Коррекционно-восстановительная деятельность - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основные разделы программы Раздел 1 Тема Основы общей психологии 1 281.83kb.
Сердечно-сосудистая хирургия 1 24.31kb.
Акупунктурная терапия аллоплантом у больных с дорсопатией поясничного... 1 269kb.
Цели: Коррекционно-развивающие 1 118.42kb.
План прохождения аттестации педагогами мбдоу "Д/с №18" на 2013-2014... 1 52.93kb.
«вибромагнитотерапия при синдроме болевого плеча в остром периоде... 1 324.44kb.
Использование интерактивной доски в коррекционно развивающей работе... 1 64.96kb.
Лекция органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,... 1 390.66kb.
Конспект воспитательного мероприятия «Дискотека поколений» 1 115.01kb.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 69.47kb.
Отчет о работе библиотеки специальной (коррекционной) 1 60.2kb.
Программа для любого времени года, позволяющая объемно познакомиться... 1 31.24kb.
- 4 1234.94kb.
Коррекционно-восстановительная деятельность - страница №1/1




Коррекционно-восстановительная деятельность
Наиболее актуальной задачей школы является подготовка незрячих и слабовидящих детей к самостоятельной жизни. Решение этой задачи невозможно без осуществления комплексного подхода к обучению, воспитанию и лечению детей данной категории. Только при условии систематического научно – обоснованного медико – психолого – педагогического воздействия возможно создание необходимой базы для успешной реабилитации и дальнейшей адаптации наших выпускников.

Таким образом, вся система работы школы нацелена на создание условий для непрерывного обучения, воспитания, лечения и охраны зрения учащихся.

В школе создана система коррекционно – развивающей работы по развитию психических процессов, креативных способностей, зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, мимики, коррекции речевых нарушений, ориентировки в пространстве, ритмики, СБО, ЛФК.

Содержание деятельности специалистов коррекционного блока было направлено на решение следующих задач:



  • укрепление здоровья учащихся благодаря системе интеграционной направленности медико-психолого-педагогического сопровождения, формирование у них умений и навыков здорового образа жизни;

  • проектирование и реализация позитивных траекторий развития учащихся и воспитанников с выстраиванием ближней, средней и дальней перспектив включения в социум как равноправного члена;

  • выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;

  • составление индивидуальных комплексных коррекционно - развивающих программ, динамическое изучение результатов коррекционного воздействия;

  • отслеживание соответствия выбранной программы форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

  • консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Основная цель деятельности специалистов коррекционного профиля определяется созданием системы скоординированных медицинских, психолого-педагогических, социальных программ, направленных на развитие, коррекцию, (ре)абилитацию и адаптацию учащихся с нарушением зрения.

Коррекционный блок является многофункциональной структурой, включающей в себя работу по следующим направлениям: диагностика, медицинская (ре)абилитация, психоло-педагогическая (ре)абилитация, социальная (ре)абилитация.


В прошедшем учебном году в школе- интернате обучалось и воспитывалось 153 ребенка.

Из них:



-практически слепые – 19 -всего заболеваний – 316

- психические расстройства и расстройства в поведении -30%

из них:

- болезни нервной системы- 64 (41%)



- церебральный паралич- 8 (5%)

- заболевания опорно – двигательного

аппарата – 22%

- лор - патология -10%

- хирургическая патология- 3%

- туб. инфицированные – 11%

- эндокринные – 14%

- заболевания ЖКТ -4% - артифакия, афакия -10

- отслойка сетчатки – 2

- катаракта – 6

- астигматизм – 22

- лейкома – 1

- нейроувеит - 0

- обучаются по системе брайля – 19

- смешанное обучение - 30

- инвалиды по зрению – 75

- диагноз F-70 - 26

-диагноз ЗПР – 12



- сердечно – сосудистые – 12%

- мочевыводящей системы – 3%

- дыхательной системы – 4%

- миопия высокой степени – 35

- ЧАЗН – 35

Каждое направление представлено в структуре блока соответствующей службой, возглавляемой тем или иным специалистом. Специалисты школы - врач-офтальмолог Мамедова Г. И., тифлопедагог Шапкина Н. Н., дефектологи Серышева Л. А. и Архипова Т. Н., специальный психолог Кремнева Г. В., педагог по ориентированию и мобильности Грачева А. Н., учитель-логопед Абрамова Т. Н., социальный педагог Андреева О. Г., учитель ритмики Батулина Г. А., учитель ЛФК Швецова Л. К., учителя СБО Овсянникова Т. Н. и Верина Н. И. Каждая служба наделяется своими структурными характеристиками в соответствии с выполняемыми целями и спецификой деятельности. Высшим органом коррекционного блока является психолого-медико-педагогический консилиум, который осуществляет систему комплексного изучения, ПМП-сопровождения ребенка и семьи, воспитывающей ребенка с нарушением зрения, восстановления, коррекции, развития и (ре)абилитации личностных особенностей ребёнка.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум решает целый комплекс задач, стоящих перед специалистами. ПМП - сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Специалисты школы по психолого-педагогическому сопровождению не только владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладают способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, организации в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, его сверстники, родители, педагоги).

ПМП - сопровождение образовательного процесса по итогам учебного года можно проанализировать через последовательную реализацию следующих шагов:



  • проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил воспитанников;

  • информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;

  • обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными субъектами и выбор наиболее целесообразного пути решения.

Оказание первичной помощи на начальных этапах реализации сопровождения обязательно, так как первые шаги являются самыми важными и сложными.

За прошедший год учителями-тифлопедагогами создана модель образовательного маршрута ребенка с нарушением зрения. Образовательный маршрут (ОМ) выступает как инструмент обеспечения равных образовательных возможностей ребенку с нарушением зрения (с ориентацией на особые индивидуальные потребности), как практика взаимодействия с ребёнком социума образовательного пространства.



Цели: социализация и подготовка к самостоятельной деятельности в коллективе сверстников (ранний образовательный маршрут); реабилитация и сопровождение в образовательном пространстве школы.

Реализация образовательного маршрута обеспечила возможность полноценного усвоения программного материала общеобразовательной школы, развития познавательной активности, адаптации к школьному обучению, формирования навыков здорового образа жизни, а это является основой успешной интеграции слепых и слабовидящих в общество.

Специалисты коррекционного блока разработали и адаптировали рабочие программы коррекционно-восстановительной работы индивидуальные программы комплексных мер по (ре) абилитации учащихся с патологией зрения.


Название программы

Автор программы

«Мимика и пантомимика»

Кремнева Г. В.

«Развитие мелкой моторики рук»

Шапкина Н. Н.,

Архипова Т. Н.



«Развитие зрительного восприятия»


Шапкина Н. Н.

«Учимся правильно говорить и грамотно писать»



Абрамова Т. Н.

«Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»

Грачева А. Н.

«Красота вокруг нас и внутри нас»

Батулина Г. Н.

«Развитие мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения»

Серышева Л. А.,

Шишкина Л.И. А.



«Программа по социально-бытовой ориентировке»

ВеринаН. И.,

Овсянникова Т. Н.



«Программа по лечебной физкультуре»

Швецова Л. К.




Создан компьютерный банк программных данных, который постоянно модернизируется в соответствии с современными требованиями, готовится наиболее полный комплекс офтальмологических техник и рекомендаций по снятию зрительного утомления. Систематизировано общее пособие по комплексному медико-психолого-педагогическому обследованию учащихся с патологией зрения.

За прошедший год специалистами написаны статьи и напечатаны в межрегиональном сборнике научно-практических статей г. Красноярск, 2010 год.


Архипова Татьяна Николаевна

Развитие мелкой моторики и осязательной чувствительности.

Кремнева Галина Владимировна

Роль педагога – психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения в сохранении здоровья школьников

Овсянникова Татьяна Николаевна

Возможности и проблемы интеграции и социализации детей с нарушением зрения.

Серышева Лариса Александровна

Развитие неречевых средств общения уч-ся со зрительной депривацией.

Шапкина Надежда Николаевна

Взаимосвязь лечебно- восстановительной и коррекционно - воспитательной работы.

Абрамова Татьяна Николаевна

Программа логопедической коррекции учащихся 1-го класса как адекватное решение вопроса ресурсного обеспечения

Швецова Лидия Корнеевна

Зал ЛФК как адаптивная среда здоровьесберегающих технологий и методик

Принимая активное участие в методической работе школы, специалисты коррекционного блока систематически выступают на занятиях специального семинара по тифлопедагогике и тифлопсихологии - материал систематизируется в методической папке.

В этом году школа вновь была выездной площадкой Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии». Специалисты готовили доклады, презентации, мастер-классы.


Архипова Татьяна Николаевна



- публикация «Развитие мелкой моторики и осязательной чувствительности» в сборнике научно-практических статей «Основные направления, перспективы развития теории и практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения» Красноярск, 2010.

-сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии»


Кремнева Галина Владимировна



- программы «Олимп», «Олимп-2» по ЗОЖ;

- проект «Комфорт» -сенсорная комната;

- программа «Внимание-здоровье!»

-сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии»

Овсянникова Татьяна Николаевна



- сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии»(мастер-класс)

-публикация «Возможности и проблемы интеграции и социализации детей с нарушением зрения» в сборнике научно-практических статей «Основные направления, перспективы развития теории и практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения» Красноярск, 2010.


Серышева Лариса Александровна



- создание видеопроекта «Мимика» для учащихся и родителей 4 - а класса.

- участие во Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии» (мастер – класс по «развитию мимики и пантомимики») (диплом)

- победитель краевого конкурса «Урок – здоровья - 2010»

Шапкина Надежда Николаевна



- участник III Всероссийских пед. чтений по вопросам коррекционной педагогики и спец. психологии, г. Москва;

- диплом за доклад «Реализация коррекционной направленности образовательного процесса как фактор социализации личности школьников с нарушением зрения»;

-публикация доклада «Интеграция и социализация» в журнале «Вестник тифлологии», г. Москва;

- сертификат участника краевого фестиваля «Ростки талантов»;

- сертификат участника краевого смотра-конкурса пед. достижений в системе дополнительного образования детей «методический марафон- 2011»;

Абрамова Татьяна Николаевна



- принимала участие в работе школьного сайта в режиме «вопрос-ответ», «Что такое дислалия?», «Раз словечко, два словечко…», «К вопросу о логопедической коррекции в 1-ом классе».

- приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии» .

- опубликована научная статья «Программа логопедической коррекции учащихся 1-го класса» в сборнике научно-практических статей «Основные направления, перспективы развития теории и практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения» Красноярск, 2010.

Швецова Лидия Корнеевна



- разработала рабочую программу по ЛФК для 1 -7 классов;

- рекомендации для родителей (школьный сайт) «Профилактика нарушений осанки», а также рекомендации учителям, воспитателям;

- в сборнике научно-практических статей «Основные направления, перспективы развития теории и практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения» напечатана статья « Зал ЛФК как адаптивная среда здоровьесберегающих технологий и методик»;

- получила сертификат участника Всероссийской научно –практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии».


Батулина Галина Александровна


- Краевой «Волшебная свирель»- два диплома 2 степени;

- Краевой «Алтайские россыпи»- 3дипломаа 3 степени;

- Региональный «Звезды провинции»-3 диплома 1 степени;

- Международный в Санкт-Петербурге - диплом участника 1 степени;

- Сибирский в Новосибирске-2 диплома участника;

- «Праздник детства» - диплом лауреата, 3 диплома 1 степени, диплом 3 степени;

- Диплом фестиваля «Поверь в себя»;

- Сертификаты участников краевого конкурса среди инвалидов «Ростки талантов»;

- В конце года ансамбль показал творческий отчет из 19 номеров.



Грачева Алифтина Николаевна

- разработала рабочую программу по ориентировке в пространстве;

-сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии»(мастер-класс)



Андреева Ольга Геннадьевна

-программа индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения и адаптации «Шаг за шагом» ;

-сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности с проблемами в развитии»


ПМП и социальное сопровождение воспитанников невозможно осуществлять без специальных знаний по тифлопедагогике и тифлопсихологии. Ежегодно вновь поступившие педагоги повышают свое мастерство в «Школе молодого тифлопедагога».

В 2010 -2011году в «Школе молодого тифлопедагога» занимались:

1. Лопатина Е. А. 4. Субботина М. А.

2. Кучерова Н. Н. 5. Янюшина Е. Н.

3. Кузнецова Р. О.


Темы проведенных тифлосеминаров 2010-2011г

«Факторы развития и охраны зрения в норме и при патологии»

«Организация зрительной работы детей с нормальным и нарушенным зрением. Режим зрительных нагрузок»

Разработаны мероприятия по охране зрения, поддержания зрительной работоспособности:



  • рекомендации к рассаживанию и расстановке в образовательном процессе;

  • санитарно- гигиенические нормы освещения рабочей зоны;

  • требования к оптико- физической характеристике книг, тетрадей, наглядных пособий (фронтальных и индивидуальных);

  • временной регламент непрерывной зрительной работы;

  • требования к позе и посадке при выполнении учебных заданий;

  • перечень упражнений для снятия общего и зрительного утомления;

  • приемы активизации зрительных функций.

Коррекционная работа проводится с широким использованием специального оборудования. Это - конторки Базарного, фоновые экраны, индивидуальные и демонстрационные фланелеграфы, индивидуальные тренажёры для активизации моторики рук, массажные коврики, дидактические пособия «Шнуровка», «Теремок» и др. Используются индивидуальные пособия для развития мелкой моторики. В «Уголке уединения» оборудована «Стена самовыражения», набор материалов для демонстрационного фланелеграфа по различным дидактическим темам. Есть брайлевские колодки, линейки и приборы; разборные азбуки, приборы «Ориентир», «Графика», трости, адаптированные кубики Зайцева, наборы для составления тактильных карт, прибор прямого письма и чтения. В своей работе с детьми используем компьютерные программы «Релакс», «Крестики», «Кодинг», - для восстановления зрительных функций глаз, игры «Тир» и « Контур», «Цветок», «Дискотека» - для повышения остроты зрения при амблиопии. Весной и осенью для всех воспитанников проводится ежедневный курс лечебно- тренировочных упражнений по компьютерной программе «Релакс» (10 сеансов).

Учителя-дефектологи проводят систематически индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Группы комплектуются с учетом возраста, клинической формы заболевания, состояния зрительных функций. Каждая группа состоит из 3-4 человек. Коррекционные занятия проводятся 1-2 раза в неделю, их продолжительность 20-30 минут. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут.

Всего охвачено коррекционными занятиями 153 человека, из них 37 человек занимаются с учителем-логопедом, 38 человек занимаются с тифлопедагогом, 34 человека - с педагогом по ориентированию и мобильности, 72 человека занимаются с педагогом-психологом, 63 ребенка - по мимике. Деятельность учителей-дефектологов помогает устранять недостатки сенсорного воспитания и развития незрячих учащихся на различных возрастных этапах.

Согласно основным положениям концепции Специального федерального государственного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья мы должны рассматривать активное вовлечение родителей в реабилитационную работу как одно из главных условий успешности реабилитационного процесса. Семья играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном, нравственном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений.

Разработана программа взаимодействия семьи и школы «Мы вместе» с целью оказания психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи, имеющей ребенка с патологией зрения, повышения их уверенности и мотивации на сотрудничество.

Главной целью работы школьного педагога-психолога с семьёй является формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и установления конструктивных взаимоотношений с незрячим ребёнком. Для достижения положительного результата по формированию адекватного отношения к своему ребёнку, имеющему зрительный дефект, психолог использовала следующие формы работы:

- анкетирование для выявления проблем;

- тестирование для определения форм и методов работы;

- индивидуальные консультации;

- групповые тренинги по снятию тревожности, разрешению конфликтов и др.

Особое значение для семьи на данном этапе имеет помощь тифлопедагога. Основными направлениями работы тифлопедагога с семьёй являются:

- консультирование родителей, разработка для них рекомендаций;

- обучение родителей реальной практической деятельности;

- ведение целенаправленной работы по ознакомлению ребёнка с окружающим миром.

Работа по этим направлениям осуществляется через консультации для родителей, открытые занятия и выступления на классных и общешкольных родительских собраниях.

Одной из важных задач семейного воспитания детей с нарушением зрения является создание у них активной позиции в преодолении трудностей вхождения в мир зрячих. Отсутствие зрительных впечатлений отрицательно влияет на развитие представлений о пространстве, что в свою очередь вызывает у слепых и слабовидящих детей боязнь пространства, страх перед передвижением. Это ограничивает подвижность ребёнка и затрудняет развитие его двигательной сферы. Но не все родители могут им в этом помочь. Педагог по ориентированию и мобильности учит родителей формировать у ребёнка с нарушением зрения практические навыки передвижения по комнате, квартире, в подъезде, в школе, на улице. Взаимодействие родителей и педагога по ориентированию и мобильности помогает воспитать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность к познанию окружающего мира, стремление к самостоятельному движению. Приобретённые навыки способствуют социальной адаптации и интеграции ребёнка в социуме.

Особая роль в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения отводится социальному педагогу. Для достижения положительных результатов в социального – педагогической деятельности по защите прав и законных интересов, социальной адаптации личности ребенка в обществе. Руководствуясь Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», решались следующие задачи:

выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищённости и адаптированности к социальной среде;

социально-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК;


  • посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьёй, социумом, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;

  • принятие мер по обеспечению законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;

  • организация мероприятий, направленных на формирование правовой культуры, здорового образа жизни;

  • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;

  • профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;

  • координация взаимодействия педагогов, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.

Виды деятельности социального педагога в решении задач:

помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием детей; помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье и т.д.; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

пропаганда и разъяснение по закону прав и обязанностей детей, семьи, педагогов.

По данным мониторинга составлен социальный паспорт, отражающий контингент обучающихся в школе-интернате детей, семей, нуждавшихся в социальном сопровождении. В течение учебного года с каждой их этих групп проводилась консультативная, профилактическая, коррекционная работа.

Велась большая работа по обеспечению прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По итогам учебного года все дети переведены в следующий класс. Дети, имевшие проблемы в обучении, которые по заключению ПМП консилиума находились под динамическим наблюдением, получили комплексную коррекционную поддержку.

В соответствии с индивидуальными планами, составленными на каждого ребенка, велась работа по обеспечению прав:

1. На жилое помещение, имущество. 8 детей обеспечены жилой площадью. Два раза в год проводится обследование условий жизни опекаемых, сохранности имущества. Все опекуны должным образом выполняют обязанности по содержанию и воспитанию детей. По необходимости получают интересующую их информацию во время встреч, телефонных разговоров, переписке с иногородними попечителями. Два ребенка (Попугаева К., Истребова Ю.) поставлены на регистрационный учет по месту определения в УОВ.

2. На пенсионное обеспечение по инвалидности имели право 6 детей. В течение года 4 ребенка прошли повторное медицинское освидетельствование по инвалидности.

3. На алиментное обеспечение имели право семь детей. В отношении родителей регулярно велась работа со службой судебных приставов. Трое попечителей отказываются от взыскания алиментов в судебном порядке, мотивируя это фактической невозможностью их получения с родителей.

4. В отдел опеки и попечительства администрации г. Бийска своевременно направлялась информация в банк данных о детях, подлежащих передачи на воспитание в семью, но передачи детей на воспитание в семью не было.

5. За состоянием здоровья детей велось постоянное наблюдение. Все дети прошли диспансеризацию, пролечены в условиях стационара и амбулаторно по различным заболеваниям.

6. Все дети имели возможность найти занятия по интересам в кружках, спортивных секциях, музыкальной школе.

7. Осуществлялось постинтернатное сопровождение 4 выпускников 2008 года, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трое из них имеют инвалидность, все успешно прошли адаптацию в обществе и получают в настоящее время профессиональное образование - 2, обеспечены жильем и работают – 2.

В рамках профориентационной работы с учащимися, проводимая декада «Профессиональное самоопределение» включала в себя беседы об основных принципах выбора профессии, информирование по профессиональным учебным заведениям, льготах и условиях приема в профессиональные учебные заведения. Проводилось тестирование выпускников в совместной работе с Центром занятости населения. Результаты диагностики старшеклассников показывают, что выросли показатели отношения к знаниям, осознание самооценки. Большинство учащихся определились в выбранной профессии, смогли посетить Дни открытых дверей в учебных заведениях. В рамках профконсультирования даны рекомендации учащимся и родителям. Следует отметить, что выпускники школы обладают удовлетворительными адаптивными возможностями в обществе. Таким образом для более эффективной социально-педагогической работы в школе необходимо проводить работу по следующим направлениям:
– диагностировать социальную ситуацию в микросреде, определить пути решения социальных проблем;
– оказывать посильную помощь социального плана учащимся и их родителям;
– выступать посредником между личностью ребенка и его окружением;
– влиять на общественное мнение, формируя у детей и их родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей;
– пропагандировать здоровый образ жизни, формировать негативное отношение к вредным привычкам;

способствовать созданию обстановки безопасности в микросреде, устранению конфликтных ситуаций в школе;


– пропагандировать педагогические и правовые знания среди родителей и учащихся;
– способствовать первичной социализации личности школьника, что является основной целью деятельности социальной службы.

Для социально-педагогической поддержки семьи в воспитании слабовидящего ребёнка в школе осуществляется психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье. Работая в тесном взаимодействии с педагогами, специалисты социальной службы разработали для родителей темы: «Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия», «Особенности семейного воспитания слепого и слабовидящего ребёнка».

Создана программа «Шаг за шагом» по медико- психолого- педагогическому сопровождению и адаптации школьников с нарушением зрения.

Сама жизнь заставляет нас стать информационным центром не только для родителей, имеющих детей с патологией зрения, но и педагогов специальных дошкольных образовательных учреждений, учителей общеобразовательных школ. Приходится консультировать по специфическим проблемам слепоты и слабовидения (развитию сенсорики, ориентации в пространстве и т. д.)

В рамках этой деятельности реализованы следующие направления работы:

создана компьютерная база данных о слепых дошкольниках города, района, налажена связь через простую и электронную почту, с целью максимального приближения ранней коррекционной помощи по месту жительства ребенка; организована информационно- методическая служба для родителей незрячих детей города с целью консультирования, просвещения и психолого- педагогической помощи семье; оформлены методическиеоооооооооооооооподготовлен материал для родителей «В семье растет слепой ребенок», где специалисты школы дают советы родителям по воспитанию слепых детей; обработан электронный вариант книги М.Брамбринга «Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье»; решается вопрос о субботней группе кратковременного пребывания дошкольников в школе; собранный многолетний дидактический материал оформляется в пособия.

По итогам статистического отчёта 2010-2011 года учителями-дефектологами охвачено коррекционно-развивающими занятиями 100% учащихся. Посещено 45 уроков, мероприятий, проведено 70 консультаций, посещено 21 родительское собрание, на 13 родительских собраниях выступали учителя-дефектологи, провели 20 открытых занятий и мероприятий, написали 7 статей, подготовили 4 выступления на спецсеминарах, выступили 9 раз на педсовете и перед педагогами вне школы, написали 11 программ.

Специалистами-дефектологами создана система скоординированных медицинских, психологических, профоириентационных и социальных программ, направленных на развитие, коррекцию, (ре)абилитацию и адаптацию лиц с патологией зрения.

Работая в системе, учителя-дефектологи добиваются хороших результатов в коррекционно-(ре)абилитационном процессе. Занятия по развитию зрительного восприятия проводит тифлопедагог высшей квалификационной категории Шапкина Н. Н. Количество детей посещавших занятия -38 человек (1-7 классы). Преподавание курса ОКРЗВ ведется по программе, составленной тифлопедагогом и адаптированной в условиях школы-интерната.





Сенсорные эталоны

Зрительная память

Зрительно- пространственное восприятие

Начало года

75%

70%

65%

Конец года

90%

95%

95%

Работа с каждым учеником начинается с глубокой диагностики, данные заносятся в специальные таблицы, определяется уровень РЗВ и составляется программа работы. Занятия проводятся с учетом офтальмологических требований и сведений о характере нарушений психофизических механизмов зрительного восприятия.







Восприятие цвета

На нач. год

На кон.год

1.

Узнавание и называние цвета

50%

90%

2.

Соотнесение объектов по цвету

60%

80%

3.

Фиксация по насыщенности

40%

80%

4.

Выделение цвета в окружающей среде

70%

90%






Восприятие формы

На нач. год

На кон.год

1.

Узнавание и называние формы

70%

90%

2.

Соотнесение формы и фигуры

70%

80%

3.

Выделение формы в окружающей среде

60%

80%

4.

Соотнесение формы и фигуры предметного изображения

60%

80%






Восприятие размера

На нач. год

На кон. год

1.

Соотнесение предметов по величине

70%

90%

2.

Словесное обозначение величины

70%

80%

3.

Распределение предметов в порядке возрастания или убывания

70%

90%

Таким образом, анализ результатов, прежде всего, дает возможность решить вопрос о необходимости, объеме и содержании коррекционной работы по повышению уровня сенсорной готовности к обучению на следующий год.

Для работы оборудован кабинет ОКРЗВ. В кабинете имеются необходимые средства коррекции, богатый наглядный материал, изготовленный качественно и с учетом зрительных возможностей учащихся.

Тифлопедагог учит ребенка видеть в процессе действия с объектом. В процессе предметно- практической деятельности у детей развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, осязание, формируются приемы осязательного и зрительного восприятия объектов, зрительно- моторная координация, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия. Подключение руки к акту зрительного восприятия обеспечивает ребенку компенсацию зрительной недостаточности.

Наибольшее предпочтение учитель отдает натуральным объектам (по возможности), т. к. они дают наиболее полные представления о реальных объектах и совокупности их свойств. Форма проведения занятий чаще всего - игровая.

Значительное место занимает работа с мозаикой и конструктором. На более поздних этапах работы по ОКРЗВ используются сюжетно- ролевые игры с элементами драматургии. На всех этапах осуществляется контроль и оценка приемов зрительной работы.

В ходе занятий тифлопедагог следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительного утомления. Строго соблюдает требования гигиены к освещенности, позе и осанке. Работает в тесном контакте с офтальмологом.

Кабинет наполнен большим количеством игровых ситуаций и зон с возможностью свободного выбора для каждого ребенка по его интересам и уровню развития. Магнитные доски, фланелеграф, уголки с объемными игрушками по сюжетам народных сказок – это формирует у ребенка поисковую операцию, интерес к заданиям, творческое начало. В кабинете стены, двери, потолок оформлены так, чтобы ребенок свободно двигался, работал стоя, лежа, сидя, расслаблялся зрительно и физически. Для мышечной релаксации есть ковер. Во всех видах деятельности используется музыка, художественный образец в картине, слове. Все это дает возможность тифлопедагог проводить игры и упражнения одновременно на РЗ функций по современным традиционным нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество.

Развитие мимики и пантомимики тифлопедагогами Серышевой Л.А.и Шишкиной И. А. велось по рабочим программам «Развитие мимики и пантомимики у детей с депривацией зрения для школ III - IV вида», составленным ими для учащихся 1- 6 классов, программы рецензированы на кафедре коррекционной педагогики.

В течение года посещали занятия 63 человека.

Мимические и пантомимические навыки




класс

Кол-во уч-ся

Понимание основных мимических состояний

человека



Воспроизведение

эмоций на себе



Понимание основных жестов


Использование основных жестов


Понимание интонации речи собеседника:


Использование интонационной выразительности речи:



Средний балл %

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%




1

1-а

7

4

57%

3

43%

4

57%

3

43%

4

57%

3

43%

50%

2

1-б

11

6

55%

5

45%

6

55%

5

45%

7

64%

5

45%

52%

3

4-а

6

4

66%

4

66%

5

83%

4

66%

5

83%

4

66%

72%

4

5-а

9

9

100%

8

88%

9

100%

8

88%

9

100%

9

100%

96%

5

6-а

8

7

87%

6

75%

7

87%

6

75%

7

87%

6

75%

81%




Средний показатель

41

30

73 %

26

63%

31

76%

26

64%

32

78%

26

63%

59%

1

1-а

7

6

85%

5

71%

6

85%

5

71%

6

85%

5

71%

80%

2

1-б

11

8

73%

7

64%

7

64%

7

64%

8

73%

7

64%

67%

3

4-а

6

5

83%

4

66%

5

83%

5

83%

6

100%

4

66%

80%

4

5-а

9

9

100%

9

100%

9

100%

9

100%

9

100%

9

100%

100%

5

6-а

8

7

87%

7

87%

8

100%

8

100%

8

100%

8

100%

92%




Средний показатель

41

35

86%

33

77%

35

86%

36

84%

37

92%

35

80%

70%

Диаграмма результатов диагностики

в 2010 - 2011 уч.году
Средний уровень качества на начало года составлял 59-%, на конец года – 70%.

Рост качества обученности составил 11%.

Результаты диагностики показывают, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто допускают ошибки при определении эмоций по интонации речи. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у учащихся с речевыми нарушениями. На подготовительном этапе работы в данном направлении, когда основной целью является изучение и уточнение эмоциональных состояний, формирование интонационной стороны речи, особенно важно сотрудничество с логопедом. Все занятия основываются на развитии эмоциональной сферы детей, были использованы специальные приёмы работы и разнообразные задания. В течение этого учебного года был приобретены игры и пособия для проведения занятий по мимике:

-театр кукол (наборы кукол для сказок: "Три поросёнка", "Волк и лиса", "Маша и медведь", Красная шапочка")

-деревянный человечек (для моделирования пантомимических движений)

- маски и полумаски животных (для инсценировок и этюдов)

Дети с большим удовольствием участвуют в разыгрывании сказочных сюжетов, любят смотреть фильмы, где сами являются артистами, а также смотреть фильмы-сказки с участием учащихся других классов.

Также для занятий использую зеркала, индивидуальный раздаточный материал, приборы "Графика" и "Ориентир"

Учитель ЛФК Швецова Л.К. одной из важнейших задач обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей ставит задачу здоровьесбережения. Состояние здоровья детей в нашей школе сегодня вызывают особую тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Как известно, зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает не только познавательную, но и двигательную активность. Поэтому, одним из главных средств естественного оздоровления в условиях школы- интерната является двигательная активность, которая рассматривается как фактор укрепления здоровья и социальной защиты интересов развивающей личности.

Задача учителя ЛФК – предупреждение и коррекция развития вторичных отклонений в опорно-двигательном аппарате (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие), сердечно-сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства ЛФК.

В октябре 2010года был осуществлен медицинский осмотр учащихся, где врачами – специалистами давались рекомендации и снимались с учета дети, исправившие нарушения осанки.

Так:


кол-во занимающихся детей - 93

нарушение осанки - 51

сняты с учета - 14

Также осуществляется контроль динамики развития физической подготовленности учащихся. Все тесты проводятся в начале и в конце учебного года (сила мышц спины «Рыбка», живота «Уголок», гибкость позвоночника)

Результативность тестов учитель не оценивает по пятибалльной системе, так как невыполнение того или иного упражнения может быть обусловлено тяжестью дефекта развития ребенка, а прослеживает динамику развития физических качеств, которые корректируются и совершенствуются в процессе обучения.

Таким образом, с помощью специальной методики ЛФК формируется всестороннее и полноценное развитие слепого и слабовидящего школьника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.

В этом учебном году разработана рабочая программа по ЛФК для 1 -7 классов; рекомендации для родителей (школьный сайт) «Профилактика нарушений осанки», а также рекомендации учителям, воспитателям.

В 2010-2011 учебном году логопедическое сопровождение младших школьников, имеющих нарушения в устной и письменной речи, осуществлялось по следующим направлениям:

1. Углублённое логопедическое обследование.

2. Логопедическая коррекция и предупреждение нарушений в развитии устной и письменной речи.

3. Логопедическое просвещение и консультирование родителей и педагогов.

На логопедический пункт было зачислено 37 учащихся из числа учащихся первых классов, а также из числа вновь прибывших учащихся 2 – 4 классов с патологией зрения и нуждающихся в логопедической коррекции. Кроме этого, на логопункт были зачислены все учащиеся 2-х классов с логопедическим заключением «ОНР III-IV уровня. Нарушение письма», которые, в соответствии с логопедическим заключением, должны были получать логопедическую помощь на 2-ом году обучения.

Углублённое логопедическое обследование, анализ анамнестических данных, динамическое наблюдение в ходе логопедических занятий позволил сделать вывод о том, что в текущем учебном году увеличилось количество детей с речевой патологией и нарушением зрения в 1-ом классе, которые имеют задержку психического развития ( из 13 уч-ся с ОНР, зачисленных на логопункт, дети с ЗПР и олигофренией составляют 8 человек), увеличилось также количество детей с дизартрией (3 чел.), билингвизмом ( 2 чел.). Во 2-ых классах из 10 учащихся с ОНР задержку психического развития имеют 7 человек. Все учащиеся, занимающиеся на логопункте, имели выраженные нарушения в структуре речевого дефекта; вновь прибывшие учащиеся 2-4классов имели различные нарушения в устной речи, не владели навыками звукового анализа, на письме наблюдались грубые специфические дисграфические и дизорфографические ошибки. Исходя из данного контингента детей, в соответствии со структурой дефекта, для каждой подгруппы 3 раза в неделю по расписанию проводились логопедические занятия.

На логопедических занятиях решались следующие специальные задачи:

Коррекция сенсомоторного развития.

Формирование познавательного интереса и учебной мотивации.

Коррекция и развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Формирование коммуникативных умений и навыков, культуры в поведении.

В течение учебного года проводилась большая работа по исправлению дефектов произношения.

В течение учебного года осуществлялось тесное взаимодействие логопеда с тифлопедагогами школы с целью создания коррекционно-развивающей среды для детей с речевой патологией и нарушением зрения. Удалось сформировать развивающую речевую среду для детей с нарушением звукопроизношения в 1-ом классе. Педагоги стремились осуществлять контроль над звукопроизношением у детей и проводить коррекционную работу по заданию логопеда. В течение учебного года осуществлялась тесная связь логопеда с учителями и воспитателями начальных классов.

Логопедом Абрамовой Т. Н. проводилось индивидуальное и групповое (на родительских собраниях) консультирование родителей по проблемам в развитии речи у детей, трудностям в обучении грамоте и письму. Она принимала активное участие в работе школьного консилиума: выступала с информацией по проблемам речевого развития у детей. Продолжила работу по самообразованию по теме: «Совершенствование содержания логопедического сопровождения младших школьников» (2 класс).

Принимала участие в работе школьного сайта в режиме «вопрос-ответ», помещала статьи: «Рекомендации родителям детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи», «Что такое дислалия?», «Раз словечко, два словечко…», «К вопросу о логопедической коррекции в 1-ом классе».

В прошедшем учебном году по программе СБО учителями Н.И. Вериной и Т.Н. Овсянниковой было обучено 81 учащийся 5-12 классов.

Ограничение возможностей, связанных со здоровьем накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой сфере жизни. Более того само овладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности в зависимости от имеющихся дефектов. Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей его жизни. Обучение самостоятельности в быту и социальной среде является одним из приоритетных направлений абилитационной работы, которые реализуются преимущественно на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке.

Цель:

- сформировать у учащихся с глубоким нарушением зрения умение самостоятельно строить своё поведение во всех жизненных ситуациях, мобильно перестраиваться под влиянием изменяющихся условий.



Задачи:

- информирование о приёмах и правилах обращения с предметами домашнего обихода при различных видах нарушения зрения;

- выработка специфических навыков обращения с предметами, используемыми в быту на основе получаемых знаний;

- адаптация навыков культуры поведения к среде зрячих людей;

- выработка приёмов самоконтроля за своим поведением и внешностью.

В своей работе учителя реализуют личностно-ориентированные технологии. Поиск методов, средств обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным особенностям каждого ребёнка, базируется на данных психолого-педагогической диагностики.

Наличие кабинета СБО и правильная его организация в значительной мере способствует эффективной подготовке учащихся к самостоятельной жизни. Так как учителем по предмету СБО является реальная жизнь, реальный быт, реальный социум, то оборудование кабинета модернизируется в соответствии с требованием времени. Приобретена современная столовая посуда для сервировки стола, набор сковород с тефлоновым покрытием, хлебопечка, нож-дозатор, холодильник с морозильной камерой. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО способствует социальной адаптации.

Была продолжена работа по отслеживанию и контролю за формированием практических умений и навыков. Вся эта работа по темам фиксировалась в

« Карте определения сформированности социально-бытовых навыков и мотивации к дальнейшему развитию».



Навыки


На начало учебного года

На конец учебного года

Уровни

Уровни

н

с

в

н

с

в

1.

Уход за помещением

26%

66%

8%

19%

69%

12%

2.

Культурно- гигиенические

58%

25%

17%

38%

37%

25%

3.

Уход за одеждой

59%

35%

6%

35%

43%

22%

4.

Приготовление пищи

67%

27%

6%

49%

39%

12%

в – высокий уровень

с – средний уровень

н - низкий уровень

Наши выпускники обладают высоким уровнем самостоятельности и могут использовать социально-бытовые навыки в незнакомых ситуациях.

Используя положительный опыт по формированию социально активной личности необходимо в следующем году направить усилия на:

осуществление взаимосвязи содержания специальных коррекционных занятий по СБО с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни;

на приобретения навыка контроля собственных действий;

создание условий для формирования самостоятельности через организацию трудовой деятельности.

Занятия по ритмике Батулиной Г. А. проводились согласно авторской программе. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность. Основными задачами урока являются: приобщение детей к музыке, развитие чувства ритма, совершенствование двигательных навыков, развитие творческого воображения, знакомство с хореографическим искусством народов мира, русским танцем, историко-бытовым и современным.

Первый-четвертый классы получали теоретические сведения о строении музыки, характере, динамических оттенках. Прохлопывали ритмические рисунки руками и

Музыкальными инструментами (ложки, бубен, кастаньеты, маракасы). Выполняли комплексы упражнений на связь движений с музыкой композиторов: П. Чайковского,М. Глинки, С. Майкапара, Г.Свиридова. Разучивались элементы классического, народного, бального танцев. Также выполнялись комплексы партерной гимнастики, гимнастические комплексы с предметами ( лента, мяч, обруч, гимнастическая палка).

Учащиеся 5-7 классов осваивали азы историко-бытового танца, русского, танцевальную культуру народов мира, современную и бальную хореографию.

Упражнения у станка развивали физическую форму, двигательную активность. Этюды на середине развивали опорно-двигательный аппарат, эмоциональную и волевую сферы.

Упражнения в паре, группе воспитывали дружелюбие, терпимость, взаимопонимание.

На уроках ученики слушали и анализировали классическую, народную и современную музыку.

Разучивались этюды в русском, белорусском, украинском, молдавском, грузинском, латышском, немецком, польском, испанском, итальянском характерах.

В 7Б классе прошел открытый урок: «Русские народные танцы и игры», а в 5классе «Калейдоскоп ритмов».

Обучение ориентировке в пространстве осуществлялось преподавателями Грачевой А. Н. и Христолюбовым В. Н. (34 чел.)

Формирование пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве у слепых учащихся является важнейшей задачей работы, связанной с их подготовкой к жизни. Слепые по-разному представляют себе пространство. Младшие ребята представляют пространство как нагромождение препятствий доставляющих неприятности при передвижении. Они часто испытывают страх перед пространством. В начальных классах закладываются первые навыки ориентировки, они формируются на основе тренировки при участии сознания.

Для учащихся средних классов пространство – это звуки, волнообразные колебания воздуха, отраженные от предметов. У них возникают объемные образы предметов, представления об их пространственном соотношении, основанные на восприятии посредством осязания. Учащиеся начинают активно использовать опыт ориентировки, они расспрашивают, внимательно выслушивают советы, уточняют свои представления об окружающем пространстве и наполняющих его предметах.

В старшем школьном возрасте предметные и пространственные представления развиваются, уточняются, конкретизируются, совершенствуются.

Необходимо учитывать, что для слепого ориентировка в пространстве является сложным психическим процессом. У слепых элементы мгновенности и автоматизма в ориентировке отодвигаются на второй план, их место занимают наблюдения, сопоставления и умозаключения. Любой маршрут от слепого требует мобилизации и напряжения всех жизненных сил.

Важнейшими путями формирования навыков ориентировки преподаватели считают:

выработка точных предметных представлений соответствующих действительности;

выработка реальных пространственных представлений;

овладение способами пространственной ориентировки на основе сложившихся предметных и пространственных представлений.

Чтобы работа по выработке предметных представлений была результативной, используют разнообразные формы на занятии, во внеклассной работе, в игровой деятельности, во время прогулок экскурсий.

Эффективность выработки пространственных представлений зависит от знания предметов наполняющих пространство.

Методика формирования пространственных представлений включает:

словесную информацию о расположении предметов в пространстве относительно друг друга и относительно учащегося;

изучение расположения предметов в пространстве по плану-схеме;

использование личного жизненного опыта и опыта товарищей в выработке правильных пространственных представлений;

комплексное использование всех анализаторов;

использование компенсаторных возможностей центральной нервной системы, связанных с воспитанием наблюдательности, внимания, воображения, памяти, воли;

формирование пространственных представлений на основе взаимосвязи чувственных восприятий и логического мышления;

постоянную проверку соответствия сложившихся пространственных представлений реальности и их коррекции.

Важным способом ориентировки является использование сохранных анализаторов, среди них ведущее место занимают слуховой, кожно-тактильный и статический (гравитационный).

Наряду с сохранными анализаторами в процессе ориентировки должно участвовать абстрактно-логическое мышление.

Во время передвижения в пространстве слепые испытывают не только умственные нагрузки (обостряется наблюдательность, напрягаются внимание и память, активизируется абстрактно-логическое мышление), но и большие эмоциональные нагрузки, связанные с неуверенностью, робостью, чувством страха перед пространством. Находясь под воздействием этих эмоций, слепой сбивается с пути, забывает расположение предметов в знакомом пространстве, неправильно определяет расстояние между ними.

Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям преодолеть робость, страх перед пространством, внушить им уверенность. Важной частью их работы со слепыми является обучение их умению использовать сформировавшиеся предметные и пространственные представления в процессе пространственной ориентировки, выработке общих типичных методов и способов ориентировки с учетом имеющихся индивидуальных навыков.

Для отслеживания и контроля за формированием практических умений и навыков заведена «Карта определения сформированности навыков ориентировки». В результате проведённого анализа уровня сформированности навыков ориентировки (с помощью трости) в начале и в конце учебного года выявлены следующие показатели:





Уровень сформированности в %

Начало учебного года

Конец учебного года

Высокий уровень

16,6 %

33,6 %

Средний уровень

33,6 %

49.8 %

Низкий уровень

49,8 %

16.6 %

В ходе обучения учащиеся все научились:

- определять стороны света;

- определять стороны в открытом пространстве и в лесном массиве;

- отличать основные ориентиры от случайных и второстепенных;

- определять направление движения по звуку;

- ориентироваться в учреждениях общественного назначения (в магазине, на почте, в аптеке);

- следовать по маршрутам школьного двора и прилегающего района.

Учащиеся старших классов

- свободно ориентируются в транспортных средствах общественного назначения (автобус, трамвай);

- изучили маршруты от школы до льнокомбината, автовокзала, железнодорожного вокзала;

- знают необходимые остановки, где есть жизненно важные социальные учреждения;

- ориентируются в учреждениях социального назначения (поликлиника, почта, аптека, супермаркет).

Однако есть нерешённые проблемы. Нежелание ученика Влада Свидовского работать с помощью трости приводит к недостаточному знанию расположения учебных кабинетов.

Слабая пространственная подготовка или её невозможность лишают человека самостоятельности, уверенности в себе.

Отсюда выявляется следующая проблема: необходимость расширения пространства с целью приобретения необходимых навыков мобильности, для чего изучать пути следования до далеко расположенных объектов, пользуясь общественным транспортом.

Свободное и целенаправленное движение – это результат и показатель хорошей ориентировки.

Преподаватели считают, что главным условием обучения ориентировке и мобильности является системность подхода, при этом важно учитывать уровень и стадию компенсации слепоты, развитие ребёнка, содержание и условия его обучения и воспитания.

Работа коррекционных занятий по развитию мелкой моторики и осязательной чувствительности ведётся Архиповой Т. Н. и Янюшиной Е. Н. по специально разработанной программе (авторы: Архипова Т.Н., Шапкина Н.Н.).

В 2010-2011 учебном году коррекционные занятия по развитию мелкой моторики и осязательной чувствительности посещали 63 учащихся 1-7 классов.

В начале учебного года было проведено индивидуальное диагностическое обследование крупной и мелкой моторики младших школьников (кинестетический праксис, пространственный праксис, динамический праксис и пространственный гнозис). По результатам обследования были намечены основные направления коррекционной работы и составлен перспективный тематический план.

Цель занятий по развитию мелкой моторики и осязательной чувствительности - коррекция сенсорных процессов и психомоторики.

С этой целью были проведены следующие виды деятельности:

Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и особенностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия).

Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно –сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки).

Работа с локальными мышечными движениями.

Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора.

Работа с телесными патологическими установками (Челюсть рта, губы, язык, зрение).

Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве.

Упражнения на развитие формы, цвета, величины.

Промежуточная диагностика (декабрь) и итоговая диагностика (май) показали, что целенаправленно организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти, скоординированности, точности и улучшения осязательного восприятия.

Таблица 1.




Параметры

Низкий

Средний

Высокий

Нач. года

Конец года

Нач. года

Конец года

Нач. года

Конец года

Кинестетический праксис

32

17

21

31

10

15

Пространственный праксис

30

20

24

29

9

14

Динамический праксис

32

23

22

28

9

12

Пространственный гнозис

34

29

21

24

8

10

Таблица 2. Качество обученности


Параметры

Начало года

Конец года

Кинестетический праксис

19,53

28,98

Пространственный пракси

20,79

27,09

Динамический праксис

19,53

25,2

Пространственный гнозис

18,27

21,42

Выводы.

Повысилась эффективность коррекционных занятий благодаря применению и внедрению информационных технологий в коррекционно-развивающий процесс.

Созданы условия для повышения профессиональной компетентности педагогов:

- создание школьного ресурсного центра;

- участие в краевых, региональных научно - практических конференциях;

- публикации статей в региональных сборниках по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья;

- профессиональная переподготовка;

- организация «Школы молодого педагога»;

- тифлосеминары, тематические педагогические советы.

3. Созданы условия для психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи ребенка с нарушением зрения (программа «Мы вместе»)

На основании анализа работы коррекционная служба ставит следующие коррекционно-развивающие задачи на новый учебный год:

Совершенствовать педагогическое мастерство специалистов-дефектологов через овладение новыми образовательными технологиями, дальнейшее внедрение информационных компьютерных технологий в коррекционный процесс.

Совершенствовать педагогическое мастерство специалистов в организации занятий с разноуровневым контингентом детей с целью формирования ключевых компетенций учащихся через разработку индивидуальных программ.

Повысить эффективность коррекционного занятия посредством использования инновационных методик проектирования.

Дальнейшее укрепление материально-технической базы коррекционных кабинетов.

Создать необходимые условия для обеспечения комплексно-целевой программы «Мы вместе» и дальнейшая работа по этой программе.