Консультативный совет по защите прав потребителей государств участников СНГ - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Консультативный совет по защите прав потребителей государств участников СНГ - страница №1/6





КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

Исполнительный комитет снг

Актуальные вопросы
защиты прав потребителей
в государствах − участниках СНГ


(информационно-аналитический обзор)

Москва, 2012




ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

I. Международный опыт в области защиты прав потребителей


(этапы становления и развития, актуальные тенденции) 6

II. Тенденции и приоритеты развития национальных систем


защиты прав потребителей в государствах − участниках СНГ 10

2.1. Состояние правового регулирования в области


защиты прав потребителей в государствах – участниках СНГ 10

2.2. Уполномоченные государственные органы в области


защиты прав потребителей в государствах – участниках СНГ 13

2.3. Правовые основы организации и деятельности


общественных объединений потребителей 15

2.4. Полномочия по защите прав потребителей


органов местного самоуправления 19

2.5. Особенности организации институциональной базы


системы защиты прав потребителей на национальном уровне 20

III. Обзор ситуации по защите прав потребителей


в отдельных секторах экономики 26

3.1. Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг 26

3.2. Защита прав потребителей в сфере туризма 29

3.3. Защита прав потребителей в сфере транспортных услуг 31

3.4. Защита прав потребителей в сфере
жилищно-коммунального хозяйства 32

IV. реализация права потребителей на просвещение 35

V. результатЫ работы Консультативного совета
о защите прав потребителей государств – участников СНГ 40

ВЫВОДЫ 43





ВВЕДЕНИЕ


Все большая открытость национальной экономики, миграция капитала и рабочей силы, современные системы транспорта, связи и информатизации в значительной мере определяют внутреннюю и внешнюю политику государств, в том числе государств − участников СНГ.

Принципы сотрудничества приобретают особое значение и подразумевают выход на новый, более высокий уровень взаимодействия между государствами в целях разрешения проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, включая создание условий для эффективного функционирования механизмов защиты прав потребителей.

Данное обстоятельство обусловливает необходимость гармонизации национальных и международной правовых систем и влечет за собой совместные усилия государства, общества и бизнеса, основанные на международном праве и опыте.

Развитие конкурентных рынков существенно влияет на потребительский спрос населения и выдвигает новые задачи перед системами государственной и общественной защиты прав потребителей

Однако уровень обеспечения потребительских прав граждан в государствах − участниках СНГ пока еще не всегда соответствует новым требованиям социально-экономической интеграции.

В представленном обзоре проанализирован международный опыт в области защиты прав потребителей, законодательные акты, регламентирующие деятельность государственных органов в этой сфере в государствах – участниках СНГ, а также состояние дел в отдельных социально значимых секторах, сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию указанной деятельности.

Выводы и рекомендации, предложенные в обзоре, могут быть использованы в рамках председательства России в Группе двадцати (G20) в 2013 году, одним из приоритетов которого определены выработка и реализация согласованных подходов повышения финансовой грамотности населения, совершенствования регулирования и защиты прав потребителей финансовых услуг.

При подготовке обзора использованы материалы международной научно-практической конференции «Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан, перспективы развития национальных систем защиты прав потребителей», проведенной 5−6 апреля 2012 года в г. Москве, и информация, представленная членами Консультативного совета по защите прав потребителей, уполномоченными государственными органами и общественными объединениями потребителей государств – участников СНГ.


I. Международный опыт в области защиты прав потребителей
(этапы становления и развития, актуальные тенденции)


История защиты прав потребителей ведет свой отсчет с 1775 года, с момента первого документально подтвержденного протеста потребителей, который был зафиксирован в штате Массачусетс Соединенных Штатов Америки, когда продавцы, уличенные в продаже испорченных продуктов питания, были приговорены к позорному столбу.

Формирование законодательной базы для защиты прав потребителей начинается с принятия в 1890 году антитрестовского Закона Шермана, направленного на повышение благосостояния населения за счет противодействия ограничениям свободы торговли.

15 марта 1962 года в своем обращении к парламенту президент США Джон Кеннеди определил само понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителей: право на безопасность товаров и услуг; право на информацию; право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе; право быть выслушанным, которые были дополнены правом на компенсацию и на просвещение и явились фундаментальными.

В 1973 году Европейский союз (далее – ЕС) на 25-й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей.

В 1985 году в Руководящих принципах для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № 39/248 от 09.04.85), были заложены международные основы цивилизованной потребительской политики, закрепившие основные права потребителей:

на безопасность товаров;

информацию;

выбор товаров;

выражение своих интересов;

удовлетворение основных потребностей;

возмещение ущерба;

потребительское образование;

здоровую окружающую среду.

Основным принципом, заложенным в концепцию защиты потребительских прав граждан, явилось признание потребителя в качестве наиболее слабой (экономически и информационно) стороны в отношениях с предпринимателями-изготовителями, исполнителями и продавцами, которое выразилось в появлении сначала общих программных документов органов Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в сфере защиты прав потребителей, а затем и нормативных актов в форме директив Совета ЕЭС.

Официально политика защиты прав потребителей в рамках Европейского сообщества была создана одновременно с принятием в 1975 году первой программы действий по защите прав потребителей. Основные принципы и нормы Римского договора были дополнены положениями, содержащимися в Едином европейском акте, ратифицированном парламентами всех стран-участниц и вступившим в силу с 1 июля 1987 года.

В результате пройденного этапа становления в настоящее время в странах ЕС с их развитой экономикой, а, соответственно, и с большим количеством потребительских проблем, накоплен значительный опыт по организации государственной и общественной защиты прав потребителей.

Так, в европейской практике правовой защиты потребителей существует несколько моделей защиты потребителей.

К одной из них можно отнести так называемую «административную», характерным признаком которой является наличие одного или более государственных органов, ответственных за потребительскую политику. Так, во Франции ведомство, ответственное за формирование потребительской политики, также отвечает за принятие административных решений в большинстве частных случаев по защите прав потребителей − такие случаи не рассматриваются в суде. В Литовской Республике формирование потребительской политики, а также контроль за деятельностью по защите прав потребителей иных государственных органов осуществляет Государственная служба по защите прав потребителей при Министерстве юстиции, устав которой утвержден Правительством Литовской Республики.

Также существует так называемая «судебная модель», при которой разрешение потребительских проблем основано только на судебных процедурах.

Кроме того, в некоторых странах существуют специальные органы, назначенные парламентом, не зависящие от государства (в странах Скандинавии: экономические суды и омбудсмен по защите потребителей, которые ответственны за конкуренцию и защиту потребителей в рыночной сфере, но не за политику в области защиты прав потребителей в целом), действует институт финансового омбудсмена.

В то же время самой популярной среди стран Европы является «смешанная модель» правовой защиты потребителей. Так, например, в Польше существует государственный орган по защите конкуренции и прав потребителей, ответственный за потребительскую политику, однако восстановление нарушенных прав потребителей происходит в рамках деятельности омбудсмена по защите потребителей.

Особого внимания заслуживает опыт организации защиты прав потребителей в Германии, где важной политической целью является как защита здоровья граждан, так и экономических интересов потребителей.

Данный приоритет определяет приоритеты государственного регулирования указанной сферы. Политика в области защиты прав потребителей определяется Министерством продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей и направлена на создание прозрачности условий сделок с участием потребителей, усиление правовой защищенности и обеспечение защиты здоровья граждан.

Политика в области защиты прав потребителей Германии охватывает сферу продовольственной безопасности, обеспечения соблюдения прав и экономических интересов граждан.

В системе защиты прав потребителей Германии предусмотрены три уровня участников.

Во-первых, государство, которое не влияет на принятие решений потребителями и не опекает потребителей. Задача государства состоит в регулировании, информировании потребителей, предупреждении всевозможных искажений ситуации на рынке.

Во-вторых, сами рынки, которые являются заинтересованной стороной в обеспечении потребителям свободного выбора.

В-третьих, сам потребитель, который своими решениями способен оказывать влияние на рынок.

Федеральное правительство выступает с законодательной инициативой в области политики, направленной на защиту интересов потребителя, а собственно реализация законов осуществляется на уровне федеральных земель. Политика, направленная на защиту интересов потребителя, является задачей многих ведомств. Для ее осуществления обеспечивается межведомственное сотрудничество на уровне министерств и ведомств.

Основные инструменты государства для реализации политики в области защиты прав потребителей – это законодательная и исполнительная ветви власти, механизмы внесудебного урегулирования споров, государственная функция, по информированию и консультированию потребителей, а также финансовая поддержка общественно полезной деятельности общественных организаций потребителей (которые также занимаются независимым информированием и консультированием потребителей) за счет средств из федерального бюджета и взаимодействие с представителями бизнес-структур, самими потребителями и наукой.

Если говорить об организации защиты прав потребителей в рамках экономических союзов, то, например, сфера защиты прав потребителей в ЕС находится в ведении высшего исполнительного органа – Европейской комиссии, ответственный орган − Генеральный директорат Европейской комиссии по здравоохранению и защите потребителей (Directorate-General for Health and Consumers, DG SANCO), который с 2007 года (до этого момента здравоохранение и защита прав потребителей были объединены в один кабинет) возглавляла Европейский комиссар по защите прав потребителей (Меглена Кунева).

18 декабря 2006 года Еврокомиссией была принята Потребительская программа (The Consumer Programme) на 2007–2013 годы, которая представляет собой финансовую основу потребительской политики, а 13 марта 2007 года – Стратегия потребительской политики (Consumer Policy Strategy) на 2007–2013 годы (далее – Стратегия), которая установила цели, приоритеты и задачи европейской потребительской политики на этот период.

Среди приоритетных направлений Стратегии на первом месте определена задача по укреплению прав потребителей в ЕС.

Для достижения поставленной в Стратегии цели необходимо добиться прозрачности рынка; увеличения доверия потребителей через получение достоверной и точной информации о предлагаемых товарах, услугах; понимания сторонами потребительских правоотношений своих прав и обязанностей; а также выработки эффективных механизмов правовой защиты от нарушения потребительских прав граждан.

Второй задачей Стратегии определено повышение благосостояния потребителей ЕС с точки зрения удовлетворения ценой, выбором, качеством, разнообразием и доступностью.

И третьей основной задачей Стратегии является защита интересов потребителей по отношению к основным рискам и угрозам, с которыми потребители индивидуально не могут справиться.

Кроме того, особое место среди приоритетов Стратегии отводится совершенствованию законодательства в области защиты прав потребителей и, в частности, его гармонизации на пространстве ЕС.

В настоящее время подход к гармонизации законодательства в ЕС, сформулированный Комиссией ЕС, предусматривает три уровня гармонизации, а именно:

полную гармонизацию (возможны отклонения по разовым основаниям с взаимным признанием неполной гармонизации по несущественным аспектам);

минимальную гармонизацию с взаимным признанием;

минимальную гармонизацию с подходом страны происхождения.

При этом отмечается, что хорошо функционирующий внутренний рынок ЕС требует гармонизации по определенным проблемам, а она невозможна без готовности государств − членов ЕС принять определенные методы и правила. В то же время Комиссия ЕС будет продвигаться в сторону полной гармонизации, не форсируя события.

Большинство существующих правил для защиты потребителя в ЕС основано на принципе «минимальной гармонизации», когда на уровне ЕС устанавливают лишь нижний уровень требований, а государствам – членам ЕС предоставлено право устанавливать более строгие правила. Эксперты ЕС полагают, что в настоящее время имеются предпосылки перехода на более высокий уровень гармонизации правил для защиты потребителей, в связи, с одной стороны, с реальным сближением национального законодательства в этой области, а с другой, – с развитием электронной торговли.

Указанные основные направления политики в области защиты прав потребителей, принятые в ЕС, предусматриваются также мерами государственного регулирования, применяемыми в государствах – участниках СНГ, и определяются в качестве первоочередных задач в межгосударственном сотрудничестве.



следующая страница >>