Контрольная работа по дисциплине: «Право» Тема: «Президент рф» студент группы: взб4эк-11 Смирнова Яна Николаевна «11» октября 2013 г - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа По Дисциплине: Спецтехника. Вариант 5 Студент... 1 237.05kb.
Контрольная работа по дисциплине: История отечественного государства... 1 274.71kb.
Контрольную работу по дисциплине «История». Контрольная работа 2 606.46kb.
Контрольная работа по культурологии Тема №15: «Теория культурно-исторических... 1 156.32kb.
Контрольная работа по культурологи Тема №43: «Западный и восточный... 1 152.31kb.
Курсовая работа по учебной дисциплине: Информатика на тему: Компьютерная... 1 239.08kb.
Контрольная работа по дисциплине «уголовное право» 1 130kb.
Контрольная работа по дисциплине «основы социологиии и политологии» 1 28kb.
Контрольная работа По дисциплине: «Информатика» студент 3 курса Факультет... 2 404.72kb.
Курсовая Работа Кафедра: Менеджмента и маркетинга по дисциплине:... 4 783.44kb.
Контрольная работа по дисциплине "Религиеведение" 1 157.79kb.
Контрольная работа по дисциплине: История отечественного государства... 1 274.71kb.
- 4 1234.94kb.
Контрольная работа по дисциплине: «Право» Тема: «Президент рф» студент группы: взб4эк-11 - страница №1/1





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Контрольная работа
по дисциплине: « Право»
Тема: «Президент РФ»

Выполнил: студент группы: ВЗБ4ЭК-11
Смирнова Яна Николаевна

«11» октября 2013 г.


Преподаватель: Глазков А.Н.
_________________________________

(подпись руководителя)


«___» ________ 2013г.
Оценка___________________________


Вологда 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………3


1. Институт президентства в РФ………………………………………………………………..5

2. Правовой статус Президента РФ…………………………………………………………..8

3. Компетенция Президента Российской Федерации………………………………11


4. Порядок выбора Президента, прекращения полномочий и отрешения от должности……………………………………………………………………21

Заключение ………………………………………………………………….33

Литература…………………………………………………………………..35
Введение
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX в., такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти, с доминирующей ролью коммунистической партии в политической системе было несовместимо наличие единоличного органа государственной власти, наделенного самостоятельными государственно властными полномочиями.

В России институт президентства был введен 24 апреля 1991 года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978 г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.

Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.

В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.
Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.

В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы, государственность России и незыблемость ее демократической основы.

Согласно Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

С 7 мая 2012 года по настоящее время эту должность занимает Путин Владимир Владимирович.

1. Институт президентства в РФ


Институт президентства – принципиально новый государственный институт для Российской Федерации. Хотя пост президента в нашем государстве появился сравнительно недавно, он имеет предысторию. Об установлении данного поста заговорили при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г., так как была предпринята попытка частично закрепить принцип разделения властей на три ветви: Верховный Совет, Правительство, суды. В такую схему государственных органов мог вписаться и президент. Сталин уже тогда именовался «великим вождем» и имел большие полномочия, чем предполагаемый президент, а отдавать этот пост кому-либо другому не хотел.

В 1962 г. создается комиссия для подготовки проекта новой конституции. В 1964 г. Н.С. Хрущев предлагает учредить данный пост, но партийное руководство понимает, что на этот пост будет претендовать сам Хрущев, а в отношении его уже был план отстранения от власти.

В середине 70-х годов при работе над новым проектом Конституции СССР под руководством Л.И. Брежнева вновь обсуждается вопрос о введении поста Президента СССР, но в 1977 г. было решено, что эти функции, как и раньше, будет исполнять Президиум Верховного Совета СССР. В реальности президентом был Генеральный Секретарь ЦК КПСС, вскоре занявший пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В июле 1988 г. при подготовке XIX Всесоюзной партийной конференции хотели поставить этот вопрос на обсуждение, но в качестве альтернативы был введен пост Председателя Верховного Совета СССР, который занял М.С. Горбачев. Так как этот пост по своим полномочиям фактически являлся президентским, в 1990 г. было принято решение ввести официально президентство в СССР.

15 марта 1990 года М.С. Горбачев в Кремлевском Дворце съездов в торжественной обстановке принес президентскую присягу.

Следуя преемственности, вслед за СССР союзные республики также установили данный пост.

Должность президента Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года она именовалась: президент РСФСР) учреждена 24 апреля 1991 года на основании результатов Всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР.

Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР»1, который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР»2, который определял процедуру его избрания. 24 мая 1991 года в Конституцию (Основной Закон) РСФСР были внесены соответствующие изменения и дополнения.

После первых выборов президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 104 Конституции РСФСР 1978 года с изменениями от 24 мая 1991 года, определение внутренней и внешней политики РСФСР находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР (учрежден изменением Конституции 27 октября 1989 года), а не президента, поскольку при построении органов государственной власти в виде советов вообще отрицался принцип разделения властей. Президент во многом зависел от законодательной ветви власти, представленной на одном только республиканском уровне (то есть не включая союзные и местные законодательные органы) тремя нормотворческими органами — Съездом народных депутатов, Верховным Советом и Президиумом Верховного Совета. Желание президента Ельцина усилить исполнительную власть и другие факторы (в том числе отказ Съезда одобрить ликвидацию СССР) привели к конституционному кризису 1992—1993 годов, разгону Съезда народных депутатов и Верховного Совета России и установлению режима личной власти президента России в конце 1993 года.

24 декабря 1993 года в связи с принятием Конституции России 12 декабря 1993 года президент издал указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», а 19 января 1994 года специальное приложение № 2 к нему (отменившее ранее опубликованный текст приложения), которым окончательно признавались не действующими и не подлежащими применению законодательные акты о Верховном Совете, о народных депутатах, о Конституционном суде РСФСР, о местных Советах народных депутатов Российской Федерации, прежние акты о президенте Российской Федерации и другие нормы, противоречащие новой конституции.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. В соответствии с ней президент является главой государства и имеет более широкие полномочия, по сравнению с положениями Конституции (основного закона) Российской Федерации — России 1978 года с изменениями, вступившими в силу 16 мая 1992 года.

12 июня 1991 года путем всенародных выборов сроком на 5 лет был избран первый и последний Президент РСФСР – Б.Н. Ельцин.

Таким образом, институт президентства в российских условиях, возникший в 1991 г., с принятием новой Конституции РФ, в 1993 г. претерпел эволюцию, которую можно кратко охарактеризовать как развитие от "слабого" к "сильному" президенту. Ранее действовавшая Конституция РСФСР предоставляла Президенту полномочия, которые "блокировались" ее соответствующими статьями. В ней была воплощена концепция, согласно которой исполнительная власть должна увязывать свою деятельность с принципом полновластия высшего органа государственной власти (Съезда народных депутатов Российской Федерации) и его постоянно действовавшего органа (Верховного Совета РФ)3.

В соответствии же с новой Конституцией РФ 1993 года Президент становится ключевой фигурой во властных структурах Российской Федерации. Уже одно то обстоятельство, что в ней провозглашается, что «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (ст. 80 Конституции РФ), говорит само за себя.

2. Правовой статус Президента РФ

В ч. 1 ст. 80 Конституции РФ устанавливаются основы статуса Президента РФ как главы государства. Это определяет его место в системе государственной власти и механизме разделения власти. В организационном отношении президент РФ самостоятельно осуществляет свои функции, не включен ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную власть, однако может оказывать на них определенное влияние.

С принятием Конституции РФ 1993 г. концепция президентской власти претерпела существенные изменения.

Если в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. (с поправками) Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР, то по ныне действующей Конституции, согласно ст. 80, Президент Российской Федерации является главой государства.

Изменение статуса Президента было обусловлено рядом причин, и одна из основных – это необходимость представлять страну на международном уровне главой государства, а не высшим должностным лицом исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Признание Президента главой государства является традиционным для многих государств (США, Мексика, Бразилия, Чили и т.д.). В России Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, он не входит напрямую ни в одну из его ветвей. Данное положение не дает основания трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», обеспечивающая сбалансированное взаимодействие властей. Между ними нет отношения подчинения. Конституционно закреплена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя, которая включает:

1) ограниченность периода полномочий Президента РФ шестилетним сроком;

2) всенародные прямые выборы, их альтернативный характер;

3) недопустимость занимать этот пост более двух сроков подряд;

4) возможность отрешения Президента от власти;

5) возможность признания Конституционным Судом РФ актов Президента неконституционными.

Согласно Конституции Президент РФ выступает как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Произнося присягу, Президент обязуется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ. Глава государства путем реализации своих полномочий обеспечивает должное исполнение конституционных обязанностей всеми органами государства. Достигается это путем непосредственного обращения Президента РФ к органам и лицам, действия которых противоречат Конституции РФ, а также посредством обращения к суду. Как глава государства Президент РФ принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Президент РФ выполняет очень важную функцию в системе органов государственной власти: в установленном Конституцией порядке он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он помогает разрешению противоречий между различными ветвями власти, согласованию их работы. Это в первую очередь относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной ветвей власти, а также федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Часть 3 ст. 80 Конституции РФ содержит положение о том, что Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Данное исключительное право Президента РФ вытекает из его конституционного статуса как главы государства. В связи с этой функцией важно, что каждый кандидат на должность Президента идет на выборы с определенной программой. В дальнейшем эта программа становится основой деятельности Президента. Избиратели, выбирая Президента, голосуют, прежде всего, за ту или иную программу.

Эта функция также сочетается с ежегодным посланием Президента РФ парламенту, где Президент отчитывается о своей деятельности за прошедший год и указывает основные направления внутренней и внешней политики. Данное послание становится достоянием гласности, что дает возможность в случае необходимости корректировать политику Президента.

Президент РФ представляет нашу страну в международных отношениях. Он участвует в переговорах внутри Российской Федерации и за рубежом, ставит подписи под международными договорами и выполняет другие представительские функции4.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место главы о Президенте в Конституции. Она открывает перечень глав об органах государственной власти. В предыдущей Конституции статья о Президенте являлась первой среди статей, раскрывающих деятельность исполнительной власти, так как Президент определялся как глава этой ветви.

Новое место главы о Президенте в действующей Конституции является доказательством выделения Президента из всех ветвей власти, что дает возможность Президенту обеспечить согласованную работу органов государственной власти РФ.

3. Компетенция Президента Российской Федерации


Президент РФ обладает важными полномочиями в различных сферах государственной жизни. В зависимости от правовой специфики полномочия Президента РФ по Конституции РФ можно классифицировать и свести к шести группам.

Первая группа полномочий Президента РФ включает его права и обязанности, связанные с деятельностью парламента РФ (Федерального Собрания) и его палат. В соответствии с Конституцией РФ Президент:



  • назначает выборы Государственной Думы (п. «а» ст. 84);

  • может распустить Государственную Думу в случаях, предусмотренных Конституцией РФ;

  • вносит законопроекты в Государственную Думу (п. «г»
    ст. 84);

  • подписывает и обнародует федеральные законы (п. «д» ст. 84);

  • обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных положениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84);

  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ (п. «г» ст. 83).

Вторая группа - полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Президент РФ:

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

Принимает решение об отставке Правительства РФ;

По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

Утверждает своими указами систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;

вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и своим указам;

может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе и по вопросам функционирования органов исполнительной власти).

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Таким образом, исходя из конституционных положений, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но оказывает значительное влияние на деятельность исполнительных органов РФ5.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 года был образован Государственный совет Российской Федерации – совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти

Президент РФ является председателем Государственного совета. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. По решению Президента в его состав могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ два и более срока подряд. Таким образом, новый совещательный орган способствует более тесному взаимодействию Президента с руководителями высших исполнительных органов субъектов РФ.

В числе основных задач Государственного совета:

• обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов;

• обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

• содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Заседания Госсовета проводятся, как правило, не реже одного раза в три месяца. Решения, принятые на заседаниях, при необходимости оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ, а в случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений или поправок проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента РФ.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений учрежден институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах6.

Основными задачами полномочного представителя являются:

1) организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

2) организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

З) обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

4) представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе и внесение со ответствующих предложений.

Для реализации возложенных на него задач полномочный представитель Президента РФ выполняет следующие функции:

• обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

• организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

• организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

• принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

• организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа;

• вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина и другие.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 года полномочные представители приглашаются на заседания Правительства РФ с правом со вещательного голоса, а также на заседания создаваемых Правительством РФ комиссий и советов, на проводимые Председателем Правительства РФ и его заместителями совещания по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов

Обеспечение деятельности полномочного представите ля осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В структуре Администрации Президента РФ имеются и другие подразделения, оказывающие влияние на деятельность органов исполнительной власти, например Главное контрольное управление, осуществляющее контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и т. д.

Кроме того, на основе Указа Президента РФ от 17 мая 2000 года в структуру федеральных органов исполнительной власти включены: Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и Управление делами Президента РФ7.

Третья группа полномочий Президента РФ затрагивает деятельность судебной власти и прокуратуры. Президент РФ имеет право:

– представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, а также кандидатуру Генерального Прокурора РФ (п. «е» ст. 83);

– назначать судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83).

В четвертую группу полномочий входят права и обязанности Президента РФ в области обороны и безопасности Российской Федерации.

Как указывалось в ст. 80, Президент в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он формирует и возглавляет. Статус Совета Безопасности определяется федеральным законом (п. "ж" ст. 83). В настоящее время действует федеральный закон «О безопасности» № 2446-1 от 05.03.92 г. (в ред. от 25.07.02 г.), согласно которому этот орган осуществляет подготовку решений в области обеспечения безопасности. Решения Совета Безопасности оформляются указами Президента.

Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в данной области, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. В состав Совета входят персонально Министр обороны, Министр внутренних дел, Министр юстиции, Председатели палат Федерального Собрания, а также другие лица, непосредственно обеспечивающие безопасность нашего государства.

Президент самостоятельно назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (п. «л» ст. 83). Это его право вытекает из того, что в силу ч. 1 ст. 87 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, где, как и во всех армиях мира, действует принцип единоначалия.

Соединение полномочий президента и верховного главнокомандующего традиционно для многих стран. В мирное время глава государства обычно осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами, в чрезвычайных обстоятельствах - он может принять на себя непосредственное управление вооруженными силами.

Президент РФ утверждает Военную доктрину Российской Федерации (п. «з» ст. 83).

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Указом Президента РФ № 706 от 21.04.2000 г. «Об утверждении Военной доктрины РФ» приняты Основные положения Военной доктрины Российской Федерации. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения Военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.

Непосредственно из конституционных норм вытекают полномочия Президента определять основные направления военной политики, вести переговоры и подписывать международные договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Более конкретно полномочия Президента определены в федеральном законе № 28-ФЗ от 12.02.98 г. "О гражданской обороне".

Управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны через соответствующее министерство.

Основным органом оперативного управления Вооруженными Силами является Генеральный штаб.

Президент имеет право ввести военное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в двух четко установленных в Конституции случаях: агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение представляет собой особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод граждан.

Военное положение вводится Указом Президента с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Указ о военном положении должен быть утвержден Советом Федерации (п. "б" ст. 102 Конституции).

Президент Российской Федерации так же присваивает высшие воинские звания (п. "б" ст. 89).

В пятую группу можно отнести права и обязанности Президента РФ в области внешней политики и международных отношений. Согласно этим полномочиям Президент РФ:

– осуществляет руководство внешней политикой РФ (п. «а» ст. 86);

– ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ (п. «б» ст. 86);

– принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (п. «г» ст. 86);

– подписывает ратификационные грамоты (п. «в» ст. 86);

– назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83).

В шестую группу полномочий входит ряд вопросов, связанных с правовым положение личности, с награждением, с присвоением званий. Президент РФ вправе:

– решать вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища (п. «а» ст. 89);

– награждать государственными наградами Российской Федерации, присваивать почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания (п. «б» ст. 89);

– осуществлять помилование (п. «в» ст. 89).

Президент РФ имеет и некоторые другие полномочия:

– назначает референдум (п. «в» ст. 84);

– формирует администрацию Президента РФ (п. «и» ст. 83);

– назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ (п. «к» ст. 83)8.

Для осуществления перечисленных выше полномочий Президент РФ наделен правом издавать указы и распоряжения.

Указы Президента России по своей юридической силе бывают нормативными (т.е. имеющими общеобязательный характер и содержащими предписания общего характера) и ненормативными, индивидуальными (т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанными на одноразовое применение). К нормативным указам Президента России относится, например, указ о введении чрезвычайного положения, а к ненормативным – о назначении руководителя того или иного министерства или ведомства.

Указы и распоряжения Президента России обязательны на всей территории Российской Федерации. Данное требование Конституции Российской Федерации (ст. 90) означает, что акты Президента России имеют прямое действие в отношении органов государственной власти, их должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и граждан. Указы и распоряжения Президента России не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

С целью успешного осуществления своих многообразных полномочий Президент России формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Возглавляет ее назначенный Президентом руководитель Администрации, который координирует деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации. К числу таких управлений относятся: Финансово-бюджетное управление Президента России, Управление делами Президента России, Управление делопроизводства Администрации Президента России, Управление информационного обеспечения Администрации Президента России, Управление по вопросам гражданства Администрации Президента России, Управление Администрации Президента России по работе с территориями9.


4. Порядок выбора Президента, прекращения полномочий и отрешения от должности

Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ может быть переизбран на второй шестилетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей.

Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента.

В то же время законом установлено, что граждане, про­живающие в период подготовки и проведения выборов за пре­делами России, обладают равными правами на выборах Пре­зидента РФ. Данное лицо должно быть гражданином РФ, и поскольку не сказано, что обязательно по рождению, то мож­но сделать вывод, что также по натурализации (в ведущих странах мира такое обычно не встречается). Скупые конститу­ционные требования к Президенту — признак демократичес­кого подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Пре­зидент.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избирательные комиссии создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации»10. Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит политическим партиям, избирательным блокам и избирателям (в порядке са­мовыдвижения). Для поддержки самовыдвижения необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граж­дан, обладающих активным избирательным правом. Выдвиже­ние происходит на съезде (конференции) партии или блока, ко­торые могут выдвинуть только одного кандидата, данные о ко­тором сообщаются в Центризбирком России.

Выдвижение кандидата требует поддержки избира­телей. Политическая партия, избирательный блок или группа избирателей обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей из­бирателей. Во всех случаях требуется предоставить сведения о размере и источниках доходов кандидата и его супруги. Центр­избирком проверяет правильность собирания подписей и выно­сит решение о регистрации кандидата. В ходе избирательных кампаний Центризбирком выявлял случаи подтасовок с под­писями и на этом основании отказывал кандидатам в регистра­ции, но Верховный Суд РФ чаще всего признавал такие реше­ния необоснованными и обязывал Центризбирком зарегистри­ровать кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ - не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты на пост Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным транспортом, приобретают статус неприкосновенности и др.). Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей. Выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не позже чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы.

Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, голосование на выборах Президента Российской Федерации по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладывается на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий

Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах (снять свою кандидатуру), в настоящем Федеральном законе понимаются ограничение его судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата или его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими политическую партию отозвать выдвинутого ею зарегистрированного кандидата, в настоящем Федеральном законе понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограничение его судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата или его близких родственников, смерть зарегистрированного кандидата11.

В Федеральном Законе так же прописаны отдельные, специальные случаи - для избирателей, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии, избирателей, находящихся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, для граждан Российской Федерации, признанных вынужденными переселенцами, граждан, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям.

Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается

Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют:


     - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
     - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
     - территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании.

Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется выборным органом местного самоуправления.

Центральная избирательная комиссия РФ:

- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

- организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий

- обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов

- устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации указанному Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган - журнал “Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации”.

Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.

Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов Президента Российской Федерации.

В процесс информационного обеспечения выборов включаются следующие моменты.

Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов.

Информирование избирателей осуществляют избирательные комиссии. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В день голосования до момента окончания голосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").

Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, является разновидностью информирования избирателей12.

Выборы проводят­ся в сроки, установленные Конституцией и федеральным зако­ном. Дата выборов назначается Советом Федерации Федераль­ного Собрания, хотя она фактически установлена в законе. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не позже чем за четыре меся­ца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначит выборы в срок, то они проводятся Центральной избирательной комис­сией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы

Средства на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, предусмотренные федеральным бюджетом, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов федерального бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбирком признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей. В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее - по сравнению с другим кандидатом - число голосов при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если же повторное голосование не приводит к результату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку результатов выборов на всех уровнях. Результаты голосования объявляются Центризбиркомом. Протокол о результатах выборов Президента Российской Федерации составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.

Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случаях, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, либо если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, а также если ни один список кандидатов не получил число голосов, необходимое в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации для того, чтобы принять участие в распределении мандатов. В этих случаях назначаются повторные выборы.

Соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума,

б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, участков референдума;

в) по решению суда.

Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации при проведении повторного голосования может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре в случае, если после снятия всеми остальными кандидатами своих кандидатур в избирательном бюллетене на день проведения повторного голосования останется только один кандидат. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Конституцией РФ (ч. 1 ст. 92) предусматривается, что Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 92) устанавливаются три основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ:

– отставка;

– стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

– отрешение от должности.

Конституция также устанавливает, что во всех случаях досрочного прекращения полномочий Президента РФ выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента такого досрочного прекращения.

Частью 3 ст. 92 Конституции РФ предусматривается порядок временного исполнения президентских обязанностей. Установлено, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства РФ. Однако исполняющий обязанности главы государства не наделен правом осуществлять некоторые президентские полномочия, а именно:

– назначать референдум;

– распускать Государственную Думу;

– вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Таковы условия выборов, начала и прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

Одним из оснований досрочного прекращения президентских полномочий является отрешение Президента РФ от должности. В силу чрезвычайной важности этой процедуры Конституция РФ (в ст. 93) достаточно подробно урегулировала порядок отрешения Президента от должности. Основаниями отрешения от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления.

Порядок отрешения от должности включает несколько стадий. Первая стадия состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Эта инициатива должна исходить от не менее чем 1/3 ее депутатов. Для рассмотрения данного вопроса также требуется заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Только после этого решение о выдвижении обвинения Президенту РФ принимается квалифицированным большинством голосов депутатов Государственной Думы, т.е. 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты.

Вторая стадия включает подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и Конституционного Суда РФ (по запросу Совета Федерации) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения13.

Третья стадия состоит в принятии Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности, при этом за данное решение должно проголосовать 2/3 членов палаты от ее общего состава.

В ч. 3 ст. 93 Конституции РФ специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации должен принять решение об отрешении Президента РФ от должности. Это решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение будет считаться отклоненным.

Такова процедура отрешения Президента от должности, которая выражает особенности его юридической ответственности.



Заключение
Формирование России как государства происходило на протяжении не одной сотни лет. Роль правителя всегда была очень велика. От деятельности института власти зависело как наступление хаоса и беззакония в государстве, так и многие прогрессивные преобразования. С появлением в России института Президента, на главу государства возлагаются надежды значительной части населения.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Вместе с тем на Президента РФ возлагается задача обеспечения условий нормального и согласованного функционирования всех ветвей власти и их институтов, верховного контроля за практической реализацией принципа разделения властей.

В нашей стране сегодня статус президентской власти определяется во многом конкретными историческими и национальными особенностями периода переходного и кризисного развития нашего общества и государства, требующего концентрации высшей государственной власти в одних руках, поэтому чаще всего говорят о России, как о президентской республике с частичными элементами парламентаризма.



Литература


  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Проспект, 2005.

  2. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — ст. 512.

  3. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1096-I «О выборах Президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — ст. 510.

  4. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.

  5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2004.

  6. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. — М.: Юрист, 2004

  7. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М., 2007.

  8. Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее //Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. - №4.

  9. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) //Журнал российского права. - 2008. - №9.

  10. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) //Журнал российского права. - 2011. - №2.

1 Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — ст. 512.

2 Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1096-I «О выборах Президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — ст. 510.

3 См.: Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее //Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. - №4. – С. 15


4 См.: Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М., 2007. – С. 765


5 См.: Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М., 2007. – С. 774


6 См.: Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) //Журнал российского права. - 2008. - №9. – С. 34


7 См.: Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) //Журнал российского права. - 2011. - №2. – С. 14.


8 См.: Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М., 2007. – С. 772


9 См.: Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. — М., 2004 – С. 78


10 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.

11 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2004. – С. 443


12 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2004. – С. 443


13 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2004. – С. 450