страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Конспект открытого урока русского языка по теме «Лексика. Фразеология» 9 «Ш» класс. - страница №1/1
![]() План – конспект открытого урока русского языка по теме «Лексика. Фразеология» 9 «Ш» класс . Учитель Харьковская Н.А. Цели и задачи урока:
Оформление: проектор, экран, толковые словари, раздаточный материал для учащихся (приложения №1,2, 3, 4, 5) Этапы урока. /. Оргмомент, объявление темы урока, запись числа и темы. II. Целеполагание. - исходя из темы урока, поставьте для себя несколько целей. Сформулируйте, зачитайте. Учитель обобщает и подводит к целям данного урока.
1. Фонетическая, орфоэпическая разминка (задание на экране через проектор) - В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове СЫН ? Щиплет, жизнь, циркуль, щит, чистка, включит, шире. Ответ: (ключ на экране). Жизнь, циркуль, шир'е.
IV Актуализация знаний учащихся по теме «Лексика. Фразеология». - Расскажите о лексической принадлежности (лексическая группа) вышеприведенных слов (слова из предыдущего задания на экране). 1. Работа в группах. Повторение теоретических сведений по лексике и фразеологии (учащиеся разбиты на 4 группы, каждая группа получила домашнее задание: подготовиться по следующим теоретическим вопросам: 1гр. Лексика русского языка как система. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность. Прямое и переносное значение слов. 2гр. Словари. Толковый словарь. Словарная статья. Згр. Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы и их разновидности).Контекстуальные синонимы, антонимы. 4гр. Фразеология. Фразеологизмы. Лексические средства выразительности.
2. Рефлексия.
Работа в группах с толковым словарем, обсуждение. 1гр. - Найти словарную статью с устаревшим словом, доказать. Рассказать о словарной статье. 2гр. - Найти словарную статью с заимствованным словом, доказать. Рассказать о словарной статье. Згр. - Найти словарную статью, где слово будет в переносном значении, доказать. Рассказать о словарной статье. 4гр. - Найти словарные статьи с омонимами, доказать. Рассказать о словарных статьях. Выступление групп.
Методический прием «Квадрат». Нахождение сравнений. Задание записано на доске. Найдите в данных предложениях сравнения и впишите их в квадрат. 1. Лес, точно терем расписной,
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин). 2. Белая береза под моим окном
На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин).
На тумбе сидит, как матрешка. (Н. Матвеева).
- Сделайте вывод: чем может выражаться сравнение?
V. Новый материал. 1. Комментарий учителя по двум последним вопросам (использование экрана и проектора) Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично - совпадающие в своем значении (абонемент -абонент) Парономазы - близкие по звучанию слова, имеющие разные корни (корнет -кларнет). Смешение паронимов - ошибка ! Одеть шапку (неправильно) - надеть шапку Эффективная внешность (неправильно) - эффектная внешность. Смешение паронимов приводит к обеднению языка. Рефлексия. а) Попробуйте привести свои примеры смешения паронимов. б) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. (Каждая группа
1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение. 2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых
Все учащиеся. в) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов (задание на экран через проектор)
Ответ: 1 - каменистой (покрытой камнем) 3 - дождевая (несущая дождь) 5 - предоставлена Индивидуальная работа по карточкам (8 человек) (В каждой группе по 1 человеку - 4 человека) К1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употреблять информативный? Справка: информационный - относящийся к информации информативный - несущий информацию, насыщенный информацией.
3). Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной. 4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы. Ответ: 3 К2. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый? Справка: взрывной - прилаг. к взрыв взрывчатый - способный взорваться
Сбор работ по карточкам, оценивание в конце урока. 2. Типы фразеологизмов (проекция на экран) Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, которое употребляется как целая единица (тертый калач)
Рефлексия. 1. Игра «Перевертыши» (все учащиеся) Перед учащимися «перевертыши» - устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите первоначальный вид. Определите стилистическую окраску. Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать собственной глупостью, прийти из бытия, бессчетные ночи, взять начала. Ответ: старая истина, войти во вкус, жить чужим умом, уйти в небытие, считанные дни, отдать концы.
Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька - тот с поросятами убивается. (М. Зощенко). Ответ: с жиру бесятся (просторечный). К2. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его. Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург (И. Гончаров). Ответ: в обетованную землю (книжный). КЗ. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его. «У тебя же золотые руки! - скажут ему. - Ты бы мог знаешь как... жить!» ( В. Шукшин) Ответ: золотые руки (нейтральный). К4. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его. Кто держится на своих ногах, живет свои умом, пути своей жизни не кривит - у того человека своё отдельное место в жизни и на земле. (В. Астафьев) Ответ: живёт своим умом (разговорный). Пока все играют в «Перевертыши», учащиеся индивидуально готовятся по карточкам, затем выступают. Самопроверка. Ключи на экране через проектор Ключ 1в.
Ключ 2в.
Оценка «5» - 9-10 заданий , «4» - 7-8 заданий , «3» - 5-6 заданий, «2» - 0-4 зад VI.! Итог урока «5»- «4»- «3»- «2»- VIII. Домашнее задание на выбор 1.Учебник стр. 24-40 упр. 50, 66.
Какие русские названия женщин по национальности имеют паронимы, а какие омонимы? Оформите материал в виде таблицы.
К1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употреблять информативный? Справка: информационный - относящийся к информации информативный - несущий информацию, насыщенный информацией.
3). Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной. 4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы. Ответ: К2. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый? Справка: взрывной - прилаг. к взрыв взрывчатый - способный взорваться
Ответ:
Рефлексия. а) Попробуйте привести свои примеры смешения паронимов. б) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. (Каждая группа получает карточку и задание на экране) 1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение. 2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых
в) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов (задание на экран через проектор)
Индивидуальная работа (4 человека) К1. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его. Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька - тот с поросятами убивается. (М. Зощенко). Ответ: с жиру бесятся (просторечный). К2. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его. Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург (И. Гончаров). Ответ: в обетованную землю (книжный). КЗ. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его. «У тебя же золотые руки! - скажут ему. - Ты бы мог знаешь как... жить!» ( В. Шукшин) Ответ: золотые руки (нейтральный).
Кто держится на своих ногах, живет свои умом, пути своей жизни не кривит - у того человека своё отдельное место в жизни и на земле. (В. Астафьев) Ответ: живёт своим умом (разговорный). |