Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курс лекций по сельскохозяйственной радиологии учебное пособие 4 1285.12kb.
Курс лекций по данной дисциплине. Учебное пособие издается в соответствии... 3 1052.59kb.
Экзаменационые вопросы по психиатрии и наркологии для лечебного факультета 1 53.91kb.
Учебное пособие Черемхово, 2013 ббк 86. 2(2) ф 34 7 2867.92kb.
В тестах первичного банка все правильные ответы «А»! Модуль общие... 1 78.03kb.
Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Томск... 9 894.81kb.
Курс лекций учебное пособие Ижевск фгоу впо ижевская гсха 2009 (075. 4 1361.66kb.
Учебное пособие по литературе. Омск: Омгкпт, 2006 -74 с. Учебное... 5 1073.75kb.
В. И. Гинецинский характер гинецинский В. И. Пропедевтический курс... 1 124.91kb.
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее... 1 35.75kb.
Учебное пособие для I курса факультетов иностранных языков Балашов... 14 1035.74kb.
Лекция Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания... 3 1041.71kb.
- 4 1234.94kb.
Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие) - страница №1/11





эмбл 23 дек

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России)

Кафедра психиатрии и медицинской психологии

В.С. Собенников

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ

(учебное пособие)

Иркутск

2011


УДК 616.89–06:616

ББК 56.14

Утверждено на заседании ФМС лечебного факультета ИГМУ

23 ноября 2011 г.

Учебное пособие «Курс лекций по психиатрии для лечебного факультета»

Автор: заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Иркутского государственного медицинского университета, профессор Собенников В.С.

Собенников В.С.

Курс лекций по психиатрии для лечебного факультета : учеб. пособие / ГБОУ ВПО ИГМУ Росздрава.- Иркутск: ИГМУ, 2011. - с. 282

Курс лекций содержит сведения, по основным вопросам психиатрии.

Пособие предназначено для студентов 4 – 5 курсов медицинских ВУЗов, изучающих психиатрию для специальностей Лечебное дело, Медико-профилактическое дело.

УДК 616.89–06:616

ББК 56.14

© ИГМУ, 2011

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ



Предмет и задачи психиатрии (отношение к другим разделам медицинской науки и психологии).

Психиатрия (psyche-душа, iatreia-лечение) – часть медицинской науки и практического здравоохранения, изучающая причины, клинические проявления, диагностические основы психических расстройств.

Основной предмет изучения психиатрии – патология психической деятельности – психические болезни. Психическая болезнь – заболевание, характеризующееся преимущественным расстройством психики (психика-свойство материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности). Это болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, обусловленными воздействием биологических, социальных, психологических и других факторов.

Основные особенности психической болезни:

1.Нарушение отражения объективной реальности;

2.Изменение самосознания;

3.Изменение отношения к окружающему миру;

4.Нарушение поведения.

Выделяется 3 основных вида психических болезней:

1.Психозы (МДП, шизофрения) - патологические состояния, которые обусловливают психические реакции грубо противоречащие реальным отношениям, что проявляется в расстройстве отражения окружающей действительности и дезорганизации поведения.

2.Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии, наркомании и др.) - патологические состостояния не сопровождающиеся выраженным нарушением отражения окружающего и существенным изменением поведения.

3.Умственная отсталость - олигофрения.

(В современной литературе термины психотический и непсихотический-пограничный используются и для обозначения уровня, глубины расстройств вне зависимости от принадлежности состояния к тому или иному виду психического заболевания - напр., пограничные состояния при шизофрении).



Причины психических заболеваний.

1 - внутренние (эндогенные)

2 - внешние (экзогенные): а) физиологические (соматические)

б) психические (ситуативные, личностные).

Во всех случаях в развитии психической болезни участвуют все 3 фактора, но определяющим является единственный при различных заболеваниях.

По этиологическому признаку выделяются следующие психические болезни:

1.Геногенные (эндогенные, конституциональные);

2.Физиогенные (экзогенные, экзогенно-органические, соматогенные);

3.Психогенные (реактивно-личностные, ситуативные).

Значение достижений нейронаук для психиатрии

Сущность психозов до настоящего времени в полной мере не выяснена. Последнее десятилетие XX века,- ознаменовано определенными успехами в понимании механизмов развития психических расстройств , поэтому, по рекомендации ВОЗ, обозначено, как «декада мозга»:

1)установлены многие нейрохимические звенья таких состояний, как депрессия, тревога, страх, возбуждение;

2) появилась возможность точной ДНК-диагностики при ряде заболеваний ( хорея Гентингтона, болезнь Дауна, другие дифференцированные олигофрении);

3)Применение методов нейровизуализации позволило осуществлять анализ морфофункциональных изменений при «функциональных» психических расстройствах (шизофрения, аффективная патология)

Это позволяет предполагать все большее сближение психиатрии и внутренней медицины на основе достижений фундаментальных наук.



Разделы психиатрии

1) Большое влияние на развитие, клинику, и прогноз психических расстройств оказывает возрастной фактор, поэтому в психиатрии выделяют такие разделы, как: 1.детская, 2.подростковая психиатрия и 3.геронтопсихиатрия (психиатрия позднего возраста)

2)Наиболее важными социальными функциями психиатрии является экспертиза при психической патологии. Самостоятельное значение имеют такие разделы психиатрической экспертизы как: 1. трудовая, 2. военная, 3. судебная.

3)Влияние факторов социальной среды на психическое здоровье, а также значение социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике психической патологии, определяет выделение такого раздела психиатрии, как социальная психиатрия. Отдельными направлениями социальной психиатрии являются: 1.этнокультуральная психиатрия (сравнительное изучение психических расстройств в различных нациях и культурах); 2.индустриальная психиатрия (изучает психическое здоровье работающего населения).

Разделами психиатрии, но имеющие статус самостоятельной дисциплины являются:

4) Наркология - диагностика, лечение и профилактика алкоголизма, наркоманий и токсикомании («аддиктология» - от англ. addiction — пристрастие)

5) Сексопатология и 6) Суицидология (изучение причин и разработка мер по предупреждению самоубийств и суицидального поведения, предшествующего им).

Смежными с психиатрией, но особыми научными дисциплинами являются психотерапия, медицинская психология и психофармакология

Психиатрия, как медицинская дисциплина – тесно связана с внутренней (соматической) медициной. Любая соматическая болезнь, являясь стресовым фактором, оказывает влияние на личность больного, а реакция личности и стресс оказывают модулирующее влияние на клинику и течение основного заболевания.

Основные этапы развития и основные направления в психиатрии

Выделяются следующие этапы развития психиатрии (по Ю.Каннабиху).

1. Донаучный период – с древнейших времен до появления античной медицины. Происходит бессистемное накопление наблюдений, которые фиксируются в образной форме, в мифологии. Человек наделял окружающие предметы и явления душой – анимизм. Смерть и сон – первобытным человеком идентифицировались. Считалось, что во сне душа выходит из тела, бродит, видит разные события, участвует в них – это человек видит во сне. Если душа отлучалась и не возвращалась – человек умирал.

Душевные болезни истолковываются в аспекте примитивно-теологического мировоззрения. Заболевание связывалось со злонамеренным негативным влиянием других людей или высших сил (злые боги, дьявол, бесы). Лечение осуществлялось с помощью магических приемов врачами-колдунами, позже магически-религиозными обрядами, т.е. своеобразным психологическим воздействием (примитивная психотерапия). Примитивная медицина была в большей степени ориентирована на психику человека, т.е. являлась психиатрией (Ф.Александер с соавт., 1995). В этот период душевные и телесные болезни не различались, как не разделялась медицина, магия и религия. Основой здоровья считалось единение души и тела, а возникновение болезни связывалось с тем, что душа или её часть покидала тело. Различные верования помещали душу в различные органы – сердце, почки, печень. Возвращения души считалось первым и основным принципом лечения. Второй важный принцип магической медицины – симпатическая магия – представление о связи между разными объектами (в том числе телами двух людей) и возможности положительного воздействия одного на другое. Считалось, что врачующий человек может оказать непосредственное лечебное воздействие на пациента, притворяясь умирающим, агонизирующим, а затем выздоравливающим.

Анималистически-магическая медицина существовала до появления эллинской медицины, опираясь на интуитивное постижение психологических законов, определяющих поведения человека.

2. Древняя греко-римская медицина (от 7 века до нашей эры до 3 века нашей эры). Душевные болезни рассматриваются как естественные явления, требующие естественных мер. Магически-религиозное понимание болезней сменяется метафизическим и, частично, научно-реалистическим. Преобладающим становится соматоцентризм, исходя из которого Гиппократ понимал истерию как болезнь матки, а депрессию (меланхолию) – как застой желчи. Больной воспринимался как единое целое, без противопоставления психики и сомы, но роль психики и сомы в возникновении различных заболеваний рассматривались дифференцированно. Согласно представлениям Платона и Аристотеля от души идет как доброе, так и злое, что может оказывать влияние на человека, в целом. Душа должна лечиться особыми целебными разговорами. Следовательно, в греческой философии преобладало представление о влиянии души на тело и наоборот. Так, Ксенофонту приписывается фраза: «В здоровом теле – здоровый дух».

В этот период, в медицине выделяется соперничество двух школ (направлений):

1)Книдская – развивала учение о патологии на основе учения Платона об универсалиях. Следуя Платону, стремилась к познанию универсалий в медицине и направляла усилия на классификацию и наименование болезней (учение о болезнях).

2)с острова Кос (Косская) – была создана Гиппократом под влиянием учения Аристотеля. Стремилась к тщательному исследованию разнообразных проявлений болезни у отдельных людей. Большее значение придавалось прогнозу, чем диагнозу (учение о больном).

3. Средние века – регресс человеческой мысли, мистика и схоластика. Происходит возвращение практической медицины к анимистическому, религиозно-мистическому подходам. Преобладали демонические представления о душевных болезнях.

4.Эпоха возрождения – расцвет научной мысли.

В 17 веке, Ф.Платтер предлагает первую систематику психических болезней (23 вида болезней в 4 классах). Праобразом общей психопатологии становится классификация К.Линнея «Роды болезней» (3 вида психической патологии – 1.болезни рассудка, 2.воображения и 3.аффектов и влечений).

Французский врач Филипп Пинель (1745–1826) возглавил движение за ограничение мер стеснения психически больных - первым сняв с душевнобольных цепи, а в области терапии предложил «моральное лечение» душевнобольных. В своем основном труде «Медико-философский трактат о помешательстве» (1809), он предпринял попытку анализа и систематики симптомов, а также разработал классификацию психических болезней, выделив 4 типа безумия: 1)меланхолию, 2)манию, 3)деменцию, 4)идиотию,

По мнению Ю.Каннабиха, его научная и общественная деятельность в ХУ111 в. – 60-е годы Х1Х в., определила целую «эпоху Пинеля». В этот период происходит развитие госпитализации психически больных, существенно улучшены условия содержания, но в процессе лечения, однако, допускается (в интересах больного) физическое насилие в виде смирительной рубашки и кожаных ремней.

5. Вторая половина 1Х века – 1890 г. В этот период происходит интенсивное развитие клинического направления в психиатрии. Осуществляется систематизация клинических наблюдений, развивается симптоматологическая психиатрия, идет описание симптомокомплексов. Развивая гуманистическую традицию в психиатрии, английский врач Конолли – стремился к полному отказу от механического ограничения больных..

Основоположники клинического направления в психиатрии (Ж. Эскиролъ, В.Гризингер)

Французская школа.

Жан Этьен Эскироль (1772-1840) был любимым учеником Пинеля. Первым стал преподавать курс психиатрии в 1817 году. В своем основном научном труде «Des maladies mentales» (1837) дал классическое описание галлюцинаций и «мономании» (в современном контексте – паранойяльное бредообразование), отметил роль эмоций в развитии психических расстройств. Жан-Пьер Фальре (Falret J.P., 1854) – выделил «циркулярное помешательство» (folie circularize). Байярже (Baillarger M., 1854) – подробно описал галлюцинации («полные» и психические), независимо от Фальре выделяет «помешательство - о двух формах». В 1890 г. Жак-Жозеф-Валантен Маньян (Valentin Magnan) (1835 – 1916), дает последовательное описание клиники хронического параноидного помешательства.



Немецкая школа.

Вильгельм Гризингер (1817–1868), создатель первого фундаментального руководства по психиатрии «Pathology and Therapy of Mental Diseases» (1845). Основное значение в развитии психических расстройств Гризингер придавал патологическим изменениям в ЦНС. В 1880 г. Карл Людвиг Кальбаум (Karl Ludwig Kahlbaum) (1828 – 1899), немецкий врач-психиатр, выделяет кататонический симптомокомплекс. В 1881 г. его ученик, бельгийский психиатр, Эвальд Геккер описывает гебефрению.

6. Нозологический этап.

Первые попытки выделения отдельных психических расстройств принадлежат Жан-Пьеру Фальре – «циркулярное помешательство» (folie circularize), далее Антуан Бейль (1826) описал психиатрическую симптоматологию «общего пареза» – сифилитического поражения ЦНС – прогрессивного паралича. В 1887 году С.С.Корсаков, выделил как отдельную форму, установил этиологический фактор и патогенез, дал подробное описание клинической картины «алкогольного полиневритического психоза», впоследствии названного - болезнью Корсакова.

Последнее десятилетие Х1Х века – собственно нозологический этап развития психиатрии.

Создание нозологической систематики (Kraepelin E.,1883)

Под влиянием успехов микробиологии Крепелин сформулировал критерии, которым должна отвечать каждая отдельная болезнь – 1. единая причина, 2. одинаковые проявления, 3. течение, 4. исход и 5. анатомические изменения. Однако, учитывая отсутствие знаний об этиологических факторах большинства психических расстройств при обосновании нозологических категорий он использовал общепатологические критерии психических расстройств. Он выделил 3 регистра: 1) – проявляется астеническими, невротическими и аффективными расстройствами, 2) – шизофреническими, 3) органический. В дальнейшем, однако, «линейный принцип» – одна причина дает одинаковый эффект (Давыдовский И.В., 1962) – не оправдался. Критерии выделение отдельных нозологических единиц не только в психиатрии, но и в других дисциплинах крайне многозначны.

Границы отдельных нозологических форм в психиатрии, по мере накопления знаний, подлежат постоянному пересмотру, до настоящего времени, большинство заболеваний выделяются не по этиологическому признаку (этиология неизвестна) – примером является МКБ–10.

Значение этиологически неспецифического, общего в проявлении психических болезней было последовательно развито K.Bonhoeffer (1909) в учении об экзогенном типе реакций, где постулируется, что воздействие на мозг слабых вредностей проявляется эндогенными расстройствами, а интенсивно-действующие экзогенными. Не утратила своего значения и концепции «единого эндогенного психоза» K.Conrad (1959), в виде нескольких разновидностей – непрерывно-прогредиентной, приступообразной, рекуррентной и циклотимической.

В этот период происходит совершенствование психиатрической помощи, организация колоний. Психиатрия выходит за пределы специализированных больниц в связи с развитием «малой психиатрии».

Основные направления в психиатрии

Нозологическое направление (от греч. nosos – болезнь) Основоположником нозологического направления является немецкий психиатр Эмиль Крепелин, который первым представил почти все психические расстройства в виде отдельных болезней (некоторые психические болезни были выделены в качестве самостоятельных до систематики Крепелина: циркулярное помешательство, описанное французским психиатром Жан–Пьером Фальрё (впоследствии названное маниакально-депрессивным психозом), алкогольный полиневритический психоз, выделенный С.С. Кореаковым, прогрессивный паралич – одна из форм сифилитического порaжения мозга, описанная французским психиатром Антуаном Бейлем).

Ведущим методом нозологического направления служит тщательное описание клинической картины и течения психических расстройств, за что представители других направлений называют данное направление «дискриптивной» (т.е. описательной) психиатрией Крепелина.



Синдромологическое направление господствовало в психиатрии в XIX веке и в настоящее время наиболее последовательно сохраняется во французской психиатрии. Диагнозами служат названия синдромов (депрессия, делирий, хронический бред, кататония, спутанность и т.д.) независимо от вызвавших их причин. В начале ХХ века это направление уступило место нозологическому. Однако с появлением в 50-х годах психотропных средств, каждое из которых эффективно при определенных синдромах, синдромологическое направление вновь стало приобретать сторонников. Обычно его определяют как составную часть в эклектического направления.

Эклектическое направлеиие (его представители чаще называют данное налравление «прагматическим», или «атеоретическим») к концу ХХ века стало наиболее распространенным в мировой психиатрии. Его отражают Международная классификация психических болезней (9-й и 10-й пересмотры) и особенно современная американская классификация психических расстройств DSM–IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). Систематика строится так, чтобы по возможности отразить суждения представителей разных направлений и многих психиатрических школ. Если причина психического расстройства в общем известна (алкоголизм, наркомании, старческое слабоумие и др.), то оно выделяется по нозологическому принципу. Если же причины неясны, а характерные органические изменения в мозге не установлены, то систематика приближается к синдромологической (выделнются расстройства бредовые, аффективные и др.) или к психоаналитическому направлению (например, диссоциативное расстройство).

Психоаналитическое направление основывается на учении всемирно известного австрийского психиатра, невролога и психолога Зигмунда Фрейда. Согласно этому учению, психика человека состоит из сознания («Я», или «Эго»), подсознательной сферы («Оно», или «Ид») и «сверхсознания» («сверх-Я», или «суперЭго»). В подсознательном сосредоточены инстинкты и влечения, особое значение придается сексуальности (либидо). Между «Я» и «Оно» находится «цензура» – преграда, не лропускающая из подсознательного в сознание инстинкты и влечения, и тем самым властвующая над поведением. Во время сна цензура ослабевает, и тогда силы бессознательного прорываются в сознание в форме сновидения, обычно в символическом виде. Но и в бодрствующем состоянии бессознательное постоянно дает о себе знать в виде оговорок, описок, неожиданных ассоциаций и др. «Супер-Эго» – область запретов: морали, нравственности, совести, чувства вины и ответственности, оно отражает интересы всего человечества в целом.

Пснихоаналитическое направление обычно оставляет в стороне психические расстройства при органических поражениях головного мозга. Оно сосредоточено главным образом на неврозах, а также на расстройствах личности, депрессиях и других «функциональных» психических расстройствах. В качестве универсального метода лечения применяется психоанализ – длительные многомесячные курсы психотерапевтических сеансов, задача которых извлечь из подсознательного спрятанные в нем, подавленные комплексы переживаний прошлого, особенно детства, которые предположительно «питают» психические нарушения.



«Антипсихиатрия» – общественное течение, особенно распространившееся в Европе в 60–70-х годах, в котором принимали участие отдельные психиатры. Кроме органических поражений ЦНС, отрицается существование каких-либо психических болезней. Последние рассматриваются как «особая форма существования», «иная жизнь». Эти болезни якобы были «выдуманы» психиатрами и используются обществом для изоляции неугодных ему людей. Таким взглядам способствовало широкое применение психотропных средств, благодаря чему психические расстройства стали протекать в более стертых и часто незаметных для обывателя формах. Это же позволило избежать прежнего длительного стационирования. В итоге многие психиатрические больницы были закрыты, а психически больные пополнили число бездомных бродяг. Постепенно «антипсихиатрия» стала пользоваться все меньшей популярностью. Но ей на смену пришло новое общественное течение, направленное на борьбу со злоупотреблением психиатрией в политических целях. В ряде стран, в том числе и в нашей, подобные случаи имели место. В фашистской Германии они приняли размах массового террора: больных неизлечимыми психическими заболеваниями, даже тяжелыми психопатиями, униичтожали как неполноценных.

Однако при обвинениях в злоупотреблении психиатрией, особенно со стороны неспециалистов, часто не учитываются два важных обстоятельства: возможность диагностических ошибок, совершаемых непреднамеренно и чаще из-за низкой квалификации врачей, и возможность стойких полноценных ремиссий, граничащих с выздоровлением. В последнем случае больныe могут отрицать бывшее ранее психическое расстройство, заявляя, что они якобы его симулировали с какой-либо целью или были неправильно поняты.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
История. В России в 1762 году был принят Указ Петра 111 о постройке долгаузов для душевнобольных, что знаменовало завершение этапа «монастырской», «тюремной» психиатрии. С 1775 года «Приказы общественного призрения» при губернских управлениях начали открывать отделения при больницах и специальные «желтые дома» для психически больных, которые подчинялись министерству полиции.

Рефрмы земского периода (1864 г. – введение в 34 губерниях органы местного самоуправления) способствовали развитию медицинской (в т.ч. и психиатрической) помощи на местах. Указ Сената и Устав лечебных мер предписывали оказание помощи психически больным на базе центрального земского участка.

Интенсивное строительство психиатрических больниц начинается в 80-90х годах 19 столетия.

Современная психиатрическая служба.

Основу составляют психоневрологические учреждения МЗ и социального развития РФ. Структура. 1.Психиатрические больницы, 2.Психоневрлогические диспансеры, 3.Учреждения полустационарного профиля, 4.Психиатрические кабинеты и отделения в общесоматических леч.учреждениях, 5.Лечебно-производственные мастерские, 6.Детские и подростковые отделения и кабинеты, входящие в состав психоневрологических диспансеров и больнтц.

Наркологическая служба с 1975 года представлена самостоятельными внебольничными и стационарными учреждениями.

Психиатрическая служба, которая ранее входила в состав министерства социальной защиты представлена - психоневрологическими интернатами для больных с 1 и 2 гр. Инвалидности (показания – умственная отсталость-выраженная дебильность и глубже, затяжные формы психических заболеваний сопровождающихся слабоумием и выраженным дефектом. Такие же интернаты существуют для детей.



Детский психиатр осуществляет динамическое наблюдение за детьми и подростками от 5 до 15 лет. Он посещает детские сады и школы, выявляя нервных детей, детей с нарушенным поведением и умственно отсталых. Детский психиатр назначает им лечение, решает вопрос о типе школы, направляет при необходимости в больницу. Он ведет профилактическую и санитарно-просветительную работу среди родителей, педагогов и школьников.

В системе министерства образования РФ организованы вспомогательные школы и школы-интернаты для детей умственной отсталостью и речевыми расстройствами. В специализированных (вспомогательных) школах для умственно отсталых детей обучаются дети со сниженным интеллектом. Обучение ведется педагогами-дефектологами по облегченной программе и по специальным учебникам. Учеба сочетается с производственным обучением (специальности столяра, швеи, картонажника, переплетчика и др.).

В эти учебные заведения больных направляет специальная комиссия: составе представителей отдела народного образования, педагогов-дефектологов и детского врача-психиатра.

Для детей и подростков с девиантным поведением организованы общеобразовательные школы и профтехучилища. А для детей с легкими формами умственной отсталости и задержкой разывития, которые совершили общественно-опасные действия организованы коррекционные и общеобразовательные школы, профтехучилища.

Основной структурной единицей ПС является психоневрологический диспансер и психиатрическая больница.

Основные задачи психоневрологического диспансера:

выявление психически больных среди населения и активное наблюдение за ними (приглашение больного на прием и посещение его на дому), проведение всех видов амбулаторного лечения, трудоустройство больных, оказание помощи в социально-бытовых и юридических вопросах, направление на стационарное лечение, оказание консультативной психиатрической помощи лечебно- профилактическим учреждениям, санитарно-просветительная и психогигиеническая работа, проведение трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертиз.

Структура психоневрологического диспансера:

а) лечебно-профилактическое отделение;

б) экспертное отделение;

в) отделение социально-трудовой помощи;

г) лечебно-трудовые мастерские;

д) дневной стационар;

е) учетно-статистический кабинет;

ж) детское и подростковое отделения;

з) логопедический кабинет.

Лечебно-трудовые мастерские - это одно из важных звеньев в структуре психиатрических учреждений. Они имеют не только непосредственно лечебное значение (трудотерапия), но и являются этапом широкой реабилитационных мероприятий, которым в последние годы уделяется все большее внимание. Усложняющаяся система трудовых заданий позволяет значительно повысить уровень реадаптации больного.

Дневной стационар - новая форма амбулаторного лечения психически больных. В дневном стационаре находятся больные с не резко выраженными психическими нарушениями и пограничными состояниями. В течение дня больные получают лечение, питание, отдыхают, а вечером возвращаются в семью. Лечение больных без отрыва от обычной социальной среды способствует предупреждению социальной дезадаптации и явлений госпитализма.

Психиатрическая больница. – обслуживают больных по территориальному принципу.

Структура психиатрической больницы: приемное отделение, общие психиатрические отделения для мужчин и женщин, специализированные отделения (наркологические, гериатрические, детские, судебно-психиатрические).

Необходимость организации специализированных отделений связана с особенностям течения н лечения ряда заболеваний или ухода за некоторыми категориями больных или с целевой установкой. Новые принципы содержания и лечения больных предполагают уменьшение размеров палат, выделение вспомогательных помещений для развития самообслуживания больных, значительное расширение мест дневного пребывания и создание условий для широкого применения социально-культурных мероприятий.

Детские отделения должны находиться в обособленных помещениях, и в них наряду с лечебной всегда организуется специальная педагогическая работа (классные комнаты, комнаты для игр и т. д.).

Для более полного и всестороннего обслуживания и лечения больных в психиатрической больнице создаются диагностические лаборатории - психологическая, клиническая, биохимическая, генетическая, электроэнцефалографический кабинет, физиотерапевтическое, рентгенологическое отделения, постоянная высококвалифицированная консультативная помощь специалистов в области соматической медицины.

Для проведения обязательной системы реадаптационных мероприятий осуществляется специальный режим самообслуживания, трудотерапия в отделении или специальных мастерских, либо работа в прибольничном сельском хозяйстве. В больнице должна быть хорошая библиотека и клуб для проведения среди больных культурно-массовой работы.

В основе организации психиатрической помощи в РФ лежат три основных принципа: дифференцированность (специализация) помощи различным контингентам больных, ступенчатость и преемственность помощи в системе различных, психиатрических учреждений.

Дифференциация помощи больным психическими болезнями отражена в создании нескольких видов психиатрической помощи. Созданы специальные отделения для больных с острыми и пограничными состояниями, с возрастными психозами, детские, подростковые и др. Органами социального обеспечения создаются дома для инвалидов (психиатрические интернаты), для хронических больных, органами просвещения - интернаты и школы для умственно отсталых детей и подростков.

Ступенчатость организации психиатрической помощи выражается в наличии максимально приближенных к населению внебольничной, полустационарной и стационарной помощи. Внебольничная ступень включает психоневрологические диспансеры, диспансерные отделения больниц, психиатрические, психотерапевтические и наркологические кабинеты при поликлиниках, МСЧ, а также лечебно-производственные, трудовые мастерские. В полустационарную ступень входят дневные стационары, в штатном отношении принадлежащие психоневрологическим диспансерам; в стационарную - психиатрические больницы и психиатрические отделения в других больницах.

Преемственность психиатрической помощи обеспечивается тесной функциональной связью психиатрических учреждений разных ступеней, что регламентируется положениями и инструкциями МЗ РФ. Это позволяет осуществлять непрерывное наблюдение за больным и его лечение при переходе из одного лечебного учреждения в другое.

Экспертиза.

а) Трудовая экспертиза (КЭК и МСЭК). Если больной по состоянию здоровья нуждается в некотором облегчении условий труда (освобождение от работы в ночную смену, дополнительных нагрузок, командировок и др.) или в переводе на другую работу с использованием прежней квалификации и сохранением зарплаты, такие заключения даются КЭК диспансера. При наличии стойкой утраты трудоспособности, когда психические нарушения, несмотря на активное лечение, приобретают длительный затяжной характер и препятствуют выполнению профессионального труда, больной направляется на МСЭК, которая определяет степень утраты трудоспособности и причину инвалидности (в зависимости от тяжести психического состояния, типа дефекта психики и уровня сохранившихся компенсаторных возможностей).

б) Военно-психиатрическая экспертиза определяет годность к военной службе гражданских лиц, призываемых на действительную военную службу, и военнослужащих, если в процессе медицинского наблюдения за ними обнаружены такие нарушения в состоянии их психического здоровья, которые могут явиться препятствием для пребывания в Вооруженных Силах. Вопрос о годности к воинской службе решается в соответствии со специальным расписанием болезней и физических недостатков, утвержденным приказом МО СССР.

в) Судебно-психиатрическая экспертиза решает вопрос о вменяемости или невменяемости психически больных при совершении ими уголовно- наказуемых деяний, а также определяет дееспособность. Критерии вменяемости:

1) Медицинский - наличие хронической психической болезни или временного расстройства психической деятельности;

2) Юридический- неспособность в силу болезненного состояния отдавать себе отчет в совершаемых действиях или руководить ими.

Экспертиза проводится по постановлению органов расследования, определению суда, и в отношении осужденных - по направлению администрации мест лишения свободы. К лицам, признанным невменяемыми, могут быть применены лишь меры социальной защиты медицинского характера: 1) Принудительное лечение в специальных психиатрических учреждениях (особо опасные больные); 2) Лечение в психиатрической больнице на общих основаниях; 3) Отдача на попечение родных или опекунов и одновременно под наблюдение диспансера. Назначение принудительного лечения и его прекращение (при наличии соответствующего медицинского заключения) производится только судом.

Необходимость установления дееспособности истцов и ответчиков возникает при решении вопроса о защите гражданских прав психически больных (вопросы об опеке, правах на наследство, расторжении брака, лишении родительских прав и т. д.).

Данные судебно-психиатрической экспертизы оформляются в виде акта, в заключительной части которого даются ответы на все вопросы, которые поставлены перед экспертизой следственными органами или судом.

Скорая психиатрическая помощь. Медицинский персонал скорой и неотложной психиатрической помощи круглосуточно выезжает по вызовам учреждений, предприятий и отделений милиции, а в часы, когда не работают диспансеры - по всем вызовам, которые обычно адресуются участковым психиатрам. Врач-психиатр, приехавший на вызов, решает вопрос о необходимости госпитализации в зависимости от состояния больного и конкретной обстановки. Главная задача медицинского работника при оказании помощи возбужденному больному до прибытия специализированной помощи состоит в обеспечении безопасности самого больного и окружающих его людей (изолирование в отдельное помещение, удерживание или принудительная иммобилизация, тщательный осмотр вещей и т.д.)

На период транспортировки выделяются сопровождающие (фельдшер, сестра), число которых определяется состоянием больного.


Нормативно-правовые основы оказания психиатрической помощи.

Основной законодательный акт – Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании.».

Психиатрическая помошь включает в себя – обследование психического здоровья граждан, диагностику психических расстройств,лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц страдающих психическими расстройствами (ч.1 ст.1 Закона).

Психиатрическая помощь гарантируется государством и осуществляется на принципах: 1.законности, 2.гуманности, 3.соблюдения прав граждан и гражданина (ч.2 ст.1).

Закон базируется на 2-х идеях

1. Антидискриминационная – психиатрическая помощь должна оказываться в условиях принципиально не отличающихся от условий для соматически больных. Это – а)добровольность, б)согласие на обследование и лечение.

2. Исходя из специфики психической патологии, с учетом того, что при психозах больные лишены способности к свободному волеизъявлению – помощь может оказываться и недобровольно. Новым в законе является то, что недобровольность стала рассматриваться как исключение из более общего принципа – добровольности.

Лечение осуществляется на основе принципа «информированного согласия». Согласие пациента на лечение должно быть письменным. О представленной информации делается запись в медицинской документации (ч.2. ст.11 Закона). Согласие налечение несовершеннолетних до 15 лет и лиц, признанных судом недееспособными дают их законные представители (ч.3 ст.11).

Виды психиатрической помощи перечислены в разделе IV Закона, это: 1.психиатрическое освидетельствование (страдает ли псих. р-вом, нуждается ли в помощи и её виды – врач должен представиться как психиатр – ч.3 ст.23);

2. Амбулаторная психиатрическая помощь – в зависимости от мед. показаний может быть консультативно-лечебной или диспансерного наблюдения (ч.1 ст.26). Диспансерное наблюдение устанавливается независимо от согласия больного, при хроническом и затяжном психическом расстройстве с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися проявлениями (ч.3ст.26, 27). Психиатрическое освидетельствование больного, состоящего под диспансерным наблюдением, может производиться без его согласия (ч.5 ст.23). Следовательно диспансерное наблюдение – это форма недобровольных психиатрических мер. Решение об установлении и прекращении «Д» наблюдения – компетенция комиссии психиатров, которая назначается администрацией психиатрического учреждения, либо органом здравоохранения (ч.2 ст.27).

3. Стационарная психиатрическая помощь – состоит в помещении больного в стационар для психиатрического обследования и лечения, а также психиатрической экспертизы (ч.1 с.28). Если помощь добровольная – необходимо письменное согласие на госпитализацию. Выписка регламентируется ст.40. Выписка лица госпитализированного в недобровольном порядке – по заключению комиссии психиатров или по постановлению суда.

Порядок направления больных на стац.лечение.

Больные в психиатрическую больницу принимаются по направлению участковых психиатров (дежурных психиатров службы скорой помощи), а при отсутствии их - по направлениям врачей поликлиник, общесоматических больниц. В экстренных случаях больные могут быть приняты и без направления (вопрос о госпитализации в этих случаях решает дежурный врач). Направление в больницу осуществляется по согласованию с больным или его родственниками. Если же больной социально опасен, он может быть направлен в больницу и без согласия родственников (в данном случае госпитализированный больной в течение суток должен быть освидетельствован специальной комиссией в составе трех врачей-психиатров, которая рассматривает вопрос о правильности стационирования и определяет необходимость дальнейшего пребывания в стационаре). Психически больные, совершившие правонарушения и признанные судом невменяемы ми, направляются в больницу для принудительного лечения по постановлению суда.

Показания для госпитализации:

а) Острое психическое заболевание или обострение хронического психического заболевания, требующие стационарного лечения.

б) Опасность психически больного для окружающих или для самого себя (психомоторное возбуждение при склонности к агрессивным действиям, систематизированные бредовые синдромы, если они определяют общественно опасное поведение больного, бред ревности, депрессивные состояния с суицидальными тенденциями, эпилептический статус, маниакальные и гипоманиакальные состояния, обуславливающие нарушения общественного порядка или агрессивные проявления в отношении окружающих и т. д.).

в) Проведение стационарной экспертизы (трудовой, военной, судебно - психиатрической) .

Показания для выписки:

а) Окончание лечения, полное пли частичное выздоровление больного

б) Лица с хроническим течением заболевания выписываются в том случае, сели они не нуждаются в дальнейшем больничном лечении и уходе, не представляют опасности для себя и для окружающих и могут по своему состоянию лечиться амбулаторно (ремиссия).

в) Больные, находящиеся на принудительном лечении, выписываются только на основании определения суда.

г) При решении экспертных вопросов.

Недобровольные психиатрические меры.

1.недобровольное психиатрическое освидетельствование (ст.24 и 25) и 2.Недобровольная госпитализция (ст.29,32-36).


Приказ № 245 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Основывается на конституции РФ и правах человека. Лечение проводится при согласии больного, при этом необходимым условием является заполнение двух важных документов: 1.согласие на госпитализацию и 2.согласие на лечение.



Принудительная госпитализация осуществляется только если:

Есть угроза или непосредственная опасность деяний больного для него самого или окружающих.

Если психическое нарушение обуславливает его неспособность самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.

Если оставление лица без психиатрической помощи может нанести вред его здоровью вследствие его психического состояния.

Подобные больные подлежат обязательному врачебному освидетельствованию комиссией врачей-психиатров в течение 48 часов, которая принимает решение об обоснованности госпитализации и заполняет соответствующую документацию. В случае необходимости госпитализации в суточный срок решение комиссии должно быть направлено в территориальный суд по месту нахождения психиатрического стационара. Суд обязан рассмотреть данное заявление в течение не более 5 суток и вправе отклонить или удовлетворить решение о госпитализации, санкция на пребывание пациента в стационаре и его срок дается судьей на период, необходимый для рассмотрения заявления. Решение суда может быть обжаловано родителями (опекунами) в 10 дневный срок. Подобные больные подлежат ежемесячному переосвидетельствованию комиссией врачей-психиатров, решающей вопрос о продлении госпитализации или выписке больного.
Психогигиена и психопрофилактика

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (определение ВОЗ).

1)Нозоцентрический подход –определения «здоровья» через оценку «нездоровья». Понимание здоровья - невозможно в отрыве от понимания болезни.

Эмпирическое отграничение душевных болезней в рамках неврологической науки (из которой выделилась в последующем психиатрия) состоял в наблюдении и описании выраженных нарушенной психической деятельности. По мере накопления наблюдений описывались все менее заметные для окружающих нарушения психической деятельности. От того что априори подразумевалось под психическим здоровьем - отторгалась всё большая часть, перемещаемая в категорию душевного заболевания (расширение группы психических расстройств за счёт включения в них пограничных состояний). Нозологическая концепция Крепелина – определила необходимость в уточнении границ между заболеваниями - появилась проблема поиска границ не только между нозологическими формами психических болезней, но и между ними и психическим здоровьем.

2)Нормоцентрический подход - возник в 80-е годы, в связи с: 1)задачами профилактики психических расстройств (психогигиены); 2) изучением «доболезненных» или ранних проявлений психических заболеваний и пограничных психических расстройств). «Психиатрия должна стать наукой о психическом здоровье и психических заболеваниях с целью профилактики и лечения последних, а также ради повышения уровня психического здоровья»  (Смирнов В. К., 1982).

Существуют 2 концепции определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология»:

1.Концепция адаптации – оценка осуществляется в ряду «адаптация – дезадаптация», т.е. о психической болезни свидетельствует дезадаптация (но и болезнь также можно рассматривать как форму адаптации).

2.Концепция «уровней психического здоровья» - позволяет выйти за границы дихотомии «здоровье–болезнь», поскольку эти состояния рассматриваются как непрерывность (в психопатологии не существует ни одного симптома, который бы не имел аналогов в психической деятельности здорового индивида). При этом выделяется «предболезнь» (С. Б. Семичов) - дисфункциональное состояние, дезадаптация, т. е. расстройство, которое ещё не получило качественных характеристик болезни (относится к области здоровья).

Критерии психического здоровья (ВОЗ):

1. осознание и чувство непрерывности, постоянства физического и психического «Я»;

2. чувство постоянства и однотипности переживаний в однотипных ситуациях;

3. критичность к себе и собственной психической деятельности;

4. адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

5. способность управлять поведением в соответствие с социальными нормами;

6. способность планировать и реализовать собственную жизнедеятельность;

7. способность изменять поведение в зависимости от смены ситуаций и обстоятельств.



Психогигиена и психопрофилактика - отрасли медицины направлены на предотвращение различных психических расстройств, прежде всего экзогенной, но в какой-то мере и эндогенной природы.

Психогигиена - изучает факторы и условия окружающей среды (природные, производственные, социально-бытовые), влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывает рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Для этого - осуществляет поиск научно-обоснованных мер активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья.

Разделы психогигиены:

1) возрастная психогигиена;

2) психогигиена быта;

3) психогигиена семейной жизни;

4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.



Возрастная психогигиена. Выделяют следующие возрастные периоды: младенчество — до 1 года, детство — до 11 лет, отрочество — 12—15 лет, юность — 16—21 год, зрелость — 22—50 лет, обратное развитие — 51—70 лет, старость — 70 лет и старше. При изучении заболеваемости в разные возрастные периоды установлено, что существуют периоды, когда риск заболеваний значительно возрастает. Данные периоды получили обозначение - «возрастные кризы». парапубертатный, препубертатный, пубертатный и климактерический

Психогигиена детского возраста базируется на особенностях психики ребенка и стремится гармонизировать ее формирование. В формирующейся психике ребенка выделяют следующие этапы: моторный — до 1 года; сенсомоторный — до 3 лет; аффективный — с 3 до 12 лет; идеаторный — с 12 до 14 лет. Нервная система ребенка более чутко реагирует на физические и психические воздействия, поэтому важное значение имеет правильное воспитание и обучение ребенка.

В пожилом и старческом возрасте снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, происходит заострение характерологических черт личности, появление ригидности. Психика пожилого человека - более уязвима для психических травм. Поддержанию психического здоровья способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, легкий труд.

Психогигиена быта. Большое значение имеет благоприятный психологический климат вокруг человека, а также правильное, адекватное реагирование на трудности повседневной жизни.

Психогигиена семейной жизни. В семье происходит начальное развитие, поэтому особенности взаимоотношений между членами семьи существенно влияют на формирование человеческой личности. Благоприятная атмосфера в семье создается при взаимном уважении, любви, общности взглядов. Особое значение имеют эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Счастливая семья - главное условие правильного воспитания детей.

Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Трудовая деятельность занимает значительную часть жизни человека. Необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Труд должен приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, от этого зависит и психическое здоровье. Этому может способствовать промышленная эстетика: современные формы машин, удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих.

Большое значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа сопряжена с мобилизацией внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Неправильная организация работы, процесса обучения может вызвать переутомление и дезадаптационные состояния.

Ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку на школьные годы приходятся два кризовых периода (возраст 7-9 лет и пубертатный период — 13—15 лет), когда растущий организм особенно подвержен стрессовым влияниям.

Психопрофилактика — занимается предупреждением возникновения психических заболеваний или их перехода в хроническое течение, посредством разработки системы мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости.

Методы: изучение нервно-психического состояния человека в процессе трудовой и бытовой деятельности.

Психопрофилактика подразделяется на: 1.индивидуальную и 2.социальную, а также на: первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика - мероприятия, направленные на предупреждение возникновения болезни (система законодательных мер, направленная на охрану здоровья населения).

Вторичная профилактика — выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, для более благоприятного течения болезни и более полного выздоровления.

Третичная профилактика - предупреждение рецидивов, путем мероприятий, направленных на устранение факторов, способствующих социальной дезадаптации, в т.ч., препятствующих трудовой деятельности больного.

Вопросы психогигиены и психопрофилактики решаются посредством организации медико-генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи. Врач общей практики, в процессе лечения соматических заболеваний, должен стремиться к превенции формирования аномальных нозогенных реакций больных, в том числе избегать ятрогений.


следующая страница >>