Конспект внеклассного мероприятия по истории для 9-10 классов Правозащитное движение в СССР. 9 класс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект внеклассного мероприятия 9 класс Тема «Встречаем Олимпиаду»... 1 124.56kb.
Внеклассное мероприятие по предмету «Литературное соревнование «Своя... 1 141.97kb.
Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 11х классов 1 102.59kb.
«Хочу всё знать»- интеллектуальная игра для учеников 1-х классов 1 22.25kb.
Конспект внеклассного мероприятия Тема: День народного единства 1 67.8kb.
Конспект открытого внеклассного мероприятия «Уроки чистописания» 1 72.88kb.
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-9 классов, посвященного... 1 134.75kb.
План-конспект внеклассного мероприятия по русской словесности по... 1 95.02kb.
8 Предмет: литература план-конспект урок внеклассного чтения. 1 62.49kb.
Сценарий внеклассного мероприятия «Весёлые ритмы Евгения Дербенко» 1 102.44kb.
Конспект проведения дискуссии в рамках Декады социальных педагогов... 1 125.63kb.
Научно-методический центр выборгского района 4 785.14kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект внеклассного мероприятия по истории для 9-10 классов Правозащитное движение - страница №1/1

Павлова Нина Петровна

учитель истории муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Кощаковская средняя общеоразовательная школа»

Пестречинского муниципального района

Республики Татарстан


Конспект внеклассного мероприятия по истории для 9-10 классов

Правозащитное движение в СССР. 9 класс.

Методический замысел мероприятия и обоснование его темы:


При изучении курса истории в 9-м классе, к сожалению, очень мало времени отводится на такие интересные и трогательные темы, как «репрессии», «диссидентство», «правозащитное движение». Изучение этих материалов более подробно способствует воспитанию ответственного гражданина, патриота и просто отзывчивого человека. Поэтому считаю необходимым проводить с учениками уроки и внеклассные мероприятия, исследующие факты, события и последствия, в данном случае, правозащитного движения в СССР.

Проведению данного мероприятия предшествовала большая подготовительная работа.



Тип мероприятия:

-обобщение и систематизация знаний, обобщение исторических процессов и явлений правозащитной деятельности, их отображения в современной российской действительности.



Форма мероприятия:

- презентация результатов исследования, видеоконференция



Цели и задачи мероприятия:

  • Исследование правозащитного движения в СССР;

  • Воспитание патриота и ответственного гражданина, воспитание чуткости, честности и справедливости;

  • Развитие интереса к истории и к личностям правозащитного движения в СССР;

  • Доказательство значимости правозащитного движения для советской и российской общественности;

Оборудование мероприятия, источники информации:

  • Презентации на темы: «Уголовное дело Андрея Синявского и Юлия Даниэля 1965 год», «Александр Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Московская Хельсинская группа Юрия Орлова».

  • Стихи Б.Пастернака, О.Мандельштама, И.Бродского, Е Евтушенко

  • Видеоролик «Прощание с А.Д.Сахаровым»

  • Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. — Вильнюс — М.: «Весть», 1992.

  • Алексеева Л. М. История и мировоззрение правозащитного движения в СССР и России.: М. Полит.ру, 2006.

  • Баевский В. История русской литературы XX века, М.: Языки славянской культуры, 2003.

  • Горкин А. Школьный библиографический словарь, М.: РОСМЭН, 2002.

  • Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля. М.: Книга, 1989.

Ход мероприятия:

1. Первый этап правозащитного движения: период становления

(1965 – 1972 гг.)

1.1 Вступительное слово учителя (объявление темы, целей внеклассного мероприятия).



Вопрос: что такое «правозащитное движение?, движение за какие права человека?

Краткий рассказ учителя о движении за права человека, его особенностях и характере деятельности, этапах, о начальном периоде, предшествующем становлению правозащитного движения:

  • Защита прав личности и требования соблюдения законов — основа правозащитного движения и его отличительный признак, обратите на это особое внимание.

  • По самосознанию и по характеру деятельности правозащитное движение является не политическим, а нравственным.

  • Правозащитники явочным порядком осуществляют гарантированные советской конституцией гражданские права (свободу слова, печати, демонстраций, ассоциаций и др.).

  • История правозащитного движения состоит из непрерывной цепи судов, помещений в психбольницы, насильственных выталкиваний в эмиграцию, увольнений с работы и т.п. В условиях нашего советского тоталитарного режима открытость общественной позиции грозит, казалось бы, немедленным крахом. Однако призыв к защите прав человека был услышан и внутри страны и за ее пределами, мир не только получил богатую информацию, но и поверил в свидетельство правозащитников. Правозащитное движение, начавшееся в Москве в узкой интеллигентской среде, вышло за ее пределы, распространилось по стране и по миру.

  • Правозащитное движение можно разделить на 3 этапа, с митинга правозащитников у памятника Пушкину в Москве в 1965 году, о чём мы скажем подробнее позднее

  • Но события, произошедшие в нашей стране в 50-ых годах подготовили почву для открытого выступления правозащитников.

  • Итак, после смерти Сталина 5 марта 1953 года:

  • вспомним историю: был арестован и осуждён правая рука Сталина – Лаврентий Берия, обвиненный в шпионаже. Далее, остался Маленков – председатель Совмина – официальный наследник Сталина. Именно он предложил учредить пост 1-го Секретаря ЦК КПСС, после смерти «великого вождя всех времен и народов», вождя партии не было. Маленков предложил на этот пост Никиту Сергеевича, который был избран в сентябре 1953г. новый 1-ый секретарь стал решительно перехватывать властные рычаги у Маленкова, заменяя его выдвиженцев своими людьми, в 1955 году и сам Маленков был смещен, на его пост назначен Булганин



  • 1956 год, заседание XX съезда КПСС и развенчание культа личности Сталина. Из доклада Хрущева на закрытом заседании съезда:

«Культ личности приобрёл такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.

Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойдённого полководца всех времён и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.



  • Именно на этом закрытом заседании XX съезда, в докладе Никиты Сергеевича прозвучали в первый раз факты о незаконных репрессиях, о тысячах невинных жертв, погибших в сталинских лагерях. Рассказывали, что люди падали в обмороки: заседание длилось несколько часов, зал закрыт, духота и понятие того, что незаконно погибли родственники, допустим друзей знакомых и т.д. дети росли как сын или дочь в детдомах «врага народа», а это еще сотни людей с изувеченным детством.

  • Слушание было закрытым и доклад не печатался в газетах, но москвичи уже знали, что культ личности Сталина осужден, и писатели, поэты, публицисты начали писать и распространять свои статьи, рассказы, стихи о репрессиях, гонениях и вообще высказывать свое отношение к бывшему и настоящему в стране через САМИЗДАТ.

  • Вопрос: что такое самиздат?

  • Рассказ учителя: самиздат это, когда сам писатель или поэт пишет свое произведение и сам его издает.

  • Вопрос: как издает?

  • Рассказ учителя: у каждого московского, и не только, писателя, публициста была пишущая машинка, на которой он печатал свои произведения. Затем он давал читать эти произведения друзьям, коллегам. И чем интереснее был рассказ, эссе, стих, тем большее количество людей его читали и перепечатывали для более широкого круга читателей.

В конце 50-х — начале 60-х годов в самиздате господствовали там стихи. Москва и Ленинград были буквально захлестнуты стихами запрещенных, забытых, репрессированных поэтов:— А. Ахматовой, О.Мандельштама, М.Цветаевой, Н. Гумилева, и еще многих. Жадно читали и поэтов-современников. Огромной популярностью пользовались и некоторые официально дозволенные поэты, например Е.Евтушенко. Но благодаря самиздату знали и не печатаемых государственными издательствами — Иосифа Бродского, Бориса Пастернакаи многих-многих других.

Сейчас мы послушаем некоторые из них. Слово учителя:





Евгений Александрович Евтушенко. Р.1933г., в Иркутской области.

НАГРАДЫ:

1969 годОрден Знак Почёта

1983 годОрден Трудового Красного Знамени

1984 годГосударственная премия СССР — за поэму «Мама и нейтронная бомба»

1993 годОрден Дружбы Народов — Евтушенко отказался его получать в знак протеста против войны в Чечне

2003 годЦарскосельская художественная премия

2007 год — Почётный доктор Петрозаводского государственного университета

2009 год — Командор чилийского ордена Освободителя Бернардо

2010 годГосударственная премия России.

Почётный член Российской академии художеств



Чтение учеником стиха:

Е.Евтушенко

Идут белые снеги,

как по нитке скользя…

Жить и жить бы на свете,

да, наверно, нельзя.

Чьи-то души, бесследно

растворяясь вдали,

словно белые снеги,

идут в небо с земли.

Идут белые снеги…

И я тоже уйду.

Не печалюсь о смерти

и бессмертья не жду.

Я не верую в чудо.

Я не снег, не звезда,

и я больше не буду

никогда, никогда.

И я думаю, грешный, -

ну, а кем же я был,

что я в жизни поспешной

больше жизни любил?

А любил я Россию

всею кровью, хребтом –

ее реки в разливе

и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,

дух ее сосняков,

ее Пушкина, Стеньку

и ее стариков.

Если было несладко,

я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно –

для России я жил.

И надеждою маюсь

(полный тайных тревог),

что хоть самую малость

я России помог.

Пусть она позабудет

про меня без труда,

только пусть она будет

навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,

как во все времена,

как при Пушкине, Стеньке

и как после меня.

Идут снеги большие,

аж до боли светлы,

и мои и чужие

заметая следы…

Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я.

1965


Слово учителя:



Ио́сиф Алекса́ндрович Бро́дский

(1940 - Ленинград -



1996Нью-Йорк) -

русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик.

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года.

Поэзию писал преимущественно на русском языке, эссе на английском. Один из крупнейших русскоязычных поэтов XX века.

1972 год, июнь. Москва

Перед отлётом.



Чтение учеником стиха:

И.Бродский: «Стансы»

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

Твой фасад темно-синий

я впотьмах не найду,

между выцветших линий

на асфальт упаду.

И душа, неустанно

поспешая во тьму,

промелькнет над мостами

в петроградском дыму,

и апрельская морось,

над затылком снежок,

и услышу я голос:

- до свиданья, дружок.

И увижу две жизни

далеко за рекой,

к равнодушной отчизне

прижимаясь щекой, -

словно девочки-сестры

из непрожитых лет,

выбегая на остров,

махнут мальчику вслед.

1962


Слово учителя:



Бори́с Леони́дович Пастерна́к

(1890, Москва -



1960, Переделкино) -

один из выдающихся русских поэтов, писатель, проживший довольно длительную жизнь, но последние годы жизни были трагичны и мучительны.

Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1958 году за роман «Доктор Живаго». Но от премии вынужден был публично отказаться, так в прессе начались клеветнические обливания грязью писателя, в том, что он «продался Западу». Премию получил его сын.



Чтение учеником стиха:

Б.Пастернак:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги.

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

1956-1959

Слово учителя:



О́сип Эми́льевич Мандельшта́м

(1891, Варшава —



1938, лагерный пункт, Вторая речка под Владивостоком) —

русский поэт, эссеист, переводчик и литературный критик,

один из крупнейших русских поэтов XX века.

Свое стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны» он прочитал своим семи товарищам. Кто-то его продал, был арестован, сначала сослан в Елабугу, затем в Воронеже. Долгое время даже не было известно, где он умер, и только недавно стало открыты место смерти.

Чтение учеником стиха:

О.Мандельштам:

Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подковы, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина.

1933


В тогдашнем самиздате ходили произведения более 300 авторов. Самиздатовское произведение «Прогулки с Пушкиным» А.Синявского и Ю.Даниэля удалось переправить и опубликовать в Париже, за что авторы в Москве были арестованы и судимы.

Презентация учеников на тему «Уголовное дело Андрея Синявского и Юлия Даниэля 1965 год».

Правозащитное движение стало стремительно развиваться



  • 1968 — демонстрация на Красной площади против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в защиту прав граждан Чехословакии

  • 1968 — А.Д.Сахаров пишет работу «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»

Советский физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.

В соей работе говорит о недопустимости распространения ядерного оружия в мире, о соблюдении законности, о праве человека на личные свободы.

Это путеводная звезда правозащитного движения.


    1. Второй этап правозащитного движения: период международного признания и кризиса движения

(1973 – 1975 гг.)

2.1 Вступительное слово учителя: этот этап короткий и знаменуется 3-мя событиями, имевшие большой отклик среди советской и зарубежной общественности



    1. Презентация учеников на тему: «Александр Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». (Высылка за рубеж Александра Солженицына (за «Архипелаг ГУЛАГ»)

  • судебный процесс над П. Якиром и В. Красиным, которые в результате согласились сотрудничать с КГБ, что послужило детонатором к кризису движения в целом. (В 1972 году в Лондоне вышла книга Якира П.И. воспоминаний «Детство в тюрьме», после чего у него был проведён обыск, в ходе которого были изъяты документы самиздата и правозащитные материалы. 21 июня 1972 года Якира арестовали. Виктор Красин также был арестован. Следствие по их делу длилось четырнадцать месяцев, причём и Якир, и Красин активно сотрудничали со следствием. Впоследствии они объяснили это тем, что пытались избежать расстрела по ст. 64 УК РСФСР («измена Родине»).

  • 1975 — награждение Андрея Сахарова Нобелевской премией мира, после чего в советских СМИ разворачивается кампания по его дискредитации.



    1. Третий этап правозащитного движения: Хельсинский период

Третий этап правозащитного движения: Хельсинский период

(1976 – 1985 гг.)

3.1 Слово учителя о подписании СССР «Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки» в 1975 году и принятие обязательств по соблюдению прав человека в СССР.

3.2 Презентация учеников на тему: «Московская Хельсинская группа Юрия Орлова».

3.3 Рассказ учителя :



  • 1980 - правозащитное движение развернуло кампанию, критикующую решение правительства СССР о вводе советских войск в Афганистан, за что были арестованы Ю. Орлов, И. Руденко и другие члены Хельсинкской группы,

  • 1980-1986 - ссылка Андрея Сахарова в Горький под домашний арест.



    1. Результаты правозащитного движения в СССР

(1986 – 1991 гг.)

4.1 В этот период за различные преступления, связанные с нарушениями прав человека, освобождены от занимаемых должностей:



  • Судья Подольского горсуда Куликова Т. Е. в 1990 г.

  • Прокурор Московской области Наместников Б. П. (статья "Сверху намекнули, прокурор ответил: "Есть!" в газете "Мегаполис-Экспресс", № 20, 16.05.91)

  • Председатель Домодедовского суда И. Кубышкин (статья "Обычное дело", газета "Куранты", № 103, 01.06.91)

  • Генеральный прокурор СССР Н. Трубин (статья "Свято кресло пусто не бывает", "Российская газета", 13.09.91)

  • 1991 - министерством юстиции под № 201, официально зарегистрированной правозащитной организацией в СССР РПА "Отцы и дети".

4.2 Подведение итогов учителем:

Вопрос: в чем по вашему значение правозащитного движения в СССР?
   
     Размах правозащитного движения нельзя преувеличивать. Его активными участниками были несколько сотен, может быть, тысяч человек. Не массовость, однако, определяет его значение.
     Значение правозащитного движения лежит преимущественно в той сфере, что связана с выработкой системы гражданских ценностей (свобода личности, права человека), появлением такого феномена, как общественное мнение.

Вопрос: каково ваше отношение к личностям правозащитного движения?

Итог: благодарные потомки должны помнить и чтить людей, которые внесли огромный вклад в защиту прав человека. Глава 2 Конституции РФ 1993 года провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».