Культурология - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Культурология - страница №1/2

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан Международного факультета управления

___________________________ Ф.П. Тарасенко

«____»___________ 2010 г.


КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Рабочая программа

Специальность 080504 –

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Статус дисциплины:

Федеральный компонент специальности

Томск


2010

ОДОБРЕНО кафедрой социальных дисциплин

Протокол № ___от «___»___________ 2010 г.


Зав. кафедрой, к.и.н. доц. Максимова И.Е.
РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией

международного факультета управления

Председатель комиссии, зам. декана МФУ Карпова Н.М.

______________2010 г.

Рабочая программа по курсу «Культурология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 – Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г.

Общий объем курса – 112 часов. Из них: ауд.занятия – 64 часа (лекции – 34 часа, практические занятия – 30 часов), контрольные работы – 8 часов, самостоятельная работа – 40 часов. Зачет во втором семестре. Общая трудоемкость курса 3,6 зач.ед.


Составитель:

Максимова Ирина Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социальных наук международного факультета управления.

Рецензент:

Дюканов Я.Г.,канд.ист.наук, доц.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Культурология»

Обязательный минимум содержания образовательной программы по специальности 061000 (080504)- государственное и муниципальное управление:



Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "срединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.


    1. Цели и задачи курса

В соответствии с программой гуманизации высшего образования в учебные планы вызов введен курс «Культурология», выполняющий важную роль в углублении гуманитарной подготовки студентов. Курс призван дать теоретические представления общих закономерностях социокультурного развития человечества, о типах культур и цивилизаций, о человеке как феномене культуры.

Кроме того, лисциплина «Культурология» ориентирована на получение практических навыков, таких, как анализ и оценка художественных явлений, опыт работы с текстами культуры.

В соответствии с таким пониманием назначения дисциплины цели и задачи курса можно сформулировать следующим образом:


  1. Сформировать у студентов целостное представление о культуре как универсальном способе человеческого бытия, о способах приобретения, хранения и передачи ценностей культуры.

  2. Познакомить с основными формами и типами культуры, с мировыми культурно-историческими центрами, с закономерностями их развития и функционирования.

  3. Выявить типологические особенности культуры России, пока­зать основные этапы ее исторического развития, определить ее место в системе мировой цивилизации.

  4. Помочь студентам понять, что современный мир и его культура есть результат всемирного общественно-исторического процесса, итог взаимодействия множества цивилизаций, ни одна из которых не может претендовать на исключительность. Такой подход будет способство­вать преодолению любых форм эгоцентризма в культуре.

5. Научить ориентироваться в современном социокультурном
процессе, понимать и адекватно оценивать явления культуры; развить
способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей.

1.3. Требования к уровню освоения курса

Студент, прослушавший курс культурологии, должен иметь пред­ставление о:


  • структуре и составе современного культурологического знания;

  • сущности и структуре культуры, ее ценностной природе и основных функциях;

  • историко-философских и социокультурных традициях формирования культурологии как науки;

  • месте культурологии в системе социально-гуманитарного об­разования;

  • основных методологических подходах культурологической анализа и методах культурологических исследований;

  • современных тенденциях культурной универсализации в мировом современном процессе, о диалоге культур как неизбежном способе их существования;

  • месте культуры в глобальных процессах современности; соотношении культуры, и природы.

Студент должен знать:

основные понятия культурологии;

основные подходы к определению культуры;

основные сферы культурной деятельности общества;

главные черты традиционных обществ древности и современности;

специфику античной культуры и ее всемирно-историческую роль;

отличительные черты средневековой культуры, роль христи­анства в ее формировании;

значение византийской культуры для России;

сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения, специфику ее художественной культуры;

социокультурную роль Реформации в становлении западной культуры;

художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма;

роль техники и информационных технологий в культуре ХГХ-ХХ вв.

понятия элитарной и массовой культуры;

основные этапы формирования русской культуры;

закономерности социокультурного развития России;

основные черты советской культуры;

особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов XX века.

Студент должен понимать:



  • сущность проблемы культурогенеза;

  • взаимосвязь и взаимообусловленность социальных и художест­венных явлений в жизни общества;

сущность и основные проявления кризиса русской культуры на рубеже XIX — XX вв.;

социокультурное значение революции 1917 года.

Студент должен уметь:

определять характер культуры в соответствии с предложенной типологией;

анализировать и сравнивать исторические, социальные и ху­дожественные явления;

сопоставлять традиционные ценности и инновации, определять тенденции развития России в области культуры и ее место в мировом цивилизационном процессе;

использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.
1.4. Формы контроля

Итоговый контроль по курсу.

Для контроля усвоения данной дисциплины студентами форм обучения учебным планом предусмотрен зачет.


Текущий контроль.

В течение семестра студенты очного отделения выполняют рефераты по темам, представленным в третьем разделе программы.

Для студентов заочного отделений по данным тема предусмотрено выполнение письменной контрольной работы.

Выполнение указанных работ является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена (зачета), как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.


2. Содержание учебной дисциплины
2.1. Содержание разделов и тем
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1.1 Понятие и сущность культуры.

Структура и состав современного культурологического знания Происхождение термина «культура», эволюция его смысловых значений, сфера употребления. Культура как система человеческой жизнедеятельности, ее качественная характеристика.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, язык и символы культуры, культурные коды, культурная картина мира, культурная самоидентичность.

Соотношение понятий культуры и цивилизации, культуры и природы. Понятие локальной и глобальной цивилизации.

Многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы). Школы, направления и теории в культурологии как попытка осмысления сложного и многоаспектного феномена культуры. Культурология и философия культуры, культурная антропология. Теоретическая и прикладная культурология.

1.2. Ценностная природа культуры и ее основные функции.

Нормативный характер культуры, культурные ценности и нормы. Духовное производство как создание, хранение, распространение и потребление культурных норм, ценностей, знаний и значений.

Функции культуры. Роль культуры в сохранении и передаче накопленного опыта. Культура как хранитель времени и памяти общества, культурные традиции.

Культурные механизмы социализации. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Нормы и значения как средства социализации человека на разных этапах его жизни. Роль этикета в разной социальной и культурной среде.

Нормы как средство общения и сотрудничества людей. Культура и общество. Социальные институты культуры. Социология культуры.

Игровая функция культуры. Природа и значение игры. Игра и празд­ничное действие.


Тема 1.3 Эволюция и цикличность в культурной динамике.

Типы культурных изменений, динамика культуры. Соотношение из­менений и устойчивости в культуре. Циклические изменения в культуре.

Культурный прогресс и его критерии. Законы развития культуры. Сочетание динамики и стабильности, новаций и традиций как основа­ние эволюционного развития культуры. Значение внешних и внутрен­них факторов в формировании культуры. Культурная модернизация.

Значение культурного достояния, его содержание и механизмы сохранения. Охрана и использование культурного наследия в совре­менных условиях.

Культурно-исторические типы. Основные принципы классифика­ции культур. Этническая и национальная культуры; восточные и за­падные тиры культур; специфические и «срединные» культуры; ло­кальные культуры. Методы культурологических исследований.

Типология культур. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса («культурно-исторические типы» Н.Я.Данилевского, «морфология культуры» О.Шпенглера, этнология Л.Н.Гумилева). «Столкновение цивилизации» или «конец истории» (С.Хантингтон и Ф.Фукуяма).


Тема 1.4. Генезис культуры. Ранние формы культуры.

Теории возникновения культуры. Орудийно-трудовая концепция культуры. Игровая деятельность как источник культуры. Символическая теория происхождения культуры.

Культурогенез. Первые исторические формы культуры. Культура первобытного общества. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия и формы существования первобытного знания. Культы и веровав Культура и религия. Ритуал как неотъемлемая часть космических событии и способ участия в них человека.

Синкретизм первобытной культуры. Своеобразие мифологического мышления. Структура, значение и функции мифа.

Первобытное искусство как отражение чувственно-конкретного переживания мира.
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 2.1 Культура древневосточных цивилизаций.
Древний Восток: единство и многообразие. Появление городов письменности и раннегосударственных институтов. Образование и роль писца в трансляции культуры. Сакрализация культуры. Жречество.

Конфуцианско-даосистский и индо-буддийский типы культуры Возникновение древнейших цивилизаций на Ближнем Востоке и особенности их социокультурного развития. Устойчивость, традиционность, каноничность как основные черты восточного мша культуры. Нормативный и ритуальный характер культуры.

Традиционные ценности, составляющие основу культуры Древне­го Китая, и их интерпретация в учениях древнекитайских мудрецов, Ограничение личностного начала социальными, государственными ритуальными запретами. Значение этикета. Культ иероглифа, система образования. Конфуцианство, даосизм, буддизм как основные религи­озно-философские системы Китая.

Социальные основы индо-буддийской духовной традиции и ее сие тема ценностей. Место искусства в жизни человека и общества. Принцип «единства в многообразии». Индуизм. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Эстетический идеал индийской культуры. Эпос.

Синтоизм как основа духовной культуры Японии. Личность и oбщество. Самурайский кодекс поведения и его современные проявления. Культурная модернизация на национальной основе.
Тема 2.2 Культура античной цивилизации.

Универсальный характер и гуманизм античной культуры. Гармония как ее мировоззренческий и формообразующий принцип.

Миф и античное сознание. Взаимопроникновение рационально философского и художественно-образного мышления — источи цельности античной культуры.

Полис в жизни античного человека. Становление рационального дискурса, появление и развитие философии.

Античная эстетика. Прекрасное как свойство меры и числа. Представление о человеческой красоте и ее воплощение в искусстве. Внешнее совершенство как проявление внутренней красоты. Диалектика заимствованного и оригинального в культуре Древнего Рима. Практицизм и зрелищность римской культуры. Более высокая степень авторского самовыявления и субъективизма в искусстве.

Античная культура как типологическая целостность и ее отраже­ние в зеркале иных культур.


Тема 2.3 Культура европейского средневековья.

Христианский тип культуры.

Социокультурные предпосылки возникновения христианства и его ценностные ориентации. Развитие европейской средневековой культу­ры в духовном пространстве христианской религии. Античный и хри­стианский тип личности.

Библия как божественное откровение, художественное произве­дение и система канонических образов.

Социокультурная специфика католицизма. Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Проблема личности.

Социальная структура средневекового общества. Корпоративизм. Трансформация городов и становление нового образа жизни.

Особенности средневековой картины мира. Символизм средневе­кового мировоззрения.

Дуализм средневекового сознания. Духовное измерение человека и бытия. Проблема символа и знака в средневековой культуре.

Храм как модель мира. Доминирование храма и замка в архитек­туре. Готический храм как синтез искусств.

Многообразие художественных тенденций как отражение соци­альной неоднородности средневекового общества. Искусство и лите­ратура как выражение церковного и рыцарского идеалов.



Тема 2.4 Культура эпохи Возрождения и Реформации

Возникновение гуманизма.

Среда, условия, истоки формирования ренессансной культуры, ее поворот от Бога к Человеку.

Соотношение гуманизма и индивидуализма в культуре Возрождения. Значение духовных ценностей античного мира.

Антропоцентризм культуры Возрождения. Ренессансный человек как носитель социокультурных ценностей и смыслов, как Творец культуры, мира и самого себя. Новая модель человека: универсализм и нота бытия, гедонизм, авантюризм и предприимчивость.

Искусство Возрождения как художественное самосознание культуры. Образ человека и мира в живописи и литературе. Развитие мировой системы в искусстве, понятие и значение жанра в искусстве.

Реформация как обоснование индивидуализма и самостоятельности личности. Протестантская мораль и личность нового типа.
Тема 2.5 Культура Нового времени.

Хронологические рамки и культурно-исторический смысл понятия «новое время» (XVII-XIX вв.). Основной вектор развития: рационализм — Просвещение — промышленное обновление.

Культ разума в эпоху Просвещения. Понимание просвещения как двигателя социального прогресса, а культуры личности — как степей образованности. Особенности культуры Просвещения в странах Западной Европы. Просветительские идеи в литературе.

Наука как важнейшая форма общественного сознания. Организа­ция профессиональной научной деятельности.

Человек, природа, разум и идея прогресса в культуре XIX столе­тия. Городская культура.

Романтизм как оппозиция Просветительству. Культ поэта и поэзии. Человек и мир в искусстве романтизма.

Основная культурная парадигма XIX века.
Тема 2.6 Культура XX столетия.

Процессы урбанизации, успехи научно-технической революция и их влияние на образ жизни человека. Революционность как тип культуры. Ускорение темпа жизни. Демографический взрыв. Информационный взрыв. Средства массовой коммуникации как механизм трансляции культуры. Их роль в становлении современного общества.

Искусство модернизма как художественное выражение социокультурных сдвигов в обществе. Кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Использование авангардного искусства дизайном, шоу-бизнесом, средствами массовой коммуникации.

Тенденции авторитаризма и тоталитаризма в культуре XX в. Антиутопия как реакция на разрушение гражданского общества и превращение человека в механический придаток государства. Массовая и элитарная культура.

Интеграционные процессы и национальная специфика европейской культуры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и глобальные процессы современности. Межкультурные коммуникации как основа диалога культур.

РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ



3. I Теоретические проблемы русской культуры.

Понятие культурной самобытности. Культурная традиция и культурная преемственность как центральная проблема теории и истории культуры. Внутренние и внешние факторы развития культуры. Русь и Византия. Значение православия для формирования государственного менталитета и национального самосознания. Русь и великая степь. Идеи Л. Н. Гумилева об этногенезе и куль­туре, об этносе в истории и географии.

Восток — Запад — Россия как историко-культурная проблема ее современное значение для цивилизационного самоопределения сегодняшней России.

Теория «культурного взрыва» Ю. Лотмана и идея бинарности русской культуры (Б. Успенский).

Идеи Д. С. Лихачева о пространственно-временных особенностях русского мышления. Смеховая и зрелищная культура на Руси.
Тема 3.2 Культура Древней Руси.

Условия формирования культуры Древней Руси. Духовная куль­тура древних славян. Славянское язычество как часть общечеловече­ского комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов. Языче­ство и русская культура.

Крещение Руси как историко-культурное явление. Византийские традиции в древнерусской культуре: книжность, иконопись, церков­ное зодчество.

Славянская письменность как мощный фактор христианизации Руси. Русская учительная и агиографическая литература. Своеобразие историзма и проблема вымысла. Летописание на Руси.

Монголо-татарское нашествие в исторической судьбе России, разрушение городской культуры. Идея единства Русской земли в литературе.

Объединение русских земель вокруг Москвы и возрождение культуры. Начало книгопечатания. Развитие публицистики. Расцвет архитектуры. Начало обмирщения русской культуры.



3.3. Русская классическая культура XVIII-XIX веков.

Реформы Петра I и их социокультурная обусловленность. Формирование и развитие светской культуры. Образование и просвещение как координаты духовной жизни. Начало демократизации культуры. Наука и публицистика. Развитие науки и техники. Основание Академии и Московского университета. Появление профессионального театра. Просветительские идеи в литературе и искусстве. Стили и жанры русской литературы. М. Ломоносов: реформа языка и стихосложения. Живопись, скульптура, архитектура. Европейские культурные традиции и национальный художественный опыт.

Формирование интеллигенции как специфически русского фей мена социальной жизни. Русская общественная мысль XIX века, художественная культура как вершина самосознания народа. Образ России и судьба человека как главные темы русского искусства.

Развитие градостроительства. Начало индустриальной культуры.


Тема 3.4 Проблема целостности русской культуры в XX веке.

«Серебряный век» русской культуры. Русский модерн: символизм, акмеизм, футуризм. Нарастание кризиса в обществе и культуре

Октябрьская революция и ее социокультурные последствия. Разрыв преемственности культуры. Формирование культуры русского зарубежья. Два пути русского искусства, два образа России как проявление глубоких противоречий и потрясений национальной культуры.

Попытки создания пролетарской культуры. Деятельность РАПП Торжество функционального подхода к человеку, революционно-утопическая модель «новой» личности. Становление новой систем образования. Культурная революция, ликвидация неграмотности Формирование социалистической культуры.

Тоталитаризм и культура. Новые проблемы в искусстве XX личность и система, художник и власть.

Советская культура в период Великой Отечественной войны.

Сложность и противоречивость советской культуры, ее значение для духовного опыта человечества.
Тема 3.5 Современная социокультурная ситуация в России.

Основные факторы, детерминирующие социокультурную ситуа­цию в современном российском обществе.

Основные тенденции развития современной отечественной культуры. Оживление культурной деятельности, восстановление исторической памяти народа, возвращение эмигрантской и религиозной культуры. Преодоление культурной самоизоляции страны.

Причины кризисных явлений в современной культуре. Разрушение традиционных ценностей. Коммерциализация культуры. Понятие маргинальной культуры и причины ее формирования.

Феномен массовой культуры: социальные и духовные характеристики, функциональная ориентация, апологетика и критика. Детектив как явление массовой культуры.

Последствия слома нравственной парадигмы для социокультурности российской цивилизации,

Культурная политика в России. Принципы и механизмы государственного управления культурой.
3. учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.1. Темы практических занятий.

Тема 1. «Культура античности»


  1. Периодизация античной культуры

  2. Характеристика каждого из периодов (особенности стиля, памятники, выдающиеся личности)

  3. Сравнительный анализ греческой и римской культур


Тема 2. Культура средневековой Европы.

  1. Факторы, повлиявшие на формирование средневековой культуры:

  • римский

  • германо-скандинавский

  • раннехристианский

  1. Рыцарская культура

  2. Монастырская культура

  3. Бюргерская культура

  4. Крестьянская культура


Тема 3. Культура эпохи Возрождения

  1. Предпосылки формирования культуры эпохи Возрождения

  2. Развитие возржденческих тенденций в литературе (Данте, Петрарка, Бокаччо); в живописи (Джотто, Ботичелли); науке (Дж.Бруно, Т.Кампанелла, Коперник).

  3. «Северное Возрождение»

«Титаны Возрождения» (Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи).
3.2. 1. Контрольная работа 1.

«Античная мифология в литературе и искусстве».

Источник: А.Н.Кун. Легенды и мифы Дрейней Греции.
Образцы заданий

Вопросы на знание античной мифологии

1. Объясните смысл этих строк.

На свете видны были горы

При свете утренней Авроры.

(М.Ю.Лермонтов. Демон. Ч.2.)
Люди, посвятившие себя литературному труду, работают зачастую по 16 часов в сутки, разумеется, с некоторым напряжением сил, - а 12 часов постоянно, не чувствуя усталости, а между тем они вовсе не титаны.

(Н.В.Щелгунов. Женское безделье).
Плещут воды Флегетона,

Своды Тартара дрожат,

Кони бледного Плутона

быстро к нимфам Пелиона

Из Аида бога мчат...

(А.С.Пушкин).
2. О ком говориться в этих строках?

... без умолку лая,

Визгом пронзительным, визгу щенка молодого подобным,

Всю оглашает окрестность чудовище. К ней приближаться

Страшно не людям одним, но и самым бессмертным...

Мимо ее ни один мореходец не мог невредимо

С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув,

Разом она по шести человек с корабля похищает...

Близко увидишь другую скалу...

Страшно все море под тою скалою тревожит...

Три раза в день поглощая и три раза в день извергая

Черную влагу. Не смей приближаться. Когда поглощает:

Сам Посейдон от погибели верной тогда не избавит...

(Гомер. Одиссея. 12, 85-124).
3. Что означает это выражение?

Ящик Пандоры.


4. Ответь на вопрос.

Кто из титанов не участвовал в сражениях с олимпийскими богами и почему?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Артист, способный к перевоплощению


II

1. Объясните смысл этих строк.

Автомедонты наши бойки,

Неутомимы наши тройки.

(А.С.Пушкин. Евгений Онегин).
А вот храм Талии и Мельпомены! - отозвался Глумов, указывая на Александринский театр.

(М.Е.Салтыков-Щедрин. Современная идиллия,1).
Я ускользнул от Эскулапа

Худой, обритый, но живой.



(А.С.Пушкин. В.В.Энегьгардту).
2. О ком говориться в этих строках?

Титан! На наш земной удел,

На нашу скорбную юдоль,

На человеческую боль

Ты без презрения глядел.

И что в награду получил?

Страданье свыше всяких сил:

Скалу, цепей печальный звук,

Невыносимый пламень мук,

Да стон, что в сердце погребен,

Тобой подавленный затих,

Чтобы о горестях твоих

Богам не смог поведать он...

(Байрон)
3. Что означает это выражение?

Метать громы и молнии.




  1. Ответь на вопрос.

Кто из богов водворял спокойствие на Олимпе во время ссор?
5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Самовлюбленный человек.


III

1. Объясните смысл этих строк.

Любимец ветреных Лаис,

Прелестный баловень Киприды,

Умей сносить, мой Адонис,

Ее минутные обиды.

(А.С.Пушкин. Юрьеву).
А вот храм Талии и Мельпомены! - отозвался Глумов, указывая на Александринский театр.

(М.Е.Салтыков-Щедрин. Современная идиллия,1).
...клянусь, что яблоком раздора

Не будет никакой строжайший приговор.



(Н.А.Некрасов. Деловой разговор).
2. О ком говориться в этих строках?

Титан! Ты знал, что значит бой

С жестокой мукой. Ты силен,

Ты пытками не устрашен,

Но сломлен яростной судьбой.

Всесильный бог, слепой тиран,

Вселенской злобой обуян,

Творя на радость небесам

То, что стереть не сможет сам,

Тебя от смерти отрешил,

Бессмертья даром наделил.

Ты принял горький дар, как честь,

И громовержец от тебя

Добиться лишь угрозы смог.

Он был наказан, грозный бог.

Свои страданья возлюбя,

Ты не хотел ему прочесть

Его судьбу, но приговор

Открыл ему твой гордый взор.

(Байрон)
3. Что означает это выражение?

Золотое руно.




  1. Ответь на вопрос.

Кто из богов совершил больше всего деяний и каких в первый день свой жизни?
5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Гостеприимный хозяин.



IV

1. Объясните смысл этих строк.

Мы любим отчизну... Не оттого ли последней мечтой политических скитальцев и даже просто бродяг было - вернуть в родную землю хоть кости. Сильна эта стихийная Антеева тяга...



(Л. Леонов. Рассуждения о великанах).
Его наружность была из тех, которые с первого раза поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии... Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов.

(М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. Княжна Мери).
Чаадаев и славянофилы равно стояли перед неразгаданным сфинксом русской жизни - сфинксом, спящим под солдатской шинелью под царским надзором.

(А.И.Герцен. Былое и думы, 4, 30).
2. О ком говориться в этих строках?

Ты горд. В том твой небесный грех

Иль преступленье. Ты хотел

Несчастьям положить предел,

Чтоб разум осчастливил всех.

Разрушил рок твои мечты,

Но в том, что не смирился ты,

Титан, воитель и борец,

В том, чем была твоя свобода,

Сокрыт величья образец

Для человеческого рода.

Но не изменится душа,



Всесильной твердостью дыша,

И чувство, что умеет вдруг,

В глубинах самых скорбных мук

Торжествовать, и презирать,

И смерть в победу обращать! (Байрон)
3. Что означает это выражение?

Весы Фемиды.




  1. Ответь на вопрос.

Кто из древнегреческих героев и по какому поводу учредил Олимпийские, Истмийские и Немейские игры?
5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Человек, предупреждающий об опасности, которому никто не верит.



V

1. Объясните смысл этих строк.

Я до самой кончины батюшки оставалась покорной дочерью... он называл меня своим утешением, своей Антигоною ...



(И.С.Тургенев)
Московских франтов и цирцей

Привлечь насмешливые взгляды!..



(А.С.Пушкин. Евгений Онегин, 7, 27).
Скольких бодрых жизнь поблекла!

Скольких низких рок щадит!

Нет великого Патрокла!

Жив презрительный Терсит!



(В.Г.Белинский. Статьи о Пушкине).
2. О ком говориться в этих строках?

«Матушка, пропал до смерти!

Ах! Ужалила меня

С крылышками небольшая

И летучая змея,

Та, которую пчелою

Землепахари зовут».

Тут богиня отвечала:

«Если маленькой пчелы

Больно так терзает жало,

то суди ты сам теперь,

Сколько те должны терзаться,

Коих ты разишь?»

(Н. Львов)
3. Что означает это выражение?

Громоздить Оссу на Пелион.


4. Ответь на вопрос.

Какие созвездия получили свои названия из греческих мифов?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Плод воображения.


VI

1. Объясните смысл этих строк.

Вздыхает пленница младая...

Тихонько плачет под окном

От грозных аргусов украдкой.



(А.С.Пушкин. Всеволжскому)
Молодой адвокат. Что вы, по делу? Иван Петрович. Нет, я - публика. А вот невежда, цербер, не пускает.

(Л.Н.Толстой. Живой труп).
Все свободное время, которое у меня оставалось, шло на писание романа. То была работа Сизифа, потому что приходилось по десяти раз переделывал каждую главу, менять план, вводить новых лиц, вставлять новые описания и т.д.

(Д.Н.Мамин-Сибиряк. Черты из жизни Пеппко, 10).
2. О ком говориться в этих строках?

Державный тирс в его руках;

Венец желтеет виноградный

В чернокудрявых волосах...

Течет. Его младые тигры

С покорной яростью влекут;

Кругом летят эроты, игры -

И гимны в честь ему поют.



(А. Пушкин).
3. Что означает это выражение?

Посеять зубы дракона.


4. Ответь на вопрос.

Какие древнегреческие герои одерживали победы над чудовищами, угрожавшими народу?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Люди, сохраняющие невозмутимое спокойствие духа.


VII

1. Объясните смысл этих строк.

- У каждого своя ахиллесова пята, - продолжал князь Андрей.



(Л.Н.Толстой. Война и мир, 1, 1, 24).
Его наружность была из тех, которые с первого раза поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии... Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов.

(М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. Княжна Мери).
Спорилося нам все, изливались на нас успехи, точно из Амалфеева рога.

(Н.С.Лесков. Запечатленный ангел)
2. О ком говориться в этих строках?

Был твой божественный порыв

Преступно добрым - плод желанья

Людские уменьшить страданья,

Наш дух и волю укрепив.

И, свергнут с горной высоты,

Сумел так мужественно ты,

Так гордо принести свой жребий,

противоборствуя судьбе, -

Ни на Земле, ни даже в Небе

Никем не сломленный в борьбе,

Что смертным ты пример явил

И символ их судеб и сил.

(Байрон).
3. Что означает это выражение?

Авгиевы конюшни.


4. Ответь на вопрос.

Как, по греческим мифам, произошли растения гиацинт, кипарис, лавр, нарцисс, тростник?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Долгие странствия, приключения или рассказ о них.



VIII

1. Объясните смысл этих строк.

Жажда к богатству - современная бочка Данаид.



(Г.П.Данилевский. Девятый вал, 2, 19).
Его наружность была из тех, которые с первого раза поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии... Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов.

(М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. Княжна Мери).
...Донато Гварначья жил за океаном, оставив на родине молодую жену заниматься невеселою работой Пенелопы, - плести мечты о жизни, а не жить.

(М.Горький. Сказки об Италии, 18).
2. О ком говориться в этих строках?

Листва кружевная!

Осеннее злато!

Зову - и трикраты

Мне издали звонко

Ответствует нимфа, ответствует...

Гонимая богом-ребенком

И полная смеха...



(А. Блок).
3. Что означает это выражение?

Полет Икара.


4. Ответь на вопрос.

Кто из бессмертных и почему согласился умереть добровольно?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Бдительный сторож.



IX

1. Объясните смысл этих строк.

Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели магазинов и их комми еще спят в своих голландских рубахах и мылят свою благородную щеку и пьют кофий; нищие собираются у дверей кондитерских, где сонный ганимед, летавший вчера, как муха, с шоколадом, вылезает с метлой, без галстука и швыряет им черствые пироги и объедки



(Н.В.Гоголь. Невский проспект).
В глазах слеза дрожит, и млеет голос,

В чертах лица отчаянье и ужас,

И весь состав его покорен мысли.

И все из ничего. Из-за Гекубы!

Что он Гекубе? Что она ему?

(В.Шекспир. Гамлет).
...другой даровитый актер московской сцены г. Шумский. Это московский протей, точно так же, как г.самойлов - протей петербургский.

(М.Е.Салтыков-Щедрин. Московский письма, 1).
2. О ком говориться в этих строках?

Харибды яростной, подводной Сциллы стон

Не потрясли души высокой.

Казалось, победил терпеньем рок жестокий

И чашу горести до капли выпил он;

Казалось небеса карать его устали

И тихо сонного домчали

До милых родины давножеланных скал.

Проснулся он: и что ж? Отчизны не познал.

(К. Батюшков).
3. Что означает это выражение?

Нить Ариадны.


4. Ответь на вопрос.

Кто из античных героев отдал половину своего бессмертия брату-близнецу?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Человек, который связан с родной землей.



X

1. Объясните смысл этих строк.

То число, в которое он выслушал последнюю лекцию, и было Геркулесовыми стопами его учености. Начальник заведения подписью своей на аттестате ... провел черту, за которую наш герой не считал уже нужным простирать свои ученые стремления.



(И.А.Гончаров. Обломов, 1, 6).
Плещут воды Флегетона,

Своды Тартара дрожат,

Кони бледного Плутона

быстро к нимфам Пелиона

Из Аида бога мчат...

(А.С.Пушкин).
Мне кажется, что прокрустово ложе, любимая мебель педантов, насилующих свободу познания. - эта мебель никогда не пользовалась во Франции особой популярностью.

(М.Горький. Об Анатоле Франсе.)
2. О ком говориться в этих строках?

- Мой сын! Мой сын! Будь осторожен.

Спокойней крылья напрягай.

Под ветром путь наш ненадежен,

Сырых туманов избегай.

- Отец, ты дал душе свободу,

Ты узы тела разрешил.

Что ж медлим? Выше! К небосводу!

До вечной области светил!

(В. Брюсов).
3. Что означает это выражение?

Лабиринт Минотавра.


4. Ответь на вопрос.

Кто из смертных посещал богов на Олимпе?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Грозный начальник.


XI

1. Объясните смысл этих строк.

Он прочел руководящую статью, в которой объяснялось, что в наше время совершенно напрасно поднимается вопль о том, будто бы радикализм угрожает поглотить все консервативные элементы и будто бы правительство обязано принять меры для подавления революционной гидры.



(Л.Н.Толстой. Анна Каренина. 1, 3).
Спрашивать ей было не у кого. У Обломова? Но это какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом.

(И.А.Гончаров. Обломов, 2, 9).
В глазах слеза дрожит, и млеет голос,

В чертах лица отчаянье и ужас,

И весь состав его покорен мысли.

И все из ничего. Из-за Гекубы!

Что он Гекубе? Что она ему?

(В.Шекспир. Гамлет).
2. О ком говориться в этих строках?

Легкая билась волна о колена,

Белый кружился над ней голубок,

Тихо стекала жемчужная пена

С чресел богини на гладкий песок.
Юноша смуглый глядел изумленно,

Сбилось у ног его стадо овец.

Шла она легкой походкой со склона

К людям в долину, срывая чабрец.



(Вс. Рождественский).
3. Что означает это выражение?

Сизифов труд.


4. Ответь на вопрос.

Какие боги и богини были близнецами?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Замечательный музыкант.

XII

1. Объясните смысл этих строк.

Мы не слова не говорили с ней о будущем, то есть о браке... Кроме того, положено сначала попросить согласия княгини К., от которой ждут у нас возможного покровительства и золотых дождей.



(Ф.М.Достоевский, Униженные и оскорбленные, 2, 1).
В вашей анкете

вопросов масса:

- Были выезды?

Или выездов нет?

А что,

если я


десяток пегасов

загнал


за последние

15 лет?


(В.В.Маяковский. Разговор с фининспектором о поэзии).
Все свободное время, которое у меня оставалось, шло на писание романа. То была работа Сизифа, потому что приходилось по десяти раз переделывать каждую главу, менять план, вводить новых лиц, вставлять новые описания и т.д.

(Д.Н.Мамин-Сибиряк. Черты из жизни Пеппко, 10).

2. О ком говориться в этих строках?

..она бежала

Легче серны молодой,

Эвры волосы взвевали,

перевитые плющом;

Нагло ризы поднимали

И свивали их клубком.

Стройный стан, кругом обвитый

Хмеля желтого венцом,

И пылающи ланиты

Розы ярким багрецом,

И уста, в которых тает

Пурпуровый виноград, -

Все в неистовой прельщает!

В сердце льет огонь и яд!

(К. Батюшков).
3. Что означает это выражение?

Дар Мидаса (рука Мидаса) .



4. Ответь на вопрос.

С кем из смертных Афина соревновалась в ткацком искусстве?



5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Поэтическое вдохновение.



XIII

1. Объясните смысл этих строк.

- Сколько в вас силы, молодости самой цветущей, способности, талантов! Просто... Кастор и Поллукс!



(И.С.Тургенев. Отцы и дети, 21).
Арист! И ты в толпе служителей Парнаса.

Ты хочешь оседлать упрямого пегаса,

За лаврами спешить опасною стезей.

(А.С.Пушкин. К другу стихотворцу).
Плещут воды Флегетона,

Своды Тартара дрожат,

Кони бледного Плутона

быстро к нимфам Пелиона

Из Аида бога мчат...

(А.С.Пушкин).
2. О ком говориться в этих строках?

... без умолку лая,

Визгом пронзительным, визгу щенка молодого подобным,

Всю оглашает окрестность чудовище. К ней приближаться

Страшно не людям одним, но и самым бессмертным...

Мимо ее ни один мореходец не мог невредимо

С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув,

Разом она по шести человек с корабля похищает...

Близко увидишь другую скалу...

Страшно все море под тою скалою тревожит...

Три раза в день поглощая и три раза в день извергая

Черную влагу. Не смей приближаться. Когда поглощает:

Сам Посейдон от погибели верной тогда не избавит...

(Гомер. Одиссея. 12, 85-124).
3. Что означает это выражение?

Ящик Пандоры.




  1. Ответь на вопрос.

Почему на Афинском Акрополе росло оливковое дерево?
5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Шутливое название извозчика.


XIV

1. Объясните смысл этих строк.

«Изба моя с краю, ничего не знаю» - вот девиз каждого Молчалина. С этим девизом он благополучно проползет между всеми Сциллами и Харибдами.



(М.Е.Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности, 1).
Перебирая все, как новый Ювенал,

Ты о поэзии со мною толковал;

А сам, поссорившись с парнасскими сестрами,

Мне проповедовать пришел сюда стихами.



(А.С.Пушкин. К другу стихотворцу.)
Спрашивать ей было не у кого. У Обломова? Но это какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом.

(И.А.Гончаров. Обломов, 2, 9).
2. О ком говориться в этих строках?

Легкая билась волна о колена,

Белый кружился над ней голубок,

Тихо стекала жемчужная пена

С чресел богини на гладкий песок.
Юноша смуглый глядел изумленно,

Сбилось у ног его стадо овец.

Шла она легкой походкой со склона

К людям в долину, срывая чабрец.



(Вс. Рождественский).
3. Что означает это выражение?

Узы Гименея.




  1. Ответь на вопрос.

Как, по греческим мифам, появился янтарь?
5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Коварная обольстительница.


XV

1. Объясните смысл этих строк.

В скромной одежде Антигоны, при плесках полного театра, молодая, милая, робкая Колосова явилась недавно на поприще Мельпомены.



(А.С.Пушкин. Мои замечания о русском театре.)
Перебирая все, как новый Ювенал,

Ты о поэзии со мною толковал;

А сам, поссорившись с парнасскими сестрами,

Мне проповедовать пришел сюда стихами.



(А.С.Пушкин. К другу стихотворцу.)
Знал я старца: в душе его бедной

Поселился панический страх,

Что погубит нас Запад зловредный.

(Н.А.Некрасов. Недавнее время, 2).
2. О ком говориться в этих строках?

..она бежала

Легче серны молодой,

Эвры волосы взвевали,

перевитые плющом;

Нагло ризы поднимали

И свивали их клубком.

Стройный стан, кругом обвитый

Хмеля желтого венцом,

И пылающи ланиты

Розы ярким багрецом,

И уста, в которых тает

Пурпуровый виноград, -

Все в неистовой прельщает!

В сердце льет огонь и яд!

(К. Батюшков).
3. Что означает это выражение?

Кануть в Лету.


4. Ответь на вопрос.

В каких мифах отразились древнейшие представления о регулярной смене времен года?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Враждебная сила, борьба с которой очень затруднена.




XVI

1. Объясните смысл этих строк.

Услышу ль вновь я ваши хоры,

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет...



(А.С.Пушкин. Евгений Онегин).
Перебирая все, как новый Ювенал,

Ты о поэзии со мною толковал;

А сам, поссорившись с парнасскими сестрами,

Мне проповедовать пришел сюда стихами.



(А.С.Пушкин. К другу стихотворцу.)
Пора нам в оперу скорей.

Там упоительный Россини,

Европы баловень - Орфей.

Не внемля критике суровой,

Он вечно тот же,

Вечно новый,

Он звуки льет - ни кипят,

Они текут...



(А.С.Пушкин. Путешествие Онегина).
2. О ком говориться в этих строках?

«Матушка, пропал до смерти!

Ах! Ужалила меня

С крылышками небольшая

И летучая змея,

Та, которую пчелою

Землепахари зовут».

Тут богиня отвечала:

«Если маленькой пчелы

Больно так терзает жало,

то суди ты сам теперь,

Сколько те должны терзаться,

Коих ты разишь?»

(Н. Львов)
3. Что означает это выражение?

Нектар и амброзия.


4. Ответь на вопрос.

Кого из богов Зевс извлек из чрева матери и поместил себе в бедро?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Тот, кто подает гостям вино и другие напитки.



XVII

1. Объясните смысл этих строк.

Наш ментор, помните, колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья.

(А.С.Грибоедов. Горе от ума, 1, 7).
Кучумов....через неделю вы будете иметь все, больше чего желать невозможно. Лидия (встает). Через неделю? Через десять минут чтобы все было! Слышите, что я говорю! Иначе я вас пускать не велю. Кучумов. Десять минут? Я не Гермес, чтобы так быстро летать.

(А.Н.Островский. Бешеные деньги).
Сашка действовал на них, как Орфей, усмирявший волны.

(А.И.Куприн. Гамбринус).
2. О ком говориться в этих строках?

Державный тирс в его руках;

Венец желтеет виноградный

В чернокудрявых волосах...

Течет. Его младые тигры

С покорной яростью влекут;

Кругом летят эроты, игры -

И гимны в честь ему поют.



(А. Пушкин).
3. Что означает это выражение?

Троянский конь.




  1. Ответь на вопрос.

Кто услаждал богов на пирах пением и танцами?
5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Злая женщина, нечто чудовищное.


XVIII

1. Объясните смысл этих строк.

Кучумов....через неделю вы будете иметь все, больше чего желать невозможно. Лидия (встает). Через неделю? Через десять минут чтобы все было! Слышите, что я говорю! Иначе я вас пускать не велю. Кучумов. Десять минут? Я не Гермес, чтобы так быстро летать.

(А.Н.Островский. Бешеные деньги).
В это время за дверью послышались громкие аплодисменты и симпатичный голос княжны Рожкиной, певшей «Я вновь пред тобою»... У секретаря затрепетало сердце. Муки Тантала были ему не по силам.

(А.П.Чехов. Тряпка).
Начнем ab ovo. Мой Езерский

Происходил из тех вождей,

Чей дух воинственный и зверский

Был древле ужасом морей

(Ab ovo - «с яйца» (лат.)

(А.С. Пушкин. Езерский).
2. О ком говориться в этих строках?

- Мой сын! Мой сын! Будь осторожен.

Спокойней крылья напрягай.

Под ветром путь наш ненадежен,

Сырых туманов избегай.

- Отец, ты дал душе свободу,

Ты узы тела разрешил.

Что ж медлим? Выше! К небосводу!

До вечной области светил!

(В. Брюсов).
3. Что означает это выражение?

Рог изобилия.




  1. Ответь на вопрос.

Кто из богов и каким образом изобрел лиру, свирель и флейту?
5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Свирепый, неумолимый страж.


XIX

1. Объясните смысл этих строк.

Революция 24 февраля (1848) вовсе не была исполнением приготовленного плана; она была гениальным вдохновением парижского народа, она, как Паллада, вышла разом, вооруженная и грозная, из народного негодования.



(А.И.Герцен. Письма из Франции и Италии. Письмо 9).
Милый брат, я виноват перед твоею дружбой, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами. Начинаю с яиц Леды.

(А.С.Пушкин. Письмо Л.С.Пушкину 24 сентября 1820 г.).
«Изба моя с краю, ничего не знаю» - вот девиз каждого Молчалина. С этим девизом он благополучно проползет между всеми Сциллами и Харибдами.

(М.Е.Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности, 1).
2. О ком говориться в этих строках?

Был твой божественный порыв

Преступно добрым - плод желанья

Людские уменьшить страданья,

Наш дух и волю укрепив.

И, свергнут с горной высоты,

Сумел так мужественно ты,

Так гордо принести свой жребий,

противоборствуя судьбе, -

Ни на Земле, ни даже в Небе

Никем не сломленный в борьбе,

Что смертным ты пример явил

И символ их судеб и сил.

(Байрон).


  1. Что означает это выражение?

Прекрасная Елена.
4. Ответь на вопрос.

Какие богини были спутницами Ареса?


5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Красивый молодой человек.


XX

1. Объясните смысл этих строк.

В это время за дверью послышались громкие аплодисменты и симпатичный голос княжны Рожкиной, певшей «Я вновь пред тобою»... У секретаря затрепетало сердце. Муки Тантала были ему не по силам.



(А.П.Чехов. Тряпка).
Милый брат, я виноват перед твоею дружбой, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами. Начинаю с яиц Леды.

(А.С.Пушкин. Письмо Л.С.Пушкину 24 сентября 1820 г.).
- Как же было поручить составление завещания такому шалопаю, красавчику, Нарциссу?

(П.Д.Боборыкин. Китай-город. 2, 16).
2. О ком говориться в этих строках?

Листва кружевная!

Осеннее злато!

Зову - и трикраты

Мне издали звонко

Ответствует нимфа, ответствует...

Гонимая богом-ребенком

И полная смеха...



(А. Блок).
3. Что означает это выражение?

Бойся данайцев, дары приносящих




  1. Ответь на вопрос.

Кто был вестником богов?
5. Выразите одним словом из греческой мифологии переносные значения этого понятия:

Злой, насмешливый человек.


следующая страница >>