Конспект открытого урока по теме «Отношение христианина к природе» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект открытого урока русского языка по теме «Лексика. Фразеология»... 1 173.58kb.
Конспект открытого урока в 2 классе по теме: «Путешествие в Лондон» 1 36.83kb.
Конспект открытого урока по физике по теме «Воздухоплавание» 1 57.85kb.
«Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны края» 1 107.6kb.
Конспект открытого урока английского языка в 4 классе. 1 39.57kb.
Конспект урока производственного обучения по теме: "Обработка отдельных... 1 299.88kb.
Конспект открытого урока в 6 классе по истории России (фгос) 1 70.53kb.
Конспект открытого урока: «Музыкальный театр» 1 36.93kb.
Методическая разработка открытого урока английского языка в 8 классе... 1 36.27kb.
Конспект открытого урока 1 85.7kb.
План-конспект открытого урока по русскому языку с использованием... 1 71.61kb.
Ректоры, инспекторы и преподаватели Костромской духовной семинарии... 1 63.26kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект открытого урока по теме «Отношение христианина к природе» - страница №1/1

Конспект открытого урока по теме

«Отношение христианина к природе».

Цель урока: знакомство с христианским отношением к природе, как к творению Божию; осознание ответственности человека за вверенный ему мир.

Задачи урока:

Обучающая: познакомить обучающихся с христианскими представлениями о Боге как Творце мира; помочь понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением;

Развивающая: привести обучающихся к осознанию того, что в основе христианского отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом;

Воспитывающая: помочь уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе, понять связь природного и человеческого мира, особую роль человека в мире, обусловленную тем, что ему даны разум и совесть; сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы.

Оборудование урока: презентация, интерактивная доска.

Ход урока.

1. Выявление восприятия, мотивации.

- Ребята, вы часто гуляете за городом, ходите на дачи, бродите по лесу. Послушайте стихотворение Аполлона Майкова. Вам, возможно, знакомо чувство лирического героя этого стихотворения.

По ниве прохожу я узкою межой,

Поросшей кашкою и цепкой лебедой.

Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая!

Иду, с трудом ее руками разбирая,

Мелькают и жужжат колосья предо мной

И колют мне лицо… иду я наклоняясь,

Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,

Когда, перескочив чрез ивовый плетень,

Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный день.

О, Божья благодать!..

(Благодать – очень хорошо, прекрасно; в религиозных представлениях: сила, ниспосланная человеку свыше (первоначально для исполнения воли Бога)).

- Какой же должна быть душа человека, так тонко чувствующего красоту мира?

- Радовались ли вы когда-нибудь окружающему миру, восхищались ли им так же, как герой данной миниатюры, чувствовали ли в душе такую благодать? (слайды 1,2,3,запись выступления Большого детского хора ТВ и Радио - С.Рахманинов)

2. Постановка цели урока.

- Сегодня мы попытаемся понять, каким должно быть отношение христианина к природе.

- Есть мир, созданный Творцом, вложившим в него Свою любовь и мудрость. Вы с каждым днем убеждаетесь, что этот мир прекрасен. Есть человек. Он удивителен еще больше, ибо сотворен по образу и по подобию Божию. Каковы, по замыслу Божию, должны быть их отношения?

- Христианин полагает: Бог вручил человеку мир в надежде, что человек сохранит и приумножит его красоту. Человек должен быть старательным, бережливым хозяином, он призван строить отношения с окружающим миром на основах добра, милосердия, уважения, то есть по-Божески.



3. Обсуждение темы урока.

- Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой? (слайд 4)

- Больно нашей Матушке-земле, когда обижают ее, мусор бросают, вырубают леса, загрязняют реки, воздух. Очень ей больно Все землетрясения, ураганы и смерчи – это страдания нашей матери-земли. Это попытки восстановить утраченную гармонию.
- Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу? (выгода)
- Действительно, в последнее время человек слишком увлекся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда – побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в окружающем мире прекрасный храм Божий
- Что произошло с его душой?
4.Инсценировка сказки и ее обсуждение.
Жил-был царь. Задумал он построить себе новые палаты – деревянные, резные, с узорами и камнями драгоценными. Приказал своим слугам вырубить большой и красивый лес на берегу озера, который был любимым местом отдыха жителей королевства. Люди приходили сюда забыть свои печали, горести, поговорить с травой, цветами, послушать птиц, помечтать о высоком и прекрасном. Горько и страшно стало им, когда узнали о решении царя, долго просили сохранить природу, но царь их прогнал. Не послушал их мудрого слова, что нельзя Красоту губить.

Вырубили лес, а у царя новые палаты деревянные, резные, с узорами и камнями драгоценными… А у озера пусто стало, одни пеньки торчат. Люди слезами обливаются, былую Красоту вспоминают. Только странно, будто из-под земли какие-то вздохи слышатся, будто кто-то ворочается. Говорили, что это мать-земля плачет, раны свои залечивает. Вздохнет земля, будто ураган налетит, и все посевы царские с корнем вырывает. Заплачет земля – ливень поля затопляет. А однажды вскрикнула земля от боли – сильное землетрясение началось, разверзлась земная кора, и царские резные палаты поглотила.

Плачет царь, на жизнь жалуется. Вдруг видит, человек перед ним стоит.

- Я тебя не звал, - говорит ему царь.

- Земля-мать позвала меня помочь тебе от всех твоих несчастий, что обрушились на королевство, - отвечает незнакомец. – Ведь ты не послушал добрых советов простых людей не губить Природу, а построил палаты деревянные… А на берегу озера пеньки оставил. Долго мать-земля терпела, не хотела детям своим показывать, как тяжело ей, да не выдержала, застонала, заплакала, закричала. Вот откуда и ураганы, и ливни, и землетрясения. Никто на тебя несчастья не посылал. Ты сам причина их. Беды твои - слезы матери, что тебя родила и растила.

- Что же теперь делать? – спросил царь.

- Прощения просить у земли и раны залечивать, посадить новый лес на месте старого.

Незнакомец исчез.

Вышел царь на крыльцо, заплакал и сказал: «Прости, земля-мать, что тебе боль причинил, что страдать заставил». Упал на землю и поцеловал ее. Потом созвал к озеру людей помощи просить, чтобы новый лес на месте старого посадить, чтобы они вновь услышали, как птицы поют, деревья шумят, чтобы земля-матушка радовалась и ликовала. Так и сделали.

За один день вырос красивый, густой, высокий лес. Опять стали приходить сюда люди, любоваться красотой, мечтать о высоком и прекрасном… и царь каждый день в лес приходил, всей душой полюбил Природу, и она его простила. Не было больше в его королевстве ураганов, ливней и землетрясений. Долго прожил царь, много доброго сделал, и жизнь посылала ему удачу и счастье. (слайды 5,6,7,8)

- Чему учит эта сказка?
5. Беседа по теме урока.

– Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки – лес и степь, акулы - море, орлы – горы, в том числе, и от человека.

- Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.

Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.

– Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?

6. Выступление экологов.

Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн. гектаров.

Каждый год Земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель.

Каждый год на земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.

Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.

За последние 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.

Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тысяч видов растений и животных.

Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

Создается угроза существованию самого человека.

В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии. (слайд 9)

7.Работа с интерактивной доской.

– Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе? (слайд 10)



Задание 1. Составьте правила поведения в природе:

  • Не шуметь

  • Не ломать ветки деревьев

  • Не мусорить

  • Не срывать цветы

  • Ходить по тропинкам

Задание 2.

- Великий русский ученый М.В.Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги. Как вы думаете, что это за книги? (Библия и книга природы)

- Что Бог в них вложил? (В книгу природы Бог вложил законы природы, а в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение.)

Бог дал людям две книги:

Книгу природы Библию

в них вложены

природные законы заповеди

8. Работа с рубрикой учебника «Это интересно» (стр. 85).

- Прочитайте материал рубрики «Это интересно» о Ноевом ковчеге. (слайд 11)

Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки. (С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)

- О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?

- Чем отличается поведение Ноя, когда он в свой ковчег взял «каждой твари по паре», от поведения современного человека, который берёт к себе в дом обезьянку или медвежонка?

- Как связан современный человек с Ноем? Что сделал Ной для современного человека? Обязан ли современный человек Ною?

- Представь себе, как проходил день Ноя и его семьи, если ему приходилось кормить животных, а в его ковчеге плыли звери, одни из которых ели в первом часу ночи, другие – во втором, третьи – на рассвете, четвёртые – днём, пятые – на закате и т.д.
9. Отношение святых людей и животных.
- Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых.
Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица. , Святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

А вот что можно прочитать в житии мученика Неофита:

«Святой был осужден на съедение зверями. Святого привязали к столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.

Когда это происходило, пастухи привели к правителю огромного и весьма свирепого льва, которому, по их словам, в течение пяти дней не давали пищи. Все ужасались, глядя на этого льва, так как он был очень велик и свиреп. Лев, подошедши к святому, посмотрел на него, остановился и, склонив голову, испускал из очей своих слезы, точно реки из источников, а затем стал лизать ноги святого. Это был тот лев, которого Святой Неофит нашел на горе Олимп, в каменной пещере, и отослал в другое место, сам поселившись в его пещере. Узнав его, святой повелел ему возвратиться в первое свое жилище, на горе Олимпе, которое он уступил святому; при этом святой запретил ему когда-либо вредить людям. Лев, поклонившись мученику, пошел от него со страшным ревом, разломал двери ристалища и быстро прошел среди народа. Все бросились бежать, опасаясь свирепости зверя, но он никого не тронул и побежал в пустыню, по повелению святого, на прежнее свое место.» (Житие 3 февраля).

- Что же являет нам пример святых? (Гармонию можно восстановить, многое зависит от человека). (слайд с животными)

- В чем проявляется милосердие к животным? Как человек должен относиться к животным?

Не стоит высокомерно возноситься над созданиями Творца, только потому, что Он поставил нас над ними. И ещё, человек, лишённый жалости к животным никогда не сможет проявлять истинной жалости к людям. Св. Иоанн Кронштадский говорил: "Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, … чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением на людей". Пусть даже невозможно спасти всех  бездомных жучек и мурок,  можно постараться, хотя бы не обидеть при встрече зверушку. Хотя, не редки бывают случаи, когда люди впадают в другую крайность, очеловечивая животных, превращая их в объект для поклонения.

Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

В подборке на слайде16 собраны фотографии людей и животных, которые не побоялись открыть душу друг другу. Именно такие люди служат примером того, какой должен быть человек будущего, который будет жить в мире и гармонии со всеми, кто населяет нашу планету.

10. Подведение итогов.

- Ребята, сделайте вывод: каким должно быть отношение христианина к природе?

Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бесцельно рвать цветы и ломать ветки кустов и деревьев. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе человека создает привычку к безразличию, злобе и разрушению.

Давайте, ребята, постараемся в мире, любви и уважении строить отношения с животными, со всем Божьим творением.



11. Поэты и писатели о красоте природы. Приложение к уроку.

Туман, как сказочник слепой,

Сплетает быль и небылицы.

Пришла к реке на водопой

Ночь вороною кобылицей,

Оленем рыжим лунный свет

Задумчиво застыл у брода.

Я знаю: не было и нет

Безликой, неживой природы!

Не зря у предков испокон

Живой душой, умом и речью

Был каждый камень наделен

И каждый зверь очеловечен!

Ю.Оболенцев.(слайд 18)

Глухариная песня – это чудо! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им. Он пленник песни, пока она не окончена. По Н.Сладкову.(слайд 19, запись глухариной песни)



Берегите Землю!

Берегите


Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

М.Дудин.(слайд 20)

(слайд 21) «Есть такое твердое правило, - сказал мне однажды Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».



Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

На человеке лежит долг заботиться о всем творении, и потому всякий вред, без нужды нанесенный животному или даже растению, противоречит закону благодати.



Прп. Силуан Афонский

Литература

  1. Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

  2. Лебедянцев С.В., Симак С.В., Таумов И.Д. Русский язык 7-9. Сборник упражнений для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.; Издательство: Международный социально-экологический союз, 2010.

  3. Классные часы: 7 класс/Авт-сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2010.

  4. rmvoz.ru›forums/index.php/topic,295.0.html

  5. eparhia.ru›prihod_news/?ID=9878

  6. orendog.ru›Форум›?topic=1910.0

  7. dia-logos.ru›?p=1719

  8. ynical.org›2011-02-25-13-17-27/n-n-n-n-.html

  9. experiment-opk.pravolimp.ru›assets/attaches/187/…

  10. ant-m.ucoz.ru›…ork…otnoshenie_khristian_k_prirode

  11. soborpokrova.ru›schola/index.shtml?kuraev_opk…25

  12. school-internat.ucoz.ru›3.doc

  13. diak-kuraev.livejournal.com›68430.html