Конспект по предмету «Патрология» для 3 класса сектора заочного обучения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Алексей Сидоров Курс патрологии Введение Патрология как Наука Термин... 8 3961.37kb.
Внеклассное мероприятие по предмету «Литературное соревнование «Своя... 1 141.97kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Программа по Священному Писанию Нового Завета для 2-го курса отделения... 2 491.27kb.
Рабочая программа по предмету «русская литература» для 9 класса 2 416.06kb.
Контрольная работа №1 по предмету «История» для студентов I курса... 1 82.89kb.
Рабочая программа по ученбному предмету «музыка» для 5 класса 2 382.78kb.
Материал для заочного обучения 1 52.85kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса домашнее обучение 1 490.09kb.
Рабочая программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 5... 1 353.66kb.
1 cтратегия развития банковского сектора в таджикистане в течение... 2 457.62kb.
Спа и термы. Монтекатини терме 1 58.24kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект по предмету «Патрология» для 3 класса сектора заочного обучения - страница №1/9



УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ХАРЬКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Харьковская Духовная Семинария

КОНСПЕКТ

по предмету «Патрология»

для 3 класса сектора заочного обучения.

Часть I. Писания мужей апостольских

Составил:

канд. богословия



Михалицын П.Е.
Харьков – 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВОДНЫЙ КУРС 5

1.Наименование дисциплины. 5

2.Предмет, задачи и цель изучаемой дисциплины. 6

3.Методы изучения древнецерковной литературы. 7

4.Объём науки и определение термина «отец Церкви». 8

5.Признаки отца Церкви в отличие от других церковных писателей. 10

6.Авторитет отцов Церкви. 11

7.Понятия «учитель Церкви» и «церковный писатель». 12

8.Методология оценки святоотеческих мнений и трудов. 15

9.Основополагающий принцип святоотеческой письменности 15

10.Основные этапы развития патрологической науки. 16

I. Просопографический период (IV-XV вв.). 16

II. Начало и завершение систематизации (конец XVI- середина XIX вв.) 17

III. Период окончательного оформления «Патрологии», как научной дисциплины (втор. половина XIX- нач. XX века). 18



11.Издания и переводы патрологических памятников. 19

12.Русскоязычные издания и переводы патрологических памятников. 21

13.Основная литература. 24

Русскоязычная литература: 26



ОСНОВНОЙ КУРС 27

Понятие «мужи апостольские». 27

ΔΙΔΑΧΗ (учение 12-ти апостолов) 28

1. История открытия памятника. 28

2. Надписание. 28

3.План «Дидахи». 28

4. Источники формирования и жанр памятника, автор, время и место написания его. 29

5. Основные аспекты богословия. 30



Послание апостола Варнавы (Псевдо-Варнава) 35

1. Вопрос об авторстве «Послания» и древние свидетельства о нем. 35

2. Время и место создания памятника. 36

3. Содержание Послания. 37

4. Богословие «Послания» 37

Священномученик Климент, епископ Римский. 39

Сведения о жизни. 39



1-е Послание к Коринфянам 41

1. Исторические свидетельства о «Послании» 41

2. Место и время создания памятника. 41

3. Повод написания Послания. 42

4. Содержание Послания. 43

5.Богословское учение. 43



Второе послание Свящ. Климента к Коринфянам 45

1. Вопрос аутентичности (подлинности) Послания и его жанра. 45

2.Время, место происхождения и автор памятника. 45

3.Содержание Послания и его основные богословские идеи 46



Сочинения, приписываемые Свящм. Клименту , еп. Римскому. 50

1. «Два окружных послания о девстве», « De virginitate», «̉Επιστολαὶ ε̉γκύκλιαι». 50

2. «Псевдо-Климентины» или «Климентины» (Κλημέντια) 50

Священномученник Игнатий (Богоносец), епископ Антиохийский. 51

1. Сведения о жизни. 51

2.Время происхождения посланий Свящ. Игнатия Антиохийского 53

3. Богословие посланий Св. Игнатия Антиохийского. 54



Священномученик Поликарп, епископ Смирнский 65

1. Сведения о жизни 65

2. Мученичество Св. Поликарпа (Martyrium S. Polycarpi) – древнейший представитель агиографического жанра. 67

Послание к Филиппийцам Свмуч. Поликарпа еп. Смирнского. 71

1. Время, место и повод написания Послания 71

2. Жанр произведения и его структура. 71

3. Богословие Послания к Филиппийцам. 71



Книга «Пастырь» Ерма. 74

1. Сведения об авторе книги “Пастырь” 74

2. Время создания памятника 76

3. Место написания книги 76

4. Жанр и цель написания «Пастыря» 77

5. Наименование книги и ее состав. 78

6. Богословие книги «Пастырь» 78

Папий, епископ Иерапольский. 84

1. Сведения о жизни. 84

2. Литературная деятельность и некоторые аспекты богословия. 85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89




ВВОДНЫЙ КУРС




  1. Наименование дисциплины.



Патрологией (от греч. πατήρ, лат. pater «отец») принято называть дисциплину, изучающую биографии, сочинения, учения отцов Церкви. В буквальном значении Патрология (дальше – П.) – это «наука об отцах»1. Существует определённая градация в современной науке, которая отделяет термин «Патрология» от сходного ему термина «Патристика». В связи с этим «Патристикой» называется систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств (для догмы, морали, церковного строя и церковной дисциплины), которые служат для исторического обоснования христианских истин. Собственно же «Патрология» занимается помимо указанного еще и биографией и библиографией отцов Церкви, а также изучает их экзегетические воззрения, которые излагаются в отдельных произведениях того или иного отца Церкви и в которых зачастую выражается цельный образ их учений, с оттенением его индивидуальных особенностей2.

«Патрология», в противоположность «Патристике» занимается:

    1. личностью самого писателя и если нужно его жизнеописанием;

    2. изучением каталога его произведений;

    3. установлением их подлинности;

    4. выяснением возможных влияний или заимствований из других писателей3.

Следует также отметить, что данная градация характерна для богословской науки (православной и католической). В светской науке она носит весьма условный характер. Поэтому термины «Патристика» и «Патрология» в лексике светских исследователей часто используются как взаимозаменяемые.

П. как богословская дисциплина имеет точки соприкосновения со следующими дисциплинами:

1) История догматов (или догматика);

2) История Церкви;

3) История христианской литературы;

4) Историческая литургика.

Но главное, что отличает П. от этих самостоятельных предметов – это рассмотрение истории христианской духовности через призму личности её творцов. Основополагающий принцип П., в связи с этим, может быть представлен следующим образом: личность автора прежде проблемы, события или литературного жанра. Иными словами богословскую теорию и историю Церкви мы стараемся рассмотреть глазами её творцов, т.е. отцов Церкви4.

  1. Предмет, задачи и цель изучаемой дисциплины.


В связи с тем, что главный предмет изучения науки П. составляют святоотеческие творения или произведения древнецерковной литературы, которые в свою очередь являются памятниками Священного Предания Церкви, то главную задачу, стоящую перед П., можно обозначить следующим образом: на основании изучения древнецерковной литературы проследить постепенное и непрерывное развитие и взаимную преемственность раскрытия в истории Церкви церковного сознания, выражающего Свящ. Предание (παράδοσις). Наряду с этим важной задачей дисциплины является выявление богословского базиса святоотеческих произведений (или «выделение кафолического сознания Церкви из исторического церковного сознания, всегда заключающего в себе черты своеобразия, индивидуальности и субъективизма»5) и расмотрения возможности его применения как для решения теоритических, так и для более успешного осуществления практических задач, стоящих перед Церковью в настоящее время.

Помимо этого в круг задач, стоящих перед П. входят такие научно-практические вопросы как определение объема исследуемой литературы (преимущественно святоотеческой), установление и построение ее хронологии, а также изучение исторической обстановки той эпохи, когда жил и трудился тот или иной отец Церкви, которая и оказала влияния на формирование его личности и мировоззрения6.

Из поставленных задач вытекает и основная цель изучения дисциплины П. – привести к пониманию и усвоению духа и содержания патристической литературы, показав её историческое развитие и значение. Достижение поставленных целей даст возможность не только правильно усвоить богатейшее святоотеческое наследие, но и поможет применить его бесценный материал для решения насущных богословских, дисциплинарных, морально-этических задач7.

  1. Методы изучения древнецерковной литературы.


К основным методам изучения П. можно отнести историко-критический метод и метод богословской систематизации.

На основании историко-критического метода святоотеческие творения изучаются с учётом той исторической обстановки, в которой жили и писали Св. отцы, а также с учётом того влияния, которое оказала эта обстановка на творчество церковных писателей. При этом творения отцов Церкви рассматриваются с учётом свидетельств внешней (т.е. занимающейся исследованием истории текста) и внутренней (занимающейся исследованием самого текста) критики их произведений.

Метод богословской систематизации призван выявить богословский базис (основу) святоотеческих творений, представив их в систематическом виде.

  1. Объём науки и определение термина «отец Церкви».


Как отмечал проф. К. Д. Попов, что данная дисциплина «названа Патрологией не потому, что она обязывалась говорить об одних только отцах Церкви, - она обнимает всех древних церковных писателей, - а потому, что святые отцы – носители, свидетели, истолкователи и защитники Откровенной истины в таком виде, в каком она сохранилась в Церкви, - составляют главнейший и существеннейший элемент ее - Патрологии»8. Более того, именно в Патрологии в отличие от истории древнехристианской литературы, как справедливо писал проф. С. Л. Епифанович, вся христианская письменность рассматривается сквозь призму церковной рецепции, которая уделяет особое внимание и отдает безусловное предпочтение святоотеческой литературе9.

Т.о. объём науки должен быть по преимуществу ограничен рамками святоотеческих, несомненно подлинных, творений. Очевидно, что для выявления этого объема необходимо дать определение термину «отец Церкви».

Необходимо отметить, что западная патрологическая наука под термином «отцы Церкви» понимала почти всех христианских авторов первых веков. Православное сознание не может согласиться с такой постановкой вопроса, так как в разряд «отцов Церкви» необходимо будет отнести наряду с известными святителями и подвижниками и таких авторов как Тертуллиан, Ориген и др., т.е. людей погрешающих в том или ином пункте против церковного учения и дисциплины.

К IV веку объём понятия «отец» сужается до строго ортодоксальных авторов, причём в основном – епископов Церкви10.

Одним из первых официальных списков «отцов» был т.н. «Decretum Gelasii de libris recipiendis et non recipiendis» (Декрет папы Геласия о книгах избираемых и отвергаемых), приписываемый папе Геласию (+496). Список содержит имена, следующих отцов, признанных строго православными: Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Феофил Александрийский, Кирилл Александрийский, Киприан Карфагенский, Иларий Пиктавийский (Поатьерский, Pictauiensis +368), Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Иероним Стридонский, Проспер Аквитанский и папа Лев Великий11.

Подобный список приводится и в документе Восточной части Церкви (2 Прав.VI В.С.). Интересно, что в первом списке среди имён епископов фигурируют и пресвитеры: Иероним и Проспер12. Этот факт свидетельствует о достаточной гибкости определения термина «отец Церкви», по которому в число последних входили пресвитеры, диаконы, монахи и миряне. И вполне логично, что «отцом Церкви» можно признавать любого выразителя и хранителя Св. Предания, в правильных понятиях толкующего апостольскую веру для своих современников и отличающегося святостью жизни и благочестием, независимо от того какое служение он осуществляет: священническое или общехристианское.

Т.о. под термином «отцы Церкви» (πατέρες τη̃ς ε̉κκλησίας, patres ecclesiastici) нужно понимать надёжных представителей и выразителей церковного Предания в вероучении, свидетелей и судий истинной веры. Они образуют определённую и твёрдо ограниченную группу, предшествующих тому или иному собору учителей веры, причём имя πατέρες указывает не столько на древность, сколько на церковное значение носителей его13.

Из этого определения вполне очевидно, что отцы Церкви не могут быть ограничены только эпохой В.С., как справедливо отмечал свт. Филарет арх. Черниговский, «Как Церковь Христова будет существовать до скончания мира, так до скончания мира будут являться в ней для нужд Церкви избранные орудия Духа Божия», т.е. святые отцы14. Его мысль хорошо дополняет высказывание епископа Диоклийского Каллиста Уэра: «Мы не вправе смотреть на Отцов как на археологические «находки» давнего прошлого. Мы должны видеть в них наших современников, спрашивать себя: что они сказали бы, если бы жили в наше время и сталкивались с проблемами, которые стоят перед нами? В этом смысле патристическая эра продолжается и поныне. Отцы – путеводители нашего богословского мышления, и мы должны видеть в них живых свидетелей»15.




  1. следующая страница >>