Кристин Джетт Таро для профессионалов. Открытие собственного бизнеса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Кристин Джетт Таро для профессионалов. Открытие собственного бизнеса - страница №4/5

Глава 6

Преподавание и изучение Таро

Когда учитель готов, появляются ученики.

Кристин Джетт
Преподавание Таро — занятие творческое, приятное и очень пугающее, если вы не готовы. Оно требует вложений времени и энергии. Взрослые ученики хотят получать информацию точную, лаконичную и применимую на практике. В этой главе рассматриваются основы успешного преподавания и предложения по организации уроков в формате мастер-класса, подстроенного под потребности взрослых.

Существует немало способов организации и преподавания Таро. Каждый курс отражает личность и мировоззрение учителя. Вы разрабатываете уроки так, чтобы они максимально удовлетворяли потребностям ваших учеников и окружающей среды. Я не могу рассказать вам, как это делать, но могу поделиться своими взглядами на преподавание. Мое описание шестинедельного курса Таро для начинающих и десятинедельного курса по специальности приводятся в приложении Б, вместе с идеями по занятиям более высокого уровня. Будете вы опираться на них или нет — ваше дело.

Начиная с раздела «Призываются все любители Таро» и до конца главы вы изучите качества эффективного учителя и рассмотрите способы оценки инструктора Таро с точки зрения ученика. Это поможет вам объективно взглянуть на свои уроки. Моя цель в этой главе — предоставить стартовую площадку для вашего роста и исследования среды как учителя. И ради бога, получайте удовольствие!

Формат мастер-класса

Обучение Таро подобно счастью: не место, куда нужно попасть, а способ преодолевать путь. Каждый имеет право испытывать радость на каждом этапе пути. Во время уроков моя задача — научить других учиться. Я согласна со старой поговоркой: дающий рыбу дает один ужин, а тот, кто учит ее ловить, обеспечивает едой до конца жизни. Я хочу учить рыбной ловле. У меня нет всех ответов, и я многому учусь у своих учеников, потому что открыта обмену идеями. Мой стиль преподавания основывается на потребностях взрослых учеников: взрослые хотят получать лаконичную информацию, которую можно применить прямо сейчас, и хотяг сами направлять свое обучение59.

Я использую формат мастер-класса для преподавания как Таро, так и писательского мастерства. Мастер-класс — это форум, на котором учитель и ученики становятся партнерами по опыту обучения60. Мастер- классы но Таро — это больше, чем программа, помогающая ученикам приобрести навыки чтения карт. Это класс, на котором вы и ваши ученики создаете связь, образующую основы обучения. Ваши уроки становятся индивидуализированными, потому что ученики сосредоточиваются на важных для них темах, а вы отзываетесь на их усилия.

Каждый мастер-класс Таро отражает личность и мировоззрение учителя. Вы планируете свой мастер-класс так, чтобы он максимально соответствовал потребностям учеников, временным рамкам, обстановке и личному стилю. Есть много вариантов формата мастер-класса. Я опишу только один. Он особенно полезен при проведении сосредоточенного двух- или трехдневного класса в течение одних выходных, потому что предоставляет возможность для активного взаимодействия, упражнений и перерывов.

Модель моего мастер-класса выходного дня: он начинается с десяти- минутного мини-урока, сосредоточенного на определенном навыке или концепции. После мини-урока ученики работают с картами двалнать- двадцать пять минут. Маловероятно, что все они будут делать одно и то же. Они сами решают, что им важно. Ваши ученики могут обращаться к разным упражнениям, например, писать историю по картам, придумывать расклад, работать с одной мастью, записывать ключевые «мнемонические фразы» для каждой карты, смотреть па рисунки, делать запись в журнале или читать предлагаемые материалы.

Упражнения выполняются с партнерами или в маленьких группах. Я предлагаю формы упражнений и взаимодействия, но позволяю ученикам самим решать, чему они хотят научиться и каким образом. Одним нужны подробные инструкции, а другие хотят независимости. Не бывает двух одинаковых мастер-классов.

Во время урока класс негромко гудит — это продуктивный шум. Я прохожу по классу, проверяя, как идет дело, разговариваю с отдельными учениками или группами, даю советы и отвечаю на вопросы. Последние пятнадцать минут часа предназначены для того, чтобы делиться полученным опытом, по отдельности или в группах. Ученики могут выйти в центр и перед всем классом рассказать о своих переживаниях. Остальные слушают или задают вопросы. То же самое может происходить и в маленьких группах. Единственное, на чем я настаиваю, — па уважении к разнице мнений.

В ходе выходных ученики собирают больше информации; за разрешенное время работы они могут решить сосредоточиваться на более ранних мини-уроках. К примеру, если утром мы говорили о Старших Арканах, а днем — о придворных картах, ученик может решить продолжать работу со Старшими Арканами даже после этого. Я оставляю решения по процессу обучения ученикам, потому что считаю, что мы работаем с тем, что нам нужно знать. Вот план пятидесятиминутного занятия (оставшиеся десять минут от часа отводятся под перерыв).

Мини-урок Таро — 10 минут.

Работа с картами — 25 минут.

Обсуждение и вопросы — 15 минут.

Другой способ организации мастер-класса Таро приведен в приложении Б. Я преподаю шестинедельный курс, каждое занятие по два часа. Хотя мне доводилось вести марафоны выходного дня, я предпочитаю шестинедельный курс, потому что он позволяет ученикам работать дома в удобное для них время. Первые пятьдесят минут я использую как «мини-урок», мы делаем перерыв, а в оставшиеся сорок пять минут я хожу между учениками, которые работают над заинтересовавшим их упражнением по любой теме моих мини-уроков. Последние пятнадцать минут я оставляю для вопросов или комментариев.

Как видно из этого описания, вы уже не просто источник информации. Роль инструктора мастер-класса — поддерживать, организовывать и способствовать обучению. Вы будете вести, одобрять и хвалить учеников за их усилия. Вы также будете помогать им получать новые прозрения, устанавливать взаимосвязи, анализировать информацию и общаться посредством мыслей и чувств.

Помимо мини-уроков, вы работаете с отдельными людьми и небольшими группами. Поскольку ориентир на образец — это могущественный мотиватор и учитель, иногда вы работаете с картами вместе со своими учениками. И конечно, для того чтобы мастер-класс прошел успешно, нужно отказаться от потребности контролировать или давать наставления, как Верховная Жрица. При этом методе обучения вы скорее Отшельник: зажигаете свет, чтобы другие нашли свой путь.

Некоторых беспокоит, что, пока вы ходите по классу и помогаете одним, другие перестанут работать, или что мастер-класс не подойдет для большой группы. Может быть, вы считаете, что у кого-то из студентов не будет возможности для обсуждения. По моему опыту, хорошо проведенный мастер-класс преодолевает все эти страхи, потому что ученики занимаются самообучением. Взрослые — это ученики, которые могут контролировать себя сами, они получают от мастер-класса именно то, что им нужно, без особых указаний учителя.

Ученики приходят к вам на мастер-класс, потому что выбрали в нем участвовать. Они могли бы потратить свои время и силы на что-то другое, но решили потратить на вас. Если вы указываете им путь, то взрослые ученики сделают остальное, будете вы переживать по этому поводу или нет. Поскольку ученики при работе с картами сосредоточены на своих интересах, тревогах и мечтах, материал мастер-класса Таро — это ткань их жизни. У них уже есть вся необходимая мотивация, чтобы изучать Таро.

Работа с Таро — это могущественный инструмент обучения. Она позволяет анализировать и синтезировать свои чувства, мысли и озарения, развивая интуицию. Когда мы работаем с Таро, то осознаем себя и на-

Внимание к практическим деталям за неделю или больше до первого урока избавляет от ненужного стресса, так что вы можете произвести прекрасное первое впечатление на своих учеников.



  • Дважды проверьте время, дату и адрес занятия. Нужно ли вам получить ключи у владельца помещения? Договоритесь об этом сейчас. Запланируйте, что придете по крайней мере за полчаса до урока, чтобы все подготовить и поприветствовать пришедших заранее учеников.

  • Организуйте бебиситтеров и транспорт. Заранее проверьте расписание автобуса, поезда или метро на выходные или на вечер. Рассчитайте время поездки.

  • Проверьте прогноз погоды за сутки и в день урока. Решение об отмене нужно принимать как можно раньше, чтобы успеть предупредить студентов.

  • Проверьте материалы: вашу копию обзора курса, раздаточные материалы или колоды, которые вы хотите принести, мелкие купюры для сдачи, аппарат для приема оплаты кредитными картами, чеки, мел, губку, воду, доску для записей, маркеры и т. д. Все, чего не хватает, следует докупить перед первым уроком.

  • Составьте список всего — всего! — что вам потребуется. Затем наклейте его в таком месте, чтобы видеть, когда будете выходить из дома, и проверяйте перед выходом.

  • Выбирайте одежду с расчетом на комфорт и уверенность. Мода — это хорошо, но вторично. Если вы хорошо себя чувствуете, то так же и выглядите.



Нервы и головокружение

Ну вот. Сегодня вы проведете свой первый урок. Вы вот-вот встанете перед классом, и сейчас вас подташнивает. Конечно, не все нервничают из-за того, что им предстоит выступать перед группой незнакомых людей. Некоторые при выступлениях расцветают. Если вы относитесь к этой категории, вам повезло. Большинство страдают от «страха сцены», когда па них все смотрят. Несколько простых шагов помогут вам произвести первое впечатление и дать хороший урок.



  1. Постарайтесь, чтобы в этот день было как можно меньше стрессов. Делайте все необходимое, чтобы поддерживать связь с землей. Отдыхайте, ешьте, делайте упражнения, пересмотрите свои заметки. Ничье мнение не будет для вас верным. Избегайте всех, кто подрывает вашу уверенность комментариями: «В чем дело? Это всего лишь урок Таро». Принимайте поддержку союзников и позвольте им помогать вам.

  2. Ешьте легкую пищу. Тревожность мешает пищеварению61. Тяжелая пища добавит к комку в горле тяжесть в желудке. Избегайте жирной еды — масла, соусов, майонеза, шоколада, потому что они еще больше ухудшают работу пищеварения. Сведите к минимуму употребление сахара, по поддерживайте уровень потребления кофеина, чтобы избежать симптомов кофеиновой ломки. Любые нежирные протеины добавят вам энергии и обострят реакцию. Попробуйте нежирные йогурты, творог, креветок или молоко. Углеводы без жиров успокаивают. Попробуйте крекеры, тосты, маффины или хлопья.

  3. Берите с собой талисманы и амулеты. Я никуда не хожу без кулона с хрусталем в кармане. Без него я чувствую себя неодетой. Когда я преподаю, то всегда ношу астрологический кулон с камнем даты рождения. Я чувствую себя более уравновешенной и цельной, когда он находится у меня на сердце. Возьмите с собой все, что обладает для вас особым значением и придает покоя и уверенности.

  4. Не боритесь с тревожностью. Первое, что я говорю классу: «Спасибо за то, что вы пришли. Я немного нервничаю». Ученики ценят честность. Не нужно прикрывать тревожность, подавлять ее или извиняться. Вы помните, как чувствовали себя в детстве перед большим праздником? Щекотка в животе, сбивающееся дыхание, головокружение, подгибающиеся колени — это чистый

восторг, но его физические симптомы совпадают со страхом выступлений. Физические симптомы тревожности могут появляться за несколько часов до урока или с появлением первого ученика. Осознав физические симптомы, примите известные вам меры, чтобы успокоиться.

  1. Я музыкант-любитель и регулярно выступаю в местном оркестре. Я никогда не стану профессиональным музыкантом. Я занимаюсь музыкой, потому что люблю ее, но это не избавляет от пустоты в животе или головокружения прямо перед концертом, особенно если зрителей много. Когда вы — учитель, который стоит перед полной комнатой незнакомцев, заплативших деньги, то вы выступаете, и ваше выступление получает оценку публики. Вот несколько советов профессионалов по снижению «страха сцены»62.

  • Тревожность меняет ритм дыхания, так что вы либо дышите поверхностно, либо глотайте воздух. Не нужно глубоко дышать. Слишком легко получить гипервентиляцию и головокружение. Вместо этого выдохните, медленно, через рот, пока легкие не опустеют полностью. Пока вы делаете медленные выдохи, вдохи получатся сами.

  • Используйте любые техники «успокаивающего дыхания», которые вам известны из йоги или медитаций.

  • Отпустите напряжение свободными, плавными движениями. Замкните воздействие адреналина, выровняв тело: немного согните колени, разверните грудную клетку и вытяните позвоночник. Ощутите связь с землей и надежность от пояса внизу и свободу и безграничность от пояса вверх.

  • Толкните стену. Встаньте лицом к стене и положите на нее обе ладони, на ширине плеч и на одном с ними уровне. Теперь попробуйте оттолкнуть стену. Вы напрягаете мышцы, а это уменьшает выработку адреналина. Если стены нет, попробуйте другое изометрическое упражнение: сложите руки вместе перед собой, локтями наружу, пальцами вверх, в молитвенном жесте. Толкайте руки навстречу друг другу и одновременно шипите. На вдохе расслабьте мышцы, повторите.

  • Улыбайтесь. Тревожность вызывает мышечное напряжение по всему телу, особенно оно очевидно на лице. Улыбка нарушает мышечное напряжение и может перенаправить ваше эмоциональное состояние. Не нужно улыбаться широко и глупо. Мягкой улыбки или даже приятного выражения лица будет достаточно.



Трудные ученики: чему вас никто не научит

Ваша цель как учителя — развивать независимость мышления, одновременно с этим поддерживая атмосферу, способствующую обучению. Большинство взрослых приходят на урок, потому что хотят здесь быть, и создается обстановка удовольствия, взаимодействия и поддержки. Но периодически у меня возникали проблемы даже со взрослыми студентами. Они попадают в три категории: болтуны, критики и местные эксперты.



Болтуны

Один из самых трудных учеников — взрослый, переполненный энтузиазмом и не перестающий говорить. Они вставляют комментарии при малейшей возможности, нарушая поток информации. С одной стороны, они в восторге от Таро и хотят применять все, что вы говорите, к своей жизни. Это пламя энтузиазма гасить не хочется. С другой стороні,!, подобная болтовня отвлекает от основного процесса.

У меня есть два фокуса для работы с говорливыми перевозбужденными учениками. Я выразительно благодарю их за энтузиазм и твердо говорю, что нам нужно пройти весь материал. Я повторяю просьбу по необходимости и предлагаю им оставить комментарии до перерыва или окончания занятия. А если другие люди не могут вставить слово, я говорю, что всем участникам нужно предоставить возможность высказаться. Если ученик все равно не замолкает, я встаю рядом с ним, кладу

требуют от других постоянного восхищения. Кроме того, они необоснованно ждут, что окажутся в центре внимания, и не готовы признавать потребности или чувства других.

Терпеть местного эксперта в классе трудно, потому что он вызывает дискомфорт у других людей, в том числе и у вас. Если вы чувствуете, что студент вами манипулирует, можно быть уверенным, что вам попался местный эксперт. В психиатрии говорится, что у местных экспертов нарциссическое расстройство личности63, но вы ведете урок, а не ставите диагноз или занимаетесь терапией.

Что происходит, когда такой эксперт указывает на вашу неправоту или начинает поучать? Помните: меньше всего вам нужно критиковать этого человека, приводить его в защитный настрой или оценивать его работу, потому что местный эксперт быстро начинает злиться и устраивает сцену. Единственная ваша цель — достичь компромисса с этим проблемным человеком, чтобы можно было продолжить занятие.

Лучший способ осадить местного эксперта — согласиться с ним. К примеру, он говорит во время занятия, что знает про Таро больше вас. Вы бодро отвечаете так, чтобы было слышно всем: «Может быть, вы знаете про Таро больше меня, но сейчас я нахожусь в другом положении. Я веду урок, а вы на нем — ученик. Возникает проблема. Если вас не устраивает мой уровень знаний, я верну вам деньги и попрошу прощения. Если нет — давайте продолжать, несмотря на мои недостатки».

Предположим, что местный эксперт называет вас уничижительными словами, например «Дурак» или «Ты никакой учитель». (Мои ученики по курсам медсестер называли меня еще и не так.) Первый порыв — защищаться или разозлиться, но это ничего не решит. Никакое перечисление ваших добродетелей не убедит ученика, что вы умны или хороший учитель. Лучший ответ на подобное: «Да, может быть, я временами плохой учитель (или глуп), но делаю все, что могу. Если для вас этого недостаточно, может быть, вам стоит покинуть класс. Если вы решите остаться, помните, что я делаю все, что могу. Вы решаете, что вам делать».

Как и в случае критика, вы снова вернули ответственность за выбор самому человеку. Вы согласились с местным экспертом, повторив ему его фразу в точности. В данном случае он назвал меня плохим учителем, и я ответила: «Да, может быть, я временами плохой учитель, но...» Используйте в точности те же слова, которые употребил эксперт. Хотя эта техника коммуникации трудна, но вы рассеете напряжение, потому что не дадите человеку другого словесного оружия. Как он может с вами спорить, если вы с ним согласились?

Помните, ваша цель — не предлагать терапию, а продолжить урок. В обоих примерах все сохраняют лицо, потому что вы не подвергаете сомнению превосходство эксперта. Согласившись с ним, вы получаете возможность вести урок дальше. Да, это сложно, и от вас требуется высокая самооценка, но результат есть.

Теперь придумайте план на случай мешающего занятию или неуважительного ученика. Как заставить замолчать болтуна? Что делать, если участник унижает других, особенно вас? Как действовать, когда один из учеников принимает ролі» местного эксперта и комментирует каждое ваше слово? Ожидайте неожиданного. Если вы продумаете стратегии коммуникации заранее, то сэкономите время и защититесь от раздражения. Ваши ученики поблагодарят вас за это.

Общая стратегия

Независимо оттого, что происходит на уроке,улыбайтесь, получайте удовольствие и — самозабвенно учите. Равновесие между заботой и самозабвением — вещь хрупкая, но когда вы его находите, адреналин придаст особой остроты и глубины тому, чему вы учите. Все это время помните о своей цели. Не забывайте, почему вы рассказываете другим о картах, которые так любите.

Если вы сомневаетесь в своих способностях преподавателя Таро, оцените ситуацию в целом. С точки зрения реального времени то, что вы делаете, пе имеет особого значения. Однако в большей схеме вы посылаете именно ту энергию и любовь, которые поддерживают мир в сознании. Их нельзя заказать по требованию. Они должны приходить по частям от отважных людей, подобных вам, которым хватает смелости нести Таро следующим поколениям энтузиастов.

держивается ли он определенной школы мысли или подхода? Некоторые учителя следуют систематическому методу инструктирования в конкретной философии. Если вам это подходит, то вы нашли друг друга. Но если вам при обучении комфортнее в гибкой обстановке и вы предпочитаете быть партнером учителя, то вам подойдет учитель с более гибким подходом, который подбирает обучение под ученика, а не наоборот.

Какой у него опыт? Сам по себе опыт не гарантирует качества. Если потенциальный учитель преподает много лет, прислушивайтесь к соответствующей открытости росту и переменам. Молодой или начинающий учитель может оказаться великолепен, если преподает с духом открытости и сотрудничества. Не основывайте свои суждения на одном только опыте.

Маленькая хитрость: спросите, почему он преподает. В ответе ищите ощущение, что человек любит Таро, любит видеть, как другие учатся, и знает, как помочь им. Этого достаточно. Также спрашивайте о практических деталях. В какое время проводятся занятия? Сколько они стоят? Как за них платить? Какова политика относительно пропущенных занятий и возврата денег?

Не бывает идеального учителя. Научиться можно у любого. Оценивая потенциального учителя, прислушивайтесь к своей интуиции. Он вам нравится? Вы заметили энтузиазм, чувство юмора, воображение или любые другие качества, которые считаете необходимыми для обучения? Она ясно выражает мысли? Ее интересуют ваши цели и потребности? Ее характер вызывает у вас симпатию, как у ученика?

Начало занятий

Вы нашли себе учителя и теперь проходите мастер-класс выходного дня или шестинедельный курс. Для того чтобы получить максимум от обучения, практикуйте работу с картами. Если цели практических заданий вам неясны, спрашивайте. Не стоит считать, что это неважно. Если вы не понимаете, спрашивайте. Общайтесь с учителем, иначе ему не узнать, что его мысли до вас не доходят.

Верьте в умения учителя и ваш потенциал. Пробуйте, прежде чем отказываться. И наконец, терпеливо относитесь к постепенному прогрессу. Если вы действительно только начинаете, вы не выучите значения семидесяти восьми карт за одни выходные. Если вы уже какое-то время делаете расклады и учитель предлагает внести серьезные коррективы в то, как вы толкуете карты, вам может показаться, что вы идете назад. Не разочаровывайтесь. Со временем будут выработаны ваши стиль и голос, основанные на жизненном опыте и взглядах. Уделяйте больше времени тем областям Таро, которые вам нравятся, а в остальном проявляйте выдержку и терпение. Все придет со временем.



Оценка учителя

Предположим, вы записались на шестинедельные курсы Таро и только что посетили первое занятие. На учителе лежит большая ответственность — установление контакта с классом. Обдумывая первый урок Таро, проведите неформальную оценку своих ощущений64. Помог ли вам учитель почувствовать себя комфортно? Спокойна ли атмосфера? Поощряет ли учитель вопросы и обратную связь? Относится ли он к вам как к взрослому — с уважением и вежливостью, а не снисходительно?

Опытный учитель умеет оценивать студентов, не разочаровывая их. Вы должны с самого начала слышать позитивные послания. Создаст ли учитель атмосферу поддержки? Что-то идет не так, если вы возвращаетесь после занятия домой, чувствуя себя униженным или недооцененным. Обсудите это с учителем, если можете. Если ситуация не улучшается к концу второго урока, попросите вернуть деньги и найдите другого учителя.

Показывает ли вам учитель, как работать с картами? Следите, чтобы занятия не превращались в представление. Он демонстрирует работу или собственные блестящие навыки? Есть большая разница между демонстрацией и выступлением. На ранних этапах умные учителя сосредоточиваются на том, что вы можете сделать сразу же, например, сортировать карты по мастям или выкладывать последовательности

вкусы, но в уважительных отношениях нет места пренебрежению. Даже если учителю не правится ваш выбор, это ис значит, что ваша колода не имеет ценности. Для вас, очевидно, имеет. Учитель может попросить для ясности использовать в упражнениях один тип колод, но он обязан уважать ваш личный выбор;


  • учитель поощряет зависимость и подавляет инициативу. Уроки Таро даются для вашей пользы, а не для учителя. Ваши идеи, вклады и вопросы важны. Если вы чувствуете, что они не важны, то у вас неправильный учитель;

  • к учителю нельзя приблизиться. Учитель, который пресекает общение с собой перед занятиями, во время перерывов или после, может точно гак же закрыть двери к изучению Таро, потому что подавляет энтузиазм. Вы имеете право задавать вопросы. Важно чувствовать себя в безопасности для самовыражения — словами и через карты Таро.

Всегда стоит попытаться улучшить проблемные отношения прямым разговором. Также важно признавать, что может понадобиться найти другого учителя. Не имеет смысла обвинять других в неприятной ситуации.

Иногда, пытаясь изучать карты Таро, мы оказываемся в ловушке так называемого «синдрома ученика»: ощущения, что мы ничего не знаем, а учитель знает все. Можно избежать синдрома ученика, если думать об учителе не как о родителе (он обо мне позаботится) или механике (он расскажет, как соединяются эти части), а как об агенте в бюро путешествий. Мы принимаем информацию, советы и помощь во множестве мелочей, но в итоге это только наше путешествие.



Сила ученика

Изучая Таро в зрелом возрасте, мы можем чувствовать себя уязвимыми или нервничать, оказавшись учениками. Оказывается, что нам трудно что-то делать, когда над нами кто-то нависает. Во взрослом возрасте мы привыкли эффективно действовать, быть компетентными и умелыми. Обучение Таро может быть испытанием для взрослого: чтобы пережить обучение, желание изучить карты должно быть сильнее, чем потребность выглядеть компетентным.

Для тех, кто учится читать расклады из-за глубокого внутреннего желания, уроки Таро становятся временем, когда сердца раскрываются. Эмоциональная буря, которую мы испытываем, когда пытаемся изучать карты, — это доказательство интенсивности и важности Таро как такового. Изучая Таро, мы можем справиться с большинством уроков, если выполняем следующее.


  1. Рассматриваем критику со стороны. Многие раздувают важность негативных комментариев и пренебрегают похвалой. Если мы платим учителю за то, что он помогает нам изучать Таро, то нужно найти способ принять его наблюдения и предложения без ощущения себя подавленным, защищающимся или скептичным. Это тяжело. Даже самый мягкий учитель может сказать что-то, кажущееся бестактным или резким. Порой приходится напоминать себе о гом, что нужно прислушиваться к духу любви, скрытому в послании, или рассматривать критику со стороны: это мнение всего лишь одного человека, никак не связанное с нашей реальной значимостью.

  2. Готовы рисковать. Становясь учениками Таро, мы должны рисковать, что окажемся неправы, сделаем ошибку, будем звучать глупо во время расклада; иначе мы никогда не вырастем. Все, с чем остается работать учителю, — то, что мы приносим с собой на урок. Смелость куда полезнее при обучении, чем страх.

  3. Учимся активно. Думайте сами. Сколько бы ни было знаний у учителя, он может не суметь передать их. Возможно, вам придется учиться читать карты самостоятельно, анализируя сказанное учителем и задавая вопросы. Активное обучение означает, что мы сами вырабатываем решения для своих проблем. Даже если эти решения неверны, усилия, которые мы прикладываем, наделяют опытом. Активность также означает, что мы проверяем



Самостоятельное обучение

Вы можете сами научиться толкованию? Конечно! Большинство из нас так и поступают. Учиться читать карты самостоятельно особенно хорошо, если вам нравится самому во всем разбираться; если вы считаете неожиданные решения отходом в сторону, а не неправильным поворотом; если вам нравится совершать открытия, подбирая способы их использования. Кроме того, самостоятельное обучение лучше сочетается с хаотичным или плотным расписанием.

Индивидуальное обучение не значит, что вы все изучаете в одиночку. Вначале важны поддержка и одобрение. Самые лучшие ваши союзники — колода карт, интуиция и журнал. Следующий важнейший источник поддержки для тарологов-самоучек — общество коллег. Вы избавите себя от напряжения, если у вас будет хотя бы один компетентный и сочувственный таролог, к которому вы сможете обратиться, когда зашли в тупик или у вас появились вопросы.

Другие хорошие источники информации для тарологов-самоучек — тематические издания, аудиозаписи, видеозаписи и компьютерные программы. В большинстве журналов по Таро, на сайтах и в рассылках публикуют рецензии па книги, колоды, записи и диски. Кроме того, можно попросить друга или продавца в магазине порекомендовать материалы.

Сегодня выпускают больше материалов для самообучения, чем когда-либо. Когда выбор такой богатый, как оценить книгу, диск или систему обучения? Мое первое правило — относиться скептически (или но крайней мере реалистично) к громким заявлениям. Для того, чтобы стать опытным тарологом, требуется время. Метод, который предлагает «поразительно простое Таро», обычно означает именно это — вы изучите несложные определения карт и будете делать простенькие расклады. Простота прекрасно подходит для начала, по здравый смысл велит не ожидать большего. Нам хватает опыта с растворимым кофе и мгновенными банковскими операциями, чтобы понять, что такое мгновенное обучение Таро: чем-то пожертвовали или по крайней мере отложили, чтобы получить быстрые результаты.

Действительно ли книга или метод обучения начинаются с нуля? Метод, который исключает базовую информацию по Таро, например, структуру колоды или стандартные значения карт, — необязательно плохой выбор, но он означает, что вам придется искать дополнительную информацию где-то еще. Одни книги учат читать карты, а другие показывают, как другие читают их. Это различие на уровне начинающего очень важно.

Человек, который уже знает, как делать расклады, может послушать запись или прочесть книгу, чтобы подобрать полезные советы. Нам нужны образцы, конечно, и мы можем многому научиться у мастеров. Но метод самообучения для начинающих должен представлять собой нечто большее, чем законченный продукт, — в данном случае расклад Таро с толкованиями карт. Он должен учить выполнять расклад шаг за шагом. Таро — это путешествие, а не пункт назначения.

Качество материалов по Таро улучшается, поэтому вы можете выбирать форму подачи в зависимости от собственного стиля обучения, бюджета и личных предпочтений. Книги дешевле, чем частные уроки, — но только если вы их используете. Книга может терпеливо повторять вам интересующий материал, а может так же терпеливо стоять на полке и ничего не делать. Любая мотивация исходит от вас. Самообучение может подходить одним, но других ничто не мотивирует лучше, чем встреча с тарологом или группой. Вы решаете сами.

e-puzzle.ru

Плато Таро

Прогресс в изучении Таро, как и в изучении любого другого нового навыка, никогда не бывает совершенно гладким или постепенным. Много дней, недель или месяцев вы будете учить новые расклады, значение многих карт и расширять свое понимание себя так быстро, что голова закружится. А затем вы выходите па плато: много дней, недель или месяцев, в течение которых, сколько бы вы ни работали, вам кажется, что перемен нет: не возникает новых прозрений или карты кажутся бессмысленными. Может возникнуть ощущение, что вы движетесь назад. На прошлой неделе вы знали значения придворных карт. Почему теперь вы их не помните?

Это период, когда уже изученное усваивается и упорядочивается, способ подготовить ваш разум, эмоции и дух к новому прыжку вперед. Представьте, что плато — это сбор урожая, жатва, но не рост. Ранние плато в процессе обучения вызывают разочарование, потому что у нас мало основания, на которое можно было бы опереться. В дальнейшем в такие моменты следует возвращаться к истокам, отдыхать и наслаждаться прежними достижениями. Но если вы недавно пришли в Таро и у вас мало достижений, первое плато может стать настоящим испытанием. Одни мой знакомый эксперт по Таро так описывает «ученика трех уроков»: восторженный начинающий, который бросает после трех недель занятий. В Таро можно быстро наткнуться на стену разочарования, ногому что еще немало предстоит изучить.

Плато могут возникать и тогда, когда мы много лет работали с Таро. Карты становятся скучны, мы ищем книги для вдохновения, и кажется, что под солнцем не осталось ничего нового. Таро потеряло свою магию. Я не думаю, что от апатии Таро можно излечиться, найдя новые материалы, хотя оригинальное мышление может внести дуновение свежего воздуха в литературу. Проблема не в Таро, а в том, как мы смотрим на карты. Нам же лучше будет, если мы изменим точку зрения, как Повешенный, и будем смотреть на информацию по-новому.



Умейте взглянуть на ситуацию со стороны и будьте готовы заботиться о себе. Вот несколько тактик по преодолению плато. Они также помогут заново зажечь интерес, если вы уже некоторое время занимались Таро и чувствуете, что оно больше ничего не может вам предложить.

  • Посвятите больше времени погружению в уже понятный вам материал. К примеру, если вас заинтересовала Звезда, напишите о ней стихи, медитируйте, больше читайте о ней или придумайте собственную карту. Накопление познаний о Таро может избавить от раздражения из-за непонимания остального. Перевернутые позиции и придворные карты могут подождать. Сначала закрепите усвоенный материал.

  • Не позволяйте учителю Таро заставлять вас двигаться быстрее, чем вы готовы. Большинство понимающих учителей предложат

поддержку и успокоят вас, если замечают ваше раздражение. Скажите им об этом. Часто учитель, который видит вас каждую неделю на занятиях, заметит результаты вашей работы по картам, которые вы пропустили.

  • Учитесь вместе с друзьями. Организуйте группу Таро, которая регулярно собирается и делится раскладами, толкованиями и поддерживает друг друга. Найдите друга — того, кому вы можете позвонить, если оказались в тупике или разочарованы.

  • Найдите способы получать от карт удовольствие! Читайте при свете свечи. Устройте вечеринку раскладов. Возьмите диктофон и запишите текст для журнала Таро голосом, а не от руки. Прослушайте запись. Устройте костюмированную вечеринку но Таро. Составьте книгу рецептов Таро. Что ест на завтрак Королева Кубков? В своей второй книге, «Таро исцеляющего сердца», я предлагаю способы играть с картами Таро. Используйте их для того, чтобы стимулировать свое чувство игры.

  • Подолгу работайте над трудной картой, мастью или раскладом — а потом отложите его на время. Когда вы позднее вернетесь к нему, некоторые трудности разрешатся сами собой, потому что ваше подсознание работало над ними, пока вы занимались другим. Кроме того, вы сможете взглянуть на оставшиеся вопросы под новым углом.

  • Запишитесь и сходите на мастер-класс или конвент по Таро.

  • Купите новую книгу по Таро, новую колоду, программы или подписку на журнал.

  • Проведите день в книжном магазине или библиотеке, просматривая книги по Таро, тематическую музыку или колоды. Необязательно ничего покупать, но посмотреть приятно.

  • Найдите того, с кем можете делиться своими знаниями. Делайте расклады другу, даже если для этого придется подглядывать в книги. Поощряйте новичка.

  • Вытягивайте по одной карте в день и смотрите, что в этот день будет происходить. По ночам обдумайте, как ваш день был связан с картой Таро, и сделайте запись в своем журнале.

  • Никогда не недооценивайте силу золотых звезд. Если вы поставили перед собой цель и достигли ее — отпразднуйте!

Одно из определений безумия — постоянное повторение одного и того же вновь и вновь, но с ожиданием разных результатов. Вы преодолеете раздражение из-за плато в изучении Таро, если найдете новые подходы к картам. Не нужно спрашивать себя: «Научился ли я чему- нибудь?» или «Что еще можно изучить?» Если вы работаете над этим, если вам интересно, если вы прикладываете все усилия, то учитесь — или переучиваетесь.

Природа действия Таро таинственна, и не важно, где мы находимся в своем пути, мы никогда не будем знать всего, что изучили. Но будьте уверены, мы несомненно изучаем больше, чем думали. Если карты больше не доставляют нам радости, то нужно либо отложить их на время, либо искать новые подходы, которые нас вдохновляют. Есть верный признак, что мы двигаемся в нужную сторону, — работа с Таро затрагивает нам душу и приносит обновление.

В этой главе мы взглянули на Таро с точки зрения учителя и ученика. В эпилоге вы пройдете путь к психическому выгоранию и изучите способы поддерживать энергию, нужную для успеха.

Эпилог Энергия успеха



Создание будущего заключается не в безжалостном избавлении от всего и всех на своем пути, но в плавном возвращении к себе и своей способности выполнять изначальную цель своей жизни.

Кэтлин Меттьюс

Здоровый стиль жизни — один из самых ценных инструментов в нашей профессии. Ясный разум способствует ясности расклада. Считайте свое тело системой поддержки для разума. Творчество подпитывается хорошим здоровьем; чем здоровее вы, тем активнее бурлит ваш творческий дар. Если вы поддерживаете свое тело здоровым, то у вас есть энергия для успеха, но то, что вы целыми днями помогаете другим, порой сказывается на психике. Эпилог посвящается этой проблеме и начинается с пути к выгоранию.

Путь к выгоранию

Истина или ложь:



  • профессиональные расклады Таро кажутся вам идеальной работой;

  • работа на себя — это решение всех ваших проблем;

  • вы предпочитаете работать, а не заниматься чем-то еще;

  • вас переполняют надежды и ожидания при мысли о том, что вы будете профессиональным тарологом;

  • вы много работаете и вкладываетесь в любое дело на сто десять процентов;

  • вы идеалист, мотивированный собственными достижениями;

  • все возможно, если достаточно много работать;

  • вы перфекционист с высокими стандартами и ожидаете, что другие будут такими же.

Если вы ответили «да» на один из этих вопросов, будьте осторожны. Вам угрожает выгорание, состояние физического, эмоционального и умственного истощения, вызванного нереалистичными ожиданиями и невыполнимыми целями. Дорога к выгоранию вымощена благими намерениями. Нет ничего дурного в идеализме, трудолюбии, самомотивации или перфекционизме. Нет также ничего дурного в высоких ожиданиях, мечтах и целях. Это замечательные качества. Опасно другое — завышенные, нереалистичные стремления и ожидания от работы обречены на фрустрацию и неудачу. Сам характер кандидата на выгорание заставляет его выкладываться с такой силой, что в конце концов он ломается и выгорает.

Выгорание усиливается поэтапно, и этапы сливаются друг с другом так незаметно, что жертва редко понимает, что происходит, даже после того, как все закончилось. Сначала работа идет замечательно, и все кажется возможным. Потом вы понимаете, что ваша работа свободного таролога не такая, какой вы ее представляли. Что-то идет не так, но вы не понимаете, что. Вы работаете еще старательнее, чтобы воплотить свои мечты. Но старательность ничего не меняет, вы устаете и раздражаетесь. Вы начинаете терять уверенность в себе.

Энтузиазм сменяется хронической усталостью и раздражительностью. Режим сна и питания меняется. Возникает опасность вредных привычек, таких как злоупотребление алкоголем, наркомания, переедание, шоноголизм или азартные игры. Вы становитесь более раздражительным и сердитым, и люди начинают это замечать. Вы циничны и отстранены, вас одолевают депрессия, тревожность и физические недомогания. Вы начинаете отменять или не появляться на встречах.

Отчаяние — главная черта полноразмерного выгорания, потому что вы ощущаете всеобъемлющее чувство неудачи и потери самооценки. Это может продолжаться несколько месяцев, но вы чувствуете себя одиноким и опустошенным. Вас охватывает парализующий пессимизм в отношении будущего: все равно ничего не получится. Вы истощены, и на этом этапе часты физические и нервные срывы, сердечные приступы, удары и самоубийства. Вот несколько признаков стресса, которые говорят о том, что пора получить помощь до того, как вы испытаете полномасштабное выгорание.



  • Вы чувствуете себя в ловушке, словно вам некуда идти.

  • Вы чересчур волнуетесь и не можете сосредоточиться.

  • Ваше состояние влияет на ваш сон, питание, работу, отношения и повседневную жизнь.

Как феникс поднимается из пепла, вы тоже можете подняться из пепла выгорания, но на это требуется время. Если что-то из вышеописанного относится к вам, пора прервать разрушительный процесс. Сначала вам нужно отдохнуть, расслабиться и нарушить цикл. Не уносите проблемы клиента с собой домой. Возьмите отпуск. Во время отдыха оцените свои ожидания от работы, стремления и пели. Постарайтесь подойти к делу реалистично.

Поговорите с другом или обратитесь к психологу, но будьте осторожны. Ваши новые стремления и цели должны быть вашими, а не чьими- то еще. Пытаться делать то, что хочет от вас кто-то другой, — гарантия дальнейшего выгорания и раздражения. Создайте в жизни равновесие, уделяйте внимание семье, отношениям, общественной деятельности и хобби. Когда вы более уравновешенно распределите свои планы, ваши успехи или неудачи как таролога не будут оказывать такое всеобъемлющее влияние на вашу уверенность в себе и самооценку.



Кальгон, забери меня...

Мудрая пословица гласит, что щепотка профилактики лучше фунта лекарства. Предотвратить выгорание проще, чем излечить его. Раньше людям приходилось решать вопросы жизни и смерти ежедневно,

защищаясь от хищников. Для того чтобы действовать быстро, наши тела приучились справляться с опасностью, ускоряя сердцебиение, повышая кровяное давление, напрягая мышцы и вырабатывая адреналин.

Теперь мы сталкиваемся с современными хищниками: чувство чрезмерного стресса возникает, когда нам становится трудно справляться с давлением повседневной, полной дел жизни. Найдите время и спланируйте свою личную программу борьбы со стрессом, в период пока вы работаете над достижением цели — работы профессионального таролога.

Выберите методы снижения стресса и расслабления, которые вам подходят. Если они не развлекают или не приятны вам, то вы не будете их использовать. Не важно, что вы выберете: тай ци, гипноз, биологическую обратную связь, ванну с пеной, визуализацию, прогулку в лесу, плавание, бег трусцой, катание на велосипеде, прослушивание музыки, игру на музыкальном инструменте, рисование, живопись, поглаживание кошки или игры с собакой — главное, чтобы вам нравилось.

Начните с основ: достаточно ли вы спите? Нехватка спа ухудшает настроение. Если вы спите меньше семи часов в день, сна вам не хватает. В чем дело — в том, что надо вовремя выключить телевизор и лечь спать? Или нужно обратиться к врачу? Другое простое средство — правильное питание. Если вы пропускаете приемы пищи, питаетесь полуфабрикатами и забываете пить достаточно воды, это распространенные реакции на стресс, и они его только усугубляют.

Когда мы оказываемся под сильным давлением, нужно поддерживать стабильный уровень сахара в крови и успокаивать пищеварительную систему. Постарайтесь регулярно питаться и следите, чтобы питание было сбалансированным. Перед едой сделайте несколько медленных глубоких вздохов и выпейте стакан воды. Перейдите на здоровое питание, которое вас успокаивает. Если ничего не помогает, попробуйте напиток, который помог Англии пережить Вторую мировую, — большую чашку чая.

Когда я была моложе, то практиковала «химическое улучшение жизни», и оно едва меня не убило. Злоупотребление веществами проходит три этапа: развлечение, развлечение с проблемами и проблемы. Не мне говорить другим, какой выбор делать в жизни. Все мы должны получить свой опыт и найти свой путь. Однако я могу утверждать, что злоупотребление алкоголем и наркотиками маскирует стресс, но не может избавить от эмоционального или физического напряжения. Эти допинги не решают проблему навсегда, потому что исцеление происходит внутри. Ф. Скотт Фитцджеральд однажды сказал другу, что не писал лучше пьяным — только думал, что получается лучше.

Если мы полагаемся па то, что кофеин поможет нам пережить каждый день, то это превращает нас в комок нервной энергии вместо того, чтобы успокаивать. Курение ускоряет сердцебиение, лишает мозг кислорода, увеличивает риск рака или эмфиземы и мешает естественной стрессоустойчивости организма. И к тому же оставляет запах, раздражающий клиентов.

Поговорим о приятном: попробуйте мою любимую технику снижения стресса — ежедневный смех. Я слышала высказывание, что если мы научимся смеяться над собой, то будем веселиться всю жизнь. Мы слишком серьезно относимся к себе, но жизнь может быть абсурдной, и нам стоит посмеяться над ее шутками. Смех высвобождает эидорфииы (естественные антистрессовые химические вещества в мозгу), расширяет легкие, тренирует мышцы живота и задействует меньше мышц лица, чем хмурое выражение. Живое чувство юмора — общая черта здоровых людей.

Развивайте или пробуждайте чувство юмора. Только вы знаете, что вызывает у вас смех. Вот кое-что из того, что работает для меня. Попросите ребенка рассказать последнюю школьную шутку. Посмотрите смешные фильмы (мне нравятся Стив Мартин, Робин Уильямс и юмор Тома Хэнкса), комедийный телеканал, прочитайте веселую книгу или позвоните другу и поговорите о какой-нибудь чепухе. Прочитайте поздние книги Эрмы Бомбек. Посмотрите повторы «Я люблю Люси», «Seinfeld», «Фрейзер» или вашего любимого комедийного сериала.

Послушайте новую версию «Кто первый?» Бада Эббота и Лу Костелло. Купите записи Джорджа Карлина или Билла Косби периода начала их карьеры. «Растущий католик», «Семь слов, которые нельзя произносить по телевизору», «Рождение ребенка» и «Дантист» — особенно смешные выпуски (первые два — Карлин, вторые два — Косби). Включите Saturday Night Live и посмотрите по кабельному несколько эпизодов с участием оригинального состава. Сходите с другом на юмористическое шоу. Посмотрите, насколько лучше вам становится после того, как вы посмеялись. Рождение и смерть не лечатся, так что давайте получать удовольствие в промежутке.

При успешной программе борьбы со стрессом вы регулярно делаете что-то приятное: каждый день уделяете немного времени себе и своему благополучию. От двадцати минут до получаса будет достаточно. Практически любое занятие, направленное на снижение стресса, дает немедленные результаты, но пользы будет намного больше, если вы будете его придерживаться. Вы станете мыслить более ясно, ощущать себя более уравновешенным эмоционально, и у вас появится энергия, чтобы добиваться успеха.

Мучительные поиски смысла

Смысл приходит раньше, чем заинтересованность. Когда мы находим смысл в работе, легко заинтересоваться в ней. Работа профессионального таролога может потерять смысл, потому что выслушивание проблем других людей ежедневно утомляет. Когда наша работа связана с людьми, у которых есть проблемы, мы становимся уязвимы. Порой случается, что мы выдыхаем с облегчением, едва рабочий день заканчивается. Или хуже того — мы бормочем себе, что нам все равно: «Зачем я это делаю? Эти люди с ума посходили!» Для того чтобы держаться обязательств помогать другим, необходимы сознательные усилия.

Смысл своей работы как профессиональных тарологов мы находим в человеческих взаимоотношениях и человеческом факторе. Однако если мы работаем в любой сфере, связанной с помощью людям, мы можем почувствовать отстраненность от людей. Мы надеваем маску безразличия, чтобы оградить от негативных воздействий свою душу. Нам приходится искать смысл работы таролога так же, как мы ищем опыт Таро и деловые познания — находя в нем источник силы, которым он и является. Нам приходится заново открывать для себя основополагающие цели и ценности, которые издревле мотивировали целителей и наставников. Смысл работы таролога — не в прибыли, а в услуге.

ла. Один из худших раскладов мне делала таролог с «мировой известностью». Она выглядела как робот и раздувалась от собственного величия. Один из лучших раскладов мне делал восторженный начинающий таролог в Новом Орлеане. Она не успела стать циничной, подавленной, или забыть, почему решила заниматься раскладами.

Профессиональному тарологу нужно беречь чувство смысла в служении, свойственного его работе. Укрепляя его, несмотря на усталость, отупение, переработку или неоправданные ожидания, мы поддерживаем заинтересованность в качественных раскладах — и сохраняем смысл для тех, кто приходит после нас.

Принятие изменений ЛИЧНОСТИ

Во всей книге главным положением профессионального расклада оказывается информированный выбор клиента. Люди (клиенты) принимают решения лучше, когда у них есть информация о потенциальных последствиях каждого из возможных действий. А после того как они сделали выбор, дополнительная информация помогает им предполагать, что будет происходить, и смело адаптироваться к изменениям.

Согласно духу информированного выбора, умение быть профессиональным тарологом, как и умение выполнять любую другую новую роль, требует изменений — не только в ваших знаниях и действиях, но и в вашей личности. Личность влияет на то, каким профессиональным тарологом вы станете, но это двусторонний процесс: по мере того как развивается ваша новая карьера, ваши представления о себе тоже меняются.

Перемены — это естественный порядок во вселенной, но разве не поразительно, сколько усилий мы прикладываем порой, чтобы их избежать? У всех нас есть поблизости те, кто сомневается, — близкие и дорогие люди, которые закидывают нас негативными сценариями, хотя и с благими намерениями: «Я говорю тебе это ради твоего же блага», или: «Ты правда думаешь, что эго практично?» Когда вы говорите с другими о своей новой жизни профессионального таролога, спросите себя, действительно ли они поддерживают ваши усилия или бросают на ваш путь тень своих сомнений и зависти.

Перемены и успех приносят разные, удивительные результаты. Даже если вы не видите в себе никаких отличий, другие люди будут воспринимать вас иначе, особенно из близкого круга общения. Ваши друзья, вероятно, поощряли вас стать профессиональным тарологом или по крайней мере поддерживали вас. Но вы меняетесь в процессе роста. Как они отреагируют на вашу новую, более уверенную личность?

Некоторых охватывает беспокойство, и они говорят: «Не практикуй на мне свое Таро!» Или вы волшебным образом становитесь главным советчиком всего сообщества, и люди будут пытаться получить от вас бесплатные консультации. Вероятно, лучшее, что вы можете сделать, — обращать больше внимания на самые сильные источники поддержки и укреплять отношения с ними. Следите за саботажниками, которые попытаются задеть вас. Не стоит терпеть тех, кто хочет, чтобы вы оставались прежним. Делитесь своими мечтами только с союзниками — и знайте, кто они.



<< предыдущая страница   следующая страница >>