Конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова и других. 1964 г - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова - страница №11/11


8.1. Экзегетические сочинения

Истолкованию Св. Писания посвящены экзегитическиесочинения Св. Григория. К ним относятся:

- Об устроении человека.

- О шестодневе.

- О жизни Моисея Законодателя.

- О надписании псалмов.

- На псалом шестой.

- Точное истолкование экклезиаста Соломона.

- Точное изъяснение Песни Песней.

- О чревовещательнице.

- О блаженстве.

- О молитве.

Св. Григорий был великим почитателем Оригена и в приемах экзегетики большей частью следует аллегорическому методу толкования. Он стремиться повсюду, находить таинственный и нравственно практический смысл. Особенно ярко метод аллегоризма нашел выражение в его «Точном изъяснении Песни Песней».

В первых двух произведениях («Об устроении человека» и «О шестодневе») Св. Григорий стремиться дать дополнения к «Шестодневу» Василия Великого и поэтому здесь он держится тех же приемов буквального истолкования, которое имело место в знаменитом произведении Св. Василия. Изъясняя и дополняя своего великого брата, Григорий раскрывает премудрость Божию, проявленную в создании человеческого организма и описывает состояние первозданного человека в раю, последствия его грехопадения и изображает состояние будущего человека по воскресению.

В труде «О жизни Моисея законодателя», написанном в руководство благочестивому юноше Кесарию, Св. Григорий вдается в самый изысканный и смелый аллегоризм, пользуясь которым события из жизни Моисея он сближает с различными обстоятельствами жизни христианина и выводит из них нравственные наставления.

Еще больший аллегоризм обнаруживается в толкованиях надписаний псалмов. Здесь он проводит ту мысль, что псалмы расположены по содержанию в систематическом порядке, который раскрывает нравственные истины, возводящие человека последовательно на более высокие ступени совершенства. Он разделяет все содержание псалтири на пять отделов, каждый из которых, по его мысли, дает указание на последующую более высокую ступень нравственного совершенства.

Восемь бесед на Экклезиаста раскрывают ту мысль, что эта возвышенная и богодухновенная книга отвлекает ум человека от чувственного и направляет его ум к высшему миру.

«Точное изъяснение Песни Песней» первоначально представляло собою беседы, произнесенные при богослужении, а затем они были изложены письменно для жившей в Константинополе вдовы Олимпиады. В этом творении под образом жениха и невесты изображается соединение души человеческой с Богом. В содержании этого произведения ярко отражен религиозный опыт самого автора.

В рассуждении «О чревовещательнице» Св. Григорий доказывает, что по вызову Аэндорской волшебницы явился не Самуил, а демон, который обманул и волшебницу и Саула. В пяти беседах «о молитве» изъясняется молитва Господня, и в восьми беседах «о блаженстве» - заповеди блаженств.

8.2. Догматические сочинения

Среди творений Святителя догматические сочинения имеют наибольшее значение. К ним принадлежат:

- «Большое огласительное слово», представляющее опыт обоснования и защиты основных догматов христианства против язычников, еретиков, и иудеев.

- «Опровержение Евномия» - представляет наиболее обширное произведение Св. Григория и в то же время одно из самых важных. В нем излагается опровержение написанного Евномием ответа на сочинение Василия Великого «Против Евномия» и защита этого учителя от возводимых на него еретиком обвинений. Несколько сочинений посвящены Св. Григорием уяснению догмата о Святой Троице, среди них:

- «К «Симплекию о вере».

- «К Авлалию о том, что не три Бога».

- К эллинам на основании общих понятий».

- «Слово против Ария и Савелия».

- «Слово о Святом Духе против последователей Македония».

- «Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму».

- «Опровержение мнений Аполлинария». В этом сочинении опровергается учение Аполлинария о небесной плоти Христа и отрицания им наличия во Христе человеческого ума.

- Дополнениями к этому труду служат:

«Против Аполлинария к Феофилу Александрийскому».

«О душе и воскресении» и «О младенцах, преждевременно похищенных смертью».

И, наконец, в сочинении «Против учения о судьбе» Св. Григорий защищает свободу воли против языческих представлений о фатальном господстве судьбы.

8.3. Сочинения нравственно-аскетические

К ним относятся:

- «К Арнонию о том, что значит имя и название христиан».

- «О совершенстве и о том, каким должно быть христианину», «К Олимпию монаху».

- «О цели жизни в Боге».

- «О девстве».



8.4. Проповеди Св. Григория

По своему достоинству проповеди Св. Григория Нисского стоят ниже проповедей Василия Великого и Григория Богослова, так как обнаруживают, применительно ко вкусам слушателей, искусственность и преувеличение.

По содержанию их разделяют на догматические, нравственные и похвальные.

8.5. Письма Святителя

И, наконец, должны быть отмечены 26 писем Святителя. Св. Григорий Нисский среди трех великих Каппадокийцев выделяется как глубокомысленный ученый и философ, направивший усилия своего ума на постижение разумом церковного учения, которое он стремился представить в виде стройной, логически обработанной системы. Но как практический деятель он не обладал теми талантами, которыми высоко был наделен его брат Василий и неоднократно допускал по своей простоте поступки, ставившие его и окружение в сомнительное положение. Св. Григорию Богослову он уступал в Искусстве и дарованиях церковного оратора.

Как ученый и мыслитель он близко подходит к Св. Афанасию и Оригену. Подобно последнему он отклоняется в некоторых вопросах от церковного учения. Но эти высказывания, во-первых, имели место лишь по вопросам еще не раскрытым соборными определениями и, во-вторых, его личное мнение всегда сопровождается оговоркою, что он не придает им догматического значения. Но в принципе основою всякого знания он признает только церковное учение и знание без истинной веры он называет пустым и бесплодным.

8.6. Догматическое учение Св. Григория Нисского

Наибольшее влияние на догматические воззрения Св. Григорий оказал его брат Св. Василий, которого он именует своим отцом и учителем. Но в разработке своей богословской системы Григорий проявляет оригинальность и самостоятельность, которые опирались на его незаурядные философские дарования. От Св. Василия он отличается так же тем, что широко применял аллегорический метод толкования Священного Писания и пользовался доводами философского характера. Через философию на образ мыслей Св. Григория оказали наибольшее влияние Филон и неоплатоники. Близок был Св. Григорий по своим воззрениям к знаменитому Александрийскому учителю Оригену, но в своей системе он преобразовал его мысли в духе церковного учения.



8.7. Учение Св. Григория о Богопознании

Критикуя учение Евномия Св. Григорий утверждает положение о непостижимости существа Божия. Оно недоступно нашему познанию потому, что и доброе познается только подобным, но человек полного подобия Богу достигнуть не может, так как не может победить ограниченности своей природы. Бог бесконечно выше всего тварного и чувственного. Человек в познании своем не может выйти за приделы своей ограниченной природы и на все смотрит через очки своей телесной организации, поэтому и Бога он не может представить сверх некоторой пространственности и временности. Человеческие понятия о Боге касаются лишь «подножия ног Его» и представляют собой как бы идолов, запрещенных десятисловием.

Но Непостижимый по существу Бог частично открывается в Своих творениях. В созданном Им мире запечатлелась Божественная премудрость, благодать, всемогущество, правда и милость. Поэтому, познавая мир, человек может получить представления не о самом естестве Божием, но о свойствах деятельности Божией в мире. Но и такое познание имеет лишь символическое значение и только приближенно знакомит нас со свойствами Божества. Оно может идти двумя путями -положительным и отрицательным. Путем отрицания мы устраняем из понятия о Боге все, что не может принадлежать Существу совершенному и высочайшему; идя путем положительным, мы приписываем Богу все совершенства, которые должны мыслиться в Боге в самой превосходной и возвышенной степени.

8.8. Учение о ступенях Богопознания

Св. Григорий путь познания Бога человеком изображает с большими подробностями, чем это сделано в творениях Св. Василия и Григория Богослова, сообщая при этом своему учению систематический характер. Высшею формою богопознания он считает экстаз.

В процессе богопознания человек последовательно проходит три ступени:

- удаляется от ложных языческих представлений о Божестве и тем переходит от тьмы к свету;

- познает Бога через созерцание проявлений силы Божией в видимом мире и в душе человека;

- путем экстатического восхищения.

Если первою ступенью богопознания является отказ от грубых языческих представлений, то на второй ступени человек должен отрешиться от чувственных впечатлений, связанных с органами слуха, зрения, осязания и прочими и использовать только силу абстрактного мышления. Более положительных результатов он достигнет, если свою отвлеченную мысль от видимой природы он обратит на себя самого, представляющего собою микрокосмос, т. е. малый мир.

Его тело состоит из 4-х стихий, которые положены в основание чувственного мира; но выше тела обитающая в нем душа, созданная по образу Божию. Свойства этой души дают более близкие представления о Божественной природе. Подобие Божие отпечатлено в духовности, неделимости, в проникновении души своими силами во все части тела. Отблесками Божественного естества в душе человека является ее простота. Нравственная чистота и святость.

Грехопадение помрачило образ Божий в душе чуювека, поэтому созерцание Бога доступно только тому, кто имеет нравственную чистоту. Подобно неоплатоникам Св. Григорий считает необходимым для богопознания не столько приобретение положительных добродетелей, сколько освобождение души от оков чувственности, которыми она связана после грехопадения. Поэтому очищение от чувственных впечатлений является необходимым условием познания Бога.

Высшею ступенью богопознания Св. Григорий признает экстаз. Об экстатическом состоянии, в котором человек наиболее ярко представляет близость Божества и, как бы сливается с Ним говорит Филон, неоплатоники, Климент Александрийский. Особенно ярок этот опыт богообщения описан у подвижников - монахов. Учение об экстазе изложено Св. Григорием преимущественно в двух сочинениях: «О жизни Моисея законодателя» и в «Толковании на книгу Песнь Песней». Описывая экстатическое состояние Св. Григорий указывает в нем следующие характерные черты:

- Внезапное и неожиданное наступление его для человека.

- Полное отречение мыслей как от чувственных ощущений и представлений, так и от рассудочных понятий.

- Приостановка потока душевных переживаний и соприкосновение души с неподвижною вечностью.

- Возгорание чувства любви к Богу и единения с ним, напоминающие состояние опьянения.

- Приближение человека к познанию сущности Божией, но не свойств, открывающихся в делах Божиих.

Однако, приближаясь к Божественной сущности, человек и в экстатическом состоянии ощущает лишь непостижимость и безграничность Божества, полнота Божественной жизни в этом состоянии для него остается недоступной.

Особенности учения Св. Григория о Богопознании получили дальнейшее развитие у Св. Максима Исповедника.

8.9. Учение о Боге

На развитие учения о Боге у Св. Григория оказали влияние Ориген и неоплатоническая система. Подобно неоплатоникам Бог мыслится Св. Григорием как совершеннейшее Бытие, Благо и Красота. Лишь Богу принадлежит бытие в собственном смысле, внебожественный мир существует постольку, поскольку он причастен Сущему. Бытие само по себе является благом, а не бытие злом. Поэтому, обладая абсолютным бытием, Бог является и абсолютным благом, поэтому все тварное, имеющее бытие только по причастию к Божеству, и благом может быть названо лишь в относительном смысле.

Благость, имеющая источник этого свойства в самой себе, в то же время является и самобытною красотою. Красота в вещественных предметах представляет отражение идеи красоты в материи, поэтому она не может обладать постоянством. Красота видимого мира как бытия несамобытного, определяется лишь причастием его Божественной красоте. Обладая полнотою Бытия, самобытием, Благом и высшею Красотою, Бог является неутомимым создателем всякого дыхания жизни.

8.10. Учение о Святой Троице

В изложении этого догмата Св. Григорий употреблял терминологию, предложенную, Василием Великим - Единство Существа и различие Ипостасей.

Существо обозначает общие родовые признаки, а ипостась определяет признаки свойственные каждому отдельному лицу, но эти положения он дополняет учением о свойствах Ипостасей и доказательством единства Ипостасей.

Личные свойства Ипостасей, по мнению Св. Григория, определяют и образы их бытия. Бог Отец имеет источник бытия в Себе Самом, Бог Сын и Бог Дух Святой происходят от Отца. Ипостасным свойством Сына Является то, Что Он - Единородный у Отца. Ипостасное свойство Духа Святого то, что Он не рождается, а исходит от Отца через Сына. Мысль, выражаемая в этом случае Св. Григорием, не совпадает с западным учением «о фелиокве», потому что в его представлении Отец является единственным началом, а Сын служит, как бы посредствующею средою для бытия Духа Святого. Святую Троицу Св. Григорий сравнивает с тремя светильниками «Причина третьего пламени - естественный пламень, - говорит он, - возжегший последний преемственно через средний». Учение об исхождении Святого Духа через Сына заимствована Св. Григорием от Оригена.

Единство Божие при троичности Ипостаси Св. Григорий обосновывает тем, что «Лица Св. Троицы нераздельны между Собою ни по времени, ни по месту, ни по воле, ни в начинаниях, ни в деятельности».

Помимо того он проводит филологический аргумент. Слово Бог - он производит от глагола - видеть, созерцать. Этим наименованием выражается назирающая деятельность Божества. Но эта зрительная сила Божия совершенно едина и в ней участвуют в едином акте все Три Ипостаси. «Всякое действование, - говорит Св. Григорий, от Божества простирающееся на тварь, от Отца исходит через Сына, простирается и совершается Духом Святым». Такая Божественная деятельность едина и по результатам своего действия. Все Три Лица являются для нас источником благодатной жизни, но при участии Трех Лиц Божества мы получаем не три жизни по одной от Каждого Лица, но одну жизнь совокупно от Трех.



8.11. Учение об ангелах

Ангелы созданы Богом из ничего в бесчисленном количестве. Они делятся по взаимному отношению на начальствующих и подчиненных, а по своей деятельности на предстоящих и служащих. Св. Григорий не дает систематического деления на лики и чины, как это имеется в кодексе Ареопагита, но он говорит о наименованиях: власти, господства, престола, начала, силы, херувимов, серафимов. Различия в степени приближения к Богу обуславливаются их различием по высоте их нравственного совершенства, которое является делом свободной воли.



8.12. Космология

Св. Григорий учит о создании материального мира из ничего. На вопрос, каким образом Бог, Который по природе есть Чистый Дух, мог создать вещественную материю, он отвечает так. Материальные вещи мы познаем по их качествам - по цвету, звуку, запаху, весу и т.п. Но эти качества представляют собою явления нашей душевной жизни, если мы их устраним, то от вещи, как таковой ничего не остается, следовательно, материя сама по себе есть нечто несуществующее, а если так, то происхождение того, что составляет вещественный материальный мир от Чистого Духа мыслится вполне естественным.

Творение мира, по Св. Григорию, совершилось двумя актами: сначала были созданы творческою силою бытия потенции или скрытые начала, а затем, последовало в течении шести дней их постоянное раскрытие и развертывание заложенных в них сил, что и завершилось образованием мира.

В начальном акте мгновенно, в едином моменте времени Всемогущий Бог создал небо и землю, которыми охватывается вся совокупность тварей. Но земля была «праздною и безразличною», т.е. она находилась еще в потенциальном состоянии и слагающие ее элементы представляли хаотическое соединение.

Мгновенно созданный в своей основе мир затем упорядочивался из хаотического состояния и превращался в космос в течение шести дней, причем, Божественная сила в этом процессе уже не принимала никакого участия, а все происходило согласно законам, вложенным Творцом. В этом смысле Св. Григорий толкует библейские выражения «рече и бысть».

Среди действовавших при образовании мира механических законов Св. Григорий наибольшее значение усвояет силе тяжести. Под ее влиянием происходило последовательное разделение и обособление элементов.

Наиболее легкие и удобоподвижные частицы огня, выделившись из всей массы, поднялись вверх и достигли умопостигаемой среды, в которую они уже не могли проникнуть, поэтому огненная масса стала совершать круговое движение. Таким образом установилась граница между чувственным и умопостигаемым, которую мы именуем твердью, создание которой совершилось во второй день. В третий день собралось в одно место вода, выделившаяся из хаоса, и явилась суша. В четвертый день в огненной массе, вращавшейся под твердью, также под действием силы тяжести произошло обособление более подвижных и более весомых плотных элементов и те, и другие сконцентрировались в отдельных массах и образовались солнце, луна и звезды.

8.13. Творение человека

В создании человека Св. Григорий различает два акта. Первоначально Божиим всемогуществом была создана идея человечества, которая представляет сущность человека, входящую в состав каждого отдельного индивидуума. В этом идеальном человеке не было еще разделения на мужа и жену. Вторичным актом были созданы первые люди - Адам и Ева, в которых идеальный человек представлен уже мужем и женой и таким образом в нас установлены были различия пола.

По мысли Св. Григория первоначальный Божественный план определял бесполое размножение людей, наподобие ангелов, но по предвидению падения людей Бог разделил человека на мужа и жену, чтобы после грехопадения размножение происходило способом, свойственным животному миру.

До грехопадения человек обладал тонким духовным телом, которое не имело нужды в пище и было свободно от чувственных влечений. Сказанное о нас нужно понимать аллегорически, оно указывает на такое состояние человека, когда он был причастен духовному ведению и нетленной жизни. После грехопадения тело человека превратилось в грубое человеческое тело, которое и в питании и в размножении подчинилось общим законам животной жизни, что и представило те кожаные ризы, в которые был облечен человек после грехопадения.



8.14. Христология

В учении о Лице Иисуса Христа Св. Григорий Нисский близок к христологии Григория Богослова. Вместе с этим учителем Церкви он признает в Лице Искупителя две совершенных природы Божественную и человеческую, объединенных одной личностью. Это ипостасное соединение произошло в момент зачатия. Но в отличие от Григория Богослова, он признает соединение менее близким во время земной жизни, и более тесным после воскресения, когда человеческая природа Христа претворилась в Божество и растворилась в Нем, как капля уксуса в море.



8.15. Учение о спасении

Согласно со Св. Афанасием Св. Григорий учит о спасении, как о соединении человека с Богом и достижении обожения.

Жизнь человека проникнута грехом от рождения до смерти и для совершения спасения Сын Божий в воплощении прошел этими же пределами, и тем всецело освятил человеческую природу. Смертной человеческой природе он сообщил нетление своего Божества, таким образом, совершилось обожение человеческой природы Христа и от Него обожение сообщилось всему человечеству.

По вопросу об искуплении Св. Григорий воспроизводит теорию Оригена о выкупе грешного человечества путем обольщения сатаны. Диавол видел во Христе особенного человека, ценность которого превышает стоимость всего человечества, но Его Божественная природа была неведома сатане, поэтому он согласился принять душу Христа как выкуп, но, овладев душою Христа, дьявол не мог удержать ее в своей власти, ибо Божество, скрытое под завесою плоти Богочеловека, рассеяло тьму преисподней, победило смерть и явилось источником жизни.

Обольщение сатаны Св. Григорий не считал деянием нравственно сомнительным во-первых потому, что оно допущено было с благой целью спасения человечества и самого дьявола и во-вторых, оно было применено к тому, кто сам был обольстителем человека и следовательно получил воздаяние равным за равное.

8.16.Эсхатология.

Следуя воззрениям Оригена, Св. Григорий Нисский утверждал, что мировой процесс закончится восстановлением всего тварного в состояние первобытной чистоты и святости.

Бог является источником бытия и блага, которые не могут принадлежать злу, ибо оно не обладает самостоятельною сущностью и представляет собою ничтожество и небытие. Если бы, поэтому, мы допустили вечное существование зла, то должны были бы признать Божественную абсолютность ограниченной и поставили бы под сомнение высоту нравственного совершенства Божества.

Со временем все существа обратятся к Богу и станут причастниками Божественной жизни. Очистительными средствами служат смерть и посмертные страдания. Смерть является благом потому, что освобождает человека от уз плоти, с которой связаны греховные вожделения. По окончании земной жизни праведники, стремившиеся к небесной истине, становятся участниками райского блаженства, а грешники, услаждавшиеся чувственными благами и не восприимчивые к благам духовным, испытывают угрызение совести. Дети, не успевшие до смерти проявить себя в добродетельной или греховной жизни, находятся некоторое время в безразличном состоянии, и затем восходят по пути нравственного совершенства, которое возможно и за гробом, переходя к добру и блаженству.

При всеобщем воскресении каждая душа соединиться со своим телом, чтобы с ним получить награду или наказание. Будучи непространственной, душа при воскресении, обладая познавательною силой, отовсюду соберет материальные частицы входившие в состав ее тела и сообщит им тот вид, который соответствует внутреннему облику души.



По отношению к грешникам Милосердный Бог по воскресению применит средства врачевания, подвергнув их наказанию адским огнем. Но эти мучения будут иметь целью не карательное возмездие, а очистительное врачевание. Таким же исправительным наказаниям будут подвергнуты демоны во главе с дьяволом. В конечном итоге последует обращение всех существ к Богу и всеобщее спасение, когда по Апостолу "будет Бог всячески во всех". (1Кор. 15,28)


1 Богословские труды №5 М , 1970 Апостольское предание св. Ипполига Римского Гл. 1,с 283

2 Там же, гл 2, с 283

3 Там же, гл 3, с 283

4 Там же, гл. 4, с. 284.

5 Там же, гл. 7, с. 285.

6 Там же, гл. 8, с. 285.

7 Там же, гл. 20, с. 288.

8 Там же, гл. 21, с. 288-289.

9 Там же, гл. 21, с. 289-290.

10 Там же, гл. 22, с. 290.

11 Там же, гл. 42, с. 296.

12 Там же, гл. 43, с. 296.

13 Проф. П.С. Казанский. История православного монашества на Востоке. Т 1, с. 108 Паломник 2000г.

14 Архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. М. 1966 г. С 25, Т 2

15 Там же. С. 24-25

16 Там же. С. 28

17 Там же. С. 29

18 Там же. С. 31

19 Там же. С. 31

20 Там же. С. 34

21 Настольная книга священнослужителя т. 3, М 1979 с. 325

22 Там же. С. 75

23 Там же. С. 76

24 Там же. С. 77

25 Там же. С. 78

26 Там же. С. 80-81

27 Там же. С. 80

28 Там же. С. 83

29 Там же. С. 83

30 Там же. С. 83

31 Там же. с. 88

32 Там же. с. 90

33 Там же. с. 91

34 Там же. с. 91

35 Там же. с. 92

36 Там же. с. 93

37 Там же. с. 93

38 Настольная книга священнослужителя т. 2 М. 1978 г. с. 514

39 Там же. с. 515

40 Там же. с. 516

41 Там же. с. 516

42 Там же. с. 516

43 Там же. с. 516

44 Там же. с. 516

45 Там же. с. 617

46 Там же. с. 617

47 Примечание: Основателем этой ереси был монах аскет Адельфий, который впал в дух. прелесть и стал проповедовать, что подвижнические труды не нужны, а все его последователи находятся на высшей ступени духовного совершенства. (Проф. А.И. Сидоров Преп. Макарий Египетский Творения. Паломник М 2002 с. 43) Эта ересь была осуждена двумя Поместными Соборами: Антиохийский и в Сизе 388г. И Вселенский Собор 431г.

48 Проф. А.И. Сидоров Творения преподобного Макария Египетского. Паломник М., 2002г. С. 14

49 Там же. с. 54-55

50 Там же. с. 55

51 Там же. с. 57

52 Там же. с. 59

53 Там же. с. 61

54 Там же. с. 70

55 Там же. с. 71

56 Там же. с. 72

57 Там же. с. 78

58 Там же. с. 78

59 Там же. с. 82

60 Там же. с. 84

61 Там же. с. 88

62 Там же. с. 89

63 Там же. с. 91

64 Василий Великий. Творения. Т 1 с. 190, с. 94

65 Творения Василия Великого, т. 1. Статья 1911 г. О Святом Духе к Амфилохию. С. 631-632.).


<< предыдущая страница