Конспект лекций Тема Социология в структуре социально-гуманитарных дисциплин План Предмет и объект социологии - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Конспект лекций Тема Социология в структуре социально-гуманитарных дисциплин План - страница №1/4


  1. Краткий конспект лекций


Тема 1. Социология в структуре социально-гуманитарных дисциплин

План


  1. Предмет и объект социологии.

  2. Структура социологии.

  3. Место социологии в системе социального знания. Функции социологии.

9.1.1.1.1.1.1.1Стремление понять и осмыслить общество, выразить свое отношение к нему было свойственно человечеству на всех этапах его развития. В прошлом каждый крупный мыслитель пытался сделать это в рамках своей философской системы. Однако как самостоятельная наука социология начала формироваться сравнительно недавно. Основы ее заложили в середине XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Термин "социология" (от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - слово, знание, учение) впервые был употреблен французским философом и социологом Контом и буквально означает «наука об обществе». Впоследствии развитие и оформление предмета социологии шло через появление все новых социологических концепций, каждая из которых разрабатывала свой аспект социальных отношений. Зачастую эти теории по своим теоретико-методологическим установкам противоречили друг другу, однако, говорить о формировании социологии как науки можно только учитывая всю совокупность этих конкурирующих между собой теорий.

9.1.1.1.1.1.1.2Для того чтобы понять особенности современного социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить методы, которыми социология оперирует. Для этого следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

9.1.1.1.1.1.1.3Единого, строго установленного определения социологии и ее предмета не существует. Однако при всем многообразии взглядов на специфику социологического подхода все же можно утверждать, что социология рассматривает общество сквозь призму интересов людей как общественных существ и стремится обнаружить, смысл, контекст, порожденный общественной природой существования человека.

9.1.1.1.1.1.1.4Объект социологического познания - вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы особым образом, объект социологического познания выступает как социальная система, как общество в целом и иначе выступать не может.

9.1.1.1.1.1.1.5Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-либо специфические, присущие конкретной сфере общественной жизни явления. Для социологического познания характерно стремление постичь природу социальных связей между людьми, по поводу чего они бы ни возникали, законов взаимного приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях социальной жизни, возникающих как спонтанно, так и преднамеренно.

9.1.1.1.1.1.1.6Социальные связи, с точки зрения социологии, это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное – это сфера отношений между более или менее широкими общностями людей и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. Таким образом, носителями социального выступают личности, социальные группы, общности, организации, структуры, а предметом социологии является изучение закономерностей проявления социального во всех сферах общества.

9.1.1.1.1.1.1.7Следовательно, социология - это наука о законах и закономерностях развития общества как социальной системы, о функционировании этой системы через такие ее составные элементы, как личности, социальные общности, институты.

9.1.1.1.1.1.1.8Исходя из определения предмета социологии как науки, можно отметить ее особенности:

9.1.1.1.1.1.1.91) Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это проявляется:



  • непосредственно, когда общество изучается как система;

  • в том, что в социологии все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого;

  • в том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, институты, общности ("первокирпичики") независимо от сферы социальной жизни, тем самым, раскрывая человеческий контекст процессов, происходящих в этих сферах. Иначе говоря, выходя из недр социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук.

9.1.1.1.1.1.1.10Вместе с тем, эта всеобщность не носит умозрительного характера, что связано со следующими свойствами, отличающими социологию.

9.1.1.1.1.1.1.112) Анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретный содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы.

9.1.1.1.1.1.1.123) Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены, возможно благодаря широкому использованию, наряду с теоретическими, эмпирических методов, конкретно-социологических исследований, нацеленных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами.

9.1.1.1.1.1.1.13Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность анализа реальности, доказательность, аргументированность и стремление познать реальные социальные явления глубоко, доходя до основы.

9.1.1.1.1.1.1.14Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность. При этом структура социологического знания представляет собой не просто совокупность информации об общественных явлениях и процессах, а определенным образом упорядоченную систему знаний об обществе как развивающейся социальной системе.

9.1.1.1.1.1.1.15В зависимости от уровня получаемого знания социология делится на теоретическую и эмпирическую. В то время как теоретическое социологическое исследование направлено на обобщение и анализ накопленного знания об обществе, в центре эмпирического исследования находится само накопление, сбор фактического материала о социальных явлениях и процессах и его первичная обработка. Кроме этого, существует деление социологии на фундаментальную и прикладную в зависимости от того, решает ли она собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель – построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если цель - выработка практической ориентации, то оно относится к прикладной социологии.

9.1.1.1.1.1.1.16Разделение социологии на теоретический и эмпирический уровни знания отразилось в ее разделении на макросоциологические и микросоциологические теории. И та, и другая группа теорий пытается дать целостное описание и объяснение общественной жизни, но делают это с принципиально разных позиций.

9.1.1.1.1.1.1.17Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень выступает в этих теориях как решающий и определяющий. Они изучают крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и др.). В современной западной социологии к макросоциологии относятся такие теоретические концепции, как структурный функционализм, неоэволюционизм, неомарксизм, структурализм, теория конфликта и др.

9.1.1.1.1.1.1.18 Микросоциологические теории (символический интеракционизм, этнометодология, теория обмена, анализ социальных сетей и др.) сосредоточены непосредственно на сфере социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, в сфере социального поведения и эго мотивации и т.д.).

9.1.1.1.1.1.1.19Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют социологические теории среднего уровня или специальные социологические теории. Теории "среднего уровня", идею которых предложил в 1947 году американский социолог Р.Мертон, аккумулируют эмпирические данные и играют роль посредников в структуре социологии. Они направлены на теоретическое осмысление той или иной социальной подсистемы. К теориям среднего уровня относятся, например, социология политики, экономики, организаций и управления, труда, экологии, досуга, молодежи, семьи, образования и т.д.

9.1.1.1.1.1.1.20Место социологии в системе научного знания определяется ее функциями. Одной из важнейших функций социологии, как и любой науки, является познавательная. Она на всех уровнях обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о социальной жизни и закономерностях ее развития, теоретическое осмысление происходящих в обществе явлений и процессов, их потенциальных тенденций.

9.1.1.1.1.1.1.21Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, состоящая в том, чтобы разработать практические рекомендации по управлению обществом на основе теоретического и эмпирического анализа социальных процессов и явлений. В рамках этой функции проявляются ряд ее других функций, как, например, функция социального контроля, прогностическая функция, функция социального планирования.

9.1.1.1.1.1.1.22Социология, несмотря на стремление ученых-социологов к объективности в изучении общества, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Как уже отмечалось выше, социальная сфера – это сфера жизнедеятельности различных социальных групп, имеющих различные не только социальные, но и политические интересы, а значит, результаты исследований могут быть использованы соответствующими социальными группами и их представителями для реализации собственных целей. Кроме того, социолог сам является носителем интересов определенных социальных групп, что также не может не накладывать отпечаток на ход и результаты исследования. Однако социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию общественных отношений. В этом смысле говорят о гуманистической функции социологии.

9.1.1.1.1.1.1.23 Структура социологического знания и функции социологии указывают на ее место в системе наук, изучающих общество, таких как, например, история, политология, экономика, психология и т.д. Социология охватывает общество в целом, рассматривает его под своим специфическим углом зрения. Так, она изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, но для нее закрыт внутренний мир отдельного человека. Его исследует психология. Социология анализирует социальные отношения, социальные связи и взаимодействия, социальную структуру общества, социальный статус личности, социальной группы, но исследование политических отношений, политических систем, политических механизмов, действующих в обществе, проблем взаимодействия человека как гражданина и власти – это задача политологии.

9.1.1.1.1.1.1.24Поскольку все науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя в той или иной степени социальный аспект, сложилась система исследований на стыке наук: социально-политические, социально-экономические, социально-демографические, социально-психологические. Так, например, на стыке социологии и психологии появилась новая наука – социальная психологии, которая описывает человека в его непосредственном окружении, затрагивая при этом механизм взаимодействия людей в малой группе. Механизм формирования политического поведения, принципы моделирования этого поведения и управления им рассматривает политическая социология, соединившая политологию и социологию.

9.1.1.1.1.1.1.25

9.1.1.1.1.1.1.26Контрольные вопросы для СРС .

9.1.1.1.1.1.1.271. Место социологии в системе наук об обществе.

9.1.1.1.1.1.1.282. Теоретическое и эмпирическое в социологическом исследовании.

9.1.1.1.1.1.1.29



Рекомендуемая литература

  1. Социология: наука об обществе: Учебное пособие /Под ред. В.П.Андрущенко, Н.Н. Горлача. Харьков, 1996.

  2. Социология: Уч.пособие. /Под ред. А.Н. Елсукова. Минск, 2000.

  3. Тадевосян Э.В. Социология. М., 1994.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.,1995.

9.1.1.1.1.1.1.30

9.1.1.1.1.1.1.31

9.1.1.1.1.1.1.32

9.1.1.1.1.1.1.33Тема 2. Основные направления в истории социологии.

План


9.1.1.1.1.1.1.34 1.Основные этапы становления социологии.

9.1.1.1.1.1.1.35 2.О.Конт – родоначальник социологии.

9.1.1.1.1.1.1.36 3.Классический этап развития социологии.

9.1.1.1.1.1.1.37 4.Социология ХХ века. Структурный функционализм.

9.1.1.1.1.1.1.38 5.Социологические взгляды на развитие общества и личностей казахских мыслителей ХIХ – ХХ веков : Ч.Валиханова, А.Кунанбаева , А.Байтурсунова , А.Букейханова и др.

9.1.1.1.1.1.1.39

9.1.1.1.1.1.1.40 Как самостоятельная наука с собственным полем деятельности и оригинальными представлениями о том, каким образом надо изучать свой предмет, социология сформировалась относительно недавно. Связано это с тем, что объект новой науки – общество современного (модерного) типа, возникшее и первоначально развивавшееся в Европе, совершенно не вписывалось в традиционные социально-философские построения и потому его становление не поддавалось рациональной трактовке, необходимому предвидению. С возникновением индустриальной цивилизации изменились образ жизни и привычные связи между общественными группами, произошло перераспределение власти и влияния, коренным образом усложнилась система социального управления. Сложившиеся ранее представления об общественном устройстве были подвергнуты пересмотру.

9.1.1.1.1.1.1.41 Хотя древние цивилизации и молодая европейская (античная) культура имели развитые понятийные системы о «правильной» социальной организации и принципах государственности, лишь в Новое время были поставлены вопросы о личности и едином общественном организме, революционным образом переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства. Классические представления о природе человека и социальном устройстве не были опровергнуты новой общественной реальностью, но они оказались недостаточными в объяснении этого особого человеческого мира, в котором были установлены неизвестные доныне правила игры.

9.1.1.1.1.1.1.42Первые упоминания об обществе и отношениях между людьми зафиксировано в мифах, но в них не давалось даже примитивного научного объяснения социальных фактов и явлений. Основное место в мифах занимают идеи рождения и развития

9.1.1.1.1.1.1.43человека, связи его с мирозданием. Наблюдения людей этого периода зафиксированы в древних письменах. Постепенно мифы уходили в прошлое, и им на смену приходили первые примитивные научные знания.

9.1.1.1.1.1.1.44Философия стала исторически первой формой теоретического знания. Развитие социологии претерпело множество этапов, но большинство социологов сводят развитие социологической мысли к трем основным периодам:

9.1.1.1.1.1.1.45- донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы ХIХ века),

9.1.1.1.1.1.1.46- классическому (50-е годы ХIХ века – начало ХХ века),

9.1.1.1.1.1.1.47- современному (начало ХХ века – до настоящего времени).

9.1.1.1.1.1.1.48Для каждого этого периода характерны свои особенности.

9.1.1.1.1.1.1.49Первыми социальными философами, которые изучали общество,

9.1.1.1.1.1.1.50его традиции, обычаи, нравы, взаимодействия людей были античные ученые:

9.1.1.1.1.1.1.511. Сократ (ок. 470-399 до н.э.).

9.1.1.1.1.1.1.522. Демокрит (ок. 460 до н.э.).

9.1.1.1.1.1.1.533. Платон (427-347 до н.э.).

9.1.1.1.1.1.1.544. Аристотель (384-322 до н.э.).

9.1.1.1.1.1.1.55 Эти ученые и их труды оказали значительное влияние на дальнейшее развитие науки об обществе. Сократ первым из ученых исследовал общество теоретическими

9.1.1.1.1.1.1.56методами, в системе научных категорий. Закон, по мнению Сократа, является основой функционирования общества, а главным в обществе являются личностные человеческие проблемы. Он первым из ученых осуществил попытку систематизации существующих государств и управления в них. Демокрит осуществил попытку проанализировать истоки и причины возникновения общества, изучить процессы его функционирования и развития, определить причины и условия разделения общественного труда. Высокую оценку Демокрит давал нравственным качествам граждан, а лучшим государственным устройством полагал – рабовладельческую демократию. «Государство» Платона - первый труд о социальном устройстве

9.1.1.1.1.1.1.57государства, истоках возникновения, развития, путях совершенствования и построения идеального государства. При этом Платон не разделял понятие «общества» и «государства», которые основываются на разделении общественного труда. Управлять государством, по мнению Платона, должны нравственные,

9.1.1.1.1.1.1.58образованные и мудрые люди. Базироваться идеальное государство должно на законах, а не на воле и власти правителя. Аристотель утверждает, что главная задача государства – обеспечение счастья граждан. Впервые сделал попытку стратификации общества, полагая, что в управлении государством должны принимать участие все слои общества. Государство должно принимать меры, направленные на образование, воспитание и нравственное совершенствование граждан. Частная собственность должна быть у всех людей, она развивает здоровый эгоизм людей, а значительное неравенство опасно в государстве. Основное место в

9.1.1.1.1.1.1.59государстве Аристотель отводит среднему классу.

9.1.1.1.1.1.1.60В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV – Vвв.) и Фомы Аквинского (ХIII века).

9.1.1.1.1.1.1.61Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии теории об обществе. НиколоМакиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах «Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета

9.1.1.1.1.1.1.62«божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли – лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей– частная собственность.

9.1.1.1.1.1.1.63Любые средства допустимы при достижении цели построения сильного централизованного монархического государства. Эпоха Возрождения является временем возникновения нового направления социально-политической мысли – утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590-

9.1.1.1.1.1.1.641525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы.

9.1.1.1.1.1.1.65Период нового времени ознаменован трудами ученых Г.Гроция (1583-1645гг.), Т.Гоббса (1588-1645гг.), Б.Спинозы (1632-1677гг.). Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество – высший этап развития общества, которое основывается на юридических

9.1.1.1.1.1.1.66законах, признаваемыми всеми гражданами.

9.1.1.1.1.1.1.67Эпоха Просвещения (ХVIII век) представлена трудами ученых: Дж.Локка (1632-1704гг.), Ш.Монтескье ( 1689-1755гг.), Ж.Ж .Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784гг), Гельвеция (1715-1771гг),Гольбаха (1723-1789гг.) и др. Эти просветители стали основателями теории либерализма. Также значительный вклад в развитие обществознания внесли классики немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др. И.Кант обосновывает в своих работах приоритет

9.1.1.1.1.1.1.68общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной, центральной.

9.1.1.1.1.1.1.69Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития общества. Главные среди них – внутренние общественные противоречия. Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов -утопистов А.Сен-Симона (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.) и Р.Оуэна (1771-1858гг.).

9.1.1.1.1.1.1.70 Сороковые годы 19 века – период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) – французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретаремА.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в

9.1.1.1.1.1.1.71дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал “социальной физикой”, а 1938г. социологией. Это теория была изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» - главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает «закон трех стадий развития общества» –теологической, метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой

9.1.1.1.1.1.1.72характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первых стадии – теологической, все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия

9.1.1.1.1.1.1.73метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей – позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития. О.Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая иерархиюотматематики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня.

9.1.1.1.1.1.1.74Свою социальную теорию О. Конт подразделяет на социальную динамику, изучающую процессы изменения общественных явлений, и социальную статистику,

9.1.1.1.1.1.1.75изучающую социальную структуру и ее элементы. По мнению О.Конта, общество представляет собой целостную систему, в основе которой лежит разделение труда. О.Конт по праву считается основателем социологии еще и потому, что он заложил основы для придания социологии академического статуса отдельной науки. Труды

9.1.1.1.1.1.1.76О.Конта оказали большое влияние на творчество многих социологов, особенно Герберта Спенсера (1820-1903гг.) и Эмиля Дюркгейма (1858- 1915гг.), которые развили и обогатили теорию О. Конта.

9.1.1.1.1.1.1.77 Г.Спенсер - основатель органической школы социологии, разделил позиции О.Конта и рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г.Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную Ч.Дарвиным, но применительно к общественному организму.

9.1.1.1.1.1.1.78В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. Впоследствии этот подход был назван «социальным дарвинизмом».

9.1.1.1.1.1.1.79 Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818-1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике. Главное место в марксистском учении занимает всесторонний

9.1.1.1.1.1.1.80социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя. Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества – экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку

9.1.1.1.1.1.1.81общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди , соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Развитие общества – естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества – пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:

9.1.1.1.1.1.1.82- первобытнообщинный строй;

9.1.1.1.1.1.1.83- рабовладельческий строй;

9.1.1.1.1.1.1.84- феодальный строй;

9.1.1.1.1.1.1.85- капиталистический строй;

9.1.1.1.1.1.1.86- коммунистический строй.

9.1.1.1.1.1.1.87Дано описание основных и не основных классов буржуазного общества, рассмотрено понятие антагонистических противоречий, как непримиримых классовых противоречий, высшим проявлением которых является революция и коренное изменение общественно - политического строя. Эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое.

9.1.1.1.1.1.1.88 Значительной фигурой французской классической школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а не представлений о них. Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существовующая объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования социальных фактов.

9.1.1.1.1.1.1.89 Георг Зиммель (1858-1918гг.) – яркий представитель немецкой школы социологии, основатель «формальной социологии». «Чистые формы социальности» - предмет социологии по Г. Зиммелю. Эти формы не меняются при всех изменениях общества. Г.Зиммель изучал различные социальные формы:

9.1.1.1.1.1.1.90- конфликты,

9.1.1.1.1.1.1.91- конкуренцию,

9.1.1.1.1.1.1.92- подчинение и другое.

9.1.1.1.1.1.1.93Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г.Земмель рассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет и изучает закономерности развития общества, которые не могут быть осуществлены другими науками.

9.1.1.1.1.1.1.94 Макс Вебер (1864-1920гг.) - один из ярчайших ученых- социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. Он основатель “понимающей социологии”. М.Вебер работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. Он стремился систематизировать и обосновать социологический

9.1.1.1.1.1.1.95понятийный аппарат. Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной

9.1.1.1.1.1.1.96структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта. Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация социального действия – явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыре идеальных типа действия: традиционное,

9.1.1.1.1.1.1.97аффективное, целерациональное и ценностнорациональное. Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов. М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации

9.1.1.1.1.1.1.98и управления, этот подход нашел свое отражение в “ теории бюрократии”- теории идеального управления.

9.1.1.1.1.1.1.99

Рекомендуемая литература.


  1. Социология: наука об обществе: Учебное пособие /Под ред. В.П.Андрущенко, Н.Н. Горлача. Харьков, 1996.

  2. Социология: Уч.пособие. /Под ред. А.Н. Елсукова. Минск, 2000.

  3. Тадевосян Э.В. Социология. М., 1994.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.,1995.

9.1.1.1.1.1.1.100



9.1.1.1.1.1.1.101

следующая страница >>