Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Республика Коми моя малая Родина» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока знаний по теме «Моя малая Родина» 1 166.58kb.
Конспект занятия по изобразительной деятельности ля детей старшей... 1 43.52kb.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе... 1 121.43kb.
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе... 1 45.47kb.
«Моя малая Родина» 1 53kb.
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному... 1 87.14kb.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому... 1 46.22kb.
Конспект совместной деятельности в старшей группе "Салют над городом" 1 70.08kb.
Конспект непосредственной образовательной деятельности Направление... 1 107.18kb.
Конспект организованной образовательной деятельности по художественному... 1 39.9kb.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей... 1 39.18kb.
Развлечение «Напитки коми народа» 1 35.04kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Республика - страница №1/1

МАДОУ «Детский сад №35 компенсирующего вида» г. Печора

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО ТЕМЕ «Республика Коми – моя малая Родина»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Познание»

«Белоствольная краса сотворяет чудеса».

Составитель:

Давыдова И.Ю. – воспитатель

МАДОУ «Детский сад №35

компенсирующего вида» г. Печора


г. Печора

2013 г.

Тема: «Белоствольная краса сотворяет чудеса».



Цель: Уточнение и обогащение знаний детей о дереве жизни – берёзе.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

- Познакомить детей с освещением коми избы – лучиной и её устройством (светцы).
Образовательная область «Коммуникация»

- Продолжать формировать у детей монологическую речь при последовательном описании предмета, выделяя его особенности и назначение.

- Продолжать учить детей давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы.

- Упражнять детей в подборе прилагательных.

- Развивать способность правильно выражать мысли, доказательную речь, логическое мышление, память, наблюдательность, воображение.
Образовательная область «Социализация»

- Развивать умение выслушивать своих сверстников, работать сообща при выполнении задания в составлении целого предмета из его частей.


Образовательная область «Физическая культура»

- Способствовать двигательной активности детей для обеспечения смены деятельности, упражнять детей в выразительности движений.


Образовательная область «Музыка»

- Использовать музыкальное произведение для обогащения содержания НОД.


Образовательная область «Труд»

- Создать предметно-развивающую для организации НОД.


Образовательная область «Художественное творчество»

- Развивать умение подбирать соответствующие иллюстрации для создания книги о берёзе.
Место проведение: групповая комната.
Продолжительность: 25 минут
Предшествующая работа: Экскурсии в парк; наблюдение на участке за берёзой в разные сезоны года; чтение рассказа Г. Скребицкого «Раненные деревья»; познавательная деятельность по теме «Знакомство с берестой»; рассматривание изделий из бересты; д/и «Опиши предмет»; знакомство с пословицами и народными приметами о берёзе; д/у «Попроси вежливо»; аппликация с использованием бересты «Укрась лукошко коми орнаментом»; подбор прилагательных и родственных слов о берёзе; рассматривание берёзовых почек, берёзового веника и рассказывание об их лечебных свойствах; рассматривание лаптей; заучивание стихотворения «Берёзовый сок» и стихотворения А. Прокофьева «Берёзка»; составление сложноподчинённых предложений «Я люблю коми край, потому что…»

Материально- техническое обеспечение: Картинки – берёза, сосна, ель; символы – лампа, красный крест, рука, стакан; сюжетные картинки – лучина, берёзовый веник и банка с настоем; схема описания предмета; берестяные изделия; берёзовый сок; хоровод возле берёзы; устройство для лучины – светцы; лучина; приспособление; разрезные картинки – веник, банка с настоем; предметы из бересты – туес, лукошко, лапти; банка с берёзовым соком; кассета с записью мелодии «Во поле берёза стояла»; магнитофон; салфетка.

Словарная работа: Чудеса, лучина, коптит, светцы, отщеплять от полена, белокорая, белоствольная, ненаглядная, исцелять, ингаляции.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как много сегодня у нас гостей. Давайте мы им улыбнемся, чтобы им было уютно у нас в гостях.

Воспитатель: А сейчас посмотрите на меня. Ребята, мы с вами знаем, что наш город находится в Коми Республике, на каждом занятие мы узнаем что-то новое о природе нашего родного коми края.

Воспитатель: Что есть в коми крае?

Предполагаемые ответы детей:

  • В нашем коми крае много лесов.

  • В лесах много полезных ягод и грибов.

  • Много разных лечебных трав, которые растут везде и рядом с нашим детским садом.

  • В лесах и в городе много разных деревьев, есть «чудо – дерево», его зовут лиственница.

- А почему «чудо – дерево»?

  • Потому что на нём желтеет хвоя и осенью опадает.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим раскрывать чудеса нашего коми края. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, если догадаетесь, что здесь лишнее?(Картинка с изображением сосны, берёзы, ели).

Дети: Берёза

Воспитатель: Почему берёза?

Предполагаемые ответы детей: Потому что у ели и сосны хвоя – они хвойные, а у берёзы листья – она лиственное дерево.

Воспитатель: Вы уже много знаете об этом чудесном дереве. А что можно сделать, чтобы о берёзе узнали другие дети? (Высказывание детей).

Воспитатель: Я предлагаю вам составить книжку в картинках о берёзе, а потом показать её детям другой группы, и рассказать, о чём в ней говориться. А как вы думаете, что будет на обложке нашей книги?

Дети: Берёза.

Воспитатель: Вот она. (Показ обложки, на которой изображена берёза). Расскажите о берёзе.

Предполагаемые ответы детей: У берёзы тонкие, развесистые ветви; зелёные, бархатистые листья, белый с чёрными полосками ствол, он покрыт корой – берестой; снизу он толстый, а сверху тонкий.

Воспитатель: Удивите берёзку и подберите красивые слова о ней.

Дети: Кудрявая, стройная, белокорая, белоствольная, красивая, светлая, пушистая, тонкая, родная, ненаглядная.

Физминутка:

Воспитатель: А сейчас мы все превратимся в берёзу и покажем, что с ней происходит в разное время года. Я буду говорить, а вы будете её изображать. Встаньте удобнее, чтобы не мешать друг другу.

Лето: Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками. (Дети поднимают руки вверх, кисти рук имитируют «шелест листьев», покачивают руками).

Осень: Опадают листья на берёзах, всё чаще дует сильный ветер, который раскачивает деревья из стороны в сторону. (Плавно опускают руки вниз, поднимают руки вверх, качают ими).

Зима: Веточки на берёзах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле. (Руки вверху имитируют «дрожание» веточек, низко наклоняют руки из стороны в сторону).

Весна: Тает снег. Веточки поднимаются вверх. Набухают почки, лопаются и появляются нежные листочки. (Руки вверху, пальцы рук собраны вместе, имитация пальцами как «лопаются почки» и кисти рук плавно расходятся в стороны, имитируя распускание листьев).

Воспитатель: Настало время собрать все странички книги по порядку, а помогут нам в этом картинки – помощники, которые находятся рядом с обложкой. (Картинки повёрнуты обратной стороной и пронумерованы).

Воспитатель: Откроем первую картинку. Что это? (Лампочка)

  • Что делает лампочка? (Светит)

  • А берёза может светить, освещать?

  • Ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики и послушать мой рассказ.

Раньше, когда не было лампочек, коми избу освещали лучинами. А как вы думаете, лучина – что это? (Высказывание детей).

Воспитатель: Рассмотрим её. (Показ щепки). Вот это лучина. Повторите.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Тонкая, деревянная, острая.

Воспитатель: Это обыкновенная щепка, которую отщепляли от полена, заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы, так как она ярче горит и не коптит, мало дыма от неё.

Воспитатель: А это приспособление называется светцы. Повторите.

Воспитатель: Как вы думаете, как его можно использовать? (Высказывание детей). Один конец лучины закрепляли так, чтобы она лучше горела, а другой вверху зажигали. Благодаря светцам лучину можно было переносить в любое место. Раньше под лучину ставили корыто с водой.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего? (Высказывание детей).

Воспитатель: Чтобы искры попадали туда и гасли.

Недаром в народе говорят про берёзу: « Первое дело мир освещать».



Воспитатель: Найдите первую страничку для нашей книги. (Дети выбирают страничку из предложенных).

Воспитатель: Откроем вторую картинку. Что это? (Красный крест).

- Где вы ещё такой красный крест видели? (На машине скорой помощи).

- К кому спешит скорая помощь? (К больному человеку).

- А как использовал берёзу для лечения коми народ?



Предполагаемые ответы детей (из полученных знаний в НОД).

- Чтобы не болела голова, подходили к берёзе и прислоняли к ней голову.

Свежие листья берёзы накладывали на ранки; отвар из листьев пили при кашле и простуде.

- Отваром из почек натирали спину, чтобы она не болела; прикладывали примочки к больному зубу.

- А самым главным лекарством был берёзовый веник.

Воспитатель: Как помогал берёзовый веник выздороветь?

Предполагаемые ответы детей:

- Запах листьев убивает болезнетворные микробы.

- Массаж делает человека бодрым.

Воспитатель: Да, берёзовый веник успокаивает, снимает боль, ускоряет заживлению ран, ингаляции лечат горло и насморк.

Воспитатель: А чтобы узнать верно, ли вы ответили про лечебные свойства берёзы, вам надо сложить из частей картинку. Это задание необычное, нужно вдвоём собирать картинку, дружно, помогая, друг другу. Садитесь за столы. Собирайте картинку и слушайте мелодию, под которую девушки около берёзы водили хороводы.

(Выполняют задание под мелодию «Во поле берёза стояла»).



Воспитатель: Что получилось на ваших картинках? (Берёзовый веник, банка с отваром).

Второе дело берёзы – людей исцелять.

Воспитатель: Подберите вторую страничку.

Давайте подойдём к нашим картинкам – помощникам. Что вы видите на этой картинке? (Руку).



Воспитатель: Как вы думаете, почему рядом с берёзой – рука? Что могут сделать руки?

Предполагаемые ответы детей: Погладить, обнять, полить, смастерить из бересты разные предметы.

Воспитатель: Почему в нашем коми крае люди использовали и используют бересту?

Дети: Потому, что в коми крае растёт много берёз.

Воспитатель: Какие предметы из бересты вы знаете?

Дети: Туес, лукошко, лапти, пестер, бусы, солонка, шкатулки, разные украшения.

Воспитатель: Давайте узнаем, какие предметы смастерил мастер. У нас за ширмой есть разные предметы, о них надо рассказать так, чтобы мы узнали эти предметы. А поможет вам вот эта схема. (Дети описывают предмет по схеме).

Дети: Этот предмет похож на цилиндр, бывает высоким и низким, жёлто-коричневого цвета, сделан из бересты, у него есть стенки, дно и крышка. В нём хранят мёд, молоко, квас. Что это за предмет? (Туес).

Дети: Этот предмет прямоугольной формы, коричневого цвета, бывает большим и маленьким, сплетён из бересты, у него есть дно, стенки, ручка. Его можно брать в лес по грибы и по ягоды. Что это за предмет? (Лукошко)

Дети: Этот предмет удобный, лёгкий, внутри ровный. Бывают большие и маленькие, светло-коричневого цвета, сплетён из бересты. Его надевали на ногу, в нём ходили зимой и летом. Что это за предмет? (Лапоть).

Воспитатель: Третье дело берёзы – людям помогать. Вот эта страничка, на ней изображён мастер Кочев Михаил Степанович.

Воспитатель: Осталась последняя картинка – помощник. Как вы думаете, что на ней может быть? (Высказывание детей).

Воспитатель: Что это? (Стакан).

Воспитатель: А как связаны между собой стакан и берёза? Для чего нужен стакан? Чем может напоить берёза и людей, и птиц, и насекомых? (Берёзовым соком).

Воспитатель: А можно ли оставлять надрез, из которого сочиться берёзовый сок? Почему? (Берёза погибнет, потому, что весь сок выбежит).

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы этого не случилось? (Надо замазать надрез глиной, мокрым песком).

Воспитатель: Какую примету о берёзовом соке вы знаете? (Если течёт по стволу много сока, то лето будет дождливое).

Воспитатель: Какое четвёртое дело берёзы?

Четвёртое дело – всех напоить.

Воспитатель: Подберите четвёртую страничку для нашей книги. Ребята, давайте вежливо попросим берёзку, чтобы она напоила всех нас берёзовым соком.

Дети: Берёзонька, напои нас, пожалуйста, берёзовым соком.

Как мы назовём нашу книгу? («Берёзонька», «Дерево – жизни», «Белоствольная красавица» т.д.).



Как вы думаете, все ли странички мы собрали для нашей книги?

Есть ещё странички для книги, о них мы поговорим на следующем занятии, а потом готовую книжку покажем ребятам. Спасибо. А теперь угощайтесь берёзовым соком и наших гостей приглашайте.