Конспект урока производственного обучения по теме: "Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка". Тема урока: «Об - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конспект урока производственного обучения по теме: "Обработка отдельных деталей и - страница №1/1

Министерство социального развития Саратовской области

ГАОУ НПО СО «СПУ- интернат для инвалидов»

Конспект урока производственного обучения по теме: "Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка".

Тема урока: «Обработка верхнего среза накладного кармана».

мастер п/о Немова Н.Г.

Саратов 2013


План занятия производственного обучения.

Тема раздела: "Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка.

Тема занятия: « Обработка верхнего среза накладного кармана»

Цели:

обучающие:

1.Сформировать умения правильно обрабатывать срез окантовочным швом;

2.ознакомление с различными видами карманов, сформирование ЗУН по обработке накладного кармана.

3. закрепить умение учащихся работать самостоятельно опираясь на инструкционную карту;

4. закрепить навыки самостоятельной работы при выполнении отдельных

    операций;



коррекционно-развивающие:

1. применять дифференцированный и индивидуальный подход на уроке

2. развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. развивать речь учащихся, включая в неё специальную терминологию;

4. использовать зрительный и измерительный контроль при анализе качества

выполненной работы;

5. создать условия для развития творческих способностей учащихся, расширения их знаний и кругозора, формирования технологических умений, общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.

6. научить планировать свою деятельность, применять полученные знания на практике.



воспитательные:

-воспитывать точность и аккуратность при изготовлении образца.

-воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

-сформировать у учащихся терпение, усидчивость, трудолюбие.

-приучить к аккуратности при выполнении задания.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Методическая цель: использование технологии разноуровнего обучения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• познакомить с различными видами накладных карманов, историческими сведениями о кармане, его роли в одежде;

• формировать умения по обработке накладного кармана.

Коррекционно-развивающие:

• способствовать коррекции речи учащихся, используя опорные слова;

• способствовать коррекции внимания, используя наглядность;

• способствовать коррекции памяти через повторение, осмысление, восприятие, сенсорное мышление;

• способствовать развитию планирующих и ориентировочных умений, анализируя изделие и повторяя план пошива;

• коррекция мелкой моторики через специальные двигательные упражнения и выполнение ручных стежков.



Коррекционно-воспитывающие:

• способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, самостоятельность, умения планировать свою деятельность;

• культуры здоровья: умений и навыков здоровой жизнедеятельности.

Материально-техническое оснащение урока производственного обучения:

1.Образец изготавливаемого узла, инструкционная карта по выполнению окантовочного шва ;

2. Стенд с поузловой обработкой кармана.

3. Таблички с названиями соединительных и краевых швов для фронтальной работы;

4. Папки по охране труда с инструкциями по ТБ;

5. Инструкционная карта на каждого ученика;

6. Инструменты и приспособления у каждого учащегося;

7. Карточки-задания;

8. Швейные машины 1022 кл, утюг.

Требования к качеству работы:

1. Объём выполненной работы.

2. Аккуратность выполнения.

3. Одинаковая ширина обтачки.



Меж-предметная связь:

1. С технологией.

2. С материаловедением.

3. С оборудованием.


Ход занятия:

1. Организационная часть урока.

  • проверка наличия учащихся;

  • осмотр их внешнего вида, состояние организации учебных мест;

  • проверка наличия инструментов и приспособлений.


2. Вводный инструктаж.

Тема занятия: "Обработка верхнего среза накладного кармана".

Провести мотивацию посредством создания познавательного интереса. Учащимся предлагается отгадать загадку с профессиональной направленностью.

Загадка.

Потайная кладовка

У всякой обновки,

Тут телефон, и пятак,

И просто так.

(Карман). Показать изделие с карманом (платье, халат).

Тип урока: «Изучение нового материала».

проводится в виде проблемной эвристической беседы (опирающейся на имеющиеся знания учащихся), репродуктивного метода (направлен на умения воспроизводить приобретенные знания и умения при выполнении практических работ).

Объявляю учащимся содержание предстоящей работы:


  • Научить правильным приемам обработки верхнего среза накладного кармана.

  • Закрепить навыки выполнения ручных работ с соблюдением технических условий.

Критерии оценок: (Приложение №1.)


№ п/п

Наименование проверок

Оценка 5

Оценка 4

Оценка3

Оценка 2

1.

Аккуратность выполнения строчек.

Ровные строчки, отклонений нет.

Отклонение 0,1-0,2 см.

Отклонение 0,2-0,3 см.

Отклонение 0,3 см и больше.

2.

Одинаковая ширина обтачки.

Ширина обтачки одинакова по всей длине.

Ширина обтачки одинакова по всей длине.

Ширина обтачки одинакова по всей длине

Ширина обтачки не одинакова.

3.

Объем выполненной работы по образцу.

Работа выполнена в полном объеме, по образцу.

Работа выполнена, в полном объеме.

Работа выполнена, но не полностью.

Работа выполнена, но не полностью.

Для успешности выполнения работы проводится актуализация .



3.Актуализация прежних знаний: (устно, карточки-задания, тестовые задания).

  • Назвать детали кроя .

  • Назвать срезы кармана.

  • Какие машинные швы вы знаете?

  • Какие соединительные швы вы знаете?

  • Какие краевые швы вы знаете?

На классной доске , съемные образцы обработки кармана в пооперационной последовательности (на магнитах).

Группа делится на 2 команды: 1 команда –Ромашка, 2 команда –Пчелка.

На столах у уч-ся папки с заданиями на весь урок.

Задание капитанам команд (Приложение №2.)

-Открыть папку, найти образец с ручными стежками и назвать их.

(прямой, крестообразный, копировальный, петельный, тамбурный)

- Молодцы !

Начинаем игру на дифференциацию и запоминание  двух групп швов

соединительных и краевых. (Приложение №3.)

Задание для команд:



-Какие машинные швы вы знаете? ( соединительные и краевые).

-Какие соединительные швы вы знаете? ( стачной шов взаутюжку, вразутюжку, накладной, настрочной, запошивочный, двойной, расстрочной ).

-Какие краевые швы вы знаете? ( шов вподгибку, обтачной, окантовочный).

Учащиеся команд получают образцы машинных швов. Найти образцы краевого и соединительного швов, и разложить их на группы. Назвать какие швы относятся к соединительным, а какие к краевым.

- Молодцы, команды с заданием справились.

А сейчас поработаем с тестами,(Приложение №4.)

каждый участник команды в своей папке находит тест, внимательно читает и находит правильный ответ.( Разноу-ровневые, индивидуальные тестовые задания, разработанные с учетом особенностей здоровья обучающих и их физических возможностей, так как не все учащиеся могут усно выразить и грамотно выстроить свою речь.)

Задание капитанам: (Анограмма) (Приложение №5.)

Капитанам предлагается из набора букв, вырезанных из ткани, сложить слово относящееся к теме урока (карман, обтачка).

Затем приступаем к изучению нового материала.

Тема урока записана на доске. Читаю её «Обработка верхнего среза накладного кармана», верхний срез накладного кармана будем обрабатывать обтачкой, выполнена на лицевую сторону.

4. Объяснение нового материала.

Давайте рассмотрим детали кроя: это основная деталь –карман и обтачка( как из основной детали , так и из отделочной).

-Внимание на доску!( На доске магнитами закреплены образцы обработки кармана в пооперационной последовательности).

Объяснение:

-К верхнему срезу с изнаночной стороны кармана приметываем обтачку……

-Притачиваем обтачку………………

-Заутюживаем припуск в сторону кармана…………………

-Выметываем кант из обтачки………………………

-Наметываем нижний край обтачки на карман……………….

-Прокладываем отделочную строчку………………..



5. Практический показ:

Сейчас мы будем выполнять практическую работу. Научимся обрабатывать накладной карман обтачкой. При работе будем пользоваться образцами , инструкционной картой(Приложение №6.) и технологической последовательностью. (Приложение №7.)

Какую форму имеет карман? (квадратную, прямоугольную). Крой накладного кармана имеет следующие детали: карман, обтачка .

Обтачку выкраивают как из основной ткани, так и из отделочной.

Определить лицо и изнанку кармана. Объяснение последовательности обработки верхнего среза накладного кармана (c демонстрацией пооперационных образцов).

1.Проверить количество и качество деталей кроя.(назвать их)

2.Определить лицевую и изнаночную стороны деталей.

3.К верхнему срезу с изнаночной стороны кармана приметать обтачку лицевой стороной вниз, срезы уравниваем( ширина шва 0,5-0,7 см).

Приметываем сметочными стежками, длина стежка 1 см.

4.Приметываем обтачку к карману на 0,5-0,7 см, удаляем сметочные стежки.

5.Приутюживаем шов притачивания, заутюживаем в сторону кармана.

6.Наметываем припуск шва притачивания обтачки к карману.

7.Проложить машинную строчку; настрочить строчкой шов притачивания обтачки к карману на (0,1-0,2 см).

8. Удалить сметочные стежки, приутюжить.

9.Нижний срез обтачки заметать на 0,5-0,7см. на изнаночную сторону.

10. Выметываем кант из обтачки со стороны кармана. Приутюживаем.

11.Наметываем нижний край обтачки на карман.

12. Прокладываем отделочную строчку по нижнему краю обтачки.

13. Приутюживаем с лицевой стороны через проутюжильник.

14. По нижнему краю обтачки можно применить отделочную тесьму или вьюнчик.



6. Вопросы к учащимся для закрепления новой темы: задаются командам по очереди.

1 вопрос команде «Пчелка».

-Чем мы обрабатывали верхний срез кармана? (ОБТАЧКОЙ)

2 вопрос команде «Ромашка».

-К какой стороне кармана притачивают обтачку? (ЛИЦЕВОЙ ИЛИ ИЗНАНОЧНОЙ)

3 вопрос команде «Пчелка».

-Из какой детали выметывают кант? (ОБТАЧКА, КАРМАН)

4 вопрос команде «Ромашка».

-На какую величину настрачивали сгиб обтачки? (на 0,1-0,2 см.)

Для закрепления пройденного материала, формирования приемов учебной деятельности, а так же для развития творческих способностей учащимся предлагается принять участие в конкурсе.



КОНКУРС «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ» (Приложение №8.)

Задание: найти «лишнее» слово, которое стоит вне логического ряда. Задание раздается выборочно учащимся.

1. Простыня, наволочка, скатерть, пододеяльник.

2. Ножной привод, ручной привод, электрический привод, гидравлический привод.

3. Сантиметровая лента, ведро, ножницы, линейка.

А теперь вспомним технику безопасности на всех рабочих местах.

Учащимся предлагается отгадать загадки с профессиональной направленностью

Загадки по технике безопасности. (Приложение №9.)

1. Тонка, одноуха, остра (игла)

2. Из этого ведёрка нельзя воды напиться (напёрсток).

3. По реке Простыне идёт пароход, то взад, то вперед.

А за ним такая гладь –ни морщинки не видать (утюг).

4. Остра как игла, а шить ею нельзя (булавка).

5. Два братца – одно сердце (ножницы).

Повторение правил по ТБ (Приложение №10.)

при работе с утюгом , на швейной машине, с ручным инструментом(для учащихся третьего уровня разработаны индивидуальные иллюстрированные тестовые задания и карточки-задания).

Настроить учащихся на успешное выполнение данного учебного задания.



7.. Текущий инструктаж.

Самостоятельная работа способствует развитию творческих способностей учащихся, глубоких и разнообразных знаний, практических навыков, активной и умственной деятельности, смекалки и воображения.



Задание разным группам учащихся даётся дифференцированно.

Учащиеся первого уровня обучения выполняют работу самостоятельно с опорой на инструкционную карту, образцы.

Учащиеся второго уровня обучения выполняют работу

с опорой на инструкционную карту, с небольшой помощью

мастера, уточнения, пояснения.

Учащиеся третьего уровня обучения работают по сниженной

программе, то есть им даётся образец меньшего размера, мастер оказывает индивидуальную помощь и постоянный контроль за работой.

Самоконтроль.

Включает в себя самопроверку качества и выполнения задания;

проверьте форму карманов, аккуратность обработки срезов ,ширину шва и ровность строчек, качество приутюживания готового кармана.

Контроль - качества работ учащихся. Целевые обходы предполагают осуществление контроля и самоконтроля за процессом и качеством обучения. Помощь учащимся, испытывающим затруднения в работе.



Заключительный инструктаж.

Цель урока была достигнута разными методами: репродуктивным методом(ориентация обучаемых на образец, который нужно скопировать, воспроизвести), объяснительно-иллюстративный метод (с использование разнообразных средств наглядности).

Выявилось, что для выполнения задания нужны не только знания,но и такие качества как; прилежность, старательность, аккуратность к работе.

Проверка работ учащихся(дается качественная характеристика работы каждого учащегося на занятии), анализ типичных ошибок.

Выставление оценок (объявляются оценочные баллы с подробной аргументацией каждому обучаемому).

Домашнее задание: повторить терминологию швейных работ.



Приложения.

Приложение 1.

Критерии оценок.



№ п/п

Наименование проверок

Оценка 5

Оценка 4

Оценка3

Оценка 2

1.

Аккуратность выполнения строчек.

Ровные строчки, отклонений нет.

Отклонение 0,1-0,2 см.

Отклонение 0,2-0,3 см.

Отклонение 0,3 см и больше.

2.

Одинаковая ширина обтачки.

Ширина обтачки одинакова по всей длине.

Ширина обтачки одинакова по всей длине.

Ширина обтачки одинакова по всей длине

Ширина обтачки не одинакова.

3.

Объем выполненной работы по образцу.

Работа выполнена в полном объеме, по образцу.

Работа выполнена, в полном объеме.

Работа выполнена, но не полностью.

Работа выполнена, но не полностью.


Приложение 2.
Назвать и показать по образцу ручные стежки: прямой, крестообразный, копировальный, петельный, тамбурный.

Приложение 3.
Соединительные швы.

Краевые швы.

Приложение 4.

Карточка – задание№1


Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ.
Тонкий металлический стержень, изготовленный, из высококачественной стали, с заостренным концом и ушком для вдевания нити.

Это –



  • ножницы

  • ручная игла

  • наперсток




Карточка – задание№2
Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ.
Инструмент, предназначен для раскроя деталей одежды, отрезания концов ниток.

Это –



  • булавки

  • ножницы

  • манекен








Карточка – задание№3
Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ.
Колпачок, выполненный из пластмассы, или стали. Предназначен для предохранения пальца от укола при прокалывании иглы в ткань.

Это –



  • сантиметровая лента

  • колышек

  • наперсток




Карточка – задание№4
Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ.
Мягкая лента с нанесенными на ней сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Применяют её для снятия мерок с фигуры человека, измерения ткани и деталей изделия.

Это –



  • булавки

  • линейка

  • сантиметровая лента




Карточка – задание№5
Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ.

Точное воспроизведение женской или мужской фигуры в натуральную величину. Используют для примерки одежды как при шитье, так и в готовом виде.

Это –


  • вешалка

  • манекен

  • человек





Карточка – задание№6
Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ.
Костяной, деревянный или металлический стержень с заостренным концом. Применяют для выправления углов пояса, бретелей, воротника.

Это –



  • булавки

  • иголка

  • колышек




Карточка – задание№7
Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ.
Иглы с головками, их используют для скалывания деталей в процессе сметывания.

Это –



  • ручные иглы

  • колышек

  • булавки







Карточка – задание№8

Терминология ручных работ.


Временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками.
Например : сметать части пояса, части оборки, детали изделия.

Выберите правильный вариант ответа:




  • заметать

  • выметать

  • сметать

  • пришить

  • приутюжить


Карточка – задание№9

Терминология ручных работ.


Временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками.
Например :наметать карман на основную деталь.
Выберите правильный вариант ответа:


  • сметать

  • наметать

  • приметать

  • заметать

  • выметать


Карточка – задание№10

Терминология ручных работ.


Соединить мелкую деталь с крупной или не основную деталь с основной.
Например : приметать обтачку к нагруднику фартука с бретелями.
Выберите правильный вариант ответа:


  • наметать

  • приметать

  • сметать

  • выметать

  • заметать


Карточка – задание№11

Терминология ручных работ.


Временно закрепить подогнутые края детали, складки.
Например: заметать низ изделия, боковые срезы и складки.
Выберите правильный вариант ответа:


  • сметать

  • наметать

  • приметать

  • заметать

  • пришить


Карточка – задание№12

Терминология ручных работ.


Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.
Например: пришить кнопки, пуговицы, крючки к изделию.
Выберите правильный вариант ответа:


  • заметать

  • выметать

  • пришить

  • ушить

  • нашить


Карточка – задание№13

Терминология машинных работ.


Соединить детали, примерно равные по величине, строчками постоянного назначения по намеченным линиям.
Например: стачать части пояса, части оборки.
Выберите правильный вариант ответа:


  • обтачать

  • стачать

  • притачать

  • настрочить

  • застрочить


Карточка – задание№14

Терминология машинных работ.


Соединить две детали с последующим вывертыванием их на лицевую сторону.
Например: обтачать нагрудник, бретели.
Выберите правильный вариант ответа:


  • стачать

  • обтачать

  • притачать

  • настрочить

  • застрочить


Карточка – задание№15

Терминология машинных работ.


Проложить строчку при наложении одной детали на другую для их соединения.
Например: настрочить накладные карманы.
Выберите правильный вариант ответа:


  • стачать

  • обтачать

  • притачать

  • настрочить

  • застрочить


Карточка – задание №16

Терминология машинных работ.


Проложить строчку для закрепления подогнутого края детали или изделия.
Например: застрочить низ изделия.
Выберите правильный вариант ответа:


  • стачать

  • обтачать

  • притачать

  • настрочить

  • застрочить


Карточка – задание№17

Терминология ВТО.


Уменьшить толщину шва или края детали.
Например: приутюжить карманы, бретели, низ изделия.
Выберите правильный вариант ответа:


  • заутюжить

  • приутюжить

  • разутюжить

  • отутюжить

  • декатировать


Карточка – задание №18

Терминология ВТО.


Отогнуть припуски на шов. Складки в одну сторону и закрепить их в таком положении..
Например: заутюжить складки. Припуски на шов.
Выберите правильный вариант ответа:
1.заутюжить

2.приутюжить

3.разутюжить

4.отутюжить

5.декатировать

Карточка – задание№19

Терминология ВТО.


Разложить припуски шва или складки в разные стороны и закрепить их в таком положении.
Например: разутюжить стачной шов пояса,оборки.
Выберите правильный вариант ответа:
1.заутюжить

2.приутюжить

3.разутюжить

4.отутюжить

5.декатировать

Карточка – задание№20

Терминология ВТО.


Обработать ткань паром для предотвращения её последующей усадки.
Например: декатировать ткань перед раскроем.
Выберите правильный вариант ответа:
1.заутюжить

2.приутюжить

3.разутюжить

4.отутюжить

5.декатировать

Карточка – задание№ 21

Терминология ВТО.


Удалить замины на готовом изделии, выполнить окончательную ВТО.
Например: отутюжить готовое изделие.
Выберите правильный вариант ответа:
1.заутюжить

2.приутюжить

3.разутюжить

4.отутюжить

5.декатировать

Приложение 5.
Анограмма.



Приложение 7

Технологическая последовательность верхнего среза накладного кармана обтачкой.

1. Проверить кол-во и качество деталей кроя.

2. Приметать обтачку к верхнему срезу кармана (0,5-0,7см)

3. Притачать обтачку к верхнему срезу кармана.

4. Удалить нитки приметывания обтачки.

5. Приутюжить припуск, заутюжить шов притачивания.

6. Наметать припуск шва притачивания обтачки к карману.

7. Настрочить шов притачивания обтачки к карману на 0,1 см.

8. Выметать кант.

9. Наметать заутюженный сгиб обтачки на лицевую сторону кармана.

10. Настрочить сгиб обтачки на 0,1 см.

11. Удалить нитки наметывания обтачки к карману.
Приложение 8.

КОНКУРС «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Задание: найти «лишнее» слово, которое стоит вне логического ряда. Задание раздается выборочно учащимся.


1. Простыня, наволочка, скатерть, пододеяльник.

2. Ножной привод, ручной привод, электрический привод, гидравлический привод.

3. Сантиметровая лента, ведро, ножницы, линейка.

Приложение 9.
Загадки по технике безопасности.

1. Тонка, одноуха, остра. (игла)



2. Из этого ведёрка нельзя воды напиться (напёрсток).



3. По реке Простыне идёт пароход, то взад, то вперед.

То взад- то вперед,

А за ним такая гладь –ни морщинки не видать (утюг).


4. Остра как игла, а шить ею нельзя (булавка).


5. Два братца – одно сердце (ножницы).




Приложение 10.
Тест по технике безопасности работы в мастерской.
1.Ножницы передают:

А) кольцами от себя, в закрытом виде;

Б) острыми концами вперёд;

В) в открытом виде.
2.При работе на швейной машине:

А) волосы распустить, одежду расстегнуть;



Б) убрать волосы, одежду застегнуть;

В) положить ножницы поближе к вращающимся частям машины.


3.Работая с электроутюгом нужно:

А) стоять на резиновом коврике;

Б) включать и выключать утюг мокрыми руками;

В) оставлять его включенным, когда уходите на перемену.

Тест по технике безопасности работы в мастерской.

(Облегчённое задание)

1..Ножницы передают:

А) острыми концами вперёд;



Б) кольцами -ручками вперёд.
2.При работе на швейной машине:

А) руки держат на изделии, в стороне от прижимной лапки;

Б) руки держат как можно ближе к лапке.


3.Работая с электроутюгом нужно:

А) следить, чтобы шнур был целым;

Б) пробовать нагрев подошвы ладошкой.