Кристоф-виллибальд глюк хор «О, если в роще сей унылой» из оперы «Орфей» К. В. Глюк - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кристоф-виллибальд глюк хор «О, если в роще сей унылой» из оперы «Орфей» К. В. Глюк - страница №1/1

КРИСТОФ-ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК

ХОР «О, ЕСЛИ В РОЩЕ СЕЙ УНЫЛОЙ»

из оперы «Орфей»
К.-В. Глюк (1714-1787) – немецкий композитор, один из виднейших представителей классицизма. Творчество Глюка представляет пример целенаправленной реформаторской деятельности в области оперы, принципы которой композитор сформулировал в предисловии к партитуре «Альцесты». Музыка, как считал Глюк, призвана сопутствовать поэзии, усиливать выражаемые в ней чувства. Развитие действия осуществляется главным образом в речитативах-асcompagnato [как это читается?], повышается роль оркестра вследствие упразднения традиционного речитатива-secco [а это?], драматургически активное значение приобретают хоровые и балетные номера в духе античной драмы, увертюра становится прологом к действию. Объединяющей эти принципы идеей было стремление к «прекрасной простоте», а в композиционном плане — к сквозному драматургическому развитию, преодолевающему номерную структуру оперного спектакля. Оперная реформа Глюка базировалась на музыкально-эстетических принципах Просвещения. В ней отразились новые, классицистские тенденции в развитии музыки. Идея Глюка о подчинении музыки законам драмы оказала влияние на развитие театра XIX-XX веков, в том числе на творчество Бетховена, Керубини, Спонтини, Берлиоза, Вагнера и Мусоргского. Однако уже во времена Глюка существовала убедительная антитеза подобному пониманию драмы в операх Моцарта, который в своей концепции исходил из приоритета музыки.

Стилю Глюка присущи простота, ясность, чистота мелодики и гармонии, опора на танцевальные ритмы и формы движения, скупое использование полифонических приёмов. Особую роль приобретает речитатив-accompagnato, мелодически рельефный, напряжённый, связанный с традициями французской театральной декламации. У Глюка встречаются моменты интонационной индивидуализации персонажа в речитативе («Армида»), характерна опора на компактные вокальные формы арий и ансамблей, а также на сквозные по форме ариозо.


Премьера оперы «Орфей» («Орфей и Эвридика», либретто Раньеро да Кальцабиджи, 1762) состоялась 5 октября 1762 года в Вене. К тому моменту, когда он создал первое реформаторское сочинение – оперу «Орфей», на сценах Европы царствовала итальянская опера – ослепительное зрелище костюмов и декораций, певцы-виртуозы, мифологические сюжеты, герои и героини, далёкие от реальности, определённые движения и жесты для выражения того или иного чувства. Глюк, даже в рамках сложившегося стиля пытавшийся оживить застывший оперный жанр, встретил сподвижника – либреттиста Кальцабиджи. Их объединила мысль об опере, пронизанной драматизмом. Сочетание малого количества слов с ярко звучащей музыкой и большими зрелищными эффектами должны были придать неповторимый характер новой опере. Текст должен был быть сжатым и впечатляющим. Авторами была выбрана древняя фракийская легенда о поэте и певце Орфее.

«Орфей» гораздо ближе и понятнее зрителю, чем итальянские оперы XVIII века, нередко называемые «концертами в костюмах». Глюк объединяет драматическое и музыкальное начала, даёт яркие характеристики персонажей. Имеет значение каждый эпизод – и речитативы, и арии, и хоровые сцены. В опере еще есть вставные номера, останавливаю-щие действие (танцевальные дивертисменты), но некоторые балетные сцены вписываются в общую драматургию (танцы фурий). «Орфей» – реформаторская опера эпохи классицизма.


Хор «О, если в роще сей унылой» звучит в конце первого акта оперы, когда Орфей оплакивает Эвридику, умершую от укуса змеи.

Сопровождение составляет гармоническую основу фактуры произведения.

Тональность c-moll – скорбно-сосредоточенная. Есть отклонения в g-moll, Es-dur. Метр двудольный, размер сложный – 4/4. Темп – Moderato (умеренно), агогические [что это такое?] изменения отсутствуют.

Динамика разнообразна: от pp до f. Часто встречаются контрастные динамические сопоставления ppf, находящиеся на границах построений формы.



Хор смешанный (сопрано, альты, тенора, басы). Все голоса поют в свойственной им тесситуре.

Диапазоны хоровых партий:



Исполнительские трудности заключаются в точном интонировании хроматических звуков (например, в тактах 42-47).