы и системный подход к их решению в процессе уроков русского языка_____________________________________14

Глава 2. Практическое раскрытие экологических понятий через уроки русского языка__________________20

    1. Анализ констатирующего эксперимента_______20

    2. Формирующий эксперимент_________________22

    3. Анализ результирующего эксперимента_______24

Заключение_________________________________________27

Литература_________________________________________28

Приложения.

Введение.


В невеселой гамме наших сегодняшних переживаний, все явственнее просматривается тревога экологии. Экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: Воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.

Главные отравители атмосферы – промышленные предприятия и автотранспорт, а также большое количество вредных веществ, поступающих в атмосферу при сжигании топлива, мусора, при пожарах. Общее количество вредных веществ, пополняющих ежегодно воздух, которыми мы дышим, превышает 100 миллионов тонн.

Основными источниками загрязнения водоемов является промышленность, сельское хозяйство. В.И. Вернадский еще 60 лет тому назад писал, что на Земле уже не осталось девственных природных вод. Теперь мы можем сказать, что не только прибрежные части морей, а весь Мировой океан загрязнен деятельностью человека. Реки выносят в него сотни тысяч тонн сливаемых в них промышленных стоков. Вдоль путей морских танкеров тянутся расплывающиеся пленки нефти, которые затрудняют поглощение водой атмосферного кислорода и приводят к заморам рыбы и другой морской фауны.

Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю-кормилицу свинца, ртути, меди, марганца, и других вредных веществ.

В конце XX века, во всех промышленных странах мира стало нарастать количество раковых, сердечно-сосудистых, легочных и аллергических заболеваний, 12% детей стали рождаться с физическими или психологическими недостатками, возросла смертность.

В последние годы, когда человек всерьез озабочен собственным экологическим будущим, на второй план отходит беспокойство о наших соседях на планете – растениях и животных. В результате многие виды полностью исчезли с лица Земли, другие оказались на грани жизни и смерти. Разрушающая сила нашего воздействия на природу усугубляется тем, что, как известно, между живой и неживой природой, между растениями и животными существуют разнообразные и весьма тесные связи. Воздействие человека вызывает разрывы этих связей, нарушает сложенные природой сообщества.

Тревожная обстановка и нашей Курганской области. Значительно загрязнены реки Исеть, Миасс, Тобол, которые для хозяйственных и питьевых целей практически не пригодны. Не меньшую тревогу вызывает состояние атмосферного воздуха, особенно в областном центре, значительное загрязнение воздуха дают объекты теплоэнергетики. Немало острых проблем и в использовании главного богатства области – земли. Массовая распашка степных и луговых территорий, пойменных участков рек, береговых зон озер, обернулась эрозией и деградацией ценных почв. Большие площади заняты карьерами, дорогами, свалками. В поселке Глановый Щучанского района, имеются огромные запасы химического оружия, которое подлежит уничтожению на месте его хранения. Все это вызывает экологическую обеспокоенность.

Я коснулась лишь некоторых экологических проблем, и все-таки даже минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического образования школьников не надумана и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики.

Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «Странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике» (18,5).

Актуальность этой проблемы и побудила нас исследовать тему «Формирование экологических понятий на уроках русского языка», так как экологическое образование и воспитание может проходить через интегрированные уроки, загадки, сочинения, словарные слова, кроссворды, диктанты, упражнения экологического характера. Мы решили показать на примере уроков русского языка, фрагментов уроков, заданий, как у детей формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по охране окружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность.

Для наиболее полной разработки взятой темы, были определены следующие цель и задачи.

Цель: Формирование правильного экологического сознания у учащихся начальных классов.

Задачи: 1. Формирование экологических понятий на уроках русского языка.

2. Выявление условий, способствующих формированию экологических понятий и экологического воспитания.

3. Воспитание у учащихся тревоги по поводу глобальных экологических проблем, ответственности за состояние окружающей среды и деятельности по ее охране.

Исходя из цели, мы определили объект, предмет и гипотезу исследования.

Объект: процесс формирования нравственно-экологических понятий.

Предмет: раскрытие экологических понятий через уроки русского языка.

Гипотеза: если исследовательский процесс пройдет успешно, то процесс формирования экологических понятий будет более эффективен.

Для решения представленных задач и для достижения обозначенной цели, в качестве основных методов исследования будут исследоваться:



  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

  2. Анкетирование;

  3. Педагогический эксперимент;

  4. Наблюдение.


Глава 1





    1. Экология имеет точную формальную дату своего рождения, и известна фамилия его юридического отца. Им был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой» (35,14). Это наиболее общее определение справедливо и по сей день. Само слово «экология» в переводе с греческого на русский язык означает «знание о доме», что образно отражает суть дела: дом – окружающий нас мир, знание устройства дома – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. Однако факт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом – «отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически существовала всегда. Но появление термина само по себе еще не означает немедленного формирования соответствующей научной дисциплины. В 1972 году в Стокгольме состоялся I Международный конгресс по окружающей среде, и только на этом конгрессе впервые понятия «экология», «эколог» получили современную расширенную трактовку, и именно этот конгресс является вехой, от которой можно вести прямой отсчет становления современной экологии. Именно в это время экология становится целостной «осознающей себя» наукой, имеющей собственные объекты и методы исследования, а также собственный концептуальный аппарат.

Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент.

Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом наук: таких как биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, агрономия, медицина. Таким образом, современная экология – это универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.

Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу – значит творить добро. Можно сказать, что начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, прогностичность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии. Ядро содержания экологического образования согласно исследователям последних лет включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: познавательный – понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии; ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности, не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической; нормативный – овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде; деятельностный – овладение видами и способами общественно – полевой практической деятельности школьников, направленной на формирование учений экологического характера.

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте

человека. (14,5)

Наверное, это и есть основная цель экологического образования. И.Д. Зверев основную цель экологического образования и воспитания видит в формировании у подрастающего поколения высокой культуры отношения к природе, строящейся на экологических и этических знаниях, соответствующей ценностной ориентации отношения к ней, воспитании нравственно-этических чувств и соответствующих мотивов поведения, формирования умений и навыков.

Общение с природой воспитывает гуманное отношение к живым существам, проявляющееся в милосердии, жалости, сострадании, желании помочь животному и растению, защитить их. Несомненно, доброта формируется в единстве с развитием эстетического наслаждения природой. Гуманному восприятию природы, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие.

Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его оригинальные уроки в природе с младшими школьниками, являются образными примерами использования природы в целях нравственного обогащения и умственного развития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно, природа – вечный источник мысли и добрых чувств детей. Для развития у школьников интереса к природному миру, для сопереживания и размышления, В.А. Сухомлинский использовал сказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельности. Он писал: «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». (32,44).

Психолог Л.И. Божович подчеркивает, что ответственное отношение человека к природе зависит от формирования у школьников природоохранных умений, навыков, привычек. На важную роль привычек в воспитании правильных форм поведения указывал К.Д. Ушинский, следовательно, в экологическом воспитании, формированию привычек целесообразно уделять особое внимание. В качестве важнейших условий эффективного нравственного воспитания младших школьников. Л.И. Божович выделяет наличие предъявляемых детям в наглядном плане образцов нравственного поведения и мобилизацию у них активного стремления к овладению этими образцами. Для формирования у младших школьников внутренней потребности поступать согласно образцам нравственного поведения, как отмечает Ш.А. Амонашвили, необходимо не только дать им пример соответствующего поведения, но и сформировать сознание того, какое поведение является в обществе нравственным, какое безнравственным, то есть сформировать морально-правовое оценочное отношение к действительности. Педагоги И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина высказывают мнение, что бережное ответственное отношение человека к природе состоит из ряда компонентов: экологические убеждения, мировоззрения, идеалы, интересы (26,11). А американский эколог Барри Коммонер сформулировал законы экологии:


  1. Все связано со всем.

  2. Все должно куда-то деваться.

  3. Природа знает лучшее.

  4. Ничего не дается даром.

Важность исследования проблемы нравственно-экологического воспитания отмечают Р.И. Александрова, А.В. Смольянов: «То, чем станет природа для человека, каким будет отношение к ней, во многом зависит от общей нравственной позиции личности. Поэтому нравственно-экологическое воспитание предполагает формирование активного морального самосознания, активной жизненной позиции, занимаемой личностью по отношению к природе».

Но все педагоги сходятся в одном, что экологическое воспитание и образование необходимо, и оно будет эффективным, если экологический материал будет систематическим, организованным, будет использоваться в различных учебных предметах. А также для эффективного осуществления экологического воспитания младших школьников, прежде всего, необходимо достижение единства и согласованности в деятельности педагогических коллективов, родителей, всего социального окружения по месту жительства, экологическое просвещение семьи и общественности, вовлечение их в экологическое воспитание детей, так как природа в равной мере нужна всем нам, и ключ к успеху в деле ее охраны – в единстве действий, в единстве мировоззрения.

1.2. Экология должна стать важнейшим элементом системы образования, причем обязательным, как изучение письма или арифметики. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания, знание законов живой природы и на основе этого, понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы. Поэтому перед педагогами должна стоять точная цель: воспитывать высокую экологическую культуру школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание, следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, используя, в том числе и нестандартные уроки, и игровые приемы обучения.

В настоящее время вышли в свет книги, учебники, методические пособия по экологии. Кандидат химических наук Т.В. Шопотова при участии Л.П. Старых создала экспериментальную программу под названием «Игровая экология» - это 32 урока для всех времен года, проникнутых любовью к природе, это множество интереснейших сведений о животных и растениях, о человеке и его месте во Вселенной.

Интересна книга «Экология для начальной школы. Игры и проекты» кандидата педагогических наук Цветковой И.В. Книга содержит более 50 экологических проектов для младших школьников, и может рассматриваться как методическое пособие-путеводитель для педагога и его воспитанников в процессе взаимодействия с окружающей природой и социальной средой, практической творческой деятельности по преобразованию окружающего мира.

Получила одобрение новая программа по природоведению З.А. Клепининой, эта программа разработана как единая для трехлетней и четырехлетней начальной школы. Программа дополнена новой информацией, автор привнес тот материал, который обеспечил бы более полную реализацию принципа экологической направленности: материал о разнообразии природы, о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу, о взаимосвязях в природе.

О.Г. Завьялова – заведующая кафедрой ИПКРО, кандидат педагогических наук, доцент, разработала «Азбуку экологии» - это экспериментальное учебное пособие для младших школьников по экологическому образованию. Из книги дети узнают, по каким законам живет окружающий нас мир, как хороша, и разнообразна зауральская природа, какие опасности ей угрожают, и как дети могут помочь взрослым навести порядок в природном доме. Это пособие широко используется учителями города Куртамыша, что дает определенные результаты. Карелова Н.А. – заслуженный учитель учебно-воспитательного комплекса «Начальная школа – детский сад» и Потапова С.А. – учитель начальных классов школы №2 ведут факультативный курс «Экология для младших школьников», который позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Работая с материалами печати, мы обратили внимание на то, что есть в нашей стране педагоги-воспитатели, которые еще в младшем школьном возрасте начинают воспитывать у детей бережное отношение к природе. Большими возможностями для проведения нравственно-экологического воспитания обладают уроки природоведения. Изучение мира растений, животных, природных явлений, составляет базу для систематического проведения воспитательной работы на этих уроках. Так, С.Б. Сергеева из города Красноярска, работая по учебнику З.А. Клепининой, использует нестандартные формы, приемы, повышающие интерес к предмету, воспитывающие любовь к природе, желание беречь и охранять ее, чтобы уроки носили познавательный характер, проводит практические работы. А.А. Гаврикова из города Перми, предлагает на уроках природоведения использовать кроссворды, которые повышают любознательность детей, познавательный интерес к природе.

Однако сформировать нравственно-экологическое сознание школьников, ограничившись рамками одного учебного предмета, невозможно, поскольку у детей будет создаваться неполное представление о сложной системе взаимодействий, характеризующих вопросы охраны природы. Поэтому необходима интеграция научного знания: привлечение к этому процессу других учебных дисциплин, то есть, включая экологической материал в ткань разных предметов, учителя активизируют у детей мыслительную деятельность и развивают интерес к природе. На таких уроках дети лучше усваивают изученный материал, у них развивается любознательность, вырабатываются умения делать выводы, обобщения, а знания приобретают систематичность.

Так старшие учителя школы №1119 города Москвы И.П. Подосенова, Л.В. Соколова считают, что необходимо в каждый урок математики вводить хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране природы, приобщают детей составлять задачи, используя знания, полученные на уроках, и наблюдения, накопленные во время общения с природой (21,24).

Например: Отгадайте загадку.

Возле елок из иголок

Летним днем построен дом,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.
(муравейник)
- Кто видел муравьев?

- Почему нельзя разорять муравейники?

Решим задачу про них.

4 муравья тащат соломинку, а 3 спешат им на помощь. Сколько всего муравьев будет тащить соломинку?

- Можно ли муравьев назвать трудолюбивыми, дружными?

Интегрированные уроки – природоведение и математика, чтение и природоведение – реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый ребенок.

Внимание таким урокам уделяет Н.А. Кудряшова, она предлагает следующие уроки, которые могут проводиться в 3 классе (1-3), 4 классе (1-4) по темам:

Природоведение Русский язык



  1. О чем рассказывает 1. Сочинение «Какой я представляю

Глобус себе нашу планету, глядя на

глобус»


  1. Лес и человек 2. Составление и запись памятки

«Как вести себя в лесу?»

  1. Водоем - природное 3. Составление и запись памятки

сообщество «Как вести себя у водоема?»
Многие педагоги экологическое образование и воспитание осуществляют и в процессе внеклассных занятий, экскурсий, кружков, факультативов. Е.А. Гринева из города Ульяновска во внеклассной работе использует рассказы В.А. Сухомлинского, экологические сказки, чтобы научить ребенка видеть вокруг себя, пагубное влияние человека на природу. Интересный прием в процессе экологического воспитания и образования использует В.С. Долгачева – кадидат биологических наук, на внеклассных занятиях она знакомит детей с лекарственными растениями, с их биологическими особенностями, с основами охраны, с лекарственными свойствами и их значением для жизни человека. (8,36)

Учитель Л.М. Хафизова на экскурсиях обращает внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учит выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки, для повышения познавательной активности учащихся использует дидактические игры, например «Угадай дерево по листу» или «Что изменилось?» (31,33).

Л.П. Симанова считает, что учитель должен включать в уроки и во внеклассную работу задания по экологии, в зависимости от темы и времени года, и задания в первую очередь должны быть направлены на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей.

Например: Задание 1

Хоровод дружбы.

Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и лепесток,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

(В. Викторов)

Продолжи это стихотворение своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования.

Дружат ели и клесты,

Итак, анализ литературы, опыт школы по данной проблеме показывает, что в нашей стране немало учителей, понимающих, что воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, является одним из факторов, определяющим сохранение жизни на нашей планете.



1.3. Кроме уроков, внеклассных занятий, используемых учителями, немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют и уроки русского языка. Анализ программ, учебников по русскому языку показывает, что данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом, но не в большей степени, однако для систематического осуществления экологической работы следует включать дополнительный материал, используя интегрированные уроки, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию его творческого мышления.

Интеграция позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, русском языке, трудовом обучении. (16,74)

Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека. Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей, сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. Именно на интегрированных уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к природе, что немало важно для экологического образования. Следуя этому, я разработала интегрированные уроки с экологической направленностью (см. в приложении).

Природа – первооснова всякой красоты и величия. Начиная с VI в. до н.э. античными философами создавались целостные теории прекрасного в природе. Эстетическое познание мира многосложно и оно предполагает возможность учиться и учить красоте.

В.А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки. Как не вспомнить великого педагога К.Д. Ушинского, который смотрел на загадку как на «картинное описание предмета», веря, что живая и интересная она прочно заляжет в памяти ребенка, увлекая за собой все привязанные к ней объяснения. (30,39) Как показали наблюдения, загадки оказывают сильное воздействие на психику основной массы детей. Памятуя об этой психико-физиологической особенности детского организма, учитель должен вводить в учебный процесс загадки, обостряющие чувствительность сенсорной системы, способствующие воспитанию чуткой эмоционально богатой личности и использовать загадки не только на уроках природоведения, но и на других уроках, в том числе и на уроках русского языка. (см. в приложении)

В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические тесты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры экологического характера, задания по экологии. Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения. (см. в приложении)

Задания по экологии должны быть направлены, в первую очередь, на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Задания по экологии помогут учителю управлять деятельностью младших школьников по изучению и охране природной и социоприродной среды. Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям и поведению, к изучению и осмыслению связей между ними. (см. в приложении)

Мы высветили экологические проблемы, которые могут решаться на уроках русского языка, при использовании определенных заданий.

Проблемы:



  1. Охрана природной среды – условие существования человечества, при решении данной проблемы следует исходить, прежде всего, из того, что взаимоотношения между обществом и природой носят противоречивый характер, который выражается в следующем: с одной стороны люди должны обеспечивать сохранение природной среды для своего существования, а с другой – они не могут сохранить природу нетронутой, поскольку постоянно с нею взаимодействуют. Поэтому встает проблема, каким образом и что надо сделать, чтобы вторжение людей в ход природных процессов не нарушало природного равновесия, не приводило к ухудшению их жизненных условий.

  2. Закономерная взаимосвязь природы и общества. Природу мы не можем считать только как условие существования человечества. Природу следует рассматривать как систему, включающую общество в качестве своего элемента. При этом условии взаимосвязь природы и общества является закономерной.

  3. Влияние деятельности на природу в целом и отдельные ее компоненты. Как показывает школьная практика, учащимся в процессе обучения даются в основном то есть знания, которые характеризуют положительное влияние человека на природу, а отрицательное влияние зачастую умалчивается. При таком одностороннем подходе, у детей формируется представление о том, что деятельность людей приносит только положительные результаты, что не соответствует действительности. В результате чего, учащиеся становятся психологически неподготовленными к критическому осмыслению своих поступков по отношению к окружающей природе. Младшим школьникам следует давать материал, отражающий двойственный характер воздействия человека на природную среду. Что поможет им осознать имеющуюся противоречивость последствий.

  4. Оптимизация взаимодействия общества и природы. Для решения данной проблемы учащимся следует показать специфику экологических знаний, которая проявляется в следующем: знания не только отражают сущее, но и показывают должное, то есть устремлены в будущее, давая опережающую ориентацию действиям людей, использующим природные ресурсы, необходимые обществу и для его развития.

  5. Природа как источник духовных сил человека. В природных условиях легче создавать обучающие ситуации, в которых развивались бы не только навыки и умения, но и волевые качества ученика, способность принимать ответственное решение при выборе тех или иных действий по отношению к природе.

Выводы по 1 главе.


Итак, важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучия самого человека. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал в ткань разных уроков, начиная с начальных классов, в том числе и в уроки русского языка.

Глава 2
В процессе работы над данной темой была проведена исследовательская работа, цель которой:



  1. Изучить уровень экологических знаний у детей.

  2. Повысить экологические знания детей через уроки русского языка.

Для этого мы выбрали два класса – 2 «а» и 2 «б». Дети этих классов находятся в одинаковых педагогических условиях, учатся в одной школе и имеют примерно одинаковый уровень знаний.

2 «а» - контрольный

2 «б» - экспериментальный
Анализ констатирующего эксперимента.

Для проведения констатирующего эксперимента в своей работе мы использовали методы наблюдения и анкетирование. В течение года наблюдали за учебной и внеклассной работой в экспериментальном классе. Экологическое образование и воспитание в большей степени осуществлялось на уроках природоведения, на других уроках мы не заметили межпредметных связей, где бы раскрывались вопросы экологического характера. К сожалению, этого не было и на уроках русского языка.

Для выяснения первоначальных знаний об экологии у учащихся, провели специальную анкету. В анкете три первых вопроса взяли из сборника «Формы экологического воспитания детей» под редакцией А.С. Бахаревой, доцента кафедры естествознания ШГПИ, а остальные я составила сама.

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по экологии в контрольном 2 «а» классе (20 человек).

Таблица №1(а)


Уровни

Человек

%

Высший

Средний


Низкий

0

7

13



0

35

65



График №1(а)

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по экологии в экспериментальном 2 «б» классе (23 человека).

Таблица №2(б)

Уровни

Человек

%

Высший

Средний


Низкий

0

13

10



0

57,3


42,7

График №2(б)

Как показали результаты анкет, уровень экологических знаний в обоих классах средний. К сожалению, не оказалось ни одного ученика, у которого был бы высокий уровень экологических знаний.


Формирующий эксперимент.

Анализ анкет, их неутешительные результаты побудили нас использовать уроки русского языка с экологического направленностью. В течение года, отведенного на формирующий эксперимент, я проводила уроки русского языка, используя экологический материал, а именно экологические сказки, игры, задания, подбирала тесты экологической направленности для диктантов, изложений и проверочного списывания, на уроках уделяла внимание загадкам, кроссвордам, стихотворениям.


Краткое описание интегрированных уроков.

  1. Русский язык и чтение.

Тема: «Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин «Береза»».

На этом уроке дети знакомятся с русским поэтом – С. Есениным, разбирают его стихотворение «Береза», используя предложения из стихотворения, упражняются в проверке безударных гласных, подбирают однокоренные слова, распознают орфограммы, учатся сравнивать. Таким образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина на уроке я пыталась у детей воспитать любовь к родной природе.

2. Природоведение и русский язык.

Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи»

На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода, числа имен прилагательных, над обобщением знания имени прилагательного, знакомлю с изменениями в природе с приходом весны, с разнообразием весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На уроке много использовалось стихотворений, через которые я воспитывала интерес и уважение к природе.


  1. Чтение – русский язык – музыка.

Тема: «Обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и обобщение знаний учащихся о предложении»

Тема на уроке введена через загадку. Использовала активный метод обучения – инсценирование. Разбирая произведения о весне, пыталась помочь детям почувствовать красоту слова. На уроке учащихся познакомила с новыми словами и понятиями, систематизировала знания о предложении, развивала творческое мышление, учила детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы.


Знакомство с новым словарным словом.

Например, можно провести следующую работу со словарным словом – береза.



    • Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)

    • Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?

    • А знаете ли вы чем полезно это дерево?

Это интересно: (дополнение к сказанному)

На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали березу священным деревом. На Руси это растение было связано с весенними церковными праздниками. В Москве существовал обычай отмечать эти весенние праздники в Марьиной роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа пускала березовые венки по воде. С березой крестьяне землевладельцы связывали немало примет:



    • Из березы течет много сока – к дождливому лету.

    • Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

    • Овес сей, когда береза распускается.

Издавна береза считалась символом России и широко использовалась в различных отраслях.

Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний.

Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные поделки.

Весенний березовый сок является лечебным питьем. Однако, следует помнить, что незнание всех правил его сбора может привести к гибели очень ценного и полезного растения. Поэтому нужно уметь правильно сделать надрез, а после окончания сбора сока закрыть смолой сосны или пластилином, чтобы в нее не попали споры грибка.


Результирующий эксперимент.

Проведение результирующего эксперимента было осуществлено на основе той же анкеты, которая использовалась при проведении констатирующего эксперимента. В ходе проведенного среза была экспериментально подтверждена гипотеза, лежащая в основе исследования, о том, что экологическое образование и воспитание играет большую роль в учебно-воспитательной работе школы, и экологические знания учащихся можно повысить и через уроки русского языка, используя соответствующий материал.

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по экологии в контрольном 2 «а» классе после повторного опроса (20 человек).

Таблица №3(а)




Уровни

Человек

%

Высший

Средний


низший

0

8

12



0

40

60


График №3(а)

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по экологии в экспериментальном 2 «б» классе, после повторного опроса (23 человека)

Таблица №4(б)




Уровни

Человек

%

Высший

Средний


Низкий

9

12

2



39,1

52,1


8,8

График №4(б)


Результаты анкеты, проведенной после уроков внеклассного чтения в экспериментальном 2 «б» классе показали, что уровень экологических знаний учащихся повысился.

Если в начале эксперимента высокий уровень знаний был равен 0%, то после проведения таких уроков русского языка он заметно повысился и составил 39,1%. Это, несомненно, говорит об успехе эксперимента.

Результаты анкет показали, что знания учащихся по экологии в контрольном 2 «а» классе после повторного опроса не повысились.


Сравнительный итоговый график.

Заключение.
Подводя итоги проделанной работы в течение года, можно подчеркнуть не безуспешность усилий, направленных на повышение уровня экологических знаний учащихся путем проведения уроков русского языка.

Основываясь на опыте проделанной работы, мы можем предложить к внедрению апробированную нами методику проведения уроков русского языка с использованием наглядности, так как она позволила заметно повысить уровень экологических знаний учащихся.

Экологическая работа требует специальных знаний и должна проводиться в системе, присутствуя как на внеклассных занятиях, так и на уроках, в том числе и на уроках русского языка.

Литература:




  1. Азбука экологии./под ред. О.Г. Завьялова, Н.И. Науменко, Н.П. Несговорова, Л.П. Салеева – К.: Парус – М. 1997. – с.3.

  2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. //Начальная школа. – 1994. - №2. – с.32.

  3. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – Ш.: 1996. – с.69.

  4. Блюкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание. – В.: 1990. – с.24.

  5. Гавриляко С.Б. Игры «Земля – наш дом».//Начальная школа. – 1995. - №5. – с.57.

  6. Гиляров А.М. Когда и кем придумана «экология».//Биология в школе. – 1997. - №3. – с.5.

  7. Голубь В. Интегрированный урок.// Газета. Начальная школа. – 1998. - №9. – с.2.

  8. Долгачева В.С. Изучение лекарственных растений в начальной школе. // Начальная школа. – 1995. - №4. – с.36.

  9. Захарова Л.В. Учимся любить природу. //Начальная школа. – 1997. - №4. – с.47.

  10. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа. – 1989. - №5. – с.25.

  11. Кочегарова Т.М. Тематические кроссворды на уроках русского языка.//Начальная школа. – 1989. - №1. – с.31.

  12. Кузьмина Г.С. Наука о доме. //Начальная школа. – 1993. - №9. – с.74.

  13. Купров В. От экологии природы – к экологии души. //Газета. Начальная школа. – 1999. - №35, №36.

  14. Леонтьев М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. //Биология в школе. – 1994. - №3. – с.5.

  15. Манеева О.И. Загадок не счесть. //Начальная школа. – 1998. - №4. – с.25.

  16. Мельник Э.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы. //Начальная школа. – 1998. - №5. – с.74.

  17. Михайлова Т.В. А я делаю так… //Начальная школа. – 1995. - №2. – с.57.

  18. Охрана природы в школьном курсе биологии./ под ред. А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной – М.: Просвещение 1977. – с.10.

  19. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. //Начальная школа. – 1991. - №5. – с.2.

  20. Плешаков А.А. Раскрытие экологических связей на уроках природоведения. //Начальная школа. – 1988. - №9. – с.35.

  21. Подосенова И.П., Соколова Л.В. Задачи по математике на экологическую тему. //Начальная школа. – 1995. - №9. – с.24.

  22. Ростоцкий С.Б. Экологические проблемы на карте мира. //Природа. – 1994. - №6. – с.3.

  23. Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе. //Начальная школа. – 1995. - №5. – с.34.

  24. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа. – 1988. - №2. – с.42.

  25. Симонова Л.П. О перспективах экологического образования в начальной школе. //Начальная школа. – 1988. - №6. – с.14.

  26. Соколова Н.Д. Экологическое воспитание младших школьников. – с.: 1991. – с.11, 21-31.

  27. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа. – 1988. - №6. – с.28.

  28. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка. //Начальная школа. – 1995. - №6. – с.45.

  29. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка в 1-2 классах. //Начальная школа. – 1994. - №5.

  30. Харитонова Л.М. Воспитательная функция загадок на уроках природоведения. //Начальная школа. – 1994. - №4. – с.39.

  31. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников. //Начальная школа. – 1989. - №3. – с.33.

  32. Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Экологические сказки. //Начальная школа. – 1993. - №9. – с.44.

  33. Что имеем, как храним./ под ред. А.П. Бухтоярова, Н.К. Васильченко, Г.С. Городянской – К.: 1993. – с.15.

  34. Щербинина Г.К. Скуазка как средство воспитания. //Начальная школа. – 1995. - №3. – с.30.

  35. Экология. 9кл./ под ред. Е.А. Криксунова, В.В. Гасечника – Издательский дом «Дрофа».: 1995. – с.14.

  36. Янин А.А. Глобальные экологические проблемы. //Начальная школа. – 1997. - №4. – с.48.



следующая страница >>