Конспект урока литературы в 10-м классе по теме «Пути искания смысла жизни Пьера Безухова» Учитель: Якимова Ольга Алексеевна, высшая - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе... 2 408.99kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 2 478.73kb.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория... 1 210.33kb.
Конспект открытого урока русского языка по теме «Лексика. Фразеология»... 1 173.58kb.
Конспект открытого урока в 2 классе по теме: «Путешествие в Лондон» 1 36.83kb.
Программа для занятий детского театра моды 1 84.47kb.
План-конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен... 1 121.56kb.
Конспект урока литературы по программе 11-го класса Тема урока :... 1 110.18kb.
Конспект урока Матвеева И. Н. по истории в 5 классе: «Вечный город»... 1 67.37kb.
Конспект урока в 3 классе по теме «Давайте спасём принцессу! 1 69.63kb.
Конспект урока биологии в 10 классе. Учитель Дергачева В. В. 1 41.19kb.
Класс: 7 Урок №49 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. 1 176.28kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект урока литературы в 10-м классе по теме «Пути искания смысла жизни Пьера - страница №1/2



План-конспект урока литературы в 10-м классе

по теме «Пути искания смысла жизни Пьера Безухова»

Учитель: Якимова Ольга Алексеевна, высшая квалификационная категория

Цели:

- проследить эволюцию героя, поиск им смысла жизни;

- обратить внимание на основополагающую роль рефлексии персонажа;

- раскрыть с учащимися авторское понимание мира через выявление библейских мотивов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»;

- развивать и совершенствовать умения и навыки учащихся, характеризовать и оценивать героев эпического произведения (объяснять особенности их внутреннего мира); сопоставлять и анализировать текстовые эпизоды. Аргументировать свою позицию

- способствовать развитию коммуникативных способностей критического и диалогического мышления;

- воспитывать стремление к эмоциональной и интеллектуальной рефлексии при восприятии художественного произведения.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, портрет Л.Н Толстого, роман «Война и мир».
Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.

Как гласит пословица: «Человек живет до тех пор, пока его помнят». Льва Николаевича Толстого помнят, благодаря его произведениям. Жизнь его книг – наше чтение их, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет в руки роман «Война и мир», жизнь книги начинается снова. И это не та жизнь, которой книга жила до сих пор. Роман тот же, Толстой тот же, но читатель другой. Сегодня, ребята, мы проведем с вами урок-исследование по теме: «Пути искания смысла жизни Пьера Безухова».Вам предстоит исследовать образ Пьера Безухова, а возможно стать авторами нового подхода к трактовке реальных образов романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Мы должны прийти к авторскому пониманию мира через выявление библейских мотивов в романе; проследить, как вечные мысли книги книг Библии и эпопеи «Война и мир» пересекаются, высвечивая толстовскую трактовку христианского учения. Каждый из героев приходит к истине, пониманию смысла жизни своим путем. И мы с вами пройдем по пути, который начал Пьер Безухов, а завершил Петр Безухов.

  1. Изучение нового материала.

1. Обращение к эпиграфу.

Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск.
Оскар Уайльд

Рискнем с вами проникнуть глубже, дойти до сути?

2. Беседа.

Толстой не случайно выбрал такое имя своему герою – Пьер Безухов. Что вы можете сказать об этом сочетании слов? Что смущает в нем даже на первый взгляд?

Почему Пьер все-таки Пьер, а не Петр?

Слайд: Пьер Безухов

Вспомните, в каких литературных произведениях современников Толстого встречается имя Петр? (П.П. Лужин «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, лакей Петр в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», лакей петрушка в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

Это все персонажи кукольного театра, своей ненатуральностью сводящиеся к образу Петрушки.

НО! Вспомните «Капитанскую дочку» Пушкина.

Слайд: Петр Андреевич Гринев

Петр Андреевич Гринев – другой, особенный персонаж. Обратите внимание – имя уравновешивается отчеством (понятие чести). В то же время в романе присутствует еще один Петр – Петром Третьим представляется Емельян Пугачев, но это ложное, мнимое имя.

В истории также известны Петр 1, Петр Яковлевич Чаадаев, чьи имена уже вызывают ассоциации с «окном в Европу» и с западническим направлением. Нежелательный контекст имени Петр Толстой снимает, называя своего героя Пьером и, избегая связи с душевной сухостью и державностью, сохраняет ориентацию Пьера на западно-европейскую революционную мысль и некоторую отстраненность от русского быта.

3. Работа с Библией.

Обратимся к Библии. Среди 12 апостолов Христа были Петр и Андрей. Как известно, Андрей привел к Христу своего брата Симона, названного впоследствии Петром.

Ученик читает отрывок слух.



Слайд: Кифа – «камень» (Петр)

Постепенно пути двух братье апостолов разошлись. На рубеже 8-9 веков почитание Андрея Первозванного в Византии и вообще на христианском востоке уже противопоставлялось культу престола святого Петра на западе. Таким образом, два толстовских апостола как бы символизируют два пути России: Андрей – восточный, самый русский из апостолов, и Петр – западный.

Это первая точка пересечения Библии и романа (Андрей Болконский и Пьер Безухов, апостолы Андрей и Петр).

Слайд: Пьер Безухов – апостол Петр, Андрей Болконский – апостол Андрей

Возможно, кто-то из вас захочет в дальнейшем проследить параллель Андрей Болконский – апостол Андрей, может получиться интересная работа.

4. Работа с текстом.

Часть 1, глава 2, стр.27-28

Найдите в романе первое появление Пьера Безухова. (учащиеся читают)

Часть 1, глава 3, стр.31

Часть 1, глава 5, стр. 41

Что подчеркивает Толстой в описании портрета своего героя? (русскость). Обращение к фамилии Безухов и двоякости происхождения Пьера Безухова.

Итак, Пьер оказался в несвойственном ему мире. Кто его уводит из салона Шерер? (А. Болконский)

Чем объяснить этот поступок князя Андрея?

Почему Пьер вызывает у него симпатию? (искренность, живость ума, открытость, «как ребенок»…)

Учитель зачитывает часть1, глава 6, стр.49 ( «По дороге он вспомнил…»)

Не случайно Толстой использует игру слов «слово… данное слово ничего не значит, условные вещи»

Вспомните, как в Евангелии: «В начале было слово, и слово было Бог».

А Бог есть истина, совесть.

Пьер нарушает христианские заповеди. И дорога приводит его к Анатолю, светскому кутиле, повесе.

Чем занималась «золотая молодежь»? Сам ли Пьер Безухов пришел сюда?

Делает ли он попытку вырваться из этого круга?

Часть 1, глава 6, стр.53. попытка выскочить в окно.

Какова символика окна? (сделал попытку вырваться из этого круга в другой мир, какое значение включил Толстой в слово «мир»?) Сообщество людей, живое пространство).

Одной из основных мыслей романа является «мысль народная». Толстой понимал народ как единство нации.

Что является ключевыми понятиями мира как живого пространства? (то есть назовите понятия-символы) – небо, дерево, вода?

В какие моменты жизни Пьера появляется образ неба (комета на Пречистенском бульваре, звезды)?

1. На Пречистенском бульваре, где встречаются с Наташей

2. Смотрит на комету в занятой французами Москве (часть3, глава 25, стр.389)

Комета предвещала войну, т.е. конец света.

Пьер высчитывает число антихриста (зверя) – 666 (том 3, часть 1, глава 19, стр.84), чтобы уничтожить антихриста зверя), надо самому стать зверем. Выходит «ля рус Безухов».

3. Звездное небо над колонной пленных символизирует освобождение.

Образ воды (разговор Андрея Болконского с Пьером Безуховым о будущей жене на пароме, воде (часть2, глава 12, стр.423) Волна как бы говорит А. Болконскому: «Правда» (о словах Пьера).

Вода – символ крещения, очищения души, прощения, исцеления.

Сон Пьера в плену содержит мотив воды. Ему кажется, что он погружается в воду. Это соответствует обряду крещения, т.е. обретения ново веры. Он погружается в воду, вспомнив о смерти Платона Каратаева (Какова роль П. Каратаева в жизни Пьера?)

В какой момент П. Каратаев возникает на жизненном пути Пьера? (После расстрела французами русских пленных Пьер потерял веру в благоустройство мира, в «человеческую» и в свою душу, и в Бога. «Мир завалился в его глазах». Веру в жизнь Пьеру возвращает Платон Каратаев:


«Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпению Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе».

Слайд: Платон – греч. «широкий».

Имя Платон, являясь греческим по происхождению, связано с предшествующей христианству древнегреческой философской системой - платонизмом.

В романе знакомство с Платоном Каратаевым и его диалогами с Пьером предшествует окончательному оформлению проекта всеобщего мира как идеи всеобщей любви и непротивления. Идеи платонизма о мире и душе предшествуют прозрению главного героя.

Платон в переводе с греческого «широкий», а у Толстого Каратаев «круглый»

Восприятие Пьером Платона отразилось во сне Пьера о шаре из капель.

Найдите этот эпизод (том 4, часть 3, глава 15)

Каким представляется Платон во сне Пьера? (каплей, разливавшейся и ушедшей в глубину, т.е. к Богу). Слово капля составлено из первых слогов фамилии и имени КАратаев ПЛатон .

Слайд: капля – Каратаев Платон

Вспомним, что народная традиция противопоставляет воду камню. Вспомните крылатые выражения, в которых содержится народная мудрость (вода камень точит).

Соотнесите это выражение с традициями Пьера и Платона.

Учащиеся: простота, доброта, всепрощение, любовь Платона Катаева к окружающим утверждают Пьера в живом мире и в это новом мире живого сообщества людей Пьер получает новое имя – Петр.

Что значит: человек получает новое имя? (перерождение человека, новое имя наречение).

Здесь сходятся библейский и литературный образы (апостол Петр и русский граф Петр Безухов)

Как вы думаете, о ком это высказывание:

«Между колеблющейся и пылкой верой, между нежданными сомнениями и непоколебимыми убеждениями Петр жил все время. Он был полным и законченным олицетворением человека, в котором земное и божественное, плотское и небесное перемежаются и сосуществуют подобно теням и солнечным бликам. В этом отношении Петр был как бы идеальной личностью: земной и плотской, неуравновешанной и верующей; он горел постоянной готовностью к восприятию добра и любви»

Слайд: «…Вот почему Петр сам себя понимал как человека грешного, в то же время он был самым любимым апостолом Христа»

Библейский словарь

Итак, у Пьера новая судьба. Из чего она складывается? На что теперь направлена деятельность графа Безухова?

Слайд

Направления жизненного пути Петра Безухова:



  1. Деятельность в тайном обществе.

  2. Любовь, семья.

  3. Дружба.

  1. Домашнее задание (по выбору)

Ответить на вопросы:

  1. Какие события в жизни Пьера Безухова подтверждают его схожесть с образом апостола Петра?

  2. Почему Пьер – один из любимых героев Толстого?

  3. Как в этом образе реализуется мысль народная?

Творческое задание:

Ребята, сегодня вам была предоставлена уникальная возможность взглянуть на жизненный путь человека со стороны. Представьте себе, что вам дано дать свои советы Пьеру в любой момент его жизни. Что и когда вы посоветовали бы герою?

Свое мнение очень кратко изложите на листах.

Итог.


Обращение к эпиграфу

Как вы думаете, имело ли смысл сегодня нам с вами рисковать, обращаясь к образу одного человека? Ведь в соответствии с эпиграфом мы пошли от значения и символичности имени к глубине внутреннего мира героя. Что это нам дало?


КОНСПЕКТ УРОКА «Тема, идея, проблема текста».

Учитель: Якимова Ольга Алексеевна, высшая квалификационная категория
Комментарий.

Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы представленного текста. Этот урок может помочь найти простой и понятный путь выделения проблемы Урок был проведен в 7 классе, но он может быть использован и в других классах

ЗАДАЧИ УРОКА.

1. Закрепить знания о типах и стилях речи, формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов.

2. Формировать понятия «Тема, идея, проблема текста», умение различать их и выделять из текста.

3. Развивать устную речь, умение четко, логично и правильно формулировать свои мысли.

4. Закреплять знания об основных видах орфограмм ( безударные гласные в корне слова, правописание приставок пре- и при-, суффиксов причастий, окончаний глаголов).

5. Формировать умение находить в тексте причастные и деепричастные обороты и выделять их запятыми.



КОНСПЕКТ УРОКА (с комментариями)

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Сегодня у нас урок развития речи. Мы с вами повторим то, что знаем о тексте, вспомним типы и стили речи. А главное – будем продолжать учиться выделять тему, идею и проблему произведения.

2. Обобщение знаний о типах и стилях речи.

Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете?

(По мере ответов учеников на доске составляется схема)

ТИПЫ РЕЧИ

Повествование Описание Рассуждение

(При ответах учащиеся должны не только дать название типу речи, но и назвать характерные особенности данного типа. Например, указать, что повествование и рассуждение имеют определенное строение (в повествовании есть завязка – развитие действия – кульминация – развязка; в рассуждении обязательны тезис – доказательства – вывод).

Возьмите лист № 1. Определите типы речи. Используя схемы, докажите свой выбор. (Приложение №1)

Каждый из представленных текстов можно отнести и какому-то стилю речи. Вспомните, какие стили речи вы знаете.

( На доске записываются ответы:

I. Разговорный

II. Книжные



  1. Художественный

  2. Официально-деловой

  3. Научный

  4. Публицистический

Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).

Определите стили представленных текстов. Ответы запишите в тетрадь. Докажите свой выбор.

Какие стили не представлены. Приведите пример официально-делового стиля.

3. Тема , идея, проблема текста.

Возьмите лист № 2. (Приложение № 2) Прочитайте текст, определите тип и стиль речи.

Прокомментируйте пропущенные орфограммы. ( При ответах детей важно, чтобы учащиеся не просто называли ту букву, которую нужно вставить, но и объяснили свой выбор. Например, «посв..тил» - буква пропущена в корне, проверочное слово «свято»,поэтому вставляю букву «я»; или «пережива..мой» - буква пропущена в суффиксе, это причастие, образовано от глагола «переживать», глагол на –ать, не исключение, 1 спряжение, значит, в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени пишется буква Е и т.д. Такие рассуждения не занимают много времени, но позволяют детям и вспомнить правила, и научиться рассуждать).

В выделенных предложениях пропущены запятые. Объясните где и почему вы их поставите.

(Ученики находят причастный и деепричастный оборот, объясняют постановку запятых).

Теперь мы с вами переходим к главной теме урока: тема, идея, проблема текста.

( Если дети не знакомы с этими понятиями, то определение дает учитель. Определение записывается на доске)

- Что такое тема текста?

Тема – о чем этот текст.

Определите тему представленного текста.

Тема: научная деятельность.

- Что такое идея текста?

Идея – то, что хотел сказать автор текста.

- Как вы думаете, что хотел сказать читателям автор этого текста? Какова его идея?



Идея: научная деятельность влияет на человека, на его жизнь.

- Рассуждая на какую-то тему, автор публицистического текста обычно раскрывает какую-либо проблему.

Проблема – теоретический вопрос, требующий разрешения исследования.

-Попробуем сформулировать вопрос.

Как научная деятельность влияет на жизнь человека?

- Этот вопрос и поможет нам четко определить проблему текста.

Проблема влияния научной деятельности на жизнь человека.

(Выделенные понятия записываются учителем на доске, ученики записывают в тетрадь)

- Связана ли проблема с темой и идеей текста?

4. Закрепление изученного.

Закрепление изученного можно провести, используя материал упражнения 423 из учебника «Русский язык. 7 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская) или на примере любого другого текста.

5. Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что такое тема, идея, проблема текста?

- Как мы учились выделять проблему текста?

(Сначала определили тему и идею, а потом выделили проблему).

Приложение № 1.

Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица было что-то порывистое и торопливое. Она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. (По И.С.Тургеневу)
Однажды Андрей пропал на целую неделю. Мать выплакала глаза, а отец ничего – ходит по саду да курит.

На другое утро Андрея нашли, преспокойно спящего в своей постели.

Днем отец только и спросил, готов ли у него немецкий перевод.

- Нет, – отвечал он.

Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног.

-Ступай, откуда пришел, - прибавил он, - и приходи опять с переводом, вместо одной – двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала. Без этого не показывайся!

Андрей воротился через неделю, принес перевод и выучил роль. (И.А. Гончаров)
Слова «три» и «трижды» относятся к разным частям речи. Докажем это.

Во-первых, слово три обозначает отвлеченное число или количество предметов, например, три книги. Слово трижды обозначает признак действия, например, повторял трижды.

Во-вторых, слово три изменяется по падежам: три книги, трех книг и т.д., а слово трижды не изменяется.

В-третьих, слово три сочетается с именем существительным, а слово трижды сочетается с глаголом.

Значит, слова три и трижды – разные, поэтому они относятся к разным частям речи: три – имя числительное, а трижды – наречие.

Приложение № 2.

Наукой заниматься трудно. Это хорошо знает тот, кто посв…тил ей жизнь. Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку ученый взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять изощренное терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно пережива..мой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой.

Наукой заниматься не только трудно. Наукой заниматься (не)обходимо. Исследовательская деятельность воспитывает личность, разв…вает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое.

Наукой заниматься не только необходимо. Наукой заниматься приятно. Во-первых, потому, что преодоле(н,нн)ая трудность пр…носит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызыва…т желание повторить собстве(н,нн)ый подвиг, вновь испытать радость победы. Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придает смысл жизни. В-третьих, потому, что настоящий ученый получает удовольствие от работы выполняемой самостоятельно.

Наукой заниматься приятно потому, что она уберегает от мелких, в(ь,ъ)едливых неприятностей не позволяя им властвовать душой. Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим от неприятностей сознанием. Заг…ревшийся в душе огонек будет оберегать человека, (не)давая ему погрязнуть в скуке.


Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Учитель: Якимова Ольга Алексеевна, высшая квалификационная категория

( В творческой лаборатории учителя )

Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель.

К.Д.Ушинский

Современные уроки русского языка и литературы постоянно развиваются по присущим им внутренним законам, становясь более совершенными в коммуникативном плане. Задача педагога – чётко обозначить масштабы целого, чтобы была система в работе, а не калейдоскоп даже наимоднейших методов, тогда в живую ткань методики каждого учителя легко вписывается любой интересный опыт, но не как «пустое, рабское, слепое подражанье», а как бесценный дар коллег по педагогической лаборатории.

Главное в уроке – постижение красоты языка, удивления перед его возможностями и - открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки, но способствующие интеллектуальному и нравственному развитию ребёнка через язык, речь. «Погрузиться» в язык, как в океан, поможет работа с текстами больших художников слова. «Исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения создают эмоциональный настрой. Ясно, что прикосновение к таким примерам должно быть предельно осторожным, вдумчивым, чутким.

Неиссякаемым источником исследования для меня стали пушкинские строки. Я не раз возвращаюсь к ним, какие бы задачи перед собой ни ставила, потому что они обогащают детей и в речевом, и в интеллектуальном, и в нравственном отношении. Можно записать одно предложение (в любом классе):



Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости, -

-и оно даст возможность поговорить и о содержании, смысле (наверное, холодно, раз кот на печке сидит), и звукописи (мурлыча, лапкой рыльце мыл), и о значении слов жеманный, рыльце, и об орфограммах и пунктограммах – но о них после того, как почувствуем « наслаждение» от «погружения» в язык, его возможности.

Постигая красоту языка, ученики погружаются в атмосферу творчества. Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребёнка. Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации ребенка, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Но не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию. И здесь нужна помощь учителя, чтобы обрести возможность для выражения своего "я". Цель, которую я ставлю перед собой, проста и сложна одновременно: развивать творческие способности учащихся путем активизации не только эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, но в сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а еще готовность принять нестандартное решение. Большой интерес вызывают задания такого типа: придумать монолог от имени вещей, которые нас окружают (расчески без зубьев, перегоревшей лампочки, шнурка на левом ботинке...), которые учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.

Такое образное восприятие очень важно, так как развивает интеллектуальные и нравственные стороны личности. Я считаю, что полезно познакомить детей с конкретными и абстрактными образами. Для этого предлагаю детям последовательно представить: попугая, сидящего на жердочке, злого взъерошенного пса, поле после уборки пшеницы, ощущение солнечного дня. Этот прием помогает почувствовать разницу между внешним описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением человека.

Очень важно для меня понимание того, что один и тот же образ, одно и то же настроение могут быть выражены разными средствами: словом, звуком, цветом. Ребенок настроен на художественное восприятие мира, способен видеть обычное необычно, т.е. глазами художника. Детские впечатления необычайно ярки, красочны.

...Провожу с пятиклассниками такую игру: расставляю разноцветные карточки (12 - 15 оттенков). Задаю необычный вопрос: "Где здесь Василиса Прекрасная?" Ответ один: дети указывают на красную карточку,


  • Почему красная?

  • Потому что красивая?

  • А еще какая?

Дальше идет белый (цвет чистоты), желтый (нежности) и т. д. Так собирается цветок с разноцветными лепестками - это портрет Василисы Прекрасной в цвете.

Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кащее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т. д.

В методической литературе этот интересный прием именуется "цветословом". Он развивает заложенную в ребенке с рождения способность видеть мир в цвете.

Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, о чем читают и пишут. Мир в их рисунках очень ярок, контрастен. Психолог, рассматривая рисунки ребят, говорит, что это великолепная основа для психодиагностики. Рисунок – это тоже текст, который создаёт сам ребёнок, его особым образом закодированная информация, причём о внутренних процессах, которые подчас другим образом не «вытащить». А когда мы на уроке рассматриваем рисунки и ребята объясняют их, какими гранями начинают сверкать, какой богатый внутренний мир открывается именно у «молчальников», как обогащает это «соборное» видение, каким сильным и воспитывающим является общее сопереживание, общий интерес!

Выясняя роль сюжета в эпическом тексте, дети выполняют практическую работу, которая ставит их в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами) и поможет воочию убедиться в том, что в развитии сюжета, его определённом завершении можно увидеть следы авторской идеи. Суть работы состоит в следующем: на уроке читается начало рассказа до определённого момента, а затем ребята должны дописать его, т.е. заняться очень полезной читательской деятельностью – сюжетосложением и завершением описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека.

Технология такова. Читаю сначала миниатюру В. А. Сухомлинского.



Старый пес.

Был у человека верный друг — Пес. Много лет сторожил он хозяйство человека. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял как на чужого. Хозяин удивился и спросил:

- Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!

Через несколько дней Человек принес откуда - то маленького Щенка:

- Живи здесь.

Старый пес спросил у человека:

- Затем тебе еще один пес?

Здесь я останавливаюсь и прошу детей дописать окончание миниатюры.

А потом читаю окончание автора:

- Чтобы тебе не было скучно, - сказал Человек и ласково

потрепал старого Пса по спине. Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушел. Пес не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза. А на травке кувыркался, играл щенок.

Сравниваем. Выясняем, что герой В. А. Сухомлинского (а значит, и автор) добрый, человечный, он думает не о себе, а о Псе. В работах же детей он чаще жесткий, даже порой жестокий. («Ты стар, скоро умрёшь, а мне нужен хороший сторож». Либо более мягкий вариант: «Научи его всему, что умеешь ты»,- сказал Человек старому Псу».) Так решение литературной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которую дети включены через письменную работу на самом высоком уровне активности. Кроме того, поставленные в позицию соавторства, попробовав написать фрагмент рассказа, дети почувствовали не только сложность писательского труда, но и вкус творчества и даже начали осознавать, что произведение создаётся по «законам красоты».

Интересен используемый в школьной практике прием Э. Де Боно, который передается тремя словами: "плюс, минус, интересно" Смысл его заключается в том, что детям предлагается на рассмотрение любая проблема, но непременно неожиданная:

Что случится, если все люди будут одеваться в одинаковую желтую одежду?

Как сложилась бы судьба Онегина, если бы он женился на Татьяне?

При решении проблемы дети должны выделить все возможные достоинства ("плюсы"), недостатки ("минусы") и то, что трудно соотнести с "плюсом" и "минусом" (категория "интересно").

Большое значение имеет работа учеников в жанре ЭССЕ. Ведь большинство учебных предметов практикует написание рефератов. Но как его написать, если школьник не привык рассуждать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения. На мой взгляд, эссе учит этому. Но надо всегда помнить, что название сочинения не должно предполагать готового однозначного ответа, а давать простор уму, воображению, фантазии, например: "Я в мире и мир во мне", "Уже шестнадцать или еще шестнадцать", "Что могу пожелать я миру, в котором буду жить?"

Обучение написанию сочинения не самоцель. Надо просто стараться давать ученикам возможность саморазвиваться, самовыражаться, учиться думать и говорить, сопоставлять, конкретизировать, доказывать, учить их быть "самими собой", а также ораторскому искусству и сценическому мастерству, умению интервьюировать и отвечать на вопросы, осуществлять свое желание нравится, беречь друзей и смеяться над собой — надо совершенствовать их на опыте собственных несовершенств.

А попутно учить их писать сочинение тем же методом, что и вода камень точит: "не силой, а частым падением" (Гораций).

"Вырабатывайте свой стиль, - учу я, - Ищите точные слова для выражения своих мыслей и чувств". Как? Вот примеры подобных упражнений.



Май. Вечер. Вверху горит уличный фонарь. Ты поднимаешь голову: между глазами и фонарем - ветки липы. Они черные, в темноте не видны. А возле них - только появившиеся из почек чуть заметные нежно - салатные листочки. Нарисуй их словами так, чтобы прочитавший ощутил те же чувства, что и ты.

Попробуй описать встреченную на улице бездомную собаку, ее отношение к окружающим и отношение окружающих к ней.

Представь себе уличную сцену, увиденную когда-то. Перескажи ее как пьесу: с завязкой, кульминацией и развязкой.

"Открывать глаза и окрылять сознание - вот задача школьных уроков, и язык должен служить этим задачам в максимальной степени," – эти слова были написаны М. А. Рыбниковой почти три десятилетия назад. А часто ли дети пишут сочинение вдохновенно, не будучи зажатыми какими - то рамками "надо", "нельзя". Ведь только это рождает внутреннюю свободу, независимость.

Все названные приемы направлены не только на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, но и на самовыражение детей через различные виды творчества.

Возможно, не все мои методы удачны. Но я ищу, хотя поиск не оправдание, а объяснение. Я получаю класс. Присматриваюсь к каждому ученику, учусь их понимать, отдаю им все, что знаю сама, порой спорю, ссорюсь. И радуюсь, когда вижу, как они меняются, увлекаются языком и литературой, пытаются сами писать…

Как у Пушкина:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…


Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Русский человек на войне" (на примере рассказа М.Шолохова "Судьба человека")

Учитель: Якимова Ольга Алексеевна, высшая квалификационная категория

Цель урока:

Показать, как русский солдат проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность (на примере судьбы главного героя рассказа).

Формирование концепта «судьба».

Создать условия для осознания понимания того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.

Задачи:

раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”;



формировать коммуникативные и информационные компетентности;

способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.

Оборудование: Мультимедиа, художественный фильм С.Бондарчука «Судьба человека», карта «Великая Отечественная война», рассказ М.Шолохова «Судьба человека».
Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.
Гельвеций

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель истории:

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война. Салют Победы шестьдесят пятый раз прогремит на территории всей нашей страны весной 9 Мая.

Учитель литературы:

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.



Презентация «М.ШОЛОХОВ» (рассказывает учащийся)

Учитель литературы:

Выдающимся произведением М.Шолохова стал рассказ «Судьба человека», опубликованный в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовало значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом А.Соколова, и созданием рассказа прошло около десяти лет.

Небольшое по объему произведение отличается колоссальной емкостью: оно воплотило часть жизни народа того периода и явилось результатом обобщения творческих исканий писателя того времени. Особенностью рассказа является стремление автора раскрыть трагедию нашего народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.

- Расскажите, что значит обыкновенная жизнь для Андрея Соколова?

Ответы учащихся основываются на кратком пересказе текста рассказа.

Работа с текстом:

«За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...»



  • В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)

  • Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению.)

  • Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.).

Учитель истории:

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Сообщение учащегося о фактах положения на фронтах 1941-1942гг. (работа с картой, наступление фашистской армии, отступление русских войск, оккупация, плен советских солдат).

Учитель литературы:

Работа с текстом произведения.

- Как М.Шолохов показал в своем рассказе вмешательство войны в судьбу обыкновенного человека А.Соколова?

Инсценировка эпизода рассказа учащимся:

«Только не пришлось мне и года повоевать... Вот как оно на войне бывает... Командир нашей! автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? "Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!" - "Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!"… Давлю вовсю! И до батареи остался какой-нибудь километр, уже свернул я на проселок, а добраться до своих мне, браток, не пришлось... Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню.… Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...».

- Какие варианты человеческого поведения в плену изображает Шолохов в рассказе на примере эпизода в церкви (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

Эпизодиз фильма «Вызов к лагерфюреру Мюллеру». Встретились два сильных противника: немец и русский.

- В чем сила духа Соколова? (Он был в плену, это была единственная ситуация, где он мог продемонстрировать силу русского солдата: голодный как волк, давно отвыкший от человеческой пищи, при виде обилия еды сумел задавить тошноту и оторвать глаза от стола; не поддаться искушению; в том, что закусил только после третьего стакана; в том, что все «харчи» были поделены «всем поровну»).

Учитель истории:

Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять ее можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер, так называемый стержень. Я не верю, что это случается вдруг. Человек всю жизнь готовится к одному главному шагу. И таким шагом для Соколова был вызов к Мюллеру. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека. Даже враг по достоинству оценил «настоящего русского солдата», а не военнопленного №331. Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку»).

Учитель литературы:

Когда подвернулась ситуация, Соколов бежит из плена, прихватив с собой немецкого майора. За это получает от советского полковника отпуск.

Учитель истории:

- Типична ли история возвращения из плена советских солдат? (Нет)

(Согласно приказу №270 от 16 августа 1941 года все пленные считались дезертирами и предателями. Сталин считал их изменниками Родины).

И вот, казалось бы, что все самое страшное позади, но вскоре он получает письмо, что бомба уничтожила его дом и семью «Не дочитал я в этот раз письмо до конца. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается…Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: "Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?"… Похоронил я в чужой, немецкой земле и последнюю свою радость и надежду…моего сына, и словно что-то во мне оборвалось...».

Но Соколов не озлобился… приложение 2.

- Какое испытание дарит судьба Соколову? (Встреча с Ванечкой)



Приложение 3.

– Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все испытания, выпавшие на его долю? Можете добавить свои черты. (Шолохов в Андрее Соколове подчеркивает жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю, вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. Тем самым Шолохов раскрыл лучшие черты русского национального характера и гражданина своей страны, и человека).



Приложение 4.

Приложение 5.

«Русский человек, человек несгибаемой воли… сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к тому позовет его Родина».

Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение “Можно считать личность Соколова героической?”

ТЕМА: Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Личность и судьба Н.С. Лескова

Учитель: Якимова Ольга Алексеевна, высшая квалификационная категория

Тип урока: урок-исследование

Цель урока:


  • Обучать анализу критической литературы через исследования текста;

  • на основе поученных результатов исследования делать выводы о личности писателя, его творческой манере

  • формировать ценностные ориентиры

Средства обучения:



  • учебник;

  • Толковый словарь русского языка;

  • информационная карточка

Литература:

  1. Русская литература 19 века 10 класс практикум Под редакцией

Ю.И. Лыссого. – М.: Просвещение,2010

  1. Литература 10 класс Методические советы к учебнику-практикуму Автор-составитель Ю.И. Лыссый - М.: Просвещение, 2005

  2. Беляева Н.В. Литература: 10 кл.: Методические советы: Книга для учителя /Н.В. Беляева, А.И. Иллюминарская, В.А.Фаткуллова; Под редакцией В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2008

  3. Золотарева И.В., Т.И. Михайлова Поурочные разработки по Русской литературе 19 века.10 класс 2-е полугодие. М.: «Вако»,2009

Технологическая карта урока






Этапы

Выполнение

1

Прочитайте тему, выделите в ней ключевые слова

Мятежный, страсть, личность, судьба

2

Целеполагание (определение цели исследования)

Цель исследования:

  1. сложить для себя технологию,

  2. познакомится с биографией писателя, выделить в ней значимые моменты, обзорно познакомиться с произведениями писателя, сделать соответствующие выводы



3

Словарь темы

Личность, праведник

4

Рабочая гипотеза

На основании формулировки темы урока можно предположить, что…

Личность писателя неординарна, что в его биографии отражается противоречия времени и что автор стремится определить свое место и свои творческие принципы

5

Программа мыслительных операций

  1. Познакомиться с биографией писателя, данной в учебнике

  2. Познакомиться с предисловием к циклу «Праведники»

  3. Познакомиться с высказыванием

В Розанова о характере героя «Очарованный странник»

4) Сделать соответствующие выводы



6

Вывод

На основании исследования приходим к выводу, что…

писатель любит Россию такой, какая она есть, с ее простыми и сложными проблемами, что сам он был праведником

7

Рефлексия

Определение своих удач, неудач, затруднений






* Заполняется учащимися

Выделенное курсивом заполняется учащимися с помощью учителя или самостоятельно
Домашнее задание


  1. Прочитать очерк Н.С. Лескова «Очарованный странник»

  2. Составить план рассказа о герое Иване Флягин



Приложение

Информационная карточка.

Из предисловия к циклу под общим названием «Праведники»

В предисловии Н.С. Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу:


- По-вашему, небось, все надо хороших писать, - (якобы говорит Писемский), - а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.

- Это у вас болезнь зрения.

- Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.

Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, - думал я, - неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, - без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, - все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, - или неправедны, - все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято господу»
В. Розанов

«… Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых «падений», вечное оплакивание подлинными и удостоверенными «праведниками» «грехов своих» - не есть только присказка и не есть уничижение «паче гордости», а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, «братскому» в грехе»

Тема : «Русский человек со всем справится». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина (2 часа)

Учитель: Якимова Ольга Алексеевна, высшая квалификационная категория

Тип урока: урок-исследование

Цель урока:


  • Обучать анализу художественного произведения через исследования текста;

  • развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

  • на основе поученных результатов исследования сделать вывод о характерных чертах личности Ивана Флягина;

  • формировать ценностные ориентиры

Средства обучения:



  • Текст очерка Н.С. Лескова «Очарованный странник»

  • Словарь литературоведческих терминов

Технологическая карта урока



Этапы

Выполнение*

1

Прочитайте тему, выделите в ней ключевые слова

Внешняя, духовная, биография

2

Целеполагание (определение цели исследования)

Цель исследования:

  1. сложить для себя технологию,

  2. проследить, как меняется внешняя сторона биографии героя и как это отражается на его духовном развитии




3

Словарь темы

Композиция, сюжет, праведник

4

Рабочая гипотеза

На основании формулировки темы урока можно предположить, что…

герой пройдет определенный путь развития, который приведет его к духовному росту

5

Программа мыслительных операций

  1. Определить композицию произведения

  2. Выделить ключевые эпизоды, перечитать, озаглавить

  3. Проанализировать по плану:

А. Основные черты характера героя, подтверждение текстом

Б. Духовно-нравственное состояние героя

В. Авторская оценка образа

Г. Вывод


6

Выделение в ходе исследования художественных фактов

  1. Внешний облик героя

  2. Поступки

  3. Авторская оценка

  4. Сопоставление черт характера и изменений, которые происходят в душе героя

7

Вывод

На основании исследования приходим к выводу, что…

Иван Северьянович, внешне похожий на былинного богатыря, проходя через испытания, превращается в праведника. Монаха-молитвенника с очарованной душой, которой «очень за народ помереть хочется»

8

Рефлексия

Определение своих удач, неудач, затруднений





* Заполняется учащимися. Записи курсивом делают учащиеся

Комментарий к уроку

Данный урок - урок в 10 классе. Не все учащиеся в равной мере овладели этой технологией. Форма организации познавательной деятельности может быть разной: групповая, индивидуальная.

На уроке может быть консультант – ученик, который хорошо ориентируется в этой технологии, знает текст.

На 5 этапе урока учитель или консультант-ученик должен помочь учащимся

План рассказа о герое должен включать в себя следующие эпизоды жизни:


  1. Крепостной форейтор. Побег

  2. В разбойниках и «няньках»

  3. Поединок.

  4. Плен.

  5. Возвращение на родину. Конэсер.

  6. Любовь

  7. Под чужим именем

  8. Монастырь. Прозрение

Учащиеся на 6 этапе могут обращаться за помощью к учителю



следующая страница >>