Конспект итогового интегрированного занятия по природному миру для детей старшего дошкольного возраста - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Конспект итогового интегрированного занятия по природному миру для детей старшего - страница №1/2

Мы – друзья природы

(конспект итогового интегрированного занятия по природному миру для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы;  расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; учить детей рисовать в нетрадиционной технике (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).

Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.

Коррекционные задачи: развитие фонематического слуха; речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук; координации речи и движений.

 

Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, разгадывание ребуса, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, физкультминутка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, игра ТРИЗ «Хорошо – плохо», дидактические игры «4-й лишний», «Кто где живет», «Загадай мы отгадаем», «Живая и неживая природа», «Кто у кого», «С какого дерева лист, ветка», продуктивная деятельность.

 

Оборудование: фланелеграф, схемы живой и неживой природы, панно для модели «Лес», панно для раздаточного материала, сигнальные карты, магнитофон, запись «Голоса леса», конверт, мяч, клей, клеевая кисть, нитки, краски коричневого цвета, поролон, трафарет, лист белой бумаги, клеенка, салфетка, предметные картинки:


  • Листья и ветки деревьев: ель, сосна, береза, рябина, осина, черемуха, дуб, клен, липа;

  • Лекарственные растения: подорожник, мать-и-мачеха, душица, липа, одуванчик, ландыш, крапива, малина, шиповник;

  • Ягоды: голубика, брусника, земляника, крыжовник;

  • Грибы: подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор;

  • Птицы: дятел, сова, кукушка, клест;

  • Насекомые: бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела;

  • Животные: рысь, лиса, белка, волк, медведь, еж, крот, барсук;

  • Картинка с изображением вырубленного леса;

Картинки «Береги природу»

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.

Дети: Всем, всем добрый день.

          Прочь с дороги наша лень.

          Не мешай учиться,

          Не мешай трудиться.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

                                  Сияет солнце, воды блещут,

                                  На всем улыбка, жизнь во всем,

                                  Деревья радостно трепещут,

                                  Купаясь в небе голубом.

                                  Поют деревья, плещут воды,

                                  Любовью воздух растворен,

                                  И мир, цветущий мир природы,

                                  Избытком жизни упоен.

     Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Стихотворение о природе.

Воспитатель: Что такое природа?

Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Воспитатель: Какая бывает природа?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: Почему мы называем природу живой?

Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель: Что относится к живой природе?

Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.

Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.

Воспитатель: Составьте схему природы. (ребенок на фланелеграфе составляет схему природы).

Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Воспитатель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

                                Знаю лес и лес люблю,

                                В гости вас к себе зову.

                                Я люблю гулять по лесу,

                                В лесу хожу я каждый день.

                                Все в лесу мне интересно:

                                Каждый куст и каждый пень.

                                Я веселый старичок,

                                Старичок-Лесовичок!

     Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.

Воспитатель: Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке».

(сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).

Воспитатель: Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались?

Дети: В смешанном лесу.

Воспитатель: А какие еще бывают леса?

Ребенок:      Кусты и деревья, листочки на ветках,

                     Лиственный лес это, помните, детки.

                     Дуб в нем, березки, липы, рябинки,

                     Лещина, шиповник, ясень, осинки.

                     Если иголочки вместо листвы,

                     Хвойным тогда этот лес назови.

                     Если же есть и листва, и хвоинки,

                     Рядом и ели растут, и осинки,

                     Смешанным лес тот зовется, друзья –

                     Тут все деревья от «А» и до «Я».

Воспитатель: Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

Дети: Всех на свете он добрей,

          Лечит он больных зверей.

Воспитатель: Он лечил  зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.

                                         Тонкий стебель у дорожки,

                                         На конце его – сережки,

                                         На земле лежат листки –

                                         Маленькие лопушки.

                                         Нам он – как хороший друг

                                         Лечит раны ног и рук.

                                                                                 (подорожник)

                                         Летом рад я свежей ягоде медвежьей,

                                         А сушенная  в запас, лечит от простуды нас.

                                                                                  (малина)

Воспитатель: А какие еще растения используют для лечения простуды?

Дети: мать-и-мачеха, душица, липа.

                                         Липа – средство от простуды.

                                         Знают все о том повсюду.

                                         Хоть невзрачен липы цвет,

                                         Но полезней чая нет.

                                         При ангинах и простудах

                                         Пьют целебный липы чай.

Воспитатель: Какое лекарственное растение служит для улучшения аппетита?

Дети: корень одуванчика.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

                                          Я на розу так похож,

                                          Разве что не так хорош.

                                          Но зато мои плоды

                                          Всем пригодны для еды.

                                                                             (шиповник)

Воспитатель: Шиповник богат витамином С.

Воспитатель: Какой цветок лечит больное сердце?

Дети: Ландыш.

Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!

Воспитатель: Следующая остановка «Дары леса». Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите что на них изображено  и скажите, что лишнее.



Игра «4-й лишний».

Клюква, голубика, земляника, крыжовник.

Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.

Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.

Воспитатель: можно уничтожать мухоморы?

Дети: Нет. Мухоморы – лекарство для лосей.

Воспитатель: Наш путь продолжается. (проводится физкультминутка «Прогулка в лесу»), Включается фонограмма «Звуки леса»

                                        Дети по лесу гуляли,

                                        За природой наблюдали,

                                        Вверх на солнце посмотрели,

                                        И их лучики согрели.

                                        Бабочки летали,

                                        Крылышками махали.

                                        На нос села пчела,

                                        Посмотрите вниз, друзья.

                                        Мы листочки приподняли,

                                        В ладошку ягоды собрали.

                                        Хорошо мы погуляли!

                                        И немножечко устали!

Воспитатель: Остановка «Музыка в лесу».

Воспитатель: Ребята, что можно услышать в лесу?

Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.

Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.

                                            Кто в беретке ярко-красной,

                                            В черной курточке атласной?

                                            На меня он не глядит,

                                            Все стучит, стучит, стучит.

                                                                                         (дятел)

                                            И в лесу, заметьте, дети,

                                            Есть ночные сторожа.

                                            Сторожей боятся этих

                                            Мыши, прячутся, дрожа!

                                            Очень уж суровы

                                            Филины и … (совы)

                                            

                                             Гнездо не строит никогда,

                                             Соседкам яйца оставляет

                                             И о птенцах не вспоминает.

                                                                                         (кукушка)

Воспитатель: Какая из этих птиц перелетная?

Дети: Кукушка

Воспитатель: А каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями?

Дети: Бабочки, жуки, стрекозы, пчелы, шмели.

Воспитатель: как назвать их одним словом?



Дети: Это насекомые.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, объясните пословицу: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».

Дети: Лес – это дом и столовая для птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят деревья. Лес без птиц погибнет.

Фонетическая зарядка

«На полянке»

·        Птицы щебечут, а жуки – жужжат (ж-ж-ж)

·        Ручейки журчат, а комарики звенят (з-з-з)

·        Бабочки порхают, а листочки шелестят (ш-ш-ш)

Воспитатель: Следующая остановка «Лесные звери». Отгадайте, какое животное здесь зашифровано. (Крот)

 

 



 

 К                                 

 


Воспитатель: Где живет крот?

Дети: Крот живет в норе.

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Кто из животных решил занять чужой домик?

Дидактическая игра «Загадай мы отгадаем» (по плану: чем питается, где живет, окрас, особенности строения. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк).

Воспитатель: Кто из лесных зверей меняет шубки!

Дети: Заяц, белка, лиса.

Воспитатель: Кто впадает в зимнюю спячку?

Дети: Еж, медведь, барсук.

Воспитатель: А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных.

Дидактическая игра с мячом «Кто у кого».

Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями.  Я уверена, что вы знаете как надо вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда лесу и его обитателям. Рассмотрите рисунки. Какие дети поступают правильно? (работа с сигнальными картами: зеленый правильно, красный неправильно).

Проводится игра «Хорошо – плохо».                                         

Воспитатель: Ребята,  Старичок-Лесовичок оставил нам еще одно письмо.

В лесу случилась беда. Кто-то вырубил много деревьев. Нужна ваша помощь.

Воспитатель: Как мы можем помочь?

Дети: Надо посадить новые деревья.

Воспитатель: Правильно. Вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать.

                                Много леса – не губи,

                                Мало леса – береги,

                                Нет леса – посади.

Воспитатель: Я предлагаю нарисовать деревья и посадить их в лесу у Старичка-Лесовичка.



Пальчиковая гимнастика.

                                        На лужок пришли зайчата,

                                        Медвежата, барсучата.

                                        Лягушата и енот.

                                        На зеленый на лужок

                                        Приходи и ты, дружок.

Продуктивная деятельность «Дерево» (ниткопись, рисование поролоном).

1. Взять чистый лист и сверху наложить на него трафарет ствола дерева.

2. Взять поролон, набрать коричневой краски и примакивать сверху вниз, плотно заполняя краской  всю поверхность ствола.

3. Взять клеевую кисть и намазать клеем всю крону.

4. Взять нитки зеленого цвета и приклеить их.

5. Снять трафарет.

Спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом. Провожу индивидуальную работу. Предупреждаю об окончании работы.

(Готовые работы выставляются на мольберт).

Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что Старичок-Лесовичок обрадуется, увидев ваш подарок. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях. А нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети проходят через импровизированные ворота).

Воспитатель Вот и закончилось наше путешествие в лес. На каких остановках мы побывали?

Дети: «Айболит», «Дары леса», «Музыка леса», «Животные леса».

Воспитатель: На какой остановке вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Воспитатель: Назовите игры, в которые мы играли.

Воспитатель: Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?

Дети: чтение стихотворения «Лесные правила»

                   Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

                   Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

                   Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

                   Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

                   Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

                   Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

                   Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

                   Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

                   Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель: Занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.

 

Конспект комплексного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Семейные обычаи на Руси


Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; ознакомление с техникой рисования пером; индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»; выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.

Ход занятия

Дети входят в групповую комнату.



Воспитатель:

- Дети, а вы любите путешествовать?



Дети:

- Да.


Воспитатель:

- Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.



Дети:

- Снег, деревья, волшебный камень.



Воспитатель:

- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?



Дети:

- Направо.



Воспитатель:

- А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель:

- Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».



Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?



Дети:

- В русской избе.



Воспитатель:

- А почему вы решили, что это изба?



Дети:

- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.



Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?



Дети:

- Чугунок.



Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?



Дети:

- В нем варили кушать.



Воспитатель: показывает лапти.

- Дети, а это что?



Дети:

- Лапти.


Воспитатель:

- А для чего нужны лапти?



Дети:

- Их одевали на ноги.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.



Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.



Воспитатель: - Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети:

- Тезки.


Воспитатель:

- А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.

Дети рассказывают об известных им людям.

Воспитатель:

- Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети, ну уж если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.



Воспитатель:

- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?



Дети:

- Их клали, когда купали ребенка.



Воспитатель:

- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали уголек?



Дети:

- Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали зернышко?



Дети:

- Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали монетку?



Дети:

- Будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.



Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?



Дети:

- Одевали.



Воспитатель:

- А во что одевали ребеночка?



Дети:

- В отцову рубашку.

Воспитатель:

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?



Дети:

- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.



Воспитатель:

- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?



Дети:

- Красная, красивая, праздничная.



Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель:

- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?



Дети:

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.



Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?



Дети:

- Укладывали спать.



Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка?



Дети:

- В колыбельку.



Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?



Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:

- Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).



Дети:

- Деревянная, расписная.

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.



Воспитатель:

- Что же это?



Дети:

- Хлеб и соль.



Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?



Дети:

- Пели колыбельную.



Воспитатель:

- А что такое колыбельная?



Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.



Воспитатель:

- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?



Дети:

- Да.


Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?



Дети:

- Да.


Воспитатель:

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Мой день рождения – весной, в апреле. А ваш?

Дети перечисляют дни рождения.



Воспитатель:

- Молодцы, знаете когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?



Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.



Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы.

Смотрим на наш оберег (показывает образец).

Воспитатель:

- Из чего мы с вами его лепили?



Дети:

- Из соленого теста.



Воспитатель:

- А чем мы украшали?



Дети:

- Ягодой рябинкой, ленточкой.



Воспитатель:

- А как мы располагали рябинки?



Дети:

- Вверху, внизу, слева, справа.



Воспитатель:

- А какими узорами мы расписывали?



Дети:

- Точками, волнистыми линиями, листочками.



Воспитатель:

- Дети, а как мы располагали листики?



Дети:

- Слева и справа.



Воспитатель:

- Дети, но мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?



Дети:

- Угольками. Перышками.



Воспитатель:

- Да, гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные перышки и приступаем к работе.

Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?) После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель:

- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель:

- Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушку наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.



Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.



Воспитатель:

- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

- Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Ответы детей.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Конспект занятия для детей
старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»


Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Развивать художественные и творческие способности.

Материал и оборудование: игрушка «Солнечный зайчик»; весенние и зимние пейзажи; большие листы белой бумаги с наклеенными изображениями персонажей сказки К. Ушинского «Утренние лучи», акварельные краски, кисти 2-х размеров (на каждого ребёнка); палитра, карточки с графическими упражнениями (на каждого ребёнка); спокойная музыка (по выбору)

Ход занятия:

Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?


Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
В гости к нам кто-то пришёл. Кто же это? Это солнышко послало нам свой волшебный лучик (вносит игрушку Солнечный зайчик). Сейчас этот добрый волшебник прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в великих сказочников! Давайте порадуем нашего гостя весенней сказкой? Поможет нам сочинить сказку волшебное блюдце.

Ой, весна моя, ты весняночка.


Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка расскажись!

Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеёк, трава, дерево, звери… На нашем волшебном блюдце кто-то поселился. Это кот. Давайте сочиним вместе сказку. А называться она будет «Сосулька и кот»


«Жил был кот. Звали его …….. Он очень любил гулять, но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышел кот на крыльцо на солнышке погреться. Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.

Наше волшебное занятие продолжается. Солнечный зайчик опять коснулся нас своими лучиками. Теперь он превратил детей в художников. Итак, сказка продолжается.

Чтобы нарисовать весеннюю сказку, нужно проложить в сказку весенние дорожки.

(Дети выполняют графические упражнения на карточках)
/ / / / / / /
׀ ׀ ׀ ׀ ׀
– – – –
۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷
~ ~ ~ ~ ~

Что ж, дорожки в сказку проложены. А вот и солнышко взошло и стало рассыпать повсюду свои золотые ручьи, будить землю. Первый лучик коснулся зайчика, пошевелил ушками зайчик и весело запрыгал к ….(Даше). Второй лучик попал в ручеёк, зажурчал, зазвенел ручеёк и побежал к … И так далее.

А нарисовать весеннюю сказку нам помогут акварельные краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеёк. И голубое небо … Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой сказки? (Воробья, муравья) А из голубой? И т.д.
Дети рисуют на листах бумаги свою сказку.


Занятие на патриотическую тему в старших и подготовительных группах



Цель: Активизировать занятия детей об исторических событиях и памятниках . Побуждать высказываться об услышанном, сопоставлять факты, рассуждать. Способствовать созданию радостной атмосферы, закреплению интереса к истории Отчества.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте! Я - Королева Историй. Я слышала, что вы любите и знаете Историю, и решила сама убедиться в этом. Вы любите играть? Дети: Да!


Воспитатель: Тогда я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Колесо истории», в ней мы с вами прикоснемся к истокам, к тому времени, когда наше могучее ныне государство называлось - Русь.
Правила игры таковы: Колесо разделено на 6 частей и участников тоже 6 человек, У каждого свой цвет, все остальные ребята разделены также по цветам. Это нужно для того, чтобы знать, какая часть детей может помочь своему по цвету участнику. Будьте внимательны, раньше времени не подсказывайте. Я приготовила в корзинах призы.
Итак. Вопрос участнику для красной дорожки. 1. Что такое Гардарика? Откуда появилось это название? Что означает? Ребенок: Гардарикой в переводе на русский язык - «Страна городов». Так Русь называли викинги, когда плыли по рекам, так как по берегам встречалось много городов.

Воспитатель: Вопрос участнику для зеленой дорожки:


А) О каком городе на Древней Руси говорили «Мать градам русским»
Почему?
Б) Какой город называли Великим господином и почему? Ребенок:
А) Так говорили о городе Киев. Он был сказочно красив, это первая столица земли русской.
Б) Так называли Новгород. Он порождал своим богатством, кипучей деятельностью, большими, чистыми улицами. В этом городе правил не один человек, а собрания - «вече» городских жителей. Воспитатель: Следующая команда готова к ответу? Тогда вопрос для участников на желтой дорожке.
В древней Руси никто не знал ни компаса, ни карты, а как узнавали названия городов? Назовите такие города.
Ребенок: Название городам давали по природным признакам, такие были в этой местности. Если сосны растут на одном берегу реки, то это город Сосницы, а если на другом берегу рос камыш, то этот город называли Камышин и только потом у городов появились гербы. Воспитатель: Вопрос участнику на синей дорожке. Кого называли князями, назовите имена?

Ребенок: Славяне жили родами, все были в родстве между собой. Главный среди родичей назывался князем. Были такие князья: князь Игорь, князь Владимир, княгиня Ольга.


Воспитатель: Следующий вопрос для участника на белой дорожке. Чем и как защищались города Древней Руси от врагов?
Ребенок: Насыпали огромный вал - земляная насыпь. Рыли глубокий ров -глубокая канава. Иногда наполняли водой. Строили Тыл - это заостренные бревна, поставленные плотно друг к другу. Засека - это поваленный лес. Эти сооружения строились вокруг городов.
Воспитатель: И вопрос для последнего участника. Были па Руси праздники, посвященные главному Богу Славян, какие это праздники? Что было главным Божеством?
Ребенок: Главным Божеством у славян было Солнце. Праздников, посвященных Солнцу, было два. Зимний - это Масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Делали чучело, водили хороводы вокруг него, а потом за кликами о весне его сжигали. Летний - это праздник, посвященный Солнцу - это Иван Купала. Ночью разжигали костры, прыгали через них. Плели из трав и цветов венки, которые потом бросали в воду, после все заканчивалось купанием.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы ответили. Ну, а теперь немного отдохнем. Физминутка (проговаривает текст воспитатель, а дети выполняют движения).
Дуйте, дуйте ветры в поле,                   - Плавное движение руками в стороны
Чтобы мельницы мололи                        - Круговые движения руками
Чтобы завтра из муки                                - Приподнимаются на носочки
Испекли нам пироги.                                 - Кланяются.

Солнышко, солнышко выгляни в окошко. (Движения «Пружинки» прыжки) Твои детки плачут, по камушкам скачут.


Воспитатель: Отдохнули? Тогда приступим к последнему испытанию. Видите корзинки в конце ваших дорожек? Сейчас я задам каждой команде по одному вопросу; Если ответ верный, вы забираете корзину, если нет в ответе, будет помогать Ваша команда?! Дети: Понятно!
Воспитатель: Вопрос для команды красного цвета. Назовите одно из блюд русской кухни в древней Руси? Ребенок: Блины
Воспитатель: Вопрос для команды на зеленой дорожке. Почему Красная площадь в Москве называется красной? От какого слова? Ребенок: От слова - красивая.
Воспитатель: Вопрос для участника на желтой дорожке. В Древней Руси не было бумаги, на чем писать? Ребенок: На бересте!
Воспитатель: Вопрос для участника на синей дорожке. Что в Древней Руси называли кашей? Ребенок: Свадебный пир.
Воспитатель: Следующий вопрос для участника на белой дорожке. Кто был первым русским царем? Ребенок: Иван Грозный
Воспитатель: И последний вопрос для участника на голубой дорожке. Как в Древней Руси назывались стихи? Ребенок: Былины!
Воспитатель: Вот о былинах нам сейчас расскажут стихотворение дети.
Наши русские былины, что курганы исполины.
Раньше были высоки, потихонечку осели
Да, видать не от веселья, а от старческой тоски.
Неизвестно им, былины ни про знамя над Берлином,
Ни про въезд гусар в Париж, ни про Пушкина с Дантесом.
Это, как за темным лесом в Домонголье не узришь.
Пред поэтом быть не просто в дело шла тогда береста
И для грамот, и лаптей пред стихи понатерпелись.
Приглушенно они пелись в свисте сабель и плетней. Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо за рассказанное стихотворение. Я получила огромное удовольствие, слушая ваши ответы и очень рада, что вы участники дошли до своих наград. А теперь можете открыть корзину и угостить свои команды.

следующая страница >>