«Конституционное право зарубежных стран» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
«Конституционное право зарубежных стран» - страница №1/14

«Конституционное право зарубежных стран»




  1. Понятие конституционного права зарубежных стран.


КПЗС есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода, поддерживаемые госуд. принуждением. Все они содержатся в различных правовых актах: конституциях, законах, декретах президента и т. д. Констит. право любой зарубеж. страны призвано регулировать определенную группу общественных отношений (например, правовое положение личности или основы устройства общества и государства).

КПЗС регулируются четыре главные сферы общественной жизни любой страны:

1) социальные отношения (социальная роль государства);

2) экономика (основы отношений собственности);

3) идеология (идеологический плюрализм);

4) политика (роль и порядок образования политических партий, организация государства).

Следовательно, можно толковать «конституционное право зарубежных стран» как самостоятельную отрасль права конкретной страны.

Предназначение данной системы заключается в согласовании внутренних норм государства и общества, коллективов.

Объектами КПЗС явл-ся общественные отношения, под которыми понимают основы жизни личности (установление законом прожиточного минимума), государства (его места в обществе), а также самого общества (рыночную экономику или экономику государства). Важными частями любого констит. права любого государства являются конституционные права и обязанности гражданина данного государства, а также способы их реализации и гарантии.

Предметами изучения констит. права являются общественно-политические процессы и явления, протекающие в жизни общества.



  1. Понятие и значение конституции.


Любое государство имеет основной закон (конституцию) как системообразующий акт, занимающий особое место во всей правовой системе. Термин «конституция» произошел от латинского «устанавливаю», «учреждаю». Первоначально этот термин появился в Древнем Риме. Конституцией назывались отдельные акты императора. Как единый основной закон страны конституция стала употребляться в конце 17 – начале 18 вв.

В теории КПЗС появление таких основополагающих актов связывается со следующими причинами:



  1. Развитие экономических, торговых отношений, промышленного производства.

  2. Приоритет общечеловеческих ценностей (прав человека) и необходимость закрепления возможностей личности в каком-то нормативно-правовом акте.

  3. Необходимость оформления институтов государственной власти.

Первые конституционные акты появились в Великобритании, США, Франции.

Писаные акты: 1787 г. – Конституция США (действует по настоящее время, 26 поправок); 1791 г. — первая французская конституция.

Т.о. в настоящее время термин «конституция» рассматривается как единый, основополагающий, обладающий особыми свойствами правовой акт, посредством которого регулируются наиболее важные общественные отношения между государством, обществом и личностью. Конституция по существу закрепляет прежде всего основы конституционного строя и организацию государственной власти.

В теории КПЗС выделяются несколько функций:



  1. учредительная – учреждает и оформляет институты государственной власти, высшие органы государства (глава государства, парламент и т.д.)

  2. охранительная – охраняет основы конституционного строя, правопорядка, права и свободы человека и гражданина.

  3. политическая – служит правовой основой формирования политической системы

  4. системообразующая – (конституция выступает ядром всей правовой системы)

  5. идеологическая (воспитательная) – конституция это идея, выраженная в правовой норме

  6. программная – не все положения конституции реализуемы в настоящее время, конституция рассматривается как программа развития государственности.

Сущность конституции – то главное, основное, из чего она исходит, ее предназначение, предначертание.

Сущность становится понятной, когда поясняется вопрос о том, какие потребности вызвали конституцию к жизни.

Теории сущности конституции:


  1. конституция как общественный договор (Гроций, Гоббс, Локк) – люди объединяются, координируют свои действия, фиксируя это в договоре (конституции).

  2. теологическая (божественная) – конституция, которая дарована монархом (посланником бога) – это дар божий.

  3. Марксистско-ленинская концепция: любая конституция отражает волю господствующего класса.

  4. Современный подход: конституция как юридически узаконенный баланс интересов различных классов и социальных слоев общества.

Свойства конституций

1) Политические

2) Идеологичекие

3) Юридические



Юридические свойства это именно те характерные особенности конституции, которые позволяют выделить именно вот этот акт из всей нормативно правовой системы страны.

Эти свойства можно выделить:

1) Высшая юридическая сила (т.е. именно конституция стоит в основе всей действующей системы правовых актов)

2) Нормативный характер (конституция как любой акт состоит их норм права – правил поведения. Обобщенности, стабильности и т.д.)

3) Учредительный характер (конституция учреждает прежде всего систему высших органов власти)

4) Особый порядок принятия и изменения ( принимается народом или от лица народа)

5) Особая охрана (заключается в том, что в охране конституции задействованы как органы общей компетенции, так и специальной. Органы конституционного контроля и надзора)

Форма конституции это способ организации и выражения соответствующих норм. Традиционно рассматривается что если конституция это единый акт то это так называемая кодифицированная конституция. Если же имеются несколько таких актов, то соответственно говорят о некодифицированной конституции. Существуют конституции смешанного типа.

Структура конституции

Любая конституция состоит из:

1) Вводной части (Преамбула. Сугубо нормативного, правового значения не имеет, только указывает на цели, стремления, идеи, исторические традиции)

2) Основная часть (все то что фиксируется основополагающие положения которые отражают содержательную сторону)

• Конституционные характеристики государства

• Основные конституционные принципы всего государственного устройства

• Фиксирует институт высших органов государственной власти

• Юридические основы статуса личности (вопросы гражданства, права и свободы, правовое положение иностранцев и т.д.)

• Основы правового положения административно территориальных единиц

• Организация судебной власти

3) Заключительные и переходные положения

Вопросы, которые фиксируются в конце, они определяют дополнения, вопросы, касающиеся изменения конституционного текста, и так далее (вопросы технического характера или формального юридического характера)

4) Приложения (поправки)

Призваны дополнить, уточнить, конкретизировать соответствующую конституционную норму.



Значение конституции:

1) Она необходима для оформления организации высшей власти в стране

2) Призвана закрепить и обеспечить соответствующие права и свободы человека и гражданина.

3) Определяет стратегические направления дальнейшего развития, совершенствования государства и общества.

В современном законотворчестве понятие «конституция» имеет следующие значения:

- фактическая конституция – фактически существующие основы общественно – политического строя, реальное положение личности в какой – либо стране;

- юридическая конституция – основной закон (свод основных законов), который принимают и изменяют в строго определённом порядке (этот закон имеет наивысшую юридическую силу и особый объект, при помощи которого регулируются основы политической системы, социально – экономического строя, правового статуса личности, духовной жизни общества).

  1. Система конституционного права.


Система конституционного права — это его внутреннее строение, характеризующееся единством и взаимодействием множества элементов. К числу таких элементов относятся общие принципы, институты и нормы.

К общим принципам относятся принципы, закрепленные в самом тексте конституций зарубежных стран. В их числе:

- народный суверенитет;

- народовластие;

- разделение властей;

- равноправие;

- гарантированность и неотчуждаемость основных прав и свобод;

- разнообразие форм собственности.

Эти принципы имеют приоритетное основополагающее значение для всех других конституционно-правовых норм и институтов. Под институтом конституционного права понимается совокупность близких по характеру и предмету правового регулирования норм. К конституционно-правовым институтам относятся:

- основы правового статуса личности;

- основы государственного и общественного строя;

- формы правления и государственного устройства;

- избирательное право и избирательные системы;

- организация государственной власти;

- основы местного самоуправления и местного управления.

Эти институты подразделяются на подинституты. Например, институт организации государственной власти подразделяется на такие подинституты, как парламентаризм, глава государства, исполнительная власть, судебная власть, конституционный контроль.

Институт основ правового статуса личности подразделяется на подинституты: принципы правового статуса личности; гражданство; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; гарантии прав и свобод.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установление государством в целях регулирования и охраны конституционно-правовых отношений, которые обеспечиваются при необходимости принудительной силой государства.

Нормы конституционного права, как и нормы других отраслей права, имеют свою внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию, санкцию. Однако во многих конституционно-правовых нормах отсутствует такой структурный элемент, как санкция.

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

- функциональной направленности — регулятивные и охранительные или запретительные;

- способу регулирования — управомочивающие, обязывающие, отсылочные;

- характеру регулирования общественных отношений — общее и конкретное регулирование;

- материальные и процессуальные;

- действию во времени и пространстве — постоянные и исключительные;

- действующие на всей территории страны или части территории.



  1. Источники конституционного права.


Источники КПЗС – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

К главному источнику относят конституцию государства (исключение составляют мусульманские гос-ва). Конституция — это основной закон, имеющий особые форму и содержание и являющийся основным источником конституционного права. Один из главных юридических признаков конституции — ее верховенство.

К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные, органические, (регулирующие институт в целом), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, краткосрочные), обыкновенные, а также внутригосударственные публично-правовые договоры;

Конституционные законы делятся на две разновидности.

а) Законы, которые вносят изменения в текст конституции либо существенно дополняют его. Принятие этой группы констит. законов возможно, но не обязательно, т.е. оно предусмотрено в абстрактной форме — они могут или быть, или не быть, и применяются только тогда, когда возникает осознание их необходимости, потребность изменения каких-то очень существенных общественных отношений. Классический пример этих констит. законов — так называемые поправки к американской конституции. Их, как известно, 27, и каждая из них — существенное дополнение текста в части общественных отношений, регулируемой конституцией, либо закрепление необходимых изменений в сфере особо важных общественных отношений.

б) Законы, составляющие так называемую неписаную конституцию, т.е. формально — это обычные законы, но в силу своей важности они выполняют функцию конституции. Например, «Хабеас Корпус Акт» (Habeas Corpus Act, 1697 г.), «Магна Карта» (Magna Karta, 1215 г.), Законы о парламенте, входящие в качестве статусного права в неписаную британскую конституцию. Из таких законов, в частности, состоят Конституции Израиля и Швеции. Для принятия обычного закона необходимо простое большинство голосов членов парламента, для принятия конституционного закона, как правило, — квалифицированное большинство голосов: 2/3, 3/4, 4/5, т.е. всегда больше половины. Более того, при принятии конституционного закона, если инициатива исходила от парламента, обычно недостаточно голосов квалифицированного большинства членов парламента, и такой закон обычно еще выносится на утверждение, например, посредством референдума. В федеративных государствах констит. законы, которые изменяют федер. конституцию, должны быть одобрены большинством субъектов федерации.

Следующей разновидностью закона является органический закон. Это особый специфический источник констит. права. Принятие органических законов прямо предусмотрено в конституции. Суть органических законов, в отличие от конституционных, в том, что они дополняют конституцию, не изменяя ее основных принципов, и тем самым не затрагивая ее глубинной сущности. Такие законы принимаются простым большинством голосов членов парламента, поскольку не вносят изменений в конституцию.

Обычные законы образуют основную массу законодательных актов, принимаются на основе процедуры, непосредственно предусмотренной в основном законе государства, и могут охватывать широкий круг вопросов.

2) регламенты парламентов и палат парламентов – организация и работа парламентов;

3) акты главы государства и акты исполнительной власти;

К таким актам, как правило, относятся акты, издаваемые главой государства и правительством. Иногда в их число включают также некоторые категории ведомственных актов (министерские постановления, инструкции), а также акты муниципальных органов.

4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты – примеры решений судов высоких инстанций, публикуемые и становящиеся основой для принятия остальными судами аналогичных решений по аналогичным делам;

Следует иметь в виду, что условия создания прецедентов неодинаковы в различных государствах. Английский прецедент создает только верховная судебная инстанция. В Австралии право сформулировать прецедент имеют как федеральный Верховный суд, так и верховные суды штатов. В США прецедент может быть создан не только высшими, но и нижестоящими судебными инстанциями.

Английский прецедент можно изменить или отменить только принятием закона, либо его пересмотром в судебной коллегии особого состава. В США прецеденты создаются многими судебными инстанциями, что может рассогласовать правовое регулирование. Поэтому высшие судебные инстанции могут отменить прецедент, созданный нижестоящим судом.

6) конституционный обычай – сложившееся правило в практике, которое имеет устный характер и не может использоваться судебной защитой в случае его нарушения (в Новой Зеландии, Великобритании);

Особенность правового обычая состоит в том, что он вырастает непосредственно из политической практики.

В Великобритании, к примеру, правовой обычай (конституционное соглашение) регулирует назначение монархом на пост премьер-министра лидера победившей на парламентских выборах партии, реализацию принципа парламентской ответственности правительства, досрочный роспуск Палаты общин. Следует отметить, что перечисление всех обычаев, действующих в Великобритании, не представляется возможным.

Например, В США президент формально лишен права законодательной инициативы, но он обязан ежегодно направлять послание в Конгресс, в котором информирует Конгресс о положении в стране. Но президент не ограничивается этим: в посланиях, как правило, он говорит о необходимости принятия вполне определенных законов. На основе этих предложений члены Палаты представителей и сенаторы, которые принадлежат к той же партии, что и президент, вносят соответствующие законопроекты. Т.о., в посланиях изложена законодательная программа президента (исполнительной власти), которая, так или иначе, воспринимается Конгрессом.

7) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, принимаемые на правовых актах и на трудах выдающихся юристов – специалистов по конституционному праву);

Источниками КПЗС являются также доктринальные положения, т.е. опубликованные мнения ученых-юристов по конституционно-правовым вопросам. Они представляют собой извлечения из трудов видных ученых, государствоведов, используемых в тех случаях, когда не хватает норм права, существует какой-то правовой пробел. В Великобритании, например, для усиления аргументов суды используют работы таких видных ученых-государствоведов, как У. Блэкстон, Т. Мэйя, У. Беджгот. 8) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

Так, например, в Иране действует Конституция 1979 г., хотя она и строится на принципах ислама. Религиозные нормы, как и обычай, рождаются вне государства, которое санкционирует их в качестве юридических норм. Если обычаи появляются из политической практики, то религиозные нормы устанавливаются в соответствии с догмами веры. Ряд религиозных норм, в свою очередь, связан с традициями и обычаями. Например, мусульманское право включает в себя не только шариат (предписания, содержащиеся в Коране, Сунне), но и адат (нормы обычного права, не противоречащие основам ислама, но различающиеся у разных мусульманских народов). Часть норм шариата, как и других разновидностей права, построенного на религиозных началах, представляют собой сакрализированные (освященные авторитетом бога, а потому непререкаемые) нормы, бытовавшие в период составления священных книг, обычаев.

9) международные правовые акты.

Это такие важные акты как, например, «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 г., «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам» от 14 декабря 1960 г. и ряд других. Международные договоры, с одной стороны, — это источники международного права. С другой стороны, большинство современных конституций закрепляют такое положение, что международное право имеет приоритет перед правом внутригосударственным, и это заставляет учитывать международные договоры в качестве нормального, авторитетного источника конституционного права. Более того, международные договоры либо приравниваются к внутригосударственному праву, либо трансформируются во внутригосударственное право и применяются наравне с ним.

Существуют также локальные источники констит. права (конституции каждого из штатов в США), в городах – свои городские уставы, другие уставы, регулирующие местное самоуправление.




  1. следующая страница >>