Куда пропадают мультфильмы киностудии «Башкортостан»? - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Куда пропадают мультфильмы киностудии «Башкортостан»? - страница №1/1

Куда пропадают мультфильмы киностудии «Башкортостан»?


16 декабря 2011.

На всероссийском фестивале анимационного кино «Сияжар», который завершился 20 ноября в Мордовии, мультфильм из Башкирии «Сын охотника» получил диплом. Награждают наших авторов часто, но много ли их работ мы видели? О том, где теряются эти творения, нам рассказал режиссёр-мультипликатор киностудии «Башкортостан» Рим Шарафутдинов.





До экрана не дойти

- Что даёт участие в фестивалях: деньги, славу, общение с коллегами?

- Я теперь делаю фильмы специально к фестивалям. По трём причинам: это оценка работы профессиональным сообществом; это хоть какой-то выход к зрителю; и только там я могу увидеть сделанное в нашем цехе за год. Представляете, ежегодно выпускается 200 - 300 мультфильмов, которые… никогда не выйдут на экраны. Дело в то, что на телевидении по закону в детские передачи и мультсборники нельзя вставлять рекламу. Всё, значит, десятиминутным фильмам вход туда закрыт. В кинотеатры короткий метр не запустишь, а сборники считаются невостребованными. Остаётся для телевидения делать сериалы, а для кинотеатров – полный метр. Но полнометражка – дело невыгодное. Известная тетралогия про богатырей стала «отбиваться» только на двух последних фильмах. Поэтому каждый мультипликатор, работая над десятиминуткой, ломает голову – какой же сериал придумать.



- А с местным ТВ тоже невозможно договориться?

- Да руки не доходят! У нас и деньги небольшие, и людей мало. Стараемся работать качественно, сдавать в срок (хотя бы одну ленту в год), поэтому ни дня лишнего… Но я всё же соберусь, пойду да и спрошу: «Вот вам мультфильм. Покажете или нет? Если нет, то почему?» И сделаю, как просят.



Не «Ну, погоди!», но тоже весело

- Главный приз фестиваля «Сияжар» получили авторы сериала «Маша и медведь», который идёт на телеканале «Россия 1». В чём, на ваш взгляд, секрет его успеха?

- Да, популярность у него огромная. Его создателя Олега Кузовкова даже называют новым Котёночкиным. Приехали мы в Мордовии в какой-то городок, в холодный деревянный клуб. Детей полно. Только появился логотип студии «Анимаккорд» – они уже от восторга визжат. Маша поёт – и с ней весь зал. Одного из режиссеров сериала Олега Ужинова, прибывшего на фестиваль, не отпускали: он раздавал автографы, рисовал детям Машу... Удачный дуэт – непоседливая девочка и её друг, цирковой медведь на пенсии. Актёры здорово передают эмоции, хорошая режиссура. 3D неплохое: движения персонажей мягкие, шкурка у медведя лоснится, травка хорошая… В общем, в жилу авторы попали.



- Знаю, что Волк из «Ну, погоди!» - ваш обожаемый персонаж и что вам довелось поработать над новыми выпусками этого бестселлера. А ваш новый мультфильм называется «Глупый волк». Всё не отпускает любимый образ?

- Действительно, к середине фильма я вдруг понял, что делаю «Ну, погоди!» Тоже волк, тоже попадает в дурацкие ситуации. И мы уже специально обыграли одну сценку. Глупый волк видит торчащие на пшеничном поле уши. «Заяц?» - спрашивает он до папановской интонацией…

Героя «Ну, погоди!» я рисовал всегда. В 90-е на одном фестивале столкнулся с сыном Вячеслава Котёночкина и рассказал ему о своём пристрастии. И когда в 2005 году было принято решение доснять ещё два выпуска, он вспомнил обо мне и пригласил главным аниматором. На мой взгляд, задумка удалась не совсем. Слишком рьяно прорисовщики следили за тем, чтобы были соблюдены пропорции персонажей. Гоняясь за реалистичностью, ломали динамичность.

- Не жалеете, что из Москвы вернулись в провинциальную киностудию?

- В Москве я успел за два года проработать в трёх студиях, работы было полно. Вернуться пришлось из-за домашних обстоятельств. Можно сказать, сломал карьеру. Тут мы работаем за идею. Но это интересно. Даже в готовый сценарий можно внести свою фишку. Есть возможность взяться за совершенно оригинальный проект. Творческому человеку это необходимо. А в Москве я выполнял чужую идею, без шага влево-вправо. Почувствовав вкус денег, перестал терзать себя творческими поисками - уже стало не надо: «А, ладно, потом как-нибудь сделаю, главное зарплату получить...»



Вооот такой нос

- Какую из своих работ считаете самой удачной?

- Всего я режиссировал около 15 работ. Ценю «Мешок обмана», «Та сторона, где ветер», «Храброе сердце». Каждая на ежегодном фестивале в Суздале наводила небольшой шухер. После просмотра последней Александр Татарский (автор «Пластилиновой вороны», «Падал прошлогодний снег» и других шедевров – ред.) с ходу пригласил поработать над проектом «Гора самоцветов». Эти фильмы авторские, я экспериментировал со сценарием, придумывал новые формы. И вообще мои работы не «мультяшки», они не рассчитаны на детей. Хотя я держу мысль о ребятишках, поэтому там нет ничего такого, что нельзя им показывать.



- В кинотеатрах господствует 3D-анимация. Когда и на вашей киностудии начнут снимать в этом формате?

- И представить пока не могу: такого оборудования нет даже во многих ведущих студиях России. Поработать было бы интересно. Хотя засилье технологий настораживает. Так называемое «мыло», когда персонажи приводятся в движение с помощью компьютерных технологий, – настоящий бич. Каждый встречный-поперечный теперь делает мультики. А качество оставляет желать лучшего.



- О капризах актёров на съёмках ходят легенды. С вашими-то героями хлопот наверняка не бывает?

- На контакты с людьми (в основном, актёрами при озвучании) приходится примерно десятая часть времени работы над фильмом. Но это самая сложная часть, ведь человека не подправишь карандашом. Актёры имеют обыкновение опаздывать, уходить в запой... С рисованными персонажами куда проще. Мультипликация – это мир, где можно делать всё, что хочешь. Хочешь нарисовал нос вооот такой огромный, а на его конце вырос… ну, волк какой-нибудь. Вот взял и нарисовал. И сделал из этого историю. Где ещё такое сделаешь! Правда, в «Сыне охотника» и «Глупом волке» я качнулся к реализму. В последнем старался как можно натуральнее изобразить волка, пересмотрел «Кингу джунглей». В лес за наблюдениями выезжать не стал, как диснеевцы. Знаете, когда делали «Король-Лев», всех аниматоров вывезли в Африку, чтобы они смогли вживую понаблюдать за зверями, которых предстоит изобразить.

Сейчас хочу отойти от реализма и сделать совершенно безбашенную вещь в стиле «Тома и Джерри». С деформациями, юмором абсурда…

Идей много, до зрителя бы ещё дойти. А то будто в космос уходят все старания. С другой стороны, страшновато поднимать этот вопрос. Вдруг кто-нибудь скажет: «Действительно, зачем нам это нужно, давайте-ка прикроем лавочку». Тогда даже на фестивали выезжать не придётся, потому что мультфильмов у нас не станет вообще.



Айгуль МУСИНА Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»