Культурология для направления 072500. 62 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Культура повседневности. Советский период. 3 483.25kb.
Программа дисциплины «Фотографика» 1 348.31kb.
Программа дисциплины «Редакционно-издательские технологии» 1 217.69kb.
Программа дисциплины «Типографика» 1 144.83kb.
Программа государственного экзамена для направления 072500. 1 401.83kb.
Программа дисциплины История религий  для направления 033000. 1 280.73kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 268.08kb.
Программа дисциплины Культурология и религиоведение для направления... 1 256.51kb.
М. Н. Арутюнян Контрольно-измерительные материалы по дисциплине 2 410.31kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа дисциплины культурология для направления 030600. 62 «Журналистика» 2 450kb.
Рабочая программа по предмету «Искусство» для обучающихся 9 класса... 1 249.23kb.
- 4 1234.94kb.
Культурология для направления 072500. 62 - страница №1/3



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
“Высшая школа экономики”»

Факультет дизайна
Программа дисциплины

Культурология

для направления 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра


Автор программы:

Доброхотов А. Л., доктор философских наук, профессор

gumaniora@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре

отделения культурологии факультета философии «04» сентября 2013 г.

Зав. кафедрой В. А. Куренной
Рекомендована профессиональной коллегией

УМС по философии и культурологии «___»____________ 20__ г.

Председатель Б. Н. Кашников
Утверждена УС факультета философии «___»____________ 20__ г.

Ученый секретарь И. В. Макарова

______________________________

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500.62 «Дизайн», обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Культурология».

Программа разработана в соответствии с:

ОС ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

Образовательной программой по направлению подготовки бакалавра 072500.62 «Дизайн»;

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 072500.62 «Дизайн», утвержденным в 2013 г.


2. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Культурология» является формирование общего представления о принципах построения культурологии и других наук о культуре, введение основных концептов теории культуры, формирование общего представления об основных этапах мировой культуры.

Задачи курса: раскрыть специфику теории и истории мировой культуры как объяснительной модели; рассмотреть развитие рефлексии о культуре в диахроническом аспекте; научить студентов выявлять в эмпирическом материале культур многоуровневые закономерности и приводить разнородные элементы культур к статусу обобщенных конструкций, допускающих теоретическое моделирование.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Студент должен знать:
фактическое содержание основных этапов мировой культуры;

основные исторические типы культур и основания их классификации;

основные исторические типы теории культуры, их своеобразие, и логику построения;

основные методики анализа эмпирического материала культуры;

основные эпистемологические проблемы и парадоксы, связанные с опытом построения теории культуры.
Студент должен уметь:
различать основные методы и подходы к строению и исторической динамике культуры;

использовать компаративистику как метод анализа теории культуры;

характеризовать сильные и слабые стороны исторически-значимых теорий культуры;

аргументировать принятые им методы теоретического анализа.


Студент должен иметь навыки (приобрести опыт):
применения методологии и методики культурологических исследований в различных гуманитарных науках;

рефлексии о месте культурологии в гуманитарном образовании; о значимости культурологии для решения прикладных задач гуманитарных наук.




В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК1

Различает тезисы и аргументы, критически оценивает аргументы, применяет компаративистские методы анализа материала, оценивает релевантность применения метода к данному материалу. Дает верные дефиниции, эксплицирует содержание тезисов, выстраивает цепочки аргументов. Знает фактическое содержание этапов мировой культуры, распознает основные исторические типы культур, воспроизводит основные исторические типы теории культуры. Распознает сильные и слабые стороны исторически значимых теорий культуры, умеет корректно применять их к современности.

Лекции

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализации «Дизайн» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

История
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Дисциплина не предполагает владения какими-то специальными знаниями и компетенциями, помимо полученных в средней школе.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Дисциплина является дисциплиной по выбору, в силу чего ни одно из ее основных положений не является обязательным для изучения последующих дисциплин.


5. Тематический план учебной дисциплины

Наименование темы



Всего

часов



Аудиторные

занятия


(лекции)

Сам. раб.

Раздел I. Культурология как гуманитарная дисциплина.










Объект и предмет культурологии; цели и задачи теории культуры

0,5

0,5




Основные проблемы теории культуры

0,5

0,5




Аспекты изучения культуры

4




4

Раздел II. Основы теории культуры










Основные теоретические модели культуры

1

1




Тектоника культуры

4




4

Телеология культуры

4




4

Теория истории культуры

4




4

Раздел III. История мировой культуры










Традиционные культуры мира, культуры первых цивилизаций и их исторические преемники

10




10

Культура классической Греции

2

2




Эпоха эллинизма

2

2




Культура Древнего Рима

2

2




Мусульманское средневековье

10




10

Раннехристианская культура

2

2




Византийская культура

10




10

Латинское средневековье

2

2




Культура Древней Руси

10




10

От Средних веков к Новому времени

2

2




Гуманизм и Реформация

2

2




Европа XVI – нач. XVII вв.

2

2




XVII век

2

2




Культура Московской Руси

10




10

XVIII век

2

2




Культурные революции XVIII века

2

2




XIX век

2

2




Культура Российской Империи

10




10

Культура рубежа XIX – XX вв.

2

2




XX век. Первая половина

2

2




XX в. Вторая половина

2

2




ИТОГО:

108

32

76

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

Текущий

(неделя)


Контрольная работа




6

Письменная работа 40 минут

Итоговый

Зачет




*

Устный зачет

6.1. Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа

Студент должен продемонстрировать знание текста, способность к его анализу и интерпретации, понимание терминологии и ключевых тезисов автора. В случае соответствия работы всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8–10), в случае простого пересказа – хорошая оценка (6–7), в случае переписывания текста непосредственно во время проведения пары без предварительной домашней работы над текстом – удовлетворительная оценка (4–5), в случае полной неготовности – неудовлетворительная оценка (1–3).



Зачет

Студент должен ясно и отчетливо ответить на поставленный вопрос, привести аргументы к своему ответу, владеть научной терминологией и излагать мысли на хорошем литературном языке. В случае соответствия ответа всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8–10), в случае неполного ответа студента или неспособности студента отвечать с использованием исключительно научного языка или на хорошем литературном языке – хорошая оценка (6–7), в случае путаного, неадекватного ответа, на обыденном языке – удовлетворительная оценка (4–5), в случае полной неготовности студента – неудовлетворительная оценка (1–3).


6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине
О аудиторная — оценка работы на лекциях (посещение лекций, письменные задания на лекциях, ведение лекционных конспектов).

О сам. раб. — не выставляется (домашние задания, не включенные в РУП, отсутствуют).

О текущий = О контрольная работа.

О итоговый = 0,2  О зачет + 0,3  О текущий + 0,5  О аудиторная.

Если (0,3  О текущий + 0,5  О аудиторная)  7,5 балла, то на зачете студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:



О итоговый = 0,2  О зачет + 0,3  О текущий + 0,5  О аудиторная + О доп. вопрос.

О дисциплина = О итоговый.

Все оценки округляются арифметически.



7. Содержание дисциплины


1. РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел I. Культурология как гуманитарная дисциплина

Тема 1. Объект и предмет культурологии. Цели и задачи теории культуры.

Тема 2. Основные проблемы теории культуры.

Тема 3. Аспекты изучения культуры



Раздел II. Основы теории культуры

Тема 4. Основные теоретические модели культуры.

Тема 5. Тектоника культуры.

Тема 6. Телеология культуры.

Тема 7. Теория истории культуры.

Раздел III. История мировой культуры

Тема 8. Традиционные культуры мира, культуры первых цивилизаций и их исторические преемники.

Тема 9. Культура классической Греции.

Тема 10.  Эпоха эллинизма.

Тема 11. Культура Древнего Рима.

Тема 12. Раннехристианская культура.

Тема 13. Мусульманское средневековье.

Тема 14. Византийская культура.

Тема 15. Латинское средневековье.

Тема 16. Культура Древней Руси.

Тема 17. От Средних веков к Новому времени.

Тема 18. Гуманизм и Реформация.

Тема 19. Европа XVI - нач. XVII вв.

Тема 20. XVII век.

Тема 21. Культура Московской Руси.

Тема 22. XVIII век.

Тема 23. Культурные революции XVIII века.

Тема 24. XIX век.

Тема 25. Культура Российской Империи.

Тема 26. Культура рубежа XIX - XX вв.

Тема 27. XX век. Первая половина.

Тема 28. XX в. Вторая половина.


2. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Культурология как гуманитарная дисциплина
Тема 1. Объект и предмет культурологии. Цели и задачи теории культуры.

История и теория культуры в их истории. Место теории культуры в системе гуманитарных наук. Её соотношение с философией культуры, этнографией, культурной антропологией, историей цивилизаций. «Культура» и ее основные способы существования во времени и пространстве. «Культура» и «цивилизация».


Основная литература
Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.

Кнабе Г.С. Основы общей теории культуры. Методы науки о культуре и ее актуальные проблемы // История мировой культуры: наследие Запада. М., 1998.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.
Дополнительная литература
Ахутин А.В. К диалогике культуры // Ахутин А.В. Поворотные времена. СПб., 2005.

Ахутин А.В. К проблематике философии культуры // Точки – Puncta. 2002. № 3–4 (2).

Баткин Л.М. Неуютность культуры: Два способа изучать культуру // Баткин Л.М. Пристрастия: Избранные эссе и статьи о культуре. М., 1994.

Библер В.Г. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

Библер В.Г. На гранях логики культуры. М., 1991.

Кнабе Г.С. Древо познания и древо жизни. М., 2006.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 17–170.

Серебряный С.Д. Введение // История мировой культуры: наследие Запада. М., 1998.

Степин В.С. Культура // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Т. 2. М., 2001.

Струве П.Б., Франк С.Л. Очерки философии культуры // Струве П.Б. Избранные соч. М., 1999.

Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.
Тема 2. Основные проблемы теории культуры

Природа, творчество и культура в их соотношении и взаимообусловленности. Изоморфность разнородных артефактов как основная методологическая проблема философии культуры. Нормативная, аксиологическая, мнемоническая и педагогическая функции культуры. Культура как знаковая система. Проблема плюрализма культур. Хронологическая, локально-региональная и морфологическая типология культур. Антиномии концепта «мировая культура». Культурные конфликты. Диалог культур.


Основная литература
Теоретическая культурология. М.; Екатеринбург, 2005.
Дополнительная литература
Культура и культурология: Тенденция и проблемы. М., 2002.

Культура: Теории и проблемы. М., 1995.

Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1, 2. СПб., 1998.

Культурология: Люди и идеи. М., 2006.
Тема 3. Аспекты изучения культуры

Морфология культуры. Семиотика культуры. Социология культуры. Прагматика культуры. Механизмы культуры. Социальные функции культуры: нормативная, педагогическая, аксиологическая, технологическая. Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур. «Запад» и «Восток». Морфогенез в культуре и его стилевые типы: архаика, классика, модернизм, авангард.


Основная литература
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.
Дополнительная литература
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.

Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997.

Уайтхед А.Н. Приключения идей // Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.

Успенский Б.А. Избранные труды: В 3 т. М., 1996–1997.

Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
Раздел II. Основы теории культуры

Тема 4. Основные теоретические модели культуры.

Стадии развития теории культуры: историзм ХVIII века, «диалектика духа» немецкой классической философии, романтическая культурфилософия, прогрессизм и детерминизм XIX века, символизм рубежа XIX-XX веков, неокантианство, морфология Шпенглера, теория цивилизаций Тойнби, перспективизм Ортеги-и-Гасета, культурная антропология и этнография, социология культуры, историческая психология, психоанализ, семиотика, герменевтика, структурализм и постструктурализм, русская религиозная культурология, диалогизм.
Основная литература
История культурологии. М., 2006.

Философия культуры: Становление и развитие. СПб., 1998.


Дополнительная литература
Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX – начала XX веков). М., 2001.

Берлин И. Джамбатиста Вико и история культуры // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.

Губман Б.Л. Современная философия культуры. М., 2005.

Дудник С.И., Солонин Ю.Н. Парадигмы исторического мышления XX века: Очерки по современной философии культуры. СПб., 2001.

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998.

Культурология: Люди и идеи. М., 2006.



Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М., 2006.

Минц С.С. Рождение культурологии. СПб., 1999.

Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000.

Трофимова Р.П. История русской культурологии. М., 2003.

Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002.
Тема 5. Тектоника культуры.

Артикуляция культуры: типы и объективированные результаты культурной деятельности. Субъекты культуры: индивидуум, группа, общество, институт, этнос. Культура и личность. Витальный, социальный и ментальный уровни культуры. Артефакт и способы его существования в культуре. Система артефактов как культурная целостность.


Основная литература
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.
Дополнительная литература
Бенедикт Р. Модели культуры. М., 1995.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995.

Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры. М., 2004.

Крёбер А., Клакхон С. Культура: Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004.

Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.
Тема 6. Телеология культуры.

Культура как телеологическая система. Различие каузального и целевого в культуре. Специфика культурной телеологии: «целесообразность без цели». Телеология в историческом времени. Телеология в морфологических структурах. Телеология в аксиологическом измерении. Культура как посредник «духовного» и «природного» принципов. Механизмы порождения, восприятия, интерпретации, трансляции и сохранения артефактов.


Основная литература
Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001.
Дополнительная литература
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994.

Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998.

Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998.

Кассирер Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия // Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.; СПб., 2000.

Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1–3. М.; СПб., 2002.
Тема 7. Теория истории культуры.

Циклы и ритмы развития культуры. Понятие «осевого времени». Смена «дневных» и «ночных» эпох в европейской культуре. Первобытная культура. Культура первых цивилизаций. Классическая античная греко-римская культура. Эпоха эллинизма. Раннехристианская культура. Культура средиземноморского средневековья: византийская, арабо-исламская, западнохристианская. Основные этапы культуры России. Традиционные культуры мира после «осевой эпохи». Европейская культура Нового и Новейшего времени. Мировая культура Нового и Новейшего времени.


Основная литература

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004.
Дополнительная литература
Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бердяев Н.А. Смысл творчества. Предсмертные мысли Фауста. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков, М., 2002.

Ткаченко Г.А. К проблеме построения языка описания культур Востока (и Запада) // Историко-философский ежегодник’94. М., 1995.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории // Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.; СПб., 1995.

Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и групп идей // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993; Т. 2. М., 1998.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Раздел III. История мировой культуры

 

Примечание: В третьем разделе кроме содержания темы прилагается список персоналий, о которых учащийся обязан иметь сведения в объеме статьи из краткого справочного издания. Знание точных дат не требуется, но – начиная с античного периода – обязательна синхронизация событий в рамках полувека. Литература к третьему разделу программы структурирована по собственному принципу. Обязательной литературой – как дидактический оптимум для данного курса – являются (кроме базового учебника) книги французских ученых, опирающихся на методы школы «Анналов», из серии «Великие цивилизации» (см. ниже). Остальная литература является дополнительной и представляет собой материал для селективного чтения на основе конкретных рекомендаций преподавателя. Курсивом выделены работы, на которые рекомендуется обратить преимущественное внимание.


Основная литература к III разделу

Бэшем А. Цивилизация Древней Индии. Екатеринбург, 2007.

Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2005.

Грималь П. Цивилизация Древнего Рима. Екатеринбург; М., 2008.

Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург, 2006.

Елисеефф В., Елисеефф Д. Цивилизация классического Китая. Екатеринбург, 2007.

Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург, 2008.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург, 2005.

Мансуэлли Г. Цивилизации древней Европы. Екатеринбург, 2007.

Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург, 2006.

Шаму Ф. Цивилизация Древней Греции. Екатеринбург; М., 2009.

Шаму Ф. Эллинистическая цивилизация. Екатеринбург; М., 2008.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, 2005.

Шоню П. Цивилизация Просвещения. Екатеринбург, 2005.
 Тема 8. Традиционные культуры мира, культуры первых цивилизаций и их исторические преемники.

Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Сущность и типология традиционных культур. Древнейшие цивилизации Евразии: Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Культура Японии. Культуры Юго-Восточной Азии. Культуры Тропической и Южной Африки. Культуры доколумбовой Америки.

Древнее Средиземноморье как почва европейской цивилизации. Иерархическая социокультурная модель восточной деспотии. «Индоевропейская» проблема. Понятие «осевого времени» (К. Ясперс).
Тема 9. Культура классической Греции.

Крито-минойская культура – лоно европейской цивилизации. Полис как основная форма социального бытия. Полисное происхождение античной демократии, ее основные особенности: культ индивидуума, политической свободы, труда, соревнования. Социальный и экономический активизм, рационализм, патриотизм. Оппозиция «Афины – Спарта». Греки и «варвары». Эволюция древнегреческой религии. «Олимпийская» и «дионисийская» религии. Отсутствие жреческой касты. Рождение театра из культа. Рождение философии – новой формы духовной деятельности. Соотношение философии, мифологии и науки. Античный космос как образ универсума. Теоретическая наука – продукт античной культуры. Греческая словесность. Архитектура и пластические искусства как ключевой феномен греческой культуры. Формирование общеевропейской культурной парадигмы.



Персоналии: Анакреонт, Аристотель, Аристофан, Архилох, Геродот, Гесиод, Гиппократ, Гомер, Демосфен, Еврипид, Исократ, Ксенофонт, Лисипп, Лисий, Мирон, Перикл, Пиндар, Платон, Полигнот, Поликлет, Сапфо, Скопас, Сократ, Солон, Софокл, Фидий, Фукидид, Эсхил.
 Тема 10. Эпоха эллинизма.

Кризис полисной культуры и экстенсивное распространение ее моделей в средиземноморской ойкумене. Отчуждение индивидуума от социума.

Появление протофеодальных форм экономики и культуры. Эллинистические империи. Мегаполисы эллинизма. Эллинистическая наука и техника. Филология, философия, история. Искусство эллинизма: «ученая поэзия», лирика, комедия. Космополитизм. Синкретические формы эллинистической культуры: контакты с Востоком. Эллинистическая религия: культы Сараписа, Исиды, митраизм, терапевты, ессеи, кумранская община. Эллинистическая мистика: герметизм, гностицизм, астрология. Греция и Римская империя.

Персоналии: Александр Македонский, Аполлоний Родосский, Аристарх Самосский, Архимед, Герофил, Гиппарх Никейский, Дикеарх, Евклид, Зенон, Каллимах, Лонг, Лукиан, Менандр, Плотин, Плутарх, Полибий, Посидоний, Птолемей, Страбон, Феокрит, Феофраст, Филострат, Эпикур, Эрасистрат, Эратосфен.
 Тема 11. Культура Древнего Рима.

Эволюция политической системы Рима: от республики к империи.

Политическая культура. Римское право. Римский «гуманизм»: этические и гражданские идеалы. Художественная культура Рима. особенности римской поэзии. «Римская идея» (политическая власть над миром) как социокультурная доминанта.

Персоналии: Апулей, Варрон, Вергилий, Гораций, Лукреций, Марк Аврелий, Марциал, Овидий, Петроний, Плавт, Проперций, Саллюстий, Сенека, Тацит, Теренций, Тибулл, Тит Ливий, Цицерон, Ювенал.
 Тема 12. Возникновение христианства.

Особенности раннехристианской культуры. Сосуществование христианства и античной культуры. Христианство и религии Средиземноморья. Христианство и государство: синтез и противоречия. Апологетика. Восточная и западная патристика. Монашество как институт. «Темные века» и их роль в подготовке феодализма.



Персоналии: Августин, Арий, Пелагий, Бенедикт Нурсийский, Боэций, Василий Великий (Кесарийский), Викторин, Григорий Богослов (Назианзин), Григорий Нисский, Климент Александрийский, Ориген, Константин император, Несторий, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Тертуллиан, Филон Александрийский, Юлиан император.

 Тема 13. Византийская культура.

Византийское христианство. Государственность Византии и наследие

Рима. Искусство и литература Византии. Феномен иконоборчества. Эпоха латинских завоеваний. Столкновение гуманизма и исихазма. Кризис империи.



Персоналии: Андрей Критский, Варлаам Калабрийский, Григорий Палама, Евсевий Кесарийский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Иоанн Итал, Иоанн Лествичник, Иоанн Филопон, Константин Багрянородный, Лев Математик (или Философ), Максим Исповедник, Михаил Пселл, Нонн Панополитанский, Плифон, Прокопий Кесарийский, Роман Сладкопевец, Симеон Новый Богослов, Феодор Студит, Фотий патриарх, Юстиниан I.
 Тема 14. Ислам и Европа.

Ислам в религиозном мире Средиземноморья. Завоевание арабами Византии и Испании: историко-культурные последствия. Взаимодействие христианской и исламской культуры в регионе Средиземноморья. Южная Италия и Южная Франция в сфере влияния политического и культурного влияния ислама. Арабская наука, медицина, торговая и географическая активность. Переводческая деятельность арабов. Опыт интернациональной культуры. Средневековый иудаизм в контексте исламской культуры.



Персоналии: Аверроэс, Авиценна, Ибн Баттута, Ибн Туфейль, Ибн Хайян, Ибн Хальдун, Маймонид, Низами, Омар Хайям, Рази, Руми, Хафиз, Хорезми.
Тема 15. Европейское средневековье.

Феодализм как понятие. Рождение новой Европы. «Каролингское Возрождение». Основные социальные слои феодальной Европы: крестьянство, горожане, духовенство, рыцарство. Идея иерархии. Две формы верховной власти в средневековом социуме: папа и император. Характерные продукты культуры зрелого Средневековья: город, университет, монашеский орден.

Куртуазная культура: идеология и ритуал. Романский и готический стили. Миф о Граале. Ереси. Альбигойская культура. Культурный синтез ХIII - XIV веков. Кризис Средневековья. Разгром тамплиеров и Авиньонское пленение. Протобуржуазные формы экономики и культуры.

Персоналии: Абеляр, Алкуин, Ансельм Кентерберийский, Бернар Клервоский, Бертран де Борн, Бэкон Р., Бонавентура, Вальтер фон дер Фогельвейде, Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Гвидо д’Ареццо, Данте, Иоанн Дунс Скот, Кретьен де Труа, Оккам, Филипп де Витри, Фома Аквинский, Франциск Ассизский, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен, Экхарт, Эриугена.
 Тема 16. Культура Древней Руси.

Истоки русской культуры. Языческий субстрат. Крещение Руси. Культура Древнего Киева. Культура Северной Руси. Становление древнерусской литературы. Иконопись и архитектура. Международные контакты древнерусской культуры. Политическая мысль Древней Руси.



Персоналии: Владимир Мономах, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Премудрый, Иларион митрополит, Кирилл Туровский, Нестор, Никитин, Никифор митрополит, Рублев, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Феофан Грек.
 Тема 17. От Средних веков к Новому времени.

Методологические трудности, связанные с определением хронологических границ. Идеологические споры вокруг понятия «Новое время». Хронологические границы и периодизация Нового времени. Самосознание переходной эпохи. Культурно-историческое значение падения Константинополя. Ограниченность понимания Ренессанса как общеевропейской эпохи. Три этапа культурной реформы Европы XIV-XVI вв.: южный, трансальпийский и северный. Противостояние ереси и ортодоксии. Орденские движения. Новые тенденции: номинализм, этатизм, успехи науки, ростки гуманизма. Первые версии абсолютизма.


 Тема 18. Гуманизм и Реформация.

Эволюция отношения к античности в Итальянском Ренессансе: гуманизация христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени. Ренессансная наука. Протобуржуазные формы экономики. Новое понятие личности.

Формирование бюргерской культуры. Реформация и ее культурное значение. Трансальпийские процессы как этическая форма перехода к Новому времени. Лютер и Эразм: гуманистические парадигмы эпохи. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Борьба за религиозную толерантность

Персоналии: Альберти, Боккаччо, Браманте, Браччолини, Брунеллески, Бруни, Валла, Гус, Джотто, Донателло, Жанна Д’Арк, Людвиг Баварский, Медичи (Козимо и Лоренцо), Николай Кузанский, Патрици, Петрарка, Пико делла Мирандола, Полициано, Помпонацци, Рименшнейдер, Савонарола, Салютати, Уиклиф (Виклиф), Фичино, Фома Кемпийский, Цельтис, Чимабуэ, Чосер.
 Тема 19. Европа XVI - нач. XVII вв.

Основные черты новой культурной эпохи: формирование национальных абсолютистских государств, предпосылки сближения науки и промышленности, географические открытия, колонизация и миссионерство. Новое правосознание. Культура Контрреформации. Кризис гуманизма и ренессансной эстетики. Маньеризм.



Персоналии: Ариосто, Боден, Босх, Ботичелли, Браге, Брейгель Старший, Бруно, Веронезе, Генрих VIII, Грюневальд, Джорджоне, Дюрер, Кальвин, Кардано, Карл V, Коперник, Леонардо да Винчи, Лойола, Лютер, Макиавелли, Меланхтон, Микеланджело, Монтень, Мор, Палестрина, Парацельс, Рабле, Рафаель, Ронсар, Сервантес, Суарес, Тассо, Телезио, Тереза Авильская, Тинторетто, Тициан, Франциск I, Цвингли, Шекспир, Эль Греко, Эразм Роттердамский.
 Тема 20. XVII век.

Абсолютистские монархии. Социальная динамика века: новые отношения между сословиями; укрепление статуса буржуазии; формирование бюрократии; превращение аристократа в дворянина; дворянство шпаги и дворянство мантии. Тридцатилетняя война и вестфальская система. Становление ранних форм индустриализма (капитализма). Смена лидеров в европейской экономике. Феномен политической экономии. Правовая мысль. Иеологические концепты: «естественное право», «общественный договор». Утопии. Английская революция как культурный феномен. Индивидуальная ответственность и активизм как новый канон личности.

Наука как парадигма знания. Экспериментально-математическое естествознание как парадигма науки. Дедуктивно-аксиоматические построения как универсальная модель рационализма. Эмпирический метод. Механицизм. Социально-научный проект Ф. Бэкона. Ньютон и его картина мира. Научные академии. Эпистолярный «интернет».

Ослабление церковных институтов. Новые социально-религиозные программы: кальвинисты, течения в пуританизме, иезуиты, янсенисты, пиетисты. Гетеродоксальная и эзотерическая мысль. Деизм. Розенкрейцеры. Борьба за веротерпимость.

«Век философов». Две модели сознания: «cogito» Декарта и «бездна» Паскаля. Борьба рационализма и эмпиризма. Этические аспекты рационализма. Синтез Лейбница.

Эстетическая реформа: рационализм классицизма и витализм барокко. Радикальные эстетические инновации: караваджизм в живописи. Аллегория и эмблема. Ведущие жанры века: театр, опера, архитектура, живопись, инструментальная музыка. Садово-парковая архитектура. Формирование национальных литератур. Спор «древних» и «современных».

Рациональная норма, моральный идеал и динамика вещества, – творческие интуиции века. Технические изобретения.

Персоналии: Беркли, Бернини, Бейль, Бёме, Бойль, Борромини, Буало, Бэкон, Ван Дейк, Веласкес, Вермеер, Галилей, Гарвей, Гоббс, Гриммельсгаузен, Гроций, Гук, Гюйгенс, Декарт, Донн, Кальдерон, Кампанелла, Караваджо, Кеплер, Коменский, Корнель, Кромвель, Лабрюйер, Ларошфуко, Левенгук, Лейбниц, Ленотр, Локк, Лопе де Вега, Лоррен, Люлли, Мальбранш, Марино, Милтон, Мольер, Монтеверди, Мурильо, Непер, Ньютон, Паскаль, Пёрселл, Пуссен, Пуфендорф, Расин, Рембрандт, Ришелье, Рубенс, Скарлатти А., Спиноза, Сурбаран, Тирсо де Молина, Фенелон, Фрескобальди, Хальс, Янсений.
 Тема 21. Культура Московской Руси.

Церковь и государство. Культурная роль русского монашества. Осиф-

ляне и нестяжатели. Ереси как феномен религиозной культуры. Идеология «Третьего Рима». Царствование Ивана Грозного как раскол политической культуры России. Религиозный раскол XVII в. Просвещение, письменность, книгопечатание. Путешествия и контакты с миром. Литература и политическая публицистика. Искусство.

Персоналии: Аввакум, Дмитрий Ростовский, Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский, Иосиф Волоколамский, Карпов, Кирилл Туровский, Крижанич, Курбский кн., Макарий митрополит, Максим Грек, Никон патриарх, Нил Сорский, Палицын, Пересветов, Сильвестр, Симеон Полоцкий, Ушаков, Федоров, Филофей старец.
 Тема 22. XVIII век.

Просвещение -- лозунг века. Свет и тени Просвещения. Энциклопедизм как культурный феномен. Академия как социальная форма науки. Подъем биологии и химии. История и Природа, -- новые мифы эпохи. Эволюция классицизма и барокко. Морфологические особенности рококо. Сентиментализм. Вольтер и Руссо: гуманистические парадигмы века. Литература и музыка – эстетические доминанты века. «Роман воспитания». Масонство и оккультизм. Феномен авантюризма. Салон и клуб. Кризис рационализма и предреволюционная эпоха. Контрпросвещение.



Персоналии: Бах, Беккария, Бёрк, Бернс, Бернулли, Блейк, Бошкович, Буше, Бюффон, Ватто, Вивальди, Вико, Винкельман, Вольтер, Гайдн, Галиани, Гальвани, Гаман, Гейнсборо, Гельвеций, Гендель, Гердер, Гершель, Гиббон, Глюк, Гойя, Голдсмит, Гольбах, Гольдони, Гоцци, Гудон, Даламбер, Дефо, Дидро, Кавендиш, Казанова, Камерон, Каналетто, Кей, Корб, Лавуазье, Лагранж, Лаплас, Лафатер, Лесаж, Лессинг, Линней, Лихтенберг, Ломоносов, Мальтус, Месмер, Модсли, Монтескье, Моцарт, Новиков, Перголези, Пиранези, Прево, Радищев, Рамо, Руссо, Сад, Сведенборг, Свифт, Скарлатти Д., Смит, Стерн, Трезини, Тьеполо, Тюрго, Уолпол, Уолстонкрафт, Филдинг, Фрагонар, Хогарт, Шарден, Шеридан, Шодерло де Лакло, Эйлер, Юм, Якоби.
 Тема 23. Культурные революции XVIII века.

Культурные аспекты промышленной революции в Англии. Правовые, культурные и социальные идеи Американской революции. Великая Французская революция как культурная эпоха и «прафеномен» новейшего времени. Историческая граница между дворянской и бюргерской культурой. Новые правовые идеи. Революционное искусство. Наполеон и наполеоновские войны: первые наброски тоталитарных моделей. От Наполеона к Священному Союзу: новый облик Европы. Россия и Европа.



Персоналии: Аркрайт, Бомарше, Вашингон, Давид, Дантон, Джефферсон, Картрайт Э., Корт, Леду, Марат, Мирабо, Робеспьер, Тревитик, Уатт, Франклин, Харгривс.
Культурная революция в Германии. Тезис Шлегеля о трех событиях эпохи (французская революция, наукоучение Фихте, «Вильгельм Мейстер» Гете). Музыкальная революция Венской школы. Новые тенденции в науке. Немецкая классическая философия. Немецкий романтизм как общеевропейское культурное явление. Главные интуиции романтизма: единство хаоса и космоса, ирония, примат эстетизма, культ творчества.

Персоналии: Бетховен, Вакенродер, Гегель, Гёльдерлин, Гофман, Гумбольдт А., Гумбольдт В., Кант, Карус, Новалис, Окен, Тик, Фихте, Фридрих, Шеллинг, Шиллер, Шлегель А., Шлегель Ф., Шлейермахер.

 Тема 24. XIX век.

Зрелый капитализм и его политические структуры. Парламентаризм. Его консервативные, либеральные и радикальные оппоненты. Феномен терроризма. Рабочее движение. Формирование «газетной империи». Тяжелая промышленность. Транспортная революция. Технические открытия века и их влияние на культурное сознание. Всемирные выставки.

Кризис рационалистического гуманизма. Реформа культурной аксиологии в 40-х гг. Зарождение редукционизма: философия жизни, антропологизм, позитивизм, социализм, национализм. «Антибюргерские» настроения. Атеизм. Либеральное богословие. Оккультные настроения. Идея иррационального базиса как исходная интуиция эпохи. Экспансия музыки. Феномен европейского романа. Психологизм и историзм. Поздний романтизм, натурализм, бидермейер. Эклектизм и неостили.



Персоналии: Байрон, Бальзак, Беллини, Бентам, Берлиоз, Бодлер, Брамс, Вагнер, Вебер, Верди, Верн, Вордсворт, Гейне, Гизо, Гобино, Гонкуры братья, Готье, Гюго, Дарвин, Делакруа, Диккенс, Домье, Доницетти, Дюма-отец, Жерико, Карлейль, Китс, Кольридж, Констан, Конт, Курбе, Кьеркегор, Леопарди, Ламарк, Ламартин, Ламенне, Лассаль, Лист, Максвелл, Маркс, Мен де Биран, Мендель, Мериме, Местр Ж. де, Меттерних, Милле, Милль, Мюссе, Нерваль, Пастер, По, Прудон, Ренан, Рикардо, Риман, Россини, Санд, Сен-Симон, Сент-Бёв, Скотт, Спенсер, Сталь, Стендаль, Теккерей, Тёрнер, Тэн, Фарадей, Фейербах, Флобер, Шатобриан, Шелли, Шопен, Шопенгауэр, Штраус Д., Шуберт, Шуман.
 Тема 25. Культура Российской Империи.

Реформы Петра. Русский европеизм. Реформы образования. Появление «интеллигенции». Феномен «пугачевщины». Расцвет культуры в перв. пол. XIX в. Доминирование литературы. Реформы Александра II и их следствие: политическое и культурное расслоение России. Культура «серебряного века».

 Тема 26. Культура рубежа XIX - XX вв.

Переломные феномены века: франко-прусская война, вагнерианство, ницшеанство, марксизм. Парижская коммуна. Символизм, прерафаэлиты, импрессионизм, ар-нуво, «декаданс», неоромантизм. Тезис «Назад к Канту». «Конец века». Морфология его культурного сознания.

Начало века. Русская революция 1905 г. как общеевропейский симптом. Эволюция науки. Кризис классической физики. Квантовая теория. Теория относительности. Генетика. Теория множеств. Развитие информационной, коммуникационной и военной техники. Неокантианство и культура. Философия жизни. Феноменология. Психоанализ. Художественный авангард нач. XX в. Кризис романа. Рождение кинематографа. Союз архитектуры и техники.

Персоналии: Аполлинер, Белый, Бергсон, Валери, Ван Гог, Верлен, Верхарн, Гауди, Гоген, Григ, Д’Аннунцио, Дебюсси, Дега, Дильтей, Дягилев, Золя, Ибсен, Гауптман, Киплинг, Клодель, Малер, Малларме, Мане, Маринетти, Метерлинк, Моне, Мопассан, Ницше, Равель, Резерфорд, Рембо, Ренуар, Роден, Сати, Сезанн, Сен-Санс, Скрябин, Стриндберг, Уайльд, Фреге, Фрейд, Эдисон.
 Тема 27. XX век. Первая половина.

Модернизм и авангард: взаимодействие двух культурных канонов. Первая мировая война как общеевропейский культурный кризис. Новый тип милитаризма как сознание и поведение. Распад империй. Осмысление трагедии: 20-е гг. Модели политического мышления: «консервативная революция»; национализм; неолиберализм. Модели экономического мышления: кейнсианство; социализм; радикальный марксизм. Эрозия гуманизма и демократических ценностей. Мотив «отчуждения». Столкновение рационализма и неомифологии. Эзотерические течения. Кризис классических структур западной цивилизации.

Литературный спектр: интеллектуальный роман; психологический роман; неосимволизм; авангардная литература.

Художественый спектр: кубизм, фовизм, абстрактивизм, футуризм, экспресионизм, дадаизм, сюрреализм.

Первые шаги тоталитаризма: Россия, Германия, Италия. Культурная мифология тоталитарных режимов. Опыт сопротивления и его уроки.

Персоналии: Арто, Барт К., Барток, Берг, Бергман, Бонхёффер, Бор, Борхес, Брак, Брехт, Бультман, Вебер М., Веберн, Вертов, Витгенштейн, Гейзенберг, Гессе, Гёдель, Гриффит, Гуссерль, Джойс, Дали, Дисней, Зворыкин, Йитс (Йейтс), Клодель, Кандинский, Кантор, Кафка, Кейнс, Кокто, Кулешов, Лоуренс (Лоренс), Малевич, Манн Т., Матисс, Мейерхольд, Мис ван дер Роэ, Музиль, Мур, Орф, Пиаже, Пикассо, Пиранделло, Планк, Прокофьев, Пруст, Рассел, Рахманинов, Ренуар Ж., Рильке, Сибелиус, Сикорский, Соссюр, Стравинский, Уэллс, Ферми, Фрейд, Хайдеггер, Хаксли, Хичкок, Чаплин, Честертон, Эйзенштейн, Эйнштейн, Элиот, Шагал, Шёнберг, Шостакович, Шоу, Шпенглер, Штокхаузен, Штраус Р., Юнг, Якобсон Р.
 Тема 28. XX в. Вторая половина.

Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Новые феномены: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Контр-культура и молодежные движения. Коммерциализация авангарда.

Психология военно-политического противостояния. Оружие массового уничтожения и его культурно-психологический эффект. Выход в космос. Распад колониальной системы. Экуменизм и синкретизм религиозных движений. Неоконсерватизм. Правозащитное движение. «Зеленое» движение. Энергетический кризис. Информационная революция. Компьютер, Интернет. Кризис коммунистического мира. «Конец нового времени». Постмодерн.

Персоналии: Антониони, Барт Р., Беккет, Бергман, Борхес, Брак, Брехт, Бриттен, Винер, Висконти, Годар, Ионеско, Камю, Кейдж, Куайн, Кун, Кюнг Х., Леви-Стросс, Маритен, Маркузе, Марсель, Набоков, Оруэлл, Пендерецкий, Роб-Грийе, Росселини, Саррот, Сартр, Сент-Экзюпери, Сэлинджер, Тиллих, Уорхол, Феллини, Фолкнер, Фуко, Хайдеггер, Хемингуэй, Хичкок, Эко, Шеннон, Шостакович, Штокхаузен, Ясперс.

Дополнительная литература к III разделу


8. Традиционные культуры мира, культуры первых цивилизаций и их исторические преемники

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.

Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизаций. М., 1999.

Афанасьев В., Луконин В., Померанцева Х. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (Малая история искусств).

Бенедикт Р. Хризантема и меч. М., 2004.

Бонгард-Левин Т.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. М., 1980.

Васильев Л.С. Культы, религия, традиции в Китае. М., 1970.

Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Малая история искусств: Искусство стран Дальнего Востока. М.; Дрезден, 1979.

Григорьева Т.П. Дао и Логос. М., 1995.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.



Древние цивилизации. М.,1989.

Дэвидсон Б. Африканцы: Введение в историю культуры. М., 1975.



Дэлё Н. Япония вечная. М., 2002.

Дюмезиль Ш. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.



Емельянов В.В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001.

Ерасов Б.С. Тропическая Африка: Идеология и проблемы культуры. М., 1972.



Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

Иофан Н.А. Культура Древней Японии. М., 1974.



Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М., 1983.

Конрад Х.И. Очерк культуры средневековой Японии. М., 1980.

Культура Латинской Америки: Энциклопедия. М., 2000.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

Марчук Н.Н., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). М., 2005.

Матье М. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

Малявин В. Конфуций. М., 1992.

Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989.

Мень А., протоиерей. Исагогика: Ветхий Завет. М., 2000.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1986

Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М., 1988.



Мещеряков А.Н. Древняя Япония: Культура и текст. СПб., 2006.

Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М.; Дрезден, 1973.

Мириманов В.Б. Искусство и миф: Центральный образ картины мира. М., 1997.

Мифологии древнего мира. М., 1977.



Моде Х. Малая история искусств: Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. М.; Дрезден, 1978.

Нидем Дж. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1983.

Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

Сабуро И. История японской культуры. М., 1972.



Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990.

Торчинов Е. Даосизм. СПб., 1993.

Традиционные культуры африканских народов: Прошлое и настоящее. М., 2000.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984.

Фрейденберг О.Я. Миф и литература древности. М., 1978

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1980.

Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.

9 - 11. Античная культура

Античная Греция. М., 1983. Т. 1–2.

Античность как тип культуры. М., 1988.



Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 447–468.

Видаль-Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001.

Древние цивилизации. М., 1989. С. 289-452.



Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940.

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н. э. Л., 1985.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: В четырех томах. М., 1995.

История Древнего мира. Кн. 1–3. М., 1983.



Карсавин Л.П. Духовная культура империи // Мировое древо. № 2. М.,1993.

Кнабе Г.С. Древний Рим: История и повседневность. М.,1986.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 17–170.

Культура Древнего Рима. М.,1985.



Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Часть первая: Государственные и военные древности. Часть вторая: Богослужебные и сценические древности. СПб., 1997.

Левек П. Эллинистический мир. М.,1989.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.1–8. М., 1964–1992.

Ницше Ф. Рождение трагедии. М., 2001.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.

Тимофеева Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Новосибирск., 1980.

Топоров В.Н. Эней - человек судьбы: К "средиземноморской" персонологии. М., 1993.

Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890.

Фрейденберг О.М. Миф и литература. М., 1978.

Фрейденберг О.М. Миф и театр. Л., 1989.
12. Раннехристианская культура

Апокрифы древних христиан. М., 1989.



Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.

История Древнего мира. Кн.3. М., 1983. С.112–129; 246–264.



Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М., 1989. С.44–184.

Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.

Хосроев А.Л. Александрийское христианство. М., 1991.
13. Византийская культура

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 57–108.

Киприан (Керн) архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996.

Культура Византии. IV-п.п.VII. М., 1984.

Культура Византии. Вт.п.VII-XII в. М., 1989.

Культура Византии. XIII-п.п.XV. М., 1991.



Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб., 1997.

Лихачева В.Д. Искусство Византии IV–XVI вв. М., 1986.

От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987.



Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.
14. Мусульманское средневековье

Грюнебаум Г. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

Игнатенко А.А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М.,1989.

Массэ А. Ислам. М., 1982. С.16–134.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996.

Монтгомери Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

Очерки истории арабской культуры: V–XV вв. М., 1982.


15. Латинское средневековье

Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.

Бицилли П. Элементы средневековой культуры. М., 1995.

Гайденко В.П.,Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 5–26, 192–261.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.

Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986.



Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

Карсавин Л.П. Мистика и ее значение в религиозности средневековья // Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994. С. 9–23.

Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. М., 1931.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С.124–351.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. Долгопрудный, 1997.

Мельвиль М. История ордена тамплиеров. СПб., 1999.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в тысячном году. М., 1999.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2: Средневековье. СПб., 1994.

Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953.

Средневековая история глазами современников и историков: Книга для чтения. М., 1995. Ч. 1–5.



Суворов Н.С. Средневековые университеты. М., 1898.

Удальцова З.В., Котельникова Л.А. Власть и авторитет в средние века: Византийский временник. М., 1986. Т. 47.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

Чистяков Г.П. Тебе поем... (Молитвенная поэзия). М., 1992.

Ястребицкая А.Л. Западная Европа: Классическое средневековье XI–XIII вв. М., 1977.
16, 21, 25. Культура России

Аверинцев С.С. Византия и Русь: Два типа духовности // Новый Мир. 1988. № 7, 9.

Андреева Л.А. Религия и власть в России. М., 2001.

Антонов А.В. Старообрядчество и новое мышление // На пути к свободе совести. М., 1989.

Белый царь: Метафизика власти в русской мысли. Хрестоматия. М., 2001.



Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

Берлин И. История свободы. Россия. М., 2001.

Биллингтон Дж.Х. Икона и топор: Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI–XVII века. М., 1992.

Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Вагнер Г.К. В поисках Истины: Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX- нач. XX в. М., 1993.

Вейдле В. Умирание искусства. М., 2001.

Галаган А.А. История предпринимательства российского: От купца до банкира. М., 1997.

Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М., 1977.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М., 1999.

Деготь Е.Ю. Русское искусство ХХ века. М., 2000.

Егоров Б.Ф. Очерки по истории русской культуры XIX века // Из истории русской культуры. Том V (XIX век). М., 1996.

Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков русской ментальности: Картина мира и власть. СПб., 2001.

Забелин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М. Забелиным. Л., 1990.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 1999.

Из истории русской культуры. Т. 1–5. М., 1996–97.



Исаев И.А. История государства и права в России. М., 1993.

Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси в XIV–XVI вв. М.; Л., 1955.

Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.

Кнабе Г.С. Русская античность. М., 1999.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994.

Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1967.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVII-начало XIX века). СПб., 1994.

Любимов Б.Н. Действо и действие. Т.1. М., 1997.

Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 29. Л., 1974.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1993-95.

Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т.1. СПб., 2001.

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века. М., 1991.

Одесский М.П., Фельдман Д.М. Поэтика террора и новая административная ментальность: Очерки истории формирования. М., 1997.

Очерки русской культуры XIX века. Т.1: Общественно-культурная среда. М., 1998.

Очерки русской культуры XIX века. Т.2: Власть и культура. М., 2000.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

Пайпс Р. Русская революция. Ч. 1-2. М., 1994.

Пайпс Р. Россия при большевиках. М., 1997.

Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI вв. М., 1995.

Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. СПб., 2000.

Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М., 1996.

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Л., 1947.

Российская цивилизация: Энциклопедический словарь. М., 2001.

Русская философия собственности (XVII–XX вв.) / Сост. К. Исупов, И. Савкин. СПб., 1993.

Русское православие: Вехи истории. М., 1989.



Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 1997.

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство средних веков: Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь.Украина и Белоруссия. М., 1975.

Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. М., 1994.

Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М., 1989.

Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

Федотов Г.П. Русская религиозность. Ч.1: Христианство Киевской Руси. X-XIII вв. // Федотов Г.П. Собр. соч. в 12 тт. М., 2001.

Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

Янов А.Л. Россия против России: Очерки истории русского национализма 1825-1921. Новосибирск, 1999.
17 - 20. От Средних веков к Новому времени

Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.

Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера. М., 1995.

Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения. М., 1965.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV-XV вв. М., 1977.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.,1986.

Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М., 1961.

Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч.1–2. Саратов,1984–1988.



Клулас И. Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения. М., 2001.

Корелин М.С. Очерки итальянского Возрождения. М., 1910.

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956.

Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. М., 1978. С.11–78.

Матвиевская Г.П. Альбрехт Дюрер – ученый. М., 1987.

Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979.

Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. М., 1977.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

Сочинения итальянских гуманистов (XV век). М., 1986.

Эстетика Ренессанса. Т.1–2. М., 1981.


Шестнадцатый – семнадцатый вв.

Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.

Боголюбов Б. Теория механизмов и машин в историческом развитии ее идеи. М., 1976.

Бокль Т.Г. История цивилизаций. История цивилизации в Англии. Т. 1. М., 2000.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Т. 1–3. М., 1987–1992.

Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М.; Л., 1961.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Виргинский А.С. Очерки истории науки и техники XVII–XVIII вв. М., 1984.

Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура // Три подхода к изучению культуры. М., 1997.



Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. СПб., 1999.

Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта. М., 2001.

Йейтс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. М., 1999.

Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII в. М.,1993.

Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный, 1994.

Койре А. От бесконечного мира к замкнутой вселенной. М., 2001.

Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: Проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.

Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.

Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971.

Мережковский Д.С. Реформаторы: Лютер, Кальвин, Паскаль. Томск, 1999.

Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М., 1997.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974.

Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М., 1957.

Свидерская М.И. «Арте Сакра» – искусство итальянской Контрреформации // Религия и искусство. М., 1998.

Свидерская М.И. Караваджо – первый современный художник. СПб., 2001.

Сказкин С.Д. Проблема абсолютизма в Западной Европе // Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973.

Смирин М.М. Эразм Ротердамский и реформационное движение в Германии. М., 1976.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.

Тарасов Б.Н. Паскаль. М., 1982.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. С. 58–111, 159–256.


22 – 24, 26. XVIII--XIX вв.

Алешина Л.С., Колпинский Ю.Д., Марченко Е.И., Стародубова В.В. Европейское искусство XIX в.: 1789–1871. М., 1975.

Барбе д’Оревильи Ж.-А. О дендизме и Джордже Браммелле: Эссе. М., 2000.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 17–166.

Берлин И. Марксизм и Интернационал в XIX веке // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.

Берлин И. Национализм: Вчерашнее упущение и сегодняшняя сила. // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.

Вентури Л. Художники Нового времени. М., 1956.

Геллнер Э. Пришествие национализма // Путь. 1992. № 1.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1986.

Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры: Аспекты проблемы. М., 2001.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М., 1997.

Карлейль Т. История Французской революции. М., 1991.

Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996.

Лёвит К. От Гегеля к Ницше. СПб., 2002.

Лихачев Д.С. Поэтика садов. Л., 1982.

Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1989.

Маркиз де Сад и ХХ век. М., 1992.



Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993.

Строев А.Ф. «Те, кто поправляет Фортуну»: Авантюристы Просвещения. М., 1998.

Струве П.Б. Карл Маркс и судьба марксизма // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2000 год. М., 2000.

Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994.

Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002.

Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992.

Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Фюре Ф. Постижение Французской Революции. СПб., 1998.

Хобсбаум Э. Век Революции. 1789-1848. Ростов на Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век Капитала. 1848-1875. Ростов на Дону, 1999.

Хобсбаум Э. Век Империи. 1875-1914. Ростов на Дону, 1999.

Шпет Г.Г. Коментарий // Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. М., 2000.

Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии. Ч.1. СПб., 2001.

Эмбер А. Луи Давид, живописец и член Конвента. М.; Л., 1939.

Энциклопедия символизма. М., 1998.


27 – 28 XX век

Адорно Т.В. Введение в социологию музыки // Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1999.

Антология французского сюрреализма: 20-е годы. М., 1994.



Аренд Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Батракова С.П. Образ мира в живописи ХХ века // Мировое древо. 1992. № 1.

Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков; М., 2002. С. 548–578.

Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. М., 1978.

Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.

Вельш В. «Постмодерн»: Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. № 1.

Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С.127–164.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории. Антология. М., 1995.

Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1998.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Джонсон П. Современность: Мир с двадцатых по девяностые годы. Ч.1–2. М., 1995.

Желев Ж. Фашизм. М., 1991.

Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.

Зворыкин А.А. История техники. М.,1962.

Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Краус В. Нигилизм сегодня, или Долготерпение истории. М., 1994.

Культура российского зарубежья. М., 1995.



Кюнг Г. Религия на переломе времен // Мировое древо. 1993. № 2.

Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998.



Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.



Mельников Д., Черная Л. Империя смерти. М., 1987.

Мир в ХХ веке. М., 2001.



Мириманов В.Б. Европейский авангард и традиционное искусство (проблема конвергенции) // Мировое древо. 1993. № 2.

Митчем К. Что такое философия техники. М., 1995.

Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

Новая технократическая волна на Западе. М.,1986. С. 45–152.

Нолл Р. Арийский Христос: Тайная жизнь Карла Юнга. М., 1998.

Парамонов Б. Согласно Юнгу // Парамонов Б. След: Философия. История. Современность. М., 2001.

Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919–1939. М., 1994.

Раушнинг Г. Говорит Гитлер: Зверь из бездны. М., 1993

Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. 2001.

Символисты о символизме // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993. С. 423–459.



Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1999.

Стариков Е.Н. Общество-казарма от фараонов до наших дней. Новосибирск, 1996.

Техника в ее историческом развитии: 70-е годы XIX – начало XX в. М., 1982.



Толмачев В.М. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997.

Тоталитаризм в Европе ХХ века: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.

Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2001.

Туганова О.Э. Современная культура США: Структура. Мировоззренческий аспект. Художественное творчество. М., 1989.

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. М., 1998.

Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня // Хейзинга Й. Homo Ludens. М.,1992.

Хёсле В. Философия и экология. М., 1994.

Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. М.; СПб., 1997.

Шестаков В. Венская школа истории искусств: Генезис и современность // Искусствознание. 2001. №2.

Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб, 2002.

Эко У. Средние века уже наступили // Иностранная литература. 1994. №4.

Энциклопедия Третьего рейха. М., 2000.



Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М., 1991.

Обзорная и справочная литература


Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

Браг Р. Европа, Римский путь. Долгопрудный, 1995.

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники XVI–XIX вв. М., 1984.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870–1917гг. М., 1988.

Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб., 1995.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.,1980.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М.,1987.

Головин В.П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М., 1999.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997.

Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994.

Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. М., 2001.



Золтаи Д. Этос и аффект. М., 1977.

Иголкин А.А. Источники энергии: Экономическая история (до начала ХХ века). М., 2001.

Иллюстрированная история мирового театра / Под ред. Д.Р. Брауна. М., 1999.

Искусство Нового времени: Опыт культурологического анализа. СПб., 2000.

Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

История всемирной литературы. Т.1–7. М., 1983–1991.

История Европы. Т.1-5. М., 1998–2000.

История мировой культуры: Наследие Запада. М., 1998.

История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1999.



Керам К.В. Боги, гробницы, ученые. СПб.,

Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.



Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров. М., 1996.

Максаковский В.П. Историческая география мира. М., 1997.

Малая история искусств:

1.Ривкин М.И. Античное искусство. М.,1972.

2.Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М.,1981.

3.Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство средних веков: Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия.

4. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974.

5.Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А., Зернов Б.А., ВоронихинаЛ.Н., Некрасова Е.А. Искусство XVIII в. М., 1977.

6. Полевой В.М. Искусство XX века. М., 1991.

Мифы народов мира. Т. 1–2. М., 1980–1982.

Натаф А. Мэтры оккультизма. СПб., 2002.

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.



Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм: Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. М., 2001.

Рыжов К.В. Сто великих изобретений. М., 2000.

Словарь античности. М., 1989.



Сорокина Т.С. История медицины. Т. 1–2. М., 1992.

Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1984.

Христианство: Энциклопедический словарь. Т.1–3. М., 1993–95.

Хроника мировой культуры / Сост. С.В. Стахорский. М., 2001.

Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 1–2. Долгопрудный, 1994.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 1: От Каменного века до Элевсинских мистерий. М., 2001.


8. Образовательные технологии


- Медленное чтение классических текстов (с комментариями, с применением герменевтических методов толкования и проч.)

- Разбор произведений художественной литературы, относящихся к изучаемым темам

- Использование живописных альбомов при прохождении тем по «эстетике»

- Ссылки на классические кинофильмы при прохождении истории культуры XX века



8.1. Методические рекомендации преподавателю


- Старайтесь давать студентам для подготовки к семинарским занятиям небольшие фрагменты текстов, чтобы студенты могли их медленно прочитать и тщательно продумать, сформулировать свои вопросы и критические замечания, записать возможные комментарии и возражения.

8.2. Методические указания студентам


При подготовке к семинару старайтесь придерживаться следующих правил:

- Читайте текст медленно;

- Пользуйтесь классическим герменевтическим правилом: понимание целого из частей, и частей из целого;

- Перечитывайте текст несколько раз в случае трудностей с его пониманием;

- Пробуйте прояснять для себя «темные» фрагменты текста, исходя из ясных и понятных;

- Обращайтесь к различным словарям: толковым, иностранных слов и проч.;

- Пытайтесь разобраться в «архитектурном строении» текста, пытайтесь отличить тезисы от аргументов, посылки от выводов и т.д.;

- Обращайтесь к добротной комментаторской и интерпретативной литературе;

- Выписывайте или подчеркивайте непонятные места в тексте, пытайтесь сформулировать свое непонимание в виде вопросов к семинару.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


    1. следующая страница >>