Культура Грузии - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Культура Грузии - страница №1/1




Культура Грузии

МХК. Моя Грузия. [pic] Выпускник 11 «А» класса Григолия Н.Е. Преподаватель Гусева Г.С.25.03.2002. Москва. Школа №262. ЗАО.I. В ведениеА) Грузия представительница одной из самых древних культур. О культуреГрузии можно рассказывать бесконечно. Грузинская культура начала своёсуществование в V веке и на мои взгляд она является очень интересной. Тема,которую я выбрал очень большая и я выбрал только несколько самых интересныхразделов Грузинской культуры.Б) Я выбрал эту тему по тому, что я родился и вырос в Грузии. Эта странаочень много значит, для меня и выбрав тему культура Грузии я прежде всегохотел узнать больше об этой стране и рассказать другим. План.II. Культура.III. Литература и искусство.IV. Театр.V. Библиотека и научные исследования.VI. Пиросманишвили Нико (Пиросмани).VII. ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ВДОВА... КУЛЬТУРА. Культурная жизнь Грузии восходит к 5 в. Несмотря на культурное влияниеПерсии, и Турции, грузины всегда тяготели к Европе. Грузия в 11–12 вв.пережила эпоху Возрождения, когда монахи в академиях, церквях и монастыряхвыдвигали новые гуманистические идеи. После создания Грузинскогогосударственного танцевального ансамбля в конце 19 в. грузинские танцызавоевали признание во всем мире. До сих пор сохраняется традиционноеремесленное искусство, в том числе роспись по эмали и художественнаяобработка металлов (ювелирное искусство, чеканка). Расцвет светскойкультуры произошел в 19 в., когда грузинские писатели и художники подвлиянием европейских идей, обогатили литературный язык и создали богатуюнациональную литературу. Литература и искусство. Первые грузинские литературные памятники относятся к 5 в. н.э. Многиенезаурядные личности обогатили литературное наследие Грузии. К нимотносятся Шота Руставели (12 в.); Сулхан-Саба Орбелиани, автор толковогогрузинского словаря (1716); Илья Чавчавадзе, Александр Казбеги и АкакийЦеретели (19 в.); Галактион Табидзе, Константин Гамсахурдиа, НикоЛордкипанидзе, Михаил Джавахишвили и Анна Каландадзе (20 в.). Яркиепроизведения прозы и поэзии, такие, как эпическая поэма «Витязь в тигровойшкуре», поэма Мерани Николоза Бараташвили (19 в.), 40 эпическихпроизведений Важи Пшавелы, («Гость и его хозяин», «Свадьба щеголя» и др.(19–20 вв.); роман Гамсахурдиа «Десница» великого мастера и поэмы Табидзе«Луна Мтацминды» и «Ветер веет» являются общепризнанными шедеврами.Произведения поэтов и писателей Грузии переводились на русский язык многимипоэтами, включая Бориса Пастернаки и Евгения Евтушенко Театр. Грузия имеет давнюю драматургическую традицию, начиная с ГеоргияЭристави (1813–1864), а труппа Драматического театра им. Руставели широкоизвестна в современном театральном мире как один из самых творческих италантливых коллективов. Васо Абашидзе (1854–1926), комический актер, сталпервым редактором журнала «Театр». Верико Анджапаридзе (1897–1987) былаодной из самых знаменитых актрис Грузии. Она сыграла примерно 100 ролей втеатре и 30 в кино. К наиболее удачным относятся роли Дездемоны, Клеопатрыи Афелии в пьесах Шекспира и Медеи в пьесе Еврипида. Рамаз Чхиквадзе сыгралболее чем в 100 пьесах, в том числе главные роли в Ричарде Втором и КоролеЛире, и дал гала-представление в театре «Хеймаркет» в Лондоне в 1988. КахиКавсадзе играл Фортинбраса в «Гамлете», Джима в «Трех грошовой опере»,Симона Чачава в «Кавказском меловом круге», лорда Гастингса в «РичардеТретьем» и Кента в «Короле Лире». Гурам Сагарадзе играл более чем в 100спектаклях, включая роль шута в «Короле Лире».Кинематография зародилась в Грузии в начале 20 в. (первый фильм был снят в1912). Грузинские фильмы пользуются международным признанием. Такиекинорежиссеры, как Эльдар Шенгелая (фильм «Ширекилеби»), Георгий Чхеидзе(«Пиросмани»), Тенгиз Абуладзе («Покаяние»), Георгий Данелия («Не горюй»!),Отар Иоселиани («Фавориты луны»), Ираклий Махарадзе (Всадники дикого запада– ловкие грузинские всадники) получили за свои работы ряд международныхпремий. Я бы хотел по подробнее рассказать об одном из моих любимых фильмовГеоргий Данелияя «Мимино». Жанр этого фильма: лирическая комедия. Фильм былснят в 1977г. Мосфильмом. В ролях: Вахтанг Кикабидзе, Фрунзе Мкртчян, ЕленаПроклова, Евгений Леонов, Котэ Даушвили, Руслан Микаберидзе, ЗакроСахвадзе, Марина Кукушкина-Дюжева, Савелий. Сюжет фильма: Вертолет летчика'малой' авиации обслуживает горные деревушки Грузии "Мимино" - по-грузински"сокол". Так называют друзья героя фильма, летчика Валико Мизандари, поволе режиссера то и дело попадающего в смешные, грустные, а поройдраматические ситуации, но из которых он всегда выходит с честью настоящегоГрузина. Мне особенно нравится музыка в фильме написанная Канчели Гия «Чито-Гврито».[pic] Грузия славится настенными росписями, 7–13 вв., которые сохранились вГелатском монастыре, Атенском Сионе и в храмах в Бетании, Кинцвиси и др.Пользуются известностью такие грузинские художники, как легендарный НикоПиросманишвили (Пиросмани), Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, ЛадоГудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, СимонВирсаладзе и Екатерина Багдавадзе. В Грузинском государственном музеесовременного искусства представлены картины таких художников, как ЕленаАхвледиани, Александр Бандзеладзе, Владимир Григолия, Ладо Гудиашвили и др. Грузинское искусство и музыка отличаются изысканностью, сочетающей какместные, так и европейские стили. Такие художники, как Ладо Гудиашвили,Давид Какабадзе и Елена Ахвледиани, в 1920--е годы работали в Париже.Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели,Ираклий Очиаури и Зураб Церетели. Грузинские архитекторы, хотя и не имеюттакой индивидуальности, как мастера, создавшие величественные храмыдосоветского периода, сделали Тбилиси одним из самых привлекательных вархитектурном отношении городов бывшего СССР. Грузинская народная музыка, существующая более 1500 лет, поражаетудивительным сочетанием восточных и западных влияний. Для грузинскогомногоголосья характерны особая голосовая техника и использование близкихдруг к другу тонов. Обычно в Грузии поют мужчины. Типичная грузинская песняисполняется на три голоса. Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения,готовящего прекрасных исполнителей классической музыки. Среди нихвыделяются пианисты Александр Торадзе и Элисо Вирсаладзе, скрипачка ЛианаИсакадзе, бас Паата Бурчуладзе, певица Нани Брегвадзе, пианистка ипреподаватель музыки Манана Дойджашвили, скрипачка и преподаватель музыкиМарина Иашвили. В Грузии имеется собственный симфонический оркестр. Грузия знаменита также своими композиторами. Димитрий Аракишвили(1873–1953), композитор, музыковед и этнограф, известен одной из первыхгрузинских опер Сказание о Шота Руставели (1919); Мелитон Баланчивадзе1862–1973), автор первых грузинских романсов (1888) и оперы Тамара Коварная(в последней постановке Дареджан Коварная), Гия Канчели (р. 1935) – автороперы Да будет музыка, нескольких симфоний и концертов, а также музыки кбольшому числу кинофильмов и спектаклей (Кавказский меловой круг по Брехту,Ричард III по Шекспиру). Бидзина Квернадзе (р. 1928) сочинил музыку коперным, балетным и драматическим спектаклям, кинофильмам, симфоническую ифортепьянную музыку, а также ряд сочинений для хора и романсов. КомпозиторЗахарий Палиашвили (1871–1933) известен коллекцией грузинских народныхпесен и как автор опер Абесалом и Этери и Даиси, основанных на народныхлегендах. библиотеки и научные институты.В Грузии имеется 118 музеев. Наиболее известен Государственный музейГрузии, преобразованный в 1919 из Кавказского музея (основанного в 1852), вкотором хранятся экспонаты, демонстрирующие развитие цивилизации Грузии иКавказа в целом. Весьма интересны Историко-этнографический музей сколлекцией древних грузинских жилищ и Государственный музей искусств Грузиисо своим «золотым фондом». Этот музей имеет пять основных разделов:древнегрузинского искусства (со знаменитыми эмалями Хахульского триптиха ицентральной эмалевой иконой Богоматери), русского, советского,западноевропейского и восточного искусства. Но мой самый любимый музей, непросто музей, а дом музей Иосифа Бесарионовича Жугашвили или простоСталина. Я родился и вырос в том же городе что и великий Сталин и в егодоме я бывал очень часто. Почти 2-3 раза в год я туда захожу, но современим, я нечего нового там не вижу. Просто когда я нахожусь там, у менявозникает странное чувство, чувство захватывающее, и я бы сказал дажестрах. В этом доме нет нечего особенного. Обычный деревянный домик, вкотором всё обставлена как в обычных старых Грузинских хижин конца XIXвека. Там стоит стол, стул, кровать, зеркало, и ещё качающееся кресло. Удома есть ещё подвал, но я туда ни разу не заходил. Ещё мне оченьпонравился музей там можно узнать буквально о каждом прожитом дне ИосифаБесарионовича. Сталин так же писал стихи, но на Грузинском языке. Кпереводам стихов были привлечены Борис Пастернак и Арсений Тарковский. Одиниз переводчиков, не зная, кто автор стихов, сказал: "Тянут на Сталинскуюпремию первой степени". Узнав о готовящемся издании, Иосиф Биссарионовичбыл, разгневал и приказал работу прекратить. Вот несколько строк Сталина впереводе Льва Котюкова: Когда герой, гонимый тьмою,Вновь навестит свой скорбный край.И в час ненастный над собоюУвидит солнце невзначай,Тогда гнетущий сумрак бездныРазвеется в родном краю.И сердцу голосом небеснымПодаст надежда весть свою.Я знаю, что надежда этаВ моей душе навек чиста.Стремится ввысь душа поэта -И в сердце зреет красота. [pic] Крупнейшие библиотеки Грузии – Национальная библиотека, основаннаяв 1846, с фондом более 9 млн. единиц хранения; библиотеки Тбилисскогоуниверситета и Грузинской Академии наук, а также центральные библиотекиавтономных республик Абхазии и Аджарии. Самым престижным учреждением в стране является Грузинская Академиянаук, выделившаяся в 1941 из Академии наук СССР. В структуру Академиивходят отделения естественных, гуманитарных и социальных наук с 55институтами. В 1991 Академия насчитывала 57 академиков и 89 членов-корреспондентов. Грузия дала плеяду всемирно известных ученых: НиколозБердзенишвили (1894–1965) опубликовал первый учебник истории Грузии; МосеДжанашвили (1855–1934), автор многих научных и популярных работ по истории,этнографии и лингвистике, большинство из которых посвящено русско-грузинским отношениям; Николоз Мусхелишвили (1891–1976), механик иоснователь грузинской школы математики, президент Академии наук Грузии в1941–1972; Александр Цагарели (1844–1929), первый грузинский профессор-филолог, член научных обществ России, Норвегии, Италии, Франции, один изоснователей Государственного университета Грузии; Илья Векуа (1907–1977),математик и механик, президент Академии наук Грузии в 1972–1977. [pic] ПИРОСМАНИШВИЛИ (ПИРОСМАНИ), НИКО (1862–1918). художник; самоучка, вошедший в число лучших мастеров мирового«наивного искусства» и ставший самым известным из грузинских художников 20в. Родился в 1862 в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье. Раноосиротел, оставшись на попечении двух сестер, которые в 1870 перебрались сним в Тифлис. Вернувшись в родное село в 1876, был пастухом. Первыеживописные навыки получил у странствующих художников, которые расписываливывески лавок и кабачков-«духанов». Вновь переселившись в Тифлис,перебивался случайными заработками; открыл в 1882 мастерскую декоративныхросписей, однако это предприятие быстро прогорело. В 1890–1894 работалкондуктором на железной дороге. Произведения, составляющие его живописноенаследие, датируются не ранее 1895. Писал красками собственного изготовления; основой часто служиладешевая черная клеенка, которую он частично оставлял нетронутой, прописываялишь наиболее яркие места. Часть его произведений составляют расписныевывески, другую часть – картины-панно для украшения интерьеров. В отличиеот многих других мастеров «наивной живописи» (к примеру, А.Руссо),Пиросмани (уменьшительное прозвище мастера) не копировал образцы «высокого»искусства, но брал простые повседневные сюжеты и мотивы, изображаяхарактерные городские и сельские типажи (Дворник, 1904; Продавец дров, обеработы – в Музее искусств Грузии, Тбилиси; Рыбак среди скал, 1906,Третьяковская галерея), животных (Медведь в лунную ночь, 1905; Лань, 1916;обе картины – в Музее искусств Грузии), «вывесочные» натюрморты со снедью ибутылками, незамысловатые пейзажи (Гумно, 1915, Третьяковская галерея),сцены пирушек (Кутеж трех князей, Музей искусств Грузии). Будучи непрофессионалом, он не прибегал ко всякого рода сложнымприемам, дабы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя,поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождаячувство щемящего одиночества. Даже большие многофигурные сцены (Пир вовремя сбора винограда, там же) проникнуты этим отчуждением. Эффектотчуждения натуры от художественного образа усиливается «странным»колоритом, в целом достаточно строгим, порой даже мрачным, но внезапновспыхивающим пестрыми пятнами. Иногда Пиросмани обращался и к мотиву«искусства в искусстве», живописуя театральные сюжеты (Сцены из пьесыА.И.Сумбатова-Южина «Измена», частное собрание, Тбилиси), тоже обретающие унего оттенок простодушной притчи на грани абсурда. Увидев в нем соратника, художник-футурист И.М.Зданевич привез рядкартин Пиросмани в Москву, показав на выставке «Мишень» (другой же избратьев Зданевичей, Кирилл, стал первым исследователем его творчества; егокнига о Пиросмани вышла в Тбилиси в 1963). Однако это признание не принеслохудожнику материального успеха. Умер Пиросмани в Тбилиси 5 мая 1918. В 1982 в селе Мирзаани былучрежден его музей. Более глубокому пониманию наследия мастера-самоучкиспособствовал художественный фильм Пиросмани (1970, режиссер Г.Шенгелая),главную роль, в котором сыграл грузинский художник-авангардист А.Варази.Ортачалская красавица. [pic] [pic] ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ВДОВА... Лишь неделя счастья выпала на долю писателя и дипломата АлександраСергеевича Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе. В этой трагедии было столько "романтического"! И отвергнутыйсиятельный обожатель, и упавшее кольцо, и солнце в знаке Скорпиона, иопознание по раненной на дуэли руке, и юная вдова в черном, и подземныйход!.. И даже, как положено, бриллиант - цена крови, огромный таинственныйалмаз в 240 каратов, камень Великих Монголов, который в качестве извиненияза убийство посланника отправил царю Николаю персидский шах. Но лучше, еслибы все это стало сюжетом захватывающей книги, а не реальной историей двухлюбящих сердец... ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ. В Тифлис Грибоедов приехал в угнетенном состоянии духа. И дело былодаже не в том, что поездка в Персию страшила его. Он так и сказал Пушкину:"Вы не знаете этих людей: вы увидите, дело дойдет до ножей". И о степенисвоего героизма Александр Грибоедов уже не волновался. Это он в началеперсидской войны, вдруг заподозрив в себе постыдную трусость, выскочил нахолм, обстреливаемый особенно сильно, и простоял отмеренный им самим срокпод свистом пуль и снарядов. Помнится, и на дуэли, когда Якубовичпрострелил ему руку, труса не праздновал. Просто ожидаемая опасностьзаставила оглянуться на пройденный путь с обычным в таких случаях вопросом:"Что сделано?" Да, "Горе от ума" и Туркманчайский договор отменно удались.Но теперь он послан в Персию, чтобы следить за выполнением договора, имногое там придется делать так, как делать бы не следовало. Для того ему идали этот "павлиний" чин министра-посланника... Романтизм и сентиментализм всегда вызывали у Грибоедова ядовитейшуюулыбку. Но история его любви, совпавшая с этим сложным периодом жизни,началась именно по законам сентиментализма... ГДЕ ВЬЕТСЯ АЛАЗАНЬ... Нину Чавчавадзе, дочь своего друга, он знал с детства, учил игрена фортепиано. И вдруг увидел уже девушку - с прекрасными глазами и нежнымлицом. Поговаривали, что есть уже у Нины и настойчивый обожатель, почтижених - Сергей Ермолов, сын грозного генерала Ермолова. Да, в одну минуту,как в сентиментальнейших любовных романах, он, опытный дипломат, известныйписатель, вдруг влюбился, как мальчишка. "В тот день, - писал Грибоедов, -я обедал у старинной моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел противНины Чавчавадзе... все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю,беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, иличто другое придало мне решительность необычайную, выходя из стола, я взялее за руку и сказал ей по-французски: "Пойдемте со мной, мне нужно что-тосказать вам". Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что яусажу ее за фортепиано... мы... взошли в комнату, щеки у меня разгорелись,дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее иживее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее, кбабушке, к ее второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, насблагословили..." 22 августа в Сионском соборе в Тифлисе их венчали. Иерей записалв церковной книге: "Полномочный министр в Персии Его императорскогоВеличества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедоввступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князяАлександра Чавчавадзева..." Накануне у поэта были жестокие приступымалярии. Один из них случился во время самого венчания - выпавшее издрожавшей руки кольцо всех смутило... Есть легенда, что сразу после свадьбы и нескольких дней торжествмолодые супруги уехали в Цинандали, имение Чавчавадзе в Кахетии. Визвестиях о Грибоедове есть десятидневный перерыв - с 26 августа, когдасостоялся бал у военного губернатора Тифлиса генерала Сипягина, и до 6сентября, которым помечено письмо к одному из друзей. Так что пребывание"там, где вьется Алазань", где воздух напоен ароматом цветов, аллеи тенистыи над высоким обрывом стоит полу обрушившаяся церковка (в ней, говорят,молодые отслужили благодарственный молебен), вполне возможно... Где, как нездесь - в доме, в котором более тридцати прохладных комнат, а с широкойверанды в ясный день видны лиловые горы и белые вершины Кавказа - где жееще было пролететь "медовой неделе"... Молодая чета отправилась в Персию с большой свитой. В караванебыло сто десять лошадей и мулов, ночевали в шатрах на вершинах гор, гдецарил зимний холод. В Эчмиадзине состоялась пышная встреча. Армянскиемонахи вышли с крестами, иконами и хоругвями. Грибоедов заночевал вмонастыре и начал письмо к своей петербургской приятельнице ВарвареСеменовне Миклашевич, в котором хвастался прелестью, игривостью своеймолодой жены. А она в этот момент заглядывала ему через плечо и вдругсказала: "Как это все случилось? Где я и с кем! Будем век жить, не умремникогда!" Это было само счастье, и письмо осталось неоконченным... "ЖЕСТОКОЕ СЕРДЦЕ" После Эчмиадзина ждала Грибоедовых освобожденная русскимиЭривань. Встречали пятьсот всадников, ханы, армянское и православноедуховенство, полковая музыка. Восемь дней пролетели как один. Приехал тестьАлександр Чавчавадзе, теперь начальник Эриванской области. Отец и мать Ниныпроводили Грибоедовых и в семи верстах от города простились с любимым зятемнавсегда... Не желая подвергать Нину опасности в Тегеране, Грибоедов навремя оставил жену в Тавризе - своей резиденции полномочного представителяРоссийской империи в Персии, и поехал в столицу на представление шаху один. Въезд в столицу пришелся на воскресенье 5-го дня месяца реджеб,когда солнце стоит в созвездии Скорпиона. В глазах персов это было дурнымзнамением и сразу вызвало неприязнь населения. Обстановка же и без тогобыла угрожающей. Оберегая интересы России, министр-посланник, однако,настаивал, чтобы не давили на Персию так сильно с уплатой контрибуции. Но вПетербурге были другого мнения и требовали, чтобы Грибоедов держался какможно тверже. Он так и делал, не угождал, не льстил и, что для персов былоособенно обидно, не давал, и не брал взяток. За это его прозвали "сахтир" -"жестокое сердце". ТЕГЕРАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ. Тоскуя по молодой жене, Грибоедов купил красивую чернильницу,отделанную фарфором, и отдал граверу с текстом на французском: "Пиши мнечаще, мой ангел Ниноби. Весь твой. А.Г. 15 января 1829 года. Тегеран".Потом было письмо к Макдональду, коллеге, представителю Англии в Иране, иего супруге, с которыми в Тавризе общалась Нина. Александр оченьбеспокоился о жене и терзался тем, что вынужден оставлять ее одну внездоровье - Нина очень тяжело переносила беременность. "Через восемь днейя рассчитываю покинуть столицу", - писал Грибоедов, имея в виду отъезд изТегерана в Тавриз. Но этому не суждено было случиться... 30 январяГрибоедова, а с ним еще более пятидесяти человек, растерзала толпарелигиозных фанатиков, подстрекаемая теми, кого бесила настойчивостьрусского посла в вопросе возвращения пленных, подданных России, на родину.Попытка иранских друзей вывести российского посланника и тех, кто был сним, через подземный ход не удалась. Александр Сергеевич Грибоедов пал наполе брани с обнаженной саблей в руке. Бесчинствующая толпа таскала егоизуродованный труп по улицам несколько дней, а потом бросила в общую яму,где уже лежали тела его товарищей. СТРАШНОЕ ИЗВЕСТИЕ. Позже, когда русское правительство потребовало вернуть телоГрибоедова в Россию, его опознали лишь по руке, простреленной пулейЯкубовича... А Нина тем временем оставалась в Тавризе. Окружающие, боясь занее, скрывали страшную весть. Говорили, что она должна ехать в Тифлис,дескать, Александр Сергеевич занемог, уехал туда и велел следомотправляться и ей. Нина отвечала: "Пока не получу письмо от мужа, никуда нетронусь". И лишь 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинулаТавриз. В Тифлисе Нина узнала, что муж мертв, и у нее случилисьпреждевременные роды. Об этом в ее письме Макдональдам в Тавриз: "...Спустянесколько дней после моего приезда, когда я едва отдохнула от перенесеннойусталости, но все более и более тревожилась в невыразимом, мучительномбеспокойстве зловещими предчувствиями, сочли нужным сорвать завесу,скрывающую от меня ужасную правду. Свыше моих сил выразить Вам, что я тогдаиспытала... Переворот, происшедший в моем существе, был причинойпреждевременного разрешения от бремени... Мое бедное дитя прожило толькочас и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь,найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания. Все же успелиокрестить ребенка и дали ему имя Александр, имя его бедного отца..." Насемнадцатом году жизни надела Нина Грибоедова черное платье и не снималаего 28 лет, до самой могилы. Грузинские женщины часто ходят в черном, такчто ее вдовий наряд удивлял лишь в первые годы. В 1857 году в Тифлисевспыхнула холера. Нина отказалась уехать из города и, ухаживая за своимиродственниками, заболела сама и умерла. ...Высоко над Тбилиси, в монастыре св. Давида, что на гореМтацминда, покоится их прах. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами,приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдаетколенопреклоненная женщина, отлитая из бронзы. Все свое великое и трепетноечувство вложила Нина в слова, горящие на холодном и тяжелом черном камне:"Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебялюбовь моя!" Литература. 1. Официальный саит Грузии - www.all.ge “Культура Грузии” 2. Журнал «Вся Грузия» - Опубликованная «09.16.2001.» г. Тбилиси. 3. Первый Тбилисский канал. Программа - «Великие люди Грузии» «03.23.2002.» Тема: «Нина Чавчавадзе». 4. Информация полученная от “Посольства Грузии в Россииской Федераций.” 5. Журнал “ХХ Саукуне” издатель “Лаша Табукашвили” Тбилиси 1997г.XIII Заключение. Написав этот реферат я выучил и узнал для себя много нового и ядумаю, что и вы тоже узнали много интересного касающееся Грузинскойкультуры. Я рад, что выбрал эту тему.