Культурное наследие Людовика XIV людовик XIV (1638-1715) – настолько могущественный правитель, что взял себе имя «Король-Солнце» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Культурное наследие Людовика XIV людовик XIV (1638-1715) – настолько могущественный - страница №1/1

Е. А. Вознесенская

1 курс, КФУ, г. Казань

Науч. руковод. – А.В.Агеева, к. филол.н., доцент КФУ
Культурное наследие Людовика XIV
Людовик XIV (1638-1715) – настолько могущественный правитель, что взял себе имя «Король-Солнце». Он требовал великолепия во всем. В царствование Людовика XIV Франция приобрела высокий авторитет в области культуры дополнительно к политическому и военному. Она стала, по словам Тэна (1828-1893), «источником элегантности, комфорта, прекрасного стиля, утонченных идей и искусства жизни»[1, с. 18].

Одним словом, для власть имущих классов всей Европы она стала образцом цивилизованности.

Людовик вошел в историю как король, заложивший основы европейской культуры и распространил ценности классицизма во многих странах во второй половине XVII – начале XVIII века.

Пришло время «большого стиля». Время диктовало моду и это способствовало появлению новых должностей, таких как «первый архитектор» и «архитектор короля» а также возведению прекрасных архитектурных сооружений.

Все высшие слои общества и католическая церковь создавали условия для возведения дорогостоящих шедевров. В это время были возведены архитектурные постройки, до нашего времени считающиеся главными культурными ценностями страны и мира.

Людовик XIV считал, что все прежние королевские резиденции были недостойны его величия, и всерьез задумывался о построении нового, более масштабного дворца. Все строительные работы находились в ведомстве кго двора. В первую очередь речь идет о Версальском дворце, который в 1662 году приглянулся королю более всех прочих. При Людовике XIII это был лишь охотничий домик. Более полувека спустя, основная часть дворца была готова. Возведение ансамбля обошлось в 400 миллионов франков. Новые покои стали постоянной резиденцией двора и правительства. Но Версаль это лишь часть достижений архитектуры при Людовике.

Конечно же, новым покоям короля должны были соответствовать новые, совсем иные, правила поведения. Так зародились сложные правила этикета. Чтобы преподнести правителю стакан воды, необходимо было «5 человек и 4 поклона», не говоря уже о больших званых ужинах и их сервировке.

Людовик всегда покровительствовал искусству.  При нем был создан Оперный театр, Академия наук, Академия словесности, Академия архитектуры.

Также нужно упомянуть о популярности в эпоху Людовика XIV театра и балета. Король выделял особенные дни, когда его вниманию представлялись пьесы Корнеля, Расина и Мольера. Последний являлся его любимым драматургом. Что касается балета, Людовик очень любил танцевать и с 12 лет много раз сам исполнял роли в балетах Бенсерада, Кино. Эти мероприятия были вполне в духе времени, так как проводились во время карнавала.

Неотъемлемой частью правления Людовика XIV является стиль барокко. Этот стиль расширил круг предметов изображаемых в живописи в XVII веке и обогатил этот вид искусства новыми жанрами. Наряду с религиозными и мифологическими темами уделялось большое внимание окружающему современному миру. 



В 1672 г. по проекту главы Королевской Академии архитектуры Ф. Блонделя Старшего возведена арка Сен-Дени в честь побед французского оружия – перехода армии короля Людовика через Рейн. Блондель переосмыслил форму римской Триумфальной арки и создал новый тип сооружения «Большого стиля».

Многочисленные праздники во времена Людовика XIV тесно переплетались с государственной политикой, войнами и мятежами. Деятельность французского короля в сфере культуры не ограничивалась только театральной областью: развивается архитектура, искусство, живопись. Более точно и интересно подчеркивает эту мысль высказывание Вольтера (1694-1778), который в «Истории царствования Людовика XIV» много внимания уделяет придворной жизни: «Двор и правление Людовика XIV отличаются таким блеском, таким великолепием, что и мелкие подробности двора его занимательны для потомства, так как были предметом любопытства для Европы и для всех его современников. Лучи славы его царствования озарили его малейшие деяния» [1, с. 34].
Список литературы

  1. Борисов, Ю.В. Три портрета времён Людовика XIV / Ю. В. Борисов// Новая и новейшая история. М.: 1991. – С. 118-150.

  2. Галкин, И.С. Французская историографическая мысль и историографическая наука / И. С. Галкин // Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1977. – С. 30- 47.

  3. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов/ А.И. Кравченко. − 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002. − 496 с.