Курс лекций Направление подготовки бакалавра 081100. 62 Государственное муниципальное управление Абакан 2013 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум Направление подготовки бакалавра 081100. 62 «Государственное... 5 2370.29kb.
Результаты тестирования Направление подготовки 081100. 62 Государственное... 1 164.12kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа дисциплины для магистратуры по направлению подготовки 081100... 1 384.89kb.
Программа курса «Образовательные теории и образовательные реформы» 1 183.01kb.
Курс лекций экономическая теория направление подготовки бакалавра... 24 7677.7kb.
Программа дисциплины «Политология»  для направления 081100. 3 486.71kb.
Программа дисциплины Проблемы антимонопольного регулирования для... 2 454.18kb.
В специальность «государственное и муниципальное управление» 6 2805.83kb.
И. А. Василенко Административно-государственное управление в странах... 8 2849.39kb.
И. А. Василенко Административно-государственное управление в странах... 8 2833.55kb.
Анализ репутационных рисков взаимоотношений с поставщиками и методы... 1 40.09kb.
- 4 1234.94kb.
Курс лекций Направление подготовки бакалавра 081100. 62 Государственное муниципальное - страница №1/4


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ


Кафедра экономики и управления




Макроэкономическое планирование и прогнозирование



Курс лекций
Направление подготовки бакалавра _081100.62 Государственное муниципальное управление



Абакан 2013

Содержание




Введение

3




Модуль 1 Консалтинг в связях с общественностью

5




Модуль 2 Консалтинговый процесс и консалтинговый проект

30




Модуль 3 Коммерциализация консультирования

87




Модуль 4 Коучинг как процесс управления ростом

109










Введение
Консалтинг – динамично развивающееся направление деловой активности, к которому прибегают менеджеры всех уровней с целью оптимизации своей деятельности.

Сегодня использование консалтинга как профессиональной помощи на основе богатого интеллектуального ресурса является столь же неотъемлемой частью успешного бизнеса, как и новейшее оборудование, инновационные технологии, современные методики внедрения. В России эта сфера деловой активности начала развиваться сравнительно недавно, около двадцати лет назад. Российские предприниматели в общей массе пока не могут похвастаться окончательно сформированной деловой культурой, не позволяющей им пренебрегать услугами консультантов. Следовательно, коэффициент консультантовооруженности в России пока довольно низок. Однако тенденции роста рынка консалтинга абсолютно во всех сферах позволяют надеяться, что довольно скоро ситуация изменится в лучшую сторону.

Термин «консалтинг» заменил собой более привычный и понятный нам термин «консультирование», однако суть от этого не изменилась. К услугам профессиональных консультантов мы прибегали всегда и когда обращались к врачам, и когда просили совета в юридической консультации, и когда анализировали сложные жизненные ситуации с психологом. Словом любые советы или рекомендации, которые когда бы то ни было мы получали от профессионалов относились к области консалтинга. Принципиальное отличие между советом друга и советом, полученным от специалиста является то, что он дается после глубокого и всестороннего анализа ситуации последним, предоставляется в виде письменно изложенного проекта с пошаговым решением, которое может внедрятся как под руководством консультанта, так и клиентом самостоятельно.

Использование консалтинга возможно в различных отраслях, поэтому сегодня говорят о политическом, экологическом, юридическом и прочих отраслях консалтинга. Однако все они могут быть объединены в единую систему менеджмент-консалтинга или управленческого консалтинга. Он преследует целью создание ситуации, при которой любое предприятие, политическая партия, некоммерческая организации или союз будут эффективно выполнять ту миссию, ради которой они были созданы.

Можно по-разному оценивать деятельность консультантов в каждом конкретном случае, но игнорировать ее мы не можем. Огромное количество примеров показывает нам, что честное признание, что мы чего-то не можем сами и обращение за помощью или привлечение внешнего интеллектуального ресурса позволяет не только успешно справляться с проблемой, но и выходить на качественно новые рубежи развития, совершенствовать ситуацию.

Многих отечественных бизнесменов, руководителей государственных организаций отталкивает единственный фактор - стоимость консалтинговых услуг, но это лишь свидетельствует, что они недостаточно информированы о том, какую неоценимую помощь могут оказать им консультанты, вовремя привлеченные к решению проблемы. Тезис о том, что каждая работа должна быть оплачена соответствующим образом, должен стать правилом для любого потенциального клиента. Если же он будет пытаться сэкономить на бюджете проекта, гонорарах консультанта, бесплатно получить дополнительную услугу, то это закономерно приведет к снижению качества или объемов работы. Если бы все топ-менеджеры руководствовались «золотым правилом» Т. Питерса, то, возможно, российской экономике было бы легче справится с кризисом, обрушившимся на нее, как и на весь мир в позапрошлом году.



Модуль 1 Консалтинг в связях с общественностью

По мере планомерной реализации в Российской Федерации социокультурных, политических, правовых, экономических преобразований в различных сферах современного общества, появления свободы слова, демократизации, плюрализма мнений роль ПР-служб и ПР-практиков неуклонно возрастает.

В современных реалиях связи с общественностью представляют собой целостную, мнгоаспектную систему специфической коммуникативной деятельности в политической, социальной, культурной, научной, экономической, конфессиональной и прочих сферах. Именно поэтому ПР рассматривается и как средство организации «коммуникативного пространства современного общества» и как деятельность, связанная с воздействием на мнение общественности в целом или целевой аудитории в частности. К осознанию важности и значимости установления положительного, долгосрочного контакта с целевыми аудиториями современные руководители пришли через осознание и внедрение в социально-деловое пространство принципов рыночных отношений, неценовой конкуренции, деловых партнерств и т.д. Именно в этом и начинает проявляться значимость консалтинга во всех сферах деловой активности. Консалтинг и консультанты помогают организациям, руководителям, коллективам не просто находить наиболее оптимальное место на рынке или занимать соответствующую нишу, но и быть на пике наиболее актуальных тенденций бизнеса или веяний общественного мнения.

ПР-деятельность кроме всего прочего направлена на «гармонизацию деятельности организации с интересами общества и наоборот»1, то есть на создание гармоничного треугольника «бизнес-власть-общественность», позитивного имиджа организации и ее позиционирование как социально-ответственного предприятия. Важно подчеркнуть, что функция службы по связям с общественностью, конечно, это не только создание и поддержание имиджа, но также и консультирование клиента (которым может быть руководитель организации, топ-менеджер и т.д.) на различных этапах развития бизнеса по вопросам его оптимизации, помощь в выработке необходимых решений, реализации полномочий и даже прогнозирование вероятных конфликтов с непременным условием предложений по путям их урегулирования.

Если обратиться к функциям, которые реализуют специалист по ПР как специалист по управлению коммуникациями, то мы увидим, что сюда входят четыре базовые функции: аналитико-прогностическая, организационно-технологическая, информационно-коммуникативная, консультативно-методическая. Сущность каждой из них состоит в следующем:

- аналитико-прогностическая

Эта функция ориентирована на разработку целостной стратегии и тактики информационной политики организации. Она включает изучение информации о партнерах, анализ конкретных ситуаций при формировании политики маркетинга, оценку общественного мнения и настроения, подборку и анализ массива аналитических данных для принятия решения и пр.



- организационно-технологическая

Основная сущность данной функции заключается в совокупности мер и действий по организации и проведению разнонаправленных ПР-акций, ПР-кампаний, выставок, конференций с привлечением СМИ и мультимедиа.



- информационно-коммуникативная

Направленность информационно-коммуникативной функции на разработку, тиражирование информации при проведении информационно-разъяснительной, пропагандистской, рекламной работы имеет большое значение для деятельности любой организации. Кроме того, данная функция позволяет поддерживать благоприятный социально-психологический климат внутри и за пределами организации, соблюдать правила служебной этики и корпоративного стиля.



- консультативно-методическая

Данная функция является важнейшей в рамках курса «Консалтинг в связях с общественностью» и предполагает консультирование по организации и планированию отношений с общественностью, как в кризисных ситуациях, так и ситуациях, требующих выхода на новый, более высокий и совершенный уровень, разработку концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, организацию и внедрение ПР-программ, ПР-акций и т.д., коррекцию ситуации.

Таким образом, консалтинг в системе ПР занимает значимое место в современной жизни. Это вид профессиональной деятельности, прочно вошедший в современные реалии, который позволяет сформировать харизму руководителя, имидж организации, репутацию, становящиеся сегодня своеобразным товаром. Этот товар создается специалистами, консультантами, деятельность которых можно сравнить с работой доктора, постепенно ведущего пациента к выздоровлению, осознанию своих проблем, профилактике рецидивов и пр. Важнейшими элементами в данном процессе и действительности являются «господство» и «подчинение», потому что в консультировании, так или иначе, реализуется иерархезированное соединение управляющих и управляемых.

Термин «консалтинг» – это калькированное заимствование с англоязычного слова «consulting», коих встречается множество в современном русском языке. В узкоспециальном смысле консалтинг – это сфера оплачиваемых услуг широкого круга специалистов в области конкурентной политики (преимущественно, хотя и не исключительно, избирательных кампаний)2.

А.П. Посадский считает, что консалтинг - «это предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг».

Консалтинг в сфере связей с общественностью является разновидностью общего консалтинга, а маркетинговые стратегии, используемые на рынке консалтинговых услуг зачастую «заимствованы» из теоретических основ общего маркетинга услуг. Стратегия маркетинга любых консультационных услуг, в том числе услуг по ПР-консалтингу - это «набор приемов по планированию деятельности консалтинговой фирмы, основанный на достаточно точных сценариях развития маркетинговой ситуации на рынках, в той или иной степени важных для данной фирмы»3.

Прежде чем прояснить сущность стратегического планирования в консалтинге следует напомнить отличие стратегии от долгосрочного планирования. Долгосрочное планирование предполагает продление (пролонгирование, экстраполяцию) предшествующих тенденций на развитие организации-клиента в будущем, рассмотрение их как постоянных. Стратегия представляет собой разработку нескольких альтернативных сценариев развития организации-клиента. Следовательно, основой для стратегического планирования выступает анализ перспектив развития организации в целом, т.е. с учетом всех, в том числе неблагоприятных, сценариев изменения ситуации.

Актуальность консалтинговых услуг именно в связях с общественностью в современном информационно насыщенном обществе безусловна. ПР, как вид профессиональной деятельности, занимает важнейшее место среди финансово-экономических, политико-правовых, социокультурных реалий. Это связано с тем, что одну из приоритетных позиций занимает именно информационно-коммуникативная сфера, являющаяся предметом, на который направляются практически все усилия специалистов и консультантов в области ПР. Значимость ПР-консалтинга в том, что работа с информацией занимает значительную часть при производстве валового внутреннего продукта развитых стран. ПР-консалтинг анализирует и синтезирует разноаспектные сведения, предлагая переработанную информационную продукцию, помогающую решить конкретные проблемы конкретного клиента. Например, спровоцировать ситуацию, а затем и среду, в которой даже негативная информация об объекте не будет разрушительной ни для объекта, ни для социума.

Представляется возможным свести консультативные функции ПР-специалистов к целенаправленной работе в области паблик рилейшнз, ключевым звеном которой является экспертная помощь в решении проблем разнонаправленного толка и подразделяющуюся на два вида деятельности:

♦ диагностика какого-либо процесса, выявление его проблемных аспектов, выработка путей их разрешения;

♦ консультирование проектов, т.е. разработка и/или содействие внедрению конкретных решений в той или иной сфере.

Разбирая сущность деятельности ПР-консультанта следует сказать, что последний начнет действительно эффективное и грамотное ПР-мероприятие с постановки проблемы, ее целей и задач, а не с суммы, которая может быть истрачена на нее. Квалифицированный консультант по ПР всегда выслушает пожелания потенциального клиента, предложит несколько возможных вариантов решения проблемы с указанием предполагаемых оценочных параметров необходимых ресурсов (временны, финансовых, материальных, кадровых, технических ресурсов) и выслушает мнение своего клиента.

Отрасли консалтинга весьма разнообразны и многогранны. На сегодняшний день выделяются такие направления консалтинга как: консалтинг менеджмента, управленческий консалтинг, социальный консалтинг, инженерный, политический консалтинг, международный консалтинг, технологический консалтинг, юридический консалтинг, профессиональный консалтинг, экологический, инвестиционный консалтинг и пр. Поэтому все определения консалтинга, встречающиеся в литературе, имеют определенную специфику в соответствии с той или иной отраслью деятельности консультанта.

Знаменитый Питер Блок справедливо указывал, что любой специалист занимается консультированием каждый раз, когда пытаетесь изменить или улучшить ситуацию, но непосредственно не руководит выполнением самого процесса совершенствования. Подавляющее большинство штатных работников организации можно назвать консультантами, даже если они себя таковыми не считают.

В англо-американской культуре термин «консалтинг» в широком смысле используется для обозначения совокупности разнообразных методов и практик, предназначенных для ориентирования и информирования, содействия, поддержки и лечения человека. В словаре Коллинза консалтинг определяется как совет или руководство по поведению, обсуждение будущих действий и решений. Х.Б. и А.К. Инглиш рассматривают консалтинг как «взаимодействие, в ходе которого один человек стремится помочь другому понять и решить его проблемы».

Ряд авторов определяют консалтинг как «вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом специфики данной отрасли и проблем клиента».

В целом консалтинг представляет собой целостную и последовательную деятельность специальных компаний, которая заключается в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций4.

Консалтинговые организации могут быть как специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности, так и многопрофильными. Консалтинг может включать только подготовку пакетов учредительных документов при создании новых организаций или состоять из более широкого спектра оказываемых консалтинговых услуг.

В соответствии с определением консалтинга, сформулированным Европейской Федерацией Ассоциаций Консультантов по Управлению (FEACO), консалтинг«заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации».

А.П. Посадский и С.В. Хайниш сформулировали следующее определение: «Консалтинг – это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений»5.

С. Цирлин, топ-менеджер российского филиала консалтинговой компании TheBostonConsultingGroup, дает определение консалтинга как профессиональной помощи владельцам и менеджерам высшего управленческого звена по выявлению проблем, анализу, выработке рекомендаций по их решению и содействию внедрения принятых решений при необходимости6.

Консалтинг – это «деятельность специализированных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, покупателей, политических деятелей, работников социальной сферы по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, хозяйственной, политической, социальной, культурной и другой деятельности»7. Как пишет В.Г. Королько, консалтинг – это «консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направления действий и коммуникаций с обязательным учетом общественных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом»8.

Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д. Иными словами, консалтинг – это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы. Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника9.

Коммуникационный консалтинг - перечень форм и методов работы в области управления репутацией, построения работы с целевыми группами, использования различных коммуникационных инструментов, а также использование различных методов измерения эффективности, осуществляемых бизнес-коммуникаций компании10.

Необходимо сделать акцент на управленческом консультировании, как наиболее востребованной разновидности консалтинга, и существующих его определениях. Приведем их в таблице 1:


Таблица 1

Определение понятия «управленческое консультирование»


Определение понятия управленческого консалтинга

Источник

Управленческое консультирование в условиях новой экономики представляет такую форму «когда (1) консультант делится опытом с клиентом, вместо того чтобы пытаться сохранить его только для себя; (2) клиент по возможности непосредственно и активно участвует в решении задачи; и (3) обе стороны не жалеют усилий для того, чтобы извлечь из решения данной задачи ценный опыт»

Управленческое консультирование нововведений: Индивид в организации / Отв. ред. А.И. Пригожин, М.

Высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области

Чакыров К,. Управленческое консультирование - организация процесса, София.

Управленческое консультирование - это специфический вид деятельности, под которым понимается предоставление услуг по диагностике проблем, определения практических путей возможного их решения в клиентской бизнес-организации специально подготовленными, обладающими необходимым практическим и образовательным опытом, управленческими консультантами

Фомишин С.В., Чернов Ю.В., Управленческое консультирование. Международный опыт, Ростов-на-Дону.

Разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях

Рапопорт В.Ш., Диагностика управления (практический опыт и рекомендации), М.

Лэрри Грейнер и Роберт Метцгер: «… управленческое консультирование - это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений»

Управленческое консультирование нововведений: Индивид в организации / Отв. ред. А.И. Пригожин, М.

Содержанием управленческого консультирования является помощь руководителям в решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта

Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика, М.

Определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения

Основные положения программы (материалы к Ученому совету МЭ и ОПП СО АН СССР от 13 января 1988 г.), Новосибирск.

Услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблемах

Прокопенко И., Управленческое консультирование как услуга // Проблемы теории управления, М.

Услуга, оказываемая консультантом с целью помочь предприятию в диагностике, анализе и практическом решении проблем

Комаров В. Ф., Программа работ лаборатории управленческого консультирования, Новосибирск.

Эффективная форма рационализации управления производством на основе использования науки и передового опыта

Елмашев O.K, . Управленческое консультирование: Вопросы теории и практики, Ижевск.

Профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в решении проблем и функционировании их развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений

Посадский А.П., Хайниш С. В., Консультационные услуги в России, М.

Обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в оптимизации сложившегося на предприятии (организации) финансово-экономииеского состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы

Консалтинг в Украине, Киев.

Сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента

Саврук А., Красюк Р., Готовых решений не бывает, журнал Рынок капитала.

Для тех, кому подобный плюрализм определений может показаться весьма широким, а некоторые из приведенных трактовок слишком обобщенными, попытаемся представить упрощенное «рабочее» определение консалтинга как деятельности: «консультирование - помощь в решении проблем заказчика (клиента) на основе экспертного опыта консультанта. Обычно оно осуществляется с опорой на формализованные модели: схемы бизнес-процессов, модели деятельности организации, взаимодействия менеджеров и т.д.».

Мы, вслед за А.П. Посадским, считаем возможным во всем множестве определений консалтинга выделить ряд схожих особенностей, являющихся неотъемлемыми характеристиками каждого:

• консалтинг является процессом определенной длительности, даже если занимает короткий промежуток времени. Он представляет собой определенную последовательность действий и, как правило, не может сводиться к одной консультации (если это только не связано с однозначным ответом, например, на юридический вопрос, требующий обычного знания УГ, ГК и т.д.);

• консалтинг производит терапевтический эффект, выражающийся обычно в изменении или улучшение состояния дел у клиента;

• практика консалтинга не сводится только к двустороннему взаимодействию, но может применяться также в группах (например, обучающий консалтинг).

Таким образом, консалтинг как процесс и процедура предназначен для того, чтобы помочь каждому, кто попал в затруднительное положение, решить его проблемы и пробудить или создать внутреннюю способность/готовность клиента решать подобные ситуации в будущем самостоятельно. Консалтинг используется «в современной практике для обозначения деятельности, направленной на выявление и разработку предложений и программ с целью рационализации и оптимизации функционирования предприятия, помощи руководящему составу и управленцам в процессе принятия грамотных решений».

Консалтинг, как и любое понятие, относящееся к сфере деловой активности, имеет в России свою специфику. От западного варианта отечественное консультирование отличается относительной молодостью и поэтому советы и рекомендации о том, как управлять бизнесом, основанные на зарубежных шаблонах и методиках, нуждаются в существенной переработке. Поэтому российские консалтинговые агентства решают сразу две проблемы: подгоняют зарубежные методы под российскую специфику и/или разрабатывают оригинальные продукты и доводят их до массового потребителя.

Однако следует подчеркнуть, что требования, предъявляемые к консультанту в контексте современного мира, не сводимы только к тому, чтобы помочь разрешить ту или иную проблемную ситуацию. Неотъемлемой необходимостью являются специальные знания, дополнительная подготовка по специфическим отраслям, поскольку невозможно быть хорошим консультантом во всех областях, владение методами и технологиями современного управления. Наряду с этими критериями необходимым и важнейшим является опыт практической работы, так как большим искусством является умение находить нужную информацию и извлекать из нее необходимый максимум данных, проводить их анализ и находить нестандартные пути их решения.

Существенным моментом в деятельности специалиста по консалтингу является не только то, что он должен уметь информировать, но и неавторитарно направлять клиента, осуществляя на деле комплексное профессиональное и социально-психологическое сопровождение консалтингового процесса, потому что характерной чертой консультанта-профессионала является гибкость и способность выступать в том качестве, которое будет наиболее удовлетворять требованиям клиента в данный конкретный момент. Именно поэтому консалтинг - это «очень сложное многофакторное социальное явление, значение которого по мере развития общества, рыночных отношений постоянно возрастает»11.

Главным продуктом деятельности консультанта является совет или рекомендация, которые оформляются в виде консалтингового проекта. Последний может быть либо принят заказчиком как итоговый документ, завершающий окончательный этап работы с консультантом, и применяться им самостоятельно, либо получить дальнейшее внедрение и реализацию под контролем консультанта.

В широком понимании консалтинг (или консультирование) как социальное и экономическое явление, ставящее своей целью решение разнообразных задач и предоставление интеллектуальной помощи в различных сферах жизнедеятельности общества, существует столь же давно, как и само человечество. Некоторые исследователи полагают родоначальником профессии консультанта самого великого Конфуция, который давал рекомендации, как рационально управлять государством и людьми. Другие считают, что именно услуги адвокатских и нотариальных контор можно считать первыми консалтинговым услугами, т.к. без них уже несколько сотен лет не обходится ни один бизнес. Однако именно как вид профессиональной деятельности консультирование зародилось сравнительно недавно и оформилось в США, распространившись в последствии на весь деловой мир.

Соединенные Штаты не случайно являются родиной консалтинга. В силу сложившихся традиций для Америки было типичным четкое разделение функций и компетенций при управлении активами. Поэтому услуги аутсорсинга распространены во всех сферах и воспринимаются как само собой разумеющееся. Диаметрально противоположная ситуация складывалась в Европе, где управление бизнесом всегда было эмоционально окрашено и связано с культурным фактором. Считалось, что менеджер должен быть компетентен во всех сферах и выступать практически «главой семьи». Такое положение вещей изначально тормозило активное развитие консалтингового направления в Европе12.

Остроумное, но во многом справедливое замечание Джеффри Коттлера и Роберта Брауна характеризует консультирование как очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать – с чувствами, мыслями или поведением, что лучше - поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящем»13.

Многие американские исследователи считают, что психологическое консультирование было той основой, оттолкнувшись от которой консалтинг начал успешно развиваться в других отраслях. Вначале перед психологическим консультированием ставились чисто «внешние» задачи: например, коррекция поведения учащихся, разрешение конфликтов в коллективах, помощь в выборе профессии и т. п. Таким образом, в 80 % случаев программы подготовки консультантов были ориентированы на то, что в дальнейшем специалисты будут работать на базе школ. Реалии сегодняшних дней трансформировали эту тенденцию. Не только консультирование утратило свою педагогическую специфику и стало отчасти более психотерапевтическим, но и отношение клиентов к консультированию изменилось. По замечаниям западных консультантов, некоторые клиенты, обращаясь за психотерапией, предпочитают называть ее консультированием, что, по-видимому, связано с их потребностью в большей ответственности за сам процесс и придает им больше уверенности в себе. В настоящее время на Западе, по крайней мере в США, термины «психологическое консультирование», «консультирование», «терапия» или «психотерапия» зачастую обозначают одно и то же.

Одним из первых профессиональных консультантов в области теории научного управления предприятием/организацией был Фредерик Тейлор. Он является автором так называемой концепцией тейлоризма, которая сводится к оптимизации труда и управления производством. В.И. Ленин называл ее «научной системы выжимания пота» или системой порабощения человека машиной. 

Современные эксперты выделяю несколько этапов развития консалтинга как вида профессиональной деятельности:

1. «Первая волна», конец 19 в. – 1940-е гг.

Первоначально консультирование как таковое в привычном нам сегодня понимании слова рассматривалось как уникальная область изучения в составе менеджмента. По одним источникам первая настоящая консалтинговая фирма появилась в США в 1886 году и называлась «ArthurD. Little» и знаменовала собой активное развитие данного сегмента в бизнесе14. По другим источникам первая консалтинговая фирма, деятельность которой была направлена на консультирование в сфере деловой активности, была открытая в Чикаго в США в 1914 г. Она называлась «Служба исследований бизнеса» («BusinessResearchServices»). По данным третьих источников именно в 1908 г. Фрэнк Парсонс открыл первый консалтинговый «Центр юношеского воспитания» в Бостоне, т.е. первую службу профессиональной ориентации.

Как бы там ни было уже в 20-30 г. 20 века подобные организации появились в Европе (в первую очередь в промышленно развитых Англии и Германии), а затем в 40-50-е гг. и в регионах Азии, Африки, Латинской Америки. В СССР и его бывших республиках консалтинг как деятельность независимых фирм, реализующих свои услуги в различных направлениях деятельности на рыночных началах, по объективным историческим причинам возник лишь в 1980-90-х гг.

В 20-е г. 20 века, вместе с усложнением экономики и социально-экономических отношений, начинают оформляться все новые области профессиональных консалтинговых услуг. Например, консультирование по экономике, управлению, торговле, техническому развитию, коммуникациям и пр.

Большей частью консультантами по управлению первой волны были предприниматели или руководители, которые «отошли от дел». Они стремились поделиться накопленным опытом работы решения проблем в деловой и организационной сферах с более молодыми руководителями и предлагали им свои услуги в качестве независимых консультантов. На первых порах подобное консультирование было весьма эффективным и приносило достаточную прибыль. Однако стремительное ускорение темпов развития, нарастания информации, совершенствование методик решения проблем и способов организации бизнеса обозначило необходимость появления профессиональных консультантов, держащих «руку на пульсе», а не специалистов, имеющих большой опыт, но занимающихся консультированием как хобби.

2. «Вторая волна», 1950-е – 1960-е гг.

Данный период имеет два названия, отражающих его сущность: «золотой век консалтинга» и «консалтинговый бум». Связны эти названия с интенсификацией всех процессов в развитии экономики в послевоенный период. Именно эта ситуация привела к усилению значения консалтинга как неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры.

М.И. Гончаров считает, что консультирование на втором этапе «заключалось в приспособлении (или даже трансформации) типовой системы к специфическим условиям конкретного клиента с учетом особенностей масштабов организации, персонала, типа производства и т.п.»15. Логичным является и смена консультантов первой волны консультантами нового типа: исследователями, преподавателями университетов, сотрудниками аппарата управления, высококлассными специалистами по какому-то одному направлению. Они являлись действующими работниками, полными сил и энергии, применяющие на практике сиюминутно востребованные методики и актуальные практики решения проблем и совершенствования бизнеса.

3. «Третья волна», 1970-е – 1980-е гг.

Третий период развития консалтинга в общемировом пространстве характеризуется относительной стабилизацией спроса на консалтинговые услуги, но при этом он сохраняет устойчивые темпы развития данного сектора, не смотря на кризисные периоды, сложившиеся в мировой экономике.

В 1970-1980-е гг. при разделении деятельности консультантов по управлению на различные сегменты выяснилось, что изменение одного их них влечет изменение и в другом. Это логично привело к необходимости разработки комплексного подхода и системности решений в целостном элементе управленческого консультирования.

4. «Четвертая волна», с конца 1980-х гг. по настоящее время. Новый этап развития консалтинга начался в конце 1980-х гг. в связи с интенсивным внедрением «интегрированных информационных систем класса управления ресурсами предприятия»16. Преимуществом подобных систем является интегрированность управления всеми ресурсами организации – человеческими, финансовыми, административными, производственными, информационными и пр., - обеспечивающая комплексную реорганизацию или коррекцию ситуации с учетом индивидуальных особенностей организации.

По официальным данным исследования, проведенного на рубеже 20-21 вв., в настоящее время консультирование по управлению в большинстве развитых стран мира выступает как отдельный сектор услуг в экономике. В США оборот всей сферы профессиональных консалтинговых услуг составляет около 50 млрд. долларов, в Европе немногим меньше.

Объем внутреннего спроса на консалтинговые услуги в России по оптимистичным выводам Ernst & Young, находится в пределах 1 млрд. долларов, из которых 300-500 млн. долларов приходится на аудиторские услуги. На противоположном полюсе расположились оценки компаний KPMG и Deloitte & Touche - 500-600 млн. долларов по всем видам консультаций. Однако другие данные говорят, что эти цифры занижены. По сведениям «Эксперт-РА», выручка 100 крупнейших консультационных групп только за полгода достигает примерно 360 млн. долларов. Исследования Л. Шибут, проведенные в рамках «Клуба консультантов по бизнесу и политике», позволяют определить объем рынка консалтинга в России в 1,3 млрд. долларов.

С точки зрения рыночной экономики отечественный консалтинг находится на начальном этапе своего развития. Этот сектор находится на подъеме в России, то есть не смотря на кризисные моменты сохраняется тенденция его постепенного, но неуклонного роста. Доля России на мировом консалтинговом рынке колеблется около 0,5 %, в то время как американцы контролируют около 40 % этого рынка. Доминирующее положение на рынке консалтинга в России занимают мировые компании так называемой «большой четверки». По разным оценкам им принадлежит от 50 до 70 % доходов в стоимостном выражении. Вчислоэтихкомтанийвходят PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touche.

Консалтинговые организации имеют свои ассоциации, объединения и союзы. Их приоритетными задачами являются обеспечение и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг, а также профессионального поведения самих консультантов. В рамках решения данных задач профессионалами рынка консалтинга преследуются следующие принципы:

• использование в консалтинге только специалистов высокого класса;

• соблюдение этических норм поведения консультанта;

• принцип постоянного обучения и повышения профессионального уровня.

В целом на сегодняшний день сектор консалтинговых услуг развивается опережающими по сравнению с другими сферами профессиональной деятельности

общества темпами. Согласно исследованиям, проведенным Федерацией управленческих компаний (Токио, Япония) ежегодный прирост объема продаж консалтинговых услуг стабильно находится на уровне 15 %. Эту ситуацию хорошо иллюстрирует график 1. Самым динамичным сектором рынка стали услуги в области финансового управления, что можно увидеть на графике 2. Ниаболее крупными консалтинговыми компаниями на российском рынке признаны PricewaterhouseCoopers, IBS, Компьюлинг Групп, КРОК.

Обратившись к истокам консалтинга, предопределившим его переход в разряд профессиональной деятельности, следует отметить, что на раннем этапе своего становления, как считает Катрин Туретт-Туржи, консалтинг развивался как система по оказанию социально помощи детям, подросткам, трудящимся по направлениям адаптации, путей выхода из сложных жизненных ситуаций и пр.




График 1. Доходы крупнейших консалтинговых групп России за последние 9 лет (без учета компаний «Большой четверки»)





График 2. Темпы прироста выручки консалтинговых групп по итогам 2008 года

Как вид профессиональной деятельности консалтинг был создан в США как раз в то время, когда стало очевидно, что под влиянием нищеты, преступности, явившихся последствиями массовой индустриализации, произошло крушение американского общественного идеала. В его основе лежали понятия индивидуализма, идеала человеческого достоинства в духе Жан-Жака Руссо, пуританская этика и принципы свободы Джона Локка. Так, главным образом консалтинг начал развиваться в социальной сфере и только с течением времени консультирование встало на ноги в других областях.

Кризис «американской мечты» в начале 20 века вызвал активные действия сторонников, которые очень жестко осудили деятельность американского общества, породившего социальное неравенство, несправедливость и коррупцию. Эти активисты, в числе которых были Дж. Рис, И. Тарбел, Д. Дж. Филлипс, У. Синклэр, Дж. Спарго и др., разоблачили эксплуатацию детского труда, процветавшего в тот период в США. Эти заявления чрезвычайно обеспокоили американскую общественность, настойчиво потребовавшую незамедлительно приступить к решению этой проблемы. Благодаря этому были основаны различные благотворительные организации, филантропические общества (филантроп – благодетель, благотворитель, покровитель) и центры по защите детства.

По словам Б. Шерцера и С. Стоуна, именно указанный период и стал наиболее благоприятным для появления социального консалтинга, который, в историческом плане можно считать плодом взаимодействия пуританской традиции, философии Просвещения и экономического либерализма.

Благоприятную почву для формирования консалтинга подготовило влияние на американскую философию концепций Дж. Локка и других философов-просветителей. В то же время прочным фундаментом консалтинга стали секулярные идеи свободы, равенства и независимости в правительственной и экономической сфере в сочетании с религиозным гуманизмом, основанным на представлении о высшей ценности и достоинстве человека.

В 1908 г. Ф. Парсонс, благодаря поддержке лидеров реформистского движения и пожертвованиям филантропов, открыл в Бостоне первую службу профессиональной ориентации в муниципальном округе под названием «Центр юношеского воспитания». На ее базе он разработал методику индивидуального консультирования молодых людей, которая состояла в том, чтобы «не пытаться повлиять тем или иным образом на профессиональный выбор человека, но помочь ему самостоятельно избрать ту профессию, которая лучше всего отвечала бы его чаяниям».

В наши дни это услуга носит название «определение профессиональной ориентации».

В 1909 г. Ф. Парсонс выпустил первое в мире сочинение по консалтингу «Choisirunmetier» (Выбрать профессию), где изложил свою методику. Согласно этому подходу, консультирование разделяется на три стадии, что позволяет консультанту собрать сведения о том, насколько подходит клиенту выбранная им область профессиональной деятельности. Данное сочинение стало базовым для сторонников движения профессиональной ориентации, хотя позднее схема Ф. Парсонса была дополнена теоретическими разработками и моделями других ученых, которые стремились более глубоко изучить взаимосвязь между карьерой людей и влиянием их жизненных ролей на выбор профессии. Ф. Парсонс впервые положил в основу консультирования психологическую методику: консультанты должны были уметь выслушивать клиента и содействовать его личностному росту. Обычно перед специалистами по профессиональной ориентации такие задачи раньше не ставились. Хотя другие теоретики выявили, что профессия должна подходить человеку, именно Ф. Парсонс впервые придал этому постулату официальный характер.

В самом широком смысле консалтинг – это терапия, ориентированная на клиента. На самом деле консультирование является процессом, в котором клиент играет роль пациента, а консультант – доктора. Обращение «больного» к «доктору» предполагает глубокое и поэтапное рассмотрение проблемы – «заболевания», а затем разработку процедуры лечения и реабилитации.

На быстрое развитие и профессиональное становление консалтинга в США повлияли деятельность правительства и принятые им законодательные меры. Среди важных событий для развития консалтинга в США стоит отметить учреждение в 1944 г. специализированных служб для консультирования ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ). Сотрудники подобных служб помогали ветеранам, предоставляли им средства на лечение, занимались обучением, восстановлением профессиональных навыков ветеранов и т.д. Только Службы занятости в 1944 г. открыли более 500 отделений, благодаря чему появилось множество рабочих мест для консультантов.

В 1946 г. в США были определены официальные программы обучения специалистов по консалтингу и учрежден образовательный фонд для обеспечения реализации этих программ.

Сегодня большинство крупнейших консалтинговых фирм мира, занимающихся вопросами консультирования не только в социальной сфере, но и многих других, по своему происхождению являются американскими и каждая из них обычно имеет филиалы в нескольких десятках стран. В филиалах от 50% до 100% персонала являются местными консультантами, то есть резидентами страны, где территориально расположен филиал и их деятельность регулируется законами страны их местонахождения. Из 30 крупнейших мировых консалтинговых фирм 21 (70%) американского происхождения, 4 - английского, 2 - французского, по одной - немецкого, голландского и канадского.

В качестве одного из основных признаков превращения консалтинга из индивидуально-профессиональной деятельности (такой, например, как профессиональная деятельность художника или писателя) в индустрию рассматривается тот факт, что большая часть консалтинговых услуг предоставляется не индивидуальными консультантами, а корпорациями (консалтинговыми фирмами).

Кроме того, о превращении консультирования в индустрию консалтинга свидетельствуют все большая технологизация его методологии, развитие стандартизации качества услуг и рост материально-технической оснащенности работы консультантов.

Согласно проведенному исследованию мирового рынка консалтингаосновными клиентами консультантов сегодня являются отрасли промышленности, финансовые учреждения, государственные организации и торговля. Услугами, пользующимися наибольшим спросом, являются разработка стратегии, бизнес-планов и услуги по реструктуризации производства.

Применительно к связям с общественностью специалист в данной сфере должен обладать знаниями для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов. Поэтому основной задачей консалтинга в связях с общественностью и консультанта является помощь клиенту в изучении и выработке соответствующих рекомендаций по следующим аспектам: процессам и явлениям внутриполитической и международной жизни; межнациональным, межэтническим и международным отношениям; социально-экономическим проблемам города, области, республики, страны и современного мира в целом; общепланетарным, общенациональным, региональным и местным информационным потокам; научном и культурном сотрудничестве; информационном обеспечении внутренней и внешней политики; формированием общественного мнения внутри страны и за рубежом; созданием единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства; процессам глобализации; процессам, связанным с разоружением, строительством безопасного мира.

В настоящее время Европейский справочник-указатель по менеджменту включает 104 вида консалтинговых услуг. Некоторые исследователи, например, М.И. Гончаров и В.М. Попов, говорят о 94 и 84 видах консалтинговых услуг соответственно, но это не вполне корректно. Все эти услуги объединены в 8 больших групп по предмету консультирования, поэтому данную классификацию называют попредметной. В соответствии с ней консалтинговые услуги классифицируются в зависимости от разделов, на которые они направлены.

Справедливости ради следует сказать, что помимо попредметой классификации выделяют также методологическую, то есть классификацию по методу консультирования. Однако она использует реже, так как является профессионально ориентированной на самих консультантов. Методологическая классификация консультирования включает экспертный, процессный и обучающий консалтинг.


Попредметная классификация консалтинговых услуг

по Европейскому справочнику-указателю по менеджменту
1.Общее управление

1.01 определение эффективности системы управления

1.02 оценка бизнеса

1.03 управление нововведениями

1.04 определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка

1.05 диверсификация или становление нового бизнеса

1.06 международное управление

1.07 оценка управления

1.08 слияния и приобретения

1.09 организационная структура и развитие

1.10 приватизация

1.11 управление проектом

1.12 управление качеством

1.13 реинжиниринг

1.14 исследование и развитие

1.15 стратегическое планирование

1.16 бенчмаркинг

1.17 поиск партнеров

1.18 внутренний менеджмент

1.19 управление экспортом и импортом

1.20 кризисное управление
2. Администрирование

2.01 анализ документооборота

2.02 размещение или перемещение отделов

2.03 управление офисом

2.04 организация и методы управления

2.05 регулирование риска

2.06 гарантии безопасности

2.07 планирование рабочих помещений и их оснащение


3. Финансовое управление

3.01 системы учета

3.02 оценка капитальных затрат

3.03 оборот фирмы

3.04 снижение себестоимости

3.05 неплатежеспособность (банкротство)

3.06 увеличение прибыли

3.07 увеличение доходов

3.08 налогообложение

3.09 финансовые резервы


4.Управление кадрами

4.01 профессиональное движение и сокращение штатов

4.02 культура корпорации

4.03 равные возможности

4.04 поиск кадров

4.05 отбор кадров

4.06 здоровье и безопасность

4.07 программы поощрения

4.08 внутренние связи

4.09 оценка работ

4.10 трудовые соглашения и занятость

4.11 обучение менеджменту

4.12 планирование рабочей силы

4.13 мотивация

4.14 пенсии

4.15 анализ функционирования

4.16 психологическая оценка

4.17 вознаграждение

4.18 повышение квалификации работников

4.19 разрешение конфликтов

4.20 тренинг
5.Маркетинг

5.01 реклама и содействие сбыту

5.02 корпоративный образ и отношения с общественностью

5.03 послепродажное обслуживание заказчиков

5.04 дизайн

5.05 прямой маркетинг

5.06 международный маркетинг

5.07 исследование рынка

5.08 стратегия маркетинга

5.09 разработка новой продукции

5.10 ценообразование

5.11 розничная продажа и дилерство

5.12 управление сбытом

5.13 обучение сбыту

5.14 социально-экономические исследования и прогнозирование
6. Производство

6.01 автоматизация

6.02 использование оборудования и его техническое обслуживание

6.03 промышленный инжиниринг

6.04 переработка материалов

6.05 регулирование внутреннего распределения материалов

6.06 упаковка

6.07 схема организации работ на предприятии

6.08 конструирование и совершенствование продукции

6.09 управление производством

6.10 планирование и контроль за производством

6.11 повышение производительности

6.12 закупки

6.13 контроль качества

6.14 управление запасами

6.15 эргономика

6.16 управление материалами
7. Информационные технологии

7.01 системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления

7.02 применение компьютеров в аудите и оценке

7.03 электронная издательская деятельность

7.04 информационно-поисковые системы

7.05 административные информационные системы

7.06 проектирование и разработка систем

7.07 выбор и установка систем

7.08 внутренний аудит информационных систем

7.09 восстановление информационных систем


8. Специализированные услуги

8.01 обучающее консультирование

8.02 консалтинг по управлению электроэнергетикой

8.03 инженерный консалтинг

8.04 экологический консалтинг

8.05 информационный консалтинг

8.06 юридический консалтинг

8.07 консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению

8.08 консалтинг в государственном секторе бизнеса

8.09 консалтинг по телекоммуникациям


Обратимся к более детальному рассмотрению сущности каждой из групп, объединяющих виды консалтинговых услуг:

Общее управление

Консультанты по общему управлению помогают клиентам решать проблемы, связанные с существованием и дальнейшими перспективами развития бизнеса/организации. В их обязанности входит оценка состояния дел в целом, оценка внешней для организации среды, определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей бизнеса/организации, анализ системы ценностей организации, разработка стратегии развития, составление прогнозов развития ситуации, помощь в организации филиалов организации и дочерних фирм, представление рекомендаций по изменению форм собственности, состава собственников, приобретению имущества, паев, акций, совершенствованию организационной структуры и пр.

Выделяют три основных случая привлечения консультанта к рассмотрению проблем по общему управлению:


  1. во время исследования управленческой деятельности, потому что у большей части консультантов по менеджменту существует практика, что прежде чем предлагать варианты решение по какой-либо специализированной проблеме, следует провести краткой обзор и анализ организации в целом;

  2. во время исследования конкретных функциональных направлений менеджмента, требующих определенных изменений в общей структуре управления организации;

  3. во время решения задач, связанных с одним или рядом вопросов общего менеджмента. Решение этих вопросов может принять форму более или менее глубокого и всестороннего исследования, а не краткого отчета, как это бывает при диагностике. Особенно если это проблема затрагивает высшие эшелоны руководства, связанные с общим курсом управления организацией.

При консультировании по вопросам общего управления консультанты сталкиваются с двумя основными проблемами:

- разработка механизма процесса принятия решений;

- выбор стиля руководства.

Обнаружение проблемы, связанной с разработкой механизма процесса принятия решений, может означать, что в организации клиента существуют такие формы принятия решений, которые могут привести к негативным последствиям. Например, авторитарная форма управления и как результат чрезмерная централизация оперативных решений делает организацию негибкой, она медленно реагирует на изменения возможностей рынка, трудно приспосабливается к изменяющимся условиям.

Для решения данной проблемы консультант начитает с ее исследования и проведения анализа по следующим направлениям:

- классификация решений на группы по их характеру, финансовым последствиям, реалистичности и т.п.;

- способы принятия наиболее характерных решений;

- участие представителей работников в принятии решения;

- ответственность за принятие решений, их осуществление и контроль;

- механизм принятия решений в целом.

В случае проблемы, связанной с выбором стиля руководстваконсультантможет выяснить, что причины негативных явлений заключаются не в структуре организации или процедуре планирования, а в самом стиле руководства, возникающем из отношений и поведенческих моделей руководителей высшего звена. В этом случае консультант занимается анализом:

- личности руководителей (топ-менеджеров, директоров и т.д.), методов их работы, привычек;

- шкалы приоритетов руководителей;

- стиля управления, принятого в данной организации, который часто определяется личной и организационной культурой.



Администрирование или административное управление

Привлечение консультанта в данном случае связанно с необходимостью оптимизации управления организацией. Поэтому работа консультанта начинается с анализа и поиска путей решения вопросов, связанных с организацией работы офиса, обработкой данных, системой административного контроля, налаживанием трудовой дисциплины в коллективе, оценки степени важности функций, выполняемых каждым работником и отделом организации в целом, ролью отдела в принятии решений; качеством ведения делопроизводства, планированием оснащения офисов и рабочих место сотрудников и пр.



Финансовое управление

В США профессия личных финансового консультанта (financial advisor) входит в десятку самых престижных. В России же даже крупные организации не всегда прибегают к их услугам, даже при планировании бюджетов. Однако, если фирма рашила воспользоваться услугами консультанта по финансам, то она может рассчитывать на только на помощь при составлении доходной и расходной частей бюджета, но и на более широкий спектр услуг, оговоренный в договоре: «Если клиент хочет получать аналитику по рынку и консультации экспертов, то с него берут абонентскую плату» Для частных лиц, желающих пользоваться такими услугами, они будут стоить от 5 до 50 долларов в месяц, в зависимости от того, какие услуги его интересуют.

Деятельность консультанта по финансам в широком смысле ориентирована на три направления:


  1. поиск источников и использование финансовых ресурсов. Например, на расширение фирмы, открытие дочерних организаций, введение новых производственных мощностей, завоевание новых рынков и пр. В каждой из этих областей консультант оценивает требуемые для этого мероприятия затраты и определяет, оправдывает прибыль капиталовложения или нет оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации или управление капиталами. Консультант изучает структуру капитала, анализирует стоимость различных источников финансирования с краткосрочной и дальнесрочной перспективой;

  2. укрепление финансового положения организации в перспективе развития. Особое внимание уделяется системе бухучета, налогообложения, страхования прибыли или рисков и т.д.

По своей природе финансы являются составной частью многих видов консультационных услуг. Так, финансовая экспертиза рассматривается как одна изважнейших составляющих любых диагностических исследований хозяйственной деятельности организации. Во время выполнения проекта консультанты по финансовым вопросам зачатую сотрудничают с консультантами по другим направлениям (например, в сфере производства, маркетинга), чтобы получит наиболее реалистичную картину финансовых последствий своих предложений.

Управление кадрами

Консультант действует как координатор менеджеров, работающих над оптимизацией подбора кадрового состава. Как известно, кадры решают все, поэтому данному направлению уделяется особое внимание. Также консультант оказывает помощь при анализе и оптимизации системы оплаты труда, оценки качества квалификации специалистов, разрабатывает предложения по повышению квалификации сотрудников. Поэтому консультанты рассматривают и помогают в решении следующих основных вопросов:



  1. при координации в подборе кадров консультант старается подготовить идеального исполнителя, который бы имел определенную профессиональную подготовку, квалификацию и опыт, необходимые для выполнения данной работы. Исходя из этого консультант разрабатывает способы оценки, подбора и расстановки персонала;

  2. при планировании найма и повышения квалификации персонала путем определения основных требований, предъявляемых к различным категориям исполнителей, требуется проведение анализа трудностей, связанных с образованием, культурой и социальными вопросами, а также определение политики организации в области повышения квалификации персонала и его профессионального роста;

консультант работает над вопросом мотивации персонала путем улучшения благоприятного психологического климата в коллективе, обогащения содержания работы, установления систем вознаграждения и поощрения.

Кроме того, консультанты занимаются оценкой результатов деятельности работников предприятия с точки зрения групповых и индивидуальных целей, которые должны быть взаимосвязаны и согласованы. Например, томское консалтинговое агентство по подбору и обучению персонала «Нева» работает на рынке с января 2005 года. Оно предлагает следующие услуги своим клиентам:



  1. профессиональный отбор кандидатов с учетом психологической пригодности к данному виду деятельности, а также топ-менеджеров и руководителей среднего звена с диагностикой на наличие управленческих качеств;

  2. профессиональный отбор кандидатов на вакансии бухгалтеров, с учетом психологической пригодности к данному виду деятельности. В партнерстве с консалтинговым агентством «Авантаж» (бухгалтерские и юридические услуги) проводит тестирование бухгалтеров на наличие профессиональных знаний и навыков;

  3. социально-психологические исследования коллективов (изучение психологической совместимости, морально-психологического климата, особенностей лидерства, динамики межличностных отношений);

  4. проведение аттестаций персонала;

  5. проверка кандидатов и сотрудников на благонадежность, в том числе с применением «Полиграфа» (детектора лжи);

  6. профессиональное ориентирование;

  7. консультирование по вопросам экономической безопасности бизнеса;

  8. корпоративное обучение, в том числе тренинги продаж и сервиса (клиентоориентирования);

  9. управленческий консалтинг (описание, графическое изображение и внедрение бизнес-процессов, разработка должностных и прочих инструкций, различных бланков документооборота);

  10. проведениеакций«Mystery Shopping», «Мystery сalling».

Рекрутинговое агентство г. Томска «МК-Консалтинг»« предлагает следующий перечень консалтинговых услуг:

  1. классический рекрутинг - поиск и подбор квалифицированного персонала;

  2. executive search - поиск эксклюзивных специалистов и топ-менеджеров;

  3. аутсорсинг - возможность передачи ряда функций по управлению персоналом;

  4. тренинги для продавцов-консультантов и торговых представителей по теме «Техники и технологии продаж»;

  5. тайный покупатель - анализ процесса продаж, выявление стратегических ошибок в области повышения качества работы персонала;

  6. абонентное обслуживание - оказание комплексных услуг (подбор персонала, адаптация, оценка) за фиксированную ежемесячную оплату.

Маркетинг

Консультанты оказывают менеджерам помощь в решении таких жизненно важных для любой организации задач как: обеспечение функционирования организации, при котором производимые товары и услуги соответствовали бы платежеспособному спросу на них, то есть, чтобы были куплены потребителями. Маркетинг - это та область, в которой фирма осуществляет свои контакты с внешними экономическими объектами (клиентами и конкурентами), поэтому выживание фирмы зависит от того, насколько хорошо ей удается адаптироваться к условиям рынка.

М.И. Гончаров выделяет пять маркетинговых проблем, с которыми сталкивается консультант.

1) управление службой сбыта. Необходимо регулярно отслеживать уровень подготовки и мотивации торговых агентов, уровень проведения сбытовой работы в целом, чтобы она удовлетворяла интересам компании и потребителя;

2) реклама;

3) каналы сбыта. Консультант рассматривает альтернативу обращения на прямую к предприятиям розничной торговли вместо использования оптовых организаций;

4) упаковка товара. В данном случае рекомендуется привлечение консультантов-дизайнеров, которые обладаю опытом в разработке упаковки. Ее роль весьма значительна, поскольку является лицом товара. Она должна соответствовать содержанию товара и ненавязчиво привлекать внимание потребителя;

5) оборот товарных запасов, который является ключевым моментом любого коммерческого предприятия.



Производство

Налаживание грамотного производственного процесса требует значительного опыта и принятия эффективных управленческих решений с целью получения продукции необходимого качества, в требуемом объеме и в нужное время с минимальными затратами. Поэтому консультант оказывает менеджеру помощь в выборе оптимальных технологий производства, оценке и контроле качества продукции, планировании производственного процесса и пр. Консультантам по организации производства необходимо грамотно сочетать в деятельности знания экономических, управленческих и инженерных вопросов.



Информационные технологии илиIT-технологии

Главная цель консультанта заключается в том, чтобы разработать и внедрить автоматизированные системы управления, проектирования, бухгалтерского учета, информационно-поисковых систем в работу предприятия для ее оптимизации. В данной группе консалтинговых услуг консультант - это не просто техник по обслуживанию компьютеров. Он выступает в роли помощника клиенту при ознакомлении с возможностями и недостатками работы на компьютере с определенными программами, при обучении персонала работе с новым программным обеспечением, при обеспечении информацией и сокращении разрыва между техническим персоналом и конечным пользователем компьютерных программ и пр.



Специализированные (консалтинговые) услуги или профессиональные услуги

Виды консалтинговых услуг, входящие в данную группу, не относятся непосредственно ни к одной из вышеперечисленных групп, так как они отличаются применяемыми методами (например, обучающее консультирование), объектами консультирования (консалтинг по управлению электроэнергией, телекоммуникациями, экологией, материально-техническому обеспечению, консалтинг в государственном секторе) или характером внедряемых знаний (инженерный, юридический, экологический консалтинг).

Отличие профессиональных услуг от консультационных, считают В.М. Попов и С.И. Ляпунов, заключаются в том, что помощь руководителю оказывается не только в форме советов, рекомендаций или совместно выработанных решений, а путем непосредственного выполнения определенных организационных, технических или информационных функций.

Список специализированных услуг, представленных в Европейском справочнике-указателе, можно расширить за счет таких видов деятельности как:

1) аудит;

2) бухгалтерское обслуживание;

3) юридические услуги;

4) обеспечение информационными технологиями;

5) инжиниринг;

6) инвестиционное банкирование;

7) рекрутмент;

8) реклама и отношения с общественностью;

9) деловая информация;

10) тренинг;

11) лоббирование.

С менеджмент-консалтингом перечисленные услуг объединяет то, что эта помощь также осуществляется на основе научных, профессиональных знаний, предоставляется независимыми коммерческими организациями или независимыми консультантами на возмездной основе. Поэтому происходит определенное переплетение при оказании услуг консалтинга и других видов профессиональных услуг. При этом консалтинг выступает как ядро всей этой системы. Взаимосвязь консалтинг-менеджиента отражается на схеме 1




Схема 1. Связь консалтинг-менеджмента с другими видами профессиональных услуг
Именно поэтому всю совокупность оказываемых клиентам услуг, а не только услуг в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений, называют обобщенным понятием «консалтинг». Непосредственно же услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений в этом случае можно обозначаются термином «менеджмент-консалтинг».

Модуль 2 Консалтинговый процесс и консалтинговый проект

Как и у любой профессиональной деятельности у консалтинга есть свой субъект, который выполняет определенные функции, и объект, на которого ориентирована вся деятельность.



Предметом консалтинговой деятельности является непосредственно консультирование при котором специалист тратит большую часть рабочего времени на помощь другим людям, а оставшуюся на повышение и совершенствования своей квалификации.

Субъект консультирования – это специалист, оказывающий профессиональную помощь в форме консультаций клиента по тому или иному вопросу, анализа ситуации, разработки возможных вариантов решения проблем или внедрения уже утвержденных клиентом путей изменения ситуации.

Объект консультирования – это клиент, обратившийся к специалисту с целью получить помощь в разрешении проблемной ситуации в какой-либо сфере.

Различают два типа субъектов консультирования:

1) внешние консультанты;

2) внутренние консультанты.



следующая страница >>